УДК 332-1
08.00.00 Экономические науки
МОДЕЛИ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Ермоленко Владимир Валентинович
д.э.н., профессор кафедры системного анализа и
обработки информации
РИНЦ БРШ-код: 5978-8347
Кубанский государственный аграрный
университет,
Россия, 350044, Краснодар, Калинина, 13,
Ланская Дарья Владимировна к.э.н., доцент
РИНЦ БРШ-код: 4661-2393 [email protected]
Чугунова Нина Александровна Студентка магистерской программы Кубанский государственный университет, Россия, 350040, Краснодар, Ставропольская 149
В статье анализируются известные модели города с позиции экономики знаний. Гипотеза исследования состоит в том, что практика стратегиринга города должна базироваться на полимодельном подходе, когда за основу берутся несколько ключевых моделей, адекватных современным трендам, связанными с формированием сектора экономики в составе региональной социально-экономической системы, а другие модели являются дополнением и существенным расширением содержания выбранных базовых, усиливая их когнитивную составляющую. Проведено исследование модели креативного города, креативные кластеры, кварталы и зоны города, модели цифрового города, модели экогорода. Выявлены содержательные особенности моделей. Установлено, что познавательный потенциал типов моделей города возрастает на базе исследования и выявления механизмов взаимоперехода (участия) элементов одной модели в качестве элементов другой (их) комплементарных моделей. Город как слабоструктурированная системы, состоящая из разнородных подсистем и элементов не подчиняется рациональному планированию в силу структурно-территориального дублирования функций и асинхронности в функционировании и изменениях, а также в силу своей истории и социокультурной специфики населения, существенно придающих имманентную логику жизни. С целью формирования нового облика городов, необходимо сформировать гибкую систему городских стратегий на полимодельной (междисциплинарной) основе, основанных на активизации различных по содержанию
UDC 332-1 Economics
MODEL OF THE CITY IN THE KNOWLEDGE ECONOMY
Ermolenko Vladimir Valentinovich
Dr.Sci.Econ., professor of the Chair of system analysis
and information processing
RSCI SPIN-code: 5978-8347
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Lanskaya Darya Vladimirovna Cand.Econ.Sci., associate Professor RSCI SPIN-code:4661-2393 [email protected]
Chugunova Nina Aleksandrovna master student
Kuban State University, Krasnodar, Russia
The known models of the city from a position of knowledge economy are analyzed in the article. The hypothesis of the research shows that practice of a strategizing of the city has to be based on polymodel approach when several key models adequate to modern trends are taken as a basis, connected with formation of sector of economy as a part of regional social and economic system, and other models are addition and essential extension of the contents chosen basic models, strengthening their cognitive component. Research of the model of a creative city, creative clusters, quarters and zones of the city, model of the digital city, model of an eco-city is conducted. Substantial features of models are revealed. It is established that the informative potential of types of models of the city increases on the basis of research and identification of mechanisms of mutually transition (participation) of elements of one model as elements another (others) complementary models. The city as the semistructured system consisting of diverse subsystems and elements does not submit to rational planning owing to structural and territorial duplication of functions and asynchrony in functioning and changes, and also owing to the history and socio-cultural specifics of the population significantly giving immanent logic of life. It is necessary to create flexible system of the city strategy on a polymodel (interdisciplinary) basis, based on activization of growth sources, various on contents, for the purpose of formation of new image of the cities
источников роста
Ключевые слова: ГОРОД, КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД, Keywords: CITY, CREATIVE CITY, CITY MODEL,
МОДЕЛИ ГОРОДА, ПОЛИМОДЕЛЬНЫЙ POLY-MODEL APPROACH, INTELLECTUAL
ПОДХОД, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И AND HUMAN CAPITAL, SUCCESS OF THE CITY,
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, УСПЕШНОСТЬ STRATEGIZING, KNOWLEDGE ECONOMY ГОРОДА, СТРАТЕГИРИНГ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
1.ВВЕДЕНИЕ
Содержание современных трендов развития городов связано, прежде всего, с глобализацией, экономикой знаний, ростом значимости влияния человеческого и невещественных капиталов [3,26,31,34]. Интегральное восприятие города понимается как его успешность. Хотя, по - прежнему, в маркетинге города говорят о конкурентоспособности [28].
Для решения разнообразных социальных, демографических, экологических, экономических, инфраструктурных проблем городов необходимы широкие гуманитарные исследования с применением методов системной парадигмы и социального проектирования [7,12].
Постулирование человеческого и интеллектуального капиталов в качестве главных факторов развития актуализирует потребность в расширении подходов при разработке стратегии развития современного города на базе полимодельного или междисциплинарного подхода. Город часто представляется и исследуется как фабрика знаний. Города стали насыщаться интеллектуальной составляющей [1,6,8,36].
А.И Татаркин с группой исследователей ИЭ УрО РАН с позиции системно-синергетического подхода рассматривают региональную промышленную политику в условиях глобализации и развития экономики знаний. Данные исследования рассматривают города как принципиально и качественно новые промышленные комплексы [36].
Несмотря на обилие подходов, моделей и практик развития городов существует неопределенность относительно степени адекватности их современным мега трендам. Известные модели городов отражают лишь некоторые свойства городов и охватывают не все существенные черты в
комплексе. В практике городского развития локальные решения «не уступают» дорогу системной концепции в исследовании и проектировании решения проблем. Недооценивается фактор развития города с позиции формирования и развития экономики знаний, основанием которой рассматривается духовное производство (культура, образование, наука) и высшие технологические уклады.
Гипотеза исследования состоит в том, что практика стратегиринга города должна базироваться на полимодельном подходе, когда за основу берутся несколько ключевых моделей, адекватных современным трендам, связанными с формированием сектора экономики в составе региональной социально-экономической системы, а другие модели являются дополнением и существенным расширением содержания выбранных базовых, усиливая их когнитивную составляющую.
Целью статьи является исследование содержания современных моделей города и выявление их существенных черт, адекватных современным трендам развития.
2. МОДЕЛЬ КРЕАТИВНОГО ГОРОДА
Концепции креативного города является востребованной временем за внимание к инновациям, технологиям, интеллектуальному и человеческому капиталу. Более того, она порождение тренда, связанного с началом формирования экономики знаний, начиная с 80- годов XX века [11,14,15,24,43]. Р. Флорида в ответ на практическую потребность в теории города вначале 2000-х сформулировал концепцию креативного города, генеральная идея которой состоит в том, что в условиях перехода к постиндустриальной экономике или к экономике знаний, креативная составляющая в поведении городских сообществ и отдельных людей становится главным условием экономического процветания [46].
Немецкий Берлин, малазийский Сингапур, канадский Ванкувер, австралийский Сидней, американский Остин, ирландский Дублин - далеко неполный перечень общепризнанных креативных городов [2,3,4,17,19,24,33]. Успешная практика проектов по реализации модели креативного города в различных городах мира дает набор позитивных следующих шагов:
— формирование и развитие городской поликультурной среды и привлечение квалифицированных и творческих людей;
— формирование образовательного центра (университета) международного или национального уровня с сетью научных учреждений, с набором диверсифицированных образовательных программ, с привлечением результативных ученых и молодежи в экономику знаний, формирование высокотехнологичных производств, локализованных в центральной и периферических зонах города;
— изменение принципов городского планирования: ландшафтного дизайна, комплексное проектирование жилых районов, развитие общественных пространств, ориентированных на быстрорастущее многонациональное население;
— организация и проведение событий национального и международного масштабов (туризм, имидж, казна, инвестиции, рынок труда);
— ориентация экономики на потребности внешних рынков;
— развитие креативных индустрий и экономики впечатлений, формирование сетевых кластеров развития молодежи, распределенных по районам города;
— насыщенная и разнообразная культурная жизнь;
— удобная инфраструктура;
— низкие цены на жилье;
— значительное количество ^коммерциализированных и неосвоенных пространств;
— ориентация городского бюджета на развитие и привлечение частных инвестиций;
— наличие креативной социальной группы (сообщества) крейтеров или работников умственного и творческого труда - носителей человеческого капитала и уникальных компетенций [4,14,33,41].
Теоретической основой концепции «Креативный город» является теория развития больших социальных систем. «Креативный город» - это технология синтеза стратегии развития локального сообщества и ее реализация, которая преемственно основывается на индивидуальном культурно - историческом прошлом сообщества и развивает социально-экономические возможности, заложенные в данном конкретном сообществе. Цель технологии - раскрытие творческого потенциала креативного сообщества и места как социально-культурной и экономической единицы страны, основанной на реализации индивидуальности истории и возможностей сообщества [44].
К более ранней, но похожей концепции развития города, можно отнести теорию развития местных сообществ. Однако в ее рамках не рассматривались важные элементы, как: формирование экономики знаний, наличие крейтерского сообщества. Приоритет в теории и практике отдавался традициям местного сообщества, развитию предпринимательского духа, бюджету развитию, формированию ресурсной базы и поддержанию психологических отношений и, конечно же, стратегии развития местного сообщества [45].
Реализация технологии «Креативный город» включает следующие важные этапы:
1. Предварительное исследование истории сообщества, социальной жизни и системы самоуправления. Определение ключевых областей развития сообщества.
2. Формирование команды проекта как синтез компетенций, соответствующих основным областям развития сообщества.
3. Обучение всех членов команды методологии и технологии «креативный город»
4. Определение социальной активности и социальных лидеров. Производится диагностика зон социальной активности и определение социальных практик как возможных точек роста сообщества. Выявление социальных лидеров - носителей тем развития сообщества. Вовлечение социальных лидеров в проект.
5. Культурно-исторический анализ и определение возможных зон ближайшего развития сообщества.
6. Социально-экономический анализ и определение границ и возможностей развития сообщества.
7. Игровое моделирование сценариев будущего сообщества. В игре участвуют «власть», «социальные активисты», «представители социальных групп», «эксперты истории и культуры сообщества», «бизнес» и другие значимые репрезентативные представители.
8. Разработка концепции развития сообщества. Закрепление ключевых тем развития. Определение бюджетных и административных механизмов реализации тем. Финансово-юридическая экспертиза концепции.
9. Представление концепции на всенародное обсуждение и принятие концепции сообществом.
10. Разработка социально-экономической стратегии развития сообщества. Формирование целевой программной стратегии на 5 - 7 лет,
подкрепленной достоверными механизмами социальной, экономической, административной, финансовой поддержки.
11. Пилотное внедрение 2-3 тем развития в виде проектов.
12. Разработка механизмов полноценной реализации стратегии, включая опыт пилотных проектов. Формирование функциональной модели реализации стратегии. Закрепление бюджетных и административных механизмов реализации. Инструментарий мониторинга целевого развития. Инструментарий социального партнерства. Инструментарий проектного управления.
13. Стратегиринг проектов.
14. Мониторинг и корректировка стратегии [44].
Фактически технология «умный город» всецело базируется на системной методологии, в частности, ее основой являются пятнадцать этапов системного анализа [29,38].
Применяя подход Г.Б. Клейнера, связанный с выделением четырех типов систем (объектных, средовых, проектных и процессных [12]), к креативному городу выделим не только объекты креативной индустрии, производящей креативные товары и услуги, что характерно для всех исследователей, но и пространство, «в котором творческим людям будет комфортно создавать новые продукты» [11].
Ч. Лэндри в рамках концепции креативного сформулировал принцип новаторского видения и творческого изменения окружающего пространства и определил креативный город как «метод городского планирования,... делая наши города более жизнеспособными и управляя воображением и талантом». Он считает, что городское пространство отражением человеческого капитала [24, С.5].
С.В. Пирогов выделяет следующие концептуальные модели, аспекты развития и проблемы управления городом:
—город как ремесленное изделие, система технических артефактов;
—город как социотехническая система; социальный агрегат для удовлетворения витальных потребностей;
—город как функционально структурированное пространство -система зон жизнедеятельности;
—город как семиотическая система - текст; —город как мифологический конструкт; —город как идеологический проект социальных отношений; —город как сциентистский (модернистский) проект и инженерная конструкция;
—город как ценностно-рациональный проект; —город как социокультурный проект; —город как виртуальный проект;
—город как композиция жизненных миров горожан или динамическая система топосов;
—город как синергетическая (аутопойетическая) система [30]. Креативный город для своего развития должен создать все условия для притяжения носителей человеческого капитала. Фактически креативный город должен не только притягивать, но и выступать аккумулятором самых ценных капиталов - человеческого и интеллектуального. А основным видом деятельности носителей человеческого и интеллектуального капиталов должна быть интеллектуально - креативная деятельность на благо города и его населения [8,22,23,25,27].
Рассматриваемая модель «креативный город» ориентирована, в основном, на креативное сообщество. Она охватывают лишь узкий социальный сегмент. Поэтому данная модель, скорее всего, может рассматриваться в качестве дополнительной к избранным базовым
моделям города. Хотя плодами креативного города будут так или иначе пользоваться все население.
3. КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ, КВАРТАЛЫ И ЗОНЫ ГОРОДА
Средовые модели развития города реализуются через формирование
моделей коммуникативного пространства. Креативные пространства - это публично доступные места, где можно свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать свое творчества и контактировать в роли творца уникального продукта. [5,13,35,40].
Такие модели находят свое развитие в формировании городских креативных кластеров, кварталов и зон, насыщенных образовательными учреждениями, музеями, выставками, театральными площадками и др. Креативные пространства создают условия для высокой концентрации креативного потенциала города [15,18,36,39,42].
В мире активно развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план постиндустриальной экономики (экономики знаний или креативной экономики). Главным экономическим ресурсом является сам человек и его интеллектуально-креативные возможности по преобразованию окружающего мира [35,47]. В науках о развитии городов с началом третьего тысячелетия в России стали актуальными исследования проблематики креативных индустрий и формирования программ их поддержки [17]. В данной области проводятся исследования креативных кластеров, кварталов и зон, а также реализованы ряд проектов, в том числе, образовательные программы по креативным индустриям. Тема креативных индустрий привлекает внимание большего количества исследователей. Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальные (креативные) действия или «творческая энергия
личности», которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и создающая новую ценность [32].
О.Н. Мельников обосновал диалектическое единство и противоречия между интеллектом и креативными (творческими, созидательными) действиями личности с позиций экономики знаний. По его выражению интеллект - это основной или неотчуждаемый капитал личности, а творческая энергия личности - оборотный или отчуждаемый капитал, подлежащий продаже или обмену [25].
B экономике знаний к творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая [44] .
Чтобы изучать распределение культурных и творческих ресурсов для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей производят картирование территорий. На основе такой карты формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории [10].
Важнейшим условием развития креативных индустрий в экономике знаний выступает свобода и коммуникации. Поэтому, как правило, самоорганизации субъектов креативных индустрий в коммуникативных пространствах порождает неформальные пространства коммуникаций, называемые креативным кластером.
Креативный кластер - это некое онлайн- или офлайн-пространство, которое соединяет представителей творческих профессий и предпринимателей из сферы искусства. Такие пространства позволяют работать, общаться с единомышленниками, находить нужные контакты и развивать их [17].
Среди самых известных креативных кластеров в России - проект «Этажи» в Петербурге, галерея «Смена» в Казани, «Красный Октябрь», культурные центры «Гараж», «Винзавод», дизайн-завод «Флакон» в Москве [2,17,18,41,44].
Развитием средового похода является формирование городского креативного кластера, в рамках которого путем самоорганизации оформляются специализированные креативные кварталы, имеющие свое специфическое индивидуальное лицо. Такие кварталы становятся центрами притяжения горожан и, особенно, лиц, имеющих высокий креативный потенциал. Креативные кварталы это структурированное пространство. Они могут быть реальными или виртуальными [18].
И в креативных кластерах, и в рамках креативных кварталов возникают коммуникативные площадки, на которых на принципе соучастия разрабатываются креативные проекты и реализуются креативные процессы.
Креативный кластер города может формироваться как специальные креативные кварталы в рамках каждого территориального района города. При этом креативный квартал может стать сосредоточением разных индустрий, например: культурное наследие, искусство, спортивные объекты, объекты функционального творчества.
Перспективным направлением в формировании креативного города может стать создание креативных зон в крупных торгово -развлекательных центрах (сетях), рассчитанных на различные социальные группы горожан. Обычные торговые площади можно разбавить креативными, а не только игровыми зонами. Таким образом, потребность в социальной функциональности центров возрастает.
Городская власть могла бы проявить заботу о развитии креативных кварталов через инициирование конкурсов проектов по развитию городского пространства, организации креативных производств и др. Над
креативными кварталами города целесообразно организовать патронаж структур молодежной политики органов власти и управления. Креативный ландшафт города формируется различными креативными группами не хаотичным образом, а должен быть частью государственной социальной и образовательно - культурной, в том числе, и молодежной, политики.
Пока же объекты креативного города разрозненны и разобщены. Они единичны и не объединены общей идеей формирования креативного потенциала на нано - и микро уровнях креативных групп. Необходимы интегрированные кластеры креативности, умело «разбросанные» по ядру и периферии города.
Креативный кластер и его элементы (кварталы и зоны) - это реальная или виртуальная площадка, объединяющая представителей творческих профессий и предпринимателей. Это удобная и динамичная платформа для общения, развития деловых отношений, сотрудничества и создания совместных проектов, способных оказать влияние на местный рынок.
Модель города, как особых (реальных и (или) виртуальных) коммуникативных пространств, подчеркивает важнейшее свойство города - коммуникации внутри себя и с внешней средой. Реализация модели коммуникативного пространства делает город открытым и способствует движению знаний (элементов интеллектуального капитала).
4. ЦИФРОВОЙ ГОРОД
Современный дискурс о моделях городов изобилует еще и понятием «цифровой город», который «вырос» из понятия «умного дома», и является развитием его сущности. В настоящее время появляется множество доступных технологий, радикально меняющих традиционную информационную инфраструктуру современного города [20]. Популярным понятием, которое используется для обозначения этой же модели является
"электронный город". Понятие «цифрового города» есть широкая трактовка его модели и связывают с единой умной инфраструктурой. Узкая трактовка - обеспечение безопасности жителей города на основе цифровых технологий.
Цифровой город рассматривался ранее в плане преодоление цифрового неравенства в различных территориях и как решение проблем интеграции информационно-коммуникационных технологий в жизнь города и городского общества в целом [20].
Понятие "умный город" свидетельствует об использовании цифровых технологий для улучшения качества жизни в городе и качества предоставляемых услуг и определяется как "города и регионы, которые используют технологические новшества для создания высококвалифицированных рабочих мест, вовлечения жителей в общественные процессы и превращения городской среды в здоровое и безопасное место жизни и работы. При такой роли цифровых услуг, меняющих городскую инфраструктуру, говорят, что они впервые приобретают градообразующую функцию [20,37].
Л. Рейнгольд говорит о новой модели города "виртуальной территории города", которая позволяет сформировать представление о функционировании городской инфраструктуры в условиях комплексной автоматизации [37].
Ряд авторов предлагает уйти от узкого акцента на проблемах обеспеченности компьютерами, доступа в интернет и практиковать широкую трактовку, связанную с задачами эффективного использования современных технологий, определяемых европейским понятием "технологии для обеспечения социальной включенности». По мнению Mark Warschauer, использование понятия "технологии для социальной включенности" позволяет переключиться с проблем технико-
технологического порядка на проблемы социального развития с помощью эффективной интеграции ИКТ в жизнь общества [48].
Таким образом, следование модели электронного города обеспечивает социальную включенность городского сообщества в процессы функционирования и развития городской инфраструктуры и использовании цифровых технологий для улучшения качества жизни и предоставляемых услуг. На практике модель цифрового города реализуется в формах электронного правительства, предоставления услуг через удаленный доступ и проведения электронных торгов, дистанционное образование и др. Это развивающаяся модель города.
5. Экогород
Г. Пуляевский считает, что любой город может и должен стремиться стать более экологичным и здоровым для своих жителей. Экогород — город, который спроектирован с учетом минимального влияния на окружающую среду [32].
Данная модель рассматривается с разных позиций. Дискуссии идут по следующим направлениям:
— экологизация ландшафтного дизайна, связанного с преобразованием особо охраняемых природных территорий, лесопарков и создание новых парков;
— формирование экосистемы, имеющей пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергий;
— создание градо-экологического каркаса города и следование новым ландшафтно-планировочным условиям [6,9,16,21].
Тема градо-экологического каркаса города в последние годы в России стала актуальной на конференциях, посвященных развитию городов. Дискуссии набирают темп. Под градо-экологическим каркасом понимается комплексная структура, базирующаяся на включении многофункциональных высокоурбанизированных узлов в ландшафтно-экологический каркас города [16]. Развитие зелёного каркаса водных объектов позволит снизить среднегодовую температуру на несколько градусов, что очень актуально для городов юга России. Считается, что работы по развитию градо-экологического каркаса городов позволяют добиться ряда «потрясающих результатов» [9].
А.Н. Пыткин с группой исследователей пошли дальше и в рамках ноосферного подхода дали определение городу и сформулировали основные принципы и критерии оценки экономического развития города. По их мнению, основным направлением устойчивого безопасного развития городов является постепенный поэтапный переход к ноосферной цивилизации, обязательными элементами которой являются экологизация производства, сохранение биосферы, переориентация социума с потребления на следование ценности культурного и духовного развития и сохранения среды обитания [13].
Теоретические исследования экономики знаний и ноосферной экономики выявили, что их базовые идеи комплементарны. Экономику знаний можно рассматривать ступенью в продвижении к ноосферному обществу. Успехи в становлении экономики знаний приводят к формированию ноосферы, что усиливает противоречие между резким ростом знания и природопокорительской парадигмой. Новый класс моделей города можно назвать как эколого-знаниевый, содежание которых определяется ноосферной концепцией устойчивого развития городов.
6. ПОЛИМОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ГОРОДА
Познавательный потенциал типов моделей города возрастает на базе исследования и выявления механизмов взаимоперехода (участия) элементов одной модели в качестве элементов другой (их) коплементарных моделей.
Комплекс проблем современного города многообразен. Городская проблематика обширна. Каждую в отдельности городскую проблему не решить.
Город как слабоструктурированная системы, состоящая из разнородных подсистем и элементов не подчиняется рациональному планированию в силу содержательного разнообразия и асинхронности в функционировании и изменениях, а также в силу своей истории и социокультурной специфики населения.
С целью формирования нового облика городов, необходимо сформировать гибкую систему городских стратегий на междисциплинарной основе, основанных на активизации различных по содержанию источников роста.
В силу идентичности городов и разнообразия их моделей, отвечающих современным мега трендам развития, перед исследователями и практиками стоит проблема найти среди обилия и открытого множества некоторые комплементарные модели и объединить их в рамках стратегии развития. Такая проблема может быть решена, если в качестве базовых выбирается некоторые модели города, а остальные известные модели, встраиваются в базовые, как комплементарные, позволяющие создать условия для усиления проявления идентичности реальному городу.
Полимодельный подход дает возможность увеличить интеллектуальный потенциал при принятии стратегических решений по городской проблематике.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Разнообразие подходов и моделей городов, а также методов их исследования, с одной стороны свидетельствует о чрезвычайной их актуальности, как предметов изучения, проектирования и развития, а с другой - представляет задачу небывалой сложности в виду разнообразия природы его подсистем, элементов, связей между ними и богатства отношений.
В силу идентичности городов и разнообразия их моделей целесообразно выявить некоторые комплементарные модели и объединить их в рамках стратегии развития. Проблема адекватности модели развития города может быть решена, если в качестве базовых выбирается 1-3 модели города, а остальные известные модели, встраиваются в базовые, как комплементарные, позволяющие создать условия для усиления проявления идентичности реальному городу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аглямова Г.Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции./ Аглямова Г.Р., Нугаев М.А.// Общество и экономика. 1999. № 5-6.
2. Берч Д., Бин Д., Блайденберг Э., Марсталл Д., Савельев О. Опыт города Шарлотт. «Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления. М.: Олим-Бизнес. 2010.
3. Бойкова М.В., Ильина И.Н., Салазкин М.Г. Будущее городов. Города как агенты глобализации и инноваций // Форсайт. 2011. Т.5, №4. С. 32-48.
4. Бэйли Р. Принципы развития устойчивого городского сообщества. Опыт Ванкувера. Публичная лекция на ПОЛИТ.ру. // http://polit.ru/ article/2011/10/25/ bayley_anons/
5. Власова Н.Ю., Антипин И.А. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры // Известия УрГЭУ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-aglomeratsii-istoriya-sovremennost-strategicheskie-orientiry (дата обращения: 17.02.2016).
6. Глазычев В.Л. Средовый подход в развитии города [Электронный ресурс] // В. Л. Глазычев. Избранные лекции по муниципальной политике // Сайт В. Л. Глазычева. - Лекция 4. - Электрон. дан. - URL: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm (дата обращения: 21.08.2010).
7. Деткина Д. А. Техническое содействие: взаимодействие субъектов управления развитием муниципальных образований и науки // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 79-82.
8. Ермоленко В.В., Ермоленко А.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в инновационной экономике города // Стратегии и ресурсы развития крупных
городов центра России. Международная научная конференция. - Воронеж, ноябрь 2008. 229 с., С. 68-72.
9. Есть ли у мегаполисов «зеленое» будущее? на примере региона Париж / Иль-де-Франс. // Наука за рубежом. 2013. №23/ Ежемесячное обозрение/ [Электронное издание] // URL: www.issras.ru/global science review
10. Знаменская Н.В. Применение карты знаний как метода управления знаниями для повышения эффективности организации // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 26. 201, С. 1-7.
11. Каменских М.А. Значение креативной экономики в стратегическом оазвитии России // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2013. №6. С.45-52.
12. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения. // Журнал экономической теории. 2010. №3. С.41 - 57.
13. Концептуальные основы экономической теории города. / А.Н. Пыткин, Е.А. Артамонов, Л.В. Глезман, Ю.В. Мишарин; отв. ред. А.Н. Пыткин; РАН, Урал. Отд-ние, Ин-т экономики, Перм. фил. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2012. - 217 с.
14. Концепция креативного города. Московский институт социально-культурных программ. 2014.// http ://miscp.ru/docs/creative-city.pdf
15. Коровин А.В. Факторы определяющие креативность городского пространства. // http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s039/s039-009.pdf
16. Краснощекова Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов, 2010.
17. Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ / под общей редакцией Ю.О. Папушиной, М.В. Матецкой. - Санкт-Петербург, «Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2012. - 136 с.
18. Креативные индустрии как движущая сила современного городского развития. Материалы круглого стола. Петрозаводск. 2011 // www.csr-nw.ru
19. Креативные индустрии: потенциал Санкт-Петербурга и опыт других городов: Берлин, Москва, Лондон. Аналитические материалы. СПб. 2014.// http://calvertforum.org/images/uploads/documents/calvert_research_2014.pdf
20. Крылов В., Никуличев М. Умные цифровые города. // Интернет-журнала Screens - Режим доступа http://www.screens.ru/ru/2015/1.html
21. Ланская Д.В. GREEN-контроллинг устойчивого развития региональной системы // Green Controlling: Сборник трудов III Международного конгресса по контроллингу / Под науч. ред. С.Г. Фалько. - М.: НП «Объединение контроллеров», 2013. 328 с., С. 81-89.
22. Ланская Д.В. Город в стратегическом пространстве развития регионального интеллектуального человеческого капитала / Экономическое развитие России: системные ограничения и глобальные риски: материалы Междун. науч. -практич.конф./ под ред. проф. И.В. Шевченко. - Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2015.- 408с., С.227-229
23. Латуха О.А., Пушкарева Е.А. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) // Вестник НГПУ . 2014. №5 (21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-obschestva-znaniya-nauchno-obrazovatelnye-prioritety-razvitiya-obzor-problemy (дата обращения: 16.04.2016).
24. Лэндри Ч . Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом " Классика - ХХ1 , 2006. 399 с.
25. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - 2-е издание, перераб. и дополн. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. 384 с.
26. Метелева, Е.Р. Развитие городов в условиях глобализации. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010.
27. Найденов, Д.В. Формирование сложных нематериальных активов в хозяйственном пространстве современного города / Д.В. Найденов // Новые технологии. 2012. № 4.
28. Национальный доклад «Развитие городов: итоги «ЭКСПО-2010» - взгляд из России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/special/expo/56.
29. Перегудов Ф.И. Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
30. Пирогов С.В. Концептуальные модели управления развитием города. //Вестник Томского государственного университета. 2012. №1(17). С. 114-128.
31. Поппер Р. Мониторинг исследований будущего // Форсайт. 2012. Т.6. № 2. С. 56-72.
32. Пуляевский Г. Благополучие с немецким расчетом. // Expert Online 22 ноя
2012.
33. Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции. Национальный доклад. 2010. // http://giprogor.ru/sites/default/files.pdf
34. Рай ван В. Зарождающиеся тенденции и «джокеры» как инструменты формирования и изменения будущего. // Форсайт. 2012. Т.6, №1. С.60-73.
35. Раткевич Т. Ч. Развитие креативных пространств как стимул развития города (на примере г. Калининграда) // Проблемы Науки. 2016. №1 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnyh-prostranstv-kak-stimul-razvitiya-goroda-na-primere-g-kaliningrada (дата обращения: 26.04.2016).
36. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий к новым институтам развития / А.И. Татаркин, О.А. Романоава, Р.И. Чененова, И.В. Макарова; отв ред. Акад. РАН А.И. Татаркин; Рос. Акад. Наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. -М., Экономика, 2012. - 359 с.
37. Рейнгольд Л. Цифровой город: новая концепция. // R&D.CNews. URL: http://www.sibai.ru/czifrovoj-gorod-novaya-konczepcziya.html
38. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. - М.: Высш.шк., 2004. 616 с.
39. Согомонов А. Современный город: стратегия идентичности. //
Неприкосновенный_запас. 2010. №2(70). Доступ:
http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/so21 .html.
40. Соколов М. М. Крупный город современной России: преимущества и проблемы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование . 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krupnyy-gorod-sovremennoy-rossii-preimuschestva-i-problemy (дата обращения: 17.02.2016).
41. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление. С.127-149. // http://www.iep.ru/files/text/policy/5-2013/Starodubrovskaya.pdf
42. Суховская Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10. С650 - 652.
43. Теория «креативных городов» и муниципальные функции организации креативной среды. //http://referatwork.ru/category/kultura/view/
111960_teoriya_kreativnyh_gorodov_i_municipal_nye_funkcii_organizacii_kreativnoy_sred y
44. «Умный город» // Сайт Алекс-консалтинг http://www.alexconsulting.ru/library/articles/creativny-gorod/
45. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. 2-е изд., перераб. и доп. Логос. 2011. 276 с.
46. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее - Классика-XXI, 2005. - С. 430.
47. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.
48. Warschauer Mark. Reconceptualizing the Digital Divide // First Monday. 2002. том 7, № 7. - URL: http://firstmonday.org/issues/issue7_7/warschauer/index.html July, 2002.
References
1. Agljamova G.R. Intellektual'nyj potencial molodogo goroda: struktura, soderzhanie, social'nye funkcii./ Agljamova G.R., Nugaev M.A.// Obshhestvo i jekonomika. 1999. № 5-6.
2. Berch D., Bin D., Blajdenberg Je., Marstall D., Savel'ev O. Opyt goroda Sharlott. «Dorozhnaja karta» preobrazovanija i povyshenija jeffektivnosti sistemy gorodskogo upravlenija. M.: Olim-Biznes. 2010.
3. Bojkova M.V., Il'ina I.N., Salazkin M.G. Budushhee gorodov. Goroda kak agenty globalizacii i innovacij // Forsajt. 2011. T.5, №4. S. 32-48.
4. Bjejli R. Principy razvitija ustojchivogo gorodskogo soobshhestva. Opyt Vankuvera. Publichnaja lekcija na POLIT.ru. // http://polit.ru/ article/2011/10/25/ bayley_anons/
5. Vlasova N.Ju., Antipin I.A. Gorodskie aglomeracii: istorija, sovremennost', strategicheskie orientiry // Izvestija UrGJeU. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-aglomeratsii-istoriya-sovremennost-strategicheskie-orientiry (data obrashhenija: 17.02.2016).
6. Glazychev V.L. Sredovyj podhod v razvitii goroda [Jelektronnyj resurs] // V. L. Glazychev. Izbrannye lekcii po municipal'noj politike // Sajt V. L. Glazycheva. - Lekcija 4. -Jelektron. dan. - URL: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm (data obrashhenija: 21.08.2010).
7. Detkina D.A.Tehnicheskoe sodejstvie: vzaimodejstvie sub#ektov upravlenija razvitiem municipal'nyh obrazovanij i nauki // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 112 (40-2). S. 79-82.
8. Ermolenko V.V., Ermolenko A.A. Vosproizvodstvo intellektual'nogo kapitala v innovacionnoj jekonomike goroda // Strategii i resursy razvitija krupnyh gorodov centra Rossii. Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. - Voronezh, nojabr' 2008. 229 s., S. 68-72.
9. Est' li u megapolisov «zelenoe» budushhee? na primere regiona Parizh / Il'-de-Frans. // Nauka za rubezhom. 2013. №23/ Ezhemesjachnoe obozrenie/ [Jelektronnoe izdanie] // URL: www.issras.ru/global_science_review
10. Znamenskaja N.V. Primenenie karty znanij kak metoda upravlenija znanijami dlja povyshenija jeffektivnosti organizacii // Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik Vypusk № 26. 201, S. 1-7.
11. Kamenskih M.A. Znachenie kreativnoj jekonomiki v strategicheskom oazvitii Rossii // Vestnik UrFU. Serija jekonomika i upravlenie. 2013. №6. S.45-52.
12. Klejner G.B. Novaja teorija jekonomicheskih sistem i ee prilozhenija. // Zhurnal jekonomicheskoj teorii. 2010. №3. S.41 - 57.
13. Konceptual'nye osnovy jekonomicheskoj teorii goroda. / A.N. Pytkin, E.A. Artamonov, L.V. Glezman, Ju.V. Misharin; otv. red. A.N. Pytkin; RAN, Ural. Otd-nie, In-t jekonomiki, Perm. fil. - Ekaterinburg: IJe UrO RAN, 2012. - 217 s.
14. Koncepcija kreativnogo goroda. Moskovskij institut social'no-kul'turnyh programm. 2014.// http://miscp.ru/docs/creative-city.pdf
15. Korovin A.V. Faktory opredeljajushhie kreativnost' gorodskogo prostranstva. // http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s039/s039-009.pdf
16. Krasnoshhekova N.S. Formirovanie prirodnogo karkasa v general'nyh planah gorodov, 2010.
17. Kreativnye industrii v gorode: vyzovy, proekty i reshenija. Sbornik nauchnyh statej studentov i prepodavatelej NIU VShJe / pod obshhej redakciej Ju.O. Papushinoj, M.V. Mateckoj. - Sankt-Peterburg, «Izdatel'stvo «Levsha. Sankt-Peterburg», 2012. - 136 s.
18. Kreativnye industrii kak dvizhushhaja sila sovremennogo gorodskogo razvitija. Materialy kruglogo stola. Petrozavodsk. 2011 // www.csr-nw.ru
19. Kreativnye industrii: potencial Sankt-Peterburga i opyt drugih gorodov: Berlin, Moskva, London. Analiticheskie materialy. SPb. 2014.// http://calvertforum.org/images/uploads/documents/calvert_research_2014.pdf
20. Krylov V., Nikulichev M. Umnye cifrovye goroda. // Internet-zhurnala Screens -Rezhim dostupa http://www.screens.ru/ru/2015/1.html
21. Lanskaja D.V. GREEN-kontrolling ustojchivogo razvitija regional'noj sistemy // Green Controlling: Sbornik trudov III Mezhdunarodnogo kongressa po kontrollingu / Pod nauch. red. S.G. Fal'ko. - M.: NP «Ob#edinenie kontrollerov», 2013. 328 s., S. 81-89.
22. Lanskaja D.V. Gorod v strategicheskom prostranstve razvitija regional'nogo intellektual'nogo chelovecheskogo kapitala / Jekonomicheskoe razvitie Rossii: sistemnye ogranichenija i global'nye riski: materialy Mezhdun. nauch. - praktich.konf./ pod red. prof. I.V. Shevchenko. - Krasnodar: Kubanskij gosuniversitet, 2015.- 408s., S.227-229
23. Latuha O.A., Pushkareva E.A. Jekonomika obshhestva znanija: nauchno-obrazovatel'nye prioritety razvitija (obzor problemy) // Vestnik NGPU . 2014. №5 (21). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-obschestva-znaniya-nauchno-obrazovatelnye-prioritety-razvitiya-obzor-problemy (data obrashhenija: 16.04.2016).
24. Ljendri Ch . Kreativnyj gorod. — Per. s angl. — M.: Izdatel'skij dom " Klassika - HHI , 2006. 399 s.
25. Mel'nikov O.N. Upravlenie intellektual'no-kreativnymi resursami naukoemkih proizvodstv. - 2-e izdanie, pererab. i dopoln. - M.: Izdatel'stvo «Kreativnaja jekonomika», 2010. 384 s.
26. Meteleva, E.R. Razvitie gorodov v uslovijah globalizacii. - Novosibirsk: SIBPRINT, 2010.
27. Najdenov, D.V. Formirovanie slozhnyh nematerial'nyh aktivov v hozjajstvennom prostranstve sovremennogo goroda / D.V. Najdenov // Novye tehnologii. 2012. № 4.
28. Nacional'nyj doklad «Razvitie gorodov: itogi «JeKSPO-2010» - vzgljad iz Rossii» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.minpromtorg.gov.ru/special/expo/56.
29. Peregudov F.I. Tarasenko F. P. Vvedenie v sistemnyj analiz. Ucheb. posobie dlja vuzov. - M.: Vyssh. shk., 1989. 367 s.
30. Pirogov S.V. Konceptual'nye modeli upravlenija razvitiem goroda. //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №1(17). S.114-128.
31. Popper R. Monitoring issledovanij budushhego // Forsajt. 2012. T.6. № 2. S. 5672.
32. Puljaevskij G. Blagopoluchie s nemeckim raschetom. // Expert Online 22 noja
2012.
33. Razvitie gorodov: luchshie praktiki i sovremennye tendencii. Nacional'nyj doklad. 2010. // http://giprogor.ru/sites/default/files.pdf
34. Raj van V. Zarozhdajushhiesja tendencii i «dzhokery» kak instrumenty formirovanija i izmenenija budushhego. // Forsajt. 2012. T.6, №1. S.60-73.
35. Ratkevich T. Ch. Razvitie kreativnyh prostranstv kak stimul razvitija goroda (na primere g. Kaliningrada) // Problemy Nauki. 2016. №1 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnyh-prostranstv-kak-stimul-razvitiya-goroda-na-primere-g-kaliningrada (data obrashhenija: 26.04.2016).
36. Regional'naja promyshlennaja politika: ot makrojekonomicheskih uslovij k novym institutam razvitija / A.I. Tatarkin, O.A. Romanoava, R.I. Chenenova, I.V. Makarova; otv red. Akad. RAN A.I. Tatarkin; Ros. Akad. Nauk, Ural. otd-nie, In-t jekonomiki. -M., Jekonomika, 2012. - 359 s.
37. Rejngol'd L. Cifrovoj gorod: novaja koncepcija. // R&D.CNews. URL: http://www.sibai.ru/czifrovoj-gorod-novaya-konczepcziya.html
38. Sistemnyj analiz i prinjatie reshenij: Slovar'-spravochnik: Ucheb. Posobie dlja vuzov/ Pod red. V.N. Volkovoj, V.N. Kozlova. - M.: Vyssh.shk., 2004. 616 s.
39. Sogomonov A. Sovremennyj gorod: strategija identichnosti. // Neprikosnovennyj zapas. 2010. №2(70). Dostup: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/so21.html.
40. Sokolov M. M. Krupnyj gorod sovremennoj Rossii: preimushhestva i problemy // Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie . 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krupnyy-gorod-sovremennoy-rossii-preimuschestva-i-problemy (data obrashhenija: 17.02.2016).
41. Starodubrovskaja I., Lobodanova D. Kreativnyj klass i kreativnyj gorod: rossijskoe prelomlenie. S.127-149. // http://www.iep.ru/files/text/policy/5-2013/Starodubrovskaya.pdf
42. Suhovskaja N. Realizacija tvorcheskogo potenciala naselenija cherez kreativnye prostranstva goroda: lofty, zony kovorkinga art-territorii // Molodoj uchenyj. 2013. № 10. S650 - 652.
43. Teorija «kreativnyh gorodov» i municipal'nye funkcii organizacii kreativnoj sredy. //http://referatwork.ru/category/kultura/view/
111960_teoriya_kreativnyh_gorodov_i_municipal_nye_funkcii_organizacii_kreativnoy_sred y
44. «Umnyj gorod» // Sajt Aleks-konsalting http://www.alexconsulting.ru/library/articles/creativny-gorod/
45. Filippov Ju.V., Avdeeva T.T. Osnovy razvitija mestnogo hozjajstva. 2-e izd., pererab. i dop. Logos. 2011. 276 s.
46. Florida R. Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut budushhee - Klassika-XXI, 2005. - S. 430.
47. Hokins Dzh. Kreativnaja jekonomika: kak prevratit' idei v den'gi. M.: Klassika-XXI, 2011. 256 s.
48. Warschauer Mark. Reconceptualizing the Digital Divide // First Monday. 2002. tom 7, № 7. - URL: http://firstmonday.org/issues/issue7_7/warschauer/index.html July, 2002.