Научная статья на тему 'Перфомансы в культурном пространстве современной Казани'

Перфомансы в культурном пространстве современной Казани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ПЕРФОМАНС / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАЗАНЬ / CULTURAL STUDIES / CULTURAL HISTORY / PERFORMANCE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CULTURAL CODE / SOCIAL COGNITION / CREATIVE SPACE / KAZAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова Юлия Александровна, Мартынов Дмитрий Евгеньевич

В статье предпринята попытка охарактеризовать основные компоненты культурного пространства Казани. Ключевым для авторов представляется понятие перфоманса, которое следует рассматривать сразу в двух значениях: как разновидность современного театрализованного искусства и в смысле социального перфоманса Дж. Александера. В обоих случаях перфоманс понимается как открытая структура, причем его участники могут не знать, чем закончится процесс, в который они вовлечены. Авторы полагают, что перфомансы и пространство, в котором они проводятся, могут быть противопоставлены консьюмеристским отношениям между человеком и социальной действительностью («потребляю, следовательно, существую»). Это возможно потому, что пространство современной культуры (которое может определяться как «арт-пространство» или «креативное пространство») характеризуется не просто как открытое, но именно как публичное, вседоступное, в котором возможно свободное самовыражение, обмен идеями и результатами собственного творчества. В общении между собой участники креативного пространства выступают не в роли потребителей, а в роли создателя, разработчика, творца; как минимум демонстрируя собственную индивидуальность. Казань представляет собой пример становящегося культурного пространства. В то же время главной особенностью современного культурного пространства является его тотальная открытость и взаимопроницаемость, что определяется всего лишь двумя факторами: всеобщей интернетизацией (особенно с распространением мобильных устройств и беспроводной связи) и массовыми перемещениями населения, идей, представлений и товаров. Применительно к Казани делается вывод о динамичном развитии креативной среды и арт-пространств, которое осуществляется как энтузиастами из мира современной культуры, так и при деятельной поддержке городских властей. В постмодернистском мире размытых идентичностей возникает поле, в котором органично могут выстраиваться культурные коды, свойственные глобальным общностям. Значимой компонентой креативного сектора является переосмысленная татарская идентичность, которая легко сопрягается с достижениями современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performances in Cultural Space of Modern Kazan

The article attempts to characterize the main components of Kazan cultural space. The key concept for the authors is the performance, which should be considered in two ways at once: as a variety of modern theatrical art, and in the sense of a social performance by J. Alexander. In both cases, the performance is understood as an open structure, and the participants in the performance may not know how the process in which they are involved will end. The authors believe that the performances and the space in which they are held can be contrasted with consumer relations between man and social reality («I consume, therefore I am»). This is possible because the space of modern culture (which can be defined as «art space» or «creative space») is characterized not just as open, but precisely as public, all-accessible, in which free expression is possible, the exchange of ideas and the results of their own creativity. Communicating with each other, the participants of the creative space act not only in the role of consumers, but in the role of creator, developer, author; at least by demonstrating his own individuality. Kazan is an example of growing cultural space. The main feature of the modern cultural space is its total openness and mutual permeability, which is determined by only two factors: universal internetization (especially with proliferation of mobile devices and wireless communications) and massive movements of people, ideas, opinions and products. With regard to Kazan, a conclusion is drawn on the dynamic development of the creative environment and art spaces, which is carried out both by enthusiasts from the world of modern culture and with the active support of city authorities. In the postmodern world of vague identities, a field emerges in which cultural codes inherent in global communities can organically line up. A significant component of the creative sector is the rethought Tatar identity, which is easily matched with the achievements of modern culture.

Текст научной работы на тему «Перфомансы в культурном пространстве современной Казани»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10429 УДК 008(1-6)

Ю. А. Мартынова https://orcid.org/0000-0002-4568-8254 Д. Е. Мартынов https://orcid.org/0000-0001-5385-1915

Перфомансы в культурном пространстве современной Казани

В статье предпринята попытка охарактеризовать основные компоненты культурного пространства Казани. Ключевым для авторов представляется понятие перфоманса, которое следует рассматривать сразу в двух значениях: как разновидность современного театрализованного искусства и в смысле социального перфоманса Дж. Александера. В обоих случаях перфоманс понимается как открытая структура, причем его участники могут не знать, чем закончится процесс, в который они вовлечены. Авторы полагают, что перфомансы и пространство, в котором они проводятся, могут быть противопоставлены консьюмеристским отношениям между человеком и социальной действительностью («потребляю, следовательно, существую»). Это возможно потому, что пространство современной культуры (которое может определяться как «арт-пространство» или «креативное пространство») характеризуется не просто как открытое, но именно как публичное, вседоступное, в котором возможно свободное самовыражение, обмен идеями и результатами собственного творчества. В общении между собой участники креативного пространства выступают не в роли потребителей, а в роли создателя, разработчика, творца; как минимум - демонстрируя собственную индивидуальность.

Казань представляет собой пример становящегося культурного пространства. В то же время главной особенностью современного культурного пространства является его тотальная открытость и взаимопроницаемость, что определяется всего лишь двумя факторами: всеобщей интернетизацией (особенно с распространением мобильных устройств и беспроводной связи) и массовыми перемещениями населения, идей, представлений и товаров.

Применительно к Казани делается вывод о динамичном развитии креативной среды и арт-пространств, которое осуществляется как энтузиастами из мира современной культуры, так и при деятельной поддержке городских властей. В постмодернистском мире размытых идентичностей возникает поле, в котором органично могут выстраиваться культурные коды, свойственные глобальным общностям. Значимой компонентой креативного сектора является переосмысленная татарская идентичность, которая легко сопрягается с достижениями современной культуры.

Ключевые слова: культурология, история культуры, перфоманс, межкультурная коммуникация, культурный код, социальное познание, креативное пространство, Казань.

Yu. A. Martynova, D. E. Martynov

Performances in Cultural Space of Modern Kazan

The article attempts to characterize the main components of Kazan cultural space. The key concept for the authors is the performance, which should be considered in two ways at once: as a variety of modern theatrical art, and in the sense of a social performance by J. Alexander. In both cases, the performance is understood as an open structure, and the participants in the performance may not know how the process in which they are involved will end. The authors believe that the performances and the space in which they are held can be contrasted with consumer relations between man and social reality («I consume, therefore I am»). This is possible because the space of modern culture (which can be defined as «art space» or «creative space») is characterized not just as open, but precisely as public, all-accessible, in which free expression is possible, the exchange of ideas and the results of their own creativity. Communicating with each other, the participants of the creative space act not only in the role of consumers, but in the role of creator, developer, author; at least - by demonstrating his own individuality.

Kazan is an example of growing cultural space. The main feature of the modern cultural space is its total openness and mutual permeability, which is determined by only two factors: universal internetization (especially with proliferation of mobile devices and wireless communications) and massive movements of people, ideas, opinions and products.

With regard to Kazan, a conclusion is drawn on the dynamic development of the creative environment and art spaces, which is carried out both by enthusiasts from the world of modern culture and with the active support of city authorities. In the postmodern world of vague identities, a field emerges in which cultural codes inherent in global communities can organically line up. A significant component of the creative sector is the rethought Tatar identity, which is easily matched with the achievements of modern culture.

Keywords: cultural studies, cultural history, performance, intercultural communication, cultural code, social cognition, creative space, Kazan.

Казань является одним из крупнейших культурных центров России. Тем не менее, судя по материалам обследования креативного потенциала российских городов, это «развивающийся центр креативных инду-стрий» [7, с. 112]. В данном контексте под «креативны-

ми индустриями» понимаются особенности социальной и культурной инфраструктуры, возможности среды, которые способствуют привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала [7, с. 7]. При этом прилагательное «креативный»

© Мартынова Ю. А., Мартынов Д. Е., 2019

используется, скорее, не в исконной коннотации - creativity, а как модная замена русского понятия «творческие профессии».

Занимаясь конкретными вопросами теории и истории культуры, а также познания в социальных науках, авторы данного исследования не могли пройти мимо проблемы перфоманса [18], широко представленного в культурной жизни города. В этом контексте авторы столкнулись с тем, что применяемое в культурологических исследованиях рабочее определение представляется слишком узким и связывающим исследователя только с проблемным полем искусствоведения. Примером такого подхода является диссертация М. А. Антонян и опубликованные ею статьи, в которых предлагается поле значений, которое, однако, выводится исключительно из конкретных актов перфо-мансивного искусства [2]. На этот недостаток performance studies обращали внимание еще в 1998 г. Ф. Хьюз-Фриланд и М. Кэрин: несмотря на постмодернистские претензии, многие исследователи или аналитики СМИ по-прежнему остаются на картезианских позициях в отношениях между природой человека и природой социальной жизнедеятельности. Более того, постмодерн привел к появлению в старой констелляции нового - консумеристского - измерения: «Я потребляю, следовательно, существую» [19, p. 6]. Ответом стал так называемый «перфомансивный поворот», явно декларированный в социогуманитарных дисциплинах [8].

Переворот был эксплицирован известным американским социологом Джеффри Александером в его доктрине социального перфоманса. Собственно, подход Александера определяется как куль-тур-социологический: в рамках его системы события в той или иной последовательности могут рассматриваться как перфомансы. Удобство данного подхода в том, что в перфомансе выделяются шесть основных компонент: системы коллективных представлений, фоновые символы и сценарии на переднем плане, акторы, наблюдатели/аудитория, средства символического производства и социальная власть (в терминологии П. Сноу) [14, с. 76, 20, p. 31-37].

Перечисленные компоненты не существуют сами по себе; это закономерно подволит к вопросам пространства. Особенностью современного культурного пространства являются его тотальная открытость и взаимопроницаемость, что определяется всего лишь двумя факторами: всеобщей интернетизацией (особенно с распространением мобильных устройств и беспроводной связи) и массовыми перемещениями населения, идей, представлений и товаров [13, с. 98-99]. Это, между прочим, привело к достаточно серьезному кризису в социально-антропологических дисциплинах, где оказалось разрушенным ключевое понятие «места», с которым культура более не может ассоциироваться. В глобальном мире исчезает и еще

одна важная категория антропологии и этнографии -«поле», ибо пространственно отграниченная территория, где обитают представители некой «чистой» культуры, также исчезла или почти исчезла. Субъекты утратили стабильность, а идентичности стали конструироваться еще на протяжении жизни одного поколения. По определению Мэри Крэйн, современные идентичности - это некие гибридные конструкции, составляющие которых не являются ни чисто локальными, ни полностью глобальными [20, р. 137-138].

В этом месте можно воспользоваться понятием культурного кода. Авторы полностью осознают существенную разницу в понимании понятия «культурный код» в культуре Старого и Нового света. В США данное понятие применяется почти исключительно к маркетингу, что имеет лишь косвенное отношение к описываемой нами проблеме [16]. В европейской академической науке для наших целей наилучшим образом подходят определение и типология, предложенные в «Отсутствующей структуре» У Эко. Базовое определение гласит, что под культурным кодом следует понимать системы поведения и ценностей, традиционно не рассматриваемых в коммуникативном аспекте [15, с. 516]. Это - этикет (конвенции, табу, иерархии и проч.); системы моделирования мира (в том числе мифология и теологические системы); собственно, типология культуры; модели социальной организации [15, с. 516-517].

При создании характеристики пространства современной культуры большого, динамично развивающегося города возможно сопряжение с предметной реальностью через понятие «креативное пространство». Городское креативное пространство, в понимании авторов, -это публичное, вседоступное место, где возможно свободное самовыражение, обмен идеями и результатами собственного творчества. Принципиально важно, что участники креативного пространства в общении с себе подобными выступают не в роли потребителей товаров или услуг или сотрудников компании, а в роли создателей, разработчиков, творцов уникального продукта; наконец, просто собственной индивидуальности [11], что противопоставляется консумеристскому пониманию.

Креативное пространство дает возможность творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей и увлечений горожанина. В самом широком смысле креативное пространство может быть описано как возможность свободного проявления личности, идущего из индивидуального творческого посыла и формирующего интересы и свой личный «вкус жизни».

Рассматривая креативные пространства в городской среде, Л. И. Ермакова и Д. Н Суховская выделили несколько основных целей их функционирования [6, с. 23-24]:

1. Обеспечение творческой молодежи (или так называемому креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения, обмена навыками, экспериментирования и реализации собственного видения города, мира.

2. Направление накопленной энергии дискомфорта и творческого поиска, противоречия между искомым и существующим настоящим на реализацию сценариев будущего на нескольких отдельно взятых экспериментальных площадках.

3. Трансляция наиболее успешных решений конкретных задач (в сфере 1Т, живописи, управления ресурсами или градостроительства), апробированных в «креативных пространствах» в большую по масштабу среду района, города, республики.

4. Восполнение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30 % трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

5. Вывод депрессивных городских районов из депрессивного положения.

6. Повышение туристической привлекательности города.

Центр современной культуры «Смена»: пионер казанского арт-пространства. Казань в этом плане представляет интерес как поле становления современной культуры. Площадками реализации творческих идей, как и в любом другом крупном городе, являются арт-пространства, резиденции, лофты и творческие мастерские, которые могут носить стационарный и мобильный характер. Это пространство ориентировано, прежде всего, на музейно-выставочные и научно-исследовательские организации, пропагандирующие программы и проекты в области современного искусства, архитектуры и дизайна [11]. Примером является центр современной культуры «Смена», представляющий собой одно из немногих в Казани мест, где художники, музыканты, а также другие творческие натуры могут представить свои работы заинтересованной публике. Центр открылся в 2013 г., а через два года запустил одноименное книжное издательство, которое существует без постоянной государственной и частной поддержки. «Смена» также располагает лекторием, в котором выступают исследователи с тематическими лекциями [13, с. 102].

Примечательным в этом контексте является то, что современное искусство не носит вестернизаторского характера. В центре «Смена» в апреле и декабре 2016 г. дважды прошел фестиваль новой татарской культуры «Jadidfest», причем порыв не угас, и последующие мероприятия состоялись

в расширенном формате в декабре 2018 г. [4].

Если говорить специально о перфомансах, то в рамках декабрьского фестиваля 2016 г. состоялось представление «Ике кулэм» (по-татарски - «В двойном объеме»). Перфоманс вызвал отзывы даже

в академических изданиях [17]. «Ике кулэм» - это поэтический перфоманс, соединивший одиннадцать композиций о любви, родном городе и национальной самоидентификации. Представление включало чтение поэтического текста с аккомпанирующей музыкой, вступающей в диалог с текстом. Во время представления на заднем фоне сцены демонстрировались кадры этапного фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» [17, p. 74]. Как известно, этот фильм являлся монтажной склейкой коротких фрагментов -документальных зарисовок хаоса современного города: движения транспорта и людей, труда рабочих на промышленных предприятиях, культурных мероприятий, медицинских учреждений. Для широкой публики расшифровка смыслов перфоманса «Ике кулэм» была дана через техно-музыку.

В 2014, 2016 и 2017 гг. в Казани Казанский камерный театр «Сдвиг» представил Всероссийский фестиваль уличного перфоманса «Культурный Сдвиг», приуроченный, соответственно, к чемпионату миру по водным видам спорта и Кубку конфедераций. В программе были представлены живые статуи и перфомансы, инсталляции, выступления различных молодежных групп, шоу-представления, спектакли. Гостям было предложено попробовать себя в роли актера, гончара, битбоксера, художника. По сути, любой человек мог стать участником одного большого перфо-манса. Фестиваль сделался новой формой уличного досуга для гостей и жителей города [3].

Постепенно набирают популярность и музыкальные перфомансы, поскольку тесно сопряжены с развлекательным жанром. Так, 28 января 2017 г., в рамках программы «Polytech. Science. Art: Наука. Искусство. Технологии» Политехнический музей в партнерстве с центром светомузыки «Прометей» представил в Центре современной культуры «Смена» перфоманс «Синтетическая симфония» в исполнении Питера Кирна и Юлии Глуховой. Центральным объектом аудиовизуальной постановки стала реконструированная историческая светомузыкальная машина «Кристалл», созданная казанским конструкторским бюро «Прометей» и впервые представленная в 1966 г. в Москве на ВДНХ.

24 февраля 2017 г. в Центре современной культуры «Смена» ансамбль современной музыки «Самрау» исполнил одно из самых загадочных произведений музыкального искусства ХХ в. - In C композитора Терри Райли. Сам композитор работает в стиле минимализма. In C является самым известным его произведением. Название переводится «В до-мажоре», а сама композиция не может быть сыграна одинаково при всем желании ее исполнителей - она состоит из 53 отдельных фрагментов, чей размер варьируется от половины такта до 32 тактов. Каждый исполнитель может повторять фрагмент столько раз, сколько посчитает необходимым, при особом желании какой-либо из них можно

и пропустить. Среди исполнителей должен быть так называемый «Пульс» - человек, играющий ноту до и служащий в качестве метронома. Хорошее исполнение In C - такое, где в течение какого-то времени после окончания кажется, что музыка еще звучит: в большинстве случаев, впрочем, исполнителям это не удается [1].

В мае 2017 г., в «Смене», в рамках цикла «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст», провела лекцию московская художница Лиза Морозова. В своем выступлении она затронула тему истоков пер-фоманса [10], а также показала несколько своих работ. Лиза Морозова работает в классическом перфомансе, что можно увидеть в ее работах «Гайки», «Родина-мать», «Исподнее».

В начале мая 2017 г. центр современной культуры «Смена» и междисциплинарный центр Department of Research Arts представили третий проект совместной программы «Не-места» - выставку «Encounters / Столкновения» художника Алексея Васильева. Был представлен цикл портретных работ, созданных в разное время и исполнявшихся в типичной для художника экспрессивно-художественной манере на больших листах и рулонах промышленной бумаги. За каждым портретом, со слов А. Васильева, стоит своя история - столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа [9].

22 июля 2017 г. в ЦСК «Смена» прошел показ фильма Джулиана Розефельдта «Манифесто». Этот фильм сам по себе называют перфомансом, в котором единственный главный герой - в исполнении Кейт Бланшетт - перевоплощается в разных персонажей: школьного учителя, хореографа, кукловода, ведущую новостей, вдову, бездомную, брокера, генерального директора, панка, ученого и консервативную мать. Персонажи цитируют манифесты различных времен, которые проецируются на современное общество. Фильм «Манифесто» активно использует наследие футуристов, дадаистов, художников «Флюксуса», супрематистов, ситуационистов, творцов «Догмы 95» и других арт-групп, а также размышления отдельных художников, архитекторов, танцоров

и кинематографистов. Это очередная и вполне удачная попытка в более или менее непринужденной форме донести до общества основные идеи и настроения теоретиков различных художественных направлений прошлого века.

Другие культурные пространства Казани.

В Казани существует несколько арт-пространств и творческих мест, одним из которых является лофт-пространство «Фабрика Алафузова» [5]. Для таких пространств характерен брутальный стиль интерьера: высокие потолки, бетонные стены, большие окна, металлические детали. Одной из самых первых и известных лофтов стала «Фабрика» Энди Уорхола, более всего известная своими богемными собраниями

и эпатажными гостями. Эта модель оказалась настолько удачной, что воспроизводится чуть ли не полвека спустя. «Фабрика Алафузова» и была создана под впечатлением пространства Уорхола и ее московских аналогов [12, с. 46-47]. 30 августа 2017 г. на «Фабрике Алафузова» прошел фестиваль «perFORMAnce». В рамках фестиваля были организованы различные тематические лекции, кинопоказы, выступление танцевальных коллективов, а также живой концерт. Фестиваль начался с йоги - желающие могли постичь дзен на крыше «Фабрики», а затем в буквальном смысле вернуться на землю и посмотреть арт-перфоманс в комнатах отеля.

Резиденция креативных индустрий «Штаб» появилась в Казани сравнительно давно (судя по упоминаниям, не менее пяти лет назад) и обрела славу одного из самых интересных и оригинальных заведений. «Штаб» - это культурное пространство, резиденция креативных студий, место театральных проектов и выставочная площадка в одном лице. «Штаб» включает пять направлений деятельности: PR и медиа, архитектура и дизайн, городское предпринимательство, современное искусство, дискуссионная платформа. «Штаб» - это пространство, которое вмещает в себя несколько отделов, таких как коворкинг, кофейня, офис-боксы для резидентов, выставочная площадка, лекторий и творческая лаборатория «Угол». Творческая лаборатория «Угол» была открыта фондом поддержки современного искусства «Живой город» 22 апреля 2015 г., «Угол» - это трансформируемое пространство для основных направлений современного театра. Многоуровневая сцена может стать лекторием, местом проведения драматургических лабораторий, зрительным залом для перфоманса.

Совсем недавно в Казани стал популярен такой вид досуга, как «квесты». Квесты (от англ. «quest» - 'поиск') - это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Некоторые квесты называют перфомансами. В таких перфомансах также играют актеры, цель которых - как можно сильнее напугать игрока и вывести его из равновесия. Актеры могут взаимодействовать с игроками, направляя игровой процесс, а иногда даже вступать с ними в телесный контакт. Большое внимание уделяется атмосфере, где происходит перфоманс. Дополнительно используются световые и звуковые эффекты, тем самым игроков не покидает ощущение реальности. Первый квест-перфоманс под названием «Клаустрофобии» - «Коллекционер» открылся в 2014 г. в Москве. Он стал толчком для создания последующих перфомансов - квестов. Отличие перфоманса от квеста состоит в том, что в первом случае нам не всегда известен финал. Участники квеста достигнут заранее придуманной организаторами цели, разгадав загадку. Квест - это разновидность логических игр в реальном

времени. Перфоманс же является синтезом театрального представления и игрой в режиме реального времени.

Заключение. Креативная среда города сильно зависит от инициативы сверху, однако базируется преимущественно на энтузиазме представителей арт-сообщества. Центр «Штаб», например, был открыт при поддержке администрации города, как и ЦСК «Смена», который в течение некоторого времени вообще был единственной прогрессивной выставочной площадкой и платформой экспериментальной культуры и неформального образования в Казани. При этом, как свидетельствуют приведенные выше сведения, значимой компонентой креативного сектора является переосмысленная татарская идентичность. Во время написания этой статьи реализуется проект исследования культурных кодов исторического центра Казани.

Исследование пространства современного искусства и перфоманса в Казани интересно, в первую очередь, тем, что это - динамический процесс. В рамках галерейного направления центр современной культуры «Смена» пытается представить городу различные подходы, формы, контексты, в которых существует современное искусство России и мира. Занимаясь популяризацией современного искусства, «Смена» открывает различные экспозиции: выставки живописи, инсталляции, а также проводит лекции по искусству. Отличительной особенностью работы «Смены» является широкая представленность творчества художников, мало известных широкому кругу любителей современного искусства. Креативные пространства Казани, в первую очередь, нацелены на увеличение контингента людей, интересующихся современным искусством.

Библиографический список

1. 10 вещей, которые нужно знать о композиторе Терри Райли и его произведении In C перед его первым исполнением в Казани [Электронный ресурс] // Инде. Интернет-журнал о жизни в Казани и городах Республики Татарстан. - URL: https://inde.io/article/3380-10-veschey-kotorye-nuzhno-znat-o-kompozitore-terri-rayli-i-ego-proizvedenii-in-c-pered-ego-pervym-ispolneniem-v-kazan (дата обращения 1.04.2019)

2. Антонян, М. А. Перформанс как коммуникация: рецептивный подход Марины Абрамович [Текст] / М. А. Антонян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 3. - Ч. 2. -С. 267-270.

3. В Казани произошел «Культурный сдвиг» [Электронный ресурс] // Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-

tsentr/novosti/44553_v_kazani_proizoshel_kulturnyy_sdvig/?bi ggerVersion=Y&PAGEN_1=44553 (дата обращения 1.04.2019)

4. В Казани стартовал фестиваль татарского дизайна и городской культуры Jadidfest [Электронный ресурс] // Бизнес-онлайн: Деловая электронная газета Татарстана. 1 декабря 2018. - URL: https://www.business-gazeta.ru/news/404578 (дата обращения 1.04.2019)

5. Добродеева, А. «Фабрика Алафузова». Через долг в сто миллионов к большой мечте [Электронный ресурс] / А. Добродеева // Enter - интернет-журнал о жизни и развлечениях новой Казани. - URL: http://entermedia.io/city/fabrika-alafuzova-cherez-dolg-v-sto-millionov-k-bolshoj-mechte/ (дата обращения 1.04.2019)

6. Ермакова, Л. И., Суховская, Д. Н. Анализ отечественной практики внедрения креативных пространств в социальное тело города (на материалах Санкт-Петербурга) [Текст] / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская // Университетские чтения. - 2017. - Ч. 11. - С. 23-27.

7. Индекс креативного капитала российских городов: [Электронный ресурс]. - [Б. м.]: ООО «Рослинк-Нет»,

2016. - 135 с. - URL: http://creativecapitalindex.com/uploads/attachment/file/28/CCI_ 0tchet_01032017.pdf (дата обращения 1.04.2019)

8. Мазурик, А. В. Культурный перформанс как способ конструирования идентичности в сети Интернет [Электронный ресурс] / А. В. Мазурик // В мире науки и искусства : вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/philolog/xvi/29363 (дата обращения 1.04.2019)

9. Маркелова, А. Перформанс вместо фуршета: «En-counters [Электронный ресурс] / Столкновения» Алексея Васильева [Интервью] / А. Маркелова // Сетевое издание «Эксперт Татарстан». - URL: https:// expertrt. ru/ interview/performans-vmesto-fursheta-encounters-/-stolknoveniya-alekseya-vasileva.html (дата обращения 1.04.2019)

10. Оленина, К. Интервью с Лизой Морозовой: 6 декабря 2015 [Электронный ресурс] / К. Оленина // THE WALL Magazine. - URL: http://thewallmagazine.ru/interview-morozova/ (дата обращения 1.04.2019)

11.Суховская, Д. Н. Социально-философский анализ креативных структур современного городского поселения: [Электронный ресурс] / Д. Н. Суховская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 8. - С. 126-130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65026.htm (дата обращения 1.04.2019)

12.Тукмакова, М. Р., Фахрутдинова, И. А. Творческие индустрии как метод ревитализации льнопрядильной фабрики Алафузова в г. Казани [Текст] / М. Р. Тукмакова, И. А. Фахрутдинова // Известия КГАСУ. - 2017. - № 2 (40). -С. 45-52.

13.Тукмакова, М. И. Архитектура закрытых креативных пространств: типология и функциональная структура: [Текст] / М. Р. Тукмакова // Известия КГАСУ - 2018. - № 2 (44). - С. 98-106.

14.Фархатдинов, Н. Питер Сноу. «Перформанс общества» [Текст] / Н. Фархатдинов // Социологическое обозрение. - 2011. - Т. 10. - № 1-2. - С. 75-78.

15.Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У Эко ; пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 544 с.

16.Chand R. S. Cracking Your Church's Culture Code: Seven Keys to Unleashing Vision and Inspiration: [Текст] / R. S. Chand. - San Francisco: Jossey-Bass; A Wiley Imprint, 2011. - 204 p.

17.Khabutdinova M. M. Performance In The Space Of Modern Tatar Poetry (Case Study Of Jadidfest Festival) [Текст] / M. M. Khabutdinova // Tatarica: Research Journal. -

2017. - Issue 29. - P. 65-81. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_2093324075/4.pdf

18.Mukhametzyanov R. Cultural and Historical Roots of Performance Art [Текст] / R. Mukhametzyanov, Yu. Martynova, D. Martynov, L. Mingalieva // Journal of History Culture and Art Research. - 2018. - Vol. 7, issue 4. - P. 62-68.

19.Recasting Ritual: Performance, media, identity: [Текст] / Ed. by F. Hughes-Freeland and M. Crain. - L. & N. Y. : Routledge, 1998. - 174 p.

20.Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual [Текст] / Ed. by Jeffrey C. Alexander, Bernhard Giesen, Jason L. Mast. - Cambridge, N. Y., [etc.]: Cambridge University Press, 2006. - 374 p.

Reference List

1. 10 veshhej, kotorye nuzhno znat' o kompozitore Terri Rajli i ego proizvedenii = In C pered ego pervym ispolneniem v Kazani 10 things which should be known about composer Terry Riley and his work In C before its first performance in Kazan [Jelektronnyj resurs] // Inde. Internet zhurnal o zhizni v Kazani i gorodah Respubliki Tatarstan. - URL: https://inde.io/article/3380 10-veschey-kotorye-nuzhno-znat-o-kompozitore-terri-rayli-i-ego-proizvedenii-in-c-pered-ego-pervym-ispolneniem-v-kazan (data obrashhenija 1.04.2019)

2. Antonjan, M. A. Performans kak kommunikacija: recep-tivnyj podhod Mariny Abramovich = Performance as communication: Marina Abramovich's receptive approach [Tekst] / M. A. Antonjan // Vestnik Pjatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2015. - № 3. - Ch. 2. - S. 267-270.

3. V Kazani proizoshel «Kul'turnyj sdvig» = In Kazan there was «A cultural shift» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj portal organov mestnogo samoupravlenija goroda Kazani. - URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-

tsentr/novosti/44553_v_kazani_proizoshel_kulturnyy_sdvig/?bi ggerVersion=Y&PAGEN_1=445 5 3 (data obrashhenija 1.04.2019)

4. V Kazani startoval festival' tatarskogo dizajna i go-rodskoj kul'tury = Jadidfest In Kazan the festival of the Tatar design and city culture of Jadidfest started [Jelektronnyj resurs] // Biznes onlajn: Delovaja jelektronnaja gazeta Tatarsta-na. 1 dekabrja 2018. - URL: https://www.business-gazeta.ru/news/404578 (data obrashhenija 1.04.2019)

5. Dobrodeeva, A. «Fabrika Alafuzova». Cherez dolg v sto millionov k bol'shoj mechte» = «Alafuzov factory». Through a debt in hundred million to a big dream [Jelektronnyj resurs] / A. Dobrodeeva // Enter - internet zhurnal o zhizni i razvlecheni-jah novoj Kazani. - URL: http://entermedia.io/city/fabrika-alafuzova-cherez-dolg-v-sto-millionov-k-bolshoj-mechte/ (data obrashhenija 1.04.2019)

6. Ermakova, L. I., Suhovskaja, D. N. Analiz otechestven-noj praktiki vnedrenija kreativnyh prostranstv v social'noe telo goroda (na materialah Sankt-Peterburga) = The analysis of national practice on introduction of creative spaces in a social body of the city (on materials of St. Petersburg) [Tekst] / L. I. Ermakova, D. N. Suhovskaja // Universitetskie chtenija. -2017. - Ch. 11. - S. 23-27.

7. Indeks kreativnogo kapitala rossijskih gorodov = Index of the creative capital of the Russian cities: [Jelektronnyj resurs]. - [B. m.]: OOO «Roslink-Net», 2016. - 135 s. - URL: http://creativecapitalindex.com/uploads/attachment/file/28/CCI_ 0tchet_01032017.pdf (data obrashhenija 1.04.2019)

8. Mazurik, A. V. Kul'turnyj performans kak sposob kon-struirovanija identichnosti v seti Internet = Cultural performance as a way of designing the identity on the Internet [Jelektronnyj resurs] / A. V. Mazurik // V mire nauki i iskusstva : voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turologii : sb. st. po mater. XVI

mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk : SibAK, 2012. -URL: https://sibac.info/conf/philolog/xvi/29363 (data obrashhenija 1.04.2019)

9. Markelova, A. Performans vmesto fursheta: «Encounters = Performance instead of drink reception: «Encounters [Jelektronnyj resurs] / Stolknovenija» Alekseja Vasil'eva [Interv'ju] / A. Markelova // Setevoe izdanie «Jekspert Tatarstan». - URL: https://expertrt.ru/interview/performans-vmesto-fursheta-encounters-/-stolknoveniya-alekseya-vasileva.html (data

obrashhenija 1.04.2019)

lO.Olenina, K. Interv'ju s Lizoj Morozovoj: 6 dekabrja 2015 = Interview with Lisa Morozova: December 6, 2015 [Jelektronnyj resurs] / K. Olenina // THE WALL Magazine. - URL: http://thewallmagazine.ru/interview-morozova/ (data obrashhen-ija 1.04.2019)

11.Suhovskaja, D. N. Social'no filosofskij analiz kreativnyh struktur sovremennogo gorodskogo poselenija = Social and philosophical analysis of modern city settlement creative structures [Jelektronnyj resurs] / D. N. Suhovskaja // Nauchno metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - T. 8. -S. 126-130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65026.htm (data obrashhenija 1.04.2019)

12.Tukmakova, M. R., Fahrutdinova, I. A. Tvorcheskie in-dustrii kak metod revitalizacii l'noprjadil'noj fabriki Alafuzova v g. Kazani = The creative industries as a method of revitalization of Alafuzov flax-spinning factory in Kazan [Tekst] / M. R. Tukmakova, I. A. Fahrutdinova // Izvestija KGASU. -2017. - № 2 (40). - S. 45-52.

13.Tukmakova, M. I. Arhitektura zakrytyh kreativnyh prostranstv: tipologija i funkcional'naja struktura = Architecture of the closed creative spaces: typology and functional structure: [Tekst] / M. R. Tukmakova // Izvestija KGASU. - 2018. - № 2 (44). - S. 98-106.

14.Farhatdinov, N. Piter Snou. «Performans obshhestva» = Peter Snow. «Performance of society» [Tekst] / N. Farhatdinov // Sociologicheskoe obozrenie. - 2011. - T. 10. -№ 1-2. - S. 75-78.

15.Jeko, U. Otsutstvujushhaja struktura. Vvedenie v semi-ologiju = Absent structure. Introduction to semiology [Tekst] / U. Jeko ; per. s ital. V. G. Reznik i A. G. Pogonjajlo. - SPb. : Simpozium, 2004. - 544 s.

16.Chand R. S. Cracking Your Church's Culture Code: Seven Keys to Unleashing Vision and Inspiration / R. S. Chand. -San Francisco: Jossey-Bass; A Wiley Imprint, 2011. - 204 p.

17.Khabutdinova M. M. Performance In The Space Of Modern Tatar Poetry (Case Study Of Jadidfest Festival) / M. M. Khabutdinova // Tatarica: Research Journal. - 2017. -Issue 29. - P. 65-81. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_2093324075/4.pdf

18.Mukhametzyanov R. Cultural and Historical Roots of Performance Art / R. Mukhametzyanov, Yu. Martynova, D. Martynov, L. Mingalieva // Journal of History Culture and Art Research. - 2018. - Vol. 7, issue 4. - P. 62-68.

19.Recasting Ritual: Performance, media, identity / Ed. by F. Hughes-Freeland and M. Crain. - L. & N. Y. : Routledge, 1998. - 174 p.

20.Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual / Ed. by Jeffrey C. Alexander, Bernhard Giesen, Jason L. Mast. - Cambridge, N. Y., [etc.]: Cambridge University Press, 2006. - 374 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.