Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА'

АРТ-ТЕРАПИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1088
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный рост / самоактуализация / полноценно функционирующий / арт-терапия / самовыражение / творческий акт / смысл жизни / реализация ценностей / personal growth / self-actualization / fully-functioning person / art-therapy / self-expression / creative act / search for meaning / realization of values

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кильдишова А. С.

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи и влиянию арт-терапии на личностный рост человека. Рассмотрены общие понятия личностного роста в психологической науке, понятие личностного роста в концепции личностноориентированного подхода К.Роджерса и взгляд на личностное развитие В. Франкла, проводится параллель между этими концепциями и пониманием личностного роста в контексте арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPY AND PERSONAL GROWTH

The article is devoted to the review of the relationship and influence of art therapy on the personal growth. The general concepts of personal growth in psychological science, the idea of personal growth in the concept of personoriented approach of C. Rogers and V. Frankl’s view on the personal development are considered. The author draws a parallel between these concepts and the understanding of personal growth in the context of art therapy.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА»

Неудовлетворенность в профессиональной сфере может негативно сказываться на семейных отношениях, становиться причиной конфликтов, разрыва имеющихся отношений и поиска нового партнера. Согласно исследованию Т.В. Ледовской и Н.Э. Солынина происходит переориентация с внешних задач на внутренние, смещение акцента на самоанализ [1]. Б. Ливехуд выделил следующие реакции мужчин, переживающих кризис середины жизни: вытеснение переживаний в бессознательное, злоупотребление алкоголем, напряженной работой, экстремальным спортом, определением виноватых в жизненных неудачах, поиском новых ценностей. У женщин этот этап больше связан со стадиями жизненного цикла семьи. Стадия «опустевшего гнезда», процесс сепарации детей совпадает часто с периодом средней взрослости женщины, создавая ощущение опустошенности и безнадежности, что перенаправляет внимание в сторону новых интересов и видов деятельности. Однако в современном мире все чаще женщины уделяют больше внимания карьере и данный период смещается в сторону верхней границы среднего возраста. Особенно важным аспектом также являются физиологические изменения во внешности, обусловленные старением организма.

По мнению Р. Мэй, кризис среднего возраста как у мужчин, так и у женщин, протекает одинаково бурно. Его специфика у каждого своя; определить универсальный способ выхода из этого состояния нельзя: каждому человеку необходимо найти свои ресурсы и индивидуальным образом разрешить сложившуюся ситуацию [3].

В целях расширения представлений о механизмах переживаний кризиса смысла жизни у мужчин и женщин в период средней взрослости представляется интересным исследование экзистенциальных аспектов и особенностей рефлексии, характерных для этого периода.

Литература

1. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Личностные особенности мужчин в период кризисов зрелого возраста [Текст]/ Т.В.Ледовская, Н.Э.Солынин// Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы 2019., благополучие. Материалы V Международной научной конференции в 2 томах. 26-28 сентября 2019 г. Кострома: Костромской государственный университет. 2019., С.366-369.

2. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии [Текст]// Д.А.Леонтьев// Материалы международной конференции «Проблема смысла в науках о человеке» (к 100-летию Виктора Франкла), 16 мая 2005 г.,: Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005., С. 36 - 49.

3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р.Мэй. М.: Институт общих гуманитарных исследований,2013., 224 с.

4. Фофанова Г.А.,Бондарева Е.А. Переживание экзистенциального кризиса: сущность феномена и факторы возникновения. //Психология. София. - 2020 г., № 2, С. 30-38.

5. Фромм Э. Человек для самого себя. Революция надежды. Душа человека/ Э.Фромм М.: АСТ. 2009., 763 с.

УДК: 740

АРТ-ТЕРАПИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА

Кильдишова А.С., магистр педагогических наук, магистрант Московского института психоанализа, г. Алматы, Казахстан

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи и влиянию арт-терапии на личностный рост человека. Рассмотрены общие понятия личностного роста в психологической науке, понятие личностного роста в концепции личностно- ориентированного подхода К.Роджерса и взгляд на личностное развитие В. Франкла, проводится параллель между этими концепциями и пониманием личностного роста в контексте арт-терапии.

Ключевые слова: личностный рост, самоактуализация, полноценно функционирующий , арт-терапия, самовыражение, творческий акт , смысл жизни, реализация ценностей

ART-THERAPY AND PERSONAL GROWTH

Kildishova A.C.

Abstract

The article is devoted to the review of the relationship and influence of art therapy on the personal growth. The general concepts of personal growth in psychological science, the idea of personal growth in the concept of person- oriented approach of C. Rogers and V. Frankl's view on the personal development are considered. The author draws a parallel between these concepts and the understanding of personal growth in the context of art therapy.

Keywords: personal growth, self-actualization, fully-functioning person, art-therapy, self-expression, creative act, search for meaning, realization of values

Тема личностного роста активно поднимается в психологической науке, начиная с работ К.Роджерса и А. Маслоу, которые, введя этот термин, понимали под ним самоактуализацию или раскрытие потенциала личности, отмечая, что стремление к росту заложено в каждом человеке. В научной литературе личностный рост рассматривается также как общечеловеческая ценность и часть субкультуры «человеческой потенциальности» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.), как способность к решению экзистенциальных проблем (Бьюдженталь Д., Франкл В., Ялом И., ), смысложизненная ориентация (Рубинштейн С.Л, Слободчиков В.И., Франкл В. Карпова Н.Л.), показатель качества жизни, психологического благополучия и здоровья (Ананьев В.А., Васильева О.С., Рифф К.) и др.

К.Роджерс вводит понятие «полноценно функционирующий», обозначая им людей, которые используют все свои способности и таланты и движутся к полному познанию себя и своих переживаний. И именно это - критерий личностного роста[5].

Полноценное функционирование подразумевает:

- открытость переживанию;

- экзистенциальный образ жизни;

- организмическое доверие (умение полагаться на свои ощущения, интуицию);

-эмпирическая свобода (чувство личной власти над своей жизнью, способность делать

выбор и руководить собой);

- креативность и творческий образ жизни.

Виктор Франкл рассматривает развитие человека через его врожденное стремление к поиску и реализации смысла жизни, считая, что осмысленность жизни достигается путем реализации трех видов ценностей [7] :

- ценность созидания или творчества;

- ценность переживания;

- ценность отношения.

С точки зрения В. Франкла, личностный рост заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личности в данный момент. Смыслы не рождаются личностью, их нужно находить. По мере осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире, он осуществляет сам себя.

Какова роль арт-терапии в личностном развитии человека?

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Через символы и метафоры арт-терапия позволяет безопасно проработать негативные эмоции, чувства и опыт, осознать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать и переключить внимание и , конечно же, пробудить творческие способности.

В.Н. Никитин писал, что творческая деятельность отражает потребность человека в саморазвитии, самореализации [3].

Л.Д. Лебедева отмечала, что «и ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности» [1, с.9].

Согласно немецкому философу Хельмуту Плеснеру, стремление человека к самовыражению обусловлено его движением в направлении постоянного самостановления, самоопределения; «как эксцентрически организованное существо он должен еще только сделать себя таким, каков он уже есть» [4, с.268]. В акте творчества индивидуум не только реализует свой способ существования, не только расширяет свою субъективность, но и познает себя.

Иначе говоря, в пространстве искусства личность:

• заново творит себя;

• выражает то, что не позволяет себе выразить в условиях обыденности;

• открывает в себе новые возможности и творческие способности;

• переживает особое чувство трансцендентальности и красоты;

• расширяет границы восприятия и сознания, изменяя свое отношение к действительности и к себе.

«Творить - значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа», - отмечал Анри Матисс [2]. К. Рудестам отмечал, что побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Искусство приносит радость [6, с.384] .

Рассмотренные утверждения подчеркивают важную роль арт-терапии в личностном развитии человека, которая реализуется как через сам процесс, акт творчества, так и через опыт взаимодействия с продуктом своего творчества, тем самым раскрывая новые грани человеческого «Я».

Говоря об арт- терапии и личностном развитии человека, опираясь на ее основные функции и принципы, можно также увидеть, что она включает в себя многие характеристики, функции и принципы как личностно-ориентированного подхода К. Роджерса, так и понимание личностного роста через поиск и реализацию смыслов Виктора Франкла.

Обращаясь к критериям полноценного функционирования человека, арт- терапия как нельзя лучше позволяет безопасно погрузиться в переживания внутреннего себя, своих ощущений, погрузиться в момент «здесь и сейчас», помогает при принятии решений, развивает креативность и творческий образ жизни.

Работа методами арт-терапии имеет большой потенциал в развитии ценностей созидания и переживания - через творческий продукт, его создание и осмысление, через проживание эмоций в процессе творческого акта, через соприкосновение с произведениями искусства и окружающей средой. А ориентация на инсайт в арт-терапии позволяет выстроить ценность отношения через переосмысление своего опыта в процессе терапии. Так арт-терапия создает площадку для поиска смыслов и их присвоения.

Таким образом, арт- терапия неразрывно связана с личностным ростом, который подразумевается и через ее основную цель - гармонизация психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Для этого арт- терапия предлагает множество техник и упражнений , которые способны раскрыть или погрузить в

ту или иную грань внутреннего мира человека и выйти оттуда с багажом новых переживаний, открытий, смыслов и решений о себе самом и окружающем мире.

Литература

1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. -СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия - психологический практикум.

2. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.

3. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие - «КогитоЦентр», 2014

4. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.

6. Рудестам,Кьелл. Групповая психотерапия: Научное издание/ К.Рудестам; Пер. с англ. А. Голубева.- СПб. : Питер Ком,1999. 376 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 2004. 256 c.

УДК 740

ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ И АУТЕНТИЧНОСТИ

Кириллов Богдан Валерьевич - приглашенный преподаватель, магистрант образовательной программы «Консультативная психология. Персонология» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Москва, ул. Армянский переулок, д. 4, стр. 2, e-mail - [email protected], тел. +79773126024

Аннотация

Статья посвящена теоретическому обзору профессионального развития в сфере консультативной психологии. Внимание уделяется конструкту аутентичного смысла жизни начинающего психолога-консультанта, направленного на реализацию жизненного потенциала личности. Предлагается проанализировать конгруэнтность «помогающего» смысла жизни молодого специалиста психолога в отношении принятия решения о том, чтобы посвятить себя занятию консультированием или психотерапией.

Ключевые слова: смысл жизни, конгруэнтность, аутентичность, начинающий психолог-консультант

AWARENESS OF THE MEANING OF LIFE BY A NOVICE CONSULTANT PSYCHOLOGIST AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CONGRUENCE AND AUTHENTICITY

Kirillov Bogdan Valerevich - visiting lecturer, Master's student of the educational program "Counseling Psychology. Personality Studies "National Research University Higher School of Economics: Moscow, st. Armenian lane, 4, bldg. 2,e-mail - [email protected], num.+79773126024

Abstract

The article is devoted to a theoretical overview of professional development in the field of counseling psychology. Attention is paid to the construct of the authentic meaning of life of a novice consultant psychologist, aimed at realizing the life potential of an individual. It is proposed to analyze the congruence of the "helping" meaning of life of a young specialist psychologist in relation to the decision to devote himself to counseling or psychotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.