Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / МЕТОДЫ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тусупова Айжан Ергазиевна, Секенова Айгерим Секенкызы

В статье рассматриваются арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте. Отражен термин «тревожность» согласно диагностическому статистическому руководству. Рассмотрены вопросы арт-терапии, обеспечивающие безопасную, не угрожающую среду, в которой терапевт может получить информацию о ребенке. Отражены отношения арт-терапевта и ребенка, которые обеспечивают ребенку открытое общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК:372.3

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Тусупова А.Е., Секенова А.С.

НАО «Казахский национальный женский педагогический университет»

(г.Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматриваются арт-терапевтические методы психокоррекции в дошкольном возрасте. Отражен термин «тревожность» согласно диагностическому статистическому руководству. Рассмотрены вопросы арт-терапии, обеспечивающие безопасную, не угрожающую среду, в которой терапевт может получить информацию о ребенке. Отражены отношения арт-терапевта и ребенка, которые обеспечивают ребенку открытое общение.

Ключевые слова: терапевт, тревожность, методы, психокоррекция.

На сегодняшний день терапия позволяет детям сообщать о своих проблемах, реагируя на проблемы во внешнем мире. Однако, в отличие от взрослых, у детей нет языкового опыта, который может быть мостом или барьером между терапевтом и клиентом. Использование искусства в терапии детей было новаторским в том смысле, что оно может заменить язык, который может казаться слишком сложным для детей. Образы, созданные детьми, могут быть проанализированы и оценены терапевтом, чтобы распознать и понять мысли, которые находятся в самых глубоких подсознательных чувствах человека. Кроме того, сеансы арт-терапии могут обеспечить безопасную, не угрожающую среду, в которой терапевт может получить информацию о ребенке. Терапевты могут обращаться к произведениям искусства и задавать вопросы, чтобы лучше понять значение того, что было создано ребенком. Этот процесс дает детям возможность открыто выражать себя и помогает создать осязаемую версию своих чувств, к которой можно обратиться в любое время. Отношения арт-терапевта и ребенка уникальны по сравнению с предыдущими отношениями ребенка со взрослыми; арт-терапевтическая среда обеспечивает ребенку открытое общение, в котором нет суждений или оценок. Художественное произведение служит только для лечения, а не для оценки качества детского творчества. Терапевт может сохранять эти творения и даже обращаться к ним в будущем, чтобы целостно отслеживать прогресс психического состояния ребенка [1].

Термин «тревожность» часто используется многими людьми для описания их чувств и поведения при реагировании на различные стрессы. Когда у кого-то тревожное расстройство, симптомы варьируются не только в легкой нервозности, они должны мешать повседневной жизни, чтобы их можно было назвать расстройством. Существует много тревожных расстройств, но тип, который лучше всего описывает общую тревогу, — это общее тревожное расстройство, или ОТР. Согласно Диагностическому статистическому руководству (DSM-5, 2013 г.), ОТР лучше всего можно описать как «чрезмерную тревогу и беспокойство (тревожное ожидание), возникающие чаще, чем в течение не менее 6 месяцев, по поводу ряда событий или действий (например, на работе или на учебе) [2]. Для детей это будет происходить больше во время учебной успеваемости и после занятий. Другие области стресса, с которыми дети могут внутренне бороться, включают заведение друзей и семейные ситуации. Мало того, что продолжительность тревоги должна составлять не менее шести месяцев, чтобы классифицировать ее как расстройство, но и наличие трех или более симптомов расстройства в течение этих шести месяцев (DSM-5, 2013). Было замечено, что у детей с ОТР обычные страхи, распространенные в детстве, превышают нормальное поведение [3].

Есть много способов сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на сеансе; один из способов — установить, что детские рисунки не следует рассматривать как «плохие» или

«хорошие». Качество созданного искусства не имеет значения для прогресса арт-терапии; поэтому всякое созданное искусство служит только на пользу, и не следует судить о художественной технике и эстетическом качестве. Это поможет устранить любые предвзятые представления о том, будет ли прогресс художественной образности оцениваться или подвергаться критике и/или наказанию. Это одна из многих причин беспокойства.

Еще один способ превратить арт-терапию в безопасное пространство для творчества — это использовать техники осознанности, которые можно отнести к манипулированию материалами. Прикосновение, обоняние и визуальная стимуляция художественных средств работают вместе, чтобы мягко преодолеть любое чувство беспокойства, поскольку они способствуют ощущению приземленности и достижения. Это чувство направляет тип фокуса, который позволяет клиентам создавать и манипулировать экспериментальными способами, чтобы выразить свои чувства через материалы [4].

Экспериментирование в творчестве очень важно, потому что создание зон комфорта здоровыми способами будет способствовать развитию в направлении лечения симптомов тревоги. Но для создания пространства, которое успешно интегрирует терапевтические протоколы с открытой коммуникацией, на сеансах должны присутствовать несколько параметров безопасности. Помещение должно хорошо проветриваться, иметь достаточное освещение и доступ к воде. Само произведение искусства должно храниться терапевтом конфиденциально, если ребенок не захочет взять произведение домой [4]. Любое выставление произведений искусства без ведома и согласия заказчика является неэтичным и противозаконным. Эти рекомендации обсуждаются с законными опекунами/родителями ребенка и даже объясняются ребенку таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно. Честность — это способ убедить ребенка, что терапевт никоим образом не собирается его обманывать или заставлять чувствовать себя в опасности. Документ будет подписан родителем и/или ребенком, чтобы предоставить разрешение на обмен любым произведением искусства. Чтобы наблюдать за «работой сознания», требуется присутствие терапевта, пока ребенок создает свою работу [5]. Терапевт не только помогает протоколу с указаниями и уточняющими вопросами, но и поддерживает безопасное пространство во время сеанса. Без терапевта деятельность была бы просто искусством, без терапевтического эффекта, измерение, предназначенное для исцеления. Тревоги, которые есть у детей, могут быть на травматическом уровне, поэтому работа фасилитатора состоит в том, чтобы обеспечить заботливое присутствие, чтобы развить эти важные терапевтические отношения. Пока ребенок рисует или создает произведения искусства, терапевт наблюдает, обычно молча.

Спокойная атмосфера устраняет многие отвлекающие факторы, которые могли бы испортить впечатления, поэтому терапевт тщательно выбрал помещение, подходящее для сеансов терапии. Другим аспектом, который контролирует терапевт, является продолжительность каждого этапа деятельности. Если у ребенка недостаточно времени для творчества, ребенок будет торопиться, вызывая беспокойство, которое будет только противоречить цели занятия [6].

Существует также тенденция зацикливаться на негативных мыслях. Дети могут полагать, что они бесполезны, или беспокоиться о том, что они не могут работать на том же уровне, что и их сверстники. Они также будут чувствовать себя одинокими и могут бояться осуждения со стороны своей семьи и друзей. Если негативные мысли и симптомы тревоги остаются неизменными, у ребенка может быть несчастливое детство, которое по мере взросления будет усиливать симптомы тревоги. Когнитивно-поведенческая терапия может быть полезна для формирования желаемых реакций, признавая при этом непрактичность определенных страхов. У детей могут возникнуть трудности с выражением своих страхов вербально из-за их ограниченного словарного запаса, но арт-терапия и игровая терапия могут исправить этот языковой барьер, а также одновременно творческое самовыражение [6].

Терапевт облегчит выполнение указаний, направленных на достижение конкретных целей, безопасных и реалистичных для ребенка. Оба типа экспрессивной терапии имеют протоколы, направленные на улучшение самооценки, социальных навыков, самоконтроля и взаимопонимания с терапевтом [5]. Одним из наиболее важных аспектов терапии является установление здоровых и открытых отношений между ребенком и терапевтом. Тревожный ребенок не откроется человеку,

которому не доверяет. Когда установится хорошее взаимопонимание, сеансы станут для ребенка безопасным пространством, где он сможет в конечном итоге поделиться своими идеями, когда ему будет комфортно. Игровая терапия способна использовать терапевтические аспекты игры, расширяя идею о том, что создание персонажа может скрывать личные аспекты самого себя. Со временем дети могут научиться выражать себя в искусстве или в образе персонажа, что даст им контроль, который положительно повлияет на неуверенность, питающую их тревогу.

Еще одна область исследования, требующая изучения, — это символизм, стоящий за предметом искусства. Мир меняется, и среда, формирующая поведение ребенка, радикально отличается от той, что была много лет назад. Было бы разумно изучить возможный символизм, стоящий за общей схемой, нарисованной на разных стадиях развития. Способы доступа ребенка к информации расширяются, при этом также необходимо учитывать изменения в социальных ожиданиях [7]. Эти факторы окружающей среды влияют на детей, поэтому будет предмет, который они могут почувствовать притягательными для создания на сеансе терапии, который сегодня имеет другое контекстуальное значение, которое может быть у ребенка из предыдущего поколения. И арт-терапевты, и педагоги должны продолжать исследовать причины и нюансы детского беспокойства, чтобы учитывать важные факторы, влияющие на детей сегодня.

Шкалы изображений, изображающие выражения лиц, могут быть ценным методом для маленьких детей, позволяющим оценить, как они воспринимают свои чувства различных эмоций, что впоследствии можно будет оценить на наличие любых начальных симптомов тревоги. Для сравнения, было проведено исследование, в котором ученые использовали образы для определения наличия тревоги у детей в возрасте пяти лет [8]. Эмоции, выраженные в образах, различались по степени выраженности, и дети сравнивали их при выборе того, какие изображения лучше всего представляют конкретную эмоцию. Затем ведущие поделились историей, используя изображения, чтобы лучше всего передать сценарий девочки по имени Анна, которая посещает больницу после перелома руки. На протяжении всего рассказа рассказчик предлагал детям выбрать изображение, на основе которого представлены эмоции, описанные в рассказе и представленные ниже.

Рис. 1. Визуальное представление истории, представленной детям

После того, как эти изображения были представлены, участникам была показана другая шкала из двенадцати изображений, в пределах установленной шкалы из трех изображений от «немного» до «много». Дети указывали на шкалу, основанную на вопросах, заданных по содержанию рассказа, например: «Если Анна хочет сказать, что ей очень страшно [находясь в больнице], какую из этих картинок, по вашему мнению, она выберет?» [8]. Для сравнения были представлены дополнительные шкалы, каждая из которых имела разное измерение шкал «хорошо/плохо» или «нравится/не нравится». Результаты:103 ребенка, отобранных в возрасте от 4 до 6 лет, чаще всего выбирали следующие изображения для представления эмоций, представленных в рассказе.

Рис. 2. Наиболее часто выбираемое изображение для каждой эмоции

В целом дети, участвовавшие в этом исследовании, смогли идентифицировать эмоции и сопоставить интенсивность этих чувств с различными эмоциональными категориями с разным уровнем успеха. Исследователи изучили различия в результатах в зависимости от возраста и пришли к выводу, что дети дошкольного возраста могли выбирать изображения, предназначенные для представления эмоций, таких как «напряжение», которые младшие дети ошибочно идентифицировали, называя эти изображения «испуганными/взволнованными». Несмотря на это несоответствие, большинство детей довольно успешно представляли другие эмоции, поскольку каждая эмоция была представлена определенной формой лица [8]. Точность участников, которые связывают интенсивность с образами, показывает эффективность образов для тестов по измерению детской тревожности.

Понимание детьми величин и выражений лица на основе изображений позволяет им эффективно выражать свои чувства. Если исследователи задают вопросы, относящиеся к личному самочувствию ребенка, ребенок может выбирать изображения, чтобы описать, какие эмоции он испытывает и насколько интенсивны эти чувства. Эта оценка может быть связана с использованием образов для арт-терапии, поскольку она сочетает в себе вербальное общение с визуальными образами для выражения чувств.

Библиографический список

1. Dabkowska, M., & Dabkowska-Mika, A. (2015). Risk Factors of Anxiety Disorders in Children. InTechOpen. Retrieved from https://www.intechopen.com/books/a-fresh-look-at-anxiety-disorders/risk-factors-of-anxi ety-disorders-in-children.

2. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-V). (2013). Washington, DC: American Psychiatric Publishing, division of American Psychiatric Association.

3. Ehmke, R. (2019). What Selfies Are Doing to Girls' Self-Esteem. Child Mind Institute. Retrieved from https://childmind.org/article/what-selfies-are-doing-to-girls-self-esteem/.

4. Elbrecht, C. (2019, July 28). The Importance of Art Materials. Retrieved from https://www.sensorimotorarttherapy.com/news/2019/7/24/the-importance-of-art-materials

5. Eluna. (n.d.). Art Therapy: Your Safe Place. Retrieved December 1, 2019, from https://elunanetwork.org/resources/art-activity-safe-place/.

6. Grills AE. Ollendick TH (2002). Peer victimization, global self-worth, and anxiety in middle school children. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 31:59-68. Hadwin JA, Garner M, Perez-Oli.

7. Hall, T. M., Kaduson, H. G., & Schaefer, C. E. (2002). Fifteen effective play therapy techniques. Professional Psychology: Research and Practice, 33(6), 515-522. doi: 10.1037/0735-7028.33.6.515.

8. ART AND PLAY THERAPY FOR CHILDREN WITH ANXIETY 61 Hass-Cohen, N., & Carr, R. (2008). Art Therapy and Clinical Neuroscience. London/Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.

Тусупова Айжан Ергазиевна, магистр педагогических наук, преподаватель. НАО «Казахский национальный женский педагогический университет» (г.Алматы, Республика Казахстан).

e-mail: Selena777_93@mail.ru

Секенова Айгерим Секенкызы, магистр педагогических наук, старший преподаватель, НАО «Казахский национальный женский педагогический университет» (г.Алматы, Республика Казахстан).

e-mail: aigerim.sekenova@bk.ru

Дата поступления статьи: 08.02.2022

© Тусупова А. Е., Секенова А.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.