Научная статья на тему 'Влияние армянской диаспоры на процесс признания французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи'

Влияние армянской диаспоры на процесс признания французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЕНОЦИД АРМЯН / АРМЯНСКИЙ ВОПРОС / МАССОВЫЕ УБИЙСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / GENOCIDE OF ARMENIANS / ARMENIAN ISSUE / MASSACRE / INTERNATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кртян Лусик Артаваздовна

В статье рассматривается процесс признания Французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи. Выявлены основные методы воздействия армянской диаспоры на принятие внешнеполитических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of recognition of the Armenian genocide in the Ottoman Empire by the French Republic. The main methods of influence of the Armenian diaspora on decision-making in foreign policy are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние армянской диаспоры на процесс признания французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи»

История

Лусик КРТЯН

ВЛИЯНИЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ НА ПРОЦЕСС ПРИЗНАНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В статье рассматривается процесс признания Французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи. Выявлены основные методы воздействия армянской диаспоры на принятие внешнеполитических решений.

The article is devoted to the process of recognition of genocide of the Armenians in the Ottoman Empire by the French Republic. The main methods of influence of the Armenian diaspora on decision-making in foreign policy are revealed.

Ключевые слова:

геноцид армян, армянский вопрос, массовые убийства, международное сообщество; genocide of Armenians, Armenian issue, massacre, international community.

Выполнение политических функций — важная форма диа-споральной деятельности, особое место в которой занимает лоббистская практика. Механизм воздействия этнических общин на политические структуры весьма сложен. Здесь и влияние прессы, и право голосовать, и манипулирование общественным мнением. Важным компонентом этого явления является финансирование избирательных кампаний.

Для обеспечения политического влияния армянская община планомерно создавала специальные институты, основными задачами которых являлись обеспечение единства самой общины, формулирование программы и образование альянсов с другими политическими силами.

В дальнейшем особую важность приобретают поиск союзников и оказание реального давления на политиков. Армянская диаспора справилась с задачей создания информационной сети, позволяющей влиять на динамический процесс принятия решений. Наличие контактов в парламенте, а также в средствах массовой информации является гарантией того, что диаспора может организовать акции своих сторонников.

Основная задача армянской диаспоры во Франции — продвижение в ближайшее к президенту окружение представителей данной этнической общины. Таким образом, через представителей внутри законодательной власти армянская диаспора получает возможность реализовать свою программу, участвуя в принятии решений.

Другим средством лоббирования является наличие французских исследовательских институтов по армянским вопросам. В этой связи необходимо отметить, прежде всего, Центр по исследованию армянской диаспоры, созданный в 1976 г. в Париже. Задачами данного центра являются документация, изучение и поднятие материалов, относящихся к жизни армянского народа в прошлом и настоящем в контексте международного сотрудничества. Центр фокусируется на трех сферах изучения: геноцид армян, диаспора, Армения. Центр по исследованию армянской диаспоры получил поддержку других армянских организаций Франции и находится в связи с другими информационными центрами, существующими в мире.

Комитет по армянскому вопросу, официально созданный

КРТЯН

Лусик

Артаваздовна — аспирант кафедры теории политики ННГУим.

Н.И. Лобачевского [email protected]

партией «Дашнакцутюн» еще в 1965 г., активно лоббировал признание французским парламентом геноцида армян. Комитет по армянскому вопросу организовывал в крупных французских городах митинги, посвященные памяти сотен представителей армянской интеллигенции Константинополя, убитых и арестованных правительством младотурков 24 апреля 1915 г., для того чтобы донести до общественности суть армянского вопроса. Эти выступления позволяли комитету развивать отношения с французским политическим классом, члены которого приглашались на манифестации.

Вопрос о признании геноцида армян впервые был поднят в Национальном собрании Франции в 1965 г., в день 50-й годовщины этого геноцида. С 1981—1984 гг. этот вопрос не ставился представителями правительства в повестку дня в Национальном собрании.

Позицию французских властей по армянскому вопросу в 90-е гг. можно охарактеризовать как уклончивую. Никаких законодательных актов, которые позволили бы официально признать геноцид армян, несмотря на внесение в Национальное собрание многочисленных законопроектов, принято не было.

Комитет по армянскому вопросу продолжал между тем вести борьбу, чтобы получить это признание. В 1994, 1995, 1997 гг. многочисленные законопроекты по признанию геноцида армян и расширению сферы применения закона Гайосот были поставлены в повестку дня депутатами, но безуспешно. Подобная ситуация продолжалась до 1998 г., когда после внесения изменений в конституцию Франции были расширены права парламента в плане формирования повестки дня1.

Законопроект по признанию Францией геноцида армян, подготовленный фракцией социалистов, был внесен в повестку дня Национального собрания 19 мая 1998 г. Доклад был составлен председателем Комитета по армянскому вопросу А. Крикоряном. 26 мая под председательством Дж. Ленга было проведено собрание по обсуждению данного законопроекта, на котором с докладом от имени фракции социалистов выступил председатель группы «Франция — Армения» Р. Руке.

1 Jean-Baptiste de Montvallon. Reconnaissance du genocide armenien : Matignon se decharge sur le Senat // Le Monde, 18 fevrier 1999.

В своем выступлении он отметил, что «с точки зрения истории как права Франция обязана принимать отчетливую позицию и заявить, что она признает армянский геноцид 1915 года. Она проявит, таким образом, свою глубокую приверженность соблюдению прав человека и универсальных ценностей, которые она всегда защищала, и усилит дружеские связи между Францией и Арменией...».

Однако дальнейшее рассмотрение данной резолюции вызвало противодействие правительства. Учитывая колебания премьер-министра и нежелание президента республики обсуждать данный законопроект, в Люксембургском дворце 23 марта 1999 г. также отказались от того, чтобы внести законопроект о признании геноцида армян в повестку дня сената — предлогом для отказа послужило начало бомбардировок Белграда2. Эту позицию ясно выразил министр иностранных дел Ю. Ведрин. В развернутом заявлении от 17 марта 1999 г. он подчеркнул, что принятие подобного документа не будет служить ни интересам мира, ни интересам Франции на Южном Кавказе3.

Годом позже, 22 февраля 2000 г., сенат 15 голосами против 6 принял идентичное решение, решив не вносить законопроект в повестку дня. Сенат оправдывал свое решение тем, что конституция не позволяет парламенту страны расценивать историю, тем более давать оценку событиям, происшедшим в другой стране.

В связи с отказом обсуждать данный законопроект 15 марта 2000 г. 126 историков и исследователей — специалистов по истории холокоста по инициативе Комитета по армянскому вопросу направили французскому парламенту петицию, в которой доказывали необходимость признания геноцида армян.

Напомнив тот факт, что парламенты или палаты депутатов Аргентины, Бельгии, Болгарии, Греции, Ливана, Российской Федерации, Уругвая, Кипра, а также Папа Римский уже признали геноцид армян, петиция подчеркивала необычайную значимость такого признания с учетом того, что Франция входила в состав Антанты в период Первой мировой войны.

2 Garibian S. C'est bien l'affaire des historiens ; mais aux historiens specialistes des genocides // Le Monde (rubrique « Debats»), 13 mai 2006, p. 22.

3 Texte adopte № 140 Assemblee Nationale Constitution du 4 octobre 1958 onzieme legislature.

Петиция также обращает внимание на другой, более значимый факт: международный термин «преступления против человечества» впервые был введен во время Первой мировой войны 24 мая 1915 г. тремя странами Антанты — Великобританией, Францией и Россией — в прямой связи с истреблением армянского населения в Оттоманской империи. В результате этот термин был включен в преамбулу и в ст. 6 (с) Конвенции Организации Объединенных Наций о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Кроме того, после 8 лет исторических исследований подкомиссия по правам человека ООН в августе 1985 г. 14 голосами против 1 одобрила решение, подтверждающее исторический факт совершения геноцида по отношению к армянам во время Первой мировой войны1.

Следует отметить, что сторонниками и противниками законопроекта использовались аргументы морального, правового и политико-дипломатического характера. Никто из докладчиков, голосовавших против законопроекта, не высказал сомнений в реальности совершения армянского геноцида в 1915 г. Дело в том, что ряд политиков сомневались в обоснованности такого хода с точки зрения интересов мира на Кавказе и напомнили о значимости работы Минской группы, в рамках которой Франция, наряду с Россией и США, содействуют мирному урегулированию отношений между Турцией и Арменией.

Согласно формулировке признания, которая звучит следующим образом: «Франция публично признает армянский геноцид 1915 года», можно сделать вывод, что она носит декларативный характер, т.к. в случае отрицания геноцида армян никаких санкций не предусмотрено.

В это время фракция Союза за французскую демократию предложила внести обсуждение законопроекта в повестку дня сената на начало января 2001 г. 10 января 2001 г. Ф. Рошеблон выступил с докладом, в котором настаивал на том, чтобы комиссия внесла законопроект о наказании за отрицание геноцида армян 1915 года2. В

1 Article 30, alinea 4 du Reglement du Senat/ Официальный сайт Национальной Ассамблеи Франции//www.assemblee-nationale.fr

2 Senat, session ordinaire 2000-2001, n° 60, 27 octobre 2000. /Официальный сайт Национальной Ассамблеи Франции//www.assemblee-nationale.fr

соответствии с заключениями докладчика комиссия приняла законопроект (№ 2672) без изменений3.

Итоговое обсуждение состоялось 18 января 2001 г., после более чем тридцати месяцев споров, и резолюция, в соответствии с которой Франция официально признавала факт геноцида армян в Османской империи в 1915—1923 гг., была окончательно принята большинством депутатов парламента, не вызвав серьезных разногласий между левыми и правыми4. Президент Франции Ж. Ширак и премьер-министр Л. Жоспен своими подписями утвердили этот документ.

«Своим решением парламент Франции еще раз подтвердил свою приверженность демократии и европейским ценностям», — так прокомментировал данный факт депутат С. Сейранян — член верховного органа армянской революционной федерации «Дашнакцутюн». По его словам, принятие законопроекта стало возможным благодаря работе армянских организаций во Франции.

Желая смягчить возникший в результате принятия закона 2001 г. дипломатический конфликт между Францией и Турцией, Ширак направил президенту этой страны Ахмету Недждет Сезеру письмо, в котором выразил надежду, что отношения между двумя странами не ухудшатся. Он особо отметил, что правительство современной Турции не несет ответственности за действия властей Османской империи: жестокая расправа над армянами была осуществлена в стране с иным названием, иными географическими границами, иным политическим строем, живущей по законам ислама.

3 Rapport fait au nom de la Commission des affaires

etrangere sur la proposition de loi adopte par le Senat, relative a la reconnaissance du genocide armenien de 1915 par M. Francois Rochebloine. Assemblee Nationale Constitution du 4 octobre 1958 onzieme legislature Enregistre a la Presidence de l’Assemblee nationale le 10 janvier 2001. /Официальный сайт Национальной Ассамблеи Франции/Zwww.

assemblee-nationale.fr

4 Assemblee Nationale Commission des affaires etrangere compte rendu № 19 (Application de l’article 46 du Reglement) Mercredi 10 janvier 2001 (Seance de 9 heures 30) Presidence de M. Francois Loncle, President // Официальный сайт Национальной Ассамблеи Франции // www. assemblee-nationale.fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.