Научная статья на тему 'АРМЯНО-ИРАНСКОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.'

АРМЯНО-ИРАНСКОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / Армения / Иран / ЕАЭС / экспорт / импорт / энергетическое сотрудничество / туризм / foreign trade / Armenia / Iran / EAEU / export / import / energy cooperation / tourism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акобян Ашхен Артаковна

Статья посвящена анализу динамики развития армяно-иранских экономических отношений в период с 1992 по 2018 гг. Взаимовыгодные связи в экономической и политической сферах между Исламской республикой Иран и Республикой Армения зародились в начале 90-х гг. ХХ в. С точки зрения Ирана, вынужденного существовать в условиях санкционного давления, Армения является потенциальным коридором для выхода иранских товаров на европейские рынки. В свою очередь Иран рассматривается как важный экономический партнер для Армении в сложных реалиях Нагорно-Карабахского конфликта. Анализируются основные направления экономических контактов между Ираном и Арменией. Выявлено важное место энергетического сектора в торговле между странами, в частности важность газопровода Иран-Армения. Поставки иранского газа осуществляются в обмен на экспорт из Армении электроэнергии. Именно энергетика занимает важное место в экономических контактах между государствами в рассматриваемый период. Отдельно рассмотрена туристическая сфера как перспективное направление развития армяно-иранских отношений. Обозначены трудности, препятствующие росту товарооборота между государствами, рассмотрено влияние санкционного режима на развитие торговых отношений Ирана и Армении. Анализируется влияние вступления Армении в Евразийский экономический союз в 2015 г. на расширение армяно-иранских экономических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIAN-IRANIAN POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the analysis of the dynamics of development of Armenian-Iranian economic relations in the period from 1992 to 2018. Mutually beneficial relations in the economic and political spheres between the Islamic Republic of Iran and the Republic of Armenia originated in the early 1990s. From the point of view of Iran, forced to exist under the conditions of sanctions pressure, Armenia is a potential corridor for the entry of Iranian goods to European markets. Iran, in turn, is seen as an important economic partner for Armenia in the complex realities of the Nagorno-Karabakh conflict. The main directions of economic contacts between Iran and Armenia are analyzed. The important place of the energy sector in trade between countries was identified, in particular the importance of the Iran-Armenia gas pipeline. Iranian gas is supplied in exchange for the export of electricity from Armenia. It is energy that occupies an important place in economic contacts between states during the period under review. The tourism sphere as a prospective direction of development of Armenian-Iranian relations is considered separately. Difficulties hindering the growth of trade turnover between states are highlighted, influence of the sanctions regime on the development of trade relations between Iran and Armenia is considered. The impact of Armenia’s entry into the Eurasian Economic Union in 2015 on the expansion of Armenian-Iranian economic ties is analyzed.

Текст научной работы на тему «АРМЯНО-ИРАНСКОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.»

УДК 94

Акобян А.А., ассистент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет (Россия)

АРМЯНО-ИРАНСКОЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ

Статья посвящена анализу динамики развития армяно-иранских экономических отношений в период с 1992 по 2018 гг. Взаимовыгодные связи в экономической и политической сферах между Исламской республикой Иран и Республикой Армения зародились в начале 90-х гг. ХХ в. С точки зрения Ирана, вынужденного существовать в условиях санк-ционного давления, Армения является потенциальным коридором для выхода иранских товаров на европейские рынки. В свою очередь Иран рассматривается как важный экономический партнер для Армении в сложных реалиях Нагорно-Карабахского конфликта. Анализируются основные направления экономических контактов между Ираном и Арменией. Выявлено важное место энергетического сектора в торговле между странами, в частности важность газопровода Иран-Армения. Поставки иранского газа осуществляются в обмен на экспорт из Армении электроэнергии. Именно энергетика занимает важное место в экономических контактах между государствами в рассматриваемый период. Отдельно рассмотрена туристическая сфера как перспективное направление развития армяно-иранских отношений. Обозначены трудности, препятствующие росту товарооборота между государствами, рассмотрено влияние санк-ционного режима на развитие торговых отношений Ирана и Армении. Анализируется влияние вступления Армении в Евразийский экономический союз в 2015 г. на расширение армяно-иранских экономических связей. Ключевые слова: внешняя торговля, Армения, Иран, ЕАЭС, экспорт, импорт, энергетическое сотрудничество, туризм. DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-04-25-35

Введение. История внешнеэкономических связей Республики Армения в период после обретения независимости остается важным аспектом для понимания особенностей внешнеполитического курса закавказской республики. Исходя из сложного политико-экономического положения Армении в регионе, одним из ее важнейших партнеров выступает Исламская республика Иран. Однако становление и развитие экономического сотрудничества между Арменией и Ираном в период с 1992 по 2018 гг. остается слабо изученным в отечественной историографии.

Особый интерес представляет рассмотрение установления торговых контактов между государствами после распада СССР и формирования новой геополитической реальности в Закавказье. Настоящее исследование призвано установить основные сферы взаимных интересов в армяно-иранском сотрудничестве в области торговли, энергетики, туризма, логистики.

Объект и методы исследования. Объектом настоящего исследования выступает армяно-иранское экономическое сотрудничество в период 1992-2018 гг. Анализируется взаимодействие двух государств в области энергетической безопасности, торговли, логистики, туристической сфере. Методологическую основу исследования составили

© Акобян А.А. © Akobyan ^^

принципы историзма и объективности, исто-рико-сравнительный метод, а также междисциплинарный метод контент-анализа для рассмотрения динамики развития торговых отношений между Арменией и Ираном.

Результаты и их обсуждение. Начало 90-х гг. ХХ в. стало временем зарождения дипломатического и экономического сотрудничества между Исламской республикой Иран и только что получившей независимость Республикой Армения. 23 августа 1990 г. Верховным Советом Армянской ССР принимается Декларация независимости, как первый шаг, положивший начало процессу обретения независимости Арменией [5]. В результате референдума, состоявшегося в сентябре 1991 г. Верховный совет Республики Армения объявил страну независимым государством.

Иран признал независимость вновь образованного государства 25 декабря 1991 г., а дипломатические отношения между странами устанавливаются 9 февраля 1992 г. [16, с. 75]. В этот день в столице Ирана министрами иностранных дел двух стран подписывается декларация об установлении полноценных дипломатических отношений и «О принципах и целях отношений между Республикой Армения и Исламской Республикой Иран». С этого времени можно говорить о

начале взаимовыгодного экономического сотрудничества между Арменией и Ираном. Для независимой республики одним из приоритетов во внешней политике стало развитие экономических отношений с сопредельными государствами. Из-за того, что Армения находилась в блокаде со стороны Азербайджана и Турции и в состоянии Нагорно-Карабахской войны, экономическое значение нейтрального Ирана являлось значительным.

Уже в 1992 г. Иран стал вторым после России торговым партнером Армении [21]. В свою очередь Республика Армения также имела важное экономическое значение для Ирана. Иранское правительство планировало использовать Армению для реализации планов по транзиту энергоносителей в Черноморский регион и Европу. Поэтому между странами возник взаимный интерес по развитию двусторонних экономических контактов.

28 февраля 1992 г. состоялся первый официальный визит министра иностранных дел Ирана Али Акбара Велаяти в Армению. Глава внешнеполитического ведомства Ирана в Ереване особенно подчеркивал, что Иран заинтересован в развитии отношений с Арменией в области транзита иранских товаров и ресурсов в Россию и в Европу.

6-8 мая 1992 г. в ходе визита в Иран президента Республики Армения Л. Тер-Петросяна подписывается важный для двух стран договор «О сотрудничестве, дружбе и добрососедстве» [6]. В ноябре 1992 г. в Армении создается «Государственная комиссия по координации армяно-иранских отношений», а в Иране - «Ирано-армянская торговая палата». Данные структуры были нацелены на скорейшую интенсификацию торговли и сотрудничества между странами.

Дополнительный рост товарооборота между государствами происходит в период горячей фазы нагорно-карабахского конфликта. В это время Иран становится основным поставщиком продовольствия и нефтепродуктов для Армении. Иран предпринимал шаги по разрешению конфликта между Арменией и Азербайджаном. По его инициативе проходили трехсторонние переговоры между высшими должностными лицами Азербайджана, Армении и Ирана. Важным фактором, толкавшим Иран на сближение с Арменией в первые годы ее независимости, являлось

стремление противодействовать союзу Азербайджана и Турции. Именно Турция в начале 90-х гг. ХХ в. становится главным региональным соперником Ирана.

Началу торговых контактов между Ираном и Арменией способствовало создание в мае 1992 г. временного лодочного моста через реку Аракс. 9 января 1996 г. открывается полноценный мост, ввод в эксплуатацию которого значительно увеличило торговый оборот с обеих сторон [15, с. 51]. Само строительство моста являлось более чем значительным событием. Для молодой Республики Армения Исламская Республика Иран должна была стать транзитным маршрутом транспортировки товаров из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Работа моста позволила осуществлять перевозки транзитных грузов, через территорию Армении в Черноморский регион. Уже через несколько лет после строительства моста ежегодно из Ирана в Армению ввозилось в среднем по 50 тыс. тонн грузов, что в сто раз превышало, показатели 1992 г. [10]. Значение моста через Аракс становится особенно важным в условиях военных действий с Азербайджаном, потому что по нему осуществлялась транспортировка жизненно важных грузов.

В 1994-1995 гг. в рамках организованных в Армении выставках-продажах иранских товаров произошли первые контакты между бизнесменами Армении и Ирана. На них армянские потребители познакомились с такими иранскими производителями, как мебельная фирма «Форузан», с лидером на рынке химических товаров фирмой «Рахан», производителем медикаментов компанией «Фармэкс», обувной фирмой «Абедани» и другими. По завершению выставок многие иранские фирмы открывают свои представительства и магазины в Ереване [9, с. 91].

Армения начала свое сотрудничество с Ираном с поставок продукции металлургической промышленности. Исламская республика посредством фирмы «Эхсан Садерат» закупала у северного соседа лом черных и цветных металлов, медный концентрат с большим количеством молибдена. Часть продукции Иран оставлял для собственных нужда, часть отравлял в Пакистан, где её скупали фирмы из Японии [9, с. 92].

Со временем номенклатура товаров во взаимной торговле расширилась. Армения

стала, импортировать из Ирана продукты питания, продукцию горнодобывающей, химической промышленности, промышленное оборудование, изделия из гипса и камня, автомобили. В свою очередь экспорт Армении пополнили древесина, продукция горнодобывающей промышленности, электроэнергия, продукты питания. Во второй половине 1990-х г. более двухсот совместных армяно-иранских компаний осуществляли деятельность на территории Армении. Показателем эффективности такого сотрудничества служит то, что в конце 1990-х г. Иран сохраняет второе

Иранские инвестиции в Армении в 2002

место среди торговых партнеров Армении.

В 1990 - 2000 гг. иранские инвесторы вкладывали свои средства преимущественно в следующие сферы экономики Армении -оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, химическая промышленность, строительство, логистика. Самой привлекательной отраслью экономики Армении для иранских инвесторов стала оптовая торговля, наименее привлекательным сектором являлось строительство, в связи с большими рисками вложений в данную сферу, по сравнению с инвестициями в сферу торговли и производства.

Таблица 1.

Сферы

Всего Сельское Строи- Оптовая Розничная Логи- Химическая Пищевая

хозяй- тельство торговля торговля стика промыш- промыш-

ство ленность ленность

и охота

2002 1763 667 0 1086 0 0 0 0

2003 457,2 0 2,3 417,6 8 29,3 0 0

2004 39,2 0 0 0 0 0 39,2 0

2005 119,7 0 0 37,2 0 0 82,5 0

2006 195,3 0 0 88,9 0 0 106,4 0

2007 154,7 0 0 0 0 0 154,7 0

2012 0,5 0 0 0 0 0,5 0 0

2014 45,6 0 0 0 0 45,6 0 0

2015 545,8 0 0 0 0 -45,6 0 591,4

2016 217,0 0 0 0 0 0 217,0

Всего 3 538 667 2,3 1 629,7 8 29,8 382,8 808,4

В период с 2000 по 2016 гг. наиболее значительные инвестиции в экономику Армении были вложены Ираном в 2002 г. и составили более 1,5 млн. долларов США. Наименее значительные инвестиции наблюдаются в 2012 г. В период с 2008 по 2011 г. и в 2013 г. Иран не инвестировал в экономику Армении.

К 1997 г. между Ираном и Арменией оборот товаров увеличился в три раза по сравнению с 1992 г., составив более 200 млн долл. [10]. Отдельные регионы Исламской республики Иран установили прямые контакты как с государственным сектором, так и с частными предприятиями Армении. С обеих сторон уделяется большое внимание начавшейся приграничной торговле. Ещё в первой половине 1990-х г. правительствами Армении и Ирана подписывается соглашение о приграничной торговле между иранской областью Маранд и Мегринским районом Армении. В связи с тем, что граница между Арменией и Ираном очень короткая, всего около

40 км, основной потенциал стран в приграничной торговле сосредоточен на границе Ирана и Сюникской области Армении. Здесь в городе Агарак находится приграничный рынок «Армения-Иран». Иран имеет также экономические связи с Армавирской областью Армянской республики. Особое место в экономическом сотрудничестве с Ираном занимает столица Армении.

Параллельно с развитием торговли армяно-иранское сотрудничество развивалось и в банковской сфере. 12 января 1995 г. в Ереване открывается филиал иранского банка «Банк Меллат», призванный облегчить торговые операции между двумя странами и способствовать инвестированию в совместные проекты. Из-за нахождения под санкционным режимом, армянские банки на территории Ирана не функционируют.

Важнейшей сферой армяно-иранского экономического сотрудничества является энергетическая. В период между 1992 г. и

1994 г. был подготовлен проект строительства газопровода Иран-Армения. В 1995 г. между Арменией и Ираном подписывается соглашение о его строительстве [10]. Предполагалось, что в обмен на часть поставляемого газа, Армения будет экспортировать в Иран электроэнергию. Первоначально основным противником строительства газопровода между Ираном и Арменией являлся российский «Газпром», т.к. иранский газ становился прямым конкурентом российскому. Кроме этого противником строительства газопровода также выступает США. Позиция «Газпрома» в 2000 г. постепенно меняется. Российская компания все больше убеждалась в стратегической важности данного проекта. Вследствие чего сам «Газпром» стал проявлять интерес к проекту [8]. Помимо коммерческой выгоды от его реализации, «Газпром» получал возможность контролировать перемещение в северном направлении конкурентного иранского газа. Официальный представитель «Газпрома» Александр Рязанов объяснял позицию компании тем, что если она не примет участия в строительстве газопровода Иран-Армения, то иранский газ может составить конкуренцию «Голубому потоку» в Турции. Кроме того, присутствие на Южном Кавказе российского холдинга было особенно важно в свете активно обсуждавшихся в то время проектов поставок голубого топлива из стран Центральной Азии в Европу [3].

Строительство газопровода началось в 2004 г. В марте 2007 г. Армению посетил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. В ходе этого визита произошло достаточно важное для истории армяно-иранских экономических отношений событие. В марте 2007 г. открывается газопровод Иран-Армения. Газопровод полностью вводится в эксплуатацию в 2008 г. Общая стоимость его строительства составила 250 млн. долл. Бюджет данного проекта можно поделить на три составляющие: «Газпром» выделил 45% необходимых средств, Армения вложила в проект 45 % и всего лишь 10 % составляет вклад Ирана. Армянская сторона назвала данный проект большим успехом в сфере энергетической дипломатии. Вместе с тем, право на эксплуатацию газопровода передается армяно-российской компании «АрмРосгазпром». Затем в результате эмиссии акций компании газопровод переходит под контроль «Газпрома» [8].

В обмен на электроэнергию Армения получает по бартеру газ. Сделка по обмену электроэнергией и газа между двумя странами осуществляется с 2009 г. Согласно договоренностям, Армения должна поставлять Ирану по 3 кВтч электроэнергии за кубометр газа. К примеру, в 2018 г. было импортировано 567 млн кубометров газа, взамен которых экспортировано 1 млрд 839 млн кВтч электроэнергии [7].

С 2008 г. разрабатывался проект строительства Ираном нефтеперерабатывающего завода в Армении. Так как из-за западных санкций многие новые технологии в сфере нефтепереработки стали Ирану недоступны, перенос производства в Армению мог в таком случае стать заменой строительства НПЗ в самой ИРИ. После отмены части западных санкций необходимость постройки завода на территории Армении отпала, и об этом проекте уже почти не вспоминают.

Не менее туманными представляются перспективы Армении как транзитера иранского газа. Объем газа, поступающего в Армению из Ирана, составляет в среднем 400 млн. кубометров в год. Технические особенности ирано-армянского газопровода не позволяют увеличить поставки топлива до транзитного уровня. Кроме того, практически единственной страной куда Армения теоретически могла бы поставлять газ является Грузия. Но у Армении нет газопровода в Грузию, т.к. грузинская сторона не заинтересована в подобном проекте, экономическая рентабельность проекта вызывает большие сомнения.

В 2007 г. Министерство энергетики Республики Армения и Министерство энергетики Исламской Республики Иран подписали соглашение «О сотрудничестве между правительством Республики Армения и правительством Исламской Республики Иран в области строительства и эксплуатации гидроэлектростанций на реке Аракс» [2].

Совместный проект Ирана и Армении по строительству каскада из двух деривационных гидроэлектростанций на пограничной реке Аракс предлагается ещё в 1990-х гг. и несколько лет обсуждался правительствами двух стран. Согласно плану, одна из них Мегрин-ская ГЭС должна была располагаться в Армении, а другая Карачиларская (Гаре Чилер, Га-рачилар) - в Иране [4, с. 56]. Стоимость стро-

ительства ГЭС с армянской стороны оценивалась в 323 млн. долл. По межправительственным соглашениям, подписанным в 2007-2009 гг. финансированием строительства электростанции и плотины должна была заниматься иранская инвестиционная компания «Фераб Сепасад». Расчетную мощность электростанции определили в 130 МВт. [18]. Строительство Мегринской ГЭС планировалось начать в 2012 г., первоначальным сроком сдачи объекта значился 2017 г. В течение первых 15 лет станция находилась в пользовании Ирана, а затем переходила под управление армянской стороны. 17 ноября 2012 г. состоялась торжественная церемония закладки гидроэлектростанции, на которой присутствовали президент Армении и министр энергетики Ирана. Тем не менее, строительство ГЭС на 2018 г. так и не началось. В первую очередь это связано с тем, что иранская компания «Фераб Се-пасад», ответственная за финансирование строительства так и не сделала необходимых инвестиций в проект. Свою роль сыграло очередные экономические санкции, введённые Евросоюзом и США в отношении Ирана в 2012 г., так и общее удорожание проекта, финансирование которого иранские инвесторы уже не могли себе позволить. Всё же, несмотря на то, что данный проект заморожен, окончательно он не закрыт, стороны пытаются найти других инвесторов. Пока в Иране сохраняется высокий спрос на электроэнергию проект строительства Мегринской ГЭС не теряет свою актуальность.

Новым этапом в сотрудничестве двух стран в энергетической сфере становится постройка высоковольтных ЛЭП. Первая линия была построена еще в начале 1997 г. В конце ноября 2004 г. сдана в эксплуатацию вторая высоковольтная ЛЭП «Агарак-Шинуайр». В дальнейшем объёмы транспортировки электроэнергии из Армении в Иран только наращивались. Так, 20 июля 2007 г. на заседании Армяно-иранской межправительственной комиссии принимается решение о начале строительства третьей высоковольтной линии электропередачи между странами. Летом 2015 г. страны подписали договор о ее строительстве. «Иранский банк развития экспорта» взял на себя более 75 % инвестиционных затрат. Эта новая линия должна более чем в три раза увеличить поставки электроэнергии Армении в Иран, что может увеличить экспорт иранского

газа в страну в рамках сделки «газ в обмен на электроэнергию». Иран также будет подключен к сетям не только Армении, но и России, Грузии, а также Турции, что должно удовлетворить его спрос на электроэнергию [22].

С середины 2000-х гг. экономика Ирана находилась в рамках все усиливающихся санкций. Они вводятся США и другими государствами, чтобы нарушить работу иранской ядерной программы. Однако санкционный режим нанес урон всей экономике страны, и в том числе внешней торговле. От санкций страдали и армяно-иранские экономические отношения.

К 2015 г. напряженность вокруг иранской ядерной программы снижается. Были достигнуты договоренности между Ираном и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, в соответствии с которыми Тегеран согласился значительно сократить свою ядерную программу и допустить международных инспекторов в страну в обмен на отмену всех экономических санкций. Эффект от отмены санкций позитивно сказался на росте иранской экономики. Экспорт нефти восстановился до досанкционного уровня, а экономическая напряженность в стране уменьшилась.

Следовательно, новый период в армяно-иранском экономическом сотрудничестве начинается с 2015 г. В это время Армения вступает в ЕАЭС, а с Ирана частично снимаются санкции. Все это способствовало росту деловой активности между государствами. Появились различные перспективные проекты и надежды на дальнейший рост товарооборота между Арменией и Ираном [11, с. 198]. В 2016 г. между странами подписывается сразу пять меморандумов о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, а несколько крупных иранских фирм выразили желание расширить торговую и инвестиционную деятельность в Армении. Так, например, иранская фирма «Rad Sane Vashamir Group» планирует вложить средства в инвестиционную программу в армянской провинции Лори. Птицеводческая фирма «Morkparvar» рассчитывает реализовать свои проекты по разведению породистых цыплят. С 2018 г. в Армении действует крупная иранская фирма «Behshahr Industrial Development Corporation», занимающаяся производством товаров широкого спектра от бытовой химии до продуктов питания. Ко всему прочему, в 2017 г. в Мегри открывается свободная экономическая зона. В рамках

СЭЗ компании освобождены от налога на прибыль и таможенных пошлин. Несмотря на то, что иранский бизнес проявляет осторожность ведении дел на армянском рынке, тем не менее фирмы с иранским капиталом в 2019 г. составляют 37% всех иностранных компаний, действующих в Армении [15, с. 52].

Смена политического курса в США и приход к власти президента Д.Трампа, вновь обостряют ситуацию вокруг Ирана. В результате Белый дом в мае 2018 г. вышел из договора с Ираном, в очередной раз ввел санкции против страны и оказал давление на ЕС и других союзников, чтобы они существенно сократили или

Экспорт и импорт Республики Армения в

прекратили импорт нефти из Ирана и экономическое сотрудничество с Тегераном в целом.

Несмотря на потенциальные возможности роста внешней торговли, Иран опустился со второго на пятое место во внешней торговле Армении с годовым оборотом в 360 млн. долл. в 2018 г. [22]. Армения имеет постоянный дефицит торгового баланса с Ираном в размере примерно 90-175 млн. долл. в год. Основная доля формируется за счет закупки его газа, который преобразуется в электроэнергию и продается обратно в Иран на 60 млн. долл. [22].

Таблица 2.

ИРИ в 1999-2018 гг. (в тыс.

Год Экспорт Импорт Год Экспорт Импорт

1999 34160.8 78450.4 2009 33 025.9 162 398.0

2000 30089.0 82328.4 2010 84 831.2 199 884.7

2001 31870.4 78120.5 2011 106 250.4 216 792.3

2002 31468.6 62615.4 2012 108 512.1 219 413.1

2003 22478.8 70187.3 2013 94 955.2 198 492.0

2004 30559.6 62284.7 2014 84 975.8 206 489.7

2005 28513.3 89166.6 2015 81 727.5 198 361.4

2006 29642.9 114399.5 2016 75 253.1 163 997.7

2007 38507.4 141663.0 2017 84 123.2 174 698.2

2008 25056.3 202991.2 2018 94 203.6 269 341.4

экспорт, так и импорт. Несмотря на эффект от снятия санкций с Ирана, в 2015-2017 гг. не было зарегистрировано заметного улучшения динамики взаимной торговли между странами [22].

Таблица 3.

Удельный вес ИРИ в экспорте и импорте Республики Армения в ИРИ в 1999-2018 гг. (в %)

Если проследить торговлю между странами в динамике, то наблюдается тенденция к снижению размера товарооборота. В 2017 г. он снизился примерно на 40 % по сравнению с пиковым значением 2012 г. Сократились как

Год Экспорт Импорт Год Экспорт Импорт

1999 14.7 9.7 2009 4.7 4.9

2000 10.0 9.3 2010 8.1 5.3

2001 9.3 8.9 2011 8.0 5.2

2002 6.2 6.3 2012 7.9 5.1

2003 3.3 4.0 2013 6.4 4.5

2004 4.2 4.6 2014 5.5 4.7

2005 2.9 4.9 2015 5.5 6.1

2006 3.0 5.2 2016 4.2 5.0

2007 3.3 4.3 2017 3.8 4.3

2008 2.4 4.6 2018 3.9 5.4

Туризм занимает значимое место во взаимоотношениях Армении и Ирана. В связи с этим 16 июня 2016 г. министры иностранных дел Армении и Ирана Эдвард Налбандян и Мохаммад Джавад Зариф подписали соглашение об отмене визового режима между

двумя странами [17]. Согласно данному документу граждане двух стран смогут без въездных виз находиться на территории другого государства в течение 90 дней.

Структура туристического потока между Арменией и Ираном разнородна. По данным

Всемирной туристической организации Армения в 2014 г. стала третьей, по посещаемости жителями Ирана страной после Турции и Ирака, обойдя в этом списке Азербайджан.

Всего за 2014 г. в страну въехало более 146 тыс. иранцев. Это более 7 % от общего количества иностранцев, посетивших Армению в этом году. Выбор иранцев вполне объясним. Иран - это закрытое общество, где ислам определяет все стороны жизни человека. Армения достаточно свободная и безопасная страна. Иранцы могут здесь вести себя более раскрепощенно, не соблюдая многие запреты. Большинство иранских туристов в Армении являлось уроженцами приграничных северных регионов Ирана - Зенджана, Тебриза, хотя нередко встречаются и жители Тегерана, и других областей страны. Иранцы часто приезжают на учебу в Армению. Поэтому значительное число проживающих уроженцев ИРИ в Армении являются студентами [13, с. 110]. Во время праздника Новруз (иранский Новый год) в 20-х числах марта каждого года поток иранских туристов увеличивается. Армению в эти дни посещает около 30 тыс. жителей Ирана. В среднем иранский турист тратит за поездку около 1000 долл. Многие обеспеченные иранцы проживают в элитных отелях и пользуется услугами дорогих ресторанов Еревана. В рамках 15-й Международной туристической выставки, проходившая в г. Тегеране 31 января 2020 г., Армения и Иран подписали меморандум о сотрудничестве в сфере туризма. В целом, можно отметить, что привлекательность Армении для туристов из Ирана неуклонно возрастает [13, с. 196].

В 2022 г. в Армении проживало около 3 тыс. граждан Ирана. Многие иранцы имеют бизнес в Ереване. С каждым годом в Армении увеличивается число иранских предпринимателей, вовлеченных в современную 1Т-сферу. Работники таких компаний зачастую создают контент для 1Т рынка Ирана.

В отношениях между странами существуют проблемы, мешающие армяно-иранскому экономическому сотрудничеству. Одна из главных проблем заключается в том, что в Иране действует относительно высокие импортные тарифы. Средние иранские пошлины на импорт превышают 15%. Иран достаточно сильно защищает свой внутренний рынок и в значительной степени полагается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на политику импортозамещения [20]. Естественно высокие пошлины негативно сказывается на импорте из Армении.

Другой проблемой является значительная разница в организации экономик Армении и Ирана. В Иране наблюдается высокая доля государственного сектора в экономике и сама она довольно закрытая. Армянская экономика более либеральная, больше зависит от динамики свободного рынка и роль государства в ней значительно ниже. Плохо налажено взаимодействие между двумя странами в банковской сфере. Армянские банки не представлены в Иране, а иранские за исключением «Меллат Банка» - в Армении. Торговые сделки, по сути, не обеспечены банковскими гарантиями, что заметно снижает деловую активность. Кроме того, в Иране действуют различные ограничения на иностранные инвестиции, поэтому иранский бизнес гораздо активнее вкладывает средства в относительно либеральную экономику Армении, чем армянский - в более закрытую экономику Ирана [15, с. 53]. Такие различия между экономическими системами не способствуют деловым контактам между армянскими и иранскими компаниями [20].

К сожалению, многие совместные проекты между Арменией и Ираном остаются замороженными или нереализованными. Так, стороны постоянно говорят о проекте строительства железной дороги Иран-Армения [19]. По предварительным оценкам стоимость его реализации составляет более 3 млрд. долл. Этот проект для Армении, находящейся между Турцией и Азербайджаном, имеет важное стратегическое значение [1, с. 77]. Но для Ирана он пока представляется нерентабельным, с экономической точки зрения.

Чиновники ИРИ неоднократно заявляли, что готовы на своей территории построить лишь небольшой участок дороги до границы с Арменией (90 км). Дальше Ереван, по мнению Тегерана, должен искать инвестиции самостоятельно. Тем более что в скором времени должна появиться железная дорога Иран-Азербайджан-Россия. Этот проект в Иране считают более перспективным.

Несмотря на то, что снятие санкций не сыграло значительной роли в изменении экономических отношений между Арменией и Ираном, торговля между странами интенсифицировалась на фоне вступления Армении в

Евразийский союз. В 2017 г. фиксируется определенный рост товарооборота между Ираном и Арменией. Импорт из Ирана в Армению значительно увеличился.

Данные Статистического комитета Республики Армения, показывают, что страна в 2018 г. экспортировала в Иран товаров на сумму 94,2 млн. долл., что на 11% больше, чем в 2017 г. Из Ирана ввозится товаров на сумму 269,4 млн. долл., что выше на 54,2 % по сравнению с 2017 г. В 2018 г. товарооборот между странами достиг 363,6 млн долл., увеличившись на 41% по сравнению с 2017 г. [7].

Доля электроэнергии в структуре экспорта Армении в ИРИ на 2018 г. составила 83,5% [7]. Из этого можно сделать вывод, что торговля энергоносителями продолжает играть решающую роль в экономических связях Армении с Ираном.

Стоимость электроэнергии, экспортированной в Иран в 2018 г. составила около 92 млн. долл. [7]. Примерно 15-20% производимой в Армении электроэнергии ежегодно экспортируется в Иран. В сравнении с 2017 г. объем электроэнергии, экспортированной из Армении в Иран 2018 г., увеличился на 67% или на 36,8 млн. долл. Таким образом, увеличение объема экспорта из Армении в Иран напрямую связано с увеличением объема поставок электроэнергии. Без учета электроэнергии, объем товаров, экспортированных в Иран в 2017 г., составил всего 18,1 млн долл., следовательно, без учета «энергетической сделки» экспорт из Армении в Иран имеет незначительные объемы.

В 2018 г. страна импортировала из ИРИ товаров на сумму более 275 млн. долл. Доля голубого топлива в этом объёме составляет 31% или 85 млн. долл. Объемы импортируемого Арменией газа также увеличились в 2018 г. на 27,3 млн. долларов или на 47% [7].

Летом 2018 г. Иран и ЕАЭС подписали договор о свободной торговле, оказывающий влияние на армяно-иранское сотрудничество в экономической сфере. Этот договор открывает широкие возможности для транзитной торговли Ирана с ЕАЭС при участии Армении.

Заключение (выводы). Основная политика Ирана в отношении Армении формируется в начале 90-х гг. ХХ в. Она была

направлена на установление тесных дипломатических и экономических связей. Для Ирана Армения выступала в качестве потенциального транзитера товаров и энергоносителей в Европу. В свою очередь для Армении Иран на протяжении долгого времени оставался важнейшим внешнеполитическим и экономическим партнером. Между странами не существует политических противоречий, что положительно влияет на развитие двустороннего экономического сотрудничества.

Однако, начиная с 2000 г. в товарообороте между государствами наступает стагнация. В рейтинге экономических партнеров Армении Иран со второго места переместился на пятое. Оба государства признают несоответствие между их тесным политическим партнерством и ограниченным масштабом экономического сотрудничества. Двусторонний товарооборот не превышает 400 млн. долларов. Это объясняется объективными трудностями во взаимной торговле. Армянским товарам трудно получить доступ к иранскому рынку, который защищен одними из самых высоких в мире таможенных пошлин. В то же время иранские товары на армянском рынке вынуждены конкурировать с более доступными товарами из других государств, в первую очередь из Китая и России. Наиболее важным для обоих государств является энергетическое сотрудничество, выражается в договоренности «газ в обмен на электричество». Трубопровод протяженностью 140 км, официально открытый в 2007 г., доставляет газ из Ирана в Армению, где большая его часть затем преобразуется в электроэнергию и поступает в северные провинции Ирана.

Некоторые изменения в армяно-иранской торговли наметились после 2015 г., когда Армения стала членом ЕАЭС. Страна стала активно продвигать соглашение о свободной торговле между союзом и ИРИ, которое заключается в мае 2018 г. После чего ожидается улучшение условий торговли между странами и повышение значимости Армении, как страны-посредника, предоставить ей более свободный доступ к иранскому рынку. Армяно-иранское экономическое сотрудничество имеет широкие перспективы не только в области электроэнергетики, но и в сфере транспорта, транзитной торговли и туризма.

Список литературы

1. Абрамян В.Г., Григорян В.В. Перспективы развития железнодорожного транспорта республики Армения // Актуальные вопросы экономических наук. Новосибирск. 2010. № 11-3. С. 76-79.

2. Армения и Иран подписали соглашение о строительстве приграничных ГЭС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.caucasianknot.net/articles/175600/ (дата обращения 18.01.2023).

3. «Голубые» мечты Армении [Электронный ресурс] URL: https://armenia.gazprom.ru/press/about-company/2009/01/23/ (дата обращения: 15.03.2023).

4. Давтян В. Россия-США-Иран и энергетическая безопасность Армении // 21-й век. Пенза. 2009. №4 (12). С. 50-58.

5. Декларация о независимости Армении [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.am/ru/independence/ (дата обращения: 18.01.2023).

6. Договор «О сотрудничестве, дружбе и добрососедстве» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ir (дата обращения 18.01.2023).

7. Ергнян С. Торговля Армения-Иран в 2018 г. Значительное увеличение веса импорта энергоносителей и цемента [Электронный ресурс]. URL: https://hetq.am/hy/article/102873 (дата обращения: 20.01.2023). (на арм. яз.).

8. Коротышев А.П., Тюменкова А.С. Сотрудничество Республики Армения и Исламской Республики Иран в сфере энергетики и интересов России // Вестник ННГУ 2012. №4-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/sotmdnichestvo-republiki-armeniya-i-islamskoy-respubliki-iran-v-energeticheskoy-sfere-i-interesy-rossii (дата обращения: 19.02.2023).

9. Месамед В.И. Иран и немусульманские страны Южного Кавказа (Армения и Грузия). М.: Институт Ближнего Востока, 2015. 254 с.

10. Петросян Л. Армяно-иранские экономические отношения (1991-2008) [Электронный ресурс]. URL: http://ysu.am/files/03L_Petrosyan.pdf (дата обращения: 18.01.2023). (на арм. яз.).

11. Саргсян Л.Н. Перспективы развития торгово-экономических отношений между Арменией и Ираном // Региональные проблемы преобразования. Махачкала. 2018. №9. С. 195-203.

12. Сафарян А.А. Социально-эколого-экономические предпосылки развития туризма в республике Армения // Географический вестник. Пермь. 2016. №4 (39). С.109-111.

13. Сафарян Д.Н. Перспективы торгово-экономического сотрудничества Республики Армения и Ирана после снятия международных санкций // Via in tempore. История. Политология. Белгород. 2016. №8 (229). С.195-199.

14. Статистический комитет Республики Армения [Электронный ресурс]. URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=586 (дата обращения: 25.01.2023).

15. Филин Н.А., Кокликов В.О., Ходунов А.С. Торгово-экономические отношения Ирана и Армении в контексте сближения Ирана с Евразийским экономическим союзом // Вестник Российский государственный гуманитарный университет. Москва. 2021. №3. С.49-63.

16. Чолахян В.А. Армяно-иранские связи: общность древней духовной культуры и многообразие форм исторического взаимодействия двух народов // История и историческая память. Саратов. № 18. 2019. С.68-78.

17. Эдвард Налбандян и Мохаммад Джавад Зариф подписали меморандум о либерализации визового режима между Арменией и Ираном [Электронный ресурс]. URL: https://arm-world.ru/news/novostnik/11695-edvard-nalbandyan-i-mohammad-dzhavad-zarif-podpisali-memoran-dum-o-liberalizacii-vizovogo-rezhima-mezhdu-armeniey-i-iranom.html (дата обращения: 25.01.2023).

18. Энергетика в Республике Армения // Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армения. 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/filead-min/DAM/energy/se/pp/gere/Nur-Sultan_June_2019/10._Hayk_Badalyan_Energy_in_the_Repub-lic_of_Armenia.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

19. Agreement signed on Armenia - Iran rail link // International Railway Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.railjournal.com/news/agreement-signed-on-armenia-iran-rail-link/ (дата обращения: 19.01.2023).

20. Avetian S. U.S. Sanctions and Iran: Potential Impact on Armenia's Economy [Электронный ресурс]. URL: https://evnreport.com/economy/u-s-sanctions-and-iran-potential-im-pact-on-armenias-economy/ (дата обращения: 19.01.2023).

21. Therme C. The Irano-Armenian alliance [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/Iran_alliance_russoarmenienne_Therme.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

22. Weiss A., Zabanova Y. The South Caucasus and Iran in the Post-Sanctions Era [Электронный ресурс]. URL: https://www.swp-berlin.org/publications/products/comments/2017C24_wis_zbv.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

ARMENIAN-IRANIAN POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the analysis of the dynamics of development of Armenian-Iranian economic relations in the period from 1992 to 2018. Mutually beneficial relations in the economic and political spheres between the Islamic Republic of Iran and the Republic of Armenia originated in the early 1990s. From the point of view of Iran, forced to exist under the conditions of sanctions pressure, Armenia is a potential corridor for the entry of Iranian goods to European markets. Iran, in turn, is seen as an important economic partner for Armenia in the complex realities of the Nagorno-Karabakh conflict. The main directions of economic contacts between Iran and Armenia are analyzed. The important place of the energy sector in trade between countries was identified, in particular the importance of the Iran-Armenia gas pipeline. Iranian gas is supplied in exchange for the export of electricity from Armenia. It is energy that occupies an important place in economic contacts between states during the period under review. The tourism sphere as a prospective direction of development of Armenian-Iranian relations is considered separately. Difficulties hindering the growth of trade turnover between states are highlighted, influence of the sanctions regime on the development of trade relations between Iran and Armenia is considered. The impact of Armenia's entry into the Eurasian Economic Union in 2015 on the expansion of Armenian-Iranian economic ties is analyzed.

Keywords: foreign trade, Armenia, Iran, EAEU, export, import, energy cooperation, tourism.

References

1. Abrahamyan, VG., Grigoryan, V.V. (2010). Perspektivy razvitiya zheleznodorozhnogo transporta respubliki Armeniya [Prospects of development of railway transport of the Republic of Armenia] // Ak-tual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk [Current issues of economic sciences]. Novosibirsk, 11-3, 76-79.

2. Armenia and Iran signed an agreement on the construction of border hydroelectric power plants [Electronic resource]. URL: https://www.caucasianknot.net/articles/175600 (accessed: 18.01.2023).

3. «Blue» dreams of Armenia [Electronic resource]. URL: https://armenia.gaz-prom.ru/press/about-company/2009/01/23 (accessed: 03/15/2023).

4. Davtyan, V. (2009). Rossiya-SSHA-Iran i energeticheskaya bezopasnost' Armenii [Russia-USA-Iran and Armenia's energy security] // 21-j vek [21st Century], 4 (12), 50-58.

5. Declaration of Independence of Armenia [Electronic resource]. URL: https://www.gov.am/ru/independence (accessed: 18.01.2023).

6. The agreement «On cooperation, friendship and good neighborliness» [Electronic resource]. URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ir (accessed: 18.01.2023).

7. Yergnyan, S. Armenia-Iran trade in 2018. A significant increase in the weight of imports of energy carriers and cement [Electronic resource]. URL: https://hetq.am/hy/article/102873 (accessed: 20.01.2023). (in Armenian).

8. Korotyshev, A.P., Tyumenkova, A.S. (2012). Sotrudnichestvo Respubliki Armeniya i Is-lamskoj Respubliki Iran v sfere energetiki i interesov Rossii [Cooperation of the Republic of Armenia and the Islamic Republic of Iran in the field of energy and interests of Russia] // Bulletin of the National Research University, 4-1. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sotrudnichestvo-republiki-armeniya-i-islamskoy-respubliki-iran-v-energeticheskoy-sfere-i-in-teresy-rossii (accessed: 02.19.2023).

9. Mesamed, V.I. (2015). Iran i nemusul'manskie strany Yuzhnogo Kavkaza (Armeniya i Gruziya) [Iran and non-Muslim countries of the South Caucasus (Armenia and Georgia)]. Moscow: Institute of the Middle East. 254 p.

10. Petrosyan, L. Armenian-Iranian economic relations (1991-2008) [Electronic resource]. URL: http://ysu.am/files/03L_Petrosyan.pdf (accessed: 18.01.2023). (in Armenian).

11. Sargsyan, L.N. (2018). Perspektivy razvitiya torgovo-ekonomicheskih otnoshenij mezhdu Ar-meniej i Iranom [Prospects for the development of trade and economic relations between Armenia and

Iran] // Regional'nye problemy preobrazovaniya [Regional problems of transformation], 9, 195-203.

12. Safaryan, A.A. (2016). Social'no-ekologo-ekonomicheskie predposylki razvitiya turizma v respublike Armeniya [Socio-ecological and economic prerequisites for the development of tourism in the Republic of Armenia] // Geograficheskij vestnik [Geographical Bulletin], 4 (39), 109-111.

13. Sakharyan, D.N. (2016). Perspektivy torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Respu-bliki Armeniya i Irana posle snyatiya mezhdunarodnyh sankcij [Prospects for trade and economic cooperation between the Republic of Armenia and Iran after the lifting of international sanctions] // Via in tempore. History. Political science, 8 (229), 195-199.

14. Statistical Committee of the Republic of Armenia [Electronic resource]. URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=586 (accessed: 01/25/2023).

15. Filin, N.A., Koklikov, V.O., Khodunov, A.S. (2021). Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya Irana i Armenii v kontekste sblizheniya Irana s Evrazijskim ekonomicheskim soyuzom [Trade and economic relations between Iran and Armenia in the context of Iran's rapprochement with the Eurasian Economic Union] // Vestnik Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet [Bulletin of the Russian State University for the Humanities], 3, 49-63.

16. Cholakhyan, V.A. (2019). Armyano-iranskie svyazi: obshchnost' drevnej duhovnoj kul'tury i mnogoobrazie form istoricheskogo vzaimodejstviya dvuh narodov [Armenian-Iranian ties: the commonality of ancient spiritual culture and the diversity of forms of historical interaction between the two peoples] // Istoriya i istoricheskaya pamyat' [History and historical memory], 18, 68-78.

17. Edward Nalbandian and Mohammad Javad Zarif signed a memorandum on visa liberalization between Armenia and Iran [Electronic resource]. URL: https://arm-world.ru/news/novostnik/11695-edvard-nalbandyan-i-mohammad-dzhavad-zarif-podpisali-memo-randum-o-liberalizacii-vizovogo-rezhima-mezhdu-armeniey-i-iranom.html (accessed: 25.01.2023).

18. Energy in the Republic of Armenia // Ministry of Energy and Natural Resources of the Republic of Armenia. 2019 [Electronic resource]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pp/gere/Nur-Sultan_June_2019/10._haik_badalyan_energiya_v_republik_armenia.pdf (accessed: 25.01.2023).

19. Agreement signed on Armenia - Iran rail link // International Railway Journal [Electronic resource]. URL: https://www.railjournal.com/news/agreement-signed-on-armenia-iran-rail-link/ (accessed: 19.01.2023).

20. Avetian, S. U.S. Sanctions and Iran: Potential Impact on Armenia's Economy [Electronic resource]. URL: https://evnreport.com/economy/u-s-sanctions-and-iran-potential-impact-on-arme-nias-economy/ (accessed: 19.01.2023).

21. Therme, C. The Irano-Armenian alliance [Electronic resource]. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/Iran_alliance_russoarmenienne_Therme.pdf (accessed: 18.01.2023).

22. Weiss, A., Zabanova, Y. The South Caucasus and Iran in the Post-Sanctions Era [Electronic resource]. URL: https://www.swp-berlin.org/publications/products/comments/2017C24_wis_zbv.pdf (accessed: 18.01.2023).

Об авторе

Акобян Ашхен Артаковна - ассистент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет (Россия), E-mail: ashkhen.akopyan.94@mail.ru

Akobyan Ashkhen Artakovna - assistant of the department of foreign history, political science and international relations, Humanitarian institute of the North Caucasus Federal University (Russia), E-mail: ashkhen.akopyan.94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.