Научная статья на тему 'Опыт использования инструмента agree при изучении дисциплины "основы доказательной медицины"'

Опыт использования инструмента agree при изучении дисциплины "основы доказательной медицины" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тулешова Г.Т., Ахметова Д.Н., Бекбергенова Ж.Б., Умбетжанова А.Т., Махаметова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования инструмента agree при изучении дисциплины "основы доказательной медицины"»

55 жыл ^

санасында жацгырып туруы тис Осыны улттьщ бiлiм беру Heri3i десек те болады.

Медицина orçy орындарындагы студенттердщ бойында кэабилк сапаны ^алыптастыруда гылыми жоба эдiсiн ^олдану тиiмдiлiгiн ез тэжiрибемiзде кере бастадьщ.

Тэyелсiздiпмiздщ 20 жылдьщ мерейтойыныц ^арсацында Кекшетау медицина колледжiнде еткен «Мешрбике iсi — адамгершiлiк пен ¡зплктщ енерЬ> атты Республикальщ гылыми тэжiрибелiк конференцияга (хальи^аральи^ ^атысушымен) Жаманова Айгерiм атты стyдентiмiз ^атысты.

Fылыми-тэжiрибелiк конференциясыныц комиссия сарапшыларыныц уйгарымымен жаца инновацияльщ технология дэрежесiнде жоба деп таныды жэне «Денсаульщ ^ундылыгы» номинациясы бойынша марапатталганы жогарыда айтылган сездермЬдщ айгагы. Атап айт^анда, ойындьщ езара эрекеттер,

рeлдiк ойынмен саба^ жYргiзy кезiнде о^ушы eзi нагыз зерттеу объектiciне айналып проблемаларды сараптайды, оцтайлы эдicтер ар^ылы eз ма^сатын ай^ындап, зерттеy жумысыныц болжамын айтyFа Yйренедi. На^ты жаFдайдаFы мiндеттердi шешy болаша^та кэciби ^ызмет процеciнде cаyатты шешiмдер ^абылдау бiлiгi мен даFдыcын rçалыптаcтырyFа мYмкiндiк бередi, оrçyшыларFа пэн бойынша о^у материалын жетiк мецгерyге жаFдай жасайды.

СоFан орай, колледжiмiзде eткен «Ею eкпенiц eкпеci», «Сiз жедел жэрдемнщ фельдшерiciз» сия^ты сахнальщ ^ойылымдар юкерлк - рeлдiк ойындарFа мысал бола алады.

Дорыта айт^анда, о^у жылыныц басында бiлiмдi игерyдiц 20%-ын игерген о^ушы осындай саба^тардыц нэтижеciнде eзi зерттеyшi ретiнде 80-100 %^а дешн тэжiрибеciн жетiлдiретiнiне кeзiмiз жеттi.

УДК 610.1:001.895

Г.Т. ТУЛЕШОВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ

АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Астана

В международной практике проблемами развития медицинского образования и, в том числе, вопросами внедрения инновационного менеджмента в медицинском образовании занимается целый ряд международных объединений и ассоциаций - Всемирная федерация медицинского образования (World Fédération of Médical Education -WFME), Ассоциация медицинского образования в Европе (Association for Médical Education in Europe - AMEE), Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (International Association of Médical Science Educators - IAMSE), Азиатская ассоциация медицинского образования (Asian Médical Education Association - AMEA), Ассоциация высокого качества в медицинском образовании (Association for Excellence in Médical Education - AEME) и др. Данные международные организации выступают инициаторами разработки стандартов и иных руководящих документов, действующих как на региональном, так и на международном уровнях. Результатом работы регулярных конференций и ассамблей с участием ассоциаций зачастую становится принятие резолюций и соглашений по вопросам подготовки медицинских кадров. К числу наиболее знаковых международных соглашений последнего десятилетия относится Сицилийская декларация. Сицилийская декларация по вопросам научно обоснованной практики, принятая на Международной конференции преподавателей и уче-

ных в области доказательной медицины (Сицилия, сентябрь 2003 г.), указывает на необходимость использования принципов научно-обоснованной практики в подготовке медицинских кадров и обучении практикующих врачей. При этом, на всех уровнях медицинского образования рекомендуется использовать достижения Best Evidence Medical Education (BEME) -движения за развитие медицинского образования на доказательной основе.

Анализ мировых тенденций развития медицинского образования в последние годы указывает на то, что подобно доказательной медицине, ставшей основным инструментом обеспечения качества клинического процесса, именно внедрение идеологии BEME выступает основным условием достижения качества медицинского образования.

Цель BEME заключается в использовании результатов научно-обоснованных педагогических исследований в системе медицинского образования. Наличие научно-обоснованной информации по конкретным вопросам организации образовательного процесса позволяет преподавателям и администраторам медицинского образования всех уровней, включая национальные органы управления, принимать эффективные решения, добиваясь тем самым достижения наиболее высоких результатов.

УДК 615.47:001.8

Г.Т. ТУЛЕШОВА, Д.Н. АХМЕТОВА, Ж.Б. БЕКБЕРГЕНОВА, А.Т. УМБЕТЖАНОВА, М.Г. МАХАМЕТОВА, Н.К. НУРГАЛИЕВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА AGREE ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

«АО Mедицинcкий Университет Астана», Астана

С тех пор, как дисциплина «Основы доказательной медицины (ДМ)» стала согласно ГОСО-2006 обязательной, образовательная деятельность рассматри-36

вается как важный шаг по развитию ДМ и внедрению в клиническую практику качественных и эффективных методов лечения. Обучение ДМ требует от преподава-

Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

55 лет ^

тельского состава специфичных и обширных знаний в вопросах смежных дисциплин - клинической эпидемиологии и биостатистики.

Подход к преподаванию обязательно, и это очень важно, должен включать клинический компонент. Именно в этом привлекательность научно обоснованной медицины. Необходимо сформировать умение решать конкретные проблемы с использованием основных инструментов доказательной медицины: клинических рекомендаций, протоколов, формуляров, основанные на лучших научно обоснованных данных. В этом аспекте интересен опыт использования инструмента AGREE для оценки клинических практических руководств (КПР). Студентам импонирует выступать в роли экспертов, участвовать в групповых дискуссиях, сравнивать результаты оценок различных разделов одного и того же КПР. Лидеры малых групп учатся отстаивать свое мнение, обосновывать оценку своей группы, демонстрируя критическое мышление и тщательность проработки материала. Мы предлагаем в конце дискуссии самим студентам оценить вклад

каждого участника группы. Для оценки данной темы было проведено анонимное анкетирование студентов. По его результатам была выявлена заинтересованность студентов в прохождении подобного обучения, так как принципы доказательной медицины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качественное современное исследование. Студенты оценили практическую приближенность работы с инструментом AGREE к работе экспертов системы здравоохранения, делали выводы о необходимости применения стандартизированных методов оценки КПР, о возможности применения AGREE не только для оценки готового КПР, но и для разработки нового КПР. Универсальный инструмент AGREE, по мнению студентов, позволяет оценить качество КПР независимо от предложенной медицинской специальности и позволяет дать конкретные и конструктивные рекомендации по улучшению и процессу адаптации КПР с практическое здравоохранение.

УДК 378.147-388:614.255

Р.А.ТУРСЫНБАЕВА, Г.Н.БЕЙСЕГУЛОВА, Р.Т.ДЖУМАШЕВА, Д.С.БАЙГАМЫСОВА, К.Т.КАШАГАНОВА, С.Х.НАККАЖИНА, А.И.АБДЫКАЛЫКОВА, С.К.ТУСУПБЕКОВА

ОКУ - 9НД1РЮТ1К Т8Ж1РИБЕ - Д8Р1ГЕРД1 ЕНБЕК ЖОЛЫНА ДАЙЫНДАУДАГЫ Н8ТИЖЕЛ1 Б0Л1П

С.Ж. Асфендияров атындагы К^аза^ ¥лттьщ медициналы^ университету Алматы

О^у-енд^ютк тэжiрибе о^у YPДiсiнде болаша^ дэрiгердi ецбек жолына дайындау формасыныц нэтижелi белИ болып табылады. Биылгы о^у жылында Каз¥МУ-нщ жалпы медицина факультетЫщ 2 курс студенттерЫщ ететЫ «Палаталы^ ме^рбике кемекшю» атты о^у-ендрстк тэжiрибесiнщ (барлыгы 72 сагат) 66 сагатын университеттщ клиникалыщ базаларында, ^алган 6 сагатын Каз¥МУ-гi «Коммуникативтi дагдылар орталыгында» етедi. Тэжiрибелiк дагдылар орталыгында студенттер коммуникативтi дагдыларды машы^тандырып, виртуалды компьютерлiк ойындарды пайдалана отырып коммуникативт компетенциясын iске асыра алад ы.

Сонымен ^атар 2 курстын 158 студент о^у-ендiрiстiк тэжiрибенi тура^ты мекен-жайларында етуге мYмкiндiк алды. Олар республикамыздыц 7 облысыныц орталы^ ^алалыщ, облыстыщ ауруханаларымен ^атар аудандыщ ауруханаларда етедк Студенттер тэжiрибенi тургылы^ты мекен -жайында ету Yшiн етЫш жазып, О0Т ететiн емдiк мекемелердщ бас дэрiгерлерiмен жэне

университетпен Yш жа^ты келiсiм- шарт жасады. Студенттермен ез мекенцде вткiзетiн тэжiрибе туралы барлыщ дайындыщ жэне тYсiндiрме жумыстарды деканат жYргiздi. Академиялыщ ут^ырлыщ аясында М.Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттк медицина университетЫщ клиникалыщ базаларында «Процедуралыщ мейiрбике кемекшю» атты о^у-ендiрiстiк тэжiрибесiн етуге 3 курстан 20 студент жэне «Палаталыщ мейiрбике кеме^а» атты о^у-ендiрiстiк тэжiрибесiн етуге 2 курстан 20 студент жiберiлiп отыр. Сонымен ^атар М.Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университетЫщ 43 студент Каз¥МУ-дщ клиникалыщ базаларында о^у -ендiрiстiк тэжiрибесiн етедi. Университет студенттернщ жэне бас^а о^у орнынан келген студенттердщ еткiзген о^у-ендiрiстiк тэжрибеанщ барысы деканат тарапынан ба^ыланады, нэтижес бойынша студенттердщ ой -пiкiрлерi децгелек Yстел еткiзiлiп ортага салынады жэне тэжiрибеге жауапты кафедраныц есебi тыцдалады. СтуденттердН о^у-ендiрiстiк тэжiрибесi болаша^та жа^сы маман болуга тигiзер мацызы зор.

УДК 371:81=512.122

Б. ТYСIПКАЛИЕВ, А.К. Ж¥МАЛИНА , М.Б. ЖАРЛЫКАСИНОВА, Б.А. ЖЕКЕЕВА

КАЗАК Т1Л1НДЕ ОКЫТУДЫН ЖАНА 8Д1СТЕР1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету А^тебе

Казiргi жогары бiлiмдi мамандарды дайындау жумысыныц алдына ^ойылып отырган негiзгi талап, ол бэсекелкке сэйкес маман дайындау Yшiн, о^ыту процессiне Yздiк сипатты иновациялы^ эдютер енгiзу. Ягни, кезкелген енгiзiлген жацалыщ оц экономикалыщ

тиiмдiлiгiн беру керек. БYгiнгi тацда инновациялыщ жол жогары о^у орындарыныц (ЖОО) одан эрi дамып, шет елдiк жэне отандас жогары о^у орындарымен бэсекелестiкте артыщшылыщ керстетуге мYмкiндiк жасайды. Бул процесс ЖОО-ныц iс-эрекетiне

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.