55 лет ^
процесса является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на обучающегося и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые ППС цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности обучающихся и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. Подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если студент-медик не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны преподавателя. В связи с этим ППС нужно знать не только изучаемый предмет, но и хорошо изучать обучающихся, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи. В нашем вузе необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на специфику медицинского направления подготовки студента. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня
воспитанности каждого студента-медика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. Инновационные методы воспитания внедрены в вузе также через кураторские часы. В 2012 году проведен конкурс «Лучший куратор года». В этом конкурсе участвует не только куратор, но и непосредственно курируемая группа. Процесс проведения и подготовки к различным этапам конкурса полностью ложится на плечи студентов и куратора. При этом отмечается взаимовыручка каждого и появляется интерес к познанию нового. Это педагогический фактор (через Устав вуза, ППС, дисциплины, УМКД, занятия спортом, НСК, кураторские часы, досуг, профориентация), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через ее отношения которые складываются между студентами - ППС -родителями; через психологический климат в группе, позволяющий объединять воедино в рамках данного нашего учебного заведения.
УДК 616-003.96:378:001.895
Г.А. ТЕМИРОВА, К.Б. ТЕМИРОВ, А.У. ТУРГАНБАЕВА, А.Т. КАЛДЫБАЕВА, Н.К. ЖАЛИМБЕТОВА
ВАРИАТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Актюбинский университет имени Каныша Сатпаева, Актюбинский государственный университет имени Кудайбергена Жубанова
Учитывая инновационные изменения в образовании в Республике Казахстане через создание новой программы и системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных систем подачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный период истории Казахстана стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Актуальность проблемы социально-психологической адаптации связана с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном казахстанском обществе. Анализируется динамика различных объектов социальной психологии: личности, малой группы, межличностных и межгрупповых отношений. На данный период существуют различные виды обра-
зовательных систем: школы, лицеи, гимназии, интернаты, общеобразовательные школы, Сузы и Вузы. Вариативное образование представляет собой образование, апробирующее иные не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и представляющие личности веер возможностей выбора своей судьбы. Эффект, сходный с парадоксом осознания - группы высокого уровня развития имеют тенденцию к заниженной оценке этого уровня, а группы с низкого уровня - к завышенной. Таким образом, можно выделить три критерия адаптированности личности: интеграция со средой, реализация личностного потенциала, эмоциональное самочувствие. Важно отметить условия, влияющие на адаптацию личности - это социально-психологические особенности коллектива: характер взаимоотношений, ценностные ориентации, традиции коллектива, социально-психологический климат. Выяснилось, что успешность адаптации во многом зависит от того, как согласуется система отношений личности с ценностями группы.
УДК 377.031:61
Б.М. ТОРЕНИЯЗОВА, Б.Ж. ЖАИЛЫГУЛОВА
АРНАЙЫ П8НД1 ОКЫТУДА СТУДЕНТТЕРГЕ ТЕОРИЯЛЫК МАГЛ¥МАТТАРДЫ Т8Ж1РИБЕ ЖYЗIНДЕ ИГЕРТУДЕ ЖАНА ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ КОЛДАНУ ТИ1МД1Л1Г1
М. Маметова атындагы медицина колледж^ А|тебе
Елбасы Н.Э. Назарбаев Каза|станды 50 бэсекеге |аб1летп елдер |атарына жетюзу Yшiн ^¡рп заманда б^м беру жэне мамандандырылган кадрларды дайындау iсiн жет^ру керек деп дер кезЫде дурыс багыт^а осы саланы багыттады.
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
Элемнщ екiншi устазы атанган ¥лы бабамыз Эл Фараби айт|андай адамга ец бiрiншi б^м емес, тэрбие керек, тэрбиеаз бертген б^м адамзатты апат|а экеледi деп айт|ан сезЫщ |ад!р |асиет |аз!рде болаша| маманныц да оныц о^ытушысыньщда
55 жыл ^
санасында жацгырып туруы тис Осыны улттьщ бiлiм беру Heri3i десек те болады.
Медицина orçy орындарындагы студенттердщ бойында кэабилк сапаны ^алыптастыруда гылыми жоба эдiсiн ^олдану тиiмдiлiгiн ез тэжiрибемiзде кере бастадьщ.
Тэyелсiздiпмiздщ 20 жылдьщ мерейтойыныц ^арсацында Кекшетау медицина колледжiнде еткен «Мешрбике iсi — адамгершiлiк пен ¡зплктщ енерЬ> атты Республикальщ гылыми тэжiрибелiк конференцияга (хальи^аральи^ ^атысушымен) Жаманова Айгерiм атты стyдентiмiз ^атысты.
Fылыми-тэжiрибелiк конференциясыныц комиссия сарапшыларыныц уйгарымымен жаца инновацияльщ технология дэрежесiнде жоба деп таныды жэне «Денсаульщ ^ундылыгы» номинациясы бойынша марапатталганы жогарыда айтылган сездермЬдщ айгагы. Атап айт^анда, ойындьщ езара эрекеттер,
рeлдiк ойынмен саба^ жYргiзy кезiнде о^ушы eзi нагыз зерттеу объектiciне айналып проблемаларды сараптайды, оцтайлы эдicтер ар^ылы eз ма^сатын ай^ындап, зерттеy жумысыныц болжамын айтyFа Yйренедi. На^ты жаFдайдаFы мiндеттердi шешy болаша^та кэciби ^ызмет процеciнде cаyатты шешiмдер ^абылдау бiлiгi мен даFдыcын rçалыптаcтырyFа мYмкiндiк бередi, оrçyшыларFа пэн бойынша о^у материалын жетiк мецгерyге жаFдай жасайды.
СоFан орай, колледжiмiзде eткен «Ею eкпенiц eкпеci», «Сiз жедел жэрдемнщ фельдшерiciз» сия^ты сахнальщ ^ойылымдар юкерлк - рeлдiк ойындарFа мысал бола алады.
Дорыта айт^анда, о^у жылыныц басында бiлiмдi игерyдiц 20%-ын игерген о^ушы осындай саба^тардыц нэтижеciнде eзi зерттеyшi ретiнде 80-100 %^а дешн тэжiрибеciн жетiлдiретiнiне кeзiмiз жеттi.
УДК 610.1:001.895
Г.Т. ТУЛЕШОВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Астана
В международной практике проблемами развития медицинского образования и, в том числе, вопросами внедрения инновационного менеджмента в медицинском образовании занимается целый ряд международных объединений и ассоциаций - Всемирная федерация медицинского образования (World Fédération of Médical Education -WFME), Ассоциация медицинского образования в Европе (Association for Médical Education in Europe - AMEE), Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (International Association of Médical Science Educators - IAMSE), Азиатская ассоциация медицинского образования (Asian Médical Education Association - AMEA), Ассоциация высокого качества в медицинском образовании (Association for Excellence in Médical Education - AEME) и др. Данные международные организации выступают инициаторами разработки стандартов и иных руководящих документов, действующих как на региональном, так и на международном уровнях. Результатом работы регулярных конференций и ассамблей с участием ассоциаций зачастую становится принятие резолюций и соглашений по вопросам подготовки медицинских кадров. К числу наиболее знаковых международных соглашений последнего десятилетия относится Сицилийская декларация. Сицилийская декларация по вопросам научно обоснованной практики, принятая на Международной конференции преподавателей и уче-
ных в области доказательной медицины (Сицилия, сентябрь 2003 г.), указывает на необходимость использования принципов научно-обоснованной практики в подготовке медицинских кадров и обучении практикующих врачей. При этом, на всех уровнях медицинского образования рекомендуется использовать достижения Best Evidence Medical Education (BEME) -движения за развитие медицинского образования на доказательной основе.
Анализ мировых тенденций развития медицинского образования в последние годы указывает на то, что подобно доказательной медицине, ставшей основным инструментом обеспечения качества клинического процесса, именно внедрение идеологии BEME выступает основным условием достижения качества медицинского образования.
Цель BEME заключается в использовании результатов научно-обоснованных педагогических исследований в системе медицинского образования. Наличие научно-обоснованной информации по конкретным вопросам организации образовательного процесса позволяет преподавателям и администраторам медицинского образования всех уровней, включая национальные органы управления, принимать эффективные решения, добиваясь тем самым достижения наиболее высоких результатов.
УДК 615.47:001.8
Г.Т. ТУЛЕШОВА, Д.Н. АХМЕТОВА, Ж.Б. БЕКБЕРГЕНОВА, А.Т. УМБЕТЖАНОВА, М.Г. МАХАМЕТОВА, Н.К. НУРГАЛИЕВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА AGREE ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»
«АО Mедицинcкий Университет Астана», Астана
С тех пор, как дисциплина «Основы доказательной медицины (ДМ)» стала согласно ГОСО-2006 обязательной, образовательная деятельность рассматри-36
вается как важный шаг по развитию ДМ и внедрению в клиническую практику качественных и эффективных методов лечения. Обучение ДМ требует от преподава-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.