Научная статья на тему 'АРТ-ПРОСТРАНСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В КАЗАНИ в 2010–2020 гг.'

АРТ-ПРОСТРАНСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В КАЗАНИ в 2010–2020 гг. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-пространство / креативные индустрии / креативные пространства / коворкинг / тайм-кафе / сквот / art space / creative industries / creative spaces / co-working space / time cafe / squat

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кирилл Олегович Зуев

В статье дается общий обзор феномена арт-пространства, а также исследуется реализация арт-пространств в столице Татарстана, специфика этого процесса для данного региона, история и перспективы развития. Показана связь арт-пространств со сквотами и галереями предыдущих десятилетий. Рассматриваются виды арт-пространств в целом, их цели, задачи и функции, значение и роль в современном городе. Приводятся примеры таких мест в других городах (Ленинград/Санкт-Петербург, Вильнюс). Исследуется развитие креативных пространств Казани. Указывается их предыстория, показано их разнообразие по цели, задачам, наполнению, содержанию деятельности, формам. В число арт-пространств Казани включены тайм-кафе (антикафе) и парки, которые предоставляют возможность сотворчества, синергии, активного вклада для творческих людей города, дают место для проведения мастер-классов, творческих встреч, собраний литературных и других клубов и языковых курсов, лекций, диспутов, ярмарок крафта и т.д.; пространства также включают книжные магазины, кафе, места для встреч и отдыха, коворкинги и переговорные. Отмечается разнообразие и экспоненциальный рост количества арт-пространств в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ART SPACES IN KAZAN IN 2010–2020

The article gives a general overview of the phenomenon of art space, and also explores the implementation of art spaces in the capital of Tatarstan, Kazan, its specifics for this region, history and prospects, development. The connection of art spaces with squats and galleries of previous decades is shown. The types of art spaces as a whole are considered, their goals, tasks and functions, meaning and role in the modern city. Examples of such places are given in other cities (Leningrad/ St. Petersburg, Vilnius), and, finally, the development of creative spaces in Kazan is being investigated. Their background is indicated. The article shows their diversity in purpose, objectives, content, content of activity, forms. The number of art spaces in Kazan includes time cafes (anti-cafes) and parks that provide the opportunity for co-creation, synergy, active contribution for the creative people of the city, provide a place for master classes, workshops, concerts, meetings of literary and other clubs and language courses, lectures, disputes, craft fairs, etc.; the space includes bookstores, cafes, meeting and relaxation space, coworking spaces and meeting rooms. The article's conclusion notes the diversity and exponential growth of the number of art spaces in the city.

Текст научной работы на тему «АРТ-ПРОСТРАНСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В КАЗАНИ в 2010–2020 гг.»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

MUSEUM SCIENCE, CONSERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS

Кирилл Олегович Зуев

jonsnow45@mail.ru

Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия

Аннотация. В статье дается общий обзор феномена арт-пространства, а также исследуется реализация арт-пространств в столице Татарстана, специфика этого процесса для данного региона, история и перспективы развития. Показана связь арт-пространств со сквотами и галереями предыдущих десятилетий. Рассматриваются виды арт-пространств в целом, их цели, задачи и функции, значение и роль в современном городе. Приводятся примеры таких мест в других городах (Ленинград/Санкт-Петербург, Вильнюс).

Исследуется развитие креативных пространств Казани. Указывается их предыстория, показано их разнообразие по цели, задачам, наполнению, содержанию деятельности, формам. В число арт-пространств Казани включены тайм-кафе (антикафе) и парки, которые предоставляют возможность сотворчества, синергии, активного вклада для творческих людей города, дают место для проведения мастер-классов, творческих встреч, собраний литературных и других клубов и языковых курсов, лекций, диспутов, ярмарок крафта и т.д.; пространства также включают книжные магазины, кафе, места для встреч и отдыха, коворкинги и переговорные. Отмечается разнообразие и экспоненциальный рост количества арт-пространств в городе.

Ключевые слова: арт-пространство, креативные индустрии, креативные пространства, коворкинг, тайм-кафе, сквот.

Научная статья

УДК 711.4

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2024-7-1-85-98

Исторические науки

АРТ-ПРОСТРАНСТВА И ИХ РАЗВИТИЕ В КАЗАНИ

В 2010—2020 ГГ.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Зуев К.О., 2024 © Наследие и современность, 2024

Для цитирования: Зуев К.О. Арт-пространства и их развитие в Казани в 2010-2020 гг. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(1):85-98.

Original article Historical Sciences

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-85-98

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ART SPACES IN KAZAN IN 2010-2020

K.O. Zuev

jonsnow45@mail.ru

Kazan State Institute of Culture,

Kazan, Russia

Abstract. The article gives a general overview of the phenomenon of art space, and also explores the implementation of art spaces in the capital of Tatarstan, Kazan, its specifics for this region, history and prospects, development. The connection of art spaces with squats and galleries of previous decades is shown. The types of art spaces as a whole are considered, their goals, tasks and functions, meaning and role in the modern city. Examples of such places are given in other cities (Leningrad/ St. Petersburg, Vilnius), and, finally, the development of creative spaces in Kazan is being investigated. Their background is indicated. The article shows their diversity in purpose, objectives, content, content of activity, forms. The number of art spaces in Kazan includes time cafes (anti-cafes) and parks that provide the opportunity for co-creation, synergy, active contribution for the creative people of the city, provide a place for master classes, workshops, concerts, meetings of literary and other clubs and language courses, lectures, disputes, craft fairs, etc.; the space includes bookstores, cafes, meeting and relaxation space, coworking spaces and meeting rooms. The article's conclusion notes the diversity and exponential growth of the number of art spaces in the city.

Key words: art space, creative industries, creative spaces, co-working space, time cafe, squat.

For citation: Zuev K.O. Formation and development of art spaces in Kazan in 2010-2020. Heritage and Modern Times. 2023;6(1):85-98.

В XXI в., в условиях глобализации и цифровизации, перехода в цифровую эпоху возник новый социально-философский феномен, приобретающий все большую актуальность: в городах формируются креативные пространства (арт-пространства). Исследование этого феномена и его связи со спецификой развития городской культуры актуально, так как арт-пространство диалогично и иммерсивно, предоставляет возможности для сотворчества, синергии, что является

© Zuev K.O., 2024 © Heritage and Modern Times, 2024

определенной приметой времени. «Постинформационная эпоха восприимчива к подобной текучести, так как практики повседневности выстраиваются не по иерархическому, а по ризоматическому принципу. В то же время внеиерархичность, коммуникационная нелинейность свойственна и интернет-сообществу» [1].

Зарубежные исследователи активно изучают феномен креативных индустрий и связанных с ними арт-пространств. Этой проблеме посвящена монография Ч. Лэндри «Креативный город» [2]. Из отечественных исследователей арт-пространств можно назвать Д. Н. Суховскую [3-8], А.Ю. Демшину [1, 9], Е.О.Самойлову, Ю.М. Шаева [10], Н.П. Якушину [11], А.М. Астанскую [13], Л.И. Ермакову [3—7], важно упомянуть в контексте нашего исследования Ю.А. Мартынову и Д.Е. Мартынова [13], которые обращаются к исследованиям перфомансов в культурном пространстве современной Казани. Также следует отметить таких авторов, как Е.Э. Дробышева, Е.В. Лапина [14], Т.Н. Суминова [15], Ж.А. Ха-кунова [16]. Важно отметить монографию А.Л. Гельфонд [17], коллективную монографию под общей редакцией А.С. Тургаева (в ней есть раздел авторства А.Ю. Демшиной) [11], коллективную монографию под редакцией И.А. Купцовой [18].

Существует три выражения, близких по значению, которые обозначают сходные явления: арт-пространство, креативное пространство, креативные индустрии. Так, термин «креативное пространство» используется достаточно широко, в англоязычной литературе же данное явление исследуется под названием art-space, буквально - арт-пространство. Первые работы о данном явлении принадлежат С. Эван-су, который является основателем программы «Креативные города». Эванс определял «креативные пространства» как «сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [19].

Так называемый «Город Форда», порожденный индустриальной эпохой, имел две части, строго разделенные по функциям: место работы и место для дома/отдыха (спальные районы), либо сюда включают и публичные места (театр, например), и тогда речь идет о трехчастном делении. Креативные пространства и/или арт-пространства - это «третье место» (либо четвертое, при условии трихотомического деления), вернее, еще одно место (помимо публичного пространства), знаменующее изменения, наступившие с индустриальной и постиндустриальной эпохой, примета и средство отрыва от прошлой эпохи, перехода к новому времени. Изменилось многое: возникли новые отрасли экономики, а информационная эпоха обеспечила возможность для людей не быть привязанными к месту и времени, работая онлайн; возникли также возможности самореализации, благодаря высвобождению времени и возможности распоряжаться им самостоятельно. Это вызвало ряд изменений, в том числе - в организации территорий.

С появлением новых профессий появился новый класс общества -креативный класс. В новой парадигме одним из основных, ключевых понятий стала креативность. Также креативное пространство расце-

нивается как социальное объединение, которое может воздействовать на систему ценностей индивида. Следует также учесть возникшие в последние десятилетия запросы горожан и специфику современной городской культуры. Возникновение у современных горожан стремления к саморазвитию и совершенствованию, к конструктивному и осмысленному досугу обусловлено изменением образа жизни жителей городов, высвобождением свободного времени (что объясняется не только свободным графиком работы из-за цифровизации, но и облегчением бытовых условий).

Арт-пространство, по определению Д. Н. Суховской, представляет собой «публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности» [8]. Оно предоставляет условия для синергии, диалога, совместного творчества, где каждый участник представлен индивидуально, свободно выражая и проявляя себя как личность, как творец, внося в совместное созидания элементы своего индивидуального вкуса и интересов.

Определение арт-пространства от Британского департамента культуры выражает специфику феномена: «творческие городские пространства - места осуществления деятельности, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант» [8]. Также, создавая интеллектуальную собственность, данное пространство может создавать и рабочие места. «Креативный город», который описал британский исследователь Ч. Лэндри, наполняется разнообразными пространствами, создаваемыми по инициативам «сообществ и малых групп по локальной реорганизации среды» [2]. Благодаря данным пространствам, а также развитию современной культуры коммуникаций, представители разных социальных групп получают возможность реализовать свой потенциал, выразить и проявить собственные инициативы. Не последнюю роль играет здесь и стартап-культура. «Креативное пространство» - это инфраструктура особого рода, благодаря которой инициативные группы и отдельные лица могут организовывать свои мероприятия, а также посещать мероприятия других организаторов. Здесь посетители и участники могут найти возможных партнеров и установить связи с ними для совместного создания инновационных проектов. В этой демократичной среде созданы условия для совместной работы, коммуникации и т.д. «Арт-пространство - доступная городская среда, в которой в рамках коммуникации человек выступает не как служащий или посетитель, но как творец» [1].

Креативное пространство - это среда, где реализует свой потенциал творческая молодежь и «креативный класс». К этому классу Д.Н. Су-ховская относит представителей креативных профессий. Это те, кто создают инновации, выступают «генераторами развития». Категория «креативный класс» охватывает и творческую интеллигенцию, и представителей науки. К данному множеству можно отнести всех деятелей,

стремящихся с своей профессиональной сфере к внедрению инноваций, даже если это представители «обычных» профессий [8, с. 35-36].

Арт-пространство - зона, где формируется специфический культурный опыт, реализуется потенциал творческой активности для значительных масс населения. Каждое из таких пространств имеет и хранит свою собственную, неформальную, творческую атмосферу. Арт-пространства города - это ризоматическое явление. Они не организуются «сверху», иерахически, это всегда инициатива горожан, а не руководства, они возникают и развиваются самостоятельно, пересекаясь либо не пересекаясь друг с другом, каждый индивид может вложить в это развитие свою инициативу и усилить одни черты, уменьшив другие, завязать связи между пространствами. Структура текуча, нелинейна, направление ее непредсказуемо. Каждое арт-пространство ин-термедиально, представлено в Интернете разными способами и в разных формах.

Арт-пространство иммерсивно. Понятие «иммерсивность» -от английского immerse - погружать, следовательно - «immersive» -дающий возможность «погружения»; применительно же к объекту подразумевается, что иммерсивность его - это создание эффекта погружения [20]. Для зрителя это погружение в иммерсивную среду с помощью определенных иммерсивных же технологий. Зритель находится внутри художественной среды. Следует сказать, что интерактивность и иммерсивность - это не тождественные явления, они не исключают друг друга, но направлены на разные цели. Интерактивноть предполагает активное участие в арт-событии, а иммерсивность допускает и отсутствие активности, однако способна менять сознание зрителя (пользователя). Человек признает смоделированную среду, как настоящую, и себя, как ее неотъемлемую часть. В качестве характеристик иммерсивности автор статьи перечисляет следующие.

1) Выведение зрителя из зоны комфорта - нахождение в абсолютно незнакомой смоделированной среде заставляет сконцентрироваться на ситуации, в которой он оказывается.

2) Необходимость воспринимать произведение «изнутри».

3) Эффект «настоящей» реальности происходящего.

4) Воздействие на периферическую анатомо-физиологическую систему человека.

Насколько арт-пространство соответствует этому определению и обладает этими характеристиками? Так как арт-пространство не является произведением искусства, а именно пространством, средой, где рождаются и произведения искусства, и практики в том числе (новаторские спектакли, например, или презентации, или мастер-классы), то вовлечение субъекта может здесь происходить на нескольких уровнях: 1) измененное состояние сознания, так как среда арт-пространства отличается от обыденной среды дома или офиса, имеет свой собственный хронотоп и дискурс; 2) участие в той или иной практике в качестве активного деятеля; 3) реальность среды арт-пространства не только представляется ему «настоящей» (хотя в определенном смысле она

смоделирована), но настоящей и является. Здесь человек не «зритель» и не «пользователь», а вовлеченный участник. Даже если в одном мероприятии он вовлеченный, но не активный зритель/слушатель/обучающийся, то он может заявить следом свое мероприятие, и в нем он уже будет максимально активен. Поэтому арт-пространство не делится на «сцену» и «зал». Таким образом, арт-пространство ризоматично, им-мерсивно, диалогично [9].

В Советском Союзе «предшественниками» арт-пространств были самоорганизованные художественные объединения, в которых формировались и складывались традиции сквотерства. Именно эти неофициальные места встреч, неформальные пространства ввели практику особых форм досуга - как художественных, так и околохудожественных. До 1990-х г. местами таких встреч были в основном кафе, характерным примером является кафе «Сайгон» в Ленинграде, открытые пространства («Треугольник», «Сковородка» в Казани), ярким примером является в Вильнюсе «Республика Ужупис» - это творческий район, который «часто сравнивают с Монмартром в Париже» [1]. Также, говоря о предыстории арт-пространств, следует обратить внимание на сквоты. Одним из примеров трансформации сквота в арт-пространство является история Арт-центра «Пушкинская-10» в Санкт-Петербурге. Это был сквот, но в настоящее время там «представлены различные формы и виды творческой жизни: от музея и галерей до мастерских, студий и клубов» [1]. В столице Татарстана Казани в 2000-х гг. на ул. Университетская было открыто пространство, которое так и называлось «Сквот», его организация, дизайн, структура были необычны для горожан: полки с книгами для книгообмена, чай, кофе из кофеварки, напоминающей домашнюю, а не из кофемашины, причем стоимость напитков входила в цену всего пребывания посетителей, и заваривать чай и кофе можно было по желанию себе самому; гитара, возможность занимать различные отсеки помещения для больших компаний, проводить дни рождения, небольшие концерты и т.д. Другим, на сей раз неформальным пространством в Казани было кафе «Питер» на Петербургской, кафе неформалов, которые проводили там вечера за настольными играми, встречами, тематическими мероприятиями, просмотрами видеоматериалов и т.д.

Отличие сквотов от арт-пространств в том, что сквоты формировались неотрывно от определенной протестной деятельности, от противостояния официальным властям, и выступали как очаги неформального сопротивления. Что касается арт-пространств, то они являются неотъемлемой части легитимного социокультурного ландшафта [1].

За счет формирования арт-пространств в городских поселениях реализуются следующие цели. Во-первых, креативный класс и творческая молодежь создают и наполняют среду с высоким потенциалом для само- и взаимообучения, получают возможность обмениваться навыками, реализовать собственный подход и выразить себя. Во-вторых, в арт-пространствах энергия дискомфорта от конфликта между желаемым и существующим, должным и сущим, и вызванного этим творческого

поиска, от недовольства настоящим перенаправляется на генерацию сценариев будущего, на креативное решение задач. В-третьих, при условии успешного создания тех или иных сценариев, решение реализуется вовне арт-пространства - в более широком масштабе, на уровне города, области или республики, способствуя изменениям в регионе. В-четвертых, депрессивные городские районы выводятся из данного состояния.

Тоби Хаям, основатель Creative Space Management, пишет следующее: «В креативном пространстве должны быть все необходимые для комфортной работы условия, такие как кафе и удобные стулья, это понятно, но самое важное - культура, вернее, дух сотрудничества, его тоже можно спроектировать» [21, с. 35-36]. По мнению Тоби Хаям, развитие и поддержка творческой активности происходит и должна продолжаться за счет «духа сотрудничества», именно благодаря которому и могут быть организованы креативные пространства города, охватывающие многие структуры.

Арт-пространства разнообразны. Это арт-территории, зоны ко-воркинга, арт-кварталы, дизайнерские ритейл-стрит, центры современного искусства. В настоящее время широкое распространение получили лофты. Изначально лофт - это помещение в заброшенном промышленном здании (фабрике, заводе и т.д.), переделанное под место для жилья, галереи, кафе и т.д. Такие бывшие промышленные здания, индустриальные пространства, преображенные дизайнерами, часто используются под арт-пространства. Обширные площади, высокие потолки чрезвычайно удобны для обустройства выставочных залов, проведения популярных лекций, квестов, организации концертов, танцевальных и йога-студий, мастер-классов, ярмарок крафта и т.д.

Зоны коворкинга - исходя из названия, представляют собой пространства, где люди творческих профессий, фрилансеры, переводчики, самозанятые, трудящиеся на удаленной работе могут работать, оставаясь независимыми друг от друга. Это промежуточное пространство между работой из дома и организацией отдельного офиса. Трудно назвать это пространство собственно арт-пространством, но оно также может считаться пространством креативным.

Из арт-пространств следует упомянуть также арт-кварталы. Это комфортное, эстетичное место, часть города, где компактно, в пешей доступности расположены места, где люди творческих профессий смогут проводить время, работать, выставлять результаты своего творчества. Квартал насыщен барами, кафе, бутиками и т.д. Еще одна разновидность арт-пространств - это торговые помещения на первых этажах со своими витринами и входами, их называют ритейл-стрит (Street retail). К арт-пространствам также относятся центры современного искусства, музеи, выставки.

Также мы считаем, что к арт-пространствам следует отнести некоторые тайм-кафе (антикафе), где помимо просто пребывания посетителей и (максимум) настольных игр проводятся мастер-классы, ворк-шопы, лекции, встречи с режиссерами и писателями, литературные

91

ISSN 26l9-02l4 (Print)

кружки, небольшие концерты поэтов, авторов-исполнителей песен, небольшие клубы по интересам, группы, изучающие тот или иной иностранный язык, психологические тренинги и другие встречи горожан. Таким местом в Казани стал «Циферблат», который называют также «свободным пространством», «культурным пространством». Прежде в Казани существовало два арт-пространства сети «Циферблат»: «Циферблат» на улице Щапова («Циферблат на Щ») и «Циферблат» на улице Университетской («Циферблат на У»). Оба арт-пространства имели представительство в социальных сетях. В настоящее время «Циферблат на Щ» закрыт, остался только «Циферблат на У», полностью взяв на себя функции обоих пространств.

Такое антикафе, как «Баклажан» (два филиала, на улице Вишневского и на улице Островского), может также быть примером успешного арт-пространства [ 22]. В «Баклажане» имеется переговорная и ковор-кинг, доступ в Интернет, возможность проводить встречи, заседания небольших литературных и других клубов, дни рождения, настольные игры, а также танцы на проекторе. Чай, кофе и печенье входят в стоимость пребывания в антикафе, а посетители, как и всегда в тайм-кафе, платят только за время.

В Казани имеется также пространство «Штаб», которое названо «Резиденция креативных индустрий», в лофт-помещении, в бывшем здании фабрики «Швейник» по адресу Татарстан, 20. Создатели «Штаба» называют его главной креативной площадкой и коворкингом в столице Татарстана. Здесь место для лекций, воркшопов, кинопоказов, выставок, ярмарок и спектаклей. В помещении «Штаб» имеется ко-воркинг, несколько кофеен, здесь размещается творческая лаборатория «Угол». Мансур Ахметшин, главный управляющий «Штаба», пишет о нем и об арт-пространствах Казани в принципе, делая акцент на специфику «Штаба»: «В 2013 году появился «Циферблат», там интересно можно провести свой досуг. Потом заработала «Смена», где основной акцент был на искусство, а вот места для людей, которые занимаются именно креативным бизнесом, такого в Казани не было [23]. Но появился «Штаб», который совмещает в себе функции творческой резиденции и коворкинга» [24].

Также одним из арт-пространств Казани можно считать уже упомянутый книжный магазин «Смена», заявленный как «центр современной культуры» (который также проводит ярмарки и летние продажи в павильоне в парке «Черное озеро»). Здесь читаются лекции на философские темы, проводятся выставки. Сами организаторы «Смены» пишут о своей площадке: «В течение семи лет команда Центра формирует обширную программу, состоящую из образовательных, научно-популярных, просветительских и культурных событий - выставки современного искусства, показы документального и художественного кино, встречи с авторами, гуманитарные лекции, дискуссии на актуальные темы» [10]. Мартынова Ю.А. и Мартынов Д.Е. в своей статье «Перфомансы в культурном пространстве современной Казани» пишут о «Смене»: «Примером является центр современной культуры

«Смена», представляющий собой одно из немногих в Казани мест, где художники, музыканты, а также другие творческие натуры могут представить свои работы заинтересованной публике» [13].

Важным креативным пространством для Казани стал лофт «Фабрика Алафузова». Это помещение заброшенной фабрики в 5 км от центра города. Здание было построено в середине XIX века. Сейчас здание является «главным пристанищем свободных художников, музыкантов и представителей андеграунд-культуры», где проходят спектакли, чтения, встречи с поэтами, концерты и т.д. «В планах творческий и деловой квартал, где будут функционировать ремесленные мастерские, дизайнерские и архитектурные фирмы, шоурумы, а также богатая инфраструктура для культурного и познавательного отдыха», пишут руководители проекта [25].

Мы полагаем также, что следует включить в число арт-пространств такое комбинированное пространство, как парк, при определенных условиях. В частности, примером является Горкинско-Ометьевский парк в Казани, где центром является арт-пространство, уникальное здание CUBE. В СиВЕ проводятся лекции, мастер-классы, поэтические концерты, встречи литературных клубов и другие мероприятия [26]. Однако все не ограничивается самой территорией здания, которое, на наш взгляд, входит в комплекс арт-пространства как одна из составляющих. Рядом с CUBE расположен экологический центр ДОМ, в котором также проводят лекции, а на крыше здания организовывают поэтические вечера. Тут же находится (на открытом воздухе) огород, в котором жители города могут проявить инициативу и высадить собственные редкие растения. Архитекторы Эко-Дома высказываются так: «Главный вызов - создание пространства, которое станет связующим звеном между человеком и природой, формирующим экологичное самосознание. В экоцентре дети и взрослые могут узнать все о природе леса, в доступной форме получить новые знания об экологии» [27]. На лужайках («зеленых пляжах») вокруг центра CUBE и Эко-дома проводятся презентации мероприятий, связанных с летним отдыхом (например, проекта «Все выключено»).

Следует отметить специфику Казани и специфику, соответственно, ее арт-пространств. Казань является столицей Татарстана и её также называют третьей столицей Российской Федерации. Ее статус отличается, с одной стороны, от положения Москвы и Санкт-Петербурга, а с другой - от областных центров. Поэтому креативность и культура досуга жителей города во многом приближается к креативности жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но имеет свою специфику. Это двойственное положение города сказывается на количестве и качестве арт-пространств, причем отличия от ситуации в столицах, с одной стороны, и в областных центрах - с другой еще предстоит глубоко исследовать.

Таким образом, в Казани представлено немало разнообразных арт-пространств, которые постоянно развиваются, предоставляя многочисленным творческим людям города площадки для реализации креативных идей, проведения встреч, концертов, мастер-классов и дру-

гих мероприятий. Специфика данных пространств - их разнообразие и насыщенность. Пространства представляют собой результат инициативы основателей, однако огромный вклад в их развитие и формирование вносят и участники, которых можно назвать со-творцами данных площадок, создателями атмосферы и насыщенности пространств. Арт-пространства Казани играют в жизни города важную роль, формируя его культуру и атмосферу. Имеется значительный потенциал для дальнейших исследований креативных пространств г. Казани, в сравнении с таковыми в областных центрах и столицах.

Литература

1. Демшина А.Ю. Диалогическое построение арт-пространства как форма развития современной культуры // Вестник СПбГИК. 2017. №2 (31). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ dialogicheskoe-postroenie-art-prostranstva-kak-forma-razvitiya-sovremennoy-kultury (дата обращения: 30.11.2022).

2. Landry C, Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. 2000. NY. Р. 45-48.

3. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Анализ влияния новых досуговых практик креативных пространств на формирование ценностных ориентаций горожанина // Манускрипт. 2017. №11 (85). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/anaHz-vHyaniya-novyh-dosugovyh-praktik-kreativnyh-prostranstv-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-gorozhanina (дата обращения: 30.11.2022).

4. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Психологические аспекты формирования личности «креативного горожанина» // Концепт. 2019. №8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-lichnosti-kreativnogo-gorozhanina (дата обращения: 30.11.2022).

5. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города // Манускрипт. 2018. №6 (92). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-lektoriy-kak-forma-intellektualnogo-dosuga-sovremennogo-gorozhanina-v-kreativnyh-prostranstvah-goroda (дата обращения: 30.11.2022).

6. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Яшан Т.В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии // Концепт. 2017. №S5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-i-razvitie-kreativnyh-industriy-na-primere-germanii (дата обращения: 30.11.2022).

7. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Горохова А.Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Концепт. 2017. №S5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-formirovaniya-kreativnogo-prostranstva-v-monogorodah (дата обращения: 30.11.2022).

8. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молод. ученый. 2013. № 10. С. 650-652.

9. ДемшинаАЮ. Значение диалогического построения арт-пространства в ситуации кризиса современной культуры Коллективная монография. // Гла-

ва «Культурное пространство России: генезис и трансформация» / Под общ. ред. А. С. Тургаева. СПб: СПбГИК, 2017. С. 218-225.

10. Самойлова Е.О., Шаев Ю.М. Арт-пространство умного города: перспективы развития // Манускрипт. 2017. №12-4 (86). [Электронный ресурс] -Режим доступа: https^/cyberleninka.ru/artide/n/art-prostranstvo-umnogo-goroda-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 30.11.2022).

11. Якушина Н.П. Арт-резиденция как инновационная модель управления креативным пространством приморского города // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №1-1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/art-rezidentsiya-kak-innovatsionnaya-model-upravleniya-kreativnym-prostranstvom-primorskogo-goroda (дата обращения: 30.11.2022).

12. Астанская А.М. Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-v-kulturnom-prostranstve-kak-sposob-privlecheniya-auditorii (дата обращения: 30.11.2022).

13. Мартынова ЮА, Мартынов Д.Е. Перфомансы в культурном пространстве современной Казани // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/ perfomansy-v-kulturnom-prostranstve-sovremennoy-kazani (дата обращения: 30.11.2022).

14. Дробышева Е.Э., Лапина Е.В. Арт-стратегии как инструмент городского развития // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. №4 (51). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/art-strategii-kak-instrument-gorodskogo-razvitiya (дата обращения: 30.11.2022).

15. Суминова Т.Н. Творческие индустрии как механизм реализации современных арт-стратегий // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. №3 (56). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-industrii-kak-mehanizm-realizatsii-sovremennyh-art-strate (дата обращения: 30.11.2022).

16. Хакунова ЖА. Коворкинг- и коливинг-центры в пространстве современного города на примере Китая // Концепт. 2017. №S5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-i-koliving-tsentry-v-prostranstve-sovremennogo-goroda-na-primere-kitaya (дата обращения: 30.11.2022).

17. ГельфондАЛ. Архитектура общественных пространств: монография / А.Л. Гельфонд. М.: ИНФРА-М, 2019. 412 с.

18. Творческие индустрии как фактор развития социокультурного пространства: Монография; [под ред. И.А. Купцовой]. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. 148 с.

19. Еvans G. Creative cities, creative spaces and urban policy. London, 2009. [Электронный ресурс] ] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/228370244_Creative_Cities_Creative_Spaces_and_Urban_Policy (дата обращения: 30.11.2022).

20. Воронкова Э.А. Иммерсивность в искусстве: определение и характеристики // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnost-v-iskusstve-opredelenie-i-harakteristiki (дата обращения: 27.12.2022).

21. Хаям Т. Сессия «Творческие пространства для творческих предпринимателей» [Электронный ресурс]. - URL: ww.creativeindustries.ru/rus/news/ Creative-spaces (дата обращения 21.08.2013).

22. Антикафе «Баклажан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baklazankzn.vsite.Ыz/(дата обращения: 30.11.2022).

23. Смена [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://s-m-e-n-a. org/o-smene/ (дата обращения: 30.11.2022).

24. Резиденция креативных индустрий «Штаб» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://uralbiennale.bm.digital/article/952415051113324852/ rezidentsiya-kreativnyih-industrij-shtab-kazan (дата обращения: 30.11.2022).

25. Фабрика Алафузова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// vk.com/alafuzov_loft (дата обращения: 30.11.2022).

26. Новое место. Контейнерный центр Cube в Горкинско-Ометьевском [Электронный ресурс] - Режим доступа: лесуhttps://inde.io/article/l4357-novoe-mesto-konteynernyy-tsentr-cube-v-gorkinsko-ometievskom-lesu (дата обращения: 30.11.2022).

27. Экологический центр «ДОМ» в Казани [Электронный ресурс]. -URL: https://prorus.ru/projects/ehkologicheskij-centr-dom/ (дата обращения: 30.11.2022).

References

1. Demshina A.Yu. Dialogicheskoe postroenie art-prostranstva kak forma razvitiya sovremennoi kul'tury // Vestnik SPbGIK. 2017. №2 (31). [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskoe-postroenie-art-prostranstva-kak-forma-razvitiya-sovremennoy-kultury (data obrashcheniya: 30.11.2022).

2. Landry C, Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. 2000. NY. R. 45-48.

3. Ermakova L.I., Sukhovskaya DN. Analiz vliyaniya novykh dosugovykh praktik kreativnykh prostranstv na formirovanie tsennostnykh orientatsii gorozhanina // Manuskript. 2017. №11 (85). [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-novyh-dosugovyh-praktik-kreativnyh-prostranstv-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-gorozhanina (data obrashcheniya: 30.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ermakova LI, Sukhovskaya DN. Psikhologicheskie aspekty formirovaniya lichnosti «kreativnogo gorozhanina» // Kontsept. 2019. №8. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-lichnosti-kreativnogo-gorozhanina (data obrashcheniya: 30.11.2022).

5. Ermakova L.I, Sukhovskaya D.N. Publichnyi lektorii kak forma intellektual'nogo dosuga sovremennogo gorozhanina v kreativnykh prostranstvakh goroda // Manuskript. 2018. №6 (92). [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-lektoriy-kak-forma-intellektualnogo-dosuga-sovremennogo-gorozhanina-v-kreativnyh-prostranstvah-goroda (data obrashcheniya: 30.11.2022).

6. Ermakova L.I, Sukhovskaya DN., Yashan T.V. Stanovlenie i razvitie kreativnykh industrii na primere Germanii // Kontsept. 2017. №S5. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-kreativnyh-industriy-na-primere-germanii (data obrashcheniya: 30.11.2022).

7. Ermakova L.I., Sukhovskaya DN, Gorokhova A.E. Spetsifika formirovaniya kreativnogo prostranstva v monogorodakh // Kontsept. 2017. №S5. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-

formirovaniya-kreativnogo-prostranstva-v-monogorodah (data obrashcheniya: 30.11.2022).

8. Sukhovskaya D.N. Realizatsiya tvorcheskogo potentsiala naseleniya cherez kreativnye prostranstva goroda: lofty, zony kovorkinga, art-territorii // Molod. uchenyi. 2013. № 10. S. 650-652.

9. Demshina A.Yu. Znachenie dialogicheskogo postroeniya art-prostranstva v situatsii krizisa sovremennoi kul'tury Kollektivnaya monografiya. // Glava «Kul'turnoe prostranstvo Rossii: genezis i transformatsiya» / Pod obshch. red. A. S. Turgaeva. SPb: SPbGIK, 2017. S. 218-225.

10. Samoilova E.O., Shaev YuM. Art-prostranstvo umnogo goroda: perspektivy razvitiya // Manuskript. 2017. №12-4 (86). [Elektronnyi resurs] -Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/art-prostranstvo-umnogo-goroda-perspektivy-razvitiya (data obrashcheniya: 30.11.2022).

11. Yakushina N.P. Art-rezidentsiya kak innovatsionnaya model' upravleniya kreativnym prostranstvom primorskogo goroda // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019. №1-1. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/art-rezidentsiya-kak-innovatsionnaya-model-upravleniya-kreativnym-prostranstvom-primorskogo-goroda (data obrashcheniya: 30.11.2022).

12. Astanskaya A.M. Interaktivnost' v kul'turnom prostranstve kak sposob privlecheniya auditorii // TRUDY SPBGIK. 2015. [Elektronnyi resurs] -Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-v-kulturnom-prostranstve-kak-sposob-privlecheniya-auditorii (data obrashcheniya: 30.11.2022).

13. Martynova YuA, Martynov D.E. Perfomansy v kul'turnom prostranstve sovremennoi Kazani // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2019. №3. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa:: https://cyberleninka.ru/article/n/perfomansy-v-kulturnom-prostranstve-sovremennoy-kazani (data obrashcheniya: 30.11.2022).

14. Drobysheva E.E., Lapina E.V. Art-strategii kak instrument gorodskogo razvitiya // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoi. 2017. №4 (51). [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/art-strategii-kak-instrument-gorodskogo-razvitiya (data obrashcheniya: 30.11.2022).

15. Suminova TN. Tvorcheskie industrii kak mekhanizm realizatsii sovremennykh art-strategii // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoi. 2018. №3 (56). [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/tvorcheskie-industrii-kak-mehanizm-realizatsii-sovremennyh-art-strate (data obrashcheniya: 30.11.2022).

16. Khakunova ZhA. Kovorking- i koliving-tsentry v prostranstve sovremennogo goroda na primere Kitaya // Kontsept. 2017. №S5. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-i-koliving-tsentry-v-prostranstve-sovremennogo-goroda-na-primere-kitaya (data obrashcheniya: 30.11.2022).

17. Gel'fond A.L. Arkhitektura obshchestvennykh prostranstv: monografiya / A.L. Gel'fond. M.: INFRA-M, 2019. 412 s.

18. Tvorcheskie industrii kak faktor razvitiya sotsiokul'turnogo prostranstva: Monografiya; [pod red. I.A. Kuptsovoi]. Novosibirsk: Izd. ANS «SibAK», 2015. 148 s.

19. Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy. London, 2009. [Elektronnyi resurs] ] - Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/ publication/228370244_Creative_Cities_Creative_Spaces_and_Urban_Policy (data obrashcheniya: 30.11.2022).

20. VoronkovaEA. Immersivnost' v iskusstve: opredelenie i kharakteristiki // Innovatsionnye aspekty razvitiya nauki i tekhniki. 2021. №1. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/immersivnost-v-iskusstve-opredelenie-i-harakteristiki (data obrashcheniya: 27.12.2022).

21. Khayam T. Sessiya «Tvorcheskie prostranstva dlya tvorcheskikh predprinimatelei» [Elektronnyi resurs]. - URL: ww.creativeindustries.ru/rus/ news/Creative-spaces (data obrashcheniya 21.08.2013).

22. Antikafe «Baklazhan» [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https:// baklazankzn.vsite.biz/(data obrashcheniya: 30.11.2022).

23. Smena [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://s-m-e-n-a.org/o-smene/ (data obrashcheniya: 30.11.2022).

24. Rezidentsiya kreativnykh industrii «Shtab» [Elektronnyi resurs] -Rezhim dostupa: https://uralbiennale.bm.digital/article/952415051113324852/ rezidentsiya-kreativnyih-industrij-shtab-kazan (data obrashcheniya: 30.11.2022).

25. Fabrika Alafuzova [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https:// vk.com/alafuzov_loft (data obrashcheniya: 30.11.2022).

26. Novoe mesto. Konteinernyi tsentr Cube v Gorkinsko-Omet'evskom [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: lesuhttps://inde.io/article/14357-novoe-mesto-konteynernyy-tsentr-cube-v-gorkinsko-ometievskom-lesu (data obrashcheniya: 30.11.2022).

27. Ekologicheskii tsentr «DOM» v Kazani [Elektronnyi resurs]. - URL: https://prorus.ru/projects/ehkologicheskij-centr-dom/ (data obrashcheniya: 30.11.2022).

Автор публикации

Зуев Кирилл Олегович, Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия. Email: jonsnow45@mail.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 05.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Author of the publication

Zuev Kirill Olegovich, Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia Email: jonsnow45@mail.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

The article was submitted 05.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 14.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.