мые яркие примеры из раннего творчества писателя, оставляя за пределами внимания большой пласт материала, который может послужить основой для более полного исследования возможностей именований персонажей в создании «смеховых портретов».
Однако и проанализированный материал показывает важность и принципиальную значимость «смеховых» имен и фамилий в создании «смехового портрета» персонажа, так как зачастую только благодаря комическому именованию герой приобретает «смехо-вой статус» (ср. «писарь Писаренко»).
Таким образом, художественная речь дает писателю широкие возможности для создания комического эффекта с использованием имен собственных: от создания «говорящих», прямо характеризующих имен до оживления социолингвистических составляющих имен собственных и участия ономакомпонентов текста в словообразовательных процессах. Анализ произведений писателя показал, что практических во всех случаях необходимо учитывать контекст, оформляющих данное имя и оживляющий его внутреннюю форму.
Список литературы
1. Цит. по (в круглых скобках первая цифра указывает на номер тома, вторая - номер страницы): Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений [Текст] : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - Л., 1972-1990.
2. Щенникова, Л. П. Имена [Текст] / Л. П. Щенникова // Достоевский : Эстетика и поэтика : словарь-справочник. -Челябинск, 1997. - С. 166-168.
Кшнякина М. АРТ-КРИТИКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
На рынке в условиях развитых массовых коммуникаций элементы искусства становятся обычным товаром потребления. Произведение искусства или его печатный образ в газете - это предмет потребления, как, собственно, и сами газеты.
Несомненно, от того, как произведение позиционируется на рынке, зависит уровень его потребления, спроса, масштаб влияния и географического охвата.
Масскульт в силу избыточности находит своего потребителя, но кто будет продвигать в информационном поле классическое искусство? При обилии информационных продуктов, этого специфического товара становится все меньше. Отрасль культуры сегодня брошена в стихию свободного рынка. Но для здорового развития рынка, в том числе информационного, нужны товары разнообразные и качественные.
На сегодняшний день в современной российской научной практике отсутствуют работы, рассматривающие массовую художественную критику, именуемую за рубежом "арт-критикой". как комплексный феномен в контексте нового информационного рынка России. В то же время это одна из актуальнейших проблем, которая затрагивает комплекс вопросов современной журналистики. Нужна ли художественная критика в массовых изданиях? Насколько данная проблематика актуальна для региональной прессы? Как приблизить ее к широкой аудитории? - эти и многие другие вопросы еще десятилетие назад не стояли так остро как теперь. Идеологическая политика тех лет, проводимая в СМИ, включала художественную критику как обязательный компонент. Но на текущий момент ее функции трансформировались и в современных условиях не имеют четкой артикуляции.
Арт-критика - культуроформирующий феномен. Но выполняется ли ее основная просветительская функция в рыночной системе СМИ? На наш взгляд, в то время, когда журналистика стала товаром, традиция просвещения средствами печатных СМИ прервалась, СМИ стали выполнять функции менеджера глобальных социальных трансформаций, пропагандиста нового образа жизни. Современная медиаполитика общественно-политических газет основана на конъюнктурных принципах. С этим связана одна из современных тенденций в журналистике - демократизация содержания узкопрофессиональных тем и целенаправленная стандартизация культуры в текстах СМИ. Журналисты ставят своей целью писать о художественной сфере доступно и общо. Но не
является ли такого рода обобщение, сделанное не специалистом-искусствоведом, профанацией изобразительного первоисточника? Тем более, что ситуация усугубляется проявлением тенденции влияния РЯ и рекламы на журналистику. РЯ-тсксты. как новое стилистическое оформление информационных материалов, внесли в публицистическое изложение саморепрезентативные мотивации, установив новые неписанные стандарты, которыми грешат многие журналистские статьи.
Существует множество методов по выработке критериев ме-диакритики. Сложились подходы решения данной проблемы, один из них был использован при анализе алтайской прессы. В печатных изданиях Алтайского края изокритика отсутствует как самостоятельное и влиятельное явление художественной среды. Это связано как с отсутствием ее исторически сложившейся традиции, так и с отсутствием художественной среды как основного адресата. Два противопоставленных лагеря - искусствоведы и журналисты - выполняют сегодня роль отсутствующего в местной прессе художественного критика. Среди явных недостатков в работе тех и других можно выделить следующие:
• в журналистской практике преобладает «наивно-эмоциональное» восприятие проблематики искусства, что не обеспечивает объективного и в полной мере компетентного взгляда на происходящее;
• публицисты, не анализируя, констатируют локальные события дня настоящего;
• более редкое явление в массовой прессе - искусствоведческая публицистика - обременена узкоспециальными и конкретно-историческими взглядами на современное изобразительное творчество.
Основной проблемой, лежащей в корне этих недостатков, видится отсутствие посредника между этими направлениями - искусствоведа-практика, способного производить сквозной анализ событий и делать обобщения текущих событий в контексте мировой художественной практики, способного аргументировано прогнозировать развитие художественной жизни региона актуализировать в глазах общественности проблемы искусства. Это «противостояние» обусловлено разницей в подходе к предмету художественной критики.
Искусствоведы и эстетики исследуют газетную художественную критику как материал для теоретических и исторических обобщений, чтобы определить закономерности в ее содержательной составляющей. Предметом исследований профессионального журналистского сообщества становится форма критического произведения, его социальная актуальность.
Художественная критика как субдисциплина искусствознания связана с пониманием искусства как такового, но, рассматриваемая в качестве одной из областей журналистики, она трактует искусство как социальный факт. Первая относится к искусству как к художественной ценности, вторая - как к ценности потребления. Журналистика склонна рассматривать искусство как социально-культурный феномен, что изначально ограничивает ее проникновение в смыслы искусства. Поэтому современная газета отражает культурную жизнь, не претендуя на ее прямое влияние.
Из-за отсутствия в журналистской среде специалистов, владеющих методикой критического анализа объектов творчества и художественных явлений, обращение к данной тематике сведено к минимуму. Журналисты, как правило, проецируют свое субъективное отношение к искусству на публикуемые материалы. В результате не все рассматриваемые статьи по данной тематике содержат критические и оценочные отзывы. Изокритика, не являясь актуальным средством социальной информации и просвещения, представлена в ряде информационных жанров и выполняет зачастую рекламно-справочную функцию.
Одной из причин, по нашему мнению, является тот факт, что художественная жизнь провинциального города - это замкнутая система, продолжающая, отчасти, функционировать по социалистической модели художественной коммуникации. Такая ситуация типична и для других городов российской провинции.
Классические русские образцы художественной критики, как и образцы истинного высокого музыкального (исполнительского), живописного и пластического искусств, литературные источники сосредоточены, по преимуществу, в двух российских столицах. По причине географической близости к исконным культурным текстам в городах центральной части страны существует прослойка интеллигенции, искушенная в вопросах культуры.
Именно на эту целевую аудиторию успешно работает специализированное издание с соответствующим названием «Культура». Провинциальному же искусствоведу, публицисту, художнику они труднодоступны. И если столичные медиа могут позволить себе содержание специализированных изданий для интеллигенции, то провинциальная критика по многим причинам испытывает серьезные трудности с опубликованием материалов по проблематике культуры и искусства даже в изданиях «общего спроса».
На замкнутость художественного процесса указывает отсутствие практики обмена медийными текстами по проблематике культуры между местными и региональными, центральными газетами. Издания не содержат комментариев общероссийских новостей культуры. На рынке периодической печати Алтайского края газет узкопрофессиональной направленности, посвященных тематике культуры и искусства, не существует при достаточном количестве информационных поводов. Художественная жизнь региона в результате имеет характер стихийного и скрытого, кулуарного явления. В настоящий момент в условиях меняющейся культурной парадигмы происходит смена системы закрытого типа на открытый.
В провинции еще не сложилась институция арт-рынка, в котором арт-критик необходим как часть маркетингового механизма. Миссия арт-менеджмента - «открыть» замкнутую среду для потребителей, наладив взаимовыгодные контакты на коммерческой основе. Традиционная художественная и коммерческая коммуникации воздействуют на публику в одностороннем порядке, их цель - художественная рецепция публикой продуктов творчества. Медийная же коммуникация, действующая в социальном поле, способна обеспечить полноценную коммуникацию.
В заботе о здоровом развитии общества арт-критика может взять на себя как культурообразующую функцию, так и функцию продвижения наарт-рынок. Образ высокого искусства - это средство оздоровления общественного вкуса. Сегодня в данной сфере отсутствуют признаки здорового рынка: конкуренция, активные стратегии рекламы и продвижения. Арт-критика многофункциональна, со страниц печатных изданий она может разъяснять, воспитывать, образовывать и, конечно же, продвигать продукты
традиционной культуры и искусства. Заниматься продвижением искусства должен компетентный, подготовленный специалист
- арт-критик.
Так почему же арт-критика сегодня так актуальна, есть ли в ней необходимость обращения к широкой публике? Определенно
- да. Эпоха визуальной культуры, в которую все мы вступили, имеет такие характеристики, как зрелищность, фрагментарность, агрессивность визуальной информационной среды, что неминуемо ведет к автоматизму восприятия потребителем или к потере ориентации в информационном многообразии. Восприятие невербальных смыслов требует определенного интерпретационного навыка, без которого невозможно целостное осмысление информации. Без рефлексии необработанная информация откладывается на подсознательном уровне и зачастую получает негативные установки. Именно поэтому требуется грамотное избирательное потребление, которое может быть воспитано на образцах высокой культуры. Пресса как одно из популярных информационных средств должна давать такие ориентиры, помогая не только получать информацию, но и систематизировать, включать в обиход традиционные духовные ценности, создавать благоприятные условия для интеллектуального и эстетического потребления читателем информации. Тем более что печатные СМИ в противовес эфирным имеют возможность разместить в доступном и относительно долговечном бумажном формате детальный анализ, обстоятельный комментарий к событиям в мире искусства, проиллюстрировать их.
Мальцева И. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ В РАМКАХ КОРРЕЛЯЦИИ «АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ»
Удовлетворение информационных потребностей аудитории в рамках современного состояния ноосферы необходимо включать в число первоочередных целей коммуникатора (журналиста) как цель-средство для достижения других, управленческих задач