УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Н. В. Ссорин-Чайков, Г. Б. Юдин
Социальная и экономическая антропология
(для направления «Социология» подготовки бакалавра факультета социологии НИУ ВШЭ)
Аннотация
Сегодня социология и социальная антропология — это две различные дисциплины с собственными методологическим аппаратом, представлениями о своём месте в обществе и институциональным оформлением. Однако исторически их становление происходило в тесной взаимосвязи, в результате чего общность вопросов, подходов и методов оказалась вписанной в траектории их развития. Цель настоящего курса — продемонстрировать студентам своеобразие социальной антропологии и одновременно предложить антропологические ресурсы, позволяющие расширять социологическую перспективу и обогащать теоретико-методологический арсенал.
ССОРИН-ЧАЙКОВ Николай Владимирович —
научный сотрудник
и преподаватель
отделения социальной
антропологии
Кембриджского
университета
(Великобритания).
Email: [email protected]
Основные задачи курса «Социальная и экономическая антропология» состоят в следующем:
— введение в антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров;
— обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания;
— знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии;
— знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования.
Курс разделён на три логические части. В рамках первой части раскрывается контекст возникновения антропологии как знания о Другом и рассматриваются сюжеты, ставшие классическими после «релятивистского поворота» в антропологии. Центральной темой второй части является «исторический поворот» — переосмысление антропологией своего места в отношениях власти, результатом которого стали смена парадигмы в антропологическом исследовании политики и усиление рефлексивных мотивов в методологии антропологической работы. В третьей части курса предложенные в предыдущих разделах историко-антропологические рамки наполняются обсуждением знания об экономике и материальности социальной жизни: тради-
ЮДИН Григорий Борисович —
преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: gregloko@ yandex.ru
ционные темы классическом экономическом антропологии и политическом экономии переосмысливаются в свете новых подходов к самоидентификации антрополога и новым социально-экономическим процессам.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления подготовки «Социология» настоящая дисциплина является обязательным предметом профессионального цикла (базовая часть).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих отраслях знания:
— социологическая теория;
— философия;
— история экономических учений.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих предметов:
— экономическая социология;
— социология потребления;
— социальная теория семьи и семейных отношений;
— социология хозяйственного развития;
— современные социологические теории;
— социальная структура и социальная стратификация;
— неформальная экономика.
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля Форма контроля Параметры
Эссе 3000-4000 слов
Текущий Активность на семинарах
Итоговый Экзамен Письменный экзамен, 120 мин
Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.
Оценка за семинары включает оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.
Оценка самостоятельной работы включает оценку домашней работы.
Домашняя работа представляет собой короткий (две страницы) текст, выполненный в рамках подготовки эссе по курсу.
Эссе может быть теоретическим или эмпирическим. Студент делает выбор, какое эссе он будет писать, перед сдачей домашней работы в середине курса.
Теоретическое эссе предполагает сравнение объяснительных возможностей двух (или более) антропологических теорий применительно к конкретным наблюдаемым феноменам социальной жизни. Задача такого эссе состоит в том, чтобы объяснить выбранный феномен, аргументированно показать, какие результаты даёт применение различных подходов и какой из них более продуктивен, а также предложить собственные модификации по итогам анализа.
Домашняя работа для студентов, готовящих теоретическое эссе, состоит в критическом анализе одной известной им теории. По итогам чтения специализированной литературы студент выбирает теорию, в форме нескольких тезисов резюмирует предлагаемое этой теорией объяснение некоторого феномена и, также тезисно, фиксирует критические возражения, обнаруженные им в специализированной литературе и сформулированные самостоятельно.
Эмпирическое эссе предполагает структурированное наблюдение феномена социальной жизни и описание результатов наблюдения с помощью антропологической теории. Задача такого эссе состоит в том, чтобы сформулировать план наблюдения, отобрать информантов, собрать информацию и применить имеющиеся в арсенале студента подходы для объяснения полученных данных.
Домашняя работа для студентов, готовящих эмпирическое эссе, состоит в постановке проблемы, подготовке плана наблюдения выбранного явления и отбора информантов. По итогам чтения специализированной литературы студент выбирает феномен, доступный для непосредственного наблюдения, формулирует обоснованную гипотезу, определяет параметры наблюдения, описывает технологию сбора и анализа информации.
Критерии оценивания эссе:
— корректная постановка проблемы;
— степень проработанности релевантных источников;
— способность решить заявленную проблему, добиться в работе конкретного результата;
— последовательность рассуждений;
— наличие чёткой структуры;
— соответствующий жанру стиль изложения;
— оформление ссылок и библиографии.
Объём эссе: 10-12 страниц.
Экзамен проводится в письменной форме, продолжается 120 мин и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитываются владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Антропология как методическое познание Другого
Возникновение антропологии из проблем коммуникации с Другими. Протонаучный этап: начала антропологии в Древней Греции и в философии Нового времени.
Эволюционизм и диффузионизм. Становление антропологии как науки. Физическая антропология и археология. Теории происхождения человека. Периодизация эволюции человеческой культуры. Доисторический период и первобытный человек. Значение «примитивных обществ» для развития антропологии. Роль расы в объяснениях эволюции человека. Моногенизм и полигенизм, клинальная изменчивость.
Антропология, этнология и этнография в системе наук об обществе. Классическая антропология XX века как культурная критика западного общества. Развитие полевых антропологических исследований. Роль колониализма в развитии антропологии. Антропология и хронотоп инаковости (Й. Фабиан). Оппозиции «дикости» и «цивилизации» в европейской культуре. Экспедиции русских общественных деятелей XIX века. Место социальной антропологии в современной антропологии.
Критика дедуктивного метода. Научная теория культуры. Понятия «культура» и «институт». Сравнительный и функционалистский методы в антропологии. Культурный релятивизм. Гипотеза Сепира— Уорфа.
Обязательная литература
Боас Ф. 1997. Эволюция или диффузия? В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 343-347.
Малиновский Б. 1997. Функциональный анализ. В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 681-702.
Brace C. L. 2008. Does Race Exist? An Antagonist's Perspective. In: Endicott K., Welsch R. (eds). Anthropology: Taking Sides — Clashing Views in Anthropology. Boston: McGraw-Hill. URL: http://www.cwsl.edu/ content/benner/LawandSociety_Spr05_DoesRaceExist.pdf.
Gill G. 2008. Does Race Exist? A Proponent's Perspective. In: Endicott K., Welsch R. (eds). Anthropology: Taking Sides — Clashing Views in Anthropology. Boston: McGraw-Hill. URL: http://www.cwsl.edu/con-tent/benner/LawandSociety_Spr05_DoesRaceExist.pdf.
Дополнительная литература
Боас Ф. 1997. Границы сравнительного метода в антропологии. В кн.: Антология исследований культуры. 1. СПб.: Университетская книга; 509-518.
Кант И. 1966. Антропология с прагматической точки зрения. В кн.: Кант И. Сочинения: В 6 т. 6. М.: Мысль; 249-587.
Леви-Брюль Л. 1994. Мыслительные функции в низших обществах. Гл. 1-3. В кн.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс; 7-113.
Никишенков А. А. 1986. Из истории английской этнографии: критика функционализма. М.: Изд-во МГУ
Рэдклифф-Браун А. Р. 2001. Метод в социальной антропологии. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле. Тайлор Э. Б. 1989. Первобытная культура. Гл. 1-2. М.: Политиздат.
Уорф Б. Л. 1960. Отношение норм поведения и мышления к языку. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 1. М.
Fabian J. 1983. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N. Y.: Columbia University Press.
Jurman R., Kilgore L., Trevathan W. 2011. Essentials of Physical Anthropology. Belmont: Wadsworth Cen-gage Learning.
Kuper A. 1988. The Invention of Primitive Society: Transformations of an Illusion. London: Routeledge; 152-170.
Quintyn C. B. 2010. The Existence or Non-existence of Race? N. Y.: Teneo Press. Stocking G. 1987. Victorian Anthropology. N. Y.: The Free Press.
Раздел 2. Системы родства
Родство как базовый принцип социальной организации. Кровное родство и свойство (брак). Социальное и биологическое измерения родства, наследуемые и достигаемые статусы. Семьи, кланы и линид-жи. Множественность функций семьи. Связь между потомством и наследованием. Распространение и кризис нуклеарной семьи.
Становление антропологии родства. Классификационные и генеалогические системы родства. Открытие рода и матрилинейного родства: Л. Г. Морган и эволюционная антропология XIX века. Генеалогический метод (У. Риверс). Кембриджская экспедиция в пролив Торреса.
Функции и формы брака. Моногамия и полигамия. Эндогамия и экзогамия. Дравидийская система родства. Кросскузенные браки. Сорорат и левират. Разнообразие гендерных ролей. Социальный смысл запрета на инцест.
Функционалистские и структуралистские теории родства. Родство как «тотальный социальный факт» традиционного общества. Роль тотема в теории Э. Дюркгейма и критика дюркгеймианского подхода к анализу социальной структуры. Потомство и наследование в работах А. Рэдклифф-Брауна и Э. Э. Эванс-Притчарда. Связь между языковыми и социальными структурами. Элементарные структуры родства по К. Леви-Строссу.
Стабильность и подвижность родства. Понятие «брачной стратегии» у П. Бурдьё. Критика биологизма в работах Д. Шнейдера. Статус родства в условиях биотехнологической трансформации человека. Новые исследования родства (new kinship) и феминистическая антропология. Биологическое и социальное отцовство и материнство. Создание и трансформация детства.
Обязательная литература
Леви-Стросс К. 2001. Структурный анализ в лингвистике и антропологии. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо; 37-60.
Delaney C. 1986. Meaning of Paternity and the Virgin Birth Debate. Man. 3: 494-513. Дополнительная литература
Лебедев В. В., Симченко Ю. Б. 1983. Aчaйвaямскaя весна. М.: Мысль.
Леви-Стросс К. 2001. Существуют ли дуальные. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо; 137-170.
Мид М. 1988. Культура и мир детства. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.
Рэдклифф-Браун А. Р. 2001. Структура и функция в примитивном обществе. Гл. 1-2. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.
Тротманн Т. Р. 1995. Дравидийская система родства как культурный и как структурный тип. В кн.: Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства. 1. СПб.: ИЭА РАН; 43-57.
Bloch M., Sperber D. 2002. Kinship and Evolved Psychological Dispositions: The Mother's Brother Controversy Reconsidered. Current Anthropology. 43 (5): 723-748.
Bourdieu P. 2002. On Marriage Strategies. Population and Development Review. 28 (3): 549-558.
Dumont L. 2006. An introduction to two theories of social anthropology. N. Y.: Berghahn Books.
Durkheim E. 2001. The Elementary Forms of Religious Life. 2. N. Y.: Oxford University Press.
Levine N. 2008. Alternative Kinship, Marriage, and Reproduction. Annual Review of Anthropology. 37: 375389.
Parkin R., Stone L. 2004. General Introduction. In: Parkin R. Stone L. (ed.). Kinship and Family: An Anthropological Reader. Oxford: Blackwell Publishing; 1-24.
Ragone H. 1996. Chasing the Blood Tie: Surrogate Mothers, Adoptive Mothers and Fathers. American Ethnologist. 23 (2): 352-365.
Rivers W. H. S. 1914. Kinship and Social Organization. London: Constable & Co.
Schneider D. 1984. A Critique of the Study of Kinship. Ann Arbor: University of Michigan Press.
Schneider D. 1980. American Kinship: A Cultural Account. Chicago; London: The University of Chicago Press.
Stone L. 2005. Kinship and Gender: An Introduction. Boulder: Westview Press.
Trautmann T. 2001. The Whole History of Kinship Terminology in Three Chapters: Before Morgan, Morgan, and after Morgan. Anthropological Theory. 1 (2): 268-287.
Wolf A. 2004. Introduction. In: Wolf A., Durham W. (eds). Inbreeding, Incest, and the Incest Taboo: The State of Knowledge at the Turn of the Century. Stanford: Stanford University Press; 1-23.
Yanagisako S. J., Collier J. F. 1987. Gender and Kinship: Essays toward a Unified Analysis. Stanford: Stanford University Press.
Раздел 3. Антропология обмена
Понятие «натуральная экономика» в эволюционной мысли XIX века. Правила дара и кольцо Кула в исследованиях Б. Малиновского. Структурная оппозиция дара и товара и граница между ними. «Проблема» промежуточных категорий (бартер, взятка, дань). Связь между обменом и социальной стратификацией общества. Укоренённость экономики в социальных институтах (К. Поланьи). Структура дара по М. Моссу. Темпоральное измерение дара: производство времени в дарообменных отношениях. Роль «совместного непризнания» в логике дара (П. Бурдьё). Дар и бартер: что первично? Экономические сферы и их трансформация в денежном хозяйстве (Ф. Барт, П. Бохэннан).
Понятие «реципрокность» и его различные трактовки (Б. Малиновский, К. Поланьи, Э. Гоулднер). Дилемма «альтруизм — эгоизм» и способы её преодоления. Связь между даром и дистанцией родства (М. Салинз). Приданое, выкуп и вира.
Проблема дара в современном обществе и проблема современности в теории дара. Коммерциализация и коммодификация отношений: причины, последствия и перспективы. Способы разграничения морального и аморального обмена. Рынки органов и тканей и проблемы их регулирования. Рыночный и нерыночный обмены в интимных отношениях.
Отличительные черты базара как прототипа рынка. Ценообразование на базарах. Поиск информации и роль реципрокности в функционировании базара. Агора: место базара в публичной жизни города.
Обязательная литература
Малиновский Б. 2004. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН; 99-122; 505-514.
Мосс М. 1996. Опыт о даре. В кн.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 83-169.
Дополнительная литература
Гирц К. 2009. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге. Экономическая социология. 10 (2): 54-62. URL: http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-2/index.html
Годелье М. 2007. Загадка дара. Гл. 1. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН.
Салинз М. 1999. Экономика каменного века. М.: ОГИ; 142-169; 211-240.
Семёнов Ю. И. 1993. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. 1 (ч. 1, 3). М.: Институт этнологии и антропологии РАН.
Barth F. Economic Spheres in Darfur. In: Firth R. (ed.). Themes in Economic Anthropology. London: Tavistock; 149-174.
Bohannan P. 1955. Some Principles of Exchange and Investment among the Tiv. American Anthropologist (New Series). 57 (1): 60-70.
Bourdieu P. 2000. Pascalian Meditations. Stanford: Stanford University Press.
Browne K. E. 2009. Introduction. In: Browne K. E., Milgram B. L. (eds). Economics and Morality. Lanham: AltaMira Press; 1-42.
Dalton G. 1977. Economic Anthropology. American Behavioral Scientist. 20 (5): 635-656.
Gouldner A. 1960. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement. American Sociological Review. 25: 161-178.
Gregory C. 1982. Gifts and Commodities. London: Academic Press.
Gudeman S. 2005. Community and Economy: Economy's Base In: Carrier J. (ed.). A Handbook of Economic Anthropology. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar; 94-108.
Polanyi K. 1957. The Great Transformation: Political and Economic Origins of Our Time. Boston: Beacon Press.
Sykes K. 2005. Arguing with Anthropology: an Introduction to Critical Theories of the Gift. N. Y.: Rout-ledge.
Weiner A. 1980. Reproduction: A Replacement for Reciprocity. American Ethnologist. 7 (1): 71-85.
Раздел 4. Религия и «коллективные представления»
Эволюционный взгляд на магию, религию и науку. Коллективные представления и поведение: социальный и физиологический элементы природы человека. Структурные и функциональные подходы к религии. Религия как социальный институт. Анимизм и тотемизм. Сакральное и профанное. Техники тела. Внушение мысли о смерти (Э. Дюркгейм, М. Мосс). Функции религии (Э. Тайлор, Б. Малиновский, К. Гирц). Критика функционализма (Т. Асад). Проблема секулярности и науки в свете антропологии религии.
Символический подход к исследованию ритуала (К. Гирц, В. Тёрнер). Ритуалы перехода. Лиминаль-ность и коммунитас. Значение ритуалов инициации. Практики умирания и граница между живыми и мёртвыми. Шаманизм. Медицинская антропология. Секулярные ритуалы и гражданская религия. Магия и колдовство: границы между магией и религией.
Происхождение мифов и проблема автономии мифа. «Мифологическое мышление». Роль мифа в поддержании морального порядка. Связь между мифом и ритуалом. Структура мифа (К. Леви-Стросс). Психоаналитические теории мифа.
Обязательная литература
Геннеп А., ван. 1999. Обряды перехода. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 7-28; 64-107.
Тёрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. В кн.: Тёрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука; 168-200.
Дополнительная литература
Абашин С. 2011. Практическая логика ислама. В кн.: Гучинова Э.-Б., Комарова Г. (отв. ред.). Антропология социальных перемен. М.: РОССПЭН; 256-281.
Асад Т. 2011. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? Логос. 3: 56-99.
Гирц К. 2004. Религия как культурная система. В кн.: Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 88-124.
Латур Б. 2008. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Леви-Стросс К. 2001. Структура мифов. В кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Экс-мо; 213-241.
Малиновский Б. 1998. Балома: духи мёртвых на Тробрианских островах. В кн.: Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефлбук; 145-254.
Мосс М. 1996. Техники тела. В кн.: Мосс М. Общества, обмен, личность. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН; 242-263.
Мосс М. 1992. Физическое воздействие на индивида коллективно внушённой мысли о смерти. Человек. 6: 53-60.
Тайлор Э. Б. 1989. Первобытная культура. Гл. 3, 4. М.: Политиздат.
Тёрнер В. 1983. Символы в африканском ритуале. В кн.: Тёрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука; 3246.
Фрейд З. 2010. Тотем и табу. М.: Фолио.
Фрэзер Дж. 1980. Золотая ветвь. М.: Политиздат.
Эванс-Причард Э. 1994. Колдовство, оракулы и магия у азанде. М.: Магический кристалл.
Элиаде М. 2000. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София.
Asad T. 1983. Anthropological Conceptions of Religion: Reflections on Geertz. Man. 18 (2): 237-259.
Asad T. 2007. On Suicide Bombing. N. Y.; Chichester: Columbia University Press.
Cannell F. 2010. Anthropology of Secularism. Annual Review of Anthropology. 39: 85-100.
Cannell F. 2005. The Christianity of Anthropology. Journal of the Royal Anthropological Institute. 11 (2): 335-356.
Durkheim E. 2001. The Elementary Forms of Religious Life. 1. N. Y.: Oxford University Press
Taussig M. 1980. Reification and the Consciousness of the Patient. Social Studies of Medicine. 14B: 3-13.
Taussig M. 1994. Shamanism, Colonialism, and the Wild Man: A Study in Terror and Healing. Chicago: University of Chicago Press.
Webb K. 2007. Christian Moderns: Freedom and Fetish in the Mission Encounter. Los Angeles: University of California Press.
Раздел 5. Классическая политическая антропология: от расцвета до распада
Антропологические предпосылки теории общественного договора. Философская реконструкция человеческой природы. Современное государство как исторический феномен. Государство и проблема легитимности насилия.
Структурно-функциональный анализ политических систем (М. Фортес, Э. Э. Эванс-Притчард). Истоки права в дописьменных обществах: преступление и санкции. Роль телесности в реализации политической власти. Формирование институтов правосудия и элементарной политической структуры. Вожди и бигмены (М. Салинз). Редистрибутивные функции политических лидеров. Собственность и возникновение государства (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Родство и политическая организация сообщества. Функциональная дифференциация политических институтов. Формирование кастовых обществ. Национальные основания политических образований.
Функции конфликтов и восстаний в политической организации общества (М. Глюкман). Этапы социальной драмы (В. Тёрнер).
Обязательная литература
Скотт Дж. 2005. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга; 289-353. Эванс-Притчард Э. Э. 1985. Нуэры. М.: Наука; 125-168. Дополнительная литература
Локк Дж. 1988. Два трактата о правлении. Книга вторая. В кн.: Локк Дж. Сочинения. М.: Мысль; 262405.
Энгельс Ф. 1961. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 39 т. 21. М.: Политиздат; 23-178.
Donham D. L. 1999. History, Power, Ideology: Central Issues in Marxism and Anthropology. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.
Fortes M., Evans-Pritchard E. E. 1950. Introduction. In: Evans-Pritchard E. E., Fortes M. (eds). African Political Systems. Oxford: Oxford University Press; 1-24.
Gluckman M. 2004. Rituals of Rebellion in South-East Africa. In: Gluckman M. Order and Rebellion in Tribal Africa. London: Routledge; 110-136.
Kurtz D. 2001. Political Anthropology: Paradigms and Power. Oxford: Westview Press.
Middleton J., Tait D. 1958. Introduction. In: Middleton J., Tait D. (eds). Tribes without Rulers. London: Rout-ledge & Kegan Paul; 1-32.
Sahlins M. 1963. Poor Man, Rich Man, Big-Man, Chief: Political Types in Melanesia and Polynesia. Comparative Studies in Society and History. 5 (3): 285-303.
Swartz M., Turner V., Tuden A. 1966. Introduction. In: Swartz M., Turner V., Tuden V. (eds). Political Anthropology. Chicago: Aldine Publishing Company; 1-42.
Turner V. 1980. Social Dramas and Stories about Them. Critical Inquiry. 7 (1): 141-168.
Waldron J. 1989. John Locke: Social Contract versus Political Anthropology. The Review of Politics. 51 (1): 3-28.
Раздел 6. Антропология политического за пределами институтов
Трансформация политической антропологии после её «классического века». Переход от политической антропологии догосударственных обществ к антропологии государства. Что означает «исследование государства за пределами государственных институтов» (А. Гупта). Понятия «авторитет» по М. Веберу и «власть» и «биовласть» по М. Фуко.
Экспансия неолиберального государства и практики сопротивления. Контроль и «пограничные фигуры» (полиция, мафия, абреки и проч.). Современное государство в жизни локальных сообществ. Антропология колониализма и неоколониализма. Моральная и неформальная экономика (Дж. Скотт, К. Харт, К. Ханн).
Воображаемые сообщества и трансформация национальных государств в глобальном капитализме (Б. Андерсон). Миграционные потоки и природа современного национализма. Мир-системный подход к анализу расы и нации.
Обязательная литература
Хамфри К. 2010. Суверенитет и повседневность: «система» маршрутных такси в столице Бурятии. В кн.: Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис.
Gupta A. 1995. Blurred Boundaries: The Discourse of Corruption, the Culture of Politics, and the Imagined State. American Ethnologist. 22 (2): 375-402.
Дополнительная литература
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
Бобровников В. 2003. Абреки и государство: культура насилия на Кавказе. В сб.: Панарин С. (сост. и отв. ред.). Евразия. Люди и мифы. М.: Наталис; 277-307.
Харт К. 1999. Неформальные доходы и городская занятость в Гане. В кн.: Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика. Россия и мир. М.: Логос; 532-536.
Abrams P. 1988. Notes on the Difficulty of Studying the State. Journal of Historical Sociology. 1: 58-89.
Anderson B. 1992. The New World Disorder. The New Left Review. 193: 3-13.
Collier S. 2011. Post-Soviet Social: Neoliberalism, Social Modernity, Biopolitics. New Jersey: Princeton University Press.
Escobar A. 1988. Power and Visibility: Development and the Invention and Management of the Third World. Cultural Anthropology. 3 (4): 428-433.
Fassin D. 2003. Justice Principles and Judgment Practices in Allotting Emergency State Financial Aid in France. Revue Française de Sociologie. 44: 109-146.
Ferguson J., Lohmann L. 1994. The Anti-Politics Machine: «Development» and Bureaucratic Power in Lesotho. The Ecologist. 24 (5): 176-181.
Foucault M. 2008. The Birth of Biopolitics. N. Y.: Palgrave Macmillan.
Hull M. S. 2008. Ruled by Records: The Expropriation of Land and the Misappropriation of Lists in Islamabad. American Ethnologist. 35 (4): 501-518.
Humphrey C. 2004. Sovereignty. In: Nugent D., Vincent J. (eds). A Companion to the Anthropology of Politics. Oxford: Blackwell; 418-436.
Lau E. T. 2006. Paper Families: Identity, Immigration Administration, and Chinese Exclusion. Durham: Duke University Press.
Mitchell T. 1991. Colonizing Egypt. Berkeley: University of California Press.
Nash J. 2002. Ethnographic Aspects of the World Capitalist System. In: Vincent J. (ed.). The Anthropology of Politics: A Reader in Ethnography, Theory, and Critique. Malden: Blackwell Publishers; 234-254.
Navaro-Yashin Y. 2002. Faces of the State: Secularism and Public Life in Turkey. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Smith R. S. 2000. Between Local Tax and Global Statistic: The Census as Local Record. Contributions to Indian Sociology. 34 (1): 1-35.
Ssorin-Chaikov N. 2003. The Social Life of the State in Sub-Arctic Siberia. Stanford: Stanford University Press.
Trouillot M/-R. 2001. The Anthropology of the State in the Age of Globalization: Close Encounters of the Deceptive Kind. Current Anthropology. 42 (1): 125-138.
Раздел 7. Антропология антропологической оптики
Смысл «исторического поворота» в антропологии 1970-х годов. Основания и ограничения метода «включённого наблюдения» по Б. Малиновскому. Роль «хау» и «маны» в теории М. Мосса и критика К. Леви-Стросса. Природа «заблуждения» в антропологии: эпистемологический статус «туземных теорий». Идея бессознательного у К. Леви-Стросса: отношения между символическим и воображаемым. Понимающая социология и «интерпретация культур» (К. Гирц). Методология «насыщенного описания». Структура познавательной процедуры в антропологии П. Бурдьё. Социальная позиция антрополога: проблема чужака. Антрополог как препятствие и как инструмент исследования.
Властное измерение антропологического знания. Этнографическая оптика как паноптическое видение. Существует ли у антропологии «социальный заказ»? Роль знания об инаковости в функционировании режимов управления. Этноцентризм и ориентализм (Э. Саид). Дискурс о развитии и модернизации (Дж. Фергюсон). Статистический учёт и переписи.
Рефлексивный поворот в антропологии: от неоколониальной к поливокальной науке (Дж. Маркус, Дж. Клиффорд, М. Фишер). Методологическое значение дневников Б. Малиновского. Текстуальность полевой ситуации; поэтика и политика этнографического текста. Критика метанарративов. Культура письма и роль текста в антропологической работе.
Мимезис и копирование как классические темы диффузионизма; их роль в современной полевой работе. Механизмы подражания и ассимиляция инаковости (М. Тауссиг). Значение подражания в антропологическом дискурсе о глобализме и экуменизме.
Обязательная литература
Гирц К. 2004. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. В кн. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 9-42.
Ссорин-Чайков Н. 2011. От изобретения традиции к этнографии государства: Подкаменная Тунгуска, 1920-е годы. Журнал исследований социальной политики. 9 (1): 7-44.
Дополнительная литература
Бобровников В. 2011. Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. Tartaria Magna. 1: 104-123.
Бурдьё П. 2001. Практический смысл. СПб.: Алетейя; 50-128.
Гирц К. 2004. Мыслящий дикарь: о работе Клода Леви-Стросса. В кн. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН; 398-414.
Леви-Стросс К. 2000. Предисловие к трудам Марселя Мосса. В кн.: Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия; 404-434.
Саид Э. 2006. Ориентализм. Западные концепции Востока. М.: Русский мир.
Соколовский С. 2010. Вторая Всероссийская перепись населения: категоризация населения и политика идентичности. Ab Imperio. 4: 393-412.
Фуко М. 1997. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem.
Clifford J. 1986. Introduction: Partial Truths. In: Clifford J., Marcus G. (eds). Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley; Los Angeles: University of California Press; 1-26.
Crapanzano V. 1980. Tuhami: Portrait of a Moroccan. Chicago: University of Chicago Press.
Ecsobar A. 1992. Reflections on «Development»: Grassroots Approaches and Alternative Politics in the Third World. Futures. 24 (5): 411-436.
Fabian J. 1983. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N. Y.: Columbia University Press.
Ferguson J. 2002. Of Mimicry and Membership: Africans and the «New World Society». Cultural Anthropology. 17: 551-569.
Geertz C. 1988. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford: Stanford University Press; 1-24; 73-101.
Herle A., Philp J. 1998. Torres Strait Islanders: an Exhibition Marking the Centenary of the 1898 Cambridge Anthropological Expedition. Cambridge: University of Cambridge; Museum of Archaeology and Anthropology.
Kuklick H. 1991. The Savage Within: The Social History of British anthropology, 1885-1945. Cambridge: Cambridge University Press.
Malinowski B. 1989. A Diary in the Strict Sense of the Term. Stanford: Stanford University Press.
Marcus G. (ed.) 1998. Corporate Futures: The Diffusion of the Culturally Sensitive Corporate Form. Chicago: University of Chicago Press.
Rabinow P. 1977. Reflections on Fieldwork in Morocco. London; Los Angeles: University of California Press.
Stocking G. (ed.). 1993. Observers Observed: Essays on Ethnographic Fieldwork. Madison: University of Wisconsin Press.
Taussig M. 1993. Mimesis and Alterity: A Particular History of the Senses. N. Y.: Routledge.
Tylor E. B. 1889. On a Method of Investigating the Development of Institutions; Applied to Laws of Marriage and Descent. Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 18: 245-72.
Раздел 8. Гоаницы коммодификации и границы капитализма
Почему «исторический поворот» порождает интерес к антропологии капитализма? Связь между стоимостью, производством и употреблением вещи. Способы производства в формационном подходе
К. Маркса. Трудовая теория стоимости. Потребительная стоимость и меновая стоимость. Товарный
фетишизм и роль вещей в антропологии. Социальная жизнь вещей (А. Аппадурай).
Товар и деньги. Теории происхождения денег: деньги и бартер. Деньги и политическая власть (К. Харт). Роль денег в процессе коммодификации. Деньги как универсальный эквивалент. Теория денег Г. Зим-меля: деньги и интеллект. Обезличивающая и освобождающая сила денег.
Эволюция функции денег: связь денег и форм интеграции хозяйства (К. Поланьи). Семантика денег. Трансформация традиций под влиянием денег и контекстуализация денег в социальных отношениях (М. Блох, Дж. Пэрри). Донорство органов и тканей.
Рыночные связи как антропологическая проблема. Местный рынок, биржа, глобальный рынок, «глобальная ойкумена». Каким образом рыночные отношения сосуществуют с другими формами отношений? Рынок и инаковость; рынок инаковости.
Институт микрофинансирования и последствия его функционирования. Темпоральность долга: темпоральный режим в обществах, живущих в долг. Регулирование государственного долга в капиталистической мир-экономике (мир-системный анализ). Международные финансовые институты.
Обязательная литература
Копытофф И. 2006. Культурная биография вещей: товаризация как процесс. В кн. Вахштайн В. (ред.). Социология вещей. М.: Территория будущего; 134-168.
Ссорин-Чайков Н. В. 2012. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара. Экономическая социология. 13 (2). См. также: Гучинова Э., Комарова Г. (ред.). Антропология социальных перемен. М.: РОССПЭН; 282-300.
Дополнительная литература
Маркс К. 2011. Капитал. Критика политической экономии. 1. М.: Эксмо.
Поланьи К. 2010. Семантика использования денег. В кн. Поланьи К. Избранные работы. М.: Территория будущего; 89-103.
Салинз М. 1999. О социологии примитивного обмена. В кн.: Салинз М. Экономика Каменного века. М.: ОГИ; 170-210.
Appadurai A. 1986. Introduction: Commodities and Politics of Value. In: Appadurai A. (ed.). The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press; 3-63.
Bloch M., Parry J. 1989. Introduction. In: Bloch M., Parry J. (eds). Money and the Morality of Exchange; 1-32.
Bohannan P. 1959. The Impact of Money on an African Subsistence Economy. The Journal of Economic History. 4: 491-503.
Bornstein E. 2001. Child Sponsorship, Evangelism, and Belonging in the Work of World Vision Zimbabwe. American Ethnologist. 28 (3): 595-622.
Ferguson J. 1992. The Cultural Topography of Wealth: Commodity Paths and the Structure of Property in Rural Lesotho. American Anthropologist. 94 (1): 55-73.
Graeber D. 2009. Debt, Violence, and Impersonal Markets. In: Hart K., Hann C. (eds). Market and Society: The Great Transformation Today. Cambridge: Cambridge University Press; 106-132.
Guyer J. 2004. Marginal Gains: Monetary Transactions in Atlantic Africa. Chicago: University of Chicago Press.
Hannerz U. 1989. Notes on the Global Ecumene. Public Culture. 1: 66-75.
Hannerz U. 1992. «The Global Ecumene» in His Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York; Oxford: Columbia University Press.
Hart K. 2005. Money: One Anthropologist's View. In: Carrier J. (ed.). A Handbook of Economic Anthropology. Cheltenham; Northhampton: Edward Elgar; 160-175.
Hugh-Jones S. 1992. Yesterday's Luxuries, Tomorrow's Necessities: Business and Barter in Northwest Amazonia. In: Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds). Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. Cambridge: Cambridge University Press; 42-74.
Kroeber A. L. 1945. The Ancient Oikoumene as an Historic Culture Aggregate. Journal of the Royal Anthropological Institute. 75: 9-20.
Laidlaw J. 2000. A Free Gift Makes No Friends. The Journal of the Royal Anthropological Institute. 6 (4): 617-634.
Maurer B. 2005. Mutual Life, Limited: Islamic Banking, Alternative Currencies, Lateral Reason. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Miyazaki H. 2003. The Temporalities of the Market. American Anthropologist. 105 (2): 255-265.
Parry J. 1986. The Gift, the Indian Gift and the «Indian Gift». Man. 21 (3): 453-473.
Sahlins M. 1994. Cosmologies of Capitalism: The Trans-Pacific Sector of the «World System'» In: Dirks N., Eley G., Ortner S. (eds). Culture/Power/History: A Reader in Contemporary Social Theory. Princeton, NJ: Princeton University Press; 412-455.
Simmel G. 2004. The Philosophy of Money. Ch. 5.London: Routledge.
Wolf E. R. 1982. Europe and the People without History. Berkeley: University of California Press.
Раздел 9. Экономический выбор и формирование субъективности
Понятие «субъект» в антропологии. От исследований культуры и личности к антропологии субъективности. Являются ли «индивид», «общество» и «культура» едиными целыми? Частная перспектива и частичные связи (partial connections) (М. Стратерн). Личность как даритель, как получатель дара и как дар. Личность и товар. Деньги в интимной сфере (В. Зелизер). Освобождение человека и проститу-
Потребление и потребность. Понимание потребности в экономической теории: от экзогенности к эндо-генности вкусов. Потребление в экономике дара. Идея «тотальных поставок» (М. Мосс). Потребление как ритуал: потлач и агонистический дар. Трата и истребление как базовые категории экономической
антропологии. Интерпретация Мосса в сакральной социологии Ж. Батая. Рационализм и иррационализм в трактовке логики дара.
Продукт и рыночный обмен. Культурное конструирование определений продукта и границ рынка. Продукты и блага (М. Каллон). Производство рациональности потребительского выбора. Технологическая инфраструктура потребления. Электронная коммерция. Эстетика потребления и практики совместного потребления.
Обязательная литература
Батай Ж. 2003. Понятие траты. В кн.: Батай Ж. Проклятая часть. М.: Логос; 183-206. Day S. 2007. On the Game: Women and Sex Work. London: Pluto Press; 34-54. Дополнительная литература
Бодрийяр Ж. 2000. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет.
Бодрийяр Ж. 2003. К критике политической экономии знака. М.: Библион — Русская книга.
Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. 2008. Экономика качеств. Журнал социологии и социальной антропологии. 11 (4): 47-58.
Allison A. 1994. Nightwork: Sexuality, Pleasure, and Corporate Masculinity in a Tokyo Hostess Club. Chicago: University of Chicago Press.
Ferguson J. 1985. The Bovine Mystique: Power, Property and Livestock in Rural Lesotho. Man. 20: 647674.
Haraway D. 1988. Situated Knowledge: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective. Feminist Studies. 14: 575-599.
Miller D. 1998. A Theory of Shopping. Ithaca: Cornell University Press.
Reiss A. J. 1961. The Social Integration of Queers and Peers. Social Problems. 9: 102-120.
Strathern M. 1988. Gender of the Gift: Problems with Women and Problems with Society in Melanesia. Berkeley: University of California Press.
Strathern M. 1992. Qualified Value: The Perspective of Gift Exchange. In: Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds). Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. Cambridge: Cambridge University Press; 169-191.
Strathern M. 2004. Partial Connections. Oxford: AltaMira Press.
Strathern A., Stewart P. 2000. Kinship and Commoditization: Historical Transformations. L'Homme. 154/155: 373-390.
Taussig M. 1977. The Genesis of Capitalism amongst a South American Peasantry: Devil's Labor and the Baptism of Money. Comparative Studies in Society and History. 19 (2): 130-155.
Weiner A. 1992. Inalienable Possessions: The Paradox of Keeping-While-Giving. Los Angeles: University of California Press.
Zelizer V. 2005. The Purchase of Intimacy. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Раздел 10. Экономика: хозяйство, наука о хозяйстве и материальность
Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке. Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика.
Социально-исторический контекст возникновения политической экономии. Антропологическая реконструкция экономической науки (К. Поланьи, М. Фуко). Основные проблемы и антропологический базис политической экономии. Роль политико-экономического знания в формировании нового режима управления в Европе XVIII века. Государство и создание саморегулирующихся рынков. Критика и развитие политической экономии в учении К. Маркса.
Становление неоклассической экономической теории. Экономическая теория и экономическая антропология. Формализм и субстантивизм (К. Поланьи, Дж. Долтон, С. Тэкс, Р. Фёрт). Полисемия слова «экономический». Модель «человека экономического» и её пределы. Рациональность и капитализм. Роль экономического знания в институциональных трансформациях и эволюции практик управления в XX веке.
Антропология науки. Экономическая наука и экономические технологии. Производство экономического человека. Перформативность экономической науки (М. Каллон). Роль экономической науки в возрастании автономии экономической сферы. Историчность экономического и эволюция человека: проблема единства предмета экономической антропологии.
Обязательная литература
Поланьи К. 2002. Экономика как институционально оформленный процесс. Экономическая социология. 2 (3): 62-73. URL: http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-2/index.html
Coombe R. J. 1997. The Demonic Place of the «Not There»: Trademarks Rumors in the Postindustrial Society. In: Gupta A., Ferguson J. (eds). Culture, Power, Place: Explorations in Critical Anthropology. Durham: Duke University Press; 249-276.
Дополнительная литература
Латур Б. 2006. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. В кн. Вахштайн В. (ред.). Социология вещей. М.: Территория будущего; 342-364.
Хамфри К. 2010. Крестьянство и натуральное хозяйство как идеологемы современной России. В кн.: Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис; 171-200.
Розанваллон П. 2007. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Изд. дом «Новое Литературное обозрение».
Чаянов А. В. 1989. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика.
Юдин Г. Б. 2011. Теоретические основания исследования экономического знания. Экономическая социология. 12 (4): 13-32. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/09/29/1234590075/ecsoc_t12_n4.pdf#page=13
£ali§kan K., Callon M. 2009. Economization. Economy and Society. 38 (3): 269-298.
£ali§kan K., Callon M. 2010. Economization. Economy and Society. 39 (1): 1-32.
Callon M. 1998. Introduction. In: Callon M. (ed.). The Laws of the Markets. London: Blackwell; 1-57.
Callon M. 2007. What Does It Mean to Say that Economics is Performative? In: MacKenzie D., Muniesa F., Siu L. (eds). Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics. Princeton, NJ: Princeton University press; 311-357.
Cook S. 1966. The Obsolete «Anti-market» Mentality: A Critique of the Substantive Approach to Economic Anthropology. American Anthropologist (New Series). 68 (2): 323-345.
Dalton G. 1961. Economic Theory and Primitive Society. American Anthropologist (New Series). 63 (1):
1-25.
Dalton G. 1969. Theoretical Issues in Economic Anthropology. Current Anthropology. 10 (1): 63-102. Finley M. 1970. Aristotle and Economic Analysis. Past & Present. 47: 3-25. Foucault M. 2009. Security, Territory, Population. N. Y.: Palgrave Macmillan. Hart K., Hann C. 2011. Economic Anthropology. Cambridge: Polity Press; 1-99.
Humphrey C. 1998. The Domestic Mode of Production in post-Soviet Siberia? Anthropology Today. 14 (3):
2-8.
Breslau D. 2003. Economics Invents the Economy: Mathematics, Statistics, and Models in the Work of Irving Fisher and Wesley Mitchell. Theory and Society. 32: 379-411.
Kaplan D. 1968. The Formal-Substantive Controversy in Economic Anthropology: Reflections on Its Wider Implications. Southwestern Journal of Anthropology. 24 (3): 228-251.
MacKenzie D. 2006. Is Economics Performative? Option Theory and the Construction of Derivatives Markets. Journal of the History of Economic Thought. 28 (1): 29-55.
Meikle S. 1995. Aristotle's Economic Thought. N. Y.: Oxford University Press.
Mitchell T. 2008. Rethinking Economy. Geoforum. 39: 1116-1121.
Tax S. 1957. Changing Consumption in Indian Guatemala. Economic Development and Cultural Change. 5 (2): 147-158.
Terranova T. 2009. Another Life: The Nature of Political Economy in Foucault's Genealogy of Biopolitics.
Theory, Culture & Society. 26 (6): 234-262.
Vigo De Lima I. 2010. Foucault's Archaeology of Political Economy. N. Y.: Palgrave Macmillan.
Примерные темы для эссе
Темы для теоретического эссе:
— Гипотеза Э. Вестермарка и её критика З. Фрейдом: роль природы и культуры в формировании табу на инцест (на материале произведений В. Набокова и Г. Гарсиа-Маркеса).
— Однополые браки противоестественны? Сравнение биологистских и антибиологистских концепций родства.
— «Биологическое родство — это не научный факт, а культурный конструкт» (Д. Шнайдер). Критический разбор тезиса.
— Взятка-плата и взятка-подарок: проблема границы в работах Б. Малиновского и К. Грегори.
— Фигура террориста-смертника через призму различения сакрального и профанного? (Э. Дюрк-гейм и Т. Асад).
— Что означают термины «включённое наблюдение» и «participant observation»? Являются ли они синонимами?
— В каком смысле возможно полевое изучение (а) «врага» или (b) этнографии «вверх» по отношению к социальной позиции исследователя?
— «Работа этнографа похожа на работу следователя» (Ю. Симченко и В. Лебедев). Критический разбор тезиса.
— Бандит. Абрек. Робин Гуд. Сравните подходы к одной из этих фигур с точки зрения экономической и политической антропологии.
— Можно ли «встать на точку зрения туземца» (Б. Малиновский)?
— «Прошлое — чужая страна: там всё делают по-другому» (Лесли Поулз Хартли). Почему антропологи долгое время думали, что «другая страна» — это «прошлое»? И как нам относиться к прошлому социальных наук?
Темы для эмпирического эссе:
— Последний звонок, выпускной вечер и (или) экзамен как обряды перехода.
— Проблема определения отцовства и (или) материнства при использовании новых репродуктивных технологий.
— Когда можно и когда нельзя торговаться? Капитализм и институты базарной экономики.
— Символизм и логика дара: классификация ассортимента в специализированных магазинах подарков.
— Поведение в магазине или торговом центре как «социальная драма».
— «Средний класс» как самоидентификация. Является ли это «точкой зрения туземца» или научной (антропологической или социологической) категорией?
— Пунктуальность как социальное время.
Примерный перечень вопросов к экзамену
— Почему антропология отказалась от использования термина «примитивная культура»?
— Всегда ли будет верным утверждение «сын брата моего отца — мой родственник»?
— Что такое «авункулат» и какие объяснения этого явления вам известны?
— Почему именно родство возникло как основополагающая тема антропологии в её «классический век»(1920-1970)?
— Каково соотношение биологии и культуры в эволюционной антропологии, структурном функционализме и культурном релятивизме?
— Каковы, согласно М. Моссу, основные принципы экономики дара?
— В чём, согласно Ф. Барту, состоит смысл существования экономических сфер?
— В чём состоит суть предложенного К. Леви-Строссом подхода к анализу мифов и (или) обмена?
— Сравните подходы К. Гирца и Т. Асада к определению религии.
— Какие основные типы политических систем выделяют М. Фортес и Э. Э. Эванс-Притчард?
— Что такое «социальная драма» и каковы её основные этапы?
— За что А. Гупта критикует взгляд на государство как на единую сущность?
— Почему Э. Саид утверждает, что Восток — это неотъемлемая часть европейской материальной цивилизации и культуры?
— Приведите известные вам аргументы за и против тезиса об аморальности денег.
— Каким образом режимы ценностей позволяют регулировать обмен?
— Какие объяснения существования потлача вам известны?
— Почему, согласно М. Стратерн, неделимая идентичность делала бы дар невозможным?
— Можно ли утверждать, что саморегулирующиеся рынки были созданы государством?
— Можно ли утверждать, что функционирование экономических законов не зависит от того, удалось ли экономической науке открыть их?
— Что означает, когда антропологи говорят, что они «искали традиционность, а нашли современность»?
— Прокомментируйте антропологические следствия призыва «наблюдать наблюдателей» (Дж. Стокинг).
— Какие антропологические допущения делает А. В. Чаянов в своей теории хозяйственных форм? Сравните их с допущениями М. Салинза и (или) К. Поланьи.