Научная статья на тему 'Армянская апостольская церковь, семья и государство как единая система институтов социализации и формирования социально-культурных ценностей в армянском обществе'

Армянская апостольская церковь, семья и государство как единая система институтов социализации и формирования социально-культурных ценностей в армянском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / ХРИСТИАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПОНДЕНТ / ИДЕОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / FAITH / CHRISTIANITY / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION INSTITUTION / LIFE ACTIVITY / RESPONDENT / IDEOLOGY / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE / ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мкоян Гоар Сергеевна

В статье излагаются результаты исследования, направленного на определение роли Армянской апостольской церкви в жизни представителей молодежи Армении. Констатируется важность объединения усилий церкви, семьи и государства для гармонизации нравственно-психологического состояния членов армянского общества и воспитания молодежи в духе христианской морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Armenian Apostolic Church, a family and the state as a united system of institutions of socialization and formation of socio-cultural values in the Armenian society

The article presents the research results defining the role of the Armenian Apostolic Church in the life of Armenian youth. The author believes it is important to consolidate the efforts of the Church, a family and the state for the harmonization of the moral and psychological state of the members of the Armenian society and the education of youth in the spirit of Christian ethics.

Текст научной работы на тему «Армянская апостольская церковь, семья и государство как единая система институтов социализации и формирования социально-культурных ценностей в армянском обществе»

УДК [271.22(479.25) + 316.356.2 + 321]:316.614.5

Мкоян Гоар Сергеевна

преподаватель кафедры социологии и социальной работы

Армянского государственного педагогического университета имени Х. Абовяна

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АРМЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Mkoyan Gohar Sergeyevna Lecturer,

Sociology and Social Work Department, Armenian State Pedagogical University

THE ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH, A FAMILY AND THE STATE AS A UNITED SYSTEM OF INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION AND FORMATION OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN THE ARMENIAN SOCIETY

Аннотация:

В статье излагаются результаты исследования, направленного на определение роли Армянской апостольской церкви в жизни представителей молодежи Армении. Констатируется важность объединения усилий церкви, семьи и государства для гармонизации нравственно-психологического состояния членов армянского общества и воспитания молодежи в духе христианской морали.

Ключевые слова:

вера, христианство, социализация, институт социализации, жизнедеятельность, респондент, идеология, нравственно-психологическое состояние, Армянская апостольская церковь.

Summary:

The article presents the research results defining the role of the Armenian Apostolic Church in the life of Armenian youth. The author believes it is important to consolidate the efforts of the Church, a family and the state for the harmonization of the moral and psychological state of the members of the Armenian society and the education of youth in the spirit of Christian ethics.

Keywords:

faith, Christianity, socialization, socialization institution, life activity, respondent, ideology, moral and psychological state, Armenian Apostolic Church.

Роль Армянской апостольской церкви в укреплении веры и развитии социально-культурных ценностей у молодежи

Армянские просветители и философы писали о важности духовного единства армянского народа еще в IV в. В условиях лишения территориальной целостности и политической независимости народ искал пути сохранения своей духовной культуры. Принятие христианства как государственной религии в 301 г. способствовало национальному самосохранению армянства. В какой-то мере принятие христианства было осознанным политическим актом, который стимулировал развитие не только национальной духовной культуры, но и просветительства: образования и воспитания [1]. В этом плане важно отметить, что до сих пор Армянская апостольская церковь как социальный институт своим истинным проповедничеством и служением распространяет христианские идеи среди молодежи.

На современном этапе необходимо научное изучение христианства в Армении как средства борьбы за сохранение независимости и культурного своеобразия, а также как важнейшей школы социализации подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы [2] армянских и зарубежных мыслителей, в которых устанавливается значительная роль церкви в становлении и сохранении своеобразия народа. Исходя из этих трудов и признания Армянской апостольской церкви важнейшим институтом социализации молодежи, влияющим на моральное здоровье народа, было проведено социологическое исследование, результаты которого подтверждают, что положение верующих христиан в постсоветской Армении постепенно улучшается.

Начиная с 1990-х гг. и до настоящего момента религиозность в Армении характеризуется растущим динамизмом с непредсказуемостью ее дальнейшего развития. Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Национального политехнического университета Армении и Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна, показывают, что с каждым годом повышается роль Армянской апостольской церкви в обыденной жизни армянина, особенно представителя молодого поколения. Опрос среди молодежи показал, что 62,6 % считают, что Армянская апостольская церковь способствует духовному прогрессу и социализации подрастающего поколения, а 37,4 % затруднились отметить ее положительные стороны. Положительный вклад Армянской апостольской церкви, по мнению опрошенных, заключается в следующем:

а) 43,1 % - формирование национально-духовных культурных ценностей,

б) 26,5 % - сохранение национального сознания,

в) 15,6 % - внушение веры в необходимость исполнения заветов Господа,

г) 14,4 % - создание нравственного облика.

На вопрос, последователем каких критериев Армянской апостольской церкви считает себя армянская молодежь, респонденты ответили следующим образом (берутся в расчет респонденты, которые признают положительную роль церкви в социализации армянской молодежи, - 62,6 %):

а) 38,8 % ходят в церковь для своего духовного спокойствия и чтобы поставить свечку,

б) 32,1 % принимают участие в мессах и церковных праздниках,

в) 20,8 % хотят сообщаться со службой, проводимой священниками,

г) 7,7 %, посещая церковь, считают свой долг перед Господом исполненным.

72,2 % респондентов ответили, что в основном ходят в церковь в субботу и воскресенье или по праздникам, когда в церквях многолюдно и церковные службы проводятся под высокой ответственностью священников, а во время церковных праздников месса проводится при поддержке и/или присутствии патриарха. Молодые люди активно принимают участие в праздновании Рождества Христова, Пасхи, Преображения Иисуса Христа (Вардавар), Вознесения, Рождества Пресвятой Богородицы, Благословения винограда и др. Каждый праздник своеобразен и оказывает влияние на процесс социализации молодежи и формирования у них духовной культуры.

Армянская апостольская церковь выступает посредником между молодежью и Господом, поэтому особое внимание представители молодого поколения уделяют деятельности и служению церкви, которое осуществляется церковнослужителями. На вопрос, как молодые оценивают проводимые церковнослужителями службы, 39,1 % ответили «положительно», 10,1 % - «отрицательно», а 63,0 % затруднились ответить, но с радостью и верой посещают церковь.

Результаты проведенного социологического исследования, авторские наблюдения, а также проводимая духовными лицами работа свидетельствуют о том, что значительная часть армянской молодежи стремится сохранить веру. Однако у многих молодых людей преданность вере и участие в мессах еще носят поверхностный характер и не превратились в стабильные потребности [3]. Они с трудом определяются в вопросах веры и лишь иногда ходят на церковные службы. Немало молодых людей, считающих себя верующими, находят неудобным креститься даже во время церковной службы, тем самым выказывая свое достаточно холодное отношение как к вере, так и к верованию.

Все это имеет объективные причины. Дело в том, что до сих пор очаги образования республики, в том числе и высшие учебные заведения, как отмечает известный социолог В.Т. Лисовский, не могут эффективно способствовать духовному воспитанию учащейся молодежи [4]. Результаты проведенных социологических опросов показали, что число верующей молодежи в Армении постепенно увеличивается. Только 37,4 % верующих затруднились оценить роль церкви в социализации молодежи.

В ближайшие годы ожидается увеличение численности верующей молодежи в связи с активизацией мероприятий, проводимых государством и направленных на работу с молодежью. Необходимость такого содействия возрождению и становлению веры у населения со стороны данных институтов вызвана следующим:

1. На старшее поколение еще действует советская идеология и атеистическое воспитание.

2. После распада Советского Союза молодые люди еще не получили должного и полноценного духовного воспитания.

3. Процесс возрождения христианства неравномерен в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях по всей республике.

Согласно результатам проведенного социологического исследования, 1/3 (37,4 %) молодежи затрудняется ответить, какую роль может играть религия. Полагаем, это следствие того, что в советские годы церковь и проводимые ею службы во многих случаях были лишены авторитета. В условиях демократизации Армении, когда власть приобрела законную основу, церковь заново утверждает свое предназначение для дальнейшего распространения своего влияния среди населения, активно использует принципы свободы слова и совести, утвержденные в конституции Республики Армения (РА).

Переформулировав известное выражение, можно сказать, что сейчас все дороги ведут в храм. Учитывая активизацию работы Армянской апостольской церкви среди молодежи, особенно в направлении эффективного формирования христианских идей, с каждым годом исследователи все более серьезное внимание обращают на жизнедеятельность молодежи во всех сферах общественной жизни. Результаты проведенного социологического исследования показали, что степень влияния религии на молодежь зависит не только от сферы деятельности, в которой заняты представители молодого поколения, но и от способностей церкви оказывать регулирующее воздействие. Анализируя эти способности, можно отметить, что одним из важнейших средств влияния церкви на нравственно-психологическое состояние молодежи выступает воспитание молодежи в духе христианской морали во всех сферах общественной жизни.

Роль семьи и государства в удовлетворении социально-культурных потребностей и гармонизации нравственно-психологического состояния членов общества

Гармоничное нравственно-психологическое состояние членов общества зависит не только от их жизненных условий. Позитивное воздействие на взаимоотношения людей в церкви и в семье оказывают народные традиции и обычаи. Эта идея прослеживается в многочисленных трудах армянских и зарубежных ученых, посвященных всестороннему изучению роли традиций и обычаев в улучшении нравственно-психологического состояния членов общества и регулировании их отношений [5].

Проведенное социологическое исследование студентов выявило, что в Армении существует еще достаточно много традиционных семей, члены которых не считают необходимым проявлять уважение друг к другу. Представители 3-4 поколений, проживающих в одном доме, могут не выказывать уважения друг к другу. Так, только 189 респондентов из 205 ответили на вопрос, какие у них в семье отношения с дедушками и бабушками. 155 из 189 студентов находятся в хороших отношениях с представителями старших поколений, что свидетельствует о том, что в армянской семье еще сохраняются такие положительные эмоциональные проявления, как уважение, близость, теплота. Плохие и непонятные отношения с дедушками и бабушками у 8 респондентов, а у 26 дедушек и бабушек нет. Что касается отношений с родителями, то 142 респондентов из 205 отметили, что прекрасно ладят с родителями, 45 студентов оценили отношения с родителями как средние, а у 18 респондентов плохие отношения с родителями. 85 % респондентов ответили, что их семьи - последователи Армянской апостольской церкви и они с радостью и уважением следуют предписанным семьей и церковью традициям и обычаям. Семьи 15 % респондентов по причине занятости дома и на работе не находят времени для посещения церкви.

Несмотря на то что в РА функционирует огромное множество сектантских организаций, которые ставят под сомнение догмы Армянской апостольской церкви и основы ее проповедничества, вера армянской семьи, церкви и государства достаточна прочна и армянский народ в своем большинстве неизменно следует христианским идеям. Данное состояние можно расценить как победу христианской идеологии, которая должна побудить армянское общество объединиться и по достоинству оценить всю армянскую культуру, отказаться от принятия чужих ценностей и не подвергаться их влиянию.

Таким образом, по итогам проведенного исследования приходим к выводу, что воспитательная роль христианской идеологии проступает в армянском обществе все более явно, что обосновывается связью респондентов-студентов с Армянской апостольской церковью и ее службами. Интересно, что после церковной службы 72,5 % респондентов возвращаются домой с успокоенной душой.

Однако для улучшения нравственно-психологического состояния населения РА недостаточно только посредничества семьи и Армянской апостольской церкви. Необходимо непосредственное участие государства в решении данного вопроса. По этому поводу ряд ученых в своих научных трудах [6] большое внимание уделяют той социальной политике, которая проводится государством для гармонизации нравственно-психологического состояния членов общества и их жизненных условий.

Ссылки:

1. Гаспарян Ю.А. Семья и церковь как единая система регуляции народных традиций и обычаев. СПб., 2002. С. 148.

2. См.: Гаспарян Ю.А. Семья и церковь ... С. 65 ; Его же. Семья на пороге XXI века. СПб., 1999. С. 320 ; Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008. С. 464.

3. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века.

4. Лисовский В.Т. Социология молодежи. М., 2008.

5. См.: Антонов В.И. Язык в зеркале этносоциологии и культурологии // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3 : сб. ст. / под ред. А.О. Бороноева. СПб., 2000 ; Арутюнян Э. Культура национальной идентичности и жизни. Специальные лекции : учеб. пособие. Ереван, 2004. На арм. яз. ; Гаспарян Ю. Традиции и обычаи в армянской семье. Ереван, 2003. На арм. яз. ; Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

6. Волгин Н.А. Социальная политика. 2-е изд. М., 2004 ; Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева ; под ред. Н.А. Головина. СПб., 2007 ; Фетисов А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики. М., 2010.

References:

1. Gasparyan, YA 2002, The family and the church as a unified system of regulation of national traditions and customs, St. Petersburg, p. 148.

2. See: Gasparyan, YA 2002, The family and the church as a unified system of regulation of national traditions and customs, St. Petersburg, p. 65; Gasparyan, YA 1999, Family on the threshold of the XXI century, St. Petersburg, p. 320; Berman, GJ 2008, Faith and the Law: the reconciliation of law and religion, Moscow, p. 464.

3. Gasparyan, YA 1999, Family on the threshold of the XXI century, St. Petersburg, p. 320.

4. Lisovskiy, VT 2008, Sociology of Youth, Moscow.

5. See: Antonov, VI 2000, 'Language in the mirror ethno and cultural', Problems of theoretical sociology, vol. 3, St. Petersburg; Arutyunyan, E 2004, National identity and culture of life. Special lectures: Textbook, Yerevan; Gasparyan, Y 2003, Traditions and customs in an Armenian family, Yerevan; Sorokin, P 2006, Social and Cultural Dynamics, Moscow.

6. Volgin, NA 2004, Social politics, 2nd ed., Moscow; Luhmann, N 2007, Social system. Essay on the general theory, St. Petersburg; Fetisov, AV 2010, Theoretical and practical bases of social and cultural policy, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.