ту или иную грань внутреннего мира человека и выйти оттуда с багажом новых переживаний, открытий, смыслов и решений о себе самом и окружающем мире.
Литература
1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. -СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия - психологический практикум.
2. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.
3. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие - «КогитоЦентр», 2014
4. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
6. Рудестам,Кьелл. Групповая психотерапия: Научное издание/ К.Рудестам; Пер. с англ. А. Голубева.- СПб. : Питер Ком,1999. 376 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 2004. 256 c.
УДК 740
ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ И АУТЕНТИЧНОСТИ
Кириллов Богдан Валерьевич - приглашенный преподаватель, магистрант образовательной программы «Консультативная психология. Персонология» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Москва, ул. Армянский переулок, д. 4, стр. 2, e-mail - [email protected], тел. +79773126024
Аннотация
Статья посвящена теоретическому обзору профессионального развития в сфере консультативной психологии. Внимание уделяется конструкту аутентичного смысла жизни начинающего психолога-консультанта, направленного на реализацию жизненного потенциала личности. Предлагается проанализировать конгруэнтность «помогающего» смысла жизни молодого специалиста психолога в отношении принятия решения о том, чтобы посвятить себя занятию консультированием или психотерапией.
Ключевые слова: смысл жизни, конгруэнтность, аутентичность, начинающий психолог-консультант
AWARENESS OF THE MEANING OF LIFE BY A NOVICE CONSULTANT PSYCHOLOGIST AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CONGRUENCE AND AUTHENTICITY
Kirillov Bogdan Valerevich - visiting lecturer, Master's student of the educational program "Counseling Psychology. Personality Studies "National Research University Higher School of Economics: Moscow, st. Armenian lane, 4, bldg. 2,e-mail - [email protected], num.+79773126024
Abstract
The article is devoted to a theoretical overview of professional development in the field of counseling psychology. Attention is paid to the construct of the authentic meaning of life of a novice consultant psychologist, aimed at realizing the life potential of an individual. It is proposed to analyze the congruence of the "helping" meaning of life of a young specialist psychologist in relation to the decision to devote himself to counseling or psychotherapy.
Keywords: meaning of life, congruence, authenticity, beginning counseling psychologist
Профессия психолога относится к социальным профессиям, объектом которой выступают психические процессы, его поведение, деятельность и др. Рассматривая профессию психолога, можно отметить, что профессиональное самоопределение здесь в первую очередь реализуется в сфере оказания психологической помощи. Самоопределение как проблема научной психологии раскрывается через работы Х. Диббери, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и мн. др., но не дает полного ответа на поставленные вопросы выбора в профессии [1].
В данной работе мы предлагаем расширить границы профессионального выбора человека, включив в анализ профессионального становления личности смысл жизни.
Исследовательский вопрос сформулирован следующим образом: может ли аутентичная и конгруэнтная личность формироваться путем реализации собственного смысла жизни в практике приобретения и реализации психологических навыков взаимодействия с клиентами?
В рассматриваемой работе мы постараемся использовать принципы, которые были представлены в теориях личности К. Роджерса, Э. Эриксона и Дж. Бьюдженталя, поскольку их объединяет недирективность и открытостью, которые позволяет более полно рассматривать «профессиональный отпечаток» на личность человека, выбравшего профессию «психолог-консультант».
Аудентичность личности более точно будет отражать раскрытие данной темы, в связи с тем, что, по определению К. Роджерса, аутентичная личности - это личность, которая полностью отражает в проживании и взаимодействии с другими людьми собственные ценности, взгляды без отсутствия оценок [2]. Теория К. Роджерса дает начало новым на тот момент времени взглядам на формирование полноценно функционирующего человека. Такой человек обращает внимание не только на внешние стороны ценностей, транслируемых социальной средой, но особое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Иными словами, придерживаясь такой точки зрения, мы сможем ответить на вопросы об осознанном выборе профессиональной деятельности и формировании личности психолога-практика.
Здесь важно подчеркнуть, что смысл жизни, которым наполняется жизнь психолога-консультанта, изменяется посредством не только теоретического изучения психологии, но и наблюдения психических процессов, поведенческих механизмов или когнитивных связей в ходе консультативного процесса. В определении самой психологической науки уже содержится предостережение: психология сложна тем, что объект ее изучения непрерывно изменяется [3]. В ходе дальнейшего исследования планируется ответить на вопрос о важности формирования конгруэнтного и аутентичного выбора профессии, которые будут формировать смысл жизни начинающих психологов-консультантов. Результатом может быть разработка и применение эффективных стратегий работы со смыслом жизни в ходе обучения и применения навыков психологического консультирования.
Литература
1. Долгушина Т. Н., Юревич С. Н. Профессиональное самоопределение каккомпонент профессионального становления личности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. вып. 3-4 (16), 2013. С. 101 - 107.
2. Зиглер Д. Дж., Хьелл Л. А. Теории личности: основные положения, исследования и применение. (3-е изд.) СПб.: Питер. 2013. 607с.
3.Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: Высшее образование. 2012. 575с.
РАЗДЕЛ 4
СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЕЙ ЖИЗНИ. (ДОКЛАДЫ МОЛОДЕЖНОЙ
СЕКЦИИ СИМПОЗИУМА)
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПЕРИОД НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - ПАНДЕМИИ COVID-19
Эркенова Светлана Аубекировна, Симакина Алиса Алексеевна - студенты 1-го курса кафедры психологии и педагогической антропологии Московского Государственного Лингвистического Университета; Москва, ул. Остоженка д.38; e-mail [email protected], [email protected]
Научный руководитель: преподаватель кафедры психологии и педагогической антропологии, Т.А.Дворецкая
Аннотация
В статье представлен анализ особенностей смысложизненных ориентаций людей в условиях пандемии. В ходе исследования коронавирус рассматривается как фактор влияния на динамику смысложизненных ориентаций. В результате исследования были получены данные по показателям СЖО и шкале толерантности к неопределённости.
Исследование показало, что респонденты, заразившиеся COVID-19, склонны считать, что их жизнь вышла из-под контроля, процесс жизни для них не так интересен, а показатель осмысленности ниже, чем у людей не переболевших. Люди, чьи родственники болели COVID-19, имеют меньший интерес к жизни и негативно относятся к неопределенностям, чем люди, чьи родственники не болели этой болезнью.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, толерантность к неопределённости, осмысленность, коронавирус, интерес к жизни.
FEATURES OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS THAT ARISE DURING THE TIME OF UNCERTAINTY - THE COVID-19 PANDEMIC
Erkenova Svetlana Aubekirovna, Simakina Alisa Alekseevna - lst-year students of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Moscow State Linguistic University; Moscow, Ostozhenka str., 38; e-mail [email protected], [email protected]
Academic adviser: Teacher of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, T. A. Dvoretskaya
Abstract
The article presents an analysis of the features of the life-meaning orientations of people in the context of the pandemic. During the research, coronavirus pandemic is considered as an aspect of life that influences the dynamics of life-meaning orientations. After conducting the study data were obtained on the parameters of the life-meaning orientations and on the tolerance to uncertainty.
The study showed that respondents infected with COVID-19 tend to believe that their life is out of control, the process of living is not so interesting for them, and the index of meaningfulness is lower than the one for people who have not been ill. People whose relatives have had COVID-19 have less interest in life and have a negative reaction to uncertainties than people whose relatives have not had the disease.
Keywords: life-meaning orientations, tolerance to uncertainty, meaningfulness, coronavirus, interest in life.