ПРАВО
Законодательные аспекты деятельности современных общественных организаций в регионе Южного Кавказа
Габриелян А. А.
Российско-Армянский (Славянский) университет, кафедра мировой политики и международных отношений (Армения, Ереван)
Ключевые слова: общественная организация; Армения, Грузия, Арцах, Азербайджан, США, Россия, гражданское общество
¿mpm^mj^U ^n^mu^ mmpmbm2P2m^nL^ hmumpm^m^mU ^mqtfm^tp^ni.pjni.hhtp^ qnpbni.hbni.pjwU opthuqpm^mh mu^t^rnhtpp
QiuppJihjjiuU Z. U.
ftnLu-ZiujUU (U[iuilnhiul}iuh) huiiiuiiuiupiuU, ifjipiuqqiujjihpiuqiupiul^iuhnLpjiuh h ifjipiuqqiujjih htupiuphpnLpjnLlihhpp iiipjinh /ZiujiuumiuU, bphiuh/
gabrielyanakop@gmail. com
Utf^n^nirf: Ziprnlrnj^U ^n^iup ijU mmpm&m2P2lUUhp^g Jh^U t, npmhq Uhpli hU mipphp
hplpUhp^ h lmqJmlhpцnLpjnLUUhp^ 2m^hp h 2ihhp^ pi^ntJ: "bhplij^u hnqli&p J^m^i^ t pigim-phm Zipilij^U ^n^iu^ hplpUhp^ £Z^-Uhp^ h Z^-Uhp^ qnjnLpjiU h qnp&nLUhnLpjiU ophUuqpmlmU iu^hlmUhpp, oqmmqnpbhLnl U^rngji^ "bihiUqUhp^ h flnLumummU^ ophUuqpnLpjnrUUhp^ UtfrnUrnm^^ op^UilUhpp: PigimpntJ t, ph ^U^hu qh-$ilmn, ijU^hu h^ qh jnrph mmpm&m2P2lU^ hmumpmlmlmU lmqJmlhpцnLpjnLUUhpp nrUhU np^rn^ Uhpnrd qipqigJiU hiJip: U^hUnrjU diJiUil, pUpig^l ^pil^^ilp mqmmnLpjnLUUhp^ h qhp^ mnrlnl, npp hmumpmlmlmU lmqtfmlhpцnLpjnLUUhpp ^rnqnttf hU Zipilij^U ^nlliu^ hplpUhp^ pwqwpwlwU opmlmpqp ^hilnph^nt Jh2, hplp^g hpl^p mipphp-IntJ t: ZnqlibnLl hiumimlnLj t Uih, np J^2mqqmjfrU (nnmrnlrnU h idtp^ljiU) Uhppn, t
hmjlmlmU hmumpmlmlmU lmqtfmlhpцnLpjnLUUhp^ hiJip liphnp t hiumirnhL ilh^ nl li^hp hmjlmlmU U^jnmp^ hhm:
^¿nnpn2 prnnhp' hmumpmlmlmU liqUi^p^n^^^ ZijiumiU; HpiumiU; Upgrn^; Uqpph2iU; UUb; ftnLuiumiU; pmqmpmg^mlmU hwuwpwlnLpjnLU
Legislative Aspects of the Activity of Modern Public Organizations
in the South Caucasus Region
Gabrielyan A.A. Russian-Armenian (Slavonic) University, the Department of World Policy and International Relations (Armenia, Yerevan)
Abstract: The South Caucasus is one of those regions where the permanent interest and the conflict of interests of different states and organizations meet each other. The current article is aimed at explaining legislative aspects of CSOs' and NGOs' existence and activities in the South Caucasian states, using the examples of similar legislations of the United States and Russia. It is explained that both de facto and de jure public organizations of the region have a potential for development. At the same time, current situation in terms of freedoms and role, which public organizations play in shaping the policy agenda of the South Caucasian states, differs from one case to the other. It is also affirmed that in light of international experience (Russian, and American) it is important for Armenian public organizations to establish better connections with the Armenian Diaspora.
Keywords: public organization; Armenia; Georgia; Artsakh; Azerbaijan; USA; Russia; civil society
Южный Кавказ, в силу своего географического расположения, представляет из себя один из тех регионов, где перманентно наличен интерес и конфликт интересов между различными
государствами и организациями, проявляющими в регионе свои геополитические амбиции. В Армении в частности, за исключением корпоративных, присутствуют все типы мозговых центров
представленных в таблице 1, сформированных как извне (т.е. действующих в качестве представительств зарубежных центров), так и созданных «изнутри» (т.е. армянские центры) и решающих различные задачи при взаимодействии с армянским обществом и правительством.
Таблица 1. Категории аффилированности мозговых центров («Catégories of Think Tank Affiliations»).
Источник: James G. McGann, 2015 Global To Think Tank Index Report.// TTCSP Global To Think
Tank Index Report. Online: http:// repository.upenn.edu/think_tanks/10/, university of Pennsylvania 2016, p. 7
Многие из армянских общественных организаций взаимодействуют с центрами извне и участвуют в грантовых программах, представляемых зарубежными структурами (такими же мозговыми центрами, государственными учреждениями, либо частными структурами). Целью такого взаимодействия является отдаление, либо приближение общественного мнения страны, пос-
редством локальной общественной организации, к той или иной культурной, политической или экономической конъюнктуре - т.е. к той или иной интеграционной модели, поддерживаемой иностранными акторами и донорами. Подобная взаимосвязь, разрешенная на законодательном уровне, существует и в Грузии. Взаимосвязь, определяющая отношения между общественными организациями в одной стране и другой, между организациями и правительственными институтами, правительственными институтами и донорами, координирующими деятельность общественных организаций на местах, достаточно глубока и не однозначна. Ограничения деятельности общественных организаций (помимо деятельности, направленной на получение прибыли) не регламентированы строго ни в Армении, ни в Грузии, ни в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике), поэтому степень их вовлеченности в формирование и принятие векторов политической, социальной и экономической повестки государства, где они расположены, достаточно ощутима и выражается как на институциональном (например, прямой диалог с правительством, документально выраженные предложения-требования реформ), так и на общественном (опосредованный контакт с правительством через гражданское общество и акции, проводимые с привлечением последнего) уровнях. В Азербайджане общественные организации менее требовательны, так как в большинстве своем, за исключением тех, что представляют крупные международные структуры, частично или полностью подвластны текущему политическому режиму этой страны.1 Данный пример подтверждает, что обратное влияние также имеет место быть, так как в практике подобных взаимоотношений часто правительство, финансирующее определенную деятельность общественной организации, является инициатором давления на последнего с целью представления выгодных выво-дов.2 Подобное встречается как на внутристрано-вом уровне, так и в международной практике. Ярким примером является дотация Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) в размере 750 тысяч долларов США техасской общественной организации «Ассамблея друзей Азербайджана»3. Другой сравнитель-
1 Более подобно о правовых различиях и особенностях деятельности общественных организаций в каждой из трех стран будет сказано ниже.
2 Eric Lipton, Brooke Williams and Nicholas Confessore. Foreign Powers Buy Influence at Think Tanks. // The New York Times, Sep. 2014 http://www.nytimes.com/ 2014/09/07/ us/politics/foreign-powers-buy-influence-at-think-tanks.html?_r=2.
3 US/Azerbaijan: Lobbyists Continue to Flout Travel Rules. Casey Michel. OCCRP. Online: https://www.occrp.org/en/
Категория Определение
Автономные и независимые Существенная независимость от любой группы интересов, либо донора; автономия в действиях и финансирования
Квази-независимые Автономия от государства, но контроль со стороны группы интересов, доноров, либо контрактных агентов, предоставляющих большую часть финансирования и имеющих значительное влияние на действия мозгового центра
Аффилированные с правительством Часть формальной структуры правительства
Квазиправительственные Финансируется исключительно за счет правительственных грантов, но не является частью формальной структуры правительства
Аффилированные с ВУЗ-ом Центра исследования той или иной политики при университете
Аффилированные с политической партией Формально аффилированный с политической партией
Корпоративные (с целью получения прибыли) Исследовательская организация, осуществляющая свою деятельность с целью получения прибыли, аффилированная с какой-либо корпорацией
но недавний характерный пример на международном уровне - щедрое пожертвование правительства Катара институту Брукингса в США для проведения исследования в области отношений Америки с исламским миром. Как заявляют некоторые ученые, подобные пожертвования «привели к скрытым соглашениям о том, что исследовательские группы воздержатся от критики в адрес правительств-доноров».4
В целом по состоянию на конец 2016 года количество общественных организаций, по крайней мере в двух закавказских республиках, Армении и Грузии, весьма велико: в Армении официально зарегистрированных общественных организаций насчитывается 45735 (в том числе НКО, НПО, организаций гражданского общества, общественных советов; из которых мозговых/аналитических центров - 146), в то время как в Грузии их количество равняется около 10 ты-сячам7 (из которых мозговых центров - 148). Определить количество общественных организаций в Азербайджане сложнее, так как в открытых источниках информация существенно разнится - их насчитывают от 589 до нескольких сотен10 (из которых мозговых центров - 1311). В непризнанном и полупризнанных государствах Южного Кавказа (Арцах, Южная Осетия, Абхазия) отметить количество общественных организаций также затруднительно, однако, согласно
corruptistan/azerbaijan/2016/04/24/us-azerbaijan-lobbyists-continue-to-flout-travel-rules.html
4 Eric Lipton, Brooke Williams and Nicholas Confessore. Foreign Powers Buy Influence at Think Tanks. // The New York Times, Sep. 2014 http://www.nytimes.com/ 2014/09/07/ us/politics/foreign-powers-buy-influence-at-think-tanks.html?_r=2.
Zm24km4nLpjm.h: 2,2, ^pm^mpmhm^mh mh&mhg qtrnm-^mh ntq^ump^ qnp&m^mpiLpjmh qpmhg^mh ^mqdm^tp-^nLpjnihhtp^ ^<im^mqpnip]ni.h 01.10.16 qprnpjmJp: Ungmhg: http://justice.am/storage/files/legal_acts/legal_
acts_7549609686321_002stat_2016-10.pdf
6 James G. McGann. 2015 Global Go To Think Tank Index Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. Online: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/, University of Pennsylvania 2016, p. 32
7 Неправительственные организации в Грузии. Кавказское Сотрудничество. Онлайн: http://www.georgiamonitor.org/ news /254/1404/
8 James G. McGann. 2015 Global Go To Think Tank Index Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. Online: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/, University of Pennsylvania 2016, p. 32
9 Общественные организации. Biznesinfo.az. Онлайн: http://www.biznesinfo.az/custom/azerbaijan/ngo/params/ln/ru/? 1p0age=3
10 Неправительственные организации. Азербайджан. Онлайн: http://www.azerbaijans.com/content_664_ru.html
11 James G. McGann. 2015 Global Go To Think Tank Index
Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports.
Online: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/, University
of Pennsylvania 2016, p. 32
определенным источникам, в Арцахе таких структур насчитывается 22612, в Абхазии их 4613, а в Южной Осетии 12714.
Стоит учесть, что общие цифры относительно количества организаций формальны, т.е. организация может существовать на бумаге, но не осуществлять какую-либо целевую деятельность, как в случае с Азербайджаном, где текущее законодательство республики сильно ограничивает общественные организации в их правах и возможностях.15 Стоит также отметить, что хотя по своему правовому статусу общественные организации отличаются от фондов, либо религиозных организаций (в том числе и по порядку регистрации), тем не менее, очень часто в названии общественных организаций фигурируют термины «фонд» или «религиозное объединение», что означает то, что данная структура, действуя в качестве фонда, зарегистрирована в правовом статусе общественной организации. Особенно, это касается исследовательских структур и аналитических центров Южного Кавказа, поэтому, обращаясь к ним, мы будем помнить, что последние действуют в качестве общественных организаций. Существует также ряд внешних доноров и структур, не являющихся общественными организациями по статусу (и8АГО, Британский Совет, Россотрудничество), но тесно взаимосвязазанных с гражданским обществом и общественными организациями Южного Кавказа, в т.ч. через открытие своих представительств и центров, развернувших свои программы уже на правах общественных организаций.
Необходимо учитывать, что в данной работе автор не ставит перед собой цель описательного изложения всех аспектов законодательного поля деятельности общественных организаций закавказских республик. С целью конкретизации исследуемого предмета, законодательство стран изучено в соотношении с излагаемой темой и
12 Upgm]m.J qnp&m.J t 226 hmumpm^m^mh ^mqJm^tp-щпър]т.Ь: ArtsakhPress. Ungmhg. https://artsakhpress. am/arm/news/52211/arcakhum-gortsum-e-226-hasarakakan-kazmakerputyun. html
13 Общественные и неправительственные организации. Сайт Торгово-промышленной Палаты Республики Абхазия. Онлайн: http://www.tppra.org/ru/catalog/ nepravitelstvennie-organizacii
14 Информационный портал Республики Южная Осетия./Общество/НКО. МИА Южная Осетия Сегодня. Онлайн: http://south-ossetia.info/obshhestvo/nko/
15 НПО в Армении и Азербайджане. Виртуальные параллели. Публичные диалоги. Онлайн: http://www.publicdialogues.info/%D0%9D%D0%9F%D0%9E %20%D0%B2%20%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%90%D0% B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4 %D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5
будет представлено в качестве отличительных черт для каждой республики.
В Армении деятельность общественных организаций регламентируется законом Республики Армения «Об общественный организациях», принятом 16 декабря 2016 года взамен предыдущего закона. Отличительной чертой нового закона по сравнению с предшествующим является то, что пункт о том, что общественные организации в Армении (т.е. как созданные, так и репрезентированные в стране) не имеют права осуществлять деятельность на получение прибыли (ст. 3, п.1 старого закона) был устранен и заменен на разделение статуса общественных организаций от организаций, имеющих коммерческий статус.16 По убеждению автора, данные полномочия общественных организаций носят положительный характер, так как позволяют им более независимо формировать свою повестку в тех условиях, когда они допущены до осуществления предпринимательской деятельности. Это означает их меньшую зависимость от доноров и агентов внешнего влияния. Важным также является то, что общественные организации Армении не могут создавать, либо становиться частью политических партий и религиозных организаций. Таким образом, закон дистанциирует их от аффилированности с политическими силами и религиозными институтами, не принадлежащими к армянской апостольской церкви, являющейся в свою очередь базисом сохранения национальной идентичности армян на протяжении веков.
Другим не менее важным законодательным аспектом в отношении общественных организаций является необходимость их транспарентности для недопущения угроз «отмывания денег и финансирования террористической деятельности», согласно 1-ой части 9-ой главы соответствующего закона республики (чего также не было в варианте 2001 года).17 Таким образом, любая возможность наличия общественных организаций с деструктивным началом, несущим угрозу национальной безопасности страны, пресекается уже на законодательном уровне. По сравнению с предыдущим законом от 2001 года, существенно более гибкими стали возможности общественной организации, которая, согласно новому закону, может осуществлять предпринимательс-
16 ЧЬт 1. ¿пц^шЬ 2. ¿ш]шЬитшЬ^ ¿шЬршщЬтпър]шЬ ОрЬЬр^ Ьшишрш^ш^шЬ ^шqUш^hpщnLр]nLЬЬhp^ ^ш-и^Ь: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=
=5709. 16.12.2016
17 ЧЬт 2. ¿пц^шЬ 14. ¿ш]шЬитшЬ^ ¿шЬршщЬтпър]шЬ ОрЬЬр^ Ьшишрш^ш^шЬ ^шqUш^hpщпLр]пLЬЬhp^ ^ш-и^Ь: http://www.parliament.am/legislation.php?sel= show&ID= 5709. 16.12.2016
кую деятельность, а также в порядке, установленном законом, создать коммерческую организацию, либо стать ее частью.18
В целом, новый закон во многих аспектах является более прогрессивным и дает общественным организациям Армении больше прав и свобод на реализацию своей деятельности и сотрудничества как в Армении, так и за рубежом. Учитывая, что закон был принят недавно, логично ожидать своеобразного нового бума общественных организаций в Армении, нацеленных на предпринимательскую деятельность. Тем не менее, условия деятельности общественных организаций в Армении могут быть еще более улучшены. Согласно «Проекту Концепции стратегии развития гражданских общественных организаций Армении», необходимо более системно подходить к донорской и иной помощи, оказываемой общественным организациям Армении из за рубежа, в частности, создав условия для того, чтобы подобная помощь находила более точечные решения на задачи социально-экономического, образовательного, культурного и научного характера.19 Согласно этому же проекту, государство, исходя из общенациональных интересов, должно поощрять и поддерживать инициативы интеграции общественных организаций Армении в глобальную международную сеть сотрудничества; должно поддерживать их собственные идеи и вывод данных идей на международный уровень в рамках кооперации с организациями пространств СНГ, Европейского Союза (ЕС) и Совета Европы (СЕ).20 Не менее более активно должна осуществляться взаимосвязь с общественными организациями армянской диаспоры, которые, осуществляя деятельность в различных странах зарубежья, могут делиться опытом и технологически обогащать
18 ЧЬт 1. ¿пц^шЬ 8. ¿ш]шЬитшЬ^ ¿шЬршщЬтш.р]шЬ ОрЬЬр^ Ьшишрш^ш^шЬ ^шqUш^hpщnLр]m.ЬЬhp^ ^ши^Ь: http://www.parliament.am/legislation.php?sel= show&ID=5709. 16.12.2016
19 ЧЬт 6.3. ¿ш^шдпрЬш^дпър]пъЬ шршшишЬ^шЬ]шЬ Ъ J^2шqqш]^Ь ^шqUш^hpщm.р]m.ЬЬhp^ ЬЬш: ¿ш]шитшЬ^ ¿шЬршщЬттрръЬпЫ ршцшршд^ш^шЬ Ьшишрш^пър-]шЬ ^шqUш^hpщm.рJпl.ЬЬhp^ qшpqшдUшЬ nшqUш4ш-рпър]шЬ ('Ъш]uшq^Ь): // ¿ш]шишшЬ^ ¿шЬ-ршщЬшпър]шЬ ¿шЬрш]^Ь ^прЬпфц: / ФшитшрцрЬр: http://www.publiccouncil.am/hy/documents/item/2012/10/22/pr ogram1/
20 ЧЬш 6.3. ¿шUшqпpЬш^дm.р]пLЬ шршшишЬ^шЬ]шЬ Ъ
J^2шqqш]^Ь ^шqUш^hpщm.р]m.ЬЬhp^ ЬЬш: ¿ш]шишшЬ^ ¿шЬршщЬтш.р]пъЬпЫ ршцшршд^ш^шЬ Ьшишрш^пъ-
р]шЬ ^шqUш^hpщпLрJпLЬЬhp^ qшpqшgUшЬ nшqUш4ш-рпър]шЬ ('Ьш]шq^Ь): // ¿ш]шишшЬ^ ¿шЬ-ршщЬшпър]шЬ ¿шЬрш]^Ь ^прЬпфц: / ФшитшрцрЬр: http://www.publiccouncil.am/hy/documents/item/2012/10/22/pr ogram1/
своих коллег в Армении. Придать новый импульс данному сотрудничеству и интеграции организаций диаспоры вокруг общенациональных интересов может создание ячеек общественных организаций Армении при соответствующих диаспорах зарубежья, а также вовлечение диаспоры в деятельность общественных организаций в Армении. При этом, такая двусторонняя взаимовыгода также гарантирует более широкий доступ общественным организациям Армении к международным организациям благодаря посредничеству диаспоральных структур.21 Не менее интересный подход к развитию деятельности общественных организаций предложен в «Концепции законодательных и институциональных реформ общественных гражданских организаций», согласно которой необходимо более конкретно на законодательном уровне определить институт волонтерства, учитывая, какую роль они занимают и какую работу выполняют для общественных организаций. Поощрение волон-терства, закрепление механизмов поощрения в соответствующей правовой плоскости поспособствует институциональному развитию общественных организаций, внесению большей ясности и октрытости в отношения организации и волонтеров, работающих для нее.22 Для создания условий по финансовой независимости общественных организаций, их меньшей зависимости от доноров и, как следствие, для обеспечения их большей государствоцентричности, данная концепция предполагает разработку механизма государственных грантов, а также выделение помощи организациям через следующие статьи государственного бюджета Армении: «Пожертвования неправительственным (общественным) организациям Армении», «Субсидии негосударственным и нефинансовым организациям», «Прочие расходы», а также через «Резервные фонды, некассифицированные в основ-
21 ЧЬш 6.2. U^jnLnp^ ^mqJm^tp^ni.p]ni.hhtp^ htm hm-Jmqnpbm^gni.p]ni.h: 2m]mummh^ 2mhpm^tmni.p]nLhnLJ pmqmpmg^m^mh hmumpm^ntpjmh ^mqJm^tp^ni.p]nLh-htp^ qmpqmgdmh nmqJm^mpnLpjmh hmjtgm^mpq Cbm]mq^b): // 2m]mummh^ 2mhpm^tmni.p]mh 2mh-pmj^h ftinphni.pq: / Фшumшpцptp: http://www. publiccouncil.am/hy/documents/item/2012/10/22/program1/
22 7.4. 4mJm^npnLp]mh ^hum^mnLm^ hurnm^ opthu^pm-^mh umhJmhni.J: imqmpmg^m^mh hmumpm^ntpjmh ^mqJm^hp^nLpjnLhhhp^ qmpqmgJmh ^hum^mnig^nhmL U opthuqpm^mh pшptфn]]nLJhtp^ 2m]tgm^mpq: // 2m-^t^mb N1 22 ^mnm^mpntpjmh 2014p. ut^mtdptp^ 25ф h^urn^ N40 mp&mhmqpmj^h npn2^mh 2m]tgm^mpq: https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/ 2104/09/40-42.pdf
ные разделы».23 Примечательно, что сама концепция получила одобрение правительства страны еще в 2013 году24, однако указанные предложения не вошли в обновленный закон об общественных организациях.
Оценки и предложения по развитию общественных организаций Армении давали не только местные институты. Данный вопрос вообще практически всегда лежит в повестке европейских и международных структур, выступающих с инициативами реформ либо напрямую, либо через созданные консалтинговые структуры и рабочие группы. Среди подобных инициатив можно выделить Доклад Антикоррупционного Центра «Transparency International» «Риски и возможности развития общественных организаций Армении», а также Проект «Вовлечение гражданского общества Армении в диалог вокруг согласования политики с властями», разработанный Ереванским пресс-клубом совместно с армянским секретариатом национальной платформы гражданского общественного форума Восточного партнерства при финансовой поддержке ЕС. Согласно обоим документам общественным организациям Армении «есть, куда расти», так же, как и правовому полю, в котором они действуют. Согласно исследованию «Trans-parency International», государственные лица игнорируют те правовые препятствия, которые не позволяют общественным организациям диверсифицировать их финансирование.25 Именно поэтому, как утверждается в докладе, международные организации, которые репрезентированы в стране, прилагают усилия на развитие малых НКО, не имеющих достаточного финансирования.2^ проекте, разработанном Ереванским
23 4trn 10.2, Pmd^h 10. 2mumpm^m^mh ^mqdm^tp-^nLpjnihhhp^ ф^hшhuш^шh ^mjnthntpjmh m^mhn^ntJ: ■£mqmpmg^m^mh hmumpm^ntpjmh ^mqJm^hp^ntp-jnthhhp^ qmpqmgdmh ^hum^mnig^nhmL U opthu^pm-^mh pшphфn]unLJhhp^ 2m]tgm^mpq: // 2ш^ц1шЬ N1 22 ^mnm^mpntpjmh 2014p. ut^mtdptp^ 25ф h^urn^ N40 mp&mhmqpmj^h npn2d!mh 2m]tgm^mpq: https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/2104/09/40-42.pdf
«^mqmpmg^m^mh hmumpm^ntpjmh ^mqJm^hp^ntp-jnthhhp^ qmpqmgJmh ^hum^mnig^nhmL U opthu^pm-^mh pшptфn]nl.Jhtp^ 2m]tgm^mpq^h» hm^mhntpjnth тшрп. Jmu^h 2mjmurnmh^ 2mhpm^trnnLpjmh Чшпш-^mpntpjmh npn2^mh mp&mhmqpmj^h hm]mq^b: http://www.moj.am/storage/files/legal_acts/legal_acts_9633765 890971_Concept_1version.pdf: 2013p:
25 2mjmurnmh^ hmumpm^m^mh ^mqdm^tp^ni.p]ni.hht-p^ qmpqmgJmh hhmpm^npm.pjnLhhtpp U n^u^tpp: // P-pmhu&mpthu^ bhptpht2h^ hm^m^nnrn.^g^nh ^thrn-pnh: http://transparency .am/files/publications/NED_publication _arm_3.pdf: bpUmh 2011, t2 6:
26 2mjmurnmh^ hmumpm^m^mh ^mqdm^tp^ni.p]ni.hht-
p^ qmpqmgJmh hhmpm^npnLpjnLhhtpp U n^u^tpp: //
пресс-клубом, также отмечается недостаточное взаимодействие власти и общественных организаций. Согласно исследованию, проведенному в рамках проекта, взаимоотношения власти и общественных организаций в Армении актуализируется лишь тогда, когда власти становятся перед условием задействованности гражданского общества для обеспечения внешних денежных вливаний в рамках определенных прог-рамм.27 Как видно из изложенного, процесс развития общественных организаций в Армении и создание условий по их самостоятельности еще далеки от завершения. Тем не менее, можно констатировать постепенный прогресс в осознании необходимости развивать данный сектор, а также осознании тех выгод, которые его развитие может дать как на страновом, так и на международном (с вовлечением диаспоры) уровнях.
В Нагорно-карабахской Республике (Республике Арцах) развитие общественных организаций также не стоит на месте. Непризнанная закавказская республика не только отстаивает свою независимость в военном отношении и на политическом поприще, но и старается развивать демократические институты и гражданское общество, чем примером стал отчет международной наблюдательной организации «Freedom House», согласно которому Арцах полноправно конкурирует по правам и свободам с иными закавказскими республиками и опережает по данному показателю «несвободный» Азербайджан.28 Согласно закону «Об общественных организациях» Республики Арцах, общественные организации государства имеют право сотрудничать с международными неправительственными и некоммерческими организациями, реализовывать совместную деятельность с ними, вступать в международные организации, представляя общие интересы и создавая союзы.29
P-prnUu&rnphUu^ №phpUh2Ui_ hrnlrnlnnnL^g^nU lhUm-pnU: http://transparency.am/files/publications/NED_publication _arm_3.pdf: bphrnU 2011, tg 13:
27 ZijiumiU^ pmцmpmg^mlmU hmumpmlnLpjmU Uhpqprnllrn&ni.p]nLUp ^2^mUnLpjnLUUhp^ hhm prnqrnprn-liUnLpjiU hmJmA.mjUhgJmU 2n^pg hplJunum.pjrn.Up: // "brnjurnq^b: bphrnU^ dUnii^ ilni.Jp: http://hkdepo. am/up/docs/Policy_Dialogue_arm.pdf: 2015
28 Nagorno-Karabakh. Freedom House. Online: https:/ /freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/nagorno-karabakh; Azerbaijan. Freedom House. https: //freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/azerbaijan.
Znqlib 15. ^mqJmlhp^nLpjmU ^pilnLUpUhpp: Znq-lib 22. ^mqJmlhp^nLpjmU J^2mqqmj^U li^hpp: LhnUrnj^U ^ipipiq^ (UpgiJ^) hmumpmlmlmU liq-Jrnlhp^ni.pjnLUUhp^ Jiu^U ophUp: // 30 qhlmhJphp^ 2002 p. p.Umh^mUmlhpm ZO-16. http://www.nankr. am/hy/757.
За последние годы ощутим существенный прогресс в развитии общественных организаций Арцаха: являясь примером государствоцент-ричности, общественные организации Арцаха играют большую роль в отстаивании национальных интересов не только своей страны, но и всего армянства. Показательным примером служит активное участие и реакция арцахских НКО на разного рода международные инициативы, в том числе и те, с которыми арцахские НКО не согласны. Так, в 2013 году состоялась встреча между общественными организациями Арцаха и сопредседателями Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).30 В 2016 году общественные организации Арцаха выступили против двух докладов Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), выражая протест необъективным и пропагандистским заявлениям, нашедшим место в докладе, и ратуя за инклюзивный взаимоуважительный диалог с европейским сообщест-вом.31 Общественные организации Арцаха также не теряют связи с армянской диаспорой и коллегами из Республики Армения, развивая и призывая интенсифицировать интеграционное сотрудничество на разных уровнях и форма-тах.32В свою очередь, общественные организации Республики Армения также проявляют повышенный интерес к сотрудничеству, чему примером стала разработанная в 2016 году Программа «Методологической поддержки неправительственным организациям и молодежи Нагорного Карабаха».33
В Грузии развитие общественных организаций идет по тому вектору, в котором развивается внешнеполитическая логика страны. Грузинский общественный сектор активно взаимодействует с европейскими и американскими коллегами, чему результатом становятся не только частые тематические мероприятия, на которых обсуждаются перспективы двусторонних отношений и совместных программ, но и вполне конкретные готовые «продукты», такие, как
30 OSCE Minsk Group co-chairs, Nagorno-Karabakh NGOs hold first-ever meeting. Tert.am. Online: http://www. tert. am/en/news/2013/12/18/osce/954106
31 Karabakh-based NGOs Appeal the PACE Members. Lragir.am. Politics. Online: http://www.lragir.am/index /eng/ 0/politics/view/35180
32 Karabakh NGO Calls On Diaspora to Step-Up Efforts to Win Republic's Recognition. Asbarez. Online: http://asbarez. Com /79895/karabakh-ngo-calls-on-diaspora-to-step-up-efforts-to-win-republics-recognition/
33 "Methodological support for NGOs and young people in Nagorno-Karabakh Republic" program is conducting in
Gyumri. Rebublic of Armenia. Ministry of Sport and Youth Affairs. Online: http://www.minsportyouth. am/en/ noroutyounner/gyoumrioum-anckacvoum-e--metodakan-
ajakc.html.
совместные аналитические записки, доклады и дорожные карты по интеграции грузинских общественных организаций и, в более широком смысле, гражданского общества Грузии в европейскую внешнеполитическую конву. Так, в «Дорожной карте ЕС по взаимодействию с гражданским обществом Грузии», рассчитанной на 2014-2017 годы, отмечается, что развитие гражданского сектора в стране идет происходит в благоприятной среде. Прогресс, согласно документу, отмечается в диверсификации финансирования организаций и в политическом диалоге между общественными организациями и властью.34 Документ также отмечает возросшую активность общественных организаций по линии внешних интеграционных процессов и, в частности, в направлении европейской интеграции. Так, грузинская национальная Платформа Форума Восточного партнерства является одной из самых активных структур, продвигающих идею европейской интеграции Грузии. Платформа проводит постоянные встречи с представителями государственных структур и активно вовлечена в диалог с правительством и парламентом страны, разрабатотав совместную Стратегию европейской информационной и коммуникационной интеграции на 2013-2016 годы.35
Европейские организации, выступающие часто донорами для грузинских НПО, также заинтересованы в изучении роли общественных организаций Грузии в стране, возможностях их политического диалога с властью, их отношениями с другими акторами различного уровня. Согласно исследованию «Отображение вовлечения организаций гражданского общества в политический диалог в Грузии», проведенному Фондом Конрада Аденауэра совместно с локальными грузинскими партнерами, законодательное поле страны вполне благоприятно для деятельности организаций гражданского общества. Как отмечается в результатах исследования, за последние годы общественные организации Грузии стали более влиятельными и сильными для того, чтобы воздействовать на политические процессы страны; как отмечают авторы, по мнению международных наблюдателей парламентские выборы в 2012 году прошли в Грузии мирным путем во многом благодаря той роли, которую начали играть общественные и, в частности, гражданские организации Грузии. Одновременно с этим, общественные организации Грузии свободно поднимают острые вопросы, как например религиозная толерантность в стране или защита прав
34 Georgia. EU country roadmap for engagement with civil society. 2014 - 2017. https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu _roadmapfinal2014_2017_georgia_en.pdf, pp.3-4.
35 Там же, p.6.
сексуальных меньшинств, вынося их на публичное обсуждение. Авторы документа отмечают, что, несмотря на неоднозначное восприятие последнего вопроса, активным гражданским и правозащитным организациям удалось продвинуть антидискриминационный закон в Парламент Грузии. Подобная активность, по мнению авторов, представляет хорошие примеры удачной работы общественных организаций, направленной на улучшение прозрачности и подотчетности государственных институтов.36 Согласно документу, со своей стороны, правительство Грузии также выражает готовность к дискуссии повестки и обсуждению инициатив с общественными организациями, что говорит о высоком уровне взаимоотношений данных акторов.37 Одновременно, грузинские общественные организации также не лишены проблем. Оценивая эффективность общественных организаций, в докладе об эффективности гражданских организаций Грузии отмечается, что все еще нуждается в серьезном улучшении координация сотрудничества между донорами и организациями Грузии. Институциональное развитие и минимизация бюрократических процедур также являются вопросами, требующими внимания. Отмечается, что стимулом к улучшениям может послужить задействованность на законодательном уровне бизнесс-структур, способных ратовать за усовершенствование текущего законодательства, в частности, также как и в Армении, за институ-ционализацию волонтерства.38
Отличительной чертой «Закона Азербайджанской Республики О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» является то, что общественные организации страны должны иметь уставной капи-тал39 (чего нет в армянском, арцахском и грузинском законодательствах), а также могут осуществлять предпринимательскую деятель-
36 Shorena Lortkipanidze, Tamara Pataraia. Mapping Study of Civil Society Organisations' Engagement in Policy Dialogue in Georgia. // Report, p.4 http://www.csdialogue. eu/sites/default/files/mapping_study_of_engagement_in_policy _in_georgia.pdf, October 2014
37 Shorena Lortkipanidze, Tamara Pataraia. Mapping Study of Civil Society Organisations' Engagement in Policy Dialogue in Georgia. // Report, p.5 http://www.csdialogue.eu/sites /default/files/mapping_study_of_engagement_in_policy_in_geo rgia.pdf, October 2014
38 CSO Development Effectiveness Brief Report on National Consultation in Georgia. http://cso-effectiveness. org/IMG/pdf/n59-eng_2_.pdf, 2010, pp.2-3.
39 Ст.12, гл. 3 «Закон Азербайджанской Республики О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» от 13 июня 2000 года №894-IQ. С изменениями и дополнениями// Неофициальный перевод VneshExpertService,
http://www.icnl.org/research/library/files/Azerbaijan/lawru.pdf. г.Баку, 2000
ность40. Несмотря на то, что, согласно данному «Закону», «права неправительственной организации защищаются всеми государственными органами»41 в азербайджанской практике нередки случаи, когда государство ущемляет права общественных организаций и гажданских обществ, особенно, если данные организации действуют в сфере гражданских прав и свобод. Одним из характерных примеров подобного попрания стали репрессии, осуществленные политическим режимом Азербайджана против известных правозащитных НПО. Как утверждается в рапорте Международной федерации за права человека (ИБИ), «Репрессии, которым подверглись НПО и их руководители, имели место после принятия ряда поправок к законодательству, с целью ограничить деятельность организаций гражданского общества.»42 Дополнительным подтверждением репрессивного характера азербайджанской власти по отношению к общественным организациям стали заявления экспертов рабочей группы ООН о том, что в Азербайджане уголовное преследование превращено «в инструмент с целью заставить замолчать правозащитников, журналистов и политических оппонен-
43
тов».
В случае с Азербайджаном весьма затруднительно предвидеть, будут ли иметь эффект какие-либо законодательные поправки в условиях полного подчинения системы режиму. Исходя из этого, как доказывает представленный случай, политическая власть в Азербайджане не только не будет развивать сферу деятельности общественных организаций за счет хотя бы минимального сохранения свобод последней, но, что уже имеет место быть на практике, будет всячески способствовать политическому испарению любых непровластных структур гражданского общества. Единственными в подобных жестких ограничительных условиях акторами, способными к конкуренции и существованию, остаются отдельные НПО, которых власть в стране пытается всячески дискредитировать, а также представители международных организаций, с каждым годом более отчетливо ощущающих давление текущего азербайджанского режима. Как пример, проявлением подобного давления явля-
40 Там же, П.22.2. Ст.22.гл.4.3
41 Там же, Ст.28, гл.6
42 Азербайджан: репрессии усиливаются в преддверии Европейских игр. FIDH. Worldwide movement for Human rights. RAPPORT. Азербайджан. Онлайн: https://www. fidh.org/ru/tematicheskie-napravleniya/ pravozaschitniki/azerbajdzhan-repressii-usilivayutsya-v-preddverii-evropejskih-igr
43 Преследование правозащитников и гражданских
активистов в Азербайджане. Кавказский узел. Онлайн: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/249607/
ются нередкие «мессиджы» о том, что деятельность международных гуманитарных структур в Азербайджане будет прекращена.44
Как видно из изложенного, общественный сектор Южного Кавказа - это живой организм, активно вовлеченный во взаимодействие с внешней средой, отвечающий на давление внешней среды и трансформирующийся в различных траекториях, в зависимости от внешне,-и внутриполитической повестки дня. В законодательной сфере общественные организации Южного Кавказа сталкиваются с рядом проблем, усложняющих их независимую деятельность и даже существование, но, одновременно с этим, они выступают с инициативами поддержки той лини, к которой они привержены, а также с собственными предложениями усовершенствования аспектов их деятельности: не только в законодательно-правовом смысле, но и целевом, т.е. практическом, выступая с проектами, программами и предложениями по актуализации своих возможностей и потенциала. В этой связи, интересным кажется рассмотрение законодательного опыта России и Соединенных Штатов Америки по вопросу общественных организаций. Это важно сразу по двум причинам: 1) оба государства являются одними из наиболее активных акторов на Южном Кавказе практически во всех плоскостях, что имеет свое непосредственное проявление в интеграционных процессах, которые защищают данные страны и в перспективе задействования локальных общественных организаций в данных процессах; 2) изучение законодательных аспектов деятельности общественных организаций в России и США, как в двух странах, где общественный сектор играет важнейшую роль и имеет огромное развитие, может стать полезным с точки зрения перспективы приложения данного опыта на армянскую действительность. Обратимся и кратко рассмотрим законодательные основы деятельности общественных организаций в России и США.
Общественные организации в России действуют на основе федерального закона «Об общественных объединениях» и законе «О некоммерческих организациях», принятых Государственной Думой Российской Федерации в 1995 году, но неоднократно дополненных и измененных после. Последние изменения в законы были утверждены в конце 2016 года. Рассмотрим обновленные и дополненные версии данных документов. В законе под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляе-
44 Азербайджан грозится выдворить Красный Крест. Новости Армении » Новости Азербайджана. NovostiNK.ru. Онлайн: http://novostink.ru/azerbaijan/77444-azerbaydzhan-grozitsya-vydvorit-krasnyy-krest.html
мое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».45 Также, как и в армянском варианте, законодательство России запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности46, что немаловажно в свете актуализировавшейся террористической угрозы, имеющей транснациональный характер. Как в случае и с иными законами южно-кавказских стран, закон об общественных объединениях России не распространяется на религиозные организации и коммерческие организации. Дополнительно, закон также не распространяется на некоммерческие союзы (ассоциации), созданные коммерческими организациями.47Сходство налично и в случае осуществления предпринимательской
48 тг
деятельности. При этом примечательно, что наряду с общественной организацией, общественным движением, общественным фондом, а также общественным учреждением, общественным объединением может являться и политическая партия.49 Таким образом, в отличие от государств Южного Кавказа, общественные объединения России имеют права реализовывать политическую деятельность. Согласно этому же закону, общественные объединения России должны «информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников», о целях этих средств и их фактическом использовании.50 Данное положение развито в законе «О некоммерческих организациях», который определяет как деятельность иностранных некоммерческих неправительственных организаций в России, так и статус финансирования местных организаций иностранными. В последнем случае, речь идет о, так называемых, «иностранных агентах» - термине, вызвавшем бурную общественную дискуссию, но являющимся юридически точным и корректным. Согласно 6 пункту 2 статьи закона, «под некоммерческой организацией, выполняющей
Статья 5. Понятие общественного объединения. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (действующая редакция, 2016). http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=10203 5642;
46 Там же, Статья 16
47 Там же, Статья 2
48 Там же, Статья 37
49 Там же, Статья 7
50 Статья 29. Обязанности общественного объединения.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от
19.05.1995 N 82-ФЗ (действующая редакция, 2016).
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=10203
5642.
функции иностранного агента, <...> понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников <...>, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Феде-
рации.»51
Организацией, участвующей в политической деятельности, признается в том числе лицо, обращающееся «к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов».52Данные положения в законе вызвали бурную дискуссию как в российском, так и в зарубежном обществе относительно целесообразности и непредвзятости подобных категорий, нашедших место в законе. Весьма часто политические силы, социальные активисты и гражданские общества рассматривали в данном законе попытку правительства и власти ущемить права и свободы данных организаций.53Однако, как это часто бывает в подобных случаях, обвинения в предвзятости подхода были озвучены с заранее предвзятым отношением к поправке, смысл которой, на взгляд автора данной работы, заключается лишь в обеспечении большей транспарентности организаций и структур, действующих в стране, но связанных с международными структурами на финансовом уровне. По убеждению автора данной работы, хотя само словосочетание «иностранный агент» может быть воспринято крайне субъективно и, как следствие подобного первичного восприятия, истолковано неверно, тем не менее с правовой точки зрения, а также с позиции логической обоснованности, данный термин отражает су-
Пункт 6. Статья 2. Некоммерческая организация. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 08.12.1995 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=10203 5642.
52 Там же, Пункт 6. Статья 2
53 Russia: Government vs. Rights Groups. The Battle Chronicle. Human Rights Watch. Online: https://www.hrw.org/russia-government-against-rights-groups-battle-chronicle. Standing Up Against Russia's 'Foreign Agent' Law. Urgent Action Fund for Women's Human Rights. Online: https://urgentactionfund.org/ 2013/06/standing-up-against-russias-foreign-agent-law/
ществующую необходимость дифференциации общественных организаций. Доказать нейтральность данного термина можно по двум причинам: 1) общественным организациям, действующим транспарентно, не скрывающим и не задействованным в финансовых или иных махинациях, незачем скрывать от государства, в котором они развернули свою деятельность, финансовые потоки, проходящие через них. Констатация факта, отчетность о финансовых средствах, получаемых извне, не ведет ни к принижению статуса данной организации, ни к запрету на получение данных средств. 2) Негативное и крайне отрицательное отношение к включению понятия «иностранный агент» в законодательство Российской Федерации весьма часто является лишь политическим инструментом, направленным на реализацию давления против текущей политики России посредством вложения в сознание людей мнения о том, что государство не поддерживает «передовые» организации и борется против их свобод, клеймуя иностранными агентами. Данная техника не учитывает одного простого факта: по всем правам и обязанностям иностранный агент равнозначен иным общественным организациям и объединениям России. Организации с подобным статусом не запрещается в том числе участвовать в политической деятельности. Поэтому единственное условие и смысл данного понятия - обеспечение транспарентности засчет соблюдения соответствующего учета финансовых средств.54 Более того, сама идея регистрации «иностранных агентов» не является продуктом деятельности исключительно российских законодателей. Закон «О регистрации иностранных агентов» впервые был принят и применен в Соединенных Штатах Америки в 1938 году и направлен на обеспечение открытости агентов, представляющих интересы иных государств в «политическом, либо квази-полити-ческом» качестве, а также на обеспечение открытости отношений данных агентов с иностранными правительствами, действиями и финансами, получаемыми извне.55
Применение категории «иностранного агента» на каком-либо этапе развития закона об общественных организациях в армянской действительности возможно при соблюдении некоторых условий: во-первых, определенная объяснительная работа с гражданским обществом Армении,
54 Пункт 1, пункт 3 - Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 08.12.1995 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&link_id=0&nd=102035642.
55 Foreign Agents Registration Act. The United States Department of Justice. Online: https://www.fara.gov/
а также с международными организациями, репрезентированными в стране, была бы крайне полезной для создания атмосферы доверительности и отхода от предвзятых политизированных взглядов. Защита транспарентности, как единственный смысл внедрения данного термина, а также открытое обсуждение по практическим примерам его использования и результатов данного использования с правовой точки зрения должны быть необходимыми предусловиями, если термин «иностранный агент» найдет место в армянской действительности. С другой стороны, включение данного термина именно сейчас, в условиях когда экономика страны сильно связана с внешними вливаниями, может негативно сказаться на перспективах и возможностях общественных организаций Армении развивать свои международные связи, в первую очередь, по причине отсутствия указанных объяснительных работ. Тем не менее, российский опыт следует изучать. Именно отсутствие информационно-разъяснительных работ с гражданским обществом стало одной из причин, почему термин был воспринят так негативно.
Соединенные Штаты Америки, как одно из государств, имеющих перманентный интерес в различных точках мира, в том числе и на Южном Кавказе, занимают лидирующее место в мире по количеству общественных организаций. По оценкам экспертов, около 1,5 миллионов НПО работают в стране.56 Частные и правительственные фонды, общественные организации Америки являются наиболее известными, развернув свою деятельность практически во всех странах мира по самым широким направлениям. По состоянию на конец 2016 года только мозговых центров в Америке насчитывалось 183557, многие из которых представляют из себя настоящие исследовательские городки, привлекающие гражданское и академическое сообщества на реализацию своих программ. Некоторые из них, подобно корпорации РЭНД, имеют полноценные докторские программы, прохождение которых обеспечивает степень доктора «публичной политики» (от англ. - «public policy PhD program»).58 Общественные организации США
56 Fact Sheet: Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States. Online: https://www.humanrights.gov/fact-sheet-non-governmental-organizations-ngos-in-the-united-states.html. Bureau of Democracy, Human Rights and Labor U.S. Department of State - Washington, D.C. 01-16-2016
57 James G. McGann. 2016 Global Go To Think Tank Index Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. Online:
http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1011&c ontext=think_tanks, University of Pennsylvania 2017, p.8
58 About the Pardee RAND Graduate School. RAND. Pardee RAND. Online: http://www.prgs.edu/about.html
представляют самые разные идеологические, политические, религиозные и социальные интересы. Все они собраны под общим понятием «гражданское общество», под которым в США понимают общественные организации, созданные на добровольной основе общего интереса и общих целей. Они включают в себя независимые исследовательские организации, организации публичной политики, общественные советы, организации, защищающие права человека и распространяющие демократию, гуманитарные организации, частные и благотворительные фонды, ассоциации и некоммерческие корпорации. Гражданское общество США (в российском законодательстве понимаемое через общественные объединения), в отличие от российского, не вбирает в себя политических партии.59В большинстве штатов США официальная регистрация общественной организации проходит без привлечения каких-либо должностных лиц. Подобная практика позволяет заранее предотвращать риск использования власти уполномоченным лицом для детерминирования, какой организации надлежит быть созданной, а какой нет.60 Смысл существования общественных организации, кроме развития гражданского общества, в Америке заключается в развитии новых подходов к социальным и экономическим проблемам, которые требуют комплексного изучения и решения, и с которыми «правительство страны не может справиться в одиночку».61
В США особенно развита грантовая система поддержки общественных организаций, получающим финансирование из федеральных, государственных, локальных бюджетов, а также от благотворительных фондов и частных структур (в том числе, не запрещено получать финансовые средства от коммерческих организаций). Подобно России, в США не запрещается финансировать организацию из-за рубежа, однако, открытая информация об этом должна быть представлена организацией в соответствующем порядке. Армении в плане развития сектора общественных организаций и гражданских структур, безусловно, есть чему поучиться и у Соединенных Штатов. В первую очередь, это создание схожих условий по диверсификации средств финансовой поддержки данных организаций. По мнению автора данной работы, при соответствующем уровне политического сознания, формальное финансирование НКО, НПО и иных
59 Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States. https://www.state.gov/j/drl/rls/fs/2017/266904.htm. Fact Sheet: Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. // U.S. Department of State. Diplomacy in Action. January 2017.
60 Там же
61 Там же
структур можно распределить между государственными структурами и их представительствами на местах, государственными организациями и профильными министерствами таким образом, что любая организация, занимаясь какой-либо конкретной проблематикой, всегда будет знать, в какую структуру ей обратиться за поддержкой. Во-вторых, необходимо создать условия, при которых также, как и в США, организации, занимающиеся благотворительностью, культурно-просветительской, спортивной и научной деятельностью, имеющей своей целью изучение общественных задач и не имеющих политической роли (т.е. не поддерживающих какие-либо политические силы и не имеющих своей целью влияние на законодательство), должны освобождаться от налогов для любой указанной деятельности. Однако самым главным условием, которое в свое время обеспечило развитие и институционализацию общественных организаций Америки, должно стать понимание и создание соответствующей функциональной связи между общественной организацией, частными государственными и научно-академическими институтами. Именно эта связь, сформированная и механистически отлаженная на институциональном уровне, помогла организациям в США, в частности мозговым центрам, очень быстро гарантировать интеграцию различных интересов в единый кластер, где данной интерес начал реализовываться посредством привлечения ведущих теоретических и практических (управленческих) структур. Сотрудничество между данными структурами позволило не только скоординировать и конкретизировать проблемы, над которыми общественные организации начали специализироваться, но также и вывести уровень развития данных организаций на качественно новый уровень, где фокус проблемы получил не только внутригосударственный, но и региональный, а затем международный масштаб.
Список использованных источников
1. "Црдш^пШ qnp&nttf t 226 hшuшpш^ш^шU ^q^^tp^nLpjnLU: ArtsakhPress. ипдшЬд. https: //artsakhpress.am/arm/news/52211/arcakhum-gortsum-e-226-hasarakakan-kazmakerputyun.html [ Artsakhum gortsum e 226 hasarakakan kazmakerputyun. ArtsakhPress. Online. in Armenian.]
2. Яшршршц^ (Црдш^) hшишpш-^ш^шЬ ^шqtfш^hpщnLp]nLUUhp^ ^ши^Ь optUp: // 30 qh^mttfptp^ 2002 p. p.UшhфшUш^hpш ¿0-16. http://www.nankr.am/hy/757 [Lernayin Kharabakhi (Artsakhi) hasakarakan kazmakerputyunneri masin orenq. // 30 dektemberi 2002 tvakan. Qakhaq Stepanakert HO-16. in Armenian.]
3. Zmtfmqnphm^gnrpjnrU mpmmumhtfmUjmU U tf^mqqmj^U ^mqtfm^tp^nrpjnrUUtp^ htm: Zm-jmummU^ ZmUpm^tmnLpjnLUnLtf pmqmpmg^m^mU hmumpm^nrpjmU ^mqtfm^tp^nrpjnrUUtp^ qmp-qmgtfmU nmqtfm^mpnrpjmU hmjtgm^mpq (Lm-^mq^h): // Zmjmusmh^ ZmUpm^tmnrpjmU ZmU-pmj^U ftnphnrpq: / Omummpqptp: http://www. publiccouncil.am/hy/documents/item/2012/10/22/progra ml/ [ Hamagortsaktsutyun artasahmanyan ev mijazgayin kazmakerputyunneri het. Hayastani Hanrapetutyan qakhaqaciakan hasarakutyan kazmakerputyunneri zargacman razmavarutsyan hajetsakarg (Nakhagits)// Hayastani Hanrapetutyan Hanrayin Khorhurd./ Pastatkhter. in Armenian.]
4. ZmjmUummU^ ZmUpm^tmnrpjmU OptUpp hm-umpm^m^mh ^mqtfm^tp^nrpjnrUUtp^ tfmu^U: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID =5709. 16.12.2016 [Hajastani Hanrapetutyan Orenqy hasarakakan kazmakerputyunneri masin. in Armenian.]
5. ZmjmurnmU^ hmumpm^m^mU ^mqtfm^tp^nr-pjnrUUtp^ qmpqmgtfmU hUmpm^npnrpjnrUUtpp U n^u^tpp: // 0-pmUuàmptUu^ bUptpUt2U^ hm^m-^nnnr^g^nU ^tUmpnU: http://transparency.am/files/ publications/NED_publication_arm_3.pdf: fcpUmU 2011 [Hayastani hasarakakan kazmakerputyunneri zargatsman hnaravorutyunnery ev riskery. // Transparency International Anticorruption Center. in Armenian.]
6. ZmjmummU^ pmqmpmg^m^mU hmumpm^ni-pjmU Utpqpm^mhnrpjnrUp ^fcmUnrpjnrUUtp^ htm pmqmpm^mUnrpjmU hmtfmàmjUtgtfmU 2n^p2 tp^nunrpjnrUp: // Lm^mq^h: fcpUmU^ tfmtfnL^ m^nrtfp: http://hkdepo.am/up/docs/Policy_ Dialogue_ arm.pdf: 2015 [Hayastani qakhaqatsiakan hasarakutyan nergravvatsutyuny ishkhanutyunneri het qakhaqakanutyan hamadzainetsman shurj erkkhosutyuny. // Nakhagits. Erevani mamuli akumb. in Armenian.]
7. Zm24tm4nLpjnLU: ZZ ^pm^mpmUm^mU mUàmUg ^tmm^mU ntq^ump^ qnphm^minrpjmU qpmUg^mh ^mqtfm^tp^nrpjnrUUtp^ ^^m^mqpnLpjnrU 01.10.16 qpnrpjmtfp: UngmUg: http://justice.am/storage /files/legal_acts/legal_acts_7549609686321_002stat_201 6-10.pdf [Hashvetsvutyun. HH iravabanakan andzants petakan registri gortsakalutyan grantsvats kazmakerputyunneri vichakagrutyun. 01.10.16. drutyamb. Artsants. in Armenian.]
8. U^jnrnp^ ^mqtfm^tp^nrpjnrUUtp^ htm hm-tfmqnphm^gnrpjnrU: ZmjmummU^ ZmUpm^tmnr-pjnrUnrtf pmqmpmg^m^mU hmumpm^nrpjmU ^mq-tfm^tp^nrpjnrUUtp^ qmpqmgtfmU nmqtfm^mpnrp-jmU hmjtgm^mpq (Lm^mq^h): // ZmjmummU^ ZmU-pm^tmnrpjmU ZmUpmj^U ftnphnrpq: / Omummpqptp: http://www.publiccouncil.am/hy/ documents/item/2012/10/22/program1/ [Spyurki kazmakerputyunneri het hamagortsaktsutyun. Hayastani Hanrapetutyunum qakhaqatsiakan hasarakutyan kazmakerputyunneri zargatsman razmavarutan hajetsakarg (Nakhagits).// Hayastani Hanrapetutyan Hanrayin Khorhurd. / Pastatkhter. in Armenian.]
9. hшuшpш^nLpJшU ^Ьрщпър]пъЬиЬр^ qшpqшдtfшU ^Ьит^тпгд^пЬш^ h орЬЬицрш^шЬ ршрЬфп^пШЬЬр^ Zш]hgш^шpq: // Zш4tL4ш& N1 ZZ ^шпш4шрпър]шЬ 2014р. иЬщ-mttfptp^ 25-^ U^um^ N40 шp¿шUшqpш]^U прп2-^шЬ Zш]hgш^шpq: https://www.e-gov.am/u_files /file/decrees/arc_voroshum/2104/09/40-42.pdf [Qakhaqatsiakan hasarakutyan kazmakerputyunneri zargatsman institutsional ev orensdrakan barepoxumneri Hayetsakarg. // Havelvats N1 HH karavarutyan 2014t. Septemberi 25-i nisti N40 ardzanagrayin voroshman Hajetsakarg. in Armenian.]
10. hшuшpш^пLpJшU ^Ьрщпър]пъЬиЬр^ qшpqшдtfшU ^Ьит^тпгд^пЬш^ h орЬЬицрш^шЬ ршрЬфп^пШЬЬр^ Zш]hgш^шpq^U» hш4шUnLp]nLU тшщг ^ши^Ь ZшJшumшU^ ZшUpш-щЬтпър]шЬ Чшпш^шрпър]шЬ прп2^шЬ шрЛшЬш-qpшJ^U http://www.moj.am/storage/files/ legal_acts/legal_acts_9633765890971_Concept_1version .pdf: 2013р: [«Qakhaqatsiakan hasarakutyan kazmakerputyunneri zargatsman institutsional ev orensdrakan barepoxumneri Hayetsakargin» havanutyun talu masin Hayastani Hanrapetutyan Karavarutyan voroshman ardzanagrayin nakhagits. in Armenian.]
11. Азербайджан грозится выдворить Красный Крест. Новости Армении » Новости Азербайджана. NovostiNK.ru. Онлайн: http://novostink.ru/ azerbaijan /77444-azerbaydzhan-grozitsya-vydvorit-krasnyy-krest.html [Azerbaijan grozitsya vidvorit Krasniy Krest. Novosti Armenii - Novosti Azerbaijana. Novosti NK.ru. Online. in Russian.]
12. Азербайджан: репрессии усиливаются в преддверии Европейских игр. FIDH. Worldwide movement for Human rights. RAPPORT. Азербайджан. Онлайн: https://www.fidh.org/ru/tematicheskie-napravleniya/ pravozaschitniki/azerbajdzhan-repressii-usilivayutsya-v-preddverii-evropejskih-ig [Azerbaijan: repressii usilivayutsya v preddverii Evropeiskikh igr. FIDH. Worldwide movement for Human rights. RAPPORT. Azerbaijan. Online. in Russian.]
13. «Закон Азербайджанской Республики О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» от 13 июня 2000 года №894-IQ. С изменениями и дополнениями// Неофициальный перевод VneshExpertService, http://www.icnl.org/ research/library/files/Azerbaijan/lawru.pdf. г.Баку, 2000 [«Zakon Azerbaijanskoi Respubliki O nepravitelstvennikh organizatsiyakh (obshestvennikh ob'edineniyakh i fondakh)» ot 13 iyunya 2000 goda. №894-IQ. S izmineniyami i dopolneniyami. // Neofitsialniy perevod. VneshExpertService. Baku 2000. in Russian.]
14. Информационный портал Республики Южная Осетия./Общество/НКО. МИА Южная Осетия Сегодня. Онлайн: http://south-ossetia.info/obshhestvo/nko/ [Informatsionniy portal Respubliki Yujnaya Osetiya. /Obshestvo/NKO. MIA Yujnaya Osetiya Segodnya. Online. in Russian.]
15. Неправительственные организации. Азербайджан. Онлайн: http://www.azerbaijans.com/content_ 664_ru.html [Nepravitelstvenniye organizatsii. Azerbaijan. Online. in Russian.]
16. Неправительственные организации в Грузии. Кавказское Сотрудничество. Онлайн: http://www. georgiamonitor.org/news/254/1404/ [Nepravitelstvennie organizatsii v Gruzii. Kavkazskoe Sotrudnichestvo. Online. in Russian.]
17. НПО в Армении и Азербайджане. Виртуальные параллели. Публичные диалоги. Онлайн: http://www.publicdialogues.info/%D0%9D%D0%9F%D 0%9E%20%D0%B2%20%D0%90%D 1 %80%D0%B C% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%2 0%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0 %B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD %D0%B5 [NPO v Armenii i Azerbaijane. Virtualnie paralleli. Publichnie dialogi. Online. in Russian.]
18. Общественные и неправительственные организации. Сайт Торгово-Промышленной Палаты Республики Абхазия. Онлайн: http://www.tppra.org/ru/ catalog /nepravitelstvennie-organizacii [Obshestvennie i nepravitelstvennie organizatsii. Sait Torgovo-Promishlennoi Palati Respubliki Abkhazia. Online. in Russian.]
19. Общественные организации. Biznesinfo.az. Онлайн: http://www.biznesinfo.az/custom/azerbaijan/ ngo/params/ln/ru/?page=3 [Obshestvennie organizatsii. Biznesinfo.az. Online. in Russian.]
20. Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане. Кавказский узел. Онлайн: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/249607/ [Presledovanie pravozashitnikov i grajdanskikh aktivistov v Azerbaijane. Kavkazskiy Uzel. Online. in Russian.]
21. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (действующая редакция, 2016). http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&link_id=0&nd=102035642 [Federalniy zakon «Ob obshestvennikh ob'edineniyakh.» ot 19.05.1995 N 82-ФЗ (deistvuyushaya redaktsiya, 2016). in Russian.]
22. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 08.12.1995 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody =&link_id=0&nd= 102035642 [Federalniy zakon «O nekommercheskikh organizatsiyakh.» ot 08.12.1995 N 7-ФЗ (deistvuyushaya redaktstiya, 2016). in Russian.]
23. Аbout the Pardee RAND Graduate School. RAND. Pardee RAND. Online: http://www.prgs.edu/about.html
24. Azerbaijan. Freedom House. https://freedomhouse. org/report/freedom-world/2016/azerbaijan
25. CSO Development Effectiveness Brief Report on National Consultation in Georgia. http://cso-effectiveness.org/IMG/pdf/n59-eng_2_.pdf, 2010
26. Eric Lipton, Brooke Williams and Nicholas Confessore. Foreign Powers Buy Influence at Think Tanks. // The New York Times, Sep. 2014. Online at: http://www.nytimes.com/2014/09/07/us/politics/foreign-powers-buy-influence-at-think-tanks.html?_r=2.
27. Fact Sheet: Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States. Online: https://www .humanrights.gov/fact-sheet-non-governmental-organizations-ngos-in-the-united-states.html. Bureau of Democracy, Human Rights and Labor U.S. Department of State - Washington, D.C. 01-16-2016
28. Foreign Agents Registration Act. The United States Department of Justice. Online: https://www.fara.gov/
29. Georgia. EU country roadmap for engagement with civil society. 2014 - 2017. https://eeas.europa. eu/sites /eeas/files/eu_roadmapfinal2014_2017_georgia_en.pdf
30. James G. McGann. 2015 Global Go To Think Tank Index Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. Online: http://repository.upenn.edu/think_tanks /10/, University of Pennsylvania 2016
31. James G. McGann. 2016 Global Go To Think Tank Index Report. // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. Online: http://repository.upenn.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1011 &context=think_tanks, University of Pennsylvania 2017
32. Karabakh-based NGOs Appeal the PACE Members. Lragir.am. Politics. Online: http://www.lragir.am/index /eng/0/politics/view/35180
33. Karabakh NGO Calls On Diaspora to Step-Up Efforts to Win Republic's Recognition. Asbarez. Online: http://asbarez.com/79895/karabakh-ngo-calls-on-diaspora-to-step-up-efforts-to-win-republics-recognition/
34. "Methodological support for NGOs and young people in Nagorno-Karabakh Republic" program is conducting in Gyumri. Rebublic of Armenia. Ministry of Sport and Youth Affairs. Online: http://www. minsportyouth.am/en/noroutyounner/gyoumrioum-anckacvoum-e--metodakan-ajakc.html.
35. Nagorno-Karabakh. Freedom House. Online: https:// freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/nagorno-karabakh
36. Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States. https://www.state.gov/j/drl/rls/fs/2017/ 266904.htm. Fact Sheet: Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. // U.S. Department of State. Diplomacy in Action. January 2017
37. OSCE Minsk Group co-chairs, Nagorno-Karabakh NGOs hold first-ever meeting. Tert.am. Online: http://www.tert.am/en/news/2013/12/18/osce/954106
38. Russia: Government vs. Rights Groups. The Battle Chronicle. Human Rights Watch. Online: https://www. hrw.org/russia-government-against-rights-groups-battle-chronicle
39. Shorena Lortkipanidze, Tamara Pataraia. Mapping Study of Civil Society Organisations' Engagement in Policy Dialogue in Georgia. // Reporthttp: //www. csdialogue.eu/sites/default/files/mapping_study_of_engag ement_in_policy_in_georgia.pdf, October 2014
40. Standing Up Against Russia's 'Foreign Agent' Law. Urgent Action Fund for Women's Human Rights. Online: https://urgentactionfund.org/2013/06/standing-up-against-russias-foreign-agent-law/
41. US/Azerbaijan: Lobbyists Continue to Flout Travel Rules. Casey Michel. OCCRP. Online: https://www. occrp.org/en/corruptistan/azerbaijan/2016/04/24/us-azerbaijan-lobbyists-continue-to-flout-travel-rules.html