Оригинальная статья
Л.П. Жаркова (Смоленск), Л.В. Козлова (Смоленск), В.И. Макарова (Архангельск),
Н.Л. Избенко (Архангельск), О.И. Чиркова (Брянск), Е.И. Темникова (Калуга), Л.П. Парменова (Орел), М.К. Соболева (Новосибирск), Ж.В. Нефедова (Новосибирск), А.Л. Барсук (Нижний Новгород),
М.Л. Огнева (Нижний Новгород), Л.А. Сильверстова (Тула и Щекино Тульской области),
Д.В. Дадашин (Тула и Щекино Тульской области), С.И. Петрова (Санкт-Петербург),
Г.Г. Кетова (Челябинск), О.Н. Ершова (Череповец), Г.Н. Окунева (Череповец),
С.В. Дьяченко (Хабаровск), И.А. Торопова (Якутск)
Артериальная гипертензия детей и подростков: реальная проблема врача-педиатра
ПРОВЕДЕНО МНОГОЦЕНТРОВОЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В 13 ГОРОДАХ РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПОДХОДОВ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ (АГ) В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ, ПОЗВОЛИВШЕЕ ОЦЕНИТЬ ИХ ОПЫТ И ЗНАНИЯ. ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПО ДИАГНОСТИКЕ АГ БОЛЬШИНСТВО ПЕДИАТРОВ НЕ МОГУТ ПРИМЕНИТЬ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ВОЗРАСТНЫХ МАНЖЕТОК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АД, А ТАКЖЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ АД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕНТИЛЬНЫХ ТАБЛИЦ. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИАГНОСТИКИ АГ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВОЗМОЖНО ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ВРА-ЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АГ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА, ДЕТИ.
30
Артериальная гипертензия (АГ), распространённая у взрослых, долгое время считалась редкой патологией детского возраста. Однако исследования последних лет, проведённые как зарубежными, так и российскими специалистами, выявили, что повышенное артериальное давление (АД) нередко регистрируется и в детском возрасте. По данным популяционных исследований, проведённых в нашей стране, АГ среди детей и подростков наблюдается в зависимости от возраста и избранных критериев у 2,4-18% [1-4]. В настоящее время существует обоснованное представление о том, что у значительной части взрослого контингента больных АГ заболевание сформировалось в детском возрасте [5]. Реально оценить ситуацию с распространённостью АГ среди детей и подростков весьма трудно, так как отсутствует стандартизированная методика измерения АД, подготовленный персонал и единые критерии профилактики и лечения. Кроме того, имеется дефицит доказательных данных о соотношении медикаментозных и немедикаментозных методов лечения, эффективности антигипертензивных препаратов, а также возможных сроков их применения, что препятствует проведению адекватной профилактики и лечения АГ в детском возрасте [1, 6].
Таким образом, педиатрический аспект АГ представляет реальную эпидемиологическую и клиническую проблему. Это подтверждают доклады Американской рабочей группы по контролю АГ у детей и подростков, опубликованные в 1987 и 1996 гг. [7, 8].
Контактная информация:
Жаркова Людмила Павловна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии Адрес: 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28, тел. (4812) 61-13-01 Статья поступила 13.04.2006 г., принята к печати 18.09.2006 г.
L.P. Zharkova (Smolensk), L.V. Kozlova (Smolensk),
V.I. Makarova (Arkhangelsk), N.L. Izbenko (Arkhangelsk),
O.I. Chirkova (Bryansk), E.I. Temnikova (Kaluga), L.P. Parmenova (Orel), M.K. Soboleva (Novosibirsk), Zh.V. Nefedova (Novosibirsk), A.L. Barsuk (Nizhny Novgorod), M.L. Ogneva (Nizhny Novgorod), L.A. Silverstova (Tula and Shchekino of Tula region), D.V. Dadashin (Tula and Shchekino of Tula region), S.I. Petrova (St. Petersburg), G.G. Ketova (Chelyabinsk), O.N. Ershova (Cherepovets), G.N. Okuneva (Cherepovets), S.V. Dyachenko (Khabarovsk), I.A. Toropova (Yakutsk)
Hyperpiesis of children
THE AUTHORS HAVE CONDUCTED MULTICENTRIC EPIDEMIOLOGICAL RESEARCH IN 13 CITIES OF RUSSIA TO EXAMINE APPROACHES OF PEDIATRICIANS TO DIAGNOSTICS AND TREATMENT HYPERPIESIS IN CHILDHOOD, WHICH ALLOWED THE RESEARCHERS TO ESTIMATE THEIR EXPERIENCE AND KNOWLEDGE. IT HAS TURNED OUT THAT MOST PEDIATRICIANS CANNOT APPLY THE KNOWLEDGE IN HYPERPIESIS DIAGNOSTICS DUE TO THE ABSENCE OF THE AGE-DEPENDENT CUFFS TO MEASURE HYPERPIESIS, AS WELL AS THE SKILLS TO ASSESS THE HYPERPIESIS MEASUREMENT FINDINGS ALONG WITH CENTILE TABLES USE. QUALITY IMPROVEMENT OF HYPERPIESIS DIAGNOSTICS IN CHILDHOOD IS POSSIBLE BY MEANS OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE PEDIATRICIANS ON DIAGNOSTICS AND TREATMENT OF CHILDREN, SUFFERING FROM HYPERPIESIS.
KEY WORDS: CHILD’S HYPERPIESIS, EPIDEMIOLOGY, DIAGNOSTICS, CHILDREN.
and teenagers: real problem for a pediatrician
Проблема АГ у взрослых широко и подробно представлена как в зарубежной, так и в отечественной литературе, обсуждается на конференциях, конгрессах, форумах. В педиатрической практике, несмотря на актуальность проблемы АГ у детей и подростков, подобных исследований не проводилось.
Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике АГ у детей и подростков, разработанные экспертами Всероссийского научного общества кардиологов и Ассоциации детских кардиологов России, были утверждены на Российском конгрессе кардиологов в октябре 2003 г. Однако уровень знаний врачей-педиатров по данной проблеме до настоящего времени изучен не был.
Для исследования реальной ситуации в практической педиатрии по диагностике и подходам к лечению АГ у детей и подростков было организовано и проведено фармако-эпидемиологическое исследование «РИФАГД» среди вра-чей-педиатров.
Цель исследования заключалась в изучении представлений врачей-педиатров о проблеме АГ, методике и оценке результатов измерения АД, постановке диагноза, терапевтической тактике, выбору антигипертензивных препаратов при лечении АГ у детей и подростков для выработки рекомендаций по повышению эффективности и безопасности фармакотерапии АГ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В 2005 г. в 13 городах России — Архангельске, Брянске, Калуге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Орле, Санкт-Петербурге, Смоленске, Хабаровске, Туле и Щекино Тульской области, Череповце, Челябинске и Якутске проведено анкетирование врачей-педиатров, принимающих участие в выявлении, наблюдении и лечении пациентов с АГ.
В ходе опроса каждому врачу предлагалось заполнить специально разработанную анкету, включающую вопросы по методике определения, оценке величины АД, диагностике и тактике лечения АГ, включающей выбор медикаментозных препаратов, сроков терапии и наблюдения (табл. 1). Участие врачей в анкетировании было добровольным и анонимным. Анкетирование проводилось подготовленными врачами в соответствии с протоколом исследования. Оценка уровня знаний проводилась согласно
Таблица 1. Вопросы анкеты
1. Как часто измеряете Вы АД у детей и подростков: всегда во время осмотра, только при наличии жалоб, редко?
2. При измерении АД Вы используете манжетки в соответствии с возрастом ребёнка или проводите измерения стандартной манжеткой для взрослых?
3. Как Вы проводите оценку результатов измерения АД?
4. Какой результат измерения АД Вы записываете в медицинскую документацию: результат однократного измерения, среднее 2 измерений, среднее 3 измерений, среднее 4 и более измерений?
5. При оценке результатов АД у детей и подростков учитываете ли Вы: пол, рост и массу тела ребёнка?
6. Пользуетесь ли Вы таблицами определения перцентиля АД в зависимости от возраста, роста и пола?
7. Измеряете ли Вы АД у детей и подростков при наличии жалоб на головную боль?
8. Каковы Ваши действия при выявлении повышенного АД: назначаю дополнительное обследование (указать какое), направляю на консультацию к кардиологу, неврологу, в стационар.
9. Какой диагноз Вы указываете в медицинской документации: ВСД по гипертоническому типу, артериальная гипертония, эссенциальная гипертензия, гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония?
10. При постановке диагноза АГ учитываете ли Вы сопутствующие заболевания?
11. При назначении лечения по поводу повышения АД Вы используете немедикаментозную терапию (указать какую и её продолжительность).
12. При выявлении повышения АД в какие сроки Вы назначаете медикаментозную терапию?
13. Какие препараты Вы используете при наличии повышенного АД?
14. Продолжительность медикаментозной терапии.
15. Как долго Вы наблюдаете детей с повышенным АД?
16. Есть ли у Вас трудности: в измерении АД, в диагностике АГ?
17. Удовлетворяют ли Вас существующие диагностические критерии артериальной гипертензии и рекомендации по лечению?
Рекомендациям по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей (2003), разработанным экспертами Всероссийского научного общества кардиологов и Ассоциации детских кардиологов России. Данные обрабатывались с использованием компьютерной программы LRTI Treatment Evaluation, разработанной на основе базы управления данными Microsoft Access для Windows 2000. Статистический анализ выполнялся в системе SAS (программный пакет SAS Institute, США, версия 8.2). Описательная статистика, включающая количество наблюдений, частоту и долю (%) от общего числа случаев была выполнена для всех анализируемых показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В опросе приняли участие 917 врачей педиатрического профиля. Среди опрошенных преобладали участковые педиатры (55,4%), треть врачей составили врачи других специальностей — семейные врачи, врачи стационаров (14,9%), врачи, не указавшие свою специальность (12,4%), врачи школ (9,2%), кардиологи (3,8%) и неврологи (4,3%) детских поликлиник (рис.). Распределение врачей в зависимости от места проживания и специальности представлено в табл. 2.
Большинство (77,8%) опрошенных врачей признают, что у детей школьного возраста и подростков возможна проблема повышения АД, однако 22,2% респондентов считает, что «проблема АГ в детском возрасте» отсутствует. Это
Рис. Распределение врачей по специализации
12,4%
14.9% -
9,2%
55,4%
4,3%
3,8%
■ Участковые педиатры □ Неврологи
Кардиолог Врачи школ
Врачи другой специальности □ Специальность не указана
31
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 5
Оригинальная статья
Специальность врача Арх Бр К Нов Н-Н Ор См СПб ТЩ Чел Чер Хаб Як Всего
Участковый педиатр 59,0 68,9 52,3 37,0 48,4 60,0 66,9 42,9 65,1 10,0 54,1 54,0 61,2 55,4
Кардиолог 3,8 1,6 2,3 9,0 1,1 - 4,0 1,8 3,6 40,0 4,7 - 4,1 3,8
Невролог 7,6 4,9 6,8 3,0 - 1,8 6,5 - 3,6 10,0 7,1 2,0 4,1 4,3
Врач школы 2,9 6,6 - 9,0 8,4 - 14,5 23,2 9,6 - 9,4 22,0 4,1 9,2
Врач другой специальности - - 22,7 29,0 8,4 36,4 4,0 30,3 3,6 - 24,7 22,0 26,5 14,9
Специальность не указана 26,7 18,0 15,9 13,0 33,7 1,8 4,0 1,8 14,5 40,0 - - - 12,4
Примечание:
Арх — Архангельск, Бр — Брянск, К — Калуга, Н-Н — Нижний Новгород, Нов — Новосибирск, Ор — Орел, См — Смоленск,
СПб — Санкт-Петербург, ТЩ — Тула и Щекино Тульской обл., Чел — Челябинск, Чер — Череповец, Хаб — Хабаровск, Як — Якутск.
мнение чаще высказывали врачи школ (40%) и врачи, не указавшие специализацию в анкете (37%). Существенных различий среди респондентов по данному вопросу между центрам не обнаружено.
Выявление детей с повышенным АД возможно при углублённых осмотрах врачей различных специальностей, проводимых ежегодно в школах, при обращении за медицинской помощью к участковому педиатру в поликлинику, на дому и в школе.
Для своевременного выявления подъёма АД необходимо систематическое его измерение. Большинство (97,2%) опрошенных респондентов указали в анкете, что они измеряют АД при осмотре детей. В целом во всех центрах врачи проводят измерение АД практически всем детям, обратившимся за медицинской помощью. В отдельных центрах данный показатель оказался ниже среднего — Челябинск (90%), Тула и Щекино Тульской области (94%), Нижний Новгород (94,7%). При анализе данного показателя среди врачей различных специализаций оказалось, что практически все кардиологи и неврологи осуществляют измерение АД детям и подросткам при осмотре, лишь в одном центре (Тула) — показатель оказался низким (66,7%). Достаточно высокий показатель измерения АД указан участковыми педиатрами всех центров (96,3-100%), врачами школ (92,3-100%). Значительно реже измерение АД при осмотрах осуществляют врачи других специализаций от 66,7% (Тула) до 87,5% (Нижний Новгород).
Измерение АД при обращении детей с жалобами на головную боль осуществляют большинство респондентов (95,9%). Реже это делают врачи школ в Архангельске (66,7%), Нижнем Новгороде, Череповце и Туле (87,5%). Для выявления детей и подростков группы риска по АГ необходимо проводить измерения АД в различных возрастных группах. Как показали результаты опроса респондентов, измерение АД осуществляется в основном у детей 6-18 лет. В группе детей в возрасте 6-12 лет измерение АД при осмотрах проводит треть (35,6%) врачей. Среди центров наиболее высоким оказался данный показатель в Калуге и Орле (46,7 и 40%) и низким — в Якутске (26,1%). В группе детей и подростков в возрасте 12-18 лет АД измеряется каждому второму, составляя в среднем 49,7%. Наиболее высоким данный показатель оказался в Новосибирске (69,2%), Якутске (62,3%) и Санкт-Петербурге (57,5%). Практика измерения АД у школьников (3-6 лет) у опрошенных респондентов оказалась низкой (9,7%). Наиболее высоким данный показатель оказался в тех центрах, где в опросе принимали участие врачи других специализаций, возможно среди них преобладали врачи стационаров — Хабаровск (16,7%), Смоленск (14,7%), Череповец (13,4%). При анализе данно-
го показателя среди врачей различных специализаций оказалось, что у детей младшего школьного возраста (6-12 лет) измерение АД чаще осуществляют врачи школ (41,6%), неврологи (38,2%) и участковые педиатры (36,1%). У детей старшего возраста (12-18 лет) чаще измеряют АД врачи школ (58,4%), участковые педиатры (49,4%), неврологи (47,4%) и редко — кардиологи (30%). Методика измерения артериального давления. Для адекватной оценки результатов измерения АД в детском возрасте необходимо проведение нескольких измерений с определённым интервалом времени, проводимых в тихой, спокойной обстановке, без влияния внешних раздражителей. Измерения АД, получаемые врачами при проведении углублённых осмотров в школах, в большинстве случаев оказываются завышенными в силу обстановки в которой они проводятся (осмотр несколькими специалистами в одном помещении в присутствии других детей). Однако они позволяют выявить контингент школьников, которые нуждаются в повторных измерениях АД и наблюдении школьного врача и участкового педиатра.
Для диагностики АГ у детей и подростков большое значение имеет кратность измерения АД. Для выяснения сложившейся практики измерения АД всем респондентам задавался вопрос о кратности измерения АД при осмотрах детей. Оказалось, что однократное измерение АД практикуют 22,8% респондентов, двукратное — 32,8%, трёхкратное — 40,5%, а 3,8% — проводят 4 и более измерений (табл. 3). Однократное измерение АД в своей повседневной практике чаще используют врачи других специализаций (28,8%), участковые педиатры (23,9%) и реже — кардиологи (7,7%).
Проведённое анкетирование позволило выявить, что в большинстве случаев врачи педитры различных специализаций при осмотре детей и подростков используют методику повторного измерения АД: 2- и 3-кратное измерение проводится в 73,3% случаев. Чаще этой методикой пользуются кардиологи (74,4%), участковые педиатры (72,2%), врачи школ (66,6%) и редко — неврологи (43,4%). Для получения адекватных результатов измерения АД у детей и подростков большое значение имеет наличие возрастных манжеток для его измерения. Согласно рекомендациям, длина манжеты должна покрывать от 80% до 100% окружности плеча ребёнка, располагаясь на 2-2,5 см выше локтевого сгиба [9-11]. Обычно окружность плеча измеряется сантиметровой лентой, что позволяет определить размер нужной манжетки.
При опросе респондентов, оказалось, что возрастными манжетками для измерения АД у детей и подростков, пользуются лишь 33,2% врачей. Возрастными манжетками чаще пользуются кардиологи (82,9%), в 2 раза реже
Врач 1 измерение 2 измерения 3 измерения 4 измерения
Участковый педиатр 23,9 33,1 39,1 3,9
Кардиолог 7,7 15,4 59 2,6
Невролог 8,8 23,9 19,5 0,9
Врач школы 16,3 23,3 43 5,8
Драч другой специализации 28,8 33,1 30,9 1,4
Специализация не указана 11,5 9,7 22,1 3,5
Всего 22,8 32,8 40,5 3,8
неврологи (46,2%) и в 3 раза реже — участковые педиатры (28%) и врачи школ (29,8%). Наилучшая оснащённость возрастными манжетами для измерения АД врачей-педи-атров профиля имеет место в Хабаровске (52%), Смоленске (51,6%), Новосибирске (41%). Наихудшая оснащённость отмечена респондентами Нижнего Новгорода (20%), Тулы (19,3%), Калуги (20,5%). В большинстве же центров врачи школ и участковые педиатры пользуются «взрослыми» манжетами, при измерении которыми результаты измерения АД искажаются (занижаются). По данным опроса большинство (60%) респондентов при измерении АД используют стандартные «взрослые» манжетки, треть врачей (35,4%) не ответили на вопрос, какими манжетами они пользуются в повседневной практике.
Оценка результатов измерения артериального давления. Оценка уровня АД у детей и подростков носит условный характер, так как до последнего времени не установлены нормальные границы АД у детей, основанные на достаточном количестве исследований. За рубежом в 1997 г. были определены должные средние значения АД у детей и подростков, полученные по данным 24-часового мониторинга в мультицентровом исследовании, включавшем 1141 ребёнка [12]. Оказалось, что у детей и подростков АД лучше коррелирует с длиной тела, чем с возрастом. Были предложены центильные таблицы для определения должных значений АД в соответствии с полом, возрастом и ростом. В соответствии с данными таблицами «нормальным» АД считается, что если его значение не попадает в верхние 10% соответствующего распределения, а показатель АД соответствует значениям 90-95 перцентилей, то это соответствует «высокому нормальному» АД, при значениях АД > 95 перцентиля — «артериальная гипертензия».
Как показали результаты анкетирования, при оценке результатов измерения АД большинство респондентов учитывают пол (65,1%) и рост (66,2%) детей. В 26,8% случаев врачи не учитывают параметры пола, а в 22,4% — параметры роста; 9,8% респондентов не ответили на поставленный вопрос.
В реальной педиатрической практике оказалось, что около половины респондентов (48,0%) не пользуются цен-тильными таблицами для оценки уровня АД в связи с отсутствием: таблиц (37,1%), методических рекомендаций (46,5%) и «оторванностью методических рекомендаций от практики» (8,6%).
Центильными таблицами не пользуются 51,2% врачей школ, 48,2% врачей, не указавших специальность, 46,9% участковых педиатров и 59,9% врачей других специальностей в целом. Наиболее низкая частота использования отмечена в Нижнем Новгороде (33,7%), Санкт-Петербурге (33,9%), тогда как большинство участковых педиатров Новосибирска (73%) и врачей школ Смоленска (88,9%) оце-
нивают результаты измерения АД с помощью центильных таблиц.
При выявлении детей и подростков с повышенным АД большое значение имеет тактика дальнейших действий врача. Как показали результаты анкетирования, большинство респондентов направляют пациентов на консультации к специалистам: кардиологу (29,5%), неврологу (28,9%), в стационар (4,0%), заведующему педиатрическим отделением поликлиники (2,6%), проводят дополнительное обследование (ЭКГ, ЭхоКГ, ЭЭГ, РЭГ, КИГ) и сразу начинают лечение (13,3%). При этом, в медицинской документации данного контингента детей и подростков в большинстве случаев (58,0%) указывается диагноз вегетососу-дистая дистония (ВСД) по гипертоническому типу, значительно реже (14,3%) — нейроциркулярная дистония (НЦД). Диагнозы: «артериальная гипертония», «эссенци-альная гипертензия» и «гипертоническая болезнь» указаны респондентами в 21,7, 2,4 и 3,6% соответственно. Диагноз «ВСД» чаще ставится неврологами (64,7%), участковыми педиатрами (60,1%) и в 2 раза реже кардиологами (31,9%).
Результаты исследования показали, что большинство врачей педиатров, признают, что АГ может формироваться в детском возрасте, однако пятая часть опрошенных (22,2%) придерживается иного мнения. По-видимому, это мнение напрямую связано с недостаточной информированностью респондентов современными научными данными о распространённости АГ у детей и подростков. Признание существования данной нозологической формы заболевания в детском возрасте имеет большое практическое значение, так как позволит планировать и осуществлять своевременную профилактику и лечение АГ у детей и подростков, что является более эффективным и менее затратным, чем у взрослых.
Результаты опроса респондентов показали, что теоретические знания врачей педиатров по выявлению детей с АГ, можно признать удовлетворительными. Большинство врачей владеют методикой измерения АД у детей и подростков, однако реально применить теоретические знания многие из них (66,8%) не могут в силу отсутствия возрастных манжет. Не имеют возрастных манжет большинство участковых педиатров (71,5%), врачи школ (55,9%), т.е. именно те врачи, которые чаще всего сталкиваются с проблемой измерения АД. Это имеет место повсеместно, независимо от места проживания. По результатам опроса в лучшем положении оказались участковые педиатры Хабаровска, которые в большинстве (66,3%) случаев пользуются возрастными манжетками. В то же время, врачи других специальностей существенно не выделяются среди коллег из других центров. Так, только 50% кардиологов, 45,5% неврологов и 18,2% врачей школ центра имеют возрастные манжетки. Пользование «взрослыми» манжетками у
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 5
Оригинальная статья
детей в возрасте до 12 лет даёт неадекватные результаты измерения, чаще заниженные, а значит, не позволяет выделить детей, нуждающихся в дальнейшем наблюдении и обследовании.
Для выявления контингента детей и подростков с АГ имеет значение не только владение методикой измерения АД, но и на наш взгляд даже более важное, умение интерпретировать полученные результаты измерения.
До настоящего времени оценка уровня АД у детей носит условный характер, так как не установлены нормальные границы АД в детской популяции. За рубежом по результатам мультицентровового исследования были определены должные средние значения АД у детей и подростков, которыми пользуются и в России [12]. Однако, как показали результаты опроса, большинство врачей-педиатров не пользуются ими для определения должных значений уровня АД в соответствии с полом, возрастом и ростом. Этот факт вызывает тревогу, так как у детей младшего школьного возраста (6-12 лет) трудно определить показатели нормального АД без таблиц. Следовательно, эти дети не
будут иметь должного наблюдения и обследования в дальнейшем.
Отсутствие осознавания важности проблемы АГ у детей у части респондентов (22,2%), возможности получения неадекватных результатов измерения АД и их оценки приводит к поздней диагностике и профилактике АГ, а также увеличивает риск сердечно-сосудистой патологии у взрослых.
Таким образом, результаты исследования выявили факт недостаточной информированности врачей-педиатров о распространённости АГ в детском возрасте и диагностике заболевания. Основными трудностями в выявлении АГ у детей и подростков можно считать недостаточную оснащённость врачей педиатров возрастными манжетами для измерения АД и отсутствие у них рекомендаций по оценке результатов измерения АД. Выявленные трудности в диагностике АГ у детей и подростков, могут быть устранены путём внедрения образовательных программ для врачей-педиатров по вопросам диагностики АГ в детском возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьева И.В. Современные подходы к диагностике, профилактике и лечению артериальной гипертензии у детей // Материалы конференции «Кардиология детского возраста». — 2000. — Available from: http://www.Cardiosite.ru
2. Цыгин А.Н. Артериальная гипертензия и её лечение у детей с заболеваниями почек // Педиатрическая фармакология. — 2003. — Т. 1, № 1. — R 71-74.
3. Образцова Г.И., Ковалев Ю.Р, Талалаева Е.И. и др. Анализ факторов, влияющих на развитие и становление первичной артериальной гипертензии у детей и подростков // Consilium medicum. — 2005. — V. 11, № 1. — R 43-50.
4. Bonilla-Felix M.A., Yetman R.J., Portman R.J. Epydemiology of hypertension. In: Pediatric Nephrology, Eds: T.M. Barratt, E.D. Avner, W.E. Harmon, 4-th edition. — Lippincott Williams Wilkins, Baltimore, 1999. — R 959-986.
5. Доклад Комитета экспертов ВОЗ № 792, Профилактика в детском и юношеском возрасте сердечно-сосудистых заболеваний, проявляющихся в зрелые годы: время действовать. — Женева, 1992.
6. Temple M.E., Nahata M.C. Treatment of pediatric hypertension. Pharmacotherapy 2000. — V. 20. — R 140-150.
7. Report of the second task on blood pressure control in children. Pediatrics 1987. — V. 79, № 1. — R 116-137.
8. Updates on the 1987 task force report on high blood pressure in children and adolescents: a working group report from national high blood pressure education program. Pediatrics. — 1996. — V. 98, № 4. — R. 649-650.
9. Rекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. Available from: http://www.Cardiosite.ru
10. Rекомендации по профилактике диагностике и лечению артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия. — 2001. — V. 7, № 1. — R. 4-16.
11. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Педиатрия. — 2003. — Т. 2, Приложение 1. — R 1-31.
12. Soergel M., Kirschstein M., Busch C., et al. Oscillometric twenty-four-hour ambulatori blood pressure values in healthy children and adolescents: a multicenter trial including 1141 subjects // J. Pediatr. — 1997. — V. 130, № 2. — R 178-184.
34
Знаменательные и юбилейные даты из истории медицины 2006 года
200 лет со дня рождения Евмения Филипповича Аристова (1806-1875), профессора анатомии Казанского университета. Прославился как горячий сторонник экспериментального развития медицинской науки, один из пионеров изучения физиологических свойств крови. Был выдающимся педагогом, любимцем казанского студенчества в 40-50-е годы XIX в. Евмений Филиппович родился в 1806 г. в Ярославской губернии в бедной семье сельского дьячка. Окончив Ярославскую духовную семинарию, он вступил в число казённых воспитанников московского отделения медико-хирургической академии, которую закончил с золотой медалью в звании лекарь 1 отделения по медицинской и ветеринарной частям. Там же Евме-ний Филиппович в 1832 г. занял место исправляющего должность адъюнкта зоотомии, сравнительной физиологии и эпизоотических болезней. В 1834 г. защитив
диссертацию, удостоился степени доктора медицины, в 1835 г. был утвержден адъюнкт-профессором анатомии. В 1837 г. был назначен экстраординарным профессором в Казань, но предварительно был откомандирован на два года за границу для усовершенствования в науках. За границей он пользовался руководством и лекциями славнейших анатомов того времени и с особенной тщательностью вникал в устройство анатомических театров и кабинетов. В 1839 г. он явился в Казань вполне достойным заместителем университетской кафедры, объединявшей кроме описательной анатомии ещё общую и патологическую анатомию. 29 лет Аристов с честью занимал эту кафедру и оставил по себе в Казанском университете лучшую память и как преподаватель, и как учёный. Его живое изложение, простой и образный язык, блестящие аналогии и смелые обобщения привлекали к нему массу слушате-
лей, в которых он стремился пробудить интерес к науке и самостоятельность в занятиях. Свою преподавательскую деятельность Ев-мений Филиппович закончил в 1868 г. и через 7 лет, 26 октября 1875 г, умер в Казани. Как учёный, Аристов принадлежал к той эпохе, когда естественные науки не освободились ещё от пути философского трансцендентализма. Это отразилось на его взгляде на задачи общей анатомии. Эту науку он не ограничивал учением о микроскопическом строении тканевых элементов, а стремился ещё к установлению анатомических типов индивидов. Он считал, что в каждом индивиде ткань претерпевает качественные видоизменения, и последние откладывают свой отпечаток на общий анатомический склад организма, на его телосложение, рост, формы целого и частей и т. д. Свести эти видоизменения к известным типам и составляло задачу его исследований, предпринятых в этом направлении.