Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Зайцева Светлана Александровна, Семенова Лидия Эдуардовна

Данная статья посвящена проблеме развития аффективно-личностной сферы младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Одной из проблем детей младшего школьного возраста является проблема эмоциональной неустойчивости и тревожности. Особенно ярко эта проблема проявляется у детей с СДВГ. Специфичными чертами гиперактивных детей является их суетливость, излишняя подвижность, невозможность длительного сосредоточения внимания. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля, саморегуляции, поэтому подобные нарушения классифицируются как «синдромы дефицита внимания». В последнее время в науке проблемы развития детей данной категории начали активно изучаться. Однако проблемы коррекции развития таких детей остаются в науке недостаточно разработанной. В статье обобщаются результаты исследования аффективно-личностных особенностей младших школьников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников. На основе полученных результатов формулируются выводы и задачи коррекционно-развивающей работы. Дается описание программы для младших школьников с СДВГ, направленной на гармонизацию эмоциональных состояний, коррекцию агрессивного поведения и снижению межличностной тревожности. По результатам контрольного эксперимента отмечается, что реализованная программа показала свою эффективность. У младших школьников с СДВГ несколько стабилизировалось эмоциональное состояние, однако сохранились тенденции к агрессивному поведению, снизился уровень тревожности в межличностной сфере, связанной с общением со сверстниками. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленной, комплексной и систематической коррекции аффективно-личностных особенностей детей с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Зайцева Светлана Александровна, Семенова Лидия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AFFECTIVE-PERSONAL DEVELOPMENT AND ITS CORRECTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ATTENTION DEFICIENCY AND HYPERACTIVITY SYNDROME

This article is devoted to the problem of the development of the affective-personal sphere of younger schoolchildren with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The emotional sphere is an important component in the development of children. One of the problems of children of primary school age is the problem of emotional instability and anxiety. This problem is especially pronounced in children with ADHD. Specific features of hyperactive children are their fussiness, excessive mobility, and the inability to concentrate for a long time. The main defect is associated with a lack of mechanisms of attention and inhibitory control, self-regulation, therefore, such disorders are classified as "attention deficit syndromes". Recently, in science, the problems of the development of children in this category have begun to be actively studied. However, the problems of correcting the development of such children remain insufficiently developed in science. The article summarizes the results of a study of the affective-personal characteristics of younger schoolchildren with ADHD and their normally developing peers. Based on the results obtained, conclusions and tasks of correctional and developmental work are formulated. A description is given of a program for junior schoolchildren with ADHD, aimed at harmonizing emotional states, correcting aggressive behavior and reducing interpersonal anxiety. Based on the results of the control experiment, it is noted that the implemented program has shown its effectiveness. In younger schoolchildren with ADHD, the emotional state somewhat stabilized, however, tendencies to aggressive behavior persisted, and the level of anxiety in the interpersonal sphere associated with communication with peers decreased. The results obtained confirm the need for targeted, comprehensive and systematic correction of the affective-personal characteristics of children with ADHD.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Выводы:

1. Одним из важных условий повышения качества образовательного процесса в подготовке будущих полицейских видится в дополнении дисциплины «Физическая подготовка» разделом физического воспитания студентов (курсантов) «Физическая культура», имеющего общеподготовительную (базовую) направленность, а также дополнение в рамках дисциплины «Физическая подготовка» к разделу «Единоборства». Введение в программу подготовки будущих полицейских широкого арсенала средств прикладного характера из базовых видов спорта, включение дополнительных видов физкультурно-спортивной деятельности, обогащающими подготовку прикладными упражнениями и видами единоборств приведет к всестороннему и гармоничному воспитанию будущего специалиста, обогатит высоким уровнем разносторонней физической и боевой готовности.

2. Не менее важным путем коррекции физической подготовки студентов (курсантов) нужно считать моделирование экстремальных ситуаций, имитирующими различные варианты столкновений с нарушителями закона (задержание, обезоруживание, обезвреживание, штурм и пр.). Использование педагогических приемов (словесно-знаковые, наглядные, тренажерные, имитационные и реальные приемы) должно быть направлено на «погружение» студентов (курсантов) в «проигрываемую» ситуацию, формируя тем самым у будущих сотрудников полиции универсальные и общепрофессиональные компетенции.

3. Физическое воспитание студентов (курсантов), осуществляемое с учетом выше обозначенных требований и рекомендаций, может стать гарантом минимизации опасных для жизни и здоровья факторов и условий в предстоящей профессиональной деятельности будущих блюстителей закона.

Литература:

1. Киселёв, А.К. Современная история: ещё раз о причинах гибели полицейских / А.К. Киселёв // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - №1 (39). - С. 265-274.

2. Княжев, В.Б. О некоторых особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России / В.Б. Княжев, А.Ф. Майдыков, К.А. Егоров // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - №1 (49). - С. 35-40.

3. Кузнецов, А.Ф. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: автореферат ... дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кузнецов Анатолий Федорович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ]. - Санкт-Петербург, 2012. - 40 с.

4. МВД РФ назвало число погибших на службе полицейских [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - URL: https://www.kp.ru/online/news/3778382/ (дата обращения: 19.05.2022).

5. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Приложение к приказу МВД России от 01.07.2017 №450. - URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mvd-rossii-ot-01072017-П-450/ (дата обращения: 19.05.2022).

6. Парамонов, А.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Парамонов Андрей Валерьевич; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 22 с.

7. Состояние преступности в России за январь-июнь 2021 года [Электронный ресурс]. - М.: Главный информационный аналитический центр, 2021. - 67 с. - URL: https://мвд.рф/reports/item/25094008/ (дата обращения: 19.05.2022).

8. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2020 №1131 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность». - URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/FGOS%20VO/Bakalavriat/Standart_40.05.02_PD_2020.pd f (дата обращения: 24.05.2022).

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, доцент Семенова Лидия Эдуардовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития аффективно-личностной сферы младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Одной из проблем детей младшего школьного возраста является проблема эмоциональной неустойчивости и тревожности. Особенно ярко эта проблема проявляется у детей с СДВГ. Специфичными чертами гиперактивных детей является их суетливость, излишняя подвижность, невозможность длительного сосредоточения внимания. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля, саморегуляции, поэтому подобные нарушения классифицируются как «синдромы дефицита внимания». В последнее время в науке проблемы развития детей данной категории начали активно изучаться. Однако проблемы коррекции развития таких детей остаются в науке недостаточно разработанной.

В статье обобщаются результаты исследования аффективно-личностных особенностей младших школьников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников. На основе полученных результатов формулируются выводы и задачи коррекционно-развивающей работы. Дается описание программы для младших школьников с СДВГ, направленной на гармонизацию эмоциональных состояний, коррекцию агрессивного поведения и снижению межличностной тревожности. По результатам контрольного эксперимента отмечается, что реализованная программа показала свою эффективность. У младших школьников с СДВГ несколько стабилизировалось эмоциональное состояние, однако сохранились тенденции к агрессивному поведению, снизился уровень тревожности в межличностной сфере, связанной с общением со сверстниками.

Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленной, комплексной и систематической коррекции аффективно-личностных особенностей детей с СДВГ.

Ключевые слова: аффективно-личностное развитие, тревожность, агрессивность, гиперактивность, младший школьный возраст, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Annotation. This article is devoted to the problem of the development of the affective-personal sphere of younger schoolchildren with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The emotional sphere is an important component in the development of children. One of the problems of children of primary school age is the problem of emotional instability and anxiety. This problem is especially pronounced in children with ADHD. Specific features of hyperactive children are their fussiness, excessive mobility, and the inability to concentrate for a long time. The main defect is associated with a lack of mechanisms of attention and inhibitory control, self-regulation, therefore, such disorders are classified as "attention deficit syndromes". Recently, in science, the problems of the development of children in this category have begun to be actively studied. However, the problems of correcting the development of such children remain insufficiently developed in science.

The article summarizes the results of a study of the affective-personal characteristics of younger schoolchildren with ADHD and their normally developing peers. Based on the results obtained, conclusions and tasks of correctional and developmental work are formulated. A description is given of a program for junior schoolchildren with ADHD, aimed at harmonizing emotional states, correcting aggressive behavior and reducing interpersonal anxiety. Based on the results of the control experiment, it is noted that the implemented program has shown its effectiveness. In younger schoolchildren with ADHD, the emotional state somewhat stabilized, however, tendencies to aggressive behavior persisted, and the level of anxiety in the interpersonal sphere associated with communication with peers decreased. The results obtained confirm the need for targeted, comprehensive and systematic correction of the affective-personal characteristics of children with ADHD.

Key words: affective-personal development, anxiety, aggressiveness, hyperactivity, primary school age, attention deficit hyperactivity disorder.

Введение. Развитие аффективно-личностной сферы является одним из важнейших факторов благополучного развития личности, влияет на поведение индивида, а также определяет успешность взаимодействия с социумом. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей [1]. В становлении личности растущего человека особенно важно понимание своих эмоций, поэтому задачей образовательных учреждений является развитие эмоциональной сферы детей: умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, формирование доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения [5], [6]. Одной из проблем детей младшего школьного возраста является проблема эмоциональной неустойчивости и тревожности [2]. В этот возрастной период идет активное развитие эмоциональной сферы детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации, способность к пониманию и дифференциации эмоций, к выражению базовых эмоциональных состояний и их саморегуляции, развитие эмпатии и сопереживания [3].

Наибольшие трудности в образовательном процессе возникают в работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Специфичными чертами гиперактивных детей является их суетливость, излишняя подвижность, невозможность длительного сосредоточения внимания. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля, саморегуляции, поэтому подобные нарушения классифицируются как «синдромы дефицита внимания» [4].

Исследованием проблемы особенностей развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) занимались И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, В.Р. Кучма, Л.С. Чутко, Ю.С. Шевченко и др. Однако проблема коррекции развития таких детей остается в науке недостаточно разработанной.

Исследование, проведенное нами, преследовало следующую цель: изучить тревожность и агрессивные тенденции младших школьников с СДВГ и на основе полученных результатов разработать коррекционно-развивающую программу. В исследовании были применены следующие методики:

- личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова) - предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого;

- методика «Шкала социально-ситуационной тревоги» (Р. Кондаш) - направлена на изучение разных видов тревожности (школьная, самооценочная, межличностная тревожность);

- рисуночный тест «Несуществующее животное» - направлен на изучение личности, диагностирует тревожность и наличие агрессивных тенденций.

В исследовании приняли участие младшие школьники 7-8 лет с диагнозом «СДВГ» и их нормально развивающиеся сверстники.

Изложение основного материала статьи. С помощью методики «Личностная шкала проявления тревоги» удалось выяснить, что у младших школьников с СДВГ преобладал средний уровень тревоги (с тенденцией к высокому). У детей с нормой развития преобладал высокий уровень тревоги. Дети этой группы обладают высокой эмоциональностью и низкой самооценкой. Они восприимчивы к критике, боятся высказывать своё мнение и чувства, испытывают необходимость в признании. Статистически значимых различий уровней тревоги между детьми с СДВГ и детьми с нормой развития выявлено не было (U-критерий Манна-Уитни).

Методика «Шкала социально-ситуационной тревоги» показала, что и у младших школьников с нормой развития, и у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности высокий уровень тревожности больше всего прослеживается в межличностной сфере. В школьной и самооценочной сферах в основном преобладает средний уровень тревожности. Статистически значимые различия между выборками были выявлены только в уровнях школьной тревожности. Также и у детей с СДВГ, и у детей с нормой развития чаще встречается высокий уровень агрессивности.

По результатам проведения методики «Несуществующее животное» можно отметить тенденцию к повышенному уровню тревожности, агрессивные тенденции, а также потребности в защите со стороны близких. Самооценка в основном средняя, но имеются ребята и с заниженной самооценкой.

В данном возрасте дети ещё только учится выстраивать социальные отношения, и далеко не у всех детей есть хороший пример для подражания. Нужно учитывать и тот факт, что для младшего школьного возраста характерен недостаточный уровень развития произвольности психических процессов. В аффективно-личностном плане дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Исходя из данных результатов, можно говорить о том, что у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеется неустойчивость эмоционального состояния, тенденция к агрессивному поведению, повышенному уровню тревоги в межличностной сфере, связанной с общением со сверстниками.

Полученные в исследовании результаты обосновывают необходимость разработки реализации коррекционно-развивающей программы для младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, направленной на гармонизацию эмоционального состояния, коррекцию агрессивного поведения и снижению межличностной тревожности.

Задачи программы:

1. Развитие социальных навыков и конструктивных способов взаимодействия детей со сверстниками.

2. Коррекция негативных эмоциональных реакций: тревоги, агрессии.

3. Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей и педагогов о содействии процессу развития эмоциональной устойчивости младших школьников с СДВГ.

Опираясь на поставленные задачи, были определены следующие условия проведения данной коррекционно-развивающей программы:

1. Формы работы: индивидуальная и групповая.

2. Систематичность работы: занятия должны проводиться 1 раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут в течение четырех месяцев.

3. Занятия предпочтительно проводятся в благоприятное для работы время - первую половину дня.

4. Занятия по данной коррекционно-развивающей программе должны проходить в учебной комнате или в кабинете, оборудованном всем необходимым, где дети могли бы разместиться по кругу, сидя на стульчиках или на ковре. Помещение должно быть достаточно просторным. При необходимости занятия могут повторяться.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1 часть - вводная. Целью является установление эмоционального контакта детей с педагогом и между собой. Педагог настраивает группу на совместную работу, для этого используются приветствие, игры и упражнения для сплочения коллектива.

2 часть - основная. Эта часть несет в себе главную смысловую нагрузку всего занятия. В нее входят игры, упражнения, беседы, направленные на оптимизацию эмоционального состояния младших школьников с СДВГ.

3 часть - завершающая. Данная часть служит для закрепления положительного настроения от работы на занятии и подразумевает под собой какую-либо коллективную деятельность, например, общая игра-забава или создание рисунка.

Коррекционно-развивающая программа реализуется с помощью следующих техник и методов работы: арт-терапия; релаксация; визуализация; психогимнастика; дыхательные техники; нравственные беседы, обсуждения; упражнения; психологические игры.

Программа содержит в себе четыре блока.

Первый блок - установочный.

Включает в себя занятия на знакомство с детьми, установление контакта, снятие психоэмоционального напряжения. Так же на данном этапе создается благоприятная обстановка и формируется мотивация детей на работу с психологом.

Второй блок - эмоциональный.

В данном блоке работа направлена на снятие негативных эмоциональных состояний, снижение уровня тревоги, снятие мышечного напряжения, а также обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее тревожных для него ситуациях. Эмоциональный блок направлен на то, чтобы научить ребенка распознавать и осознанно управлять своими чувствами и эмоциональными состояниями.

Третий блок - личностный («Общение, дружба и взаимодействие»).

Целью данного блока является обучение детей конструктивным способам общения и межличностного взаимодействия. Работа в третьем блоке направлена на обучение ребенка пониманию эмоциональных состояний окружающих, формированию коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно выстраивать взаимоотношения, избегать эмоциональных конфликтов, а в случае их возникновения, пользоваться возможными путями устранения конфликтов.

Четвертый блок - оценка эффективности коррекционных воздействий.

Проведение повторной диагностики с использованием методик констатирующего эксперимента, подведение итогов, сравнение полученных результатов, оценка эффективности коррекционно-развивающей программы, анализ проделанной работы.

Кроме этих блоков, программа включает в себя информационный блок, созданный для психологического сопровождения родителей и специалистов и включающий в себя тематические семинары, упражнения и рекомендации для специалистов и родителей по оптимизации эмоционального состояния детей с СДВГ.

Таблица 1

Тематический план занятий коррекционно-развивающей программы

№ Тема занятия Цель занятия Время занятия Содержание занятия

1. Установочный блок

1. Вводное занятие «Будем знакомы» Познакомится с детьми, установить контакт, снять у них психоэмоциональное напряжения 30 мин. - Организационные моменты - Игра «Снежный ком» - Упражнение «Шалтай-Болтай» - Рисование на тему «Это Я» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

2. Эмоциональный блок

2. «Мои эмоции» Познакомить детей с миром эмоций и изучить их, научить различать эмоции в своем теле, снятие эмоционального напряжения через визуализацию 30 мин. - Ритуал приветствия, игра «Эхо» - Игра «Цвет моего настроения» - Упражнение «Место покоя» - Упражнение «Эмоции в моем теле» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

3. «Я учусь» Научить детей выплескивать негативные эмоции в 30 мин. - Ритуал приветствия, упражнение «Подари улыбку» - Игра «Маленькое приведение»

приемлемой форме, адекватно их выражать в вербальной форме и с помощью своего тела, научить управлять гневом и снизить уровень тревожности - Упражнение «Пластическое выражение эмоций» - Релаксация «Апельсин» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

4. «Волшебная радуга» Изучение агрессивного поведения (сопоставление с собой). Снятие эмоционального и мышечного напряжения 30 мин. - Ритуал приветствия, упражнение «Солнышко» - Игра «Рецепт агрессивного ребенка» - Релаксация «Волшебная радуга» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

5. «Морское путешествие» Снижение уровня тревожности, снятие мышечного напряжения с помощью визуализации, дыхательной гимнастики 30 мин. - Ритуал приветствия, упражнение «Комплименты» - Игра «Морщинки» - Упражнение «Ветер в парусах» - Релаксация «Водопад» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

6. «Воздушный шарик» Освобождение от негативных эмоций с помощью арт-терапии, дыхательных упражнений и беседы 30 мин. - Ритуал приветствия, упражнение «Росточек» - Беседа на тему выражения эмоций - Игра «Воздушный шарик» - Упражнение «Мокрая собачка» - Игра «Рисуем эмоции пальцами» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

7. «Если я злюсь...» Развитие саморегуляции агрессивного поведения 30 мин. - Ритуал приветствия, игра «Ласковое имя» - Беседа «Как бороться с трудностями» - Упражнение «Правило СТОП» - Упражнение «Молчу-шепчу-кричу» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

8. «Учимся расслабляться» Снятие мышечного напряжения при помощи дыхательной техники, двигательных упражнений 30 мин. - Ритуал приветствия - Игра «Мячик и насос» - Упражнение «Дыхание» - Упражнение «Маска гнева» - Релаксация «Путешествие к звездам» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

3. Личностный блок

9. «Мы вместе» Развитие межличностного взаимодействия 30 мин. - Игра-приветствие - Упражнение «Я сегодня вот такой (такая)» - Упражнение «Всемогущие руки» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

10. «Давай поговорим» Развитие коммуникативных навыков 30 мин. - Ритуал приветствия - Игра «На мостике» - Игра «Называлки» - Игра «Через стекло» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

11. «Будем дружить» Формирование навыков бесконфликтного общения 30 мин. - Ритуал приветствия - Упражнение «Найди выход» - Игра «Неоконченный рассказ» - Упражнение «Задуй свечу» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

12. «Передача эмоций» Научение понимать эмоциональное состояние других людей, распознавать их чувства 30 мин. - Ритуал приветствия - Игра «Как ты себя чувствуешь?» - Игра «Передача эмоций» - Игра «Рисуем друга» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

13. «Я чувствую» Развитие эмпатии, сопереживания 30 мин. - Ритуал приветствия - Упражнение «Постарайся отгадать» - Ситуативная игра-история «Помощь бельчонку» - Упражнение «Настроение» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

14. «Так надо» Развитие умения 30 мин. - Ритуал приветствия

действовать по правилам - Игра «Запрещенное движение» - Игра «Светофор» - Релаксация «Путешествие в сказку» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

15. «Всегда есть выход» Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях 30 мин. - Ритуал приветствия - Беседа «Конфликт и его решение» - Ролевая игра «Ситуации» - Обсуждение занятия - Прощальный ритуал

Выводы. Результаты контрольного эксперимента, проведенного по завершении коррекционно-развивающей программы, позволяют сделать выводы о том, что у младших школьников с СДВГ несколько стабилизировалось эмоциональное состояние, однако сохранились тенденции к агрессивному поведению, снизился уровень тревожности в межличностной сфере, связанной с общением со сверстниками. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной программы и подтверждают необходимость целенаправленной, комплексной и систематической коррекции аффективно-личностных особенностей детей с СДВГ.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.

2. Бороздина, Л.В. Парциальные нарушения у младших школьников / Л.В. Бороздина, Л.В. Видинска // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 2019. - № 3. - С. 21-30.

3. Зайцева, С.А. Психологические и методические приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий как средство развития личности младшего школьника / С.А. Зайцева, Н.А. Кузьмина // Нижегородское образование. - 2018. - № 1. - С. 35-39.

4. Захарова, Э.А. Нарушения поведения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности и педагогической запущенности у детей / Э.А. Захарова, И.А. Конева // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. - Нижний Новгород, 2021. - С. 142-145.

5. Конева, И.А. Психологические особенности формирования образа я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации / И.А. Конева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11708 (дата обращения: 19.05.2022).

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.05.2022) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2021 -9-3-9

Педагогика

УДК 378.147.34

старший преподаватель Котельников Сергей Андреевич

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Технический университет УГМК» (г. Верхняя Пышма)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Трудовая деятельность на металлургических предприятиях выдвигает ряд требований к физической подготовленности работников. Современные технологии позволяют снизить риск неблагоприятных воздействий на организм с одной стороны, с другой выдвигают требования к адаптационной, нервной и другим системам организма. Возрастает цена ошибки. Эти факторы являются определяющими в идеи пересмотра процесса подготовки металлургов, в том числе и физической. Одновременно с вышеперечисленными факторами программа по физической культуре и спорту претерпевает изменения. Связанно это с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО). Комплекс ГТО входит в состав Федерального проекта «Спорт - норма жизни!», который в свою очередь, является частью Национального проекта «Демография». Выполнение испытаний комплекса является добровольным. Зачастую преподавателям приходится решать задачи по мотивации студентов к занятиям. Уровень ее снижается, в процессе обучения. Факторы и средства влияния на них, изучаются. Одним из средств которое позволит повысить уровень мотивации обучающихся, по нашему мнению, является комплекс ГТО. Также подготовка к выполнению испытаний комплекса ГТО, позволит увеличить показатели контрольных нормативов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Физическая подготовленность имеет важное значение для будущих работников металлургической сферы. Цель исследования определить взаимосвязь подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО и физической подготовки обучающихся высших учебных заведений по направлению подготовки «Металлургия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: физическая подготовка, специалисты-металлурги, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», круговая тренировка.

Annotation. Labor activity at metallurgical enterprises puts forward a number of requirements for the physical fitness of employees. Modern technologies allow to reduce the risk of adverse effects on the body on the one hand, on the other hand, they put forward requirements for adaptive, nervous and other systems of the body. The price of error increases. These factors are decisive in the idea of revising the process of training metallurgists, including physical. Simultaneously with the above factors, the physical culture and sports program is undergoing changes. This is due to the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Work and Defense" (hereinafter - the TRP complex). The TRP complex is part of the Federal project "Sport is the norm of life!", which in turn is part of the National Project "Demography". The testing of the complex is voluntary. Teachers often have to solve tasks to motivate students to study. Its level is decreasing, in the process of learning. Factors and means of influencing them are being studied. One of the means that will increase the level of motivation of students, in our opinion, is the TRP complex. Also, the preparation for the performance of tests of the TRP complex will increase the indicators of control standards for the discipline "Physical Culture and Sport". Physical fitness is important for future employees of the metallurgical sector. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.