УДК 379.81
Р.И. Салахова, Р.Ф. Салахов
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
В данной статье представлен опыт применения технологии войлоковаляния в арт-терапевтической практике. Войлоковаляние (фельт-терапия) получило распространение как эффективное средство эмоционального подъёма, самовыражения и релаксации личности, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: арт-терапия, фельт-терапия, досуговый центр, акселерационная программа, художественное творчество
Rada I. Salakhova, Rasykh F. Salakhov ART-THERAPEUTIC POTENTIAL OF FELTING AND ITS IMPLEMENTATION IN THE PRACTICE OF THE LEISURE CENTER
This article presents the experience of using felting technology in art therapy practice. Felting (felting therapy) has become widespread as an effective means of emotional uplift, self-expression and relaxation of a person in a difficult life situation.
Key words: art therapy, feltotherapy, leisure center, acceleration program, artistic creativity
Введение
В 2022 году, объявленном в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 года № 2816-р были заявлены 42 стратегические инициативы, в их числе федеральная программа «Придумано в России». Их цель состоит в поддержке и развитии сферы культуры и креативных инду-стрий, а также коммерциализации продуктов, сочетающих традицию ремесел с инновационными технологиями.
Литературный обзор
Наш современник испытывает чрезвычайно высокие перегрузки различного рода, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами трудовой и учебной деятельности, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Идея, что искусство может способствовать достижению и поддержанию эмоционального благополучия индивида, не нова, так или иначе она циркулирует в общественном сознании еще с тех времен, когда Аристотель выдвинул гипотезу о существовании эмоционального катарсиса. Художественно-творческая деятельность, используемая в качестве лечебного, отвлекающего и гармонизирующего фактора, получила название «арт-терапия» [3, 8, 12].
По мнению ведущего специалиста в этой области О.А. Ланберг, арт-терапия - это терапия творческим самовыражением с использованием изобразительного материала. Она является инструментом прогрессивной психологической помощи, способствующей конструктивному осознанию и выражению своих
чувств, мыслей, эмоций, осознанию и разрешению внутренних и межличностных конфликтов, реализации творческого потенциала, снятию напряжения и улучшению психоэмоционального и, как следствие, соматического состояния [8]. «Арт-терапия - метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сфер личности и приводящий к развитию личностного потенциала, раскрытию творческого потенциала» [6, с. 78].
Как утверждает С.М. Павлович, характерной для арт-терапии является забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами спонтанной художественной деятельности [10, с. 53].
В арт-терапии сегодня существует множество направлений: музыкотерапия, сказкоте-рапия, игротерапия, цветотерапия, куклоте-рапия, оригами и др., направленные на поддержание эмоционально-когнитивного и физического статуса человека. Благотворное влияние совершенствования мелкой моторики рук, осуществляемой в ходе практической творческой деятельности, подтверждается медицинскими и педагогическими заключениями. Тактильное ощущение при работе карандашами, кистями, контакте с различными материалами (пластилин, глина, шерсть, дерево, кожа, картон и т.д.) в сочетании с творческим созидательным процессом под руководством опытного преподавателя дают мощный импульс для компенсации проблем физического и эмоционального здоровья.
Творчество является мощнейшим средством эмоционального подъёма, самовыражения и релаксации, оно обогащает субъек-
тивный опыт, выступает «мостиком», связующим реальный мир с фантазией. Важным также является то, что арт-терапия не имеет противопоказаний и каких-либо ограничений [10, с. 52-53]. В процессе занятия творчеством раскрывается внутренний мир человека, развивается образное мышление, формируется эмпатия, воспитывается уверенность в собственных силах, закладываются основы терпения и настойчивости.
Амбивалентность арт-терапии проявляется как в создании уникальных продуктов творчества, так и (еще в большей степени) ее позитивном комплексном влиянии на личность. Во время арт-терапевтических занятий происходит гармонизация психического состояния, что облегчает адаптацию человека в социуме.
Одной из новых арт-терапевтических практик является «фелт-терапия» (фелтинг: от англ. felt - 'войлок, фильц, набивание' и греч. Therapeia - «лечение, оздоровление, лекарство»), основанная на использовании непряденой шерсти и применении разных техник работы с ней (сухое и мокрое валяние, выкладывание картин из кусочков непряденой шерсти, создание двухмерных и трехмерных композиций из шерсти с возможностью добавления иных материалов). О.А. Ланберг не исключает, что данное определение в будущем потребует коррекции и уточнения [7], но документальный поток свидетельствует о закреплении этого понятия в специальной литературе [3; 6-8;12].
На протяжении веков рукоделие из шерсти было неотъемлемой частью культуры многих народов, каждый из которых вносил свой вклад в технологию ее обработки - прядение, окрашивание, валяние, ткачество, вязание и т.д. Специфика материала, особо ценимая в век искусственных материалов, заключается в его гипоаллергенности, пластичности, разнообразии, что обеспечивает ее широкое распространение в быту и активное использование в терапии.
«Непряденая окрашенная овечья шерсть обладает палитрой, не уступающей палитре любых красок, а ее пластичность сравнима с пластичностью глины: она позволяет создавать как двухмерные композиции, так и трехмерные скульптуры. С ней можно работать в разных техниках: сухое или мокрое валяние, или простая выкладка, схожая с мозаикой или коллажем» [7, с.78].
Материалы и методы
В основу данной статьи легла акселераци-
онная программа «Досуговый центр «Волга-войлок» в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Казанский государственный институт культуры в последние годы принимает активное участие в конкурсах на предоставление грантов. Так, Казанский государственный институт культуры, единственный вуз культуры из 11 вузов Российской Федерации, получил субсидию в рамках реализации национального проекта «Наука». Свои разработки вуз представлял на Международной промышленной выставке «Инно-пром - 2021», Глобальном форуме креативных территорий в Нижнем Новгороде; форумах «Kazan Digital Week» (2021,2022) и «Уникальная Россия», в Мордовском республиканском музее изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи г. Саранска, на других площадках [1, с.8-9]. Разработка акселерационных программ - это возможность развития предпринимательской активности молодежи - одного из приоритетов российской государственной политики. Программы ориентированы на развитие креативной экономики, консолидацию созданной цифровой среды в сфере культуры, поддержку образовательного сектора, привлечение частных инвестиций [1, с.10].
Методами исследования, использованными в статье, являются: метод анализа, синтеза, эмпирического исследования и операцио-нализация понятий.
Результаты исследования
С момента создания Казанского государственного института культуры его деятельность направлена на формирование у студентов интереса, практических умений и навыков в сфере народного декоративно-прикладного творчества. С внедрением цифровых технологий данное направление деятельности вышло на новый уровень как в организационном, так и в технологическом аспектах. Инновационной формой арт-терапевтической практики является досуго-вый центр «Волга-войлок» для людей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов. В центре организованы занятия фельт-терапией для снятия разного типа стрессовых расстройств.
Спецификой центра является возможность дистанционного обучения. Педагоги центра разрабатывают видеоуроки (мастер-классы и обучающие занятия), электронные курсы по
войлоковалянию, проводят консультации по арт-терапии. Каждый участник может работать индивидуально с личным куратором. В ходе занятий осуществляется поэтапное освоение различных техник (от простого к сложному): сухое валяние, мокрое валяние, смешанные техники. Занятия проводятся совместно с учреждениями здравоохранения и социальной защиты. Проект имеет возможность масштабирования за счет коммерциализации услуг и продуктов.
Программа-максимум данного центра подразумевает еще и популяризацию художественного ремесла, развитие творческого потенциала родителей, получение прибыли.
Предполагаемые источники финансирования - субсидии «Студенческий стартап», гранты, спонсоры, средства венчурного фонда. Потенциал рынка достаточно хороший, т.к. конкуренты в данной сфере практически отсутствуют. Деятельность досугового онлайн-центра «Волга-войлок» может быть распространена на онлайн- и офлайн-рынки.
Обсуждение
Концептом арт-терапевтических проектов является образ Волги, вдохновляющей своей силой, мощью, красотой на борьбу с болезнью. Ассоциативно концепт Волга связан с используемым материалом - войлоком - своей текучестью, теплом, мягкостью, непрерывностью. Участникам предлагается метафорически, аллегорически, ассоциативно выражать в своих работах силу и мощь великой реки, на берегах которой исторически проживают многие народы России.
Опыт организации и проведения досугово-
го онлайн-центра «Волга-войлок» (создание родителями и детьми уникальных игрушек, этноаксессуаров, декоративных панно, арт-объектов и др.) транслировался в заочных конкурсных программах, таких как Международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели - 2022» (01.09-29.09), XII международный конкурс детского рисунка и декоративно-прикладного творчества «Рождественские фантазии» (25.12.2021 по 20.03 2022 г.), Всероссийский просветительский проект «Моя страна — моя Россия», Открытый заочный конкурс «Крымский вернисаж».
Заключение
Таким образом, арт-терапевтическая программа «Досуговый онлайн-центр «Волга-войлок» может быть использована для решения комплекса задач:
- сохранения здоровья нации за счет снижения агрессивного поведения, выравнивания эмоциональной неустойчивости, повышения удовлетворенности качеством жизни и т.д.;
- организации семейного досуга, обеспечивающего передачу опыта, установление эмоционального контакта между поколениями, приобщение к народной культуре, усвоение традиций;
- стимулирования творческой инициативы обучаемых, вовлечение их в конкурсно-выставочную, проектную и коммерческую деятельность;
- популяризации ремесла, трансляции передового опыта в области декоративно-прикладного искусства.
Литература:
1. Ахмадиева Р. Ш., Минниханов Ш. Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов / / Вестник НЦ БЖД. - 2022. - №. 4. - С. 7-11.
2. Белан С. В., Емельянова Т. Н. Арт-терапевтические методы на уроках технологии и ручного труда как здоровьесберегающая технология // Экстернат. РФ. - 2021. - №. 1. - С. 38-41.
3. Быканова А. В. Фелтинг как средство коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Евразийский научный. - 2022. - №6. - С.71-75.
4. Жогова М.В. Синтез технологий и традиций в современной индустрии моды на примере использования войлоковаляния в дизайне одежды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа: www.science-education.ru/118-14248 (дата обращения: 11.02.2018).
5. Колыгина С. С. Ресурсы для души. Арт-терапия шерстью как метод психологической помощи // Современные психологические и педагогические технологии. - 2019. - №. 2. - С. 7-17.
6. Ланберг О. А., Гигинеишвили Г. Р., Котенко Н. В. Фелт-терапия в работе с эмоциональным состоянием пациентов. Авторская методика: "Обитель ресурсов" // Вестник восстановительной медицины. -2020. - №. 1 (95). - С. 76-80.
7. Ланберг О.А. Фелт-терапия (использование непряденой шерсти в арт-терапевтическом процессе) в работе с эмоциональным состоянием пациентов ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» // Великая сила искусства: сб. ст. - Москва, 2020. - С.67-80.
8. Ланберг О.А. Фелт-терапия в работе с эмоциональным выгоранием. Коллаж «Обитель моих ресурсов» в технике «живопись шерстью» //Арт & Терапия. - 2017. - №1 (9). - С. 62-69.
9. Новикова К.В., Жевтун И.Ф. Программа арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений // Психолог. - 2022. - № 3. - С. 1 - 29. - URL: https://nbpubHsh.com/library_read_artide.php?id=38192 (дата обращения: 16.12.2022).
10. Павлович С. М. Терапевтическое воздействие изобразительной деятельности в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития // Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе художественного образования: Сб. науч. статей. - Москва, 2011. - С. 52-55.
11. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб: Речь, 2008. - 176 с.
12. Семенова Г. А. Фелт-терапия как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / / Вестник дошкольного образования. - 2020. - №. 34 (60). - С. 21-27.
13. Терелянская Е. В. Художественно-творческие технологии в социальной работе с женщинами // Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований, г.Балашов, 6-7 октября 2016 г. - Балашов, 2016. - С. 253-257.
14. Шленков А. В. Возможности метода арт-терапии при оказании психологической помощи детям, пережившим чрезвычайные ситуации // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2016. - №. 1. - С. 98-107.
References:
1. Ahmadieva R. SH., Minnihanov SH. R. Cifrovaya transformaciya i kreativnaya ekonomika v obra-zovatel'nom prostranstve tvorcheskih vuzov // Vestnik NC BZHD. - 2022. - №. 4. - S. 7-11.
2. Belan S. V., Emel'yanova T. N. Art-terapevticheskie metody na urokah tekhnologii i ruchnogo truda kak zdorov'esberegayushchaya tekhnologiya // Eksternat. RF. - 2021. - №. 1. - S. 38-41.
3. Bykanova A. V. Felting kak sredstvo korrekcii trevozhnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta s za-derzhkoj psihicheskogo razvitiya // Evrazijskij nauchnyj. - 2022. - №6. - S.71-75.
4. ZHogova M.V. Sintez tekhnologij i tradicij v sovremennoj industrii mody na primere ispol'zovaniya vojlokovalyaniya v dizajne odezhdy [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2014. - № 4. - Rezhim dostupa: www.science-education.ru/118-14248 (data obrashcheniya: 11.02.2018).
5. Kolygina S. S. Resursy dlya dushi. Art-terapiya sherst'yu kak metod psihologicheskoj pomoshchi // Sov-remennye psihologicheskie i pedagogicheskie tekhnologii. - 2019. - №. 2. - S. 7-17.
6. Lanberg O. A., Gigineishvili G. R., Kotenko N. V. Felt-terapiya v rabote s emocional'nym sostoyaniem pa-cientov. Avtorskaya metodika: "Obitel' resursov" // Vestnik vosstanovitel'noj mediciny. - 2020. - №. 1 (95). - S. 76-80.
7. Lanberg O.A. Felt-terapiya (ispol'zovanie nepryadenoj shersti v art-terapevticheskom processe) v rabote s emocional'nym sostoyaniem pacientov FGBU «Nacional'nyj medicinskij issledovatel'skij centr reabilitacii i k u-rortologii» // Velikaya sila iskusstva: sb. st. - Moskva, 2020. - S.67-80.
8. Lanberg O.A. Felt-terapiya v rabote s emocional'nym vygoraniem. Kollazh «Obitel' moih resursov» v tekhnike «zhivopis' sherst'yu» //Art & Terapiya. - 2017. - №1 (9). - S. 62-69.
9. Novikova K.V., ZHevtun I.F. Programma art-terapevticheskih zanyatij po korrekcii detsko-roditel'skih otnoshenij // Psiholog. - 2022. - № 3. - S. 1 - 29. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38192 (data obrashcheniya: 16.12.2022).
10. Pavlovich S. M. Terapevticheskoe vozdejstvie izobrazitel'noj deyatel'nosti v rabote s det'mi, imeyushchimi osobennosti psihofizicheskogo razvitiya // Izobrazitel'noe, dekorativno-prikladnoe iskusstvo i dizajn v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya: Sb. nauch. statej. - Moskva, 2011. - S. 52-55.
11. Purnis N.E. Art-terapiya v razvitii personala. - SPb: Rech', 2008. - 176 s.
12. Semenova G. A. Felt-terapiya kak sredstvo profilaktiki psihoemocional'nogo napryazheniya u detej dosh-kol'nogo vozrasta // Vestnik doshkol'nogo obrazovaniya. - 2020. - №. 34 (60). - S. 21-27.
13. Terelyanskaya E. V. Hudozhestvenno-tvorcheskie tekhnologii v social'noj rabote s zhenshchinami // Inno-vacionnye tekhnologii raboty s sem'yami, nahodyashchimisya v trudnoj zhiznennoj situacii: regional'nyj opyt social'nyh preobrazovanij, g.Balashov, 6-7 oktyabrya 2016 g. - Balashov, 2016. - S. 253-257.
14. SHlenkov A. V. Vozmozhnosti metoda art-terapii pri okazanii psihologicheskoj pomoshchi detyam, pe-rezhivshim chrezvychajnye situacii / / Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. - 2016. - №. 1. - S. 98-107.
УДК: 792.8.071.5+792.8.01
В.В. Шабалин
СТРУКТУРА СЛОЖНОСОСТАВНОГО КАДРА В ПОЛИЭКРАНЕ
В статье рассматривается феномен полиэкранной визуализации реальной действительности в дискурсе проблематики выстраивания структуры сложносоставного кадра. Активное применение видеоконференций придает актуальность теме исследования, исходя их этого автор приводит релевантные примеры экранных композиций с несколькими изображениями. В ходе работы также подробно раз-