Научная статья на тему 'Использование потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами'

Использование потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART-THERAPY / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева И.В., Агулина С.В.

В статье рассматриваются возможности использования потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами. Раскрыта сущность понятия «потенциал арт-терапии», дана характеристика его компонентам. Обоснованы особенности применения технологий арт-терапии в контексте социально-психологических проблем детей-инвалидов. Авторы делают вывод о том, что арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной социально-психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике таких функций социализации личности как адаптационная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE POTENTIAL OF ART THERAPY IN THE SYSTEM OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the possible use of the potential of art therapy in the system of socio-pedagogical work with children with disabilities. The basics of the concept of “potential art therapy” are given, the characteristics of its components are studied. The authors justify the application of the technologies of art-therapy in the context of socio-psychological problems of children with disabilities. The authors conclude that the art therapy is considered as a tool of progressive social and psychological assistance that contribute to the formation of healthy and creative individuals and in the practical implementation of such functions of socialization as adaptation, mobilizing, regulatory, rehabilitation and prevention. The main goal of the art therapy when working with children with disabilities is to harmonize the development of the personality through the development of abilities of expression and self-development.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами»

15. Prontenko K.V., Prontenko V.V., Kirichenko T.G. Vimogi do rozvitku osnovnih fizichnih yakostej sportsmeniv, yaki specializuyut'sya u gir'ovomu sporti. Pedagogika, psihologiya ta mediko-biologichniproblemi fizichnogo vihovannya i sportu. 2007; 6: 235 - 238.

16. Vorotyncev A.I. Giri. Sport sil'nyh i zdorovyh. Moskva: Sovetskij sport, 2002.

17. Gorbov A.M. Girevojsport. Moskva: AST; Doneck: Stalker, 2006.

18. Tihonov V.F., Suhovej A. V., Leonov D. V. Osnovy girevogo sporta: obuchenie dvigatel'nym dejstviya i metody trenirovki. Moskva: Sovetskij sport, 2009. ISBN 978-5-9718-0374-4.

19. Homyakov G.K. Kompleksnoe razvitie silovyh kachestv kak sredstvo dostizheniya pika sportivnoj formy v girevom sporte. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 5 (76): 299 - 309.

20. Pilipko V.F., Klimenko A.I., Trubicyna O.V. Adaptacionnye proyavleniya u sportsmenov-girevikov pri razvitii fizicheskih kachestv sily i vynoslivosti. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2009; 7: 14 - 18.

21. Homyakov G.K., Balagurov S.V., Utyasheva I.M. Rol' dyhaniya pri vypolnenii tolchka v girevom sporte. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2012; № 10 (69): 379 - 386.

22. Tihonov V.F. Osobennosti pokazatelej zhiznennoj emkosti legkih i rezul'tiruyuschego vektora vozbuzhdeniya zheludochkov serdca u sportsmenov-girevikov razlichnoj kvalifikacii. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 2: 575 - 579.

23. Hitrov V.D., Arinushkin A.A. O povyshenii 'effektivnosti trenirovochnogo processa sportsmenov-girevikov massovyh razryadov. Izvestiya tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014; 2: 173 - 177.

24. Maglevanyj A.V., Shimechko I.M., Boyarchuk A.M., Ivanochko O.Yu. - Harakteristika pokazatelej kardiorespiratornoj sistemy studentov, zanimayuschihsya girevym sportom. Pedagogika, psihologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vihovannya i sportu. 2011; 2: 78 - 80.

25. Komarov O.Yu., Sivohin I.P., Fedorov A.I., Andruschishin I.F. Mehanizmy 'energoobespecheniya i biohimicheskoj adaptacii k sorevnovatel'nym uprazhneniyam v girevom sporte. Voprosy funkcional'nojpodgotovki vsporte vysshih dostizhenij. 2015; T. 3, № 1: 104 - 111.

26. Koc Ya.M. Sportivnaya fiziologiya. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1986.

27. Popov D.V., Grushin A.A., Vinogradova O.L. Fiziologicheskie osnovy ocenki a'erobnyh vozmozhnostej ipodbora trenirovochnyh nagruzok v lyzhnom sporte ibiatlone. Moskva: Sovetskij sport, 2014.

28. Ahmetov R.F., Romanchuk V.M., Prontenko K.V., Boyarchuk O.M. Silova pidgotovka sportsmeniv-gir'ovikiv ta n zv'yazok z efektivnistyu trenuval'nogo processu. Pedagogika, psihologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vihovannya i sportu. 2010; № 12: 7 - 10.

29. Barshaj V.M., Tolopchenko V.N., Belavkina M.V. Vliyanie urovnya razvitiya silovyh sposobnostej na rezul'tativnost' pri vypolnenii uprazhneniya «ryvok» v girevom sporte. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017; T. 5, № 6.

30. Zajcev Yu.M., Ivanov Yu.I., Petrov V.K. Zanimajtes'girevym sportom. Moskva: Sovetskij sport, 1991.

31. Polyakov V.A., Voropaev V.I. Girevoj sport: metodicheskoe posobie. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1988.

32. Komarov O.Yu., Bajramov R.V. Metodika razvitiya special'noj vynoslivosti lokal'nyh myshechnyh grupp v podgotovke sportsmenov-girevikov. Voprosy funkcional'noj podgotovki v sporte vysshih dostizhenij. 2014; 2: 35 - 40.

33. Homyakov G.K. Obschefizicheskaya podgotovka girevikov. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2012; 3: 349 - 357.

34. Zuhov A.S., Strel'nikov S.P. Osobennosti proyavleniya sily reakcii opory pri vypolnenii tolchka v girevom sporte. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; № 05 (59): 25 - 28.

35. Voronkov A.V., Belyaev I.S., Dorohin A.Yu., Kandabar A.N. Metodika sportivnoj podgotovki vysokokvalificirovannyh girevikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 5.

36. Cipin L.L. Ocenka myshechnyh usilij sportsmenov-girevikov pri vypolnenii special'no-podgotovitel'nyh uprazhnenij. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; № 7 (137): 155 - 159.

37. Simen' V.P. Klassifikaciya trenirovochnyh sredstv v girevom sporte po priznaku detalizacii dvigatel'nogo sostava uprazhneniya. Obrazovanie i samorazvitie. 2013; № 4 (38): 197 - 204.

38. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obschaya teoriya i ee prakticheskoe primenenie. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2004.

39. Pavlov V.Yu., Kudryavcev M.D. Povyshenie urovnya fizicheskoj podgotovlennosti yunoshej 13-15 let, zanimayuschihsya girevym sportom s ispol'zovaniem model'nyh harakteristik. Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2017; № 7 (9): 55 - 54.

40. Pavlov V.Yu., Kudryavcev M.D. Fizicheskaya podgotovka girevikov 14 let na osnove primeneniya model'nyh harakteristik. Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2017; 7 (9): 48 - 54.

41. Seluyanov V.N., Rybakov V.A., Shestakov M.P. Kontrol' i fizicheskaya podgotovka gornolyzhnikov (metodicheskoe posobie). Prosportlab. com: laboratoriya sportivnoj adaptalogii professora Seluyanova. Available at: http://prosportlab.com/works/skiing/512

42. Brian M. Williams, Robert R. Kraemer. Comparison of cardiorespiratory and metabolic responses in kettlebell high-intensity interval training versus sprint interval cycling. The Journal of Strength and Conditioning Research. 2015; № 29 (12): 3317 - 3325.

43. Falatic J. Asher, Plato A. Peggy, Holder C., Finch D., Han K., Cisar J. Craig. Effects of Kettlebell Training on Aerobic Capacity. The Journal of Strength and Conditioning Research. 2015; № 29 (7): 1943 - 1947.

44. Howard A. Fortner, Jeanette M. Salgado, Angelica M. Holmstrup, Michael E. Holmstrup. Cardiovascular and metabolic demands of the kettlebell swing using Tabata interval versus a traditional resistance protocol. International Journal of Exercise Science.

45. Dobrovol'skij A.S., Galuschenko O.V. Issledovanie chastoty serdechnyh sokraschenij sportsmenov-girevikov vo vremya trenirovki po metodu povtornogo uprazhneniya s ubyvayuschimi intervalami otdyha. Medicinskij vestnik Yuga Rossii. 2013; 2: 49 - 54.

46. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenovXXI veka: nauchnye osnovy ipostroenie trenirovki. Moskva: Sport, 2016. 2014; № 7 (3): 179 - 185.

Статья поступила в редакцию 12.02.18

УДК 376

Burtseva I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: gorojanka@yandex.ru

Agulina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: agulina7@yandex.ru

THE USE OF THE POTENTIAL OF ART THERAPY IN THE SYSTEM OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES. The article discusses the possible use of the potential of art therapy in the system of socio-pedagogical work with children with disabilities. The basics of the concept of "potential art therapy" are given, the characteristics of its components are studied. The authors justify the application of the technologies of art-therapy in the context of socio-psychological problems of children with disabilities. The authors conclude that the art therapy is considered as a tool of progressive social and psychological assistance that contribute to the formation of healthy and creative individuals and in the practical implementation of such functions of socialization as adaptation, mobilizing, regulatory, rehabilitation and prevention. The main goal of the art therapy when working with children with disabilities is to harmonize the development of the personality through the development of abilities of expression and self-development.

Key words: art-therapy, children with disabilities, art therapy.

И.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: gorojanka@yandex.ru

С.В. Агулина, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: agulina7@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА АРТ-ТЕРАПИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

В статье рассматриваются возможности использования потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами. Раскрыта сущность понятия «потенциал арт-терапии», дана характеристика его компонентам. Обоснованы особенности применения технологий арт-терапии в контексте социально-психологических проблем детей-инвалидов. Авторы делают вывод о том, что арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной социально-психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике таких функций социализации личности как адаптационная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.

Ключевые слова: арт-терапия, дети-инвалиды, технологии арт-терапии.

В последние десятилетия в отечественной практике социально-педагогической работы стали активно внедряться и использоваться технологии, которые включают в спектр своих методических приемов разные художественные средства. Направление, в котором творческая деятельность используется в качестве средства влияния на состояние и самосознание человека и, шире - на ее психику, получило название арт-терапии. По мнению М.Ю. Алексеевой, арт-терапия - это способы и технологии реабилитации личности средствами искусства и художественной деятельности [1].

Дети-инвалиды испытывают целый комплекс социально-психологических проблем (одиночество, социальная изоляция, низкая самооценка, ограничение жизнедеятельности, сужение сферы общения, отсутствие четкого жизненного ритма, качество наполнения большого количества свободного времени и др.). Использование потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы позволяет понять эти проблемы и скорректировать их.

Обобщив имеющиеся в науке подходы, мы определяем потенциал арт-терапии (лат. - potencia - обобщенная совокупность, возможность, сила) как совокупность объединенных в систему возможностей различных видов искусства, способных при определенных условиях их использования в системе социально-педагогической работы, оказать положительное влияние на гармонизацию социально-психологического состояния детей-инвалидов, актуализацию их потребностей в самовыражении, самопознании и личностном развитии, расширение пространства социальной адаптации и интеграции, укрепление мотивации к участию в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

На основе анализа научных источников [2; 3; 4] мы выделили следующие составляющие потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами. Эмоционально-эстетический потенциал арт-терапии основывается на том, что выразительные средства различных видов искусств обращены к чувственным эстетическим впечатлениям детей-инвалидов о прекрасном и безобразном, стимулируют проявление чувства прекрасного, стремление к гармонии внешней и внутренней красоты, потребность в эстетическом преобразовании окружающего мира и своей жизни. Развивающий потенциал арт-терапии основывается на том, что реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всём его многообразии, ребёнок-инвалид всё измеряет человеческой мерой и благодаря этому познаёт себя, свой внутренний мир. Психотерапевтический потенциал арт-терапии основывается на том, что «лечебный» эффект достигается благодаря созданию атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, заботе о нем, его чувствах, переживаниях, в итоге возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Коррекционный потенциал арт-терапии основывается на том, что ребёнку-инвалиду предоставляются возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждении и познании своего внутреннего мира, в результате чего достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми. Технологический потенциал арт-терапии основывается на том, что её методики и техники носят универсальный характер и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от реше-

ния проблем социальной и психологической дезадаптации детей-инвалидов, и заканчивая развитием личностных ресурсов, повышением планки психического и духовного здоровья. Диагностический потенциал арт-терапии основывается на том, что она позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях детей-инвалидов, корректно понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности, лучше узнать их интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

Дети-инвалиды как субъекты арт-терапии в системе социально-педагогической работы обладают целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать. В силу физических или психических особенностей своего состояния, дети-инвалиды зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют детям-инвалидам более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Основные задачи арт-терапии с детьми-инвалидами в системе социально-педагогической работы:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить «пар»).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о социально-психологических проблемах ребёнка с инвалидностью, при этом подчеркнем, что сам ребёнок-инвалид может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребёнок-инвалид привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения с другими детьми и взрослыми людьми. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

В работе с детьми-инвалидами важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт-терапия предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом [5].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что технологии арт-терапии направлены на гармонизацию социально-психологического состояния детей-инвалидов посредством различных видов искусства через развитие их способностей самовыражения и самопознания, а также развитие их способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Изотерапия - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством изобразительного искусства. Музыкотерапия - технология арт-терапии, в ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.