Научная статья на тему 'Арнайы пәнді оқытуда студенттерге теориялық мағлұматтарды тәжірибе жүзінде игертуде жаңа технологияларды қолдану тиімділігі'

Арнайы пәнді оқытуда студенттерге теориялық мағлұматтарды тәжірибе жүзінде игертуде жаңа технологияларды қолдану тиімділігі Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торениязова Б. М., Жайлыгулова Б. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арнайы пәнді оқытуда студенттерге теориялық мағлұматтарды тәжірибе жүзінде игертуде жаңа технологияларды қолдану тиімділігі»

55 лет ^

процесса является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на обучающегося и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые ППС цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности обучающихся и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. Подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если студент-медик не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны преподавателя. В связи с этим ППС нужно знать не только изучаемый предмет, но и хорошо изучать обучающихся, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи. В нашем вузе необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на специфику медицинского направления подготовки студента. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня

воспитанности каждого студента-медика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. Инновационные методы воспитания внедрены в вузе также через кураторские часы. В 2012 году проведен конкурс «Лучший куратор года». В этом конкурсе участвует не только куратор, но и непосредственно курируемая группа. Процесс проведения и подготовки к различным этапам конкурса полностью ложится на плечи студентов и куратора. При этом отмечается взаимовыручка каждого и появляется интерес к познанию нового. Это педагогический фактор (через Устав вуза, ППС, дисциплины, УМКД, занятия спортом, НСК, кураторские часы, досуг, профориентация), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через ее отношения которые складываются между студентами - ППС -родителями; через психологический климат в группе, позволяющий объединять воедино в рамках данного нашего учебного заведения.

УДК 616-003.96:378:001.895

Г.А. ТЕМИРОВА, К.Б. ТЕМИРОВ, А.У. ТУРГАНБАЕВА, А.Т. КАЛДЫБАЕВА, Н.К. ЖАЛИМБЕТОВА

ВАРИАТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Актюбинский университет имени Каныша Сатпаева, Актюбинский государственный университет имени Кудайбергена Жубанова

Учитывая инновационные изменения в образовании в Республике Казахстане через создание новой программы и системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных систем подачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный период истории Казахстана стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Актуальность проблемы социально-психологической адаптации связана с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном казахстанском обществе. Анализируется динамика различных объектов социальной психологии: личности, малой группы, межличностных и межгрупповых отношений. На данный период существуют различные виды обра-

зовательных систем: школы, лицеи, гимназии, интернаты, общеобразовательные школы, Сузы и Вузы. Вариативное образование представляет собой образование, апробирующее иные не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и представляющие личности веер возможностей выбора своей судьбы. Эффект, сходный с парадоксом осознания - группы высокого уровня развития имеют тенденцию к заниженной оценке этого уровня, а группы с низкого уровня - к завышенной. Таким образом, можно выделить три критерия адаптированности личности: интеграция со средой, реализация личностного потенциала, эмоциональное самочувствие. Важно отметить условия, влияющие на адаптацию личности - это социально-психологические особенности коллектива: характер взаимоотношений, ценностные ориентации, традиции коллектива, социально-психологический климат. Выяснилось, что успешность адаптации во многом зависит от того, как согласуется система отношений личности с ценностями группы.

УДК 377.031:61

Б.М. ТОРЕНИЯЗОВА, Б.Ж. ЖАИЛЫГУЛОВА

АРНАЙЫ П8НД1 ОКЫТУДА СТУДЕНТТЕРГЕ ТЕОРИЯЛЫК МАГЛ¥МАТТАРДЫ Т8Ж1РИБЕ ЖYЗIНДЕ ИГЕРТУДЕ ЖАНА ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ КОЛДАНУ ТИ1МД1Л1Г1

М. Маметова атындагы медицина колледж^ А|тебе

Елбасы Н.Э. Назарбаев Каза|станды 50 бэсекеге |аб1летп елдер |атарына жетюзу Yшiн ^¡рп заманда б^м беру жэне мамандандырылган кадрларды дайындау iсiн жет^ру керек деп дер кезЫде дурыс багыт^а осы саланы багыттады.

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

Элемнщ екiншi устазы атанган ¥лы бабамыз Эл Фараби айт|андай адамга ец бiрiншi б^м емес, тэрбие керек, тэрбиеаз бертген б^м адамзатты апат|а экеледi деп айт|ан сезЫщ |ад!р |асиет |аз!рде болаша| маманныц да оныц о^ытушысыньщда

55 жыл ^

санасында жацгырып туруы тис Осыны улттьщ бiлiм беру Heri3i десек те болады.

Медицина orçy орындарындагы студенттердщ бойында кэабилк сапаны ^алыптастыруда гылыми жоба эдiсiн ^олдану тиiмдiлiгiн ез тэжiрибемiзде кере бастадьщ.

Тэyелсiздiпмiздщ 20 жылдьщ мерейтойыныц ^арсацында Кекшетау медицина колледжiнде еткен «Мешрбике iсi — адамгершiлiк пен ¡зплктщ енерЬ> атты Республикальщ гылыми тэжiрибелiк конференцияга (хальи^аральи^ ^атысушымен) Жаманова Айгерiм атты стyдентiмiз ^атысты.

Fылыми-тэжiрибелiк конференциясыныц комиссия сарапшыларыныц уйгарымымен жаца инновацияльщ технология дэрежесiнде жоба деп таныды жэне «Денсаульщ ^ундылыгы» номинациясы бойынша марапатталганы жогарыда айтылган сездермЬдщ айгагы. Атап айт^анда, ойындьщ езара эрекеттер,

рeлдiк ойынмен саба^ жYргiзy кезiнде о^ушы eзi нагыз зерттеу объектiciне айналып проблемаларды сараптайды, оцтайлы эдicтер ар^ылы eз ма^сатын ай^ындап, зерттеy жумысыныц болжамын айтyFа Yйренедi. На^ты жаFдайдаFы мiндеттердi шешy болаша^та кэciби ^ызмет процеciнде cаyатты шешiмдер ^абылдау бiлiгi мен даFдыcын rçалыптаcтырyFа мYмкiндiк бередi, оrçyшыларFа пэн бойынша о^у материалын жетiк мецгерyге жаFдай жасайды.

СоFан орай, колледжiмiзде eткен «Ею eкпенiц eкпеci», «Сiз жедел жэрдемнщ фельдшерiciз» сия^ты сахнальщ ^ойылымдар юкерлк - рeлдiк ойындарFа мысал бола алады.

Дорыта айт^анда, о^у жылыныц басында бiлiмдi игерyдiц 20%-ын игерген о^ушы осындай саба^тардыц нэтижеciнде eзi зерттеyшi ретiнде 80-100 %^а дешн тэжiрибеciн жетiлдiретiнiне кeзiмiз жеттi.

УДК 610.1:001.895

Г.Т. ТУЛЕШОВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ

АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Астана

В международной практике проблемами развития медицинского образования и, в том числе, вопросами внедрения инновационного менеджмента в медицинском образовании занимается целый ряд международных объединений и ассоциаций - Всемирная федерация медицинского образования (World Fédération of Médical Education -WFME), Ассоциация медицинского образования в Европе (Association for Médical Education in Europe - AMEE), Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (International Association of Médical Science Educators - IAMSE), Азиатская ассоциация медицинского образования (Asian Médical Education Association - AMEA), Ассоциация высокого качества в медицинском образовании (Association for Excellence in Médical Education - AEME) и др. Данные международные организации выступают инициаторами разработки стандартов и иных руководящих документов, действующих как на региональном, так и на международном уровнях. Результатом работы регулярных конференций и ассамблей с участием ассоциаций зачастую становится принятие резолюций и соглашений по вопросам подготовки медицинских кадров. К числу наиболее знаковых международных соглашений последнего десятилетия относится Сицилийская декларация. Сицилийская декларация по вопросам научно обоснованной практики, принятая на Международной конференции преподавателей и уче-

ных в области доказательной медицины (Сицилия, сентябрь 2003 г.), указывает на необходимость использования принципов научно-обоснованной практики в подготовке медицинских кадров и обучении практикующих врачей. При этом, на всех уровнях медицинского образования рекомендуется использовать достижения Best Evidence Medical Education (BEME) -движения за развитие медицинского образования на доказательной основе.

Анализ мировых тенденций развития медицинского образования в последние годы указывает на то, что подобно доказательной медицине, ставшей основным инструментом обеспечения качества клинического процесса, именно внедрение идеологии BEME выступает основным условием достижения качества медицинского образования.

Цель BEME заключается в использовании результатов научно-обоснованных педагогических исследований в системе медицинского образования. Наличие научно-обоснованной информации по конкретным вопросам организации образовательного процесса позволяет преподавателям и администраторам медицинского образования всех уровней, включая национальные органы управления, принимать эффективные решения, добиваясь тем самым достижения наиболее высоких результатов.

УДК 615.47:001.8

Г.Т. ТУЛЕШОВА, Д.Н. АХМЕТОВА, Ж.Б. БЕКБЕРГЕНОВА, А.Т. УМБЕТЖАНОВА, М.Г. МАХАМЕТОВА, Н.К. НУРГАЛИЕВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА AGREE ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

«АО Mедицинcкий Университет Астана», Астана

С тех пор, как дисциплина «Основы доказательной медицины (ДМ)» стала согласно ГОСО-2006 обязательной, образовательная деятельность рассматри-36

вается как важный шаг по развитию ДМ и внедрению в клиническую практику качественных и эффективных методов лечения. Обучение ДМ требует от преподава-

Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.