Научная статья на тему 'АРТ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АРТ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хапова Ирина Евгеньевна

В статье рассмотрены теоретические вопросы агрессивного поведения младших школьников, а именно их причины и формы проявлений. В данной статье также рассматриваются положительные стороны применения арт терапии в коррекционно развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, также продемонстрированы результаты работы с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хапова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING AGGRESSIVE BEHAVIOR IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the theoretical issues of aggressive behavior of younger schoolchildren, namely their causes and forms of manifestations. This article also discusses the positive aspects of the use of art therapy in correctional and developmental work with children of primary school age, and also demonstrates the results of work with this category of children.

Текст научной работы на тему «АРТ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ЦвСКОЯ GUXOJl0£ЫЯ

УДК: 37.015.3

Educational psychology

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хапова И.Е.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия.

ORCID ID: 0009-0000-5782-9774 E-mail: teleten.irina@yandex.ru

А Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы агрессивного поведения младших школьников, а именно их причины и формы проявлений. В данной статье также рассматриваются положительные стороны применения арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, также продемонстрированы результаты работы с данной категорией детей.

f Актуальность. В работе рассмотрены актуальные методы коррекции агрессивного поведения у младших школьников с применением арт-терапии.

Проблема, цель, задачи. Проблема заключается в том, что младшие школьники все чаще проявляют агрессию в поведении и не смотря на широкий спектр методов коррекции данного поведения не все они являются эффективными. Цель работы - показать эффективную коррекцию агрессивного поведения при помощи арт-терапии. Задачи: раскрыть теоретический аспект агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; обосновать модель коррекции агрессивного поведения младших школьников путем арт-терапии; описать этапы, методы, методики исследования; описать программу арт-терапии; проанализировать результаты исследования до и после проведения программы.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники. Методы исследования - психодиагностирующий метод и формирующий эксперимент. Результаты и их обсуждение. Агрессивное поведение младших школьников можно скорректировать при создании нужных и правильных условий с использованием необходимых средств, одно из эффективных средств для коррекции агрессивного поведения является арт-терапия. Во-первых, у обучающихся не включаются защитные механизмы (большая часть младших школьников любят рисовать, петь, делать аппликации), во-вторых, при использовании арт-терапии возникает возможность невербального контакта, что является очень важным аспектом работы (большая часть таких детей являются замкнутыми, также не осознают своих эмоций), в-третьих, благодаря арт-терапии у обучающихся происходит мобилизация творческого потенциала и внутренних механизмов саморегуляции.

Заключение. Арт-терапия является эффективным средством коррекции не только агрессивного поведения младших школьников, но и осознанию своих эмоций, поведения и развитию творческих способностей.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекция, агрессивное поведение, младшие школьники.

Введение. В настоящее время агрессивное поведение младших школьников -один из самых актуальных запросов у родителей к психологу, а проблема агрессии - одна из важнейших в условиях развития нашего общества. Младшие школьники все чаще нарушают дисциплину в классе, грубо отвечают на замечания педагогов, остро реагируют на шутки сверстников, в новостях все чаще попадаются новости о жестоком обращении с животными с участием именно этого возраста. Такое поведение провоцирует прекращение адекватного общения и взаимодействия с людьми, что ведет к отстранению от людей и зацикливанию только на трудностях.

f Актуальность. Агрессия в младшем школьном возрасте обусловлена в первую очередь переходом ребенка в новые социальные отношения и рассматривается как реакция на комплекс внутренних и внешних изменений социальной направленности. Необходимо понимать, что основные причины агрессивного поведения младших школьников - это реакция на непонимание взрослыми детских проблем, на непризнание и невнимание, а также нельзя забывать о выраженных эмоциональных нарушениях, которые являются следствием различных проблем перинатального или натального периода [2. С. 18].

Агрессивные действия выступают в качестве способа самоутвердиться, удовлетворить свою потребность в самореализации; как средство достижения какой-либо значимой для себя цели; как прием для психологической разрядки, переключения деятельности.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям, животным или неживым предметам.

По мнению А.С. Завражина, существует несколько характерных форм проявления агрессии у детей:

1. Физическая агрессия, т.е. нападение -использование физической силы против другого лица (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т. п.).

2. Косвенная агрессия - действия, как косвенно направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так не направленные на кого-либо взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через словесное содержание (угрозы, проклятия, ругань, ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других).

4. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при незначительном раздражителе вспыльчивости, резкости, грубости.

5. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета. Может меняться от пассивного сопротивления до активной борьбы [1. С. 72].

Агрессивное поведение младших школьников, безусловно, поддается коррекции и главная ее задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивацион-ном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Все чаще психологами признается наиболее эффективным и экологичным метод психокоррекции - арт-терапия, которая представляет собой терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством. В России в данный вид терапии практической психологии входит не только рисование, но и музыка, драма, сказки, коллажи, лепка, танцы, искусство (картины, скульптуры), фотография - всё, что является творчеством. Важнейший принцип арт-терапии - одобрение и принятие всех про-

дуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арт-терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть в эмоциональном и социальном плане. Она является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний.

Признанным является факт, того, что в результате занятий арт-терапией у ребенка снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, дети получают новые различные модели разрядки гнева и снятия стресса.

Для подтверждения, данного заключение был проведен формирующий эксперимент, где принимало участие 54 обучающихся (32 девочки и 22 мальчика) вторых классов. Эксперимент проходил на базе МОУ «СОШ №3» города Вологды.

Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов:

1. Диагностический: первичная диагностика особенностей агрессивного поведения на базе школы.

2. Экспериментальный: разработка и проведение программы коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста по снижению уровня агрессивности.

3. Контрольный: проведение повторной диагностики особенностей агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, сравнительный анализ результатов, оценка эффективности работы.

Материалы и методы исследования

На первом и втором этапе был использован следующий диагностический инструментарий: методика диагностики агрессивности Басса - Дарки (в модификации Г.В. Резапкиной);

На втором этапе была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для младших школьников по

снижению уровня агрессии с применением арт-терапевтических средств.

Цель коррекционно-развивающей программы - снижение агрессивного поведения средствами арт-терапии.

Задачами программы являются:

1. Способствование распознанию актуального эмоционального состояния;

2. Формирование способы адекватного снятия эмоционального напряжения

3. Формирование адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира.

Тематический план занятий (всего часов: 32):

1. Диагностика. Исследование агрессивных реакций и психоэмоционального состояния ребенка.

2. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе.

3. Тренинг «Волшебные краски».

4. Тематическое рисование. Взаимосвязь чувств и цвета.

5. Рисование пальцами с помощью косметических красок. Пятно-силуэт. Релаксация и направленное формирование образов.

6. Рисование цветов. Цветочные натюрморты. Создание цветовой гармонии как терапевтики эмоционального состояния.

7. Создание иллюстраций (сказкотера-пия в картинках).

8. Совместное проективное рисование. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Изготовление аппликации.

9. Открыткотерапия как процесс инте-риоризации позитивных образов. Развитие эмпатийных чувств личности.

10. Диагностика эффективности программы.

11. Заключительное занятие-праздник. Выставка детских работ.

12. Рефлексия курса.

Результаты и их обсуждение

Результат проведенной психокоррекци-

онной работы приведем в рисунке:

60 50 40 30 20 10 0

55,6

51,8

44,4 40,7

29,6 ос

18,5

9,3

1

3,7

1,9

I мл. школьники до проведения занятии

I мл. школьники после проведения занятий

Рис. 1. Сравнительные показатели агрессивности у младших школьников по опроснику

враждебности Басса-Дарки

Проанализировав результаты работы, можно сделать вывод о том, что в результате проведения коррекционно-развивающей программы, которая направлена на снижение уровня агрессивного поведения у младших школьников уровень физической агрессии уменьшился на 7,3 % (4 чел), вербальной агрессии на 3,7 % (2 чел), косвенной агрессии на 3,6 % (2 чел), негативизм на 9,2 % (5 чел), раздражение на 11,2 % (6 чел), подозрительность 1,8 % (1 чел), обида на 11,1 % (6 чел), чувство

вины увеличилось на 5,6 % (3 чел). Увеличение чувства вины за свое поведение объясняется тем, что обучающиеся более четко стали осознавать свое негативное поведение.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что арт-терапия действительно является эффективным способом коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Литература

1. Диагностика и коррекция состояния агрессии // Детский психолог. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1992. -С. 68-73.

2. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 81-88.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хапова И.Е. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у младших школьников / Е.И. Хапова// Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6. С. 24-29.

Сведения об авторе Хапова Ирина Евгеньевна

студент 1 курса магистратуры

Магнитогорсикй государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0000-5782-9774 E-mail:teleten.irina@yandex.ru

Информация о научном руководителе Тумбасова Екатерина Рахматуллаевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Магнитогорск, Россия

ORCID ID: 0000-0002-8761-7550

SPIN-код: 5659-2109, AuthorID: 686343

E-mail: kate6979@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6, pp. 24-29.

ART THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING AGGRESSIVE BEHAVIOR IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Khapova I.E.

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov Magnitogorsk, Russia ORCID ID: 0009-0000-5782-9774 E-mail: teleten.irina@yandex.ru

Abstract. The article discusses the theoretical issues of aggressive behavior of younger schoolchildren, namely their causes and forms of manifestations. This article also discusses the positive aspects of the use of art therapy in correctional and developmental work with children of primary school age, and also demonstrates the results of work with this category of children. Relevance. The paper discusses current methods of correcting aggressive behavior in younger schoolchildren using art therapy.

Problem, goal, tasks. The problem is that younger schoolchildren are increasingly showing aggression in behavior and despite the wide range of methods for correcting this behavior, not all of them are effective. The aim of the work is to show effective correction of aggressive behavior with the help of art therapy. Tasks: to reveal the theoretical aspect of aggressive behavior of primary school children; to substantiate the model of correction of aggressive behavior of younger schoolchildren through art therapy; to describe the stages, methods, research methods; to describe the art therapy program; analyze the results of the study before and after the program.

Materials and methods of research. The research materials were scientific sources. The research methods are a psychodiagnostic method and a formative experiment.

Results and their discussion. Aggressive behavior of younger schoolchildren can be corrected by creating the necessary and correct conditions using the necessary means, one of the effective means for correcting aggressive behavior is art therapy. Firstly, students do not turn on protective mechanisms (most of the younger students like to draw, sing, make applications), secondly, when using art therapy, there is the possibility of non-verbal contact, which is a very important aspect of the

work (most of these children are closed, also do not realize their emotions), inThirdly, thanks to art therapy, students are mobilizing their creative potential and internal mechanisms of self-regulation. Conclusion. Art therapy is an effective means of correcting not only the aggressive behavior of younger schoolchildren, but also the awareness of their emotions, behavior and the development of creative abilities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SW Keywords: art therapy, correction, aggressive behavior, junior schoolchildren.

Information about the author Khapova Irina Evgenievna

1st year student of the master's degree. Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk, Russian Federation ORCID ID: 0009-0000-5782-9774 E-mail: teleten.irina@yandex.ru

Information about the scientific supervisor Ekaterina Rakhmatullayevna Tumbasova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk, Russia

ORCID ID: 0000-0002-8761-7550

SPIN-^: 5659-2109, AuthorID: 686343

E-mail: kate6979@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 16.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.