Научная статья на тему 'АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ'

АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
675
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов В. А., Карапетян А. В., Тасиц К. И.

The article discusses the current state of the Armenian Diaspora of Russia, its potential, it is facing some challenges and problems. The Armenian Diaspora of Russia has great potential, its representatives are successful enough in almost all spheres of life. Among them, a lot of big businessmen, workers of culture and science. Among other things, the article is presented in detail the formation of organizations of the Armenian diaspora in the example of Moscow. In this context, notes that had been attempts to unite in public organizations are almost always met with a number of objective and subjective difficulties. Some of them are associated with the objective factor is the heterogeneity of the composition of the Armenian diaspora. Among the subjective factors impeding the union, often to the fore the personal ambitions. In general, the Armenian diaspora is one of the most integrated and adapted communities in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARMENIAN DIASPORA OF RUSSIA: POTENTIAL AND CHALLENGES

The article discusses the current state of the Armenian Diaspora of Russia, its potential, it is facing some challenges and problems. The Armenian Diaspora of Russia has great potential, its representatives are successful enough in almost all spheres of life. Among them, a lot of big businessmen, workers of culture and science. Among other things, the article is presented in detail the formation of organizations of the Armenian diaspora in the example of Moscow. In this context, notes that had been attempts to unite in public organizations are almost always met with a number of objective and subjective difficulties. Some of them are associated with the objective factor is the heterogeneity of the composition of the Armenian diaspora. Among the subjective factors impeding the union, often to the fore the personal ambitions. In general, the Armenian diaspora is one of the most integrated and adapted communities in Russia.

Текст научной работы на тему «АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ»

Армянская диаспора России: потенциал и проблемы

Иванов В. А.,

Российский институт стратегических исследований (Россия, Москва),

Email: [email protected] Карапетян А. В.,

Ереванский государственный университет (Армения, Ереван)

Тасиц К. И.

Российский институт стратегических исследований (Россия, Москва) Ключевые слова: Россия, армянская диаспора, потенциал, проблемы

The Armenian Diaspora of Russia: potential and challenges

Ivanov. V.A.,

Russian Institute For Strategig Studies (Russia, Moskow), E-mail: [email protected], Karapetyan A. V., Yerevan State University (Armenia, Yerevan),

Tasits K.I,

Russian Institute For Strategig Studies (Russia, Moskow)

Abstract:

The article discusses the current state of the Armenian Diaspora of Russia, its potential, it is facing some challenges and problems. The Armenian Diaspora of Russia has great potential, its representatives are successful enough in almost all spheres of life. Among them, a lot of big businessmen, workers of culture and science. Among other things, the article is presented in detail the formation of organizations of the Armenian diaspora in the example of Moscow. In this context, notes that had been attempts to unite in public organizations are almost always met with a number of objective and subjective difficulties. Some of them are associated with the objective factor is the heterogeneity of the composition of the Armenian diaspora. Among the subjective factors impeding the union, often to the fore the personal ambitions. In general, the Armenian diaspora is one of the most integrated and adapted communities in Russia. Keywords: Russia, the Armenian Diaspora, potential, problems

ПпшшитшЬ^ hm] hmUmjhpp. 'UhpnLdU rn. hJUhm^hqJphhpp

Pilmlirnl 4.U.,

H-uiqiimilmpmljiuli hhinmqmnnLpjnLhhhpJi nnLumuiniuhjuih JhuinJiinnun /Л-пшшиюшк, Unujllm/,

E-mail: [email protected] 4mpmiqhinjmh U. 4, bphmhJi ihinmjmh hmiim[umpmh /Zmjmummh, bplimh/

SmuJig Ч.Р.

JT-mqiimilmpmlmh hhinmqmnnLp-jnLhhhpJ nnLumuinmhjmh JihuinJiinnun /flnLumummh, Unujilm/

Uti^n^rnrf: ¿nqlm&nLi phhmpllnLi t ftnrnmummhJ hm] hmimjhpJ hhpjmjJu U^mjp, hpm mn2l jmhqhm& uimnhmiJphhpp, npn2 hJihm^hqJphhph nL hhprndp: ftnLumummhJ hm] hmimjhph odmlmfc t hujmjmlmh hhpntdnl, hpm hhpjmjmgnLgJhhpp pmlmjmh hm2nqmj hh Jhhumqnp&nLhhnLpjmh qphph pnjnp njnpmhhpnLi: Lpmhg 2mppnLi pJ^ ¿hh qnp&mpmphhpp, ^mjnLjpJ nL qJmnLpjmh qnp&Jhhpp: PmgJ m]q, UnujlmjJ opJhmjnl hnqlm&nLi hmhqmimhnphh hhpjm]mg4m& t hm] hmimjhpJ jmqimjhp-inLpjnLhhhpJ &Umlnpimh qnp&phpmgp: U]u hmimmhpumnLi h2lnLi t, np hmumpmjmjmh jmqimjhp-inLpjnLhhhpJ ih2 iJmlnpimh фnpЛhpp qnp&hmjmhnLi ij2m phqhmplnLi hh iJ 2mpf opjhjmJl nL unLpjhjmJl qdlmpnLpjnLhhhpJ hhm: ^pmhg iJ imup jmilmfc t mjh^JuJ opjhjmJl qnp&nhJ hhm, npiJuJh t hhhg Jphhg hm] hmimjhpJ mmpmphnLjp LJhhjp: UJmlnpimp ^n^phqnmnq unLpjhjmJl qnp&nhhhpJ 2mppnLi hm^m^ mnm2Jh nmhnLi hh mh&hmjmh hmlmlhnLpjnLhhhpp: ChqhmhnLp mnimip hm] hmimjhpp hmhqJumhnLi t ftnLumummhJ mnmlh^ Jhrnhqplmb nL mqmimmglmfc hmimjhphhpJg ihjp:

4^nnpn2 pmnhp: flmumurnmh, hm] hmimjhp, hhprnd, hJihm^hqJphhp

Армяне издавна проживали на территории России, являясь частью ее многонациональной общности. Не углубляясь в изложение известных исторических фактов, отметим лишь, что в деле укрепления российско-армянских взаимосвязей как на личностно-индивидуальном, так и на макро уровне армянская диаспора России в прошлом сыграла значительную роль1. Не будет преувеличением сказать, что наработанный веками опыт позитивного взаимодействия сказался в деле установления и поддержания на высоком уровне межгосударственных отношений и на современном этапе.

На сегодняшний день, армянство России является одной из наиболее крупных и достаточно хорошо интегрированных диаспор. Этнокультурным особенностям армянской диаспоры России посвящен целый ряд исследований2.

Согласно официальным данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. количество армян в России составляло - 1 130 491 и 1 182 388 чел. соответственно3.

Наиболее компактными местами их проживания являются Москва (106 466 чел.) и Московская область (63 306 чел.), г. С. Петербург (19 971 чел.) а также регионы Юга России -Краснодарский край (281 680), Ставропольский край (161 324 чел.), Ростовская область (110 727 чел.), Волгоградская область (27 846 чел.), Республика Северная Осетия-Алания (16 235 чел.), Республика Адыгея (15 561 чел.)4.

Между тем, по оценке «Союза армян России», еще за 2002 г., в России проживало более 2,5 млн. армян, из которых 600 тыс. - в Москве. Из 2,5 млн., по данным «Союза армян России»,

1 Об этом. см. например: Ананян Ж.А. , Хачатурян В.А. Армянские общины России. Ер., 1993; Агаян Ц.П. Россия в судьбах армян и Армении. М., 1984; Меликсет-Бек Л. М. Древняя Русь и Армения. Ер., 1954;

2 Об армянской диаспоре России подробнее см.: Арутюнян Ю.В. Об армянской диаспоре в России. Этносоциологичес-кое исследование армян Москвы и Краснодара. Ереван, 2011. - 153 с.; Глава 11. Современные этнокультурные процессы // Армяне / отв. Ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. - М.: Наука, 2012. С. 513-578; Армяне в России. Сборник статей./ Под ред. Э.Р.Григорьяна. - М.: Институт социальных наук, 2013.- 140 с.; Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2012. - 416 с

3 Национальный состав и владение языками, гражданство // Сайт Всероссийской переписи населения 2002 года, URL: http://www.perepis2002.ru/ index.html?id=17; Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Всероссийская перепись населения 2010. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/pub-04-01.pdf

4 Итоги всероссийской переписи населения// Сайт

Федеральной службы гос. статистики. URL: http://www.gks.

ru/ free_doc/new_site/perepis2010 /croc/results2.html

более 850 тыс. представителей армянской диаспоры являются выходцами из Армении, около 350 тыс. - из Азербайджана, 250 тыс. - из Грузии (в том числе 100 тысяч из Абхазии), 180 тыс. - из республик Средней Азии (в основном, из Туркмении и Таджикистана). Около одного миллиона армян в настоящее время проживают в Краснодарском крае5. Основываясь на миграционных данных,6 прежде всего трудовой миграции, а также сведений о легализации иностранных граждан, ряд экспертов полагают, что на сегодняшний день на территории России проживает по меньшей мере около 2 млн. лиц армянской национальности.

Следует отметить, что армянская диаспора России не является по своему составу однородной, а состоит из ряда слоев, отличающихся друг от друга по степени интегрированности в российское общество. Они были образованы в результате ряда миграций, наиболее масштабная из которых, имела место в 90-е гг. XX в., когда, вследствие резкого ухудшения политического и социально-экономического положения, Республику Армения вынуждено было покинуть по официальным статистическим данным армянской стороны 677 тыс. чел в период с конца 1991 по 1995 гг7. (а по некоторым оценкам - до миллиона человек).

Значительная часть мигрировавших осела на территории Российской Федерации. Также к мигрантам армянского происхождения следует добавить лиц, прибывших из Нагорного Карабаха, а также из ряда стран, указанных выше.

Представители армянской диаспоры широко представлены практически во всех сферах жизнедеятельности (научной, экономической, культурной и отчасти - политической).

К 2008 г., на территории РФ функционировало, по данным газеты «Ноев Ковчег» свыше 100 воскресных школ.8 В Москве действует общеобразовательная школа №2042 непосредственно с армянским компонентом (где армянский язык изучается не факультативно, а вносится в аттестат).

В России проживает более 2,5 млн. армян. //Сайт Риа-Новости. URL: http://ria.ru/society/20021216/282886.html

6 Динамика мигрирующих армян, замедлившаяся в начале 2000-х гг., с конца их вновь стала показывать неуклонную тенденцию к росту, а в 2012 г. численность только трудовых мигрантов из Армении составила 514,5 тыс. чел. См.: Эксперт: количество армянских мигрантов в РФ сокращается // Sputnik Armenia, 21.08.2015, URL: http://sputnikarmenia.ru/armenia/ 20150821/457839.html.

7 Айрапетян В. Нужен совет по демографии. http:// golosarmenii. am/article/23911/nuzhen-sovet-po-demografii

8 В России действует примерно 100 армянских воскресных школ. Газета «Ноев Ковчег».URL: http://noev-kovcheg. ru/mag/2008-06/1193.html

Очень ярко, как уже было отмечено, армянское присутствие ощущается на Юге России и в Москве. Так, по данным топонимики также можно проследить за историей армянской диаспоры. В истории широко известен Ново-Нахичеванс-кий район г. Ростова на-Дону. В самой Москве существует Армянский переулок (ранее - Ни-кольско-Столповский переулок). Автор одной публикации достаточно подробно представляет ряд сведений, относящихся к армянской топонимике Москвы. Так, он пишет: «В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Ли-синовой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции "Преображенская площадь", была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота. На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания АН СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь ар-

мянского поэта Ованеса Туманяна. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции»9.

На рынке труда армяне занимают самые различные ниши. Так, значительное большинство новоприбывших трудовых мигрантов, учитывая невысокий образовательный ценз, заняты в сфере торговли, обслуживания, только затем - в промышленности, строительстве, связи. Они в большей мере работают в частном секторе, заняты индивидуальной трудовой деятельностью10. Именно на долю трудовых мигрантов, приехавших в Россию в последнее время, приходится львиная часть трансфертов, направляемых в Армению из России.

По данным Центрального банка РА, частные трансферты, поступившие из России в Армению за 2014 г. через банковскую систему страны на имя физических лиц в некоммерческих целях, составили около $1 434,2 млн. Отток денежных средств в РФ из Армении в 2014 г. составил $203,2 млн., увеличившись на 12,6% по сравнению с 2013 г. Таким образом, чистый приток частных поступлений из России в Армению составил $1 231 млн., снизившись на 13,6%.п

Согласно данным регулятора, объем поступлений денежных средств из России в Армению является самым значительным среди других стран. Доля российских трансфертов в совокупном объёме частных переводов в республику за 2014 г. составила 82,9%. При этом по данным за 2013 год приток частных трансфертов из России в Армению составил около 15,4% от ВВП страны ($1,6 млрд.).

Данный сегмент армянской диаспоры наиболее заинтересован в облегчении миграционного законодательства облегчении и/или унификации таможенного регулирования, а также ряда моментов Трудового кодекса, в связи со вступлением Армении в ЕАЭС.

В отличие от недавно приехавших трудовых мигрантов, почти половина (41%) русскоязычных армян занята в сфере науки, образования и культуры. Среди армян-старожилов (проживающих в России свыше 10 лет) и урожденных в России немало крупных предпринимателей. Так, например, уже упомянутый А.Абрамян возглав-

9 http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/194762/

10 Арутюнян Ю.В. Об армянской диаспоре в России. Этносоциологическое исследование армян Москвы и Краснодара. Ереван, 2011. С. 40-41.

11 Частные трансферты из России в Армению за 2014 год снизились на 10,7%, до $1,4 млрд.//Агенство международной информации Новости-Армения. URL:http://www.newsarmenia.ru/economy/20150130/4315733 8.html

ляет компанию ООО «Согласие», Самвел Кара-петян управляет «Ташир групп», генеральным директором ООО «Росгострах» является Данил Хачатуров. Еще одной страховой корпорацией -«Ресо-гарантия» управляют братья Сергей и Николай Саркисовы.

Немало представителей армян в строительном секторе, например, глава группы компаний «МонАрх» Сергей Амбарцумян и др., банковской сфере - президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, глава «Юниаструм» банка Артем Аветисян и др.

Армяне занимают ответственные должности и в органах власти Российской Федерации (депутаты парламента Артур Чилингаров, в недавнем прошлом - Семён Багдасаров и др). В культурной жизни России также присутствует немало представителей армянской национальности (Карен Шахназаров, Тигран Кеосаян и др.).

На сегодняшний день, различные сегменты диаспоры и ее организации обладают целым рядом информационных ресурсов. Одним из наиболее известных армянских диаспоральных ресурсов в российском медиа-пространстве продолжает оставаться газета «Ноев Ковчег» (редактор Григорий Анисонян) с сайтом novostink.ru. За последнее время были созданы такие ресурсы, как Центр поддержки Русско-Армянских стратегических и общественных инициатив (russia-armenia.info), Российско-армянское информационное агентство "РУСАРМИНФО" (rusarminfo.ru) и др. Значительной аудиторией обладает краснодарский сайт yerkramas.org (редактор - Тигран Тавадян). Издаются также ряд региональных газет и журналов.

Основные ресурсы и наиболее значимые диаспоральные организации армян сосредоточены в ЦФО и ЮФО - в основном - в Москве, Санкт-Петербурге и на юге России. Между тем, несмотря на огромный потенциал, процесс создания диаспоральных организаций шел, в силу ряда субъективных и объективных факторов, достаточно трудно. Так, в одной из публикаций описываются следующие этапы этого процесса: «В годы советской власти были практически ликвидированы национальные структуры, созданные армянами на территории Российской империи (общественные объединения, школы, институты, средства массовой информации и т.д.). Новый стимул к национальной самоорганизации российские армяне получили с началом карабахского движения. 13 марта 1988 года одновременно с мощными еженедельными митингами у церкви "Сурб Арутюн" возникла первая организация - комитет "Карабах". Его активистами были Корюн Нагапетян, Манук Шамиров, Рубен Геворгян. Потом стали один за другим созда-

ваться различные общества: "Барев дзес" (12 апреля 1988 г.) руководитель С. Баратов. "Юсисапайл" (29 августа 1988 г.) руководитель К.Межлумян, "МЦАК-Маштоц" (20 ноября 1988г.) руководитель А. Погосян, "Васпуракан" молодежное объединение (14 декабря 1988 г.) руководитель А. Терьян. По инициативе ряда московских армян и церковнослужителей начался процесс объединения мелких организаций в крупную общинную структуру, что привело к созданию 29 июня 1989 года Московского городского культурного общества "Мако", которое было зарегистрировано несколько раньше -20 июня (учредительный съезд прошел после официальной регистрации). Председателем Совета был Арам Симонян, председателем Правления - Ваган Эмин. В сентябре 1989 года (к очередному съезду АОД) общество выпустило первый номер ежемесячной газеты "Армянский вестник" на двух языках. 13 июня 1990 года МАКО раскололось на Совет и Правление, в результате чего некоторое время в Москве выходили две конкурирующие газеты "Армянский вестник". 30 ноября 1991 года в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялось учредительное собрание "Московской армянской общины". Председателем Совета был избран Рубен Мелконян, председателем Правления Гегам Халатян. 25 июня 1992 года в общине произошел раскол: часть общинников покинула организацию и создала новую - Армянскую общину Москвы, зарегистрированную 16 февраля 1993 года. Председателем Совета стал Самвел Гри-горьян, председателем Правления Гегам Хала-тян. По инициативе ряда московских армян и церковнослужителей начался процесс объединения этих двух структур, но, в результате, была образована новая организация: Московская армянском ассамблея (20 июня 1993 года). Президент Серж Джилавян. На базе Московской армянской ассамблеи 22 июля 1993 года была создана Международная армянская ассамблея, а в декабре 1994 года - Всемирный армянский ассамблея. Президентом этих структур также был Серж Джилавян. Новый всплеск организационного творчества московских армян вызвал принятый в июне 1996 года Закон о национально-культурных автономиях. В округах столицы начали создаваться автономии и в Юго-Западном округе на базе одной-единственной окружной автономии (председатель С.С. Григорян) была проведена регистрация общегородской армянской автономии (3 сентября 1997 года). 15 февраля 1998 года в гостинице "Арбат" 9 автономий остальных округов Москвы провели учредительную конференцию по созданию легитимной общегородской структуры, но зарегистриро-

вать ее не сумели. 4 сентября 1999 года появилась региональная общественная организация-община "Миацум" (председатель Н. Мурадян). 25 мая 2000 года на учредительном съезде в "Президент-отеле" эта организация была трансформирована в новую общинную структуру со старым названием "Московская армянская община" (председатель Совета Н.Теванян, председатель Правления Р.Арутюнов)»12.

В конечном итоге, наработанный за это время опыт, поддержка руководства России и Армении, позволили создать представителям армянской диаспоры организацию общероссийского масштаба. «Осенью 1999 года в Ереване, по инициативе руководства Республики Армения, состоялся Первый съезд «Армения - Диаспора». Именно это событие у многих членов российской армянской делегации, принимавших участие в его работе, сформировало идею создания общероссийской армянской организации в России.. У отдельных представителей и групп российской армянской общины она возникала и до этого форума. Лидером одной из групп являлся известный российский предприниматель, президент ЗАО «Согласие» Ара Аршавирович Абрамян, который стал главным инициатором и идеологом создания Общероссийской общественной организации «Союз армян России» (САР). Именно ему и его единомышленникам удалось сформировать Инициативную группу, придать идее практическую направленность. Свои первые шаги Инициативная группа начала с налаживания тесных контактов с представителями армянской творческой интеллигенции Москвы. 15 ноября 1999 года было принято решение обратиться к видным деятелям армянской диаспоры Москвы с предложением войти в состав Инициативной группы по созданию Организационного комитета будущей общественной армянской организации. И это не случайно. Ведь именно в Москве всегда была сосредоточена духовная, творческая и научная мысль в лице самых ярких представителей армянского народа -Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна, династии Лисицианов, Заруи Долухановой, Армена Джигарханяна, Никиты Симоняна, Абела Аганбегя-на, Степана Ситаряна, Юрия Барсегова, Андра-ника Миграняна, Рудольфа Хачатряна и сотен других. Многие из них по велению сердца, осознавая важность единения армян, вошли в инициативную группу по созыву Всероссийского съезда армянских общин. В январе 2000 года в Подмосковном Доме отдыха «Жуковка» состоялось первое заседание Инициативной группы, которая одобрила проект концепции создания

12 http://www.sarinfo.org/way/on_the_way.shtml

Армянской общественной организации и поручила организовать рассылку документов всем существующим на это время армянским общественным организациям России с просьбой делегировать своих представителей в Оргкомитет. Учитывая прошлый опыт и прошлые неудачи в создании всероссийской организации армян, на этот раз приняли решение отказаться от вертикального принципа объединения, когда сначала собиралась московская община, объявляла себя всероссийским союзом или ассоциацией, а затем под эту структуру старались собрать региональные общины. Был избран другой принцип, который позволял необходимую централизацию интеллектуальных сил в столице сочетать с полной самостоятельностью общин на местах. Новая модель взаимоотношений власти и неправительственных организаций: обеспечивала возможность придерживаться курса отказа от конфронтации и противопоставления защиты прав человека и государственности и торжеству идеи объединения этих понятий в контексте укрепления российской государственности. 12 февраля 2000 года состоялось первое заседание Организационного комитета. Его возглавил Ара Аршавирович Абрамян. Большой вклад на этапе подготовки создания организации армянской диаспоры в России внесли: А.Н.Чилингаров,

A.М.Мигранян, С.С.Григорян, Г.Ц.Агаян,

B.Б.Арцруни, Г.А.Габриелянц, С.В.Геворгян, Ш.В.Карапетян, Р.Г.Карикян, С.М.Саакян, М.Ф.Саркисян, Э.А.Саркисян, С.Б.Смбатян, Г.А.Тер-Газарянц, Н.Г. Тер-Григорьянц, А.Ф.Тапалцян, К.Б. Удумян, Г.Л. Халатян и многие другие. 10 марта в Подмосковном пансионате «Петрово-Дальнее» состоялась Конференция представителей армянских общественных организаций России из 45 субъектов Российской Федерации. Конференция одобрила проект Устава, утвердила дату созыва учредительного съезда Общероссийской общественной организации и предложили назвать общественную организацию «Союз армян России». Учредительный Съезд Общероссийской общественной организации «Союз армян России» (САР) состоялся в Москве в «Президент-отеле» 16 июня 2000 года. В работе съезда приняли участие 183 делегата из 44 субъектов Российской Федерации. Президентом Общероссийской общественной организации «Союз армян России» единогласно был избран А.А. Абрамян. Съезд избрал Совет, Правление и Контрольно-ревизионную комиссию организации. В их состав вошли представители научной, творческой интеллигенции всех регионов России, предприниматели, а также представители Армянской Апостольской Церкви. Большую поддержку в созда-

нии и становлении Союза армян России оказали Епископ Езрас - Глава Ново-нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви и Епископ Мовсес - Глава Епархии юга России Армянской Апостольской Церкви. Съезд приветствовали президент РФ В.В. Путин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, мэр Москвы Ю. Лужков. «Мы ценим взвешенную и мудрую позицию армян - граждан России - по важнейшим вопросам развития общества. Благодаря им укрепляются дружеские отношения и стратегическое партнерство между Россией и Арменией. Убежден, что работа вашего съезда будет способствовать гражданскому миру и согласию в нашей стране». (Президент Российской Федерации В.В. Путин)»13.

«Союз армян России» (президент - Ара Абрамян). Продолжает и по сей день оставаться наиболее значимой и разветвленной структурой. Его филиалы действуют в большинстве субъектов РФ. В состав правления САР входят целый ряд крупнейших российских предпринимателей (уже упомянутый А.Абрамян, Рубен Варданян), ученых (Мигранян Андраник, Агаян Генри), общественных и культурных деятелей (Армен Джигарханян), армянского происхождения.

Иные армянские организации диаспоры также не оставляли свои попытки объединения. Так, в апреле 2010 г. в Москве был создан Форум армянских организаций Москвы. В состав данного объединения вошли свыше 20 организаций. Среди них: НПО «Русско-армянское содружество», «Землячество западных армян» (Игорь Заргарян), «Клуб друзей Арцаха» (Эдуард Гу-лян), «Фонд развития армянской культуры» (Мецо Игитян), общество «Арарат» (Эмануил Долбакян). 30 ноября 2013 г. в Москве была создана еще одна структура - Координационный совет российских армянских организаций (КС РАО). Заявленная цель которого - планирование и содействие в организации мероприятий; совершенствование информационного обмена и его обеспечения; содействие в вопросах по более тесному сближению армянской диаспоры России и Москвы. В состав КС РАО изначально вошли более 12 разных общественных объединений. Среди них: Автономная НКО "Детское физкуль-турно-образовательное объединение "Лидер"; НКО "Амшенская диаспора России"; РОО "Землячество Западных Армян"; НКО "Джавахкская диаспора России"; РОО "Центр поддержки Русско-Армянских стратегических и общественных инициатив"; Российское представительство ЕРКРАПА; Российское представительство На-горно-Карабахской Республики (Республики Ар-

13 http://www.sarinfo.org/way/on_the_way.shtml

цах); Международная организация развития армянской классической музыки; ИЛУЛ8Л; Сообщество Молодых Профессионалов - СИВАМ; Культурно-просветительское общество "Арарат"; Интернет портал "Лmenia-online"; Армянская книга "ArmBook" и другие.

7-8 февраля 2015 г. в Москве был создан (на базе 17 региональных молодежных организаций) «Конгресс армянской молодежи России», целью которого является консолидация диаспоральной армянской молодежи.

Однако в целом, в настоящее время САР, сохраняет лидирующее положение среди остальных диаспоральных организаций, несмотря на довольно широкое критическое отношение к нему в среде армян.

Иной организацией, вокруг которой объединяется значительная часть армян диаспоры, является Армянская Апостольская Церковь, предстающая в данном случае в качестве над политической организации. Роль ААЦ в армянской диаспоре России, а если шире - для мировой армянской диаспоры - колоссальна. В первую очередь, церковь продолжает играть важную роль в вопросе сохранения и поддержания национальной идентичности. На данном этапе в рамках юрисдидкции ААЦ, на территории РФ находится 2 епархии (Ново-Нахичеванская и Российская и Епархия Юга России). Только в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии действует 40 общин, из которых 27 находятся непосредственно на территории РФ. Функционирует несколько десятков храмов и воскресных школ, где преподаются базовые основы армянского языка и истории. Примечательно, что вокруг строительства нового армянского храма в Москве удалось объединиться самым различным представителям армянской диаспоры, нередко находящимся друг с другом в состоянии перманентного конфликта. Строительство церкви рассматривалось и осознавалось, как общенациональное дело.

В чем же все таки состоит причина невозможности объединения армянской диаспоры в России? По мнению обозревателя Айка Халаяна, основными причинами являются следующие: «В общине довольно много проблем, главной из них является разобщенность и слабая организованность диаспоральных структур. И надо заметить, что для этого у них имеются как объективные, так и субъективные причины. Среди объективных причин можно отметить российскую специфику. Российские власти не очень приветствуют создание мощных общественных организаций, которые могут преследовать политические цели и лоббировать интересы других стран. Если только они не созданы по инициативе влас-

тей. И такой подход действует не только в отношении армян, но и других общин. При этом по сравнению с организациями других диаспор (за исключением еврейской), армянская община в лице "Союза армян" добилась наибольших успехов в контактах с властями России. В пользу этого говорит то обстоятельство, что глава САР Ара Абрамян указом президента России был назначен председателем Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. К числу субъективных причин можно отнести амбиции руководителей армянских организаций РФ, их нежелание сотрудничать с "конкурентами". Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что многие руководители армянских организаций являются крупными предпринимателями и рассматривают диаспоральные структуры как средство налаживания контактов с федеральными и местными властями. Что помогает им в ведении своего бизнеса»14.

От себя добавим, что одной из объективных причин может служить и уже отмеченная разнородность самого состава диаспоры. Старожилы, новоприбывшие и уже представители второго, третьего поколений армян по-разному относятся и воспринимают свое бытие на территории Российской Федерации. Для кого-то она является уже (в силу процесса адаптации и интеграции) самой настоящей родиной, для кого-то - лишь местом, где (в первую очередь) в социально-экономическом отношении сравнительно лучше, чем в Республике Армения или Нагорном Карабахе.

Исторические наблюдения свидетельствуют, что армянская диаспора консолидируется в основном вокруг следующих двух, имеющих для армянства всего мира актуальное значение вопросов: проблема признания Геноцида армян и поддержание его памяти, а также проблема

нагорно-карабахского конфликта.

* * *

В целом, армянская община является одной из самых интегрированных диаспор. В массе своей армяне в России аполитичны, стремятся адаптироваться к российским реалиям. Вместе с тем, в армянской диаспоре сохраняется сильное стремление к сохранению национальной идентичности, в первую очередь, среди новоприбывших и части старожилов. У последующих поколений, уже рожденных в России, последнее обстоятельство носит менее выраженные формы

14 Халатян А. Почему неэффективны армянские диаспоры?

http://www.yerkramas.org/article/110687/pochemu-

neeffektivny-armyanskie-diaspory

и обусловлено скорее, исторической памятью, желанием культурного возврата к корням.

Этому, в немалой мере способствует ряд факторов и, в первую очередь, чрезвычайно тесные связи (родственные, деловые, культурно-исторические) с Республикой Арменией и иными сегментами армян диаспоры.

Иным, чрезвычайно важным фактором являются историческая память, тесно связанная с актуальной политической повесткой дня Республики Армения - вопрос признания геноцида армян 1915 г. и урегулирование нагорно-кара-бахского конфликта. Из этих вопросов первый является одним из наиболее важных элементов национальной самоидентификации армян диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.