ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS
Научная статья / Research article
Внешнеполитическая деятельность Исламской Республики Иран на Южном Кавказе (на примере Нагорно-Карабахского конфликта)
И. Н. Наимов
Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3767-3538, Е-mail: naimov ismoilamail.ru
Аннотация. В статье анализируется позиция и внешнеполитическая деятельность Исламской Республики Иран на Южном Кавказе на примере Нагорно-Карабахского конфликта. На данный момент регион Южный Кавказ находясь на перекрестке интересов ведущих акторов международных отношений, представляет из себя серьезный научный интерес. В связи с этим в статье рассматривается роль Исламской Республики Иран в регионе Южный Кавказ через призму соперничества с другими региональными игроками и посреднические попытки Ирана в деле урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Отмечается, что Исламская Республика Иран, обладающая огромным политико-идеологическим и финансово-ресурсным потенциалом, ведет активную внешнюю политику и считается одной из реальных участников в деле создания региональной системы безопасности на Южном Кавказе. Также в статье затрагиваются вопросы милитаризации региона Южный Кавказ в контексте отношения Ирана к данному вопросу и отмечается, что Исламская Республика Иран всегда выступал против милитаризации в регионе и призывал конфликтующие стороны придерживаться политико-дипломатических путей решения конфликтов. Однако после поражения Азербайджана в 1994 году мы наблюдаем в регионе тенденцию, которая поспособствовала безжалостной гонке вооружений Азербайджанской стороны. Также в статье рассматриваются экономические отношения Ирана в регионе Южный Кавказ и подчеркивается, что развитие экономических отношений традиционно были одним из приоритетных направлений внешнеэкономической стратегии Ирана. Исламской Республикой последние годы были совершены попытки участвовать в интеграционных процессах, в частности Иран является наблюдателем в ЕАЭС, членом которой является Армения. В заключении статьи отмечается, что Иран, сделав вывод из первой компании армяно-азербайджанской войны 90-х годов, внес существенные коррективы в свою политику в южно-кавказском направлении, прежде всего придав ей сбалансированный характер, подразумевающий подержание высокого уровня взаимоотношений с Арменией и Азербайджаном. Именно это и стало детерминантом стабильности на северных рубежах Ирана до сегодняшнего момента.
Ключевые слова: Исламская Республика Иран, Азербайджан, Армения, Нагорно-Карабахский конфликт, Турция, Российская Федерация, региональные акторы, региональные отношения, экономика, геополитика.
Для цитирования: Наимов И. Н. Внешнеполитическая деятельность Исламской Республики Иран на Южном Кавказе (на примере Нагорно-Карабахского конфликта) // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):720-731.
Foreign Policy Activities of the Islamic Republic of Iran in the South Caucasus (Case Study of the Nagorno-Karabakh Conflict)
Ismoil N. Naimov
Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3767-3538, Е-mail: naimov [email protected]
Abstract. The article analyzes the position and foreign policy activities of the Islamic Republic of Iran in the South Caucasus on the example of the Nagorno-Karabakh conflict. At the moment the
South Caucasus region, being at the crossroads of interests of the leading actors of international relations, is of serious scientific interest. In this connection the article deals with the role of the Islamic Republic of Iran in the South Caucasus region through the prism of competition with other regional players and Iran's mediatory efforts in the settlement of the Nagorno-Karabakh conflict. It is noted that the Islamic Republic of Iran, which has huge political, ideological and financial resources, has an active foreign policy and is considered one of the real actors in the creation of a regional security system in the South Caucasus. The article also touches upon the militarization of the South Caucasus region in the context of Iran's attitude towards this issue and notes that the Islamic Republic of Iran has always been against militarization in the region and has called on the conflicting parties to stick to political and diplomatic ways of resolving conflicts. However, after Azerbaijan's defeat in the South Caucasus, the article examines Iran's economic relations in the South Caucasus region and emphasizes that the development of economic relations has traditionally been one of the priorities of Iran's foreign economic strategy. The Islamic Republic of Iran has made attempts to participate in integration processes in recent years, in particular, Iran is an observer in the EAEU, of which Armenia is a member. At the end of the article, it is noted that Iran, having drawn a conclusion from the first Armenian-Azerbaijani war of the 90s, made significant adjustments in its policy in the direction of the South Caucasus, first of all giving it a balanced character, implying maintenance of the high level of relations with Armenia and Azerbaijan. This has been a determinant of stability on Iran's northern borders to this day.
Keywords: Islamic Republic of Iran, Azerbaijan, Armenia, Nagorno-Karabakh conflict, Turkey, Russian Federation, regional actors, regional relations, economy, geopolitics.
For citation: Ismoil N. Naimov. Foreign Policy Activities of the Islamic Republic of Iran in the South Caucasus (Case Study of the Nagorno-Karabakh Conflict) // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022; 7(5):720-731. (In Russ.).
Современные международные
отношения отличаются особой сложностью трансформационных международно-
политических процессов в контексте беспрецедентных глобальных изменений, высоким динамизмом происходящих событий, которые трудно даются анализу и прогнозу, кризисом модели современного миропорядка, которая в свою очередь вернул международные отношения в свою первозданную стезю, то есть «анархичность» и так далее. Однако нужно все-таки отметить, что, находясь в переходном периоде, где происходит процесс отказа от старых мирополитических установок и правил и перехода к новым и совершенно неопределенным рамкам и принципам международного строя и порядка, государства мирового сообщества пытаются найти свое место, используя свой потенциал возможностей. В частности, Исламская Республика Иран, обладающая огромным политико-идеологическим и финансово-ресурсным потенциалом, ведет активную внешнюю политику и считается
одной из реальных участников в деле создания региональной системы
безопасности на Южном Кавказе.
Основы иранской политики в регионе после 1991 г.
После краха биполярной системы безопасности Исламская Республика Иран превратилась в уникальный центр идейного притяжения и политической активности, что вполне закономерно привлекает внимание исследователей и специалистов в области международных отношений, исходя из следующих обстоятельств:
Во - первых, на сегодняшний день одним из главных отталкивающих элементов является идеологизированная политика Ирана, направленная на завоевание и упрочение лидерства на региональном уровне, что не может не тревожить соседние с Ираном страны. Необходимо отметить, что как показывает анализ в шкале внешнеполитических приоритетов внешней политики Ирана, кавказское направление идет следом за ближневосточным направлением ее политики [Сулаберидзе 2020: 141].
Во - вторых, актуальность исследования внешней политики Ирана на Южном Кавказе позволяет определить место и роль этой страны в системе региональных отношений, изучить иранскую модель решения
территориальных проблем и обозначить проблемы и противоречия иранской южнокавказской политики Ирана. Как известно, Иран одним из первых в мире официально признал независимость Армении, Азербайджана и Грузии и открыл в Ереване, Баку и Тбилиси свои дипломатические представительства. По словам экспертов «в периоды конфликтов и войн в Закавказье Иран всегда рассматривал в качестве главного приоритета оказание гуманитарной помощи населению всех трех республик - поставив этот аспект выше политических и геополитических соображений. В ходе войны в Карабахе он, с одной стороны, открыл свои границы для азербайджанских беженцев, с другой же стороны, в условиях, когда территория Армении находилась под блокадой со стороны Азербайджана и Турции, благодаря поддержке Ирана в районе Нурдуза в 1992 г. был установлен понтонный мост через реку Аракс, который сыграл ключевую роль для выведения Армении из экономической блокады. Подобные примеры в отношениях Ирана с республиками Закавказья свидетельствуют об определенном отношении к данному региону» [Атрисангари Фатемех 2020: 34]. Сократил.
В - третьих, официальные заявления иранских властей относительно нагорно-карабахского конфликта заключается в том, что «любое изменение геополитического статуса и границ стран в регионе недопустимы»1. Важно отметить, что подобное сугубо дипломатико-рамочные высказывание Ирана относительно армяно-азербайджанского кризиса говорит о том, что Иран находится в состоянии сложного диссонансного состояния, когда
1 Цитата Президента Ирана Ибрагима Раиси. Источник: Иран накануне геополитического передела Закавказья // URL:
https://regnum.ru/news/polit/3427651.html (дата
обращения: 28.11.2021)
необходимо выбирать между двумя сторонами.
Также нужно отметить и дихотомию между иранской (национальной) и исламской (шиитской) природой идентичности Ирана. Например, во внешней политике Ирана «шиитскому фактору» выделяется огромное значение. В системе внешнеполитических координат Исламской Республики Иран
взаимоотношения с «шиитским миром» остается на первом месте. Однако данное утверждение в отношении с Азербайджаном не работает, так как она несет угрозу «иранской (национальной)» идентичности Ирана. Этим и объясняется то, что в нагорно-карабахском конфликте Иран не отдает предпочтений, казалось бы «шиитскому» Азербайджану.
Важно также подчеркнуть, что проблема сепаратизма входит в категорию основных угроз политической и экономической стабильности современных государств и для Исламской Республики Иран она сверхактуальна. Важно отметить, что в настоящее время ведется активная разработка проектов расчленения Ирана со стороны внешних акторов [См. подробно: Хотамов, Наимов 2019; Наимов 2018; Наимов 2021]. Внешние игроки разрабатывают различные сценарии вмешательства во внутренние дела Ирана, вплоть до осуществления проектов сепаратизации, таких как «Независимый Курдистан», «Объединённый Азербайджан, «Государство Белуджистан» и
«Арабистан». Одним из заинтересованных и активных игроков в этом деле считаются США. Вашингтон, используя
этнополитический фактор в Иране, старается всяческим путем
дестабилизировать ситуацию в стране и заполучить доступ к основным торговым путям региона и богатым месторождениям энергетических ресурсов в этой стране. Таким образом, этим и объясняются опасения Исламской Республики Иран по поводу географических изменений границ в регионе. Иран всегда признавал Карабахский регион и районы вокруг него частью территории Азербайджана, также помимо этого Иран не признавал
независимость Карабаха, Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, Иран отрицательно относится к любой политике, ставящей под угрозу территориальную целостность Ирана, которая является одним из основных элементов государственной идентичности этой страны.
В - четвертых, нет сомнений, что этноконфессиональный фактор может существенно повлиять на разработку и реализацию внешнеполитической
стратегии Ирана в кавказском регионе в зависимости от внутриполитического курса страны (прежде всего это наглядно отражается в действиях правых ультраконсерваторов). Однако, как показывает опыт, Иран имеет хорошие отношения также и с не «мусульманскими» странами. Пример Армении очень показателен, поскольку, казалось бы, Иран непоследователен в своей поддержке другим мусульманским странам. На наш взгляд тесные отношения Ирана с Арменией обусловлены двумя причинами: необходимостью установления хороших стратегических связей с Россией и действиями азербайджанских сепаратистов бросившие вызов территориальной целостности Ирана. Также Иран сильно обеспокоен распространением
азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев, и хотя Верховный лидер публично поддерживал последовательность в осуждении действий Армении в карабахском конфликте с Азербайджаном в 90-е годы, он был столь же категоричен с шиитским духовенством в азербайджано-язычных районах,
предостерегая от подстрекательства их объединения [Санасарян 2000: 45].
В - пятых, возникшую сегодня относительную неопределенность во взаимоотношениях Ирана со странами Южного Кавказа и, особенно в нагорно-карабахском конфликте можно
охарактеризовать тем, что Иран ведет сбалансированную внешнюю политику, пытаясь не портить отношения ни с Россией и ни с Турцией, с которой ведет борьбу с переменным успехом за лидерство
в «исламском мире» [См. подробно: Свистунова 2019].
Заявления о приверженности Ирана к принципу территориальной целостности воспринимается как в Армении, так и в Азербайджане как поддержка их точки зрения. «В соответствии с этой логикой, делался вывод о том, что, признавая территориальную целостность
Азербайджана, Иран как бы фактически признавал Азербайджан без Нагорного Карабаха. В армянских СМИ появлялись и прочие аргументы в пользу признания Арцаха Ираном. Тот факт, что ряд иранских СМИ иногда публиковал материалы интервью с должностными лицами непризнанной республики, некоторые комментаторы в Армении интерпретировали как признак того, что под территориальной целостностью Азербайджана Иран не подразумевал азербайджанский контроль над Нагорным Карабахом» [Аветикян 2020].
Таким образом, внешняя политика Исламской Республики Иран на Южном Кавказе не декларирована ни в одном из официальных документов, однако стоит отметить, что принятый
внешнеполитический документ
«Двадцатилетняя перспектива Исламской Республики Иран», который был принят Ассамблей по определению
государственной целесообразности. От 04.11.2003 года, напоминающий «Доктрину внешней политики» и рассчитанный до 2025 года, закавказский регион рассматривается в рамках региона «Юго-Западной Азии» и ничего сверхважного в нем не декларировано2. По своему содержанию и сути внешняя политика Ирана в Закавказье, как уже было отмечено, выстраивается по принципу «баланса интересов». Хотя отношения Ирана со странами Закавказья остаются до сих пор неопределенными, в частности а) тесные контакты Азербайджана с Турцией и Израилем раздражают Иран; б) Иран
2 General approvals/policies. The vision of the Islamic Republic of Iran. // URL:
http://www.maslahat.ir/index.isp?siteid=3&fkeyid=&sit eid=3&pageid=530 (дата обращения: 30.11.2021)
опасается роста сепаратистских настроений на северо-западе страны, где преобладает тюркоязычное населения (геоконцепция «Большой Азербайджан»); в) в Азербайджане очень скептически относятся к сближению с Ираном, опасаясь роста религиозного фанатизма в стране (не забывается так называемый «троцкистский подход» Хомейни к исламской революции, принцип «экспорта исламской
революции»).
Милитаризация в Закавказье и отношение Ирана к этому
Иран всегда выступал против милитаризации в регионе и призывал конфликтующие стороны придерживаться политико-дипломатических путей решения конфликтов. Однако после поражения Азербайджана в 1994 г. мы наблюдаем в регионе тенденцию, которая
поспособствовала безжалостной гонке вооружений Азербайджанской стороны.
Важно отметить, что на наш взгляд, одним из важных факторов начала гонки вооружений Азербайджана можно считать реализацию ряда крупных экономических проектов, таких как строительство трубопроводов Баку-Супса в 1999 г. и Тбилиси-Джейхан в 2006 году, а также ввод в эксплуатацию строительства газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум в том же году позволило Азербайджану экспортировать свои природные ресурсы за пределами России. Все это привело к расширению экономических возможностей
Азербайджана. Благодаря обильным запасам нефти военные расходы Азербайджана выросли со 175 млн долларов в 2004 г. до 3,1 млрд долларов в 2011 г.3
Важно отметить, что, если Азербайджан развивал свой военный потенциал практически самостоятельно, не надеясь на чужую помощь, то в этом отношении армянская сторона
воспользовалась преимуществами своего военного сотрудничества с Россией,
благодаря чему она получила более совершенные системы в определенных сегментах от своего конкурента. В то же время, Армения обеспечила присутствие около 3000 российских военнослужащих на военной базе в городе Гюмри, где она располагается недалеко от границы с Турцией.
В то же время следует отметить, что Россия все эти годы пыталась сохранить конфликт в замороженном состоянии без вмешательства Запада, в первую очередь Соединенных Штатов Америки4. Россия даже активно пыталась успокоить Азербайджан, настаивая на посреднических переговорах, которые позволили бы урегулировать статус спорного Нагорно-Карабахского региона и не воздерживался от продажи военного оружия и военной техники Азербайджану, несмотря на хорошие отношения с Арменией.
Бархатная революция, охватившая Армению в 2018 гг., привела к постепенному сближению Армении с Западом, и такое развитие ситуации в России было воспринято неоднозначно. Новый Премьер-министр Армении Н. Пашинян попыталась применить сбалансированный подход к ЕС и России. К сожалению, такие события, как арест Генерального секретаря ОДКБ Ю. Хачатурова 26 июля 2018 г. за попытку свержения конституционного строя неоднозначно были расценены в Москве. Это привело к серьезным проблемам в области военного сотрудничества между Арменией и Россией.
В это время, в течение 2010 г. Азербайджан и Турция подписали два важных соглашения - «Стратегическое партнерство» и Соглашения о взаимной помощи, как своего рода ответ на соглашение, допускающее присутствие российских войск на территории Армении, а также соглашение об учреждении турецко-азербайджанского Совета по стратегическому сотрудничеству. Эти
3 Основные тенденции милитаризации Азербайджана. Военно-техническое исследование // URL: https://topwar.ru/10974-osnovnve-tendencii-militarizacii-azerbavdzhana-voenno-tehnicheskoe-issledovanie.html (дата обращения: 26.11.2021).
4 Замороженные конфликты: Россия спасает свою сферу влияния на постсоветском пространстве // URL:
https://inosmi.ru/politic/20190320/244782684.html (дата обращения: 26.11.2021).
соглашения позволили укрепить военно-техническое сотрудничество между двумя странами, а также возможность оказания военной помощи, если один из подписавших государств подвергнется нападению третьей стороны.
Нужно также отметить, что Азербайджан закупал большие партии оружия не только у России, но и у других стран, особенно у Израиля и Турции. В период с 2006 по 2019 год Азербайджан закупил оружие на 825 млн евро у Израиля5.
Азербайджан закупил себе такие сложные военные системы, как ракетный комплекс класса «Земля-Воздух», противотанковые ракеты,
бездельничающие боеприпасы (также известный как беспилотник-самоубийца или дрон-камикадзе) и другие виды беспилотных летательных аппаратов. Турецкий экспорт оружия в Азербайджан составил около 123 млн долларов США в первые девять месяцев 2020 г. Большая часть закупок была произведена боевыми беспилотниками, ракетными установками и различными типами боеприпасами.
Военные расходы Армении и Азербайджана за последние годы наталкивают на мысль о том, что азербайджанская сторона долго готовилась к развитию ситуации в регионе, опираясь, прежде всего на себя. Армянская сторона, прежде всего, опиралась на соседние страны и организации. Азербайджано-армянская война 2020 г. была еще одна война противников с принципиально иным уровнем технического развития. По словам экспертов, «армяне, технически и тактически, остались в 70-80-е гг. XX в. с танками без реактивной брони и без беспилотных летательных аппаратов. Азербайджанцы превзошли их на одно-два поколения, они четверть века готовились к реваншу. Короткая пограничная война 2016 г. не стала (но должна была стать) первым тревожным звоночком для армян: они
сделали только частные, ограниченные выводы, которые не соответствовали ситуации и степени опасности»6.
Таблица 1. Военные расходы Азербайджана и Армении в миллионах
долларов С ША (200 0-2016 г.)
Страна 20 00 20 02 20 04 20 06 20 08 20 10 20 12 20 14 20 16
Азерба йджан 25 5 31 1 47 0 1.1 30 1.6 53 1.3 82 2.7 28 2.7 70 1.9 32
Армен ия 14 7 14 2 18 0 26 0 35 4 38 5 36 2 41 3 42 3
0 Источник: [Бабаев 201 19])
Таблица 2. Военные расходы Азербайджана и Армении в миллионах долларов США до 2020 года. [Саруханян 2020]
Страна 2017 2018 2019 2020
Азербайджан 1.530 1.710 1.790 2.270
Армения 430 500 640 640
Вернемся к ситуации в Нагорно-Карабахском регионе, важно отметить, что после заключения мирного соглашения от 10 ноября 2020 г. между Арменией и Азербайджаном, армянская сторона вернула Азербайджану ряд территорий. По итогам карабахской войны 1992-1994 гг. армянская сторона установила контроль не только над территорией Нагорно-Карабахской автономной области, входившей в состав Азербайджана, но и еще над семью районами, входившими в Азербайджанскую ССР. В предыдущие годы, когда обсуждалась передача семи районов, говорилось о Джебраильском, Физулинском, Лачинском, Зангеланском, Кельбаджарском, Агдамском и
Кубатлинском районах. Согласно подписанному соглашению все
вышеуказанные территории перешли под контроль Азербайджана. К тому же, под контроль Баку перейдет город Шуши (Шуша) и часть территорий, которые также были захвачены с 27 сентября, в числе которых части Гадрутского и Мартунинского районов7. Армянская
5 Прямое попадание. Израиль вооружил Азербайджан аналогами российских комплексов "Искандер" // URL: https://life.rU/p/1348451 (дата обращения: 26.11.2021).
6 Карабахская война 2020 года. Итоговый обзор // URL: https://schneider-krieg.liveiournal.com/44627.html (дата обращения: 04.12.2021)
7 Соглашение по Карабаху. Что получают и теряют стороны // URL:
сторона оставила себе Лачинский коридор шириной 5 км, который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией, но не будет затрагивать город Шуши.
По внешнему периметру пояса проходит линия непосредственного соприкосновения вооружённых сил НКР и Азербайджана.
Республика Азербайджан не только добилась возвращения значительной территории, но также сумела восстановить наземное сообщение с Нахичеванью. «Соглашение предусматривает
разблокировку всех экономических и транспортных связей в регионе. Армения должна обеспечить транспортное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахичеванской автономной республикой, контроль за транспортным сообщением будет осуществлять пограничная служба ФСБ России»8.
Однако нужно отметить, что подписание вышеуказанного соглашения не означает полного разрешения конфликта. С момента подписания соглашения до сих пор на границе между Арменией и Азербайджаном наблюдаются стычки с использованием вооруженных сил обоих республик. Например, одним из последних ожесточенных противостояний можно считать конфликт, вспыхнувший вдоль всей границы между двумя странами 16 ноября 2021 г.
Конфликт также осложняется и тем, что в нем втянуты и третьи страны. Одной из активных сторон конфликта считается Турция. По мнению экспертов, главная задача Азербайджана и Турции это занятие Сюникского коридора, который отделяет Азербайджан и Турцию9. Для
https://www.rbc.ru/politics/10/11/2020/5faa0bfb9a7947 2d1159c5e8 (дата обращения: 04.12.2021)
8 Соглашение по Карабаху. Что получают и теряют стороны // URL: https://www.rbc.ru/politics/10/11/2020/5faa0bfb9a7947 2d1159c5e8 (дата обращения: 06.12.2021)
9 Названа главная причина боев между
Азербайджаном и Арменией: коридор раздора // URL: https://www.mk.ru/politics/2021/11/17/nazvana-glavnava-prichina-boev-mezhdu-azerbavdzhanom-i-
armeniev-koridor-razdora.html?fromtg=1 (дата обращения: 06.12.2021)
Азербайджана это цель номер один, а именно добиться появления сухопутного коридора с Турцией. Поэтому говорить о полном разрешении конфликта очень сложно. Между тем на все это Иран смотрит с большой тревожностью.
Торговые отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией
Экономические отношения Ирана в регионе Южного Кавказа традиционно были одним из приоритетных направлений внешнеэкономической стратегии Ирана. Исламской Республикой последние годы были совершены попытки участвовать в интеграционных процессах, в частности Иран является наблюдателем в ЕАЭС, членом которой является Армения. Например, между ЕАЭС и Ираном 17 мая 2018 г. было подписано временное соглашение сроком на три года о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое вступило в силу 27 октября 2019 г. Сейчас идут переговоры о том, чтобы сделать ее постоянной, что будет полезной для всех стран-членов ЕАЭС10.
На сегодняшний день Иран играет заметную роль в экономике Армении, являясь её четвертым по значимости торговым партнером после России, Китая и ЕС. Общий объем ежегодного товарооборота между Ираном и Арменией находится в районе 300 млн. долл. При этом, учитывая размеры Ирана и наличие общей сухопутной границы, уровень экономических связей между странами далек от максимума. Ранее стороны заявляли о перспективах роста товарооборота до 1 млрд. долл.
Экономические отношения Ирана и Армении имеют большой нереализованный потенциал. В области энергетики Иран и Армения имеют достаточно позитивный опыт сотрудничества. По словам экспертов, пожалуй, «главным на сегодняшний день результатом армяно-иранского
энергетического сотрудничества является запущенный в 2007 г. газопровод Иран-
10 Торговля Ирана с ЕАЭС и перспективы ее развития // URL: https://russiancouncil.ru/analvtics-and-comments/analvtics/torgovlva-irana-s-eaes-i-perspektivv-ee-razvitiva/ (дата обращения:
06.12.2021)
Армения (протяженность - 140 км, стоимость - $220 млн.), изначально призванный диверсифицировать поставки в Армению, однако в дальнейшем ставший важным объектом критики армяно-российских отношений. Сегодня газопровод функционирует на бартерной основе «газ в обмен на электроэнергию» (за каждый импортированный кубометр газа Армения поставляет Ирану 3,2 кВт.ч электроэнергии). Важно, однако, подчеркнуть, что трубопровод никогда не использовался на полную мощность: поставки по нему в лучшем случае доходят до 450-500 млн куб.м.».11
В армяно-иранской энергетической повестке имеются также ряд проектов (НПЗ, нефтепродуктопровод и прочие) замороженного характера, что в основном обусловлено геополитическими реалиями -международными санкциями и, как следствие, ограничением финансовых возможностей Ирана, ровно, как и антиармянским лобби, реализуемом Азербайджаном и пр. Среди этих проектов следует особо подчеркнуть пограничную Мегринскую ГЭС, по сути, вытесненную в последние годы с армяно-иранской экономической повестки. Однако она располагает большим геоэкономическим потенциалом. Таким образом, важно отметить, что армяно-иранское
энергетическое сотрудничество
сталкивается с различными препятствиями, которые не дают реализовать весь потенциал этих отношений.
Товарооборот Ирана и Армении как уже было отмечено в последнее время составлял около 300 млн долл. в год, а торговля с Азербайджаном приблизилась к 500 млн долл. В Тегеране уже нацеливаются на послевоенную
кооперацию с Баку, главным направлением которой должен стать транспортный
11 «Кризис геополитики»: что мешает углублению энергетических связей Армении и Ирана // URL: https://eurasia.expert/chto-meshaet-uglublenivu-energeticheskikh-svvazev-armenii-i-irana/?fbclid=IwAR2Ot6upCSnNWmoRiSsMHx1LaHE SNAGI17SuadtJOgDd6vAqDYcug3ePJdA (дата обращения: 08.12.2021)
коридор «Север - Юг» от Индийского океана через Иран, Азербайджан, Россию
вплоть до Балтики и Северного морского
12
пути/
Одним из важных геоэкономических проектов в регионе считается подписанное соглашение между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном 28 ноября 2021 г. о своповых поставах газа. Согласно договоренности ежегодно из
Туркменистана в Азербайджан через Иран будет поставляться от 1,5 до 2 млрд. кубометров газа.
Следует также отметить и проблемы, существующие между странами в торгово-экономических отношениях. 2020 г. Азербайджанская сторона была сильно возмущена появлениям бензовозов и грузовиков с иранскими номера в оккупированные армянской стороной территориями. Посольство Ирана в Баку пыталось опровергнуть неоспоримое свидетельство снабжения иранцами захваченного армянами региона
стратегически важной продукцией, назвав видеокадры постановочными. В дипмиссии заявили, что за их распространением стоят «силы, не желающие развития отношений между Тегераном и Баку» и этот фейк преследует цель нанести вред добрососедским отношениям между двумя странами13.
Однако после этих событий произошли еще несколько подобного рода инцидентов. Несмотря на ноту, которую азербайджанская сторона вручила послу Исламской Республики Иран в Баку в связи с незаконным въездом в Карабах иранских фур в период с 11 июля по 8 августа, провокации не прекратились. С 11 августа по 10 сентября в Ханкенди въехали 58 иранских фур с различными грузами, в частности, с горюче-смазочными
12 Почему Иран отвернулся от Армении в её противостоянии с Азербайджаном // URL: https://ruskline.ru/opp/2020/10/22/pochemu iran otver nulsya ot armenii v ee protivostovanii s azerbaidzha nom (дата обращения: 08.12.2021)
13 Иранские грузовики в Карабахе... Азербайджану стоит призвать к ответу посла Ирана! // URL: https://haqqin.az/news/175399 (дата обращения: 08.12.2021)
материалами. 55 из них позже выехали обратно. Чтобы скрыть эти передвижения, иранцы и армяне прибегают к различным уловкам. Так, например, на подъезде к зоне временной ответственности российских миротворцев на иранские фуры, направляющиеся в Ханкенди, ставят армянские номерные знаки, чтобы скрыть их точное количество. При этом данные номера повторяются, так как их переставляют с фуры на фуру14. К сожалению, подобные факты подрывают доверия между двумя странами и усугубляют ситуацию в регионе.
Таким образом, следует подчеркнуть, что Иран сильно заинтересован в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, так как она следует свои экономические цели. В первую очередь Иран заинтересован и проявлял готовность к поддержке развития инфраструктуры Нагарного Карабаха в рамках реализации проекта «Север-Юг». В этих условиях Иран проявляет двусторонний подход, исключающий вмешательство
внерегиональных акторов (кроме России и Турции), но в то же время четко очерчивает границы «дозволенного».15
Нужно отметить, что в регионе Иран по уровню влияния сильно уступает Турции и России. Эти страны никак не впустят Иран в решение нагорно-карабахского кризиса, опасаясь упрочения влияния в регионе. Отсюда и неудача в формуле урегулирования «3+3», которую, по словам экспертов, некоторые уже начали называть «противоборствующими сторонами»16. Нужно отметить, что для Еревана формат «3+3» не может представлять большой
14 Поставка грузов из Ирана в Карабах в интересах Армении - азербайджанский политолог // URL: https://news.dav.az/politics/1378933.html (дата обращения: 08.12.2021)
15 «США ставят на Турцию»: что означают новые геополитические расклады в Закавказье для Армении. // URL: https ://eurasia. expert/chto-oznachavut-novve-geopoliticheskie-raskladv-v-zakavkaze-dlva-armenii/ (дата обращения: 08.12.2021)
16 Интервью с кандидатом исторических наук,
старшим научным сотрудником российского Центра
изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ланой Раванди-Фадаи от 27.11.2021
интерес, так как инициаторами формата являются Турция и Азербайджан. В этом плане также хочется задаться вопросом, а что делать с Минской группой ОБСЕ, которая выступала в качестве дипломатического регулятора в ходе нагорно-карабахского конфликта. Нужно добавить, что деятельность Минской группы всегда вызывала большие вопросы, как в Армении, так и в Азербайджане. «Минскую группу ОБСЕ нам навязали. Она сегодня ничего не делает для урегулирования конфликта.
Сопредседатели лишь посещают Азербайджан и Армению, однако безрезультатно», - говорил вице-спикер Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджана Зияфет Аскеров в рамках второй сессии XV заседания Комитета парламентского сотрудничества
Европейский союз - Азербайджан.17 Однако надо отметить, что Иран не раз заявлял о готовности помочь Минской группе в рамках ее компетенции для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Но нужно отметить, что, как справедливо отмечают эксперты, Иран не хочет быть «посредником», он желает полноправно участвовать в ходе урегулировании конфликта и настаивает на изменении формата группы18.
Что касается других региональных акторов, то нужно отметить, что помимо Ирана Турция является одним из важнейших игроков. Турцию и Азербайджан связывает очень многое, и предложенная турецкими политиками формулировка «одна нация - два государства» служит тому
подтверждением. Турция традиционно оказывает дипломатическую, а с недавних времен и даже военную поддержку своему собрату - тюркскому народу и ключевому геостратегическому партнеру в регионе,
17 Вице-спикер: МГ ОБСЕ ничего не делает для урегулирования карабахского конфликта // URL: https://news.dav.az/politics/1003040.html (дата обращения: 08.12.2021)
18 Карабекян: Иран не намерен играть роль посредника в карабахском конфликте. // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/185500/ (дата обращения: 08.12.2021)
Азербайджану. Контакты между представителями министерства обороны обоих государств активизировались после июльских столкновений, за которыми последовали совместные военные учения. С тех пор как начались боевые действия, Турция заявила о своей безоговорочной поддержке Азербайджану и предоставляет ему различные виды военной помощи. Нет никаких сомнений в том, что в настоящее время внедряется высоко ценимая технология турецких военных беспилотных летательных аппаратов в азербайджанскую армию. Существуют также
неподтвержденные, но растущие утверждения о том, что Турция мобилизовала наемников из Сирии для борьбы за Азербайджан.
Что касается России, то она играет в этом конфликте разнообразную роль. Благодаря двусторонним связям и Организации Договора о коллективной безопасности Москва предоставляет Армении гарантии безопасности, но они не распространяются на зону боевых действий в Нагорном Карабахе, который с международной точки зрения признан частью Азербайджана. Москва также поставляет оружие обеим сторонам и является одной из сопредседателей Минской группы, выступающей
посредником в конфликте.
У Москвы непростые отношения с новым лидером Армении Н. Пашиняном после 2018 г., и Ереван, несомненно, предпочел бы справиться с эскалацией, насколько это возможно, самостоятельно. Россия не смогли в 1990-е гг. развернуть миротворческие силы на местах в Нагорном Карабахе. Опасения Армении по поводу того, что помощь Москвы будет сопровождаться определенными
условиями, побуждают проявлять осторожность при обращении за поддержкой к России.
До тех пор, пока боевые действия ограничиваются спорной территорией в Нагорном Карабахе и вокруг него, сохранение нейтралитета России делает маловероятным военное участие Москвы в нем. Однако более длительный конфликт с
растущим участием Турции будет угрожать доминированию России в области, которую она считает частью своей сферы привилегированных интересов и вызовет ответные меры.
За исключением Турции, другие региональные и глобальные державы призвали к сдержанности. Иран, Грузия и Катар предложили выступить
посредниками. На заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 29 сентября была подтверждена главная роль Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе под председательством Франции, России и Соединенных Штатов в посредничестве между Арменией и Азербайджаном.
Таким образом, нужно отметить, что Иран, сделав вывод из первой компании армяно-азербайджанской войны 90-х годов, внес существенные коррективы с вою политику в южно-кавказском направлении, прежде всего придав ей сбалансированный характер, подразумевающий подержание высокого уровня взаимоотношений с Арменией и Азербайджаном. Именно это и стало детерминантом стабильности на северных рубежах Ирана до сегодняшнего момента.
Какой бы ни была политика Ирана, она будет зависеть от сложных действий двух стран по вступлению в конфликт или поддержке одной стороны. И Армения, и Азербайджан должны поставить Иран в положение выбора, оставаясь только на одной стороне. Это трудно, даже в мыслях. Иран должен избегать этого.
Турция и Азербайджан всегда будут с неуверенностью смотреть на Иран, но с точки зрения действий в настоящее время они не в состоянии что-либо предпринимать, кроме как в случае серьезной политической слабости и вакуума власти в Иране. По этой причине Иран должен действовать быстро, чтобы предотвратить формирование
антииранского альянса, который, в случае успеха Азербайджана, станет
доминирующей военно-политической
идеологией в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аветикян, Г. Война 2020 года в Нагорном Карабахе: региональное измерение // Научный журнал ИМЭМО РАН «Пути к миру и безопасности», 2020. №2 (59). - С.181-191
Арешев, А. Экономические отношения Ирана с государствами Южного Кавказа в условиях частичного ослабления санкций // Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. М.: ИВ РАН, 2015. - С.104-109.
Атрисангари Фатемех. Внешняя политика Ирана на Южном Кавказе: идентичность и национальные интересы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2020. №1. - С.32-48
Бабаев, А. Нагорный Карабах: генезис и динамика конфликта // Бабаев А., Шох Б., Х.Ё. Спангер. Нагорно-Карабахский тупик: опыт успешного урегулирования конфликта. -Спрингер, 2019. - С.27.
Маркедонов, С.М. Слом статус-кво и международное измерение кризиса в Нагорном Карабахе // Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». М., - 2020. - 35 с.
Маркедонов, С.М. Тридцать лет Нагорно-Карабахского конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. №2. - C.132-141.
Наимов, И.Н. Геоконцепция «Независимый Курдистан: возможные проекции его влияния в регионе. [Текст] / Н.Б. Хотамов, И.Н. Наимов // Вестник Таджикского национального университета. Серия истории и археологии, философии и педагогики. - 2019. - №8. -С.40-45.
Наимов, И.Н. К вопросу о разработке проектов сепаратизации современного Ирана. [Текст] / И.Н. Наимов // Вестник Педагогического университета. - 2018. - №5-2 (77). - С.260-264.
Наимов, И.Н. Этнополитический фактор в современных международных отношениях Исламской Республики Иран: внутренний и внешний аспекты [Текст]: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04: И.Н. Наимов; Тадж. нац. ун-т. - Душанбе, 2021. - 183 с.
Санасарян, Э., Религиозные меньшинства в Иране. - Нью-Йорк: Издательство: Cambridge University Press, 2000. - 202 с.
Свистунова, И.А. Турецко-иранские отношения на Ближнем Востоке: в поисках регионального баланса // Вестник МГИМО Университета, №4(67). - 2019. - С.130-144.
Сулаберидзе, Ю.С. Кавказский вектор политики Ирана: вчера, сегодня, завтра // Russian Colonial Studies. 2020. №1(5). - С.143-163
REFERENCES
Avetikyan, G. War 2020 in Nagorno-Karabakh: Regional Dimension // Scientific Journal of IMEMO RAS "Paths to Peace and Security", 2020. №2 (59). - РР.181-191
Areshev, A. Iran's Economic Relations with the South Caucasus States under Partial Sanctions Relief // Russian-Iranian Relations: Problems and Prospects / Ed. by E.V. Dunayeva, V.I. Sazhin. M.: IW RAN, 2015. - РР.104-109.
Atrisangari Fatemeh. Iran's Foreign Policy in the South Caucasus: Identity and National Interests // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science. - 2020. №1. -РР.32-48
Babayev, A. Nagorno Karabah: The Genesis and Dynamics of the Conlict. Ed. Azer Babayev, Bruno Schoch, Hans-Joachim Spanger. The Nagorno-Karabakh deadlock: Insights from successful conflict settlements. Springer. 2019. - p.27.
Markedonov, S.M. Breaking the Status Quo and the International Dimension of the Crisis in Nagorno-Karabakh // Report of the Valdai Discussion Club. М., - 2020. - 35 р.
Markedonov, S.M. Thirty Years of the Nagorno-Karabakh Conflict: Key Stages and Prospects for Resolution // Post-Soviet Studies. 2018. Vol.1. №2. - РР.132-141.
Naimov, I.N. The geoconcept of "Independent Kurdistan: possible projections of its influence in the region / N.B. Hotamov, I.N. Naimov // Bulletin of the Tajik National University. Series of History and Archaeology, Philosophy and Pedagogy. - 2019. - №8. - РР.40-45.
Naimov, I.N. On the development of projects of separation of modern Iran / I.N. Naimov // Bulletin of Pedagogical University. - 2018. - №5-2 (77). - РР.260-264.
Naimov, I.N. Ethno-political factor in modern international relations of the Islamic Republic of Iran: internal and external aspects: Ph. Candidate of Political Sciences: 23.00.04: I.N. Naimov; Tajik National University. - Dushanbe, 2021. - 183 р.
Sanasarian, E., Religious Minorities in Iran. - New York: Cambridge University Press, 2000. - p. 202.
Sulaberidze, Y.S. The Caucasian vector of Iran's policy: yesterday, today, tomorrow // Russian Colonial Studies. 2020. №1(5). - РР.143-163
Svistunova, I.A. Turkish-Iranian relations in the Middle East: in search of regional balance // Bulletin of MGIMO University, No. 4(67). - 2019. - РР.130-144.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Наймов Исмоил Нуруллоевич - Ismoil N. Naimov - Candidate of Political кандидат политических наук, старший Sciences, Senior Lecturer of the Department of
преподаватель кафедры международных International Relations and Diplomacy of
отношений и дипломатии Российско- Russian-Tajik (Slavonic) University.
Таджикского (Славянского) университета. Dushanbe, Republic of Tajikistan. E-mail:
Душанбе, Республика Таджикистан. E- naimov [email protected] mail: [email protected]