Научная статья на тему 'Армянская воскресная школа в Саранске: задачи и перспективы'

Армянская воскресная школа в Саранске: задачи и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова А. А.

Статья посвящена исследованию усилий Мордовского отделения Союза армян России по созданию армянской воскресной школы в г. Саранске. Материал статьи базируется на полевых этнографических наблюдениях автора в Республике Мордовия в 2008-2010 гг. под руководством проф. Л.И. Никоновой (г. Саранск), экспертных интервью с лидерами местной армянской общины, родителями школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армянская воскресная школа в Саранске: задачи и перспективы»

Таким образом, профессиональная культура педагога определена как интегративное личностное образование, соединяющее в себе мотивацион-но-потребностную, содержательно-процессуальную и технологическую составляющие, обеспечивающие ее самореализацию в профессиональной деятельности, личностное развитие и саморазвитие педагога, формирование его мышления и мировоззрения, ценностно-смысловой ориентации, личностных качеств, стремления к саморазвитию, самореализации.

Список литературы:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пед. об-во России, 2002.

2. Дуранов М.Е. педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. / М.Е. Дуранов - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 365 с.

3. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова - М.: НО, 2000. - 272 с.

4. Кочетов Г.М. Воспроизводство профессиональной культуры: концептуальная постановка задачи: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Томск, 1975. - 45 с.

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

АРМЯНСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА В САРАНСКЕ: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Шевцова A.A.*

Московский институт открытого образования, г. Москва

Статья посвящена исследованию усилий Мордовского отделения Союза армян России по созданию армянской воскресной школы в г. Саранске. Материал статьи базируется на полевых этнографических наблюдениях автора в Республике Мордовия в 2008-2010 гг. под руководством проф. Л.И. Никоновой (г. Саранск), экспертных интервью с лидерами местной армянской общины, родителями школьников.

В таком динамично развивающемся поликультурном российском регионе, как Республика Мордовия, многонациональность издавна исполь-

* Старший научный сотрудник Центра международных образовательных программ, кандидат исторических наук.

зовалась как дополнительный человеческий ресурс, обогащающий историческое развитие всего региона и укрепляющий национальное единство российских народов. Немалый вклад в укрепление добрососедских отношений и формирование атмосферы толерантности и межнационального согласия в Мордовии внесла деятельность общественной организации -Мордовского Регионального отделения Союза армян России (г. Саранск) под председательством Л.Г. Саргсяна.

Как известно, насчитывающая несколько веков армянская диаспора (спюрк) состоит из цепи разбросанных по всему свету общин, подверженных языковому, культурному и социальному влиянию обществ «принимающих» государств. По самым скромным оценкам, она насчитывает свыше 5 млн. человек и представлена в РФ (по разным данным - от 1,3 млн. до 2 млн.), США (700 тыс.), во Франции (270 тыс.), в Иране (200 тыс.), в Сирии (170 тыс.), в Турции (150 тыс.) [4, с. 38]. Для большинства армян именно диаспора была и остается образом жизни. По меткому замечанию этнолога Евгения Фирсова (США), интеллектуальная реальность и социальный контекст современной диаспоры «в большей степени определяются историей: ее обаяние пронизывает армянскую культуру, является органической частью жизни армян по всему миру» [11, с. 74-75]. Армянская диаспора Мордовии невелика: по оценкам лидеров местной армянской общины, в регионе сосредоточено не менее 5 тыс. армян, причем их численность растет [14, 16]; по данным переписи 2002 г., в регионе зарегистрировано лишь 1310 армян, при этом владеют армянским языком лишь 1243 человека [9, с. 134-135].

Армянская диаспора по всему миру насчитывает сотни и тысячи общественных организаций, культурных центров, причем в настоящее время идет проработка вопроса о создании постоянно действующих совещаний или представительств международных организаций диаспоры в странах и региональных объединениях, имеющих приоритетное значение для - Армении [4, с. 50]. Диаспора - подвижная, саморазвивающаяся система, иначе говоря, «процесс» [3, с. 74] ее потенциал и ресурс постоянно меняется, и местным властям нужно уметь этот ресурс использовать.

В 2010 году Общероссийская общественная организация «Союз армян России» (далее - САР) отпраздновала свой десятилетний юбилей, проведя IV съезд армян России. «Союз армян России стремится быть одной большой армянской семьей, членом которой может стать каждый со своими возможностями и своими проблемами. Эта организация создана из нас и для нас, и её успешное развитие возможно только при нашем заинтересованном участии в её деятельности, - отмечает президент САР А А. Абрамян. - Никто больше, чем мы сами не может быть озабочен обеспечением лучшего будущего для нашей страны - России, нашей Родины - Армении и, в конечном итоге для нас и наших детей» [10].

Мордовское региональное отделение - одно из 63 отделений САР -было создано на учредительном собрании в январе 2008 года. «Создание регионального отделения САР позволит лучше организовать жизнь внутри армянской общины, сохранить национальную самобытность, решить многие социальные и гуманитарные проблемы живущих в республике армян. Об этом говорили многие из почти ста участников собрания. Создание Мордовского регионального отделения САР стало значительным событием в общественной жизни республики. Председателем Мордовского регионального отделения САР избран известный в республике строитель Левон Гарникович Саргсян» [2]. Президент САР и «Всемирного армянского конгресса», Посол Доброй воли Ара Абрамян отметил: «В Мордовии армяне имеют все условия и возможности для сохранения собственной самобытности, развития уникальной национальной культуры, активного участия в деятельности «Союза армян России», укрепления связей исторической Родиной и многочисленными армянскими общинами зарубежья. Давние традиции совместного проживания народов разных национальностей в Мордовии позволяют выразить уверенность, что и в дальнейшем мир, дружба и согласие между народами останутся незыблемыми ценностями на этой щедрой и доброй земле» [2].

«В Мордовии не только бережно относятся к своим национальным традициям, но и уважают обычаи и культуру других народов, - поясняет вице-президент САР Герман Ананянц. - А ведь мы, армяне, как раз и объединяемся, чтобы нам вместе, вдали от исторической родины сохранить свою национальную самобытность, чтобы наши дети и внуки не забывали родной язык, историю и культуру своих предков» [7].

«Приоритетами армян во все времена были образование и работа, что и позволяло им очень быстро вливаться в общество принявшей их страны и добиваться успехов - в бизнесе, политике, культуре», - отмечает пресс-атташе Министерства диаспоры РА Тевос Нерсисян [12, с. 94]. Диаспора для армян - это стратегическое богатство нации [4, с. 46]. При этом главной проблемой армянской диаспоры сами армяне считаю ассимиляцию: «Второе, третье поколение армян постепенно начинает забывать родной язык, так как использует его большей частью в общине и в семье, а с утерей языка нивелируется и самость, этническая идентичность» [12, с. 94]. Хотя отдельные лидеры региональных армянских общин подчеркивает, что «армянин -это состояние души, а оно никак не зависит от того, где ты живешь и на каком языке говоришь» [5], все же для большинства российских армян язык, история и культура родины предков - ценность непреходящая. Во многих российских регионах лидеры местных армянских общин прилагают максимум усилий для того, чтобы дети не теряли родной язык, связь с Айастаном - исторической родиной.

Существуют разные пути решения этой задачи. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи (то есть там, где армянские общины имеют давние ис-

торические корни) подобным целям служат общеобразовательные школы, где созданы условия для изучения армянского языка, истории и культуры в системе общего и дополнительного образования [13]. В других регионах, например, в Вологде, Армавире, Уфе [1, 5, 8] действуют воскресные школы для детей и взрослых - при армянских храмах или средних школах, где изучают язык, историю Армении, догматику и обрядность Армянской Апостольской церкви, национальные танцы и пр. Ключевая задача при этом -сохранить язык. Мордовия пошла по второму пути.

«В различных российских республиках и областях с компактным проживанием армян действуют специальные воскресные школы, где дети изучают армянский язык, литературу, существуют музыкальные фольклорные коллективы. У нас в республике такой школы пока нет, но активисты местной армянской диаспоры под председательством Левона Саргсяна тоже предполагают в ближайшую перспективу организовать воскресное обучение подрастающего поколения армянских ребят», отмечает корреспондент «Известий Мордовии» Мила Мельникова [7]. Открытие армянской воскресной школы - в ближайших планах Мордовского регионального отделения САР. Договоренность об этом уже достигнута с городской администрацией. «Наша задача - не только научить детей правильно говорить и писать по-армянски, привить им любовь к нашей истории и богатейшей культуре, рассказать им о важнейших церковных праздниках, обо всем, что делает армян армянами, - говорит Левон Саргсян. - Школа также будет способствовать тому, что наша молодежь будет в дальнейшем заключать больше браков внутри общины. Это замедлит идущую быстрыми темпами ассимиляцию» [16]. По мнению ряда наших информаторов-армян, заключивших браки с местными жительницами (русскими, мордовками), занятия в Армянской воскресной школе будет также полезны их детям и внукам, а также всем, кто интересуется культурой Арменией [14, 15].

Как правило, лидеры местных общин признают, что усилий одной школы при этом явно недостаточно. Необходимо рассматривать альтернативные варианты обучения родному языку в разновозрастных секциях и кружках с привлечением современных технологий и методик. Наиболее эффективным оказывается тесное сотрудничество местной общины с Министерством спюрка РА, которое может снабдить учебные группы и воскресные школы необходимой учебной и методической литературой. Можно порекомендовать также изданный в Москве в 2007 г. учебно-методический комплект «Изучаем армянский язык» и «Играя, говори по-армянски», созданный почетным работником общего образования РФ Э.И. Манучарян [6]. Пособие содержит практический материал по развитию устной и письменной речи на уроке и дома, поурочные планы и развернутый страноведческий комментарий.

Возглавляемое Левоном Саргсяном Мордовское региональное отделение САР ведет широкую благотворительную деятельность, помогая орга-

низациям инвалидов, детским спортивным клубам, интернатам для детей-сирот, как в Мордовии, так и на исторической родине [14, 15]. Активно участвует Мордовское региональное отделение САР и в праздновании Дня города, знакомя жителей Саранска с армянской кухней и культурой. Для налаживания более тесных взаимовыгодных связей планируется заключить соглашение между районами Еревана и Саранском о культурном и экономическом сотрудничестве.

Список литературы:

1. Алтаева И. Теплее самых южных стран // «Красный север». - 2009.

- № 38 (26272). - С. 10-14.

2. Армяне Мордовии объединились! // «Ноев Ковчег». - 2008. - № 2 (125). - С. 3.

3. Арутюнов С. А. Диаспора - это процесс. // «ЭО». - 2000. - № 2 - С. 74-79.

4. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / Отв. ред. Ю.Е. Фокин. - М.: Терра, 2001. - 264 с.

5. Малумян М. Сергей Карибжанянц: Без доверия не будет и процветания // «Ноев Ковчег». 2010. - № 8 (155). - С. 6.

6. Манучарян Э.И. Изучаем армянский. Пробный учебник армянского языка для детей, не владеющих армянским языком (система дополнительного образования). - М., 2007. - 154 с.

7. Мельникова М.В Мордовии проходят Дни армянской культуры // «Известия Мордовии». 2010. - № 75 (24.320). - С. 6.

8. Мурадян А. Армянский национально-культурный центр «Севан» РБ. // Инф. бюллетень «Башкортостан - дом дружбы». - 2009. - № 2. - С. 30.

9. Никонова Л.И., Шевцова А.А. Народы Закавказья в Республике Мордовия: социокультурный аспект // «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». - 2010. - № 1 (13). - С. 133-141.

10. Общероссийская общественная организация «Союз армян России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sarinfo.org/main.php (дата обращения 17.11.2010).

11. Фирсов Е.Ю. Российские армяне и их исследователи // «ЭО». - 2006.

- № 1. - С. 72-91.

12. Цивилизационный потенциал армян, рассеянных по миру, огромен! // «Наири»: Альманах: Сборник материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 5. - Н.Новгород: Кварц, 2010. - С. 92-97.

13. Шевцова А.А. Семейная этнопедагогика как фактор сохранения этнической идентичности в инокультурной среде (на примере армянских мигрантов в Мордовии). // М-лы III Всерос. н.-пр. конф. «Инновационные направления в педагогическом образовании» с межд. уч. (11.09.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.econf.rae.ru/article/5449 (дата обращения: 12.09.2010).

14. Айрапетян Самвел Вячеславович, 1975 г.р., г. Рузаевка, запись 2010 г. (Полевые материалы автора).

15. Газарян Дмитрий Шмавонович, 1944 г.р., г. Рузаевка, запись 2010 г. (Полевые материалы автора).

16. Саргсян Левой Гарникович, 1964 г.р., запись 2010 г. (Полевые материалы автора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.