УДК 33:008
З. Э. Дандамаева
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Востоковедения РАН
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
АРТ-РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
В статье характеризуются основные тенденции современного арт-рынка в условиях его глобализации и трансформации. Анализируются наиболее актуальные вопросы и проблемы художественного рынка, определяются факторы, влияющие на состояние и перспективы арт-рынка в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам функционирования и развития отечественного рынка предметов искусства и анализу динамики развития российского арт-рынка за 2000-2022 гг.
Ключевые слова: арт-рынок, арт-бизнес, арт-объект, цифровизация, произведение искусства, аукционные дома, современное искусство
Для цитирования: Дандамаева, З. Э. Арт-рынок в современных условиях: актуальные проблемы и тенденции / З. Э. Дандамаева // Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 3 (75). — С. 7-14.
Рынок произведений искусства — сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную жизнь современного общества. Кроме того, это очень динамичная и постоянно меняющаяся система, на которую влияет множество факторов, включая экономическую ситуацию, политические потрясения и технический прогресс.
В последние годы арт-рынок претерпел ряд значительных изменений, связанных с развитием Интернета, глобализацией мира искусства и ростом популярности коллекционирования произведений искусства в качестве инвестиций.
Научная проблема арт-рынка в современных условиях является относительно новой областью исследований, однако в последние годы интерес к этой теме растет в связи с происходящими изменениями.
Феномен художественного рынка в нашей стране стал изучаться относительно недавно, в начале 90-х гг. XX в. На рубеже ХХ-ХХ1 вв.
наряду с понятием «художественный рынок» возникло понятие «арт-рынок», подразумевающее экономические отношения только в сфере изобразительного искусства. В научных публикациях наряду с данными понятиями в качестве синонимов употребляются термины «арт-бизнес», «рынок искусства» и др. [1]
Арт-рынок как социокультурное явление выступает чаще всего объектом исследования либо искусствоведов, либо экономистов. Несколько меньше данная тема исследована в социологии культуры. Однако большинство публикаций по данной тематике имеет художественно-публицистический характер. Научных работ, комплексно характеризующих данную тему, немного [4; 11].
В целом художественный рынок находится в предметном поле различных научных дисциплин: от искусствознания и культурологии до экономики и социологии. Накопленный массив публикаций отражает процессы как научного изучения арт-рынка, так и практической деятельности от конкретных советов
7
до обобщения опыта. Это дает ценную информацию о текущем состоянии арт-рынка и силах, которые формируют его будущее [1; 8; 11].
При этом область исследований все еще относительно новая, но она быстро развивается. Поскольку рынок искусства продолжает стремительно расти, мы можем ожидать еще большего количества исследований в этой области в ближайшие годы.
В целом тема рынка современного искусства актуальна для широкого круга аудиторий, включая коллекционеров произведений искусства, арт-дилеров, художников и искусствоведов.
Вот некоторые из ключевых вопросов, актуальные, на наш взгляд, при исследовании современного арт-рынка:
• Каковы факторы, влияющие на цену произведений искусства?
• Как рост онлайн-продаж произведений искусства изменил арт-рынок?
• Какова роль азиатских коллекционеров на арт-рынке?
• С какими проблемами сталкивается рынок искусства в XXI в.?
• Как можно сделать рынок искусства более прозрачным и доступным?
• Каковы перспективы развития арт-рын-ка?
В данной статье предпринята попытка дать всесторонний обзор основных тенденций и проблем на мировом и российском арт-рын-ке, а также высказываются предположения о возможностях и будущем рынка искусства.
Одной из главных особенностей арт-рын-ка XXI в. является рост доли современного искусства, которое считается двигателем мирового сегмента в целом [1]. Если около 20 лет назад оно занимало только 3 % от всего оборота произведений искусства, то на данный момент это число достигает 17 % [3].
Рынок современного искусства состоит из множества различных участников, включая художников, галереи, аукционные дома, дилеров и коллекционеров. Как отмечалось выше, в последние годы рынок искусства претерпел несколько значительных изменений.
Среди наиболее важных тенденций мирового арт-рынка следует отметить глобализацию арт-рынка, развитие связей между различными
странами в области культуры, а также повышение роли информационных технологий и развитие онлайн-торговли [7].
Аналитиками отмечается, что одним из основных факторов коренного изменения рынка и роста доли современного искусства в нем стало появление китайских покупателей, что было следствием процесса глобализации в 2000-е гг. [3].
Глобализация сыграла огромную роль в развитии современного художественного сегмента экономики, так как рынки до этого времени скорее представляли локальные явления. Однако в XXI в. ситуация кардинально меняется и формируется мировой арт-рынок, в котором объекты постоянно взаимодействуют и оказывают то или иное влияние друг на друга.
В начале XXI в. на международном арт-рынке появляются новые игроки, художники и коллекционеры из ряда зарубежных стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, России и др. В результате «географической экспансии» крупных аукционных домов произошла диверсификация содержания продаж, организованных в Азии, и создание ряда специализированных отделов, посвященных «незападному» искусству, как в Лондоне, так и в Нью-Йорке. Выйдя за рамки своего «западного автофокуса», арт-рынок выявил художников, которые еще 20 лет назад были неизвестны [9].
В 2021 году на мировом рынке искусства наблюдалось сильное оживление: объем продаж предметов искусства и антиквариата дилерами и аукционными домами по данным, опубликованным в шестом выпуске ежегодного отчета Art Basel и UBS, достиг 65,1 млрд долларов США, увеличившись на 29 % по сравнению с 2020 г. Это был самый высокий уровень продаж с 2017 г., превышающий показатели до пандемии 2019 г. [3]
Ниже представлен более подробный анализ сегментов мирового арт-рынка на 20202021 гг.
В 2021 г. аукционный рынок продемонстрировал самый сильный рост, продажи увеличились на 47 %. Этому способствовал высокий спрос на предметы искусства со стороны институциональных и частных коллекционе-
8
ров. Тремя ведущими аукционными домами в 2021 г. были Christie's, Sotheby's и Phillips.
Дилерский рынок также продемонстрировал значительный рост в 2021 г., продажи выросли на 18 % по отношению к предыдущему году. Этому способствовал повышенный спрос со стороны коллекционеров, которые стремятся покупать произведения искусства непосредственно у дилеров. Тремя ведущими дилерскими рынками в 2021 г. были Соединенные Штаты, Китай и Великобритания.
Рынок искусства по регионам. В 2021 г. крупнейшим рынком произведений искусства были Соединенные Штаты, на долю которых приходилось 43 % мировых продаж. Китай был вторым по величине рынком искусства с 20 % продаж, за ним следовала Великобритания с 17 % [9; 12].
Рынок искусства по сегментам. Сегмент послевоенного и современного искусства был самым крупным сегментом мирового рынка искусства в 2021 г., на него приходилось 55 % продаж. Современное искусство было вторым по величине сегментом с 22 % продаж, за ним следовало импрессионистское и постимпрессионистское искусство с 15 % продаж.
В конце 2022 г. портал Artprice выпустил ежегодный обзор о состоянии рынка современного искусства. В этот раз отчет подвергся новой сегментации: «традиционному» современному искусству (то есть произведениям художников, родившихся после 1945 г.) было противопоставлено «ультрасовременное» искусство — работы авторов, возраст которых меньше сорока лет. Динамичное развитие сферы «ультра», по мнению экспертов Artprice, привело к начавшейся трансформации мирового арт-рынка в целом.
Новый отчет Artprice о состоянии рынка современного искусства базируется на открытых результатах аукционных торгов, которые проводились с середины 2021 по середину 2022 г. За этот период на долю современного искусства пришлось почти 17,6 % всех публичных продаж. В целом объем продаж современного искусства за последние двадцать лет вырос в 31 раз [3]. Если в 2000 г. специализированные торги принесли всего $90 млн, то сегодня именно modern art является наиболее активным
двигателем в развитии мирового арт-рынка. В период с июля 2021 г. по июль 2022 г. оборот глобальных продаж современного искусства составил $2,7 млрд по сравнению с $2,73 млрд в предыдущем году. За этот период на аукционах по всему миру было продано 119 400 работ 39 880 художников, причем произведения 5300 авторов появились на публичных торгах впервые. Доля непроданных лотов по сравнению с предыдущими годами не изменилась и составила порядка 33 % [3].
В последние годы значительно возросло использование онлайн-платформ для покупки и продажи произведений искусства. Онлайн-продажи облегчили покупателям и продавцам связь и совершение сделок независимо от местонахождения. В 2021 г. число онлайн-продаж продолжало расти: на их долю пришлось 17 % мирового арт-рынка. Это больше, чем 12 % в 2020 г.
Рост онлайн-рынка искусства был обусловлен пандемией COVID-19, которая привела к закрытию многих физических галерей и художественных ярмарок. Такие онлайн-плат-формы, как Artnet и Sotheby's Online, позволили коллекционерам продолжать покупать и продавать произведения искусства во время пандемии [2].
Рост числа онлайн-продаж обусловлен рядом факторов, включая развитие Интернета, растущую популярность коллекционирования произведений искусства и доступность искусства в сети.
Онлайн-платформы имеют ряд преимуществ перед традиционными художественными галереями и аукционными домами, так как работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю и доступ к ним возможен из любой точки мира. Это позволяет коллекционерам легко находить и приобретать произведения искусства в любое время дня и ночи. Онлайн-платформы также предлагают более широкий выбор произведений искусства, чем традиционные художественные галереи и аукционные дома. Это связано с тем, что онлайн-платформы могут продавать произведения искусства со всего мира, в то время как традиционные художественные галереи и аукционные дома ограничены искусством, доступным в их местном регионе [4; 5].
9
Онлайн-платформы также предлагают ряд преимуществ для художников, в частности облегчают художникам продажу работ непосредственно коллекционерам. Это может помочь художникам избежать уплаты комиссионных галереям и аукционным домам. Онлайн-плат-формы привлекают более широкую аудиторию, что позволяет охватить более широкий круг коллекционеров и продать больше своих работ.
В России онлайн-продажи также играют значительную роль. В 2021 г. доля онлайн-про-даж на российском арт-рынке составила 15 %. Это больше, чем 10 % в 2020 г. [6; 8]
Российский художественный рынок в силу определенных историко-культурных и геополитических факторов имеет не такую давнюю историю, как западный, и находится на этапе своего формирования и активного развития.
За исследуемый период арт-рынок в России пережил несколько подъемов и спадов, но по-прежнему остается не полностью интегрированным в международный арт-бизнес. Отмечается, что в настоящее время позиции России в мировом объеме арт-рынка достаточно слабые — по экспертным оценкам менее 1 % [3; 9; 12].
Одной из основных причин, оказывающих негативное влияние и тормозящих развитие рынка, является его низкая прозрачность, что отталкивает большинство зарубежных инвесторов. Также отрицательно сказывается слаборазвитая система экспертизы, что способствует росту подделок на рынке [11; 12].
Анализ российского арт-рынка за период с 2000 по 2021 г. предполагает рассмотрение ряда тенденций, ключевых событий и изменений в культурном, экономическом и политическом ландшафте страны. В целом можно выделить несколько этапов функционирования и развития российского арт-рынка.
2000-2008 г : период бурного роста Период с 2000 по 2008 г. является периодом бурного роста арт-рынка. Это связано было с несколькими факторами.
1. Экономическое процветание. В начале 2000-х гг. экономика России быстро росла благодаря высоким ценам на нефть. Это процветание распространилось и на рынок искусства: состоятельные россияне покупали произведения искусства как символ статуса и инвести-
ции. В этот период рынок русского искусства как внутри страны, так и за рубежом переживал бурный рост.
2. Интерес к русскому искусству. В этот период наблюдался значительный глобальный интерес к русскому искусству. Аукционные дома в Лондоне и Нью-Йорке проводили распродажи, посвященные русскому искусству, и на них были зафиксированы рекордные цены на работы русских художников.
2008-2014 гг.: экономический кризис и сокращение рынка
Период с 2008 по 2014 г. характеризуется экономическим кризисом и значительным сокращением рынка. Это также было обусловлено общемировыми процессами и спецификой развития российской экономики и политики. Среди основных причин, повлиявших на особенность данного периода, были:
1. Глобальный финансовый кризис. Мировой финансовый кризис 2008 г. и экономические проблемы России, связанные с падением цен на нефть и геополитическими проблемами, привели к сокращению российского арт-рынка. Покупки произведений искусства стали менее приоритетными для россиян, столкнувшихся с экономическими трудностями.
2. Регуляторные изменения. В этот период российское правительство внесло в законодательство изменения, которые повлияли на рынок искусства. Импорт и экспорт культурных артефактов стал более сложным из-за изменений в таможенных пошлинах и возросшей бюрократии, что в некоторой степени препятствовало росту рынка.
2014-2022 гг.: стабилизация и цифровая трансформация
1. Стабилизация рынка. Примерно с 2014 г. российский рынок искусства начал стабилизироваться. Хотя он и не достиг высот начала 2000-х гг., наблюдался устойчивый рост и интерес как к современному, так и к классическому русскому искусству.
2. Цифровая трансформация. Как и на мировой рынок искусства, на российский рынок искусства оказала значительное влияние цифровая трансформация. Онлайн-платфор-мы стали чаще использоваться для продаж и аукционов, и эта тенденция была ускорена
10
пандемией COVID-19. Это открыло рынок для глобальной аудитории и позволило продолжать продавать и покупать произведения искусства.
3. Сдвиг в сторону современного искусства. Интерес к современному российскому искусству растет как внутри страны, так и на международном уровне. Это отражается в растущей известности российских художников на всемирных выставках и ярмарках, а также в растущем внимании к современному искусству в самой России [11; 12].
В целом в период с 2000 по 2021 г. на российском арт-рынке произошли значительные изменения под влиянием экономических, политических и культурных факторов. Несмотря на нестабильность и периоды спада, рынок также продемонстрировал устойчивость и способность адаптироваться, особенно в условиях перехода к цифровым продажам и растущего интереса к современному искусству. Важно учитывать, что данный анализ является широким обзором и может не отражать всех нюансов рынка в этот период.
Таким образом, можно выделить несколько основных тенденций, которые сформировали российский рынок искусства в последние годы:
1. Появление нового поколения состоятельных россиян. В последние годы российская экономика значительно укрепилась, что привело к появлению нового поколения состоятельных россиян. Эти новые коллекционеры ищут предметы искусства, в которые можно инвестировать, и они также заинтересованы в коллекционировании произведений искусства, принадлежащих к российскому культурному наследию.
2. Растущая популярность коллекционирования произведений искусства среди российского бизнеса. В последние годы среди российских предприятий наблюдается растущая тенденция к коллекционированию произведений искусства. Эти компании используют произведения искусства для украшения своих офисов, чтобы произвести впечатление на клиентов и создать свой фирменный стиль.
3. Растущий международный интерес к русскому искусству. Русское искусство
становится все более популярным среди международных коллекционеров. Это связано с рядом факторов, включая высокое качество русского искусства, растущую доступность русского искусства на международном рынке, а также повышенный интерес к русской культуре и истории.
В 2022 г. по данным аналитики в России аукционные дома реализовали через площадку порядка 232 тыс. предметов — на 11 тыс. меньше, чем в прошлом году. Емкость рынка относительно 2021 г. снизилась на 12 % и составила $88 млн. При этом отмечается, что предшествующий «пандемийный» год, когда торговля полностью ушла в онлайн, был одним из самых успешных для арт-бизнеса. Тогда объём продаж клиентов платформы вырос ровно в 2 раза — до $100 млн [7; 8].
В целом аналитики Bidspirit называют снижение продаж в 2022 г. незначительным. Его связывают с обострением геополитической ситуации в традиционно высокий для рынка предметов искусств сезон: в феврале, марте и сентябре.
Как видно из вышеизложенного, на рынок искусства влияет множество факторов, включая экономические условия, социальные тенденции, развитие технологий и индивидуальные вкусы.
Рынок современного искусства становится все более глобализированным. Коллекционеры со всего мира соревнуются за лучшие произведения искусства. Это привело к появлению новых рынков, таких как китайский арт-рынок, который сейчас является одним из крупнейших в мире. Также рынок современного искусства становится все более доступным для широкой публики. Это происходит благодаря росту он-лайн-продаж произведений искусства и художественных ярмарок. Теперь любой, у кого есть подключение к Интернету, может покупать и продавать произведения искусства.
Стоит также отметить, что рынок непрозрачен, а многие сделки происходят за закрытыми дверями. Однако в последние годы наблюдается стремление к большей прозрачности и справедливости, особенно с развитием цифровых платформ.
11
Онлайн-продажи в целом оказали положительное влияние на мировой и российский рынки искусства и в ближайшие годы скорее всего будут продолжать расти и играть еще большую роль. Однако, как и любая рыночная трансформация, они также создают новые проблемы: вопросы подлинности и происхождения, цифровое пиратство и необходимость новых форм законодательного регулирования.
При этом следует отметить меняющуюся роль художественных ярмарок, которые традиционно были основной платформой для продажи произведений искусства арт-дилерами. Теперь художественные ярмарки больше ориентированы на создание сетей и налаживание отношений, чем на продажи.
Не менее значимой тенденцией является расцвет цифрового искусства и NFT (nonfungible token), которые становятся все более популярным и начинают оказывать значительное влияние на арт-рынок. Цифровое искусство более доступно, им можно легко поделиться онлайн. Это делает его более привлекательной инвестицией для некоторых коллекционеров.
Еще одной тенденцией развития мирового арт-рынка, на наш взгляд, является повышенное внимание к вопросам устойчивости и социальной ответственности: все больше институтов и галерей предпринимают шаги по снижению воздействия на окружающую среду и поощрению разнообразия и инклюзивности в мире искусства.
Таким образом, рынок современного искусства — это увлекательный и сложный рынок, очень динамичный и предлагающий широкий спектр возможностей для художников, галерей, коллекционеров и дилеров. При этом художественный рынок является важным компонентом культуры и формирует материальную основу для развития искусства.
1. Ветрова, А. А. Структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка в контексте современных реалий / А. А. Ветрова // Креативная экономика. — 2013. — № 2 (74). — С. 83-88.
2. Гриша, Е. А. Сайты аукционных домов России — информационный ресурс арт-рынка / Е. А. Гриша //
Петербургская библиотечная школа - 2018. - № 3. - С. 123-127.
3. Гурова, О. Рынок современного искусства 2000-2020: обзор Artprice в разгар пандемии / О. Гурова. — URL: https://artguide.com/posts/2147 (дата обращения: 20.07.2023).
4. Дмитриева, Т. А. Современные тенденции развития арт-рынка в России / Т. А. Дмитриева // Сибирский антропологический журнал. — 2020. — Т. 4, № 3. — С. 85-91.
5. Иванчикова, Т. М. Российский рынок искусства: противоречия и тенденции развития / Т. М. Иванчикова, О. Н. Мищук // Концепт. — 2017. — № 4. — С. 46-51.
6. Лысакова, А. А. Contemporary art как предмет потребления в системе арт-рынка / А. А. Лысакова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. — С.230-239.
7. Милонова, М. В. Международный арт-рынок: проблемы и перспективы развития зарубежного арт-бизнеса в России / М. В. Милонова, Е. А. Кол-чина, Д. Д. Горелик // Международная торговля и торговая политика. — 2017. — № 3 (11). — С. 95-108.
8. Романова, В. А. Современный арт-ры-нок и коллекционирование произведений искусства в России / В. А. Романова // Современное искусствоведение: теоретические концепции и художественные : материалы всерос. (с меж-дунар. участием) науч.-практ. конф., 10 июня 2020 г., г. Улан-Удэ / отв. ред. Е. Ю. Перова ; науч. ред.: И. С. Цы-ремпилова, М. В. Амгаланова. — Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2020. — С. 84-86.
9. Русских, П. И. Мировой арт-рынок: особенности функционирования и текущее состояние / П. И. Русских, А. В. Михеева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 1 (53). — С. 160-164.
10. Савинцева, С. А. Современный арт-рынок: состояние и перспек-
12
тивы развития / С. А. Савинцева // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 3 (7). - С. 96.
12. Яковлева, Н. В. Арт ярмарка Tefaf как отражение тенденций развития мирового арт-рынка / Н. В. Яковлева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Эконо-
искусствоведение. — 2016. — № 4 (24). — C. 76-84.
11. Черняева, И. В. Рынок произведений искусства в России: ключевые понятия исследования / И. В. Черняева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и
мика. 2014. — № 2. — С. 81-89.
Поступила 07.08.2023
Zagida E. Dandamaeva
Candidate of Historical Sciences, Research fellow of Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences,
Russian G.V. Plekhanov Economy University, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Art Market in Current Times: Topical Issues and Tendencies
Abstract. The article describes general tendencies of contemporary art market under the conditions of its globalization and transformation. The author analyzes the most acute issues and problems of art market, determines the factors influencing its state and prospects at the present time. The article pays special attention to the issues of functioning and developing of national market of art objects and Russian art market of 2000-2022 years period dynamics development analysis.
Keywords: art market, art business, digitalization, works of art, auction houses, contemporary art
For citing: Dandamaeva Z. E. 2023. Art Market in Current Times: Topical Issues and Tendencies. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (75): 7-14. (In Russ.).
1. Vetrova A. A. 2013. Structural analysis of subjects and objects of the art market in the context of modern realities. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. No 2 (74): 83-88. (In Russ.).
2. Grisha E. A. 2018. Sites of auction houses of Russia — an information resource of the art market. Peterburgskaya bibliotechnaya shkola [Petersburg Library School]. No 3: 123-127. (In Russ.).
3. Gurova O. 2020. Rynok sovremennogo iskusstva 2000-2020: obzor Artprice v razgar pandemii [Contemporary art market 2000-2020: Artprice review in the midst of a pandemic.] Available from: https://artguide.com/posts/2147 (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
4. Dmitrieva T. A. 2020. Modern trends in the development of the art market in Russia. Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal]. Vol. 4. No 3: 85-91. (In Russ.).
5. Ivanchikova T. M., Mishchuk O. N. 2017. Russian art market: contradictions and development trends. Kontsept [Concept]. No 4: 46-51. (In Russ.).
6. Lysakova A. A. 2011. Contemporary art as an object of consumption in the art market system. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. P. 230-239. (In Russ.).
References
13
7. MiLonova M. V., KoLchina E. A., GoreLik D. D. 2017. International art market: problems and prospects for the development of foreign art business in Russia. Mezhd.unarod.naya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy]. No 3 (11): 95-108. (In Russ.).
8. Romanova V. A. 2020. Modern art market and collecting works of art in Russia. Sovremennoe iskusstvovedenie: teoreticheskie kontseptsii i praktiki [Modern art history: theoretical concepts and practices]. Ulan-Ude: Izd.-poligraf. kompleks FGBOU VO VSGIK. P. 84-86. (In Russ.).
9. Russkikh P. I., Mikheeva A. V. 2021. World art market: features of functioning and current state. Skif. Voprosy studencheskoi nauki [Skif. Issues of student science]. No 1 (53): 160-164. (In Russ.).
10. Savintseva S. A. 2015. Modern art market: state and development prospects. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki [Topical issues of modern science]. No 3 (7): 96. (In Russ.).
11. Chernyaeva I. V. 2016. Market of works of art in Russia: key concepts of research. Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Tomsk State University. Cultural studies and art history]. No 4 (24): 76-84. (In Russ.).
12. Yakovleva N. V. 2014. Art fair Tefaf as a reflection of the development trends of the world art market. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya Ekonomika. [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series Economics]. No 2: 81-89. (In Russ.)
14