Научная статья на тему 'Арт-терапевтическая коррекция социального здоровья студентов'

Арт-терапевтическая коррекция социального здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ИСКУССТВО / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ / SOCIAL HEALTH OF STUDENTS / ART / ART THERAPY / PREVENTION OF EXTREMISM / ART THERAPEUTIC TECHNOLOGIES / SOCIO-CIVIC RESISTANCE / PREVENTION OF RADICAL IDEOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

Целевой установкой статьи выступает Президентская Программа «Здоровье Нации», утвержденная решением Экспертно-Консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. В статье проведен научный анализ понятия «социальное здоровье» на основе использования трактовки, данной в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определяющей здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а социальное здоровье как систему ценностей, установок мотивов поведения человека в социальной среде. В качестве эффективных технологий коррекции социального здоровья молодежи рассматриваются арт-терапевтические технологии, выступающие специализированной формой психотерапевтических методик искусства. Предложено создание спецкурса по арт-терапии, который позволит студентам приобщиться к использованию позитивной художественной энергетики в своей жизнедеятельности и параллельно решать проблемы коррекции своего социального здоровья с целью профилактики радикальных идеологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPEUTIC CORRECTION OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS

The target setting of the article is the Presidential Program "Health of the Nation", approved by the decision of the Expert Advisory Council on National Security Issues under the Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. The article analyzes the concept of "social health" on the basis of the interpretation given in the Charter of the World Health Organization (WHO), which defines health as a state of complete physical, mental and social well-being, and social health as a system of values, Environment. As effective technologies for correcting the social health of young people, art-therapeutic technologies are considered, which are a specialized form of psychotherapeutic techniques of art. The creation of a special course on art therapy, which will allow students to join the use of positive art energy in their lives and in parallel to solve the problems of correcting their social health in order to prevent radical ideologies.

Текст научной работы на тему «Арт-терапевтическая коррекция социального здоровья студентов»

УДК 364.322(075.8)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Л.Ю. Мухаметзянова1

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1

Аннотация. Целевой установкой статьи выступает Президентская Программа «Здоровье Нации», утвержденная решением Экспертно-Консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. В статье проведен научный анализ понятия «социальное здоровье» на основе использования трактовки, данной в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определяющей здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а социальное здоровье как систему ценностей, установок мотивов поведения человека в социальной среде. В качестве эффективных технологий коррекции социального здоровья молодежи рассматриваются арт-терапевтические технологии, выступающие специализированной формой психотерапевтических методик искусства. Предложено создание спецкурса по арт-терапии, который позволит студентам приобщиться к использованию позитивной художественной энергетики в своей жизнедеятельности и параллельно решать проблемы коррекции своего социального здоровья с целью профилактики радикальных идеологий.

Ключевые слова: социальное здоровье студентов, искусство, арт-терапия, профилактика экстремизма, арт-терапевтические технологии, социально-гражданская устойчивость, профилактика радикальных идеологий.

ART-THERAPEUTIC CORRECTION OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS L. Mukhametzyanova

Abstract. The target setting of the article is the Presidential Program "Health of the Nation", approved by the decision of the Expert Advisory Council on National Security Issues under the Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. The article analyzes the concept of "social health" on the basis of the interpretation given in the Charter of the World Health Organization (WHO), which defines health as a state of complete physical, mental and social well-being, and social health as a system of values, Environment. As effective technologies for correcting the social health of young people, art-therapeutic technologies are considered, which are a specialized form of psychotherapeutic techniques of art. The creation of a special course on art therapy, which will allow students to join the use of positive art energy in their lives and in parallel to solve the problems of correcting their social health in order to prevent radical ideologies.

Keywords: social health of students, art, art therapy, prevention of extremism, the art therapeutic technologies, socio-civic resistance, prevention of radical ideologies.

Президентская Программа «Здоровье Нации», утвержденная решением Экспертно-

Консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации основной целью ставит улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья граждан России, качественного повышения их уровня жизни. Программа определяет значимость воспитания молодежи в духе патриотизма, в стремлении к общественно-полезной и созидательной деятельности, в развитии здравоохранения, физкультурно-спортивного движения,

обустройстве и охране окружающей среды, популяризации и распространении здорового образа жизни [16]. В свете задач, прописанных в данной программе, социальное здоровье

выступает обязательным условием достойной жизни российских граждан.

Здоровье определяется личностью как одна из главных ценностей жизни. Социальная и профессиональная неопределенность в трансформирующемся российском обществе негативно сказываются на социальном самочувствии современной молодежи, в связи с чем мы наблюдаем наличие у нее социальных девиаций и снижение самоохранительных установок поведения. Поэтому одной из актуальных проблем современного общества является формирование социального здоровья молодежи.

Определяя понятие «здоровье», мы опираемся на трактовку, данную в Уставе Всемирной организации здравоохранения, определяющую здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических

дефектов». При этом под социальным здоровьем понимается система ценностей, установок мотивов поведения человека в социальной среде [17].

Здоровье как предмет социологического анализа интересовал социологов давно. Понятие «здоровье» можно встретить в работах Пифагора: «Здоровье - это «целостное многомерное динамическое состояние» [7, с.17]; «состояние культуротворчества и здравотворчества на основе валеологического мировоззрения» [3, с.48].

Социологи определяют социальное здоровье «как состояние человека, которое позволяет ему реализовывать свои функции в процессе жизнедеятельности, вести социальную активную насыщенную жизнь» [8, с.27]; «как категорию, которая характеризует состояние

жизнеспособности общества как социального организма» [12, с.14]. «Социальное здоровье - это качественное состояние группы или общества, характеризующееся социальным благополучием, устойчивым социальным и психологическим статусом, приоритетными ценностями здоровья и здорового образа жизни, положительным самочувствием и определяемое социальной стабильностью и безопасностью, соблюдением прав и гарантий на всех уровнях общественного устройства» [4, с.24]. Социальное здоровье -«состояние общества, при котором каждому гражданину предоставляется возможность вести здоровый образ жизни» [10, с.12]. Проанализировав определения социального здоровья, которые дают отечественные ученые, мы дали свою трактовку данной категории -«социальное здоровье - положительное самочувствие и устойчивое благополучие человека, определяемые социальной

стабильностью и безопасностью здоровья нации, позволяющие ему вести активную и насыщенную жизнь, реализовывать свои социальные, физические и психологические функции». Именно социальное здоровье людей является основой сохранения и укрепления общества, и именно в молодежной среде формируется новый тип социально здоровой личности, который будет доминировать и развиваться в будущем.

Необходима разработка новых технологий коррекции социального здоровья молодежи, способствующих преодолению ее отклонений в сторону социальных девиаций.

Арт-терапия - терапия средствами искусства, наиболее эффективная технология для преодоления и профилактики эмоционально-личностных проблем - социального здоровья студентов с целью обеспечения их социальной устойчивости. Арт-терапия-является

специализированной формой психотерапии, основанной на искусстве. Первоначально арт-

терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем отразилась в гуманистических моделях развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Коррекционная функция искусства заключается в том, что оно повышает активность и уверенность в себе, является инструментом преодоления личностных и социальных конфликтов и условием профилактики радикальных идеологий.

Искусство - это способ общения, позволяющий человеку при помощи особой системы «идеальных объектов» или «квазиобъектов» реализовать те аспекты своей личности, которые в обычном общении не проявляются. Под квазиобъектами искусства понимаются такие элементы художественного общения, которые имеют в этом общении самостоятельную функциональную нагрузку. Это может быть законченное художественное сообщение («Давид» Микеланджело, «Борис Годунов» Мусоргского, Второй концерт Рахманинова, «Джоконда» Леонарда), а также это может быть какой-то эстетически значимый компонент сообщения. Ещё в 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету...» [11, с.227].

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой созидательный образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающие понятия; формирует личность, которая ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную здоровую позитивную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий музыкантов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство» [1, с.4].

Д.Н Узнадзе говорил об искусстве, что «оно является обогащением существующей действительности, созданием, творчеством новой

действительности» [16, с.353]. А.Н Леонтьев писал: «Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нём они преобразуются. Подобно тому, как художественный приём создаёт метаморфоз материала произведения, он создаёт и метаморфоз чувств. Смысл этого метаморфоза чувств состоит в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными. Так, смысл стихотворения о грусти вовсе не в том, чтобы передать грусть автора, а в том, чтобы претворять эту грусть так, чтобы человеку что-то открылось по-новому - в более высокой, более человеческой жизненной правде» [9, с.8]. Итак, все эти авторы отмечают, что искусство является носителем и передатчиком созидательного социально-личностного опыта.

Работы исследователей по художественной педагогике подчеркивают, что искусство «выпрямляет» личность, художественно расширяет ее мировоззрение, образно структурирует понятийно-терминологический аппарат. Искусство, отображая реальный мир в художественных образах, раскрывает культурные образцы жизнедеятельности личности, определяющие ее творческую направленность в созидательном преобразовании мира. Коррекционный потенциал искусства по отношению к социальному здоровью молодого человека состоит в том, что он выступает условием развития позитивных эмоций личности, способствует реализации ее художественных потребностей и способностей в различных видах искусства в целях профилактики радикальных идеологий.

Социально-коррекционная работа с использованием коррекционного потенциала искусства включает два направления:

- развитие способности позитивно эстетически воспринимать окружающий мир через художественные ассоциации;

- творческая художественная деятельность (художественно-речевая, музыкальная, изобразительная, театрализовано-игровая) с использованием арт-технологий» [2].

Участие в художественной деятельности расширяет социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы на основе развития индивидуальных способностей, что способствует формированию внутреннего мира личности, утверждению в ней чувства социальной значимости. Художественное произведение благотворно влияет на адекватность поведения, делает его более устойчивыми и гармоничным,

корректирует эмоциональные проявления личности в социальном общении.

Психокоррекционная значимость

художественного познания определяется тем, что оно устраняет негативные переживания и осуществляет позитивное взаимодействие личности с окружающим миром.

Искусство оказывает психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу личности на основе катарсистической функции. Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства подчеркивали еще древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек в процессе художественного общения.

Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в разрядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойственен всем видам искусства [6, с.63].

По мнению Ю.А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющим в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний («вся выше мира и страстей» - А.С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония; человек переживает целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, «очищаясь» от случайности и дробности быта» [14, с.9].

Психологический механизм катарсиса рассмотрел Л.С. Выготский в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство» [5, с.45].

Определяя сущность катарсиса в театральном спектакле, К.С. Станиславский подчеркивал, что «люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр - могущественная сила душевного воздействия на людей» [13, с.54].

Коррекционно-развивающие и

психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением личности практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах; утверждении и познании своего «Я». Создание продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления

отношений с окружающими на разных этапах развития личности.

Арт-терапия является наиболее эффективной в решении эмоционально-личностных проблем социального здоровья студентов. Арт-терапия позволяет выйти негативным чувствам через творчество, она может служить и диагностическим средством, и лечебным. С помощью арт-терапии распознаются неосознаваемые студентом внутренние конфликты.

Коррекционное воздействие арт-терапии заключается в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей личности.

Арт-терапия тесно связана с задачами социальной педагогики. Конечным результатом арт-терапии, является обеспечение социальной устойчивости личности в условиях профилактики радикальных идеологий» [15]. Ориентиром при этом выступает положение о формировании личности в процессе взаимодействия с окружающей действительностью и людьми в микро- и макросоциуме. Оздоравливая, изменяя среду, в которой находится личность, создавая специальные условия, соответствующие ее особенностям, мы способствуем профилактике и коррекции личностных нарушений социального здоровья. При этом важное место в социальной среде отводится досугу и культурно-досуговой деятельности, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для социального формирования личности, ее активности, инициативы, самостоятельности, творческих проявлений.

Мы разработали спецкурс по арт-терапии, который позволит наряду с арт-терапевтической коррекцией социального здоровья студентов с целью профилактики радикальных идеологий помочь им получить знания по использованию технологий искусства в процессе различных видов жизнедеятельности.

Цель спецкурса по арт-терапии - показать студентам, что искусство, выступая формой художественного эмоционально-образного

отражения действительности, содержит социальные, художественно-эстетические, гуманитарные,

антропологические ценности, на основании которых корректируются различные личностные проявления.

В введении к курсу прописано, что коррекционный психотерапевтический потенциал искусства связан с тем, что он являет собой потенциальный ресурс для творческой личностной самореализации в продуктивной жизнедеятельности, утверждения своей

позитивной личностной «Я-концепции». Художественное творчество способствует установлению гармоничной коммуникации, устранению конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия, что обусловливает решение задачи устойчивой позитивной адаптации личности в социальном пространстве на основе использования арт-терапевтических технологий в коррекции социального здоровья человека.

В первом разделе представлен исторический комментарий применения различных видов искусства в коррекционных целях. Приводятся исследования отечественных и зарубежных ученых, направленные на раскрытие использования разных видов искусства в коррекционной деятельности; особое внимание уделено эффекту катарсиса, лежащему в основе воздействия искусства на человека. Рассмотрены обобщенные виды арт-терапии: музыкотерапия, имаготерапия, изотерапия и т.д.

Во втором разделе раскрывается понятийно-терминологический аппарат арт-терапии; анализируются целевые установки

коррекционного потенциала арт-терапевтических технологий в процессе социальной адаптации личности. Раскрываются их функции и механизмы использования в формировании социального здоровья.

Третий раздел дает представление о принципах, содержании художественной коррекции и методических подходах к формированию социального здоровья студентов с целью профилактики радикальных идеологий в молодежной среде; особое внимание уделяется арт-терапевтической коррекции социального здоровья молодежи в молодежных общественных организациях как форме сохранения стабильности гражданского общества.

В целом, изучение спецкурса по арт-терапии способствует:

- формированию социального здоровья как положительного самочувствия и устойчивого благополучия, определяемые социальной стабильностью и безопасностью здоровья нации и позволяющие личности реализовывать свои социальные, физические и психологические функции;

- овладению арт-терапевтическими технологиями как специализированной формы психотерапии, основанной на использовании различных видов искусства в процессе развития позитивных социальных эмоций личности;

- приобщению молодежи к использованию созидательной художественной энергетики в процессе коррекции системы ценностей, установок мотивов поведения в социальной среде с целью профилактики радикальных идеологий.

Литература:

1. Андреева О.И. Мировая художественная культура / О.И. Андреева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 570 с.

2. Арт-педагогика: учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования / Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, 2014. - 120 с.

3. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - М.: Альфа-М: ИНФРА, 2013. - 48 с.

4. Безрукова О.Н. Влияние социо-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Безрукова Ольга Николаевна. - Санкт-Петербург, 1998. - 24 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 480 с.

6. Дземидок Б. О комическом / Б. Дземидок - М.: Прогресс, 1974. - 224 с.

7. Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. / Л.Я. Жмудь. - М., 2012. - 445 с.

8. Зузуля И.В. Социальное здоровье молодежи как фактор успешной социализации / И.В. Зузуля // Социализация молодежи Юга России в XXI веке. -Ростов-на-Дону, 2007. - 171 с.

9. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

10. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицын. - М., 1998. - 175 с.

11. Мастера искусства об искусстве: в 4-х т. - М.-Л., 1939. - Т. 4. - 227 с.

12. Москвич А.С. «Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: на примере Хабаровского края»: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Москвич Анна Сергеевна. - Хабаровск, 2008. - 27 с.

13. Моя жизнь в искусстве. Константин Станиславский. - Издательство: «Азбука», 2015. - 244 с.

14. Огородников Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / 09.00.11 / Огородников Юрий Александрович. - М., 1996. - 30 с.

15. Практикум по арт-терапии; под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

16. Президентская программа «Здоровье нации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nasheprawo.ru/prezidentskaya-programma-zdorove-natsii/

17. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]. - Нью-Йорк, 22 июля 1946 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Federal state scientific institution "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.