Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУДИЙ'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУДИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с проблемами опорно-двигательного аппарата / методика обучения / творческий процесс / формы обучения / оздоровительные практики / декоративно-прикладное искусство / children with problems of the musculoskeletal system / teaching methodology / creative process / forms of education / health practices / arts and crafts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махинин Андрей Юрьевич

Данная работа посвящена изучению методик преподавания декоративно-прикладного искусства для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы; врожденная и приобретенная патология опорно-двигательной системы. Анализируются подходы к выбору тех или иных форм занятий, тематик, способствующих как оздоровительным процессам, так и эффективно развивающих ребенка интеллектуально и творчески.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махинин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPEUTIC APPROACH TO THE ORGANIZATION OF CLASSES IN ARTS AND CRAFTS IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL STUDIOS

This work is devoted to the study of teaching methods of arts and crafts for children with problems of the musculoskeletal system: diseases of the nervous system; congenital and acquired pathology of the musculoskeletal system. Approaches to the choice of certain forms of classes, topics that contribute both to health-improving processes and effectively develop intellectually and creatively are analyzed.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУДИЙ»

УДК. 745

А.Ю. Махинин

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУДИЙ

Данная работа посвящена изучению методик преподавания декоративно-прикладного искусства для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы; врожденная и приобретенная патология опорно-двигательной системы. Анализируются подходы к выбору тех или иных форм занятий, тематик, способствующих как оздоровительным процессам, так и эффективно развивающих ребенка интеллектуально и творчески.

Ключевые слова: дети с проблемами опорно-двигательного аппарата; методика обучения; творческий процесс; формы обучения; оздоровительные практики; декоративно-прикладное искусство

Andrey Yu. Makhinin ART-THERAPEUTIC APPROACH TO THE ORGANIZATION OF CLASSES IN ARTS AND CRAFTS IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL STUDIOS

This work is devoted to the study of teaching methods of arts and crafts for children with problems of the musculoskeletal system: diseases of the nervous system; congenital and acquired pathology of the musculoskeletal system. Approaches to the choice of certain forms of classes, topics that contribute both to health-improving processes and effectively develop intellectually and creatively are analyzed.

Key words: children with problems of the musculoskeletal system; teaching methodology; creative process; forms of education; health practices; arts and crafts

Введение

Помимо исторически сложившейся трехуровневой системы художественного образования в России сформировалась достаточно пестрая и разнообразная сеть художественно-образовательных досуговых учреждений, связанных с освоением декоративно-прикладного искусства. Ребенок может получить любые образовательные услуги, удовлетворяющие запросы родителей, соответствующие их представлениям о том, что ему необходимо знать и уметь в определенном возрасте. Все же основной критерий - «интересно и полезно» - остается главным и понятным. Как правило, занятия в студиях проходят по понятной, привычной схеме: родители выбирают тот вид ремесла, творческой деятельности, который соответствует темпераменту, интересу ребенка. Ребенок на занятиях овладевает технологиями, приемами создания работ в том или ином материале. Методика подчинена главной цели - создать красивую, эстетичную работу. И это логично и понятно. Благодаря грамотно проведенному занятию ребенок осваивает технические приемы сборки и оформления изделия в том или ином материале.

Все же такой подход к проведению занятий трудно назвать эффективным. Большинство из пришедших на занятия детей не станет профессиональными резчиками по дереву, керамистами, мастерами по

кружевоплетению, но созидательной

творческой деятельностью, где нужно проявлять логику нестандартного мышления, творческую фантазию, скорее всего, будут заниматься многие. Исходя из вышесказанного, скорректируем главную и основополагающую цель деятельности учебных студий, мастерских, клубов -развивать на занятиях образное мышление, учить творчески мыслить, творить, а не ограничиваться только ремеслом.

Достаточно сложная категория участников творческих студий - это дети с проблемами опорно-двигательного аппарата:

заболеваниями нервной системы; врожденной и приобретенной патологией опорно-двигательной системы. Не секрет, что главная задача, которую преследуют родители, приводя детей на занятия, не только разнообразить досуг ребенка, но, прежде всего, улучшить его физическое состояние, научить общаться со сверстниками, психологически гармонизировать. Таким образом, преподаватель в работе с такими учащимися включает еще одну цель -оздоровительную.

Для реализации поставленной цели каждый преподаватель использует тот «инструментарий», которым в совершенстве владеет: специалист по деревообработке -знания технологии создания художественных изделий из дерева; керамист - мастерство создания изделий из глины.

Материалы и методы

Методами, которые использованы в нашей работе, являются наблюдение, описание, обобщение личного опыта автора по проведению занятий по художественной керамике с детьми с ОВЗ.

Литературный обзор

В существующей литературе в большей степени уделяется внимание

общетеоретическим подходам к работе с детьми с ОВЗ. Статей, в которых бы описывалась система практической работы с такого плана детьми, недостаточно. Мы можем назвать исследования О.М. Воропаевой и В.А. Пастушкова [1], Н.Б. Гордеевой [2], Ю.В. Душкиной [3], А.В. Новицкой [4], А.И. Трегубовой [5], Н.Е. Шафажинской [6], Е.В. Щербаковой и Н.М. Кузнецовой [7], И.А. Чемериловой и К.И. Борониной [8], в которых предлагаются конкретные формы развития детей с ОВЗ средствами художественно-прикладного творчества.

Результаты

Для того чтобы расширить диапазон привычных методических подходов к изучению декоративно-прикладного

искусства, мы предлагаем варианты тем занятий, выполняющих и оздоровительные функции. При этом направленность на эффективное развитие художественного мышления ребенка остается ведущей.

Для определения результативных методических подходов остановимся на примере проведения занятий по художественной керамике. Искусство керамики является как самым древнейшим, так и самым специфичным видом творческой деятельности. Главная особенность этого вида искусства - его неограниченные возможности. При создании художественного образа мастер может задействовать широкий арсенал возможностей: разнообразные приемы формообразования; широту выбора пластических вариаций; использование в творческом процессе большого разнообразия декоративных приемов и техник; задействовать в работе разнообразные покрывные материалы (ангобы, глазури, соли и т.д.). При этом от художника-керамиста требуются знания, казалось бы, не совсем связанные с искусством. Без знания хотя бы азов химии невозможно просчитать, как поведет себя тот или иной покрывной материал, насколько термическая обработка даст нужный результат.

Именно изучение основ изготовления керамики будет той базой, которая позволит нам эффективно приблизиться к поставленным целям: способствовать улучшению физического состояния ребенка (если это необходимо), активно развивать его художественное, образное мышление.

Занятия, связанные с лепкой, несут и оздоровительную функцию: разрабатывается мелкая моторика рук, повышается двигательная активность суставов пальцев, укрепляется мышечная работоспособность. Занятия особенно полезны детям с заболеваниями, осложняющими

двигательную активность.

С детьми дошкольной, младшей школьной возрастной группы с незначительными затруднениями работы рук при создании плоскостных изделий предпочтительнее использовать «аппликационную технику», в основе которой - сборка изделия из готовых деталей. Можно предложить такие темы как «Живописный ковер», «Цветочная поляна» и др. На раскатанную с помощью преподавателя плакетку (пласт), на процарапанный рисунок учащийся прикрепляет аккуратно слепленные орнаментальные элементы. Ребенок работает с небольшой деталью на свободном пространстве стола, ему ничто не мешает, не отвлекает. После того, как деталь выполнена, учащийся прикрепляет ее к плакетке, затем приступает к изготовлению следующей детали. Многие детали по своей форме схожи, соответственно, повторяющиеся

манипуляции рук облегчают процесс работы, несут в себе оздоровительную нагрузку. В зависимости от физических возможностей ребенка можно либо усложнять технику изготовления деталей (от простого к более сложному), либо ограничиваться одними и теми же деталями, допуская незначительные изменения в декоре. Работа требует концентрации действий, череду повторения движений, усидчивости. Помимо развития мелкой моторики выбранная тема позволит преподавателю дать максимум полезной информации ребенку: например, информацию об истории ковроделия, знакомство с искусством орнамента (его видами, композиционными построениями,

орнаментальными мотивами).

Работая над темой «Цветочная поляна», дети так же, осваивая техники лепки, повторяют одни и те же движения, что является одновременно и закреплением

навыков, и разработкой моторики рук. Творческий процесс стимулирует ребенка к точному выполнению задания, к поиску разнообразных форм деталей. При этом модульный подход остается основным, что облегчает работу ребенка, закрепляет уже полученные навыки. Одновременно преподаватель доводит до детей познавательную, полезную информацию, а именно: рассказывает о разнообразии видов полевых цветов, их характерных эстетических отличиях; в доступной форме знакомит с такими понятиями как «стилизация», «декор» и т.д. Можно на занятиях познакомить детей с традиционными народными промыслами, в которых ведущей техникой является художественная роспись.

Если данный вид работы для некоторых детей с проблемами опорно-двигательной системы будет сложен, можно использовать «мазковую технику». Учитель помогает ребенку откатать плакетку (пласт), перевести основные элементы рисунка, затем ставит перед ребенком посуду с густым шликером (жидкой глиной). Учащийся пальцем, используя шликер, вырисовывает различные детали. Толщина, плотность, объемность мазка вписывается в контекст композиционного построения работы, усиливает выразительность образа. Именно на это в большей степени обращает внимание ребенок. После высыхания уже готовой плакетки раскрашивает детали с помощью ангобов (цветных глин). Вместо кисти так же использует собственные пальцы. Данная техника достаточно комфортна детям, имеющим тяжелые патологии опорно-двигательного аппарата. Особенно предпочтительна данная техника в работе с детьми, имеющими диагноз «церебральный паралич». У детей с разновидностями подобного диагноза особенно затруднена зрительно-моторная координация.

Использование в процессе занятий комбинации «глаза - руки» особенно полезны для ребенка. Отметим, что дети с перечисленными видами болезни с трудом концентрируют внимание, соответственно, особенно будут полезны комментарии преподавателя, частое обращение

непосредственно к ребенку.

Для детей с более сложным диагнозом, имеющих серьезные проблемы с двигательной активностью, можно упростить технику выполнения задания. Для

выполнения задания преподаватель заранее готовит «штампы» (керамические предметы с орнаментом, пуговицы с рельефным рисунком, часть авторучки и т.д.). «Работа со штампом», развивает художественную логику, учит ребенка понимать законы композиции; активизирует мышечную активность рук, разрабатывает мелкую моторику.

Таким образом, логика подбора заданий, выбора тем ориентирована на три важные области жизнедеятельности учащегося: художественное, образное мышление; интеллектуальное развитие и, что самое главное, помощь в преодолении физического недуга.

Выбор формы занятия связан с очевидной целью - за короткий промежуток времени донести необходимый объем знаний и закрепить их в памяти ребенка и научить использовать в практической деятельности. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитель вынужден особенно тщательно подбирать формы организации занятий, особенно если эти занятия связаны с практической деятельностью. Важно создать у особого ребенка ощущение, что все трудности возможно преодолеть. Но самое главное, процесс обучения должен быть для него максимально комфортен.

При изучении техник и приемов создания предметов декоративно-прикладного

искусства возможно использовать форму занятий «Мама, папа, я - дружная семья». В зависимости от физических возможностей ребенка можно откорректировать методику проведения занятия: либо делаем с ребенком одну работу, либо каждый из членов семьи делает свою, но каждый помогает при этом ребенку (помощь родителей для ребенка привычна, соответственно, не вносит никакой психологической напряженности). При совместной работе ведущим является ребенок. Все предложения, идеи должны идти от него. Дело взрослого - грамотно направлять, тактично помогать в работе. Общая работа ребенка и родителей скрепляет семью, комфортна для ребенка. В процессе обучения ребенок не чувствует дискомфорта: вместе с ним учатся и мама, и папа.

Обсуждение

Остается под вопросом, насколько эффективно проведение занятий с детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата в

индивидуальной форме или коллективной. Выбирать форму занятий нужно, исходя из личностных психологических особенностей ребенка. Коллективная форма работы дисциплинирует, вносит элемент

соревновательности, учит ребенка коммуницировать с окружающим его миром.

Заметим, что полезно в деятельности преподавателя использование уже существующих оздоровительных практик: гимнастики для глаз, рук, позвоночника, например, гимнастика для шеи, разработанная кандидатом медицинских наук, терапевтом А.Ю. Шишониным, дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой. Элементы оздоровительной гимнастики можно использовать на «физкультурной минутке».

Большое значение имеет выбор формы занятий. Монотонность и однообразие учебного процесса - вот главный враг творческой атмосферы. Учитель должен уметь, как дирижер, подбирать нужные формы занятий, менять их, исходя из личностных особенностей детей, их физических возможностей, психологического настроя учащихся. Все же такие формы как беседа, игровые практики помогут полнее раскрыть творческие возможности ребенка, добиться желаемого результата.

При этом общие образовательные подходы остаются такими же, как и в работе со здоровыми детьми: развиваем личностный потенциал, прививаем интерес к творческой деятельности, развиваем интеллект, образное мышление, художественный вкус, культуру поведения, даем необходимые для этого знания.

Заключение

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья при правильно подобранной преподавателем методике обучения способен достигать тех же результатов, что и его сверстники. При этом важно так выстроить учебный процесс, чтобы он не ощущал какого-либо особого снисходительного отношения к нему со стороны одноклассников, учителя. Достаточно руководствоваться девизом: «Мне сложнее, но я могу все делать не хуже остальных, а, может быть, и лучше».

Литература:

1. Воропаева О.М., Пастушков ВА Развитие творческого мышления детей с ОВЗ // Молодежь. Образование. Наука. - 2022. - №1 (17). - С. 87-93.

2. Гордеева Н.Б. Индивидуальное обучение декоративно - прикладному искусству детей с ОВЗ в Центре детского творчества «Вега» города Kандалакши // Aктуальные вопросы образования в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Мурманский арктический государственный университет . - Мурманск, 2017. - С. 49-52.

3. Душкина Ю.В. Изобразительная деятельность, как средство формирования коммуникативной культуры у детей с ОВЗ // Педагогика XXI века: традиции и инновации: сб. науч. тр. Всерос. науч. конф. с междунар. участием / Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тяншанского . -Липецк, 2018. - С. 102-104.

4. Новицкая A^. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их влияние на интеллектуальное и творческое развитие детей с ОВЗ // Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием /Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании ^иров). - ^аснодар, 2020. - С. 334340.

5. Трегубова A.R Развитие детей с ОВЗ средствами ручного художественного труда // Aктуальные вопросы современной науки и образования: материалы науч. сессии Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». - Борисоглебск: ^истина и K, 2018. - С. 268-270.

6. Шафажинская Н.Е. Методы художественного творчества в специальной педагогике и коррекционной психологии // Психолого-педагогическое сопровождение здоровьесбережения в постиндустриальном обществе. - Москва : Ваш формат, 2022. - С. 410-429.

7. Щербакова Е.В., ^знецова Н.М. Развитие познавательной активности детей с ЗПР через активизацию конструктивной деятельности // Aртемовские чтения: материалы XIII Междунар. науч. конф. - Самара: Научно-технический центр, 2021. - С. 295-301.

8. Чемерилова ИА, Боронина K.R Экспериментальная работа по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования // Психолого - педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. - Ульяновск: Зебра, 2021. - С. 92-128.

References:

1. Voropaeva O.M., Pastushkov V.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya detej s OVZ // Molodezh'. Obrazovanie. Nauka. - 2022. - №1 (17). - S. 87-93.

2. Gordeeva N.B. Individual'noe obuchenie dekorativno - prikladnomu iskusstvu detej s OVZ v Centre detskogo tvorchestva «Vega» goroda Kandalakshi / / Aktual'nye voprosy obrazovaniya v XXI veke: materialy Vseros. nauch.-prakt konf. / Murmanskij arkticheskij gosudarstvennyj universitet . - Murmansk, 2017. - S. 49-52.

3. Dushkina YU.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost', kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoj kul'tury u detej s OVZ // Pedagogika XXI veka: tradicii i innovacii: sb. nauch. tr. Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem / Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyanshanskogo . - Lipeck, 2018. - S. 102-104.

4. Novickaya A.V. Netradicionnye tekhniki izobrazitel'noj deyatel'nosti i ih vliyanie na intellektual'noe i tvorcheskoe razvitie detej s OVZ // Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: rezul'taty novogo vremeni i vzglyad v budushchee: sb. materialov Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem /Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii (Kirov). - Krasnodar, 2020. - S. 334-340.

5. Tregubova A.I. Razvitie detej s OVZ sredstvami ruchnogo hudozhestvennogo truda // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya: materialy nauch. sessii Borisoglebskogo filiala FGBOU VO «VGU». - Borisoglebsk: Kristina i K, 2018. - S. 268-270.

6. SHafazhinskaya N.E. Metody hudozhestvennogo tvorchestva v special'noj pedagogike i korrekcionnoj psihologii // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberezheniya v postindustrial'nom obshchestve. - Moskva : Vash format, 2022. - S. 410-429.

7. SHCHerbakova E.V., Kuznecova N.M. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti detej s ZPR cherez aktivizaciyu konstruktivnoj deyatel'nosti // Artemovskie chteniya: materialy XIII Mezhdunar. nauch. konf. - Samara: Nauchno-tekhnicheskij centr, 2021. - S. 295-301.

8. CHemerilova I.A., Boronina K.I. Eksperimental'naya rabota po organizacii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej s OVZ v organizaciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya // Psihologo - pedagogicheskoe soprovozhdenie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obrazovaniya: eksperimental'nye issledovaniya. - Ul'yanovsk: Zebra, 2021. - S. 92-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.