Научная статья на тему 'Социальная и экономическая антропология'

Социальная и экономическая антропология Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1209
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная и экономическая антропология»

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Н. В. Ссорин-Чайков, Г. Б. Юдин

Социальная и экономическая антропология

(для направления «Социология» подготовки бакалавра факультета социологии НИУ ВШЭ)

Аннотация

Сегодня социология и социальная антропология — это две различные дисциплины с собственными методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Цель настоящего курса — продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и одновременно предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять социологическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал.

ССОРИН-ЧАЙКОВ Николай Владимирович —

научный сотрудник

и преподаватель

отделения социальной

антропологии

Кембриджского

университета

(Великобритания).

Email: [email protected]

Основные задачи курса «Социальная и экономическая антропология» состоят в следующем:

— введение в антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров;

— обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания;

— знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии;

— знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования.

Курс разделён на три логические части. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» — переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом которого стали смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих разделах историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: тради-

ЮДИН Григорий Борисович —

преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ (Москва, Россия).

Email: gregloko@ yandex.ru

ционные темы классическом экономическом антропологии и политическом экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления подготовки «Социология» настоящая дисциплина является обязательным предметом профессионального цикла (базовая часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих отраслях знания:

— социологическая теория;

— философия;

— история экономических учений.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих предметов:

— экономическая социология;

— социология потребления;

— социальная теория семьи и семейных отношений;

— социология хозяйственного развития;

— современные социологические теории;

— социальная структура и социальная стратификация;

— неформальная экономика.

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Параметры

Эссе 3000-4000 слов

Текущий Активность на семинарах

Итоговый Экзамен Письменный экзамен, 120 мин

Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.

Оценка за семинары включает оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.

Оценка самостоятельной работы включает оценку домашней работы.

Домашняя работа представляет собой короткий (две страницы) текст, выполненный в рамках подготовки эссе по курсу.

Эссе может быть теоретическим или эмпирическим. Студент делает выбор, какое эссе он будет писать, перед сдачей домашней работы в середине курса.

Теоретическое эссе предполагает сравнение объяснительных возможностей двух (или более) антропологических теорий применительно к конкретным наблюдаемым феноменам социальной жизни. Задача такого эссе состоит в том, чтобы объяснить выбранный феномен, аргументированно показать, какие результаты даёт применение различных подходов и какой из них более продуктивен, а также предложить собственные модификации по итогам анализа.

Домашняя работа для студентов, готовящих теоретическое эссе, состоит в критическом анализе одной известной им теории. По итогам чтения специализированной литературы студент выбирает теорию, в форме нескольких тезисов резюмирует предлагаемое этой теорией объяснение некоторого феномена и, также тезисно, фиксирует критические возражения, обнаруженные им в специализированной литературе и сформулированные самостоятельно.

Эмпирическое эссе предполагает структурированное наблюдение феномена социальной жизни и описание результатов наблюдения с помощью антропологической теории. Задача такого эссе состоит в том, чтобы сформулировать план наблюдения, отобрать информантов, собрать информацию и применить имеющиеся в арсенале студента подходы для объяснения полученных данных.

Домашняя работа для студентов, готовящих эмпирическое эссе, состоит в постановке проблемы, подготовке плана наблюдения выбранного явления и отбора информантов. По итогам чтения специализированной литературы студент выбирает феномен, доступный для непосредственного наблюдения, формулирует обоснованную гипотезу, определяет параметры наблюдения, описывает технологию сбора и анализа информации.

Критерии оценивания эссе:

— корректная постановка проблемы;

— степень проработанности релевантных источников;

— способность решить заявленную проблему, добиться в работе конкретного результата;

— последовательность рассуждений;

— наличие чёткой структуры;

— соответствующий жанру стиль изложения;

— оформление ссылок и библиографии.

Объём эссе: 10-12 страниц.

Экзамен проводится в письменной форме, продолжается 120 мин и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитываются владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Антропология как методическое познание Другого

Возникновение антропологии из проблем коммуникации с Другими. Протонаучный этап: начала антропологии в Древней Греции и в философии Нового времени.

Эволюционизм и диффузионизм. Становление антропологии как науки. Физическая антропология и археология. Теории происхождения человека. Периодизация эволюции человеческой культуры. Доисторический период и первобытный человек. Значение «примитивных обществ» для развития антропологии. Роль расы в объяснениях эволюции человека. Моногенизм и полигенизм, клинальная изменчивость.

Антропология, этнология и этнография в системе наук об обществе. Классическая антропология XX века как культурная критика западного общества. Развитие полевых антропологических исследований. Роль колониализма в развитии антропологии. Антропология и хронотоп инаковости (Й. Фабиан). Оппозиции «дикости» и «цивилизации» в европейской культуре. Экспедиции русских общественных деятелей XIX века. Место социальной антропологии в современной антропологии.

Критика дедуктивного метода. Научная теория культуры. Понятия «культура» и «институт». Сравнительный и функционалистский методы в антропологии. Культурный релятивизм. Гипотеза Сепира— Уорфа.

Обязательная литература

Боас Ф. 1997. Эволюция или диффузия? В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 343-347.

Малиновский Б. 1997. Функциональный анализ. В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 681-702.

Brace C. L. 2008. Does Race Exist? An Antagonist's Perspective. In: Endicott K., Welsch R. (eds). Anthropology: Taking Sides — Clashing Views in Anthropology. Boston: McGraw-Hill. URL: http://www.cwsl.edu/ content/benner/LawandSociety_Spr05_DoesRaceExist.pdf.

Gill G. 2008. Does Race Exist? A Proponent's Perspective. In: Endicott K., Welsch R. (eds). Anthropology: Taking Sides — Clashing Views in Anthropology. Boston: McGraw-Hill. URL: http://www.cwsl.edu/con-tent/benner/LawandSociety_Spr05_DoesRaceExist.pdf.

Дополнительная литература

Боас Ф. 1997. Границы сравнительного метода в антропологии. В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 509-518.

Кант И. 1966. Антропология с прагматической точки зрения. В кн.: Кант И. Сочинения: В 6 т. 6. М.: Мысль; 249-587.

Леви-Брюль Л. 1994. Мыслительные функции в низших обществах. Гл. 1-3. В кн.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс; 7-113.

Никишенков А. А. 1986. Из истории английской этнографии: критика функционализма. М.: Изд-во МГУ

Рэдклифф-Браун А. Р. 2001. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле. Тайлор Э. Б. 1989. Первобытная культура. Гл. 1-2. М.: Политиздат.

Уорф Б. Л. 1960. Отношение норм поведения и мышления к языку. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 1. М.

Fabian J. 1983. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N. Y.: Columbia University Press.

Jurman R., Kilgore L., Trevathan W. 2011. Essentials of Physical Anthropology. Belmont: Wadsworth Cen-gage Learning.

Kuper A. 1988. The Invention of Primitive Society: Transformations of an Illusion. London: Routeledge; 152-170.

Quintyn C. B. 2010. The Existence or Non-existence of Race? N. Y.: Teneo Press. Stocking G. 1987. Victorian Anthropology. N. Y.: The Free Press.

Раздел 2. Системы родства

Родство как базовый принцип социальной организации. Кровное родство и свойство (брак). Социальное и биологическое измерения родства, наследуемые и достигаемые статусы. Семьи, кланы и линид-жи. Множественность функций семьи. Связь между потомством и наследованием. Распространение и кризис нуклеарной семьи.

Становление антропологии родства. Классификационные и генеалогические системы родства. Открытие рода и матрилинейного родства: Л. Г. Морган и эволюционная антропология XIX века. Генеалогический метод (У. Риверс). Кембриджская экспедиция в пролив Торреса.

Функции и формы брака. Моногамия и полигамия. Эндогамия и экзогамия. Дравидийская система родства. Кросскузенные браки. Сорорат и левират. Разнообразие гендерных ролей. Социальный смысл запрета на инцест.

Функционалистские и структуралистские теории родства. Родство как «тотальный социальный факт» традиционного общества. Роль тотема в теории Э. Дюркгейма и критика дюркгеймианского подхода к анализу социальной структуры. Потомство и наследование в работах А. Рэдклифф-Брауна и Э. Э. Эванс-Притчарда. Связь между языковыми и социальными структурами. Элементарные структуры родства по К. Леви-Строссу.

Стабильность и подвижность родства. Понятие «брачной стратегии» у П. Бурдьё. Критика биологизма в работах Д. Шнейдера. Статус родства в условиях биотехнологической трансформации человека. Новые исследования родства (new kinship) и феминистическая антропология. Биологическое и социальное отцовство и материнство. Создание и трансформация детства.

Обязательная литература

Леви-Стросс К. 2001. Структурный анализ в лингвистике и антропологии. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо; 37-60.

Delaney C. 1986. Meaning of Paternity and the Virgin Birth Debate. Man. 3: 494-513. Дополнительная литература

Лебедев В. В., Симченко Ю. Б. 1983. Aчaйвaямскaя весна. М.: Мысль.

Леви-Стросс К. 2001. Существуют ли дуальные. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо; 137-170.

Мид М. 1988. Культура и мир детства. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

Рэдклифф-Браун А. Р. 2001. Структура и функция в примитивном обществе. Гл. 1-2. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

Тротманн Т. Р. 1995. Дравидийская система родства как культурный и как структурный тип. В кн.: Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства. 1. СПб.: ИЭА РАН; 43-57.

Bloch M., Sperber D. 2002. Kinship and Evolved Psychological Dispositions: The Mother's Brother Controversy Reconsidered. Current Anthropology. 43 (5): 723-748.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bourdieu P. 2002. On Marriage Strategies. Population and Development Review. 28 (3): 549-558.

Dumont L. 2006. An introduction to two theories of social anthropology. N. Y.: Berghahn Books.

Durkheim E. 2001. The Elementary Forms of Religious Life. 2. N. Y.: Oxford University Press.

Levine N. 2008. Alternative Kinship, Marriage, and Reproduction. Annual Review of Anthropology. 37: 375389.

Parkin R., Stone L. 2004. General Introduction. In: Parkin R. Stone L. (ed.). Kinship and Family: An Anthropological Reader. Oxford: Blackwell Publishing; 1-24.

Ragone H. 1996. Chasing the Blood Tie: Surrogate Mothers, Adoptive Mothers and Fathers. American Ethnologist. 23 (2): 352-365.

Rivers W. H. S. 1914. Kinship and Social Organization. London: Constable & Co.

Schneider D. 1984. A Critique of the Study of Kinship. Ann Arbor: University of Michigan Press.

Schneider D. 1980. American Kinship: A Cultural Account. Chicago; London: The University of Chicago Press.

Stone L. 2005. Kinship and Gender: An Introduction. Boulder: Westview Press.

Trautmann T. 2001. The Whole History of Kinship Terminology in Three Chapters: Before Morgan, Morgan, and after Morgan. Anthropological Theory. 1 (2): 268-287.

Wolf A. 2004. Introduction. In: Wolf A., Durham W. (eds). Inbreeding, Incest, and the Incest Taboo: The State of Knowledge at the Turn of the Century. Stanford: Stanford University Press; 1-23.

Yanagisako S. J., Collier J. F. 1987. Gender and Kinship: Essays toward a Unified Analysis. Stanford: Stanford University Press.

Раздел 3. Антропология обмена

Понятие «натуральная экономика» в эволюционной мысли XIX века. Правила дара и кольцо Кула в исследованиях Б. Малиновского. Структурная оппозиция дара и товара и граница между ними. «Проблема» промежуточных категорий (бартер, взятка, дань). Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Укоренённость экономики в социальных институтах (К. Поланьи). Структура дара по М. Моссу. Темпоральное измерение дара: производство времени в дарообменных отношениях. Роль «совместного непризнания» в логике дара (П. Бурдьё). Дар и бартер: что первично? Экономические сферы и их трансформация в денежном хозяйстве (Ф. Барт, П. Бохэннан).

Понятие «реципрокность» и его различные трактовки (Б. Малиновский, К. Поланьи, Э. Гоулднер). Дилемма «альтруизм — эгоизм» и способы её преодоления. Связь между даром и дистанцией родства (М. Салинз). Приданое, выкуп и вира.

Проблема дара в современном обществе и проблема современности в теории дара. Коммерциализация и коммодификация отношений: причины, последствия и перспективы. Способы разграничения морального и аморального обмена. Рынки органов и тканей и проблемы их регулирования. Рыночный и нерыночный обмены в интимных отношениях.

Отличительные черты базара как прототипа рынка. Ценообразование на базарах. Поиск информации и роль реципрокности в функционировании базара. Агора: место базара в публичной жизни города.

Обязательная литература

Малиновский Б. 2004. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН; 99-122; 505-514.

Мосс М. 1996. Опыт о даре. В кн.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 83-169.

Дополнительная литература

Гирц К. 2009. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге. Экономическая социология. 10 (2): 54-62. URL: http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-2/index.html

Годелье М. 2007. Загадка дара. Гл. 1. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.

Салинз М. 1999. Экономика каменного века. М.: ОГИ; 142-169; 211-240.

Семёнов Ю. И. 1993. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. 1 (ч. 1, 3). М.: Институт этнологии и антропологии РАН.

Barth F. Economic Spheres in Darfur. In: Firth R. (ed.). Themes in Economic Anthropology. London: Tavistock; 149-174.

Bohannan P. 1955. Some Principles of Exchange and Investment among the Tiv. American Anthropologist (New Series). 57 (1): 60-70.

Bourdieu P. 2000. Pascalian Meditations. Stanford: Stanford University Press.

Browne K. E. 2009. Introduction. In: Browne K. E., Milgram B. L. (eds). Economics and Morality. Lanham: AltaMira Press; 1-42.

Dalton G. 1977. Economic Anthropology. American Behavioral Scientist. 20 (5): 635-656.

Gouldner A. 1960. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement. American Sociological Review. 25: 161-178.

Gregory C. 1982. Gifts and Commodities. London: Academic Press.

Gudeman S. 2005. Community and Economy: Economy's Base In: Carrier J. (ed.). A Handbook of Economic Anthropology. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar; 94-108.

Polanyi K. 1957. The Great Transformation: Political and Economic Origins of Our Time. Boston: Beacon Press.

Sykes K. 2005. Arguing with Anthropology: an Introduction to Critical Theories of the Gift. N. Y.: Rout-ledge.

Weiner A. 1980. Reproduction: A Replacement for Reciprocity. American Ethnologist. 7 (1): 71-85.

Раздел 4. Религия и «коллективные представления»

Эволюционный взгляд на магию, религию и науку. Коллективные представления и поведение: социальный и физиологический элементы природы человека. Структурные и функциональные подходы к религии. Религия как социальный институт. Анимизм и тотемизм. Сакральное и профанное. Техники тела. Внушение мысли о смерти (Э. Дюркгейм, М. Мосс). Функции религии (Э. Тайлор, Б. Малиновский, К. Гирц). Критика функционализма (Т. Асад). Проблема секулярности и науки в свете антропологии религии.

Символический подход к исследованию ритуала (К. Гирц, В. Тёрнер). Ритуалы перехода. Лиминаль-ность и коммунитас. Значение ритуалов инициации. Практики умирания и граница между живыми и мёртвыми. Шаманизм. Медицинская антропология. Секулярные ритуалы и гражданская религия. Магия и колдовство: границы между магией и религией.

Происхождение мифов и проблема автономии мифа. «Мифологическое мышление». Роль мифа в поддержании морального порядка. Связь между мифом и ритуалом. Структура мифа (К. Леви-Стросс). Психоаналитические теории мифа.

Обязательная литература

Геннеп А., ван. 1999. Обряды перехода. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 7-28; 64-107.

Тёрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. В кн.: Тёрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука; 168-200.

Дополнительная литература

Абашин С. 2011. Практическая логика ислама. В кн.: Гучинова Э.-Б., Комарова Г. (отв. ред.). Антропология социальных перемен. М.: РОССПЭН; 256-281.

Асад Т. 2011. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? Логос. 3: 56-99.

Гирц К. 2004. Религия как культурная система. В кн.: Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 88-124.

Латур Б. 2008. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Леви-Стросс К. 2001. Структура мифов. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Экс-мо; 213-241.

Малиновский Б. 1998. Балома: духи мёртвых на Тробрианских островах. В кн.: Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефлбук; 145-254.

Мосс М. 1996. Техники тела. В кн.: Мосс М. Общества, обмен, личность. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 242-263.

Мосс М. 1992. Физическое воздействие на индивида коллективно внушённой мысли о смерти. Человек. 6: 53-60.

Тайлор Э. Б. 1989. Первобытная культура. Гл. 3, 4. М.: Политиздат.

Тёрнер В. 1983. Символы в африканском ритуале. В кн.: Тёрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука; 3246.

Фрейд З. 2010. Тотем и табу. М.: Фолио.

Фрэзер Дж. 1980. Золотая ветвь. М.: Политиздат.

Эванс-Причард Э. 1994. Колдовство, оракулы и магия у азанде. М.: Магический кристалл.

Элиаде М. 2000. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София.

Asad T. 1983. Anthropological Conceptions of Religion: Reflections on Geertz. Man. 18 (2): 237-259.

Asad T. 2007. On Suicide Bombing. N. Y.; Chichester: Columbia University Press.

Cannell F. 2010. Anthropology of Secularism. Annual Review of Anthropology. 39: 85-100.

Cannell F. 2005. The Christianity of Anthropology. Journal of the Royal Anthropological Institute. 11 (2): 335-356.

Durkheim E. 2001. The Elementary Forms of Religious Life. 1. N. Y.: Oxford University Press

Taussig M. 1980. Reification and the Consciousness of the Patient. Social Studies of Medicine. 14B: 3-13.

Taussig M. 1994. Shamanism, Colonialism, and the Wild Man: A Study in Terror and Healing. Chicago: University of Chicago Press.

Webb K. 2007. Christian Moderns: Freedom and Fetish in the Mission Encounter. Los Angeles: University of California Press.

Раздел 5. Классическая политическая антропология: от расцвета до распада

Антропологические предпосылки теории общественного договора. Философская реконструкция человеческой природы. Современное государство как исторический феномен. Государство и проблема легитимности насилия.

Структурно-функциональный анализ политических систем (М. Фортес, Э. Э. Эванс-Притчард). Истоки права в дописьменных обществах: преступление и санкции. Роль телесности в реализации политической власти. Формирование институтов правосудия и элементарной политической структуры. Вожди и бигмены (М. Салинз). Редистрибутивные функции политических лидеров. Собственность и возникновение государства (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Родство и политическая организация сообщества. Функциональная дифференциация политических институтов. Формирование кастовых обществ. Национальные основания политических образований.

Функции конфликтов и восстаний в политической организации общества (М. Глюкман). Этапы социальной драмы (В. Тёрнер).

Обязательная литература

Скотт Дж. 2005. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга; 289-353. Эванс-Притчард Э. Э. 1985. Нуэры. М.: Наука; 125-168. Дополнительная литература

Локк Дж. 1988. Два трактата о правлении. Книга вторая. В кн.: Локк Дж. Сочинения. М.: Мысль; 262405.

Энгельс Ф. 1961. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 39 т. 21. М.: Политиздат; 23-178.

Donham D. L. 1999. History, Power, Ideology: Central Issues in Marxism and Anthropology. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

Fortes M., Evans-Pritchard E. E. 1950. Introduction. In: Evans-Pritchard E. E., Fortes M. (eds). African Political Systems. Oxford: Oxford University Press; 1-24.

Gluckman M. 2004. Rituals of Rebellion in South-East Africa. In: Gluckman M. Order and Rebellion in Tribal Africa. London: Routledge; 110-136.

Kurtz D. 2001. Political Anthropology: Paradigms and Power. Oxford: Westview Press.

Middleton J., Tait D. 1958. Introduction. In: Middleton J., Tait D. (eds). Tribes without Rulers. London: Rout-ledge & Kegan Paul; 1-32.

Sahlins M. 1963. Poor Man, Rich Man, Big-Man, Chief: Political Types in Melanesia and Polynesia. Comparative Studies in Society and History. 5 (3): 285-303.

Swartz M., Turner V., Tuden A. 1966. Introduction. In: Swartz M., Turner V., Tuden V. (eds). Political Anthropology. Chicago: Aldine Publishing Company; 1-42.

Turner V. 1980. Social Dramas and Stories about Them. Critical Inquiry. 7 (1): 141-168.

Waldron J. 1989. John Locke: Social Contract versus Political Anthropology. The Review of Politics. 51 (1): 3-28.

Раздел 6. Антропология политического за пределами институтов

Трансформация политической антропологии после её «классического века». Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства. Что означает «исследование государства за пределами государственных институтов» (А. Гупта). Понятия «авторитет» по М. Веберу и «власть» и «биовласть» по М. Фуко.

Экспансия неолиберального государства и практики сопротивления. Контроль и «пограничные фигуры» (полиция, мафия, абреки и проч.). Современное государство в жизни локальных сообществ. Антропология колониализма и неоколониализма. Моральная и неформальная экономика (Дж. Скотт, К. Харт, К. Ханн).

Воображаемые сообщества и трансформация национальных государств в глобальном капитализме (Б. Андерсон). Миграционные потоки и природа современного национализма. Мир-системный подход к анализу расы и нации.

Обязательная литература

Хамфри К. 2010. Суверенитет и повседневность: «система» маршрутных такси в столице Бурятии. В кн.: Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис.

Gupta A. 1995. Blurred Boundaries: The Discourse of Corruption, the Culture of Politics, and the Imagined State. American Ethnologist. 22 (2): 375-402.

Дополнительная литература

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

Бобровников В. 2003. Абреки и государство: культура насилия на Кавказе. В сб.: Панарин С. (сост. и отв. ред.). Евразия. Люди и мифы. М.: Наталис; 277-307.

Харт К. 1999. Неформальные доходы и городская занятость в Гане. В кн.: Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика. Россия и мир. М.: Логос; 532-536.

Abrams P. 1988. Notes on the Difficulty of Studying the State. Journal of Historical Sociology. 1: 58-89.

Anderson B. 1992. The New World Disorder. The New Left Review. 193: 3-13.

Collier S. 2011. Post-Soviet Social: Neoliberalism, Social Modernity, Biopolitics. New Jersey: Princeton University Press.

Escobar A. 1988. Power and Visibility: Development and the Invention and Management of the Third World. Cultural Anthropology. 3 (4): 428-433.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fassin D. 2003. Justice Principles and Judgment Practices in Allotting Emergency State Financial Aid in France. Revue Française de Sociologie. 44: 109-146.

Ferguson J., Lohmann L. 1994. The Anti-Politics Machine: «Development» and Bureaucratic Power in Lesotho. The Ecologist. 24 (5): 176-181.

Foucault M. 2008. The Birth of Biopolitics. N. Y.: Palgrave Macmillan.

Hull M. S. 2008. Ruled by Records: The Expropriation of Land and the Misappropriation of Lists in Islamabad. American Ethnologist. 35 (4): 501-518.

Humphrey C. 2004. Sovereignty. In: Nugent D., Vincent J. (eds). A Companion to the Anthropology of Politics. Oxford: Blackwell; 418-436.

Lau E. T. 2006. Paper Families: Identity, Immigration Administration, and Chinese Exclusion. Durham: Duke University Press.

Mitchell T. 1991. Colonizing Egypt. Berkeley: University of California Press.

Nash J. 2002. Ethnographic Aspects of the World Capitalist System. In: Vincent J. (ed.). The Anthropology of Politics: A Reader in Ethnography, Theory, and Critique. Malden: Blackwell Publishers; 234-254.

Navaro-Yashin Y. 2002. Faces of the State: Secularism and Public Life in Turkey. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Smith R. S. 2000. Between Local Tax and Global Statistic: The Census as Local Record. Contributions to Indian Sociology. 34 (1): 1-35.

Ssorin-Chaikov N. 2003. The Social Life of the State in Sub-Arctic Siberia. Stanford: Stanford University Press.

Trouillot M/-R. 2001. The Anthropology of the State in the Age of Globalization: Close Encounters of the Deceptive Kind. Current Anthropology. 42 (1): 125-138.

Раздел 7. Антропология антропологической оптики

Смысл «исторического поворота» в антропологии 1970-х годов. Основания и ограничения метода «включённого наблюдения» по Б. Малиновскому. Роль «хау» и «маны» в теории М. Мосса и критика К. Леви-Стросса. Природа «заблуждения» в антропологии: эпистемологический статус «туземных теорий». Идея бессознательного у К. Леви-Стросса: отношения между символическим и воображаемым. Понимающая социология и «интерпретация культур» (К. Гирц). Методология «насыщенного описания». Структура познавательной процедуры в антропологии П. Бурдьё. Социальная позиция антрополога: проблема чужака. Антрополог как препятствие и как инструмент исследования.

Властное измерение антропологического знания. Этнографическая оптика как паноптическое видение. Существует ли у антропологии «социальный заказ»? Роль знания об инаковости в функционировании режимов управления. Этноцентризм и ориентализм (Э. Саид). Дискурс о развитии и модернизации (Дж. Фергюсон). Статистический учёт и переписи.

Рефлексивный поворот в антропологии: от неоколониальной к поливокальной науке (Дж. Маркус, Дж. Клиффорд, М. Фишер). Методологическое значение дневников Б. Малиновского. Текстуальность полевой ситуации; поэтика и политика этнографического текста. Критика метанарративов. Культура письма и роль текста в антропологической работе.

Мимезис и копирование как классические темы диффузионизма; их роль в современной полевой работе. Механизмы подражания и ассимиляция инаковости (М. Тауссиг). Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализме и экуменизме.

Обязательная литература

Гирц К. 2004. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. В кн. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 9-42.

Ссорин-Чайков Н. 2011. От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы. Журнал исследований социальной политики. 9 (1): 7-44.

Дополнительная литература

Бобровников В. 2011. Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. Tartaria Magna. 1: 104-123.

Бурдьё П. 2001. Практический смысл. СПб.: Алетейя; 50-128.

Гирц К. 2004. Мыслящий дикарь: о работе Клода Леви-Стросса. В кн. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 398-414.

Леви-Стросс К. 2000. Предисловие к трудам Марселя Мосса. В кн.: Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия; 404-434.

Саид Э. 2006. Ориентализм. Западные концепции Востока. М.: Русский мир.

Соколовский С. 2010. Вторая Всероссийская перепись населения: категоризация населения и политика идентичности. Ab Imperio. 4: 393-412.

Фуко М. 1997. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem.

Clifford J. 1986. Introduction: Partial Truths. In: Clifford J., Marcus G. (eds). Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley; Los Angeles: University of California Press; 1-26.

Crapanzano V. 1980. Tuhami: Portrait of a Moroccan. Chicago: University of Chicago Press.

Ecsobar A. 1992. Reflections on «Development»: Grassroots Approaches and Alternative Politics in the Third World. Futures. 24 (5): 411-436.

Fabian J. 1983. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N. Y.: Columbia University Press.

Ferguson J. 2002. Of Mimicry and Membership: Africans and the «New World Society». Cultural Anthropology. 17: 551-569.

Geertz C. 1988. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford: Stanford University Press; 1-24; 73-101.

Herle A., Philp J. 1998. Torres Strait Islanders: an Exhibition Marking the Centenary of the 1898 Cambridge Anthropological Expedition. Cambridge: University of Cambridge; Museum of Archaeology and Anthropology.

Kuklick H. 1991. The Savage Within: The Social History of British anthropology, 1885-1945. Cambridge: Cambridge University Press.

Malinowski B. 1989. A Diary in the Strict Sense of the Term. Stanford: Stanford University Press.

Marcus G. (ed.) 1998. Corporate Futures: The Diffusion of the Culturally Sensitive Corporate Form. Chicago: University of Chicago Press.

Rabinow P. 1977. Reflections on Fieldwork in Morocco. London; Los Angeles: University of California Press.

Stocking G. (ed.). 1993. Observers Observed: Essays on Ethnographic Fieldwork. Madison: University of Wisconsin Press.

Taussig M. 1993. Mimesis and Alterity: A Particular History of the Senses. N. Y.: Routledge.

Tylor E. B. 1889. On a Method of Investigating the Development of Institutions; Applied to Laws of Marriage and Descent. Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 18: 245-72.

Раздел 8. Гоаницы коммодификации и границы капитализма

Почему «исторический поворот» порождает интерес к антропологии капитализма? Связь между стоимостью, производством и употреблением вещи. Способы производства в формационном подходе

К. Маркса. Трудовая теория стоимости. Потребительная стоимость и меновая стоимость. Товарный

фетишизм и роль вещей в антропологии. Социальная жизнь вещей (А. Аппадурай).

Товар и деньги. Теории происхождения денег: деньги и бартер. Деньги и политическая власть (К. Харт). Роль денег в процессе коммодификации. Деньги как универсальный эквивалент. Теория денег Г. Зим-меля: деньги и интеллект. Обезличивающая и освобождающая сила денег.

Эволюция функции денег: связь денег и форм интеграции хозяйства (К. Поланьи). Семантика денег. Трансформация традиций под влиянием денег и контекстуализация денег в социальных отношениях (М. Блох, Дж. Пэрри). Донорство органов и тканей.

Рыночные связи как антропологическая проблема. Местный рынок, биржа, глобальный рынок, «глобальная ойкумена». Каким образом рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений? Рынок и инаковость; рынок инаковости.

Институт микрофинансирования и последствия его функционирования. Темпоральность долга: темпоральный режим в обществах, живущих в долг. Регулирование государственного долга в капиталистической мир-экономике (мир-системный анализ). Международные финансовые институты.

Обязательная литература

Копытофф И. 2006. Культурная биография вещей: товаризация как процесс. В кн. Вахштайн В. (ред.). Социология вещей. М.: Территория будущего; 134-168.

Ссорин-Чайков Н. В. 2012. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара. Экономическая социология. 13 (2). См. также: Гучинова Э., Комарова Г. (ред.). Антропология социальных перемен. М.: РОССПЭН; 282-300.

Дополнительная литература

Маркс К. 2011. Капитал. Критика политической экономии. 1. М.: Эксмо.

Поланьи К. 2010. Семантика использования денег. В кн. Поланьи К. Избранные работы. М.: Территория будущего; 89-103.

Салинз М. 1999. О социологии примитивного обмена. В кн.: Салинз М. Экономика Каменного века. М.: ОГИ; 170-210.

Appadurai A. 1986. Introduction: Commodities and Politics of Value. In: Appadurai A. (ed.). The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press; 3-63.

Bloch M., Parry J. 1989. Introduction. In: Bloch M., Parry J. (eds). Money and the Morality of Exchange; 1-32.

Bohannan P. 1959. The Impact of Money on an African Subsistence Economy. The Journal of Economic History. 4: 491-503.

Bornstein E. 2001. Child Sponsorship, Evangelism, and Belonging in the Work of World Vision Zimbabwe. American Ethnologist. 28 (3): 595-622.

Ferguson J. 1992. The Cultural Topography of Wealth: Commodity Paths and the Structure of Property in Rural Lesotho. American Anthropologist. 94 (1): 55-73.

Graeber D. 2009. Debt, Violence, and Impersonal Markets. In: Hart K., Hann C. (eds). Market and Society: The Great Transformation Today. Cambridge: Cambridge University Press; 106-132.

Guyer J. 2004. Marginal Gains: Monetary Transactions in Atlantic Africa. Chicago: University of Chicago Press.

Hannerz U. 1989. Notes on the Global Ecumene. Public Culture. 1: 66-75.

Hannerz U. 1992. «The Global Ecumene» in His Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York; Oxford: Columbia University Press.

Hart K. 2005. Money: One Anthropologist's View. In: Carrier J. (ed.). A Handbook of Economic Anthropology. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar; 160-175.

Hugh-Jones S. 1992. Yesterday's Luxuries, Tomorrow's Necessities: Business and Barter in Northwest Amazonia. In: Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds). Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. Cambridge: Cambridge University Press; 42-74.

Kroeber A. L. 1945. The Ancient Oikoumene as an Historic Culture Aggregate. Journal of the Royal Anthropological Institute. 75: 9-20.

Laidlaw J. 2000. A Free Gift Makes No Friends. The Journal of the Royal Anthropological Institute. 6 (4): 617-634.

Maurer B. 2005. Mutual Life, Limited: Islamic Banking, Alternative Currencies, Lateral Reason. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Miyazaki H. 2003. The Temporalities of the Market. American Anthropologist. 105 (2): 255-265.

Parry J. 1986. The Gift, the Indian Gift and the «Indian Gift». Man. 21 (3): 453-473.

Sahlins M. 1994. Cosmologies of Capitalism: The Trans-Pacific Sector of the «World System'» In: Dirks N., Eley G., Ortner S. (eds). Culture/Power/History: A Reader in Contemporary Social Theory. Princeton, NJ: Princeton University Press; 412-455.

Simmel G. 2004. The Philosophy of Money. Ch. 5.London: Routledge.

Wolf E. R. 1982. Europe and the People without History. Berkeley: University of California Press.

Раздел 9. Экономический выбор и формирование субъективности

Понятие «субъект» в антропологии. От исследований культуры и личности к антропологии субъективности. Являются ли «индивид», «общество» и «культура» едиными целыми? Частная перспектива и частичные связи (partial connections) (М. Стратерн). Личность как даритель, как получатель дара и как дар. Личность и товар. Деньги в интимной сфере (В. Зелизер). Освобождение человека и проститу-

Потребление и потребность. Понимание потребности в экономической теории: от экзогенности к эндо-генности вкусов. Потребление в экономике дара. Идея «тотальных поставок» (М. Мосс). Потребление как ритуал: потлач и агонистический дар. Трата и истребление как базовые категории экономической

антропологии. Интерпретация Мосса в сакральной социологии Ж. Батая. Рационализм и иррационализм в трактовке логики дара.

Продукт и рыночный обмен. Культурное конструирование определений продукта и границ рынка. Продукты и блага (М. Каллон). Производство рациональности потребительского выбора. Технологическая инфраструктура потребления. Электронная коммерция. Эстетика потребления и практики совместного потребления.

Обязательная литература

Батай Ж. 2003. Понятие траты. В кн.: Батай Ж. Проклятая часть. М.: Логос; 183-206. Day S. 2007. On the Game: Women and Sex Work. London: Pluto Press; 34-54. Дополнительная литература

Бодрийяр Ж. 2000. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет.

Бодрийяр Ж. 2003. К критике политической экономии знака. М.: Библион — Русская книга.

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. 2008. Экономика качеств. Журнал социологии и социальной антропологии. 11 (4): 47-58.

Allison A. 1994. Nightwork: Sexuality, Pleasure, and Corporate Masculinity in a Tokyo Hostess Club. Chicago: University of Chicago Press.

Ferguson J. 1985. The Bovine Mystique: Power, Property and Livestock in Rural Lesotho. Man. 20: 647674.

Haraway D. 1988. Situated Knowledge: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective. Feminist Studies. 14: 575-599.

Miller D. 1998. A Theory of Shopping. Ithaca: Cornell University Press.

Reiss A. J. 1961. The Social Integration of Queers and Peers. Social Problems. 9: 102-120.

Strathern M. 1988. Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia. Berkeley: University of California Press.

Strathern M. 1992. Qualified Value: The Perspective of Gift Exchange. In: Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds). Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. Cambridge: Cambridge University Press; 169-191.

Strathern M. 2004. Partial Connections. Oxford: AltaMira Press.

Strathern A., Stewart P. 2000. Kinship and Commoditization: Historical Transformations. L'Homme. 154/155: 373-390.

Taussig M. 1977. The Genesis of Capitalism amongst a South American Peasantry: Devil's Labor and the Baptism of Money. Comparative Studies in Society and History. 19 (2): 130-155.

Weiner A. 1992. Inalienable Possessions: The Paradox of Keeping-While-Giving. Los Angeles: University of California Press.

Zelizer V. 2005. The Purchase of Intimacy. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Раздел 10. Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность

Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке. Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-исторический контекст возникновения политической экономии. Антропологическая реконструкция экономической науки (К. Поланьи, М. Фуко). Основные проблемы и антропологический базис политической экономии. Роль политико-экономического знания в формировании нового режима управления в Европе XVIII века. Государство и создание саморегулирующихся рынков. Критика и развитие политической экономии в учении К. Маркса.

Становление неоклассической экономической теории. Экономическая теория и экономическая антропология. Формализм и субстантивизм (К. Поланьи, Дж. Долтон, С. Тэкс, Р. Фёрт). Полисемия слова «экономический». Модель «человека экономического» и её пределы. Рациональность и капитализм. Роль экономического знания в институциональных трансформациях и эволюции практик управления в XX веке.

Антропология науки. Экономическая наука и экономические технологии. Производство экономического человека. Перформативность экономической науки (М. Каллон). Роль экономической науки в возрастании автономии экономической сферы. Историчность экономического и эволюция человека: проблема единства предмета экономической антропологии.

Обязательная литература

Поланьи К. 2002. Экономика как институционально оформленный процесс. Экономическая социология. 2 (3): 62-73. URL: http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-2/index.html

Coombe R. J. 1997. The Demonic Place of the «Not There»: Trademarks Rumors in the Postindustrial Society. In: Gupta A., Ferguson J. (eds). Culture, Power, Place: Explorations in Critical Anthropology. Durham: Duke University Press; 249-276.

Дополнительная литература

Латур Б. 2006. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. В кн. Вахштайн В. (ред.). Социология вещей. М.: Территория будущего; 342-364.

Хамфри К. 2010. Крестьянство и натуральное хозяйство как идеологемы современной России. В кн.: Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис; 171-200.

Розанваллон П. 2007. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Изд. дом «Новое Литературное обозрение».

Чаянов А. В. 1989. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика.

Юдин Г. Б. 2011. Теоретические основания исследования экономического знания. Экономическая социология. 12 (4): 13-32. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/09/29/1234590075/ecsoc_t12_n4.pdf#page=13

£ali§kan K., Callon M. 2009. Economization. Economy and Society. 38 (3): 269-298.

£ali§kan K., Callon M. 2010. Economization. Economy and Society. 39 (1): 1-32.

Callon M. 1998. Introduction. In: Callon M. (ed.). The Laws of the Markets. London: Blackwell; 1-57.

Callon M. 2007. What Does It Mean to Say that Economics is Performative? In: MacKenzie D., Muniesa F., Siu L. (eds). Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics. Princeton, NJ: Princeton University press; 311-357.

Cook S. 1966. The Obsolete «Anti-market» Mentality: A Critique of the Substantive Approach to Economic Anthropology. American Anthropologist (New Series). 68 (2): 323-345.

Dalton G. 1961. Economic Theory and Primitive Society. American Anthropologist (New Series). 63 (1):

1-25.

Dalton G. 1969. Theoretical Issues in Economic Anthropology. Current Anthropology. 10 (1): 63-102. Finley M. 1970. Aristotle and Economic Analysis. Past & Present. 47: 3-25. Foucault M. 2009. Security, Territory, Population. N. Y.: Palgrave Macmillan. Hart K., Hann C. 2011. Economic Anthropology. Cambridge: Polity Press; 1-99.

Humphrey C. 1998. The Domestic Mode of Production in post-Soviet Siberia? Anthropology Today. 14 (3):

2-8.

Breslau D. 2003. Economics Invents the Economy: Mathematics, Statistics, and Models in the Work of Irving Fisher and Wesley Mitchell. Theory and Society. 32: 379-411.

Kaplan D. 1968. The Formal-Substantive Controversy in Economic Anthropology: Reflections on Its Wider Implications. Southwestern Journal of Anthropology. 24 (3): 228-251.

MacKenzie D. 2006. Is Economics Performative? Option Theory and the Construction of Derivatives Markets. Journal of the History of Economic Thought. 28 (1): 29-55.

Meikle S. 1995. Aristotle's Economic Thought. N. Y.: Oxford University Press.

Mitchell T. 2008. Rethinking Economy. Geoforum. 39: 1116-1121.

Tax S. 1957. Changing Consumption in Indian Guatemala. Economic Development and Cultural Change. 5 (2): 147-158.

Terranova T. 2009. Another Life: The Nature of Political Economy in Foucault's Genealogy of Biopolitics.

Theory, Culture & Society. 26 (6): 234-262.

Vigo De Lima I. 2010. Foucault's Archaeology of Political Economy. N. Y.: Palgrave Macmillan.

Примерные темы для эссе

Темы для теоретического эссе:

— Гипотеза Э. Вестермарка и её критика З. Фрейдом: роль природы и культуры в формировании табу на инцест (на материале произведений В. Набокова и Г. Гарсиа-Маркеса).

— Однополые браки противоестественны? Сравнение биологистских и антибиологистских концепций родства.

— «Биологическое родство — это не научный факт, а культурный конструкт» (Д. Шнайдер). Критический разбор тезиса.

— Взятка-плата и взятка-подарок: проблема границы в работах Б. Малиновского и К. Грегори.

— Фигура террориста-смертника через призму различения сакрального и профанного? (Э. Дюрк-гейм и Т. Асад).

— Что означают термины «включённое наблюдение» и «participant observation»? Являются ли они синонимами?

— В каком смысле возможно полевое изучение (а) «врага» или (b) этнографии «вверх» по отношению к социальной позиции исследователя?

— «Работа этнографа похожа на работу следователя» (Ю. Симченко и В. Лебедев). Критический разбор тезиса.

— Бандит. Абрек. Робин Гуд. Сравните подходы к одной из этих фигур с точки зрения экономической и политической антропологии.

— Можно ли «встать на точку зрения туземца» (Б. Малиновский)?

— «Прошлое — чужая страна: там всё делают по-другому» (Лесли Поулз Хартли). Почему антропологи долгое время думали, что «другая страна» — это «прошлое»? И как нам относиться к прошлому социальных наук?

Темы для эмпирического эссе:

— Последний звонок, выпускной вечер и (или) экзамен как обряды перехода.

— Проблема определения отцовства и (или) материнства при использовании новых репродуктивных технологий.

— Когда можно и когда нельзя торговаться? Капитализм и институты базарной экономики.

— Символизм и логика дара: классификация ассортимента в специализированных магазинах подарков.

— Поведение в магазине или торговом центре как «социальная драма».

— «Средний класс» как самоидентификация. Является ли это «точкой зрения туземца» или научной (антропологической или социологической) категорией?

— Пунктуальность как социальное время.

Примерный перечень вопросов к экзамену

— Почему антропология отказалась от использования термина «примитивная культура»?

— Всегда ли будет верным утверждение «сын брата моего отца — мой родственник»?

— Что такое «авункулат» и какие объяснения этого явления вам известны?

— Почему именно родство возникло как основополагающая тема антропологии в её «классический век»(1920-1970)?

— Каково соотношение биологии и культуры в эволюционной антропологии, структурном функционализме и культурном релятивизме?

— Каковы, согласно М. Моссу, основные принципы экономики дара?

— В чём, согласно Ф. Барту, состоит смысл существования экономических сфер?

— В чём состоит суть предложенного К. Леви-Строссом подхода к анализу мифов и (или) обмена?

— Сравните подходы К. Гирца и Т. Асада к определению религии.

— Какие основные типы политических систем выделяют М. Фортес и Э. Э. Эванс-Притчард?

— Что такое «социальная драма» и каковы её основные этапы?

— За что А. Гупта критикует взгляд на государство как на единую сущность?

— Почему Э. Саид утверждает, что Восток — это неотъемлемая часть европейской материальной цивилизации и культуры?

— Приведите известные вам аргументы за и против тезиса об аморальности денег.

— Каким образом режимы ценностей позволяют регулировать обмен?

— Какие объяснения существования потлача вам известны?

— Почему, согласно М. Стратерн, неделимая идентичность делала бы дар невозможным?

— Можно ли утверждать, что саморегулирующиеся рынки были созданы государством?

— Можно ли утверждать, что функционирование экономических законов не зависит от того, удалось ли экономической науке открыть их?

— Что означает, когда антропологи говорят, что они «искали традиционность, а нашли современность»?

— Прокомментируйте антропологические следствия призыва «наблюдать наблюдателей» (Дж. Стокинг).

— Какие антропологические допущения делает А. В. Чаянов в своей теории хозяйственных форм? Сравните их с допущениями М. Салинза и (или) К. Поланьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.