Научная статья на тему 'АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В.И. Санюкевич, Л.И. Санюкевич, Л.П. Молодова

Cardiovascular function and the role of the vegetative system in cardiac rhythm regulation were studied in 42 students of a physical culture faculty throughout their studies. The greatest changes were observed in arterial pressure, vegetative index and endurance coefficient. Differences in cardiac rhythm regulation due to the type of autoregulation have been revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Санюкевич, Л.И. Санюкевич, Л.П. Молодова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.71-057.875:612.14

В. И. Сашокевич, Л. И. Сашокевич, Л. П. Молодова

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Брестский педагогический институт

Характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации требуют максимального напряжения важнейших функциональных систем организма студента. Одним из весьма чувствительных показателей состояния организма в процессе учебной деятельности является система кровообращения и его вегетативная регуляция.

В соответствии с этим нам представлялось актуальным изучение ряда вегетативных компонентов: частоты сердечных сокращений, артериального давления (АД), типа саморегуляции кровообращения и др. и степени участия вегетативных звеньев в регуляции синусового ритма сердца у студентов в динамике учебных занятий.

Обследовано 42 студента 18—20 лет факультета физического воспитания (24 юноши и 18 девушек). У них измеряли АД и частоту пульса в динамике учебных занятий с 15-минутными интервалом.

Расчетным методом определяли систолический 141 и минутный объемы крови, общее периферическое сопротивление, коэффициент выносливости — по формуле Квааса [21, вегетативный индекс (ВИ) — по формуле Кердо [31 (последний дает количественную информацию о регуляторных особенностях сердечной деятельности). Отклонения ВИ от нулевой линии рассматриваются как показатель напряжения адаптационных механизмов. Его положительное значение указывает на сдвиг вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического, а отрицательное — парасимпатического тонуса. Коэффициент выносливости (КВ) характеризует тренированность сердечно-сосудистой системы. Увеличение данного коэффициента свиде-тельствует об ослаблении возможностей сердечно-сосудистой системы, а снижение — об усилении. С целью детального анализа состояния сердечнососудистой системы устанавливали тип саморегуляции кровообращения [11. При нормальном АД он определялся в зависимости от того, на сколько отличаются фактические минутный объем крови и общее периферическое сопротивление от должных.

Интегральным показателем состояния системы кровообращения является АД, поддерживаемое как сердечными, так и сосудистыми факторами. По участию сосудистых н сердечных факторов в поддержании АД студенты распределены следующим образом. У 60% испытуемых оно поддерживалось сердечным, у 8% — сосудистым, у 32% — обоими компонентами. Функциональная перестройка си-,, стемы кровообращения в динамике учебных заня-* тий находит отражение в закономерных измене-

ниях АД. Максимальное АД на лабораторных занятиях снижалось у юношей с 132,3±2,2 до 119,6±2,7 мм рт. ст. (Я<0,01), у девушек—с 112,8±1,7 до 99,7±1.7 мм рт. ст. (Я<0,01). Снижение АД наблюдалось с начала занятий и продолжалось первые 60 мин. На 75-й минуте оно повышалось, однако и к концу занятий не достигало исходного уровня. На лекциях максимальное АД у юношей снижалось с 121,9±2,6 до 112,5± ±2,4 мм рт. ст. (Р<0,02), у девушек — с 110,4± ±2,4 до 105,4±3,2 мм рт. ст. (Я<0,01). Таким образом, на лекциях максимальное АД снижалось в меньшей степени (особенно у девушек), чем на лабораторных. Минимальное же АД изменялось незначительно.

Частота сердечных сокращений в динамике учебных занятий не изменяется, что характеризует средний уровень функционирования водителя ритма. Мы не обнаружили достоверных изменений средней частоты пульса, в то время как перестройка парасимпатических и симпатических тонических влияний на сердце, определяемая по вегетативному индексу, проявляется в значительной степени. При анализе полученных данных установлено, что средний ВИ в начале лабораторных занятий оказался достоверно (Р<0,02) выше у девушек (15,3± ±3,3), чем у юношей (4,6±2,3). Более высокий ВИ у девушек связан с тем, что сердечно-сосудистая система находится под преимущественным влиянием симпатико-адреналовой системы. В динамике восприятия лекций ВИ изменялся незначительно, на лабораторных занятиях у 82% обследованных наблюдался сдвиг его в сторону преобладания симпатического тонуса, особенно в течение первых 30 мин. У юношей в динамике восприятия лекций и лабораторных занятий отмечена тенденция к снижению этого показателя с 11,67± ±3,9 до 4,6±4,0 и с 4,6±2,3 до 0,9±5,1 с высоким коэффициентом вариации (378,7). Уменьшение ВИ к концу занятий у юношей обусловливалось снижением напряженности адаптационных механизмов (к конц^ занятий возрастают парасимпатические влияния). Все это свидетельствует о больших функциональных возможностях воздействия вегетативной нервной системы на сердце у юношей.

У девушек к концу занятий ВИ не достигал исходного уровня, что говорило о некоторой напряженности сердечно-сосудистой системы и влиянии симпатико-адреналовой системы после занятий. Изменения сердечной деятельности в процессе учебных занятий направлены на обеспечение умственной работоспособности студентов.

Т

— 35 —

Изменение ВИ у студентов со средним (/), сосудистым (2)

и сердечным (3) типом саморегуляции. По оси абсцисс — ВИ; по осн ординат — число обследованных.

Результаты измерения ВИ у студентов в динамике лекций и лабораторных занятий отражали существенные различия в управлении ритмом сердца в зависимости от типа саморегуляции кровообращения. У студентов со средним типом саморегуляции кровообращения вегетативный индекс колебался от —17 до +10. На рисунке это выражено двумя пиками, расположенными по обе стороны от нулевой линии. У студентов, имеющих сосудистый тип саморегуляции, ВИ колебался от —42,5 до +8, с максимумом —30—15, что соответствует сдвигу кривой в парасимпатическую сторону. У студентов с сердечным типом саморегуляции ВИ находился на правой стороне, что указывало на сдвиг вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического тонуса. На графике это представлено тремя пиками, сдвинутыми вправо.

Выявлены статистически достоверные различия характера изменений ВИ в зависимости от вида лабораторных занятий. Так, на коллоквиумах наблюдалось значительное повышение этого индекса на протяжении 2 ч. Таким образом, ВИ дает возможность легко оценивать степень адаптации организма к учебной деятельности.

Средний KB в начале занятий был достоверно выше у девушек как на лекциях, так и на лабораторных занятиях (1,84±0,13 и 1,77±0,04) по-сравнению с юношами, у которых он составлял соответственно 1,34±0,15 и 1,33±0,03. Обращает на себя внимание, что у девушек наиболее выраженное повышение KB (с 1,77±0,04 до 2.25±0,21, Р<0,05) наблюдалось во время лабораторных занятий. Увеличение этого коэффициента свидетельствовало об ослаблении возможностей сердечнососудистой системы.

Таким образом, психоэмоциональное напряжение во время лабораторных занятий п лекций изменяет ряд показателей гемодинамики. Обращает на себя внимание, что у некоторых студентов на протяжении 2 ч занятий происходит активация как симпатического, так и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Следовательно, умственная работа на занятиях обеспечивает определенную напряженность симпатико-адреналовых механизмов. К концу занятий показатели стремятся к исходному уровню.

Исходя из сказанного, изучение гемодинамики в процессе учебных занятий имеет важное значение для медицинского контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы у студентов.

Литература

1. Аринчин Н. И., Кулага Г. В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения. Минск, 1969.

2. Дьяченко Н. А. — Воен.-мед. жури., 1970, № 9, с. 45— 47.

3. Новожилов Г. Н., Давыдов Э. В. — Там же, 1969, № 8, с. 68—69.

4. Starr S. — Circulation, 1954, v. 9, p. 664—668.

Поступила 05.12.84

Summary. Cardiovascular function and the role of the vegetative system in cardiac rhythm regulation were studied in 42 students of a physical culture faculty throughout their studies. The greatest changes were observed in arterial pressure, vegetative index and endurance coefficient. Differences in cardiac rhythm regulation due to the type of autoregulation have been revealed.

УДК 612.745.6:331.015.111:621.311 «5»

С. А. Посохина, А. Н. Мусаткова

К ОЦЕНКЕ НАДЕЖНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ

В условиях ускорения научно-технического прогресса и повышения технического уровня производства возрастает сложность трудовой деятельности человека, в результате чего наблюдаются случаи снижения его функциональной надежности в течение рабочего дня ИЗ, 14).

В дистанционных системах управления техническим процессом, критичных к фактору времени, работающих в реальном его масштабе, надежность

работы оператора характеризуется отношением [61:

где Г„— время цикла решения определенной технологической задачи в промежуток 1-го времени;

— время, затрачиваемое на съем информации; /2—время принятия решения; 13 — время выполнения действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.