Научная статья на тему 'Арт Леете культурологические рассуждения о мифах и мировоззрении'

Арт Леете культурологические рассуждения о мифах и мировоззрении Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт Леете культурологические рассуждения о мифах и мировоззрении»

Арт Леете

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О МИФАХ И МИРОВОЗЗРЕНИИ*

Доктор философских наук, профессор Тартуского университета (Тарту, Эстония) Арт Леете полагает, что основу любой религии составляют мифы и мировоззрение, т.е. представление о мироздании.

Интерпретация мифа в антропологии приобрела два альтернативных направления. Согласно первому из них, миф является выражением важнейших культурных принципов. Так, английский этнограф и социолог Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942) разработал теорию, которая описывает функциональное отношение между мифами и социальной действительностью. Миф, как считает Малиновский, является жизненно важным ингредиентом человеческой цивилизации. В работе «Роль мифа в жизни» («The role of myth in life») Малиновский писал: «В примитивной культуре миф имеет необходимую функцию: он выражает, усиливает и кодифицирует веру; он охраняет и улучшает мораль; он является поручителем эффективности ритуала и содержит практические правила поведения человека» (цит. по: с. 133).

Говоря о своих полевых этнографических исследованиях на Новой Гвинее, Малиновский отмечает, что антрополог может собрать много вариантов мифа и получить комментарии местного населения только в том случае, если он всегда будет находиться «в одном шаге от дикаря» (цит. по: с. 134).

Малиновский интерпретирует первобытные мифы не как простые занимательные истории, а как живую реальность, которая,

* Leete A. Myths and worldview as a cultural discourse // Семиозис и культура. - Сыктывкар, 2007. - P. 133-136. 100

Культурологические рассуждения о мифах и мировоззрении

по мнению первобытных народов, имела место в прошлом и продолжает влиять на людей и сегодня.

Представителем второго направления в антропологии является французский этнолог-структуралист, создатель концепции структурной антропологии Клод Леви-Стросс (р.1908 г.). Он считает, что мифы являются символическими текстами, рассказывающими о прошлом, настоящем и будущем. Согласно Леви-Строссу, под поверхностным текстом мифа лежит скрытое сообщение, «интеллектуальная загадка» (с. 134). Эту загадку можно понять, лишь проанализировав отношения между героями мифов, отдельными эпизодами и описываемыми в них предметами. Хотя мифы говорят о событиях отдаленного прошлого, значение и содержание их является вневременным, универсальным. Мифы не относятся к какому-либо одному языку, считает Леви-Стросс, ибо структурными частями мифа являются так называемые «мифемы» («mythemes») (с. 134). Мифемы создаются путем связки составляющих частей мифа, писал Леви-Стросс в статье «Структура мифа» («The structural study of myth»).

Американский антрополог Клиффорд Гирц (р.1928 г.) развил далее теорию Леви-Стросса о диалектическом взаимоотношении между идеальными и реальными аспектами культуры в работе «Интерпретация культур» («The interpretation of cultures»).

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.