АРМИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТУРЦИИ*
Более двухсот лет армия традиционно занимает одно из ведущих мест в социально-политической жизни Турции. Именно военные реформы в конце XVIII — первой половине XIX вв. (создание воинских подразделений, подготовленных по европейским образцам) позволили создать новые поколения офицерских кадров, которые впоследствии оказали существенное воздействие на ход турецкой истории [I]. Например, в 1826 г. обученные и подготовленные по европейским военным уставам турецкие военные части (прежде всего, артиллеристы) уничтожили янычарский корпус, бывший оплотом «клерикалов» и врагов модернизации1.
Обучение по европейским стандартам оказало существенное влияние на формирование политических и социальных предпочтений турецкой военной элиты. Армия перестает быть только лишь инструментом внешней политики Турции, а офицерский корпус становится активным участником и внутриполитической жизни страны.
Политическая активность была связана с изменением социальной базы и личного состава офицерства. В XIX в. предпринимались усилия по модернизации армии, приобретению современного вооружения, улучшению системы подготовки кадров. Карьера офицера стала доступной не только для представителей аристократии, но и для разночинцев, мелких чиновников и др. Зачастую к карьере в армии стремились многие малоимущие граждане страны. Это был достойный способ получить хорошее образование и за-
нять видное положение в обществе. В 1909— 1910 гг. младотурки упорядочили систему присвоения званий, отменили привилегии для знати и сократили число высших военных должностей, что открывало перспективы для карьерного роста молодых офицеров.
Однако офицерский корпус нельзя рассматривать как единое целое с точки зрения политических взглядов. Например, к началу Первой мировой войны в среде офицерства наметились две противоборствующие группировки: молодые младшие и старшие офицеры и старый генералитет, связанный с верхушкой управленческого и бюрократического аппарата. В итоге в 1920-е гг. старый генералитет потерпел поражение в результате модернизации, проведенной Ататюрком, и был выведен из политической игры [2].
Многие молодые офицеры сражались на фронтах национально-освободительной войны против европейских интервентов, а впоследствии вошли во властную систему Турции, участвуя в различных политических партиях и движениях.
По мнению турецких исследователей, на протяжении истории существования Османской империи армия играла важную роль в деле сохранения и защиты государства. Но постоянно сохранялся приоритет гражданской власти [3, с. 47]. Мустафа Кемаль продолжил эту традицию, выйдя в отставку 8 июля 1919 г. для того, чтобы вступить в политическую борьбу и возглавить сопротивление интервентам в национально-освободительной борьбе 1918—1923 гг. [2].
* Исследование выполнено на основе гранта, выделенного по Программе секции истории ОИФН РАН "Исторический опыт социальных трансформаций и конфликтов" по проекту "Опыт, извлекаемый из развития конфликтов и социально-политических трансформаций в условиях разрушения и формирования государственных образований".
1 Махмуд II, по приказу которого была осуществлена расправа над янычарами, был воодушевлен примером Петра I, уничтожившего стрелецкое войско, и считал себя его турецким последователем-ре-форматором.
Василъев Александр Дмитриевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора Турции Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, преподавателъ Российской академии государственной службы при Президенте РФ
© Васильев А.Д., 2009
После победы Мустафа Кемаль Ататюрк сформулировал концепцию участия вооруженных сил в политической жизни страны с целью обеспечения модернизации и вестернизации страны, т.е. ускоренного индустриального развития с целью обеспечения национального суверенитета и интересов буржуазии. На армию возлагалась задача обеспечить безопасность республики от внешних и внутренних врагов, гарантировать реформы и модернизацию общества и экономики. Этим были созданы предпосылки для дальнейшего легитимизированного вмешательства армии в политическую жизнь страны. Сам Ататюрк был убежден в том, что армия должна быть отдалена от политики и лояльна по отношению лично к нему.
Поддержка армии и молодого офицерства позволили ему провести такие радикальные для Турции реформы, как отмена султаната, провозглашение республики, ликвидация халифата, секуляризация права и системы образования, введение латинского алфавита и пр. В противном случае это было бы невозможно. Именно армия подавила восстания в стране, вызванные недовольством реформами 1925 и 1930-х гг. При этом Ататюрк решительно выступал против прямого участия военных в политической жизни страны. Офицерам было запрещено выставлять свои кандидатуры на выборах, а начинающие политическую карьеру в партии должны были уволиться из армии.
В качестве инструмента для проведения своего модернизационного проекта Ататюрк использовал собственную партию и парламент. В 1923 г. была создана Народно-республиканская партия (НРП), которая оказалась мощным орудием внутриполитической борьбы в руках молодых офицеров.
НРП использовала для распространения принципов кемализма в массах местные партийные организации, школы, народные дома (аналог советских изб-читален). В связи с этим армия была еще и важным элементом системы образования и идеологической работы с сельской молодежью. Это было особенно важно, поскольку именно деревня в 20-е гг. была основным оплотом реакции. Кроме этого, армия была и важным элементом модернизации, поскольку именно благодаря военной службе молодые крестьяне приобщались к знаниям и получали различные специальности, которые позволяли им после окончания срока службы повысить свой социальный статус.
Роль армии во внутренней политике Турции в 1930—1940-е гг. сводилась в основном к подавлению крестьянских и курдских восстаний на территории страны. В декабре 1930 г. армия приняла участие в подавлении восстания в г. Мене-мен, во главе которого стали дервиши суфийского ордена Накшбандия; в 1931—1932 гг. и в 1937 г. участвовала в подавлении курдских восстаний на юго-востоке и северо-востоке Турции.
С середины 40-х гг. во внутриполитической жизни Турции начался переход к многопартийной системе. Еще в 1943 г. на съезде НРП И. Ине-ню заявил, что главный недостаток турецкой демократии — отсутствие оппозиционной партии. В 1945 г. НРП одобрила Устав ООН, а вслед за этим в меджлисе начались дебаты относительно целесообразности дальнейшего сохранения однопартийной системы. В результате из состава НРП вышли несколько депутатов, в т.ч. Джелляль Баяр (последний премьер-министр в правительстве Ататюрка) и влиятельный помещик-землевладелец Аднан Мендерес. В январе 1946 г. они зарегистрировали и возглавили новую политическую партию — Демократическую (ДП). В мае 1950 г. ДП одержала убедительную победу на выборах в Высшее национальное собрание Турции (ВНСТ), получив 408 депутатских мест. НРП получила всего лишь 69.
С 1945 г. среди турецкого офицерства появляются первые тайные офицерские группы, обсуждавшие внутриполитическое положение в стране и даже планировавшие военный переворот с целью свержения диктатуры НРП и установления в стране многопартийной системы и подлинной демократии. В конце 40-х гг. они стали уже достаточно сильны для того, чтобы оказывать влияние на ход политических событий в стране. Первыми руководителями и организаторами таких тайных офицерских обществ стали Дж. Йылдырым, С. Куртбек, М. Тагмач, К. Гюр-тан, Дж. Сунай, Ф. Белен и др. [4, с. 28—29]. С приходом к власти ДП эти молодые офицеры надеялись на перемены в социальном и экономическом положении военнослужащих, на проведение назревших военных реформ и омоложение командного состава [4, с. 31].
В годы нахождения у власти ДП стремилась уменьшить роль государственного сектора в экономике страны. Благодаря реформам промышленная и аграрная буржуазия феноменально обогащалась, поднимая одновременно уровень эксп-
луатации населения [5, с. 15]. Однако ДП не оправдала надежд офицеров на улучшение их материального положения.
В самой армии в это время произошли серьезные изменения. В 1948 г. между США и Турцией бышо подписано первое соглашение о военной помощи, в том же году Турция присоединилась к плану Маршалла. В 1952 г. ДП добилась включения Турции в НАТО, а в 1955 г. — в Организацию центрального договора (Central Treaty Organization — CENTO; СЕНТО). Американская военная помощь была значительной. Например, в 1950 г. она составляла 18% оборонных расходов страны, в 1958 г. — 61%, а в последующем колебалась от 20 до 30% военного бюджета страны [6, с. 143—145].
К 1960 г. перевооружение армии и ее переобучение американскими военными инструкторами были завершены. Турецкая армия стала второй по численности в НАТО после армии США. Офицеры приветствовали перевооружение, но в то же время полагали, что американские военные советники превращают национальную армию в инструмент американской политики [4, с. 24—34]. Несмотря на то, что многие офицеры прошли переподготовку в США или же под руководством американских инструкторов, они остались, прежде всего, приверженцами кемализма и были готовы выступить против лояльного американцам политического режима. В результате, отчасти благодаря американской военной помощи, были созданы условия для усиления позиций армии и ее прямого вмешательства в политическую жизнь страны.
В конце 50-х гг. правительство ДП усилило давление на НРП и приняло ряд антиконституционных законов для ее устранения. Был создан Комитет по расследованию антиконституционной деятельности НРП и связанной с ней прессы. Среди генералитета не было однозначной реакции на эти события. Начальник Генштаба Р. Эрдельхун оставался лояльным правительству Мендереса. Но большая часть офицеров выступала против. В ночь с 26 на 27 мая 1960 г. солдаты анкарского гарнизона и курсанты военных училищ под руководством генералов Дж. Мада-ноглу, И. Баштуга и С. Улая захватили все административные здания в столице [7, с. 102—110]. В Стамбуле заговорщиков поддержал командующий 1-й армией генерал Ф. Оздилек. Власть перешла в руки Комитета национального един-
ства (КНЕ), в составе которого было 38 офицеров. Во главе стал бывший начальник сухопутных войск Дж. Гюрсель, подавший 3 мая в отставку в знак несогласия с политикой ДП [8, с. 183]. ДП была запрещена, Премьер-министр А. Мендерес и двое министров его кабинета были казнены, остальные арестованы и преданы суду.
Среди членов КНЕ не было единого мнения по вопросу о будущем политическом устройстве страны. Часть офицеров была настроена против многопартийной системы и предпочитала сохранить в руках армии авторитарную диктаторскую власть. Важными составляющими их политических взглядов были антиисламизм и антикоммунизм. Поэтому практически сразу после переворота в КНЕ выделились две группировки. Первая, возглавляемая Дж. Гюрселем, выступала за создание особой комиссии по внесению поправок в конституцию, проведение скорейших парламентских выборов и возвращение таким образом власти партиям. Другую группировку представляли мелкобуржуазные радикалы, которые выступали за сохранение военной диктатуры на длительный срок. Неформальным лидером этой группы был А. Тюркеш, выступавший за введение длительной диктатуры военных, ограничение позиций крупного капитала, осуществление реформ «сверху» и более независимую от Запада внешнюю политику.
Одним из первых шагов КНЕ была чистка армии от радикалов и симпатизировавших ДП. В течение 18 месяцев после переворота из армии было уволено около 5 тыс. офицеров и 235 генералов (из 255 в турецкой армии), которых сочли неблагонадежными [8, с. 183]. Был уволен и Тюркеш. После этого многие участники радикального движения в армии пошли на сближение с левыми политическими движениями. КНЕ действовал после переворота в течение 18 месяцев. В конце 1961 г. он уступил свое место Совету национальной безопасности (СНБ).
Новая конституция (1961) обосновала военное вмешательство 27 мая. В ней были расширены права граждан и демократические свободы. 15 октября 1961 г. были проведены новые парламентские выборы, по результатам которых в ВНСТ прошли НРП, Партия справедливости (ПС), идейная преемница ДП, а также Республиканская крестьянская национальная партия и Партия Новой Турции. 21 октября в Стамбуле 28 высших офицеров подписали обращение с требованием аннулировать результаты выборов, но
начальник Генштаба Дж. Сунай отказался их поддержать. Власть снова перешла к политическим партиям. Однако НРП получила недостаточно голосов для того, чтобы самостоятельно сформировать правительство, и 24 октября под давлением военных вынуждена была создать коалицию с ПС.
Офицеры-последователи радикалов во главе с полковником Т. Айдемиром сформировали тайную военизированную организацию «Союз Вооруженных Сил», который сопротивлялся передаче власти в руки гражданского правительства [8, с. 246—262].
В новом парламенте после выборов в 1965 г. были представлены и левые силы в лице новой политической партии — Рабочей партии Турции (РПТ). В 1969—1970 гг. в Турции появляются новые политические партии. Во главе группы отделившихся от ПС депутатов встает Н. Эрба-кан и создает Партию Национального Порядка (ПНТ), А. Тюркеш — Партию Националистического Действия (ПНД).
Одновременно в Турции появилось большое количество радикальных политических групп, например, левацких («Народно-освободительная армия Турции») [9, с. 24—61], исламистских («Национальный взгляд» Н. Эрбакана, которая была связана с возродившимся в Турции суфийским братством Накшбандия), ультраправых пантюр-кистских (ПНД) и др.
После переворота 1960 г. военные продолжали косвенно контролировать положение. Президентами продолжали оставаться военные (Д. Гюр-сель, с 1966 г. Д. Сунай). Происходило постепенное сближение взглядов военных с установками различных политических партий. События мая 1960 г. показали, что армия обладает реальной силой и возможностью влиять на внутреннюю политику страны. С целью установления частичного контроля над армией при поддержке представителей крупной турецкой буржуазии были приняты законы, которые способствовали улучшению материально-финансового положения офицерства, а с целью полного или частичного контроля над военными финансами было основано Общество армейской взаимопомощи (ОАВ) при поддержке одного из крупнейших турецких предпринимателей Вехби Коча. Впоследствии ОАВ стало крупным финансово-промышленным объединением, в состав которого входят и некоторые предприятия военной промышленности [10, с. 88].
К концу 60-х гг. турецкое офицерство было одной из самых привилегированных и обеспеченных социальные групп в Турции. В то же время не произошло слияния высокопоставленных военных и крупных предпринимателей.
К весне 1971 г. политические партии оказались неспособными обеспечить нормальное функционирование правительства. Партийная борьба происходила на фоне обострения экономических проблем. ПС во главе с С. Демирелем оказалась не в состоянии контролировать ход событий.
Армейское руководство во главе с начальником Генштаба М. Тагмачем вынуждено бышо вмешаться. В данном случае среди военных не было единого мнения относительно формы вмешательства в политическую жизнь. Так, М. Тагмач и командующий сухопутными войсками Ф. Гюр-лер выступали за восстановление порядка с помощью введения чрезвычайного положения и внесения ряда запретительных поправок в конституцию. Более радикальных взглядов придерживался командующий ВВС М. Батур, требовавший проведения социальных реформ [11, с. 173—299]. Однако на этот раз вмешательство армии произошло в форме издания 12 марта 1971 г. меморандума Высшего военного совета, обращенного к парламенту и президенту. В ней от имени вооруженных сил содержалось требование распустить неэффективное правительство С. Демиреля и сформировать надпартийное правительство, которое могло бы ликвидировать беспорядки и провести реформы в соответствии с принципами ататюркизма. Особо подчеркивалось, что в противном случае ВС возьмут власть в стране в свои руки [12, с. 288—289].
С. Демирель и его кабинет подали в отставку. 19 марта военные назначили новым премьер-министром независимого депутата Н. Эрима. Несмотря на то, что кандидатура Эрима получила поддержку НРП и ПС в парламенте, ему не удалось преодолеть конфликт между сторонниками реформ и консерваторами. В ответ на это 17 апреля 1971 г. военные ввели на территории страны режим чрезвычайного положения. 3 декабря Эрим и его правительство подали в отставку. В тот же день М. Батур на авиабазе в Эскишехире провел селекторное совещание со своими подчиненными, которые поддержали идею прямого военного вмешательства. Однако Сунай и Тагмач не поддержали его, а Эрима заставили создать новое правительство, которое продержа-
лось до 17 апреля 1972 г. [13, с. 17—162]. После этого правительство возглавил Ф. Мелен, лидер Партии Надежды (ПН), созданной в качестве правой альтернативы НРП в 1967 г. Ситуация осложнялась еще и тем, что Иненю уступил пост лидера НРП Б. Эджевиту, который в знак несогласия с бессилием правительства отозвал своих сторонников из состава Кабинета министров. Это спровоцировало новый виток политического кризиса, усугубившегося окончанием президентского срока Президента Суная в марте 1973 г. Де-мирель и Эджевит ответили отказом на попытки военных выдвинуть на пост президента кандидатуру нового начальника Генштаба Ф. Гюрлера. Среди самих военных не было единства мнений по поводу кандидатуры будущего президента. В результате 1973 г. президентом на 7-летний срок быш избран адмирал в отставке Ф. Корутюрк, как компромиссная фигура, устраивавшая всех [14, с. 211—228]. Военные не распустили парламент, который был ими использован для внесения новых поправок в конституцию, не стали привлекать к суду членов ПС. В результате к власти пришло подконтрольное военным надпартийное правительство, в состав которого входили как представители основных партий, так и беспартийные технократы, назначенные военными и отвечавшие за оздоровление экономики. Возглавил правительство бывший управляющий Центрального Банка Н. Талу. После образования правительства военные ужесточили в стране цензуру прессы, запретили проведение забастовок, митингов, провели аресты лидеров экстремистских группировок.
Надпартийное правительство под контролем военных находилось у власти до октября 1973 г. После очередных выборов в парламент власть снова перешла к партиям.
В 1975 г. Конгресс США в ответ на оккупацию северного Кипра наложил эмбарго (действовало до 1 октября 1978 г.) на поставки американского оружия в Турцию. Эмбарго поставило турецкую военную промышленность на грань краха, т.к. она к этому времени целиком зависела от американских и натовских поставок. В тот момент эмбарго и высокие цены на нефть после арабо-израильской войны 1973 г. привели к тому, что турецкая военная промышленность начала работать в 60% от своих мощностей. В ответ на это турецкие власти временно закрыши американскую военную базу в г. Инджирлик. Начи-
ная с этого времени турецкие технократы переходят к политике импортозамещения и организации на территории Турции лицензионного производства ВВТ. Эмбарго привело к резкому росту антиамериканских настроений в среде офицерства и высшего военного руководства страны.
2 января 1980 г. высшее военное командование сначала призвало Президента и лидеров политических партий объединить усилия для ликвидации правительственного кризиса. Однако они так и не смогли объединиться. С начала года под руководством начальника Генштаба К. Эврена был подготовлен план военного вмешательства, получивший название «План Флаг» [15, с. 456— 460]. 12 сентября 1980 г. был совершен военный переворот. Власть перешла к Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с К. Эвреном. Было сформировано и надпартийное правительство во главе с бывшим командующем ВМС Турции Б. Улусу. Армия управляла страной в течение трех лет.
В этот период действия правительства были направлены на ограничение вмешательства государства в экономику, поощрение крупного и конкурентоспособного предпринимательства, увеличение притока иностранной помощи, переход от импортозамещающего к экспорториентированно-му производству и т.д. [16, с. 22]. Реализация такой политики в последующие годы позволила преодолеть последствия социально-экономического кризиса.
В 1980 г. был подписан договор о сотрудничестве в экономике и обороне между США и Турцией. Договор предусматривал американскую помощь в развитии производства ВВТ в Турции, совместное производство новейших вооружений на базе американских поставок, их ремонт и обслуживание в Турции, предоставление Турции технической документации о дальнейшей модернизации вооружения и военной техники, совместные разработки и исследования в военной сфере. Отчасти этот договор действует и до сих пор. 1980—1990-е гг. характеризуются постепенным улучшением отношений США и Турции в сфере военно-технического и политического сотрудничества. США поддержали действия военных во время переворота 1980 г., что оказало благоприятное влияние на турецкий генералитет.
Во внутренней политике генералитет осуществил жесткую линию на подавление радикальных партий. Военные запретили деятельность
политических организаций. В l98l г. был отменен закон о политических партиях от із июля l965 г., было решено ликвидировать все существовавшие политические партии, передав их имущество в казну. Преставители ПНС и ПНД подвергались репрессиям. Н. Эрбакану и участникам ПНС были предъявлены обвинения в использовании ислама в политических целях.
Но больше всего внимание военных привлекала ПНД. Eе лидеру A. Тюркешу и 587 его соратникам были предъявлены обвинения в создании незаконной вооруженной организации и подготовке государственного переворота. В распоряжении ПНД к моменту военного переворота имелись тренировочные лагеря для подготовки боевиков и террористов, склады оружия, амуниции и боеприпасы [l7, с. P97—3O5]. Отдельно отмечалось, что к сентябрю l98O г. в ПНД насчитывалось более l7OO региональных организаций и дочерних структур, в которых состояло в общей сложности более POO тыс. чел. [l8, с. 33P]. С l98O по l983 гг. была проведена серия контртеррористических операций в различных вилайетах страны, ПНД была разгромлена.
Был усилен контроль правительства за СМИ и университетами, которые считались главными центрами распространения левых идей [l9, с. 3l]. Введены новые учебные программы, которые должны были воспитывать молодежь в духе кемализ-ма, в т.ч. обязательное религиозное обучение.
Сразу после переворота военные заявили о твердом намерении восстановить гражданское правление. В октябре l98l г. начал работу учредительный меджлис, состоявший из СНБ (верхняя палата) и консультативного меджлиса в составе l6O назначенных генералами членов. Последний подготовил под наблюдением СНБ проект новой конституции, которая была принята в результате референдума в ноябре l98P г. [PO, с. 73].
Надпартийное правительство приступило к выработке новой конституции, особое внимание при этом было уделено законам о выборах и о политических партиях. В разработке конституции участвовали в основном представители военно-гражданской бюрократии. 5 ноября l98P г. был проведен всенародный референдум по вопросу принятия новой конституции (за новый проект проголосовал 9l% избирателей). Согласно новой конституции президент избирался сроком на 7 лет, были значительно расширены его полномочия — он получил право распускать парла-
мент, созывать заседания Кабинета министров, председательствовать на заседаниях СНБ, объявлять военное положение в стране, назначать высших должностных лиц исполнительных и законодательных органов государственной власти [21, с. 164—171]. Таким образом, военные усилили свое влияние на государственные дела. Кроме того, они снизили накал политической борьбы, ограничив ее рамками партий и выборных органов.
Согласно новому закону о политических партиях, их деятельность должна была строго соответствовать принципам и реформам Ататюрка.
В ходе подготовки к выборам новые партии, их уставы и программы подвергались строгому контролю военной бюрократии на предмет их соответствия положениям новой конституции.
На выборах (1989 г.) победила Партия отечества (ПО) во главе с Т. Озалом, получив достаточно мест, чтобы сформировать однопартийное правительство. Военные передали власть Т. Оза-лу. Такой шаг был продиктован тем, что США, а также международные финансовые организации (например, МВФ, ВБРР и др.) весьма благосклонно приняли победу ПО.
Конец 80-х гг. проходил под знаком нарастания оппозиции курсу правительства ПО. Главными силами оппозиции были ПВП и СДНП, которые подвергли резкой критике отказ Озала восстановить в полном объеме политические свободы. Побочным следствием реформ Т. Озала стало увеличение безработицы, рост внешней задолженности страны, а также уменьшение реальных доходов населения. В 1991 г. в результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство ПВП-СДНП. В 1992 г. из СДНП вышли ряд депутатов, создавших новую политическую партию — НРП, подчеркнув таким образом преемственность по отношению к партии Ата-тюрка. Правительственный кризис продолжался до июня 1996 г., когда Н. Эрбакану удалось договориться с Т. Чиллер о создании коалиции. С этого момента начинает возрастать влияние Партии Благоденствия (ПБ), наследницы ПНС, а ее лидер стал предпринимать некоторые шаги для ограничения «чрезмерного западного влияния». Его попытки наладить отношения с Ливией и Ираном, а также предложения его помощника по партии А. Гюля создать общий исламский рынок, исламский таможенный союз вызвали недовольство бюрократической верхушки. Однако открытый конфликт начался после того,
как 2 февраля 1997 г. посол Ирана Мухаммад Реза Багери, выступая на митинге, организованном членами ПБ в городе-спутнике Анкары Син-джане, призвал к джихаду против тех, кто заключил соглашения с США и Израилем. Конфликт закончился тем, что 22 февраля 1998 г. суд принял решение о роспуске ПБ, однако все ее члены вступили в новую партию — Партию Добродетелей (ПД).
В 2003 г. после начала войны в Ираке турецкие военные попытались установить контакты с туркменами, проживающими в районе Киркука, — организовали опорный пункт в городке Сулеймания, занимались преимущественно сбором разведданных, налаживанием контактов с местными властями, а также планировали организовать из местных туркменов части самообороны. В ответ на это 4 июля 2003 г. американские войска совместно с курдской милицией задержали турецких военнослужащих и выдворили их в Турцию [22]. Это происшествие, а также американская поддержка курдов на севере Ирака и исламистов внутри страны привели к тому, что их отношения с турецким генералитетом значительно ухудшились.
В 2007 г. во время президентских выборов военные снова показали, что они пытаются держать политическую ситуацию в стране под контролем. Когда в мае 2007 г. на пост президента баллотировался представитель происламской Партии Справедливости и Развития (ПСР) Абдулла Гюль, армия решительно заявила, что не останется в стороне от происходящего в стране, если президент начнет отклоняться от генерального курса, заданного Ататюрком.
Чтобы снизить накал страстей и «задобрить» военных, правительство, которое теперь полностью находится под контролем сторонников про-исламской ПСР, одобрило проект проведения ан-титеррористической операции на юго-востоке Турции и на севере Ирака. План боевых действий был спланирован лично начальником Генштаба Я. Бююканытом и его предшественником X. Оз-кеком. Само назначение на пост начальника Генштаба в такое время Я. Бююканыта не случайно, поскольку именно он представляет взгляды светски настроенных офицеров. Кроме того, оба они считаются наиболее авторитетными военачальниками, имеющими опыт планирования и проведения контрпартизанских и антитеррористических действий, способными подавить сопротивление
курдов на юго-востоке страны. Боевые действия турецких войск в первой половине 2008 г. на территории Турции и северного Ирака можно было бы назвать удачными, однако из-за давления американцев она была свернута. После визита министра обороны Р. Гейтса в Анкару в марте 2008 г. Турция объявила о своем намерении вывести войска из северных районов Ирака.
По инициативе военных Генеральный прокурор Турецкой республики А. Ялчинкая обратился в Конституционный суд с просьбой о запрете и роспуске правящей ПСР. Однако суд отказался наложить запрет на деятельность партии. Начальник Генштаба Яшар Бююканыт так прокомментировал решение КС: «Во взглядах турецких вооруженных сил на светскую государственность не произошло никаких изменений» [23].
События 2007—2008 гг. показывают, что в настоящий момент в Турции при поддержке внешних сил (ЕС и США) происходит попытка демонтажа системы влияния военных на политическую жизнь страны. Перед армией и связанными с ней государственными институтами и политическими организациями, с одной стороны, и ПСР — с другой, встает проблема создания системы сдерживания и противовесов, которая предотвратит доминирование какой-либо одной силы на политической арене.
Ключевые позиции на политической арене сейчас занимают ПСР и ее лидеры: Президент Турции А. Гюль и Премьер-министр Р. Эрдоган. Данная партия отражает интересы исламистов во власти, обладает существенным влиянием на население при помощи целой сети негосударственных (прежде всего, благотворительных и образовательных) учреждений — вакфов.
Другую силу, заинтересованную в сохранении своего влияния, представляют военные в лице силовиков, председательствующих в СНБ, и начальника Генштаба турецких ВС, а также связанные с ними политики в партии Ататюрка — НРП (ее председатель — Дениз Байкал). Прежний начальник Генштаба, защитник принципов светскости и сторонник активного вмешательства в политическую жизнь страны генерал Яшар Бююканыт 30 августа этого года был уволен со своего поста в связи с достижением пенсионного возраста. Очередным начальником Генштаба стал генерал Илькер Башбуг, который, несмотря на ожидания лидеров ПСР, не стал компромиссной фигурой, и с которым военная эли-
та связывает дальнейшее отстаивание своих интересов перед лицом растущего давления на армию со стороны ПСР и Европейского союза. Башбуг заявил, что армия вне политики, но если армию попробуют втянуть в политические игры, то «запустятся ее защитные механизмы» [24].
Опыт политического развития Турции дает нам возможность выделить некоторые основные черты и функции, которые были присущи военным в различные периоды взаимоотношений политических партий и армии. По своему характеру вмешательство военных было призвано заменить или дополнить функционирование партий, а также отрегулировать и держать под контролем политическую систему страны.
Важным фактором является и роль внешних сил, заинтересованных например, Европейского союза (ЕС) — отложить вступление Турции в него на неопределенный срок, США — в ослаблении роли военных (или, как минимум, ограничении их активной деятельности) для достижения своих геополитических задач по созданию ситуации контролируемого хаоса на территории Большого Ближнего Востока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеремет В.И. Война и бизнес. — М., 1996.
2. Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. — М.; Л., 1948.
3. Karakartal В. Turkey: the Army as Guardian of the Political Order. — The Political Dilemmas of Military Regimes. — L., 1985.
4. Данилов В.И. Политическая борьба в Турции. 50-е — начало 80-х гг. XX в. (политические партии и армия). — М.: Наука, 1985.
5. Старченков Г.И. Турция: роль армии в общественно-политической системе // Азия и Африка сегодня. — 1984. — № 7.
6. Kennedy G. The Military in the Third World. — L., 1974.
7. Hale William. Turkish Politics and the Military. — London, 1994.
8. Bozdemir M. Le role politique de l armee en Turquie. — Grenoble (б.г.)
9.Harris George S. The left in Turkey. Problems of communism 29:4 (1980).
10. Розалиев Ю.Н. Крупная буржуазия современной Турции // Народы Азии и Африки. — 1983. — № 5.
11. Batur, Muhsin. Anilar ve Gorujler. — Istanbul, 1985.
12. Ahmad, Feroz. The Turkish experiment in democracy, 1950—1975. — London, 1977.
13. Altug Kartal. 12 Mart ve Nihat Erim Olayi. — Istanbul, 1973.
14. Nye, Roger P. Civil-military confrontation in Turkey: the 1973 presidential election // International journal of Middle East studies. — 1977. — № 8.
15. Evren, Kenan. Kenan Evren’in anilan. — Istanbul, 1991.
16. Старченков Г.И. Турция на рельсах индустриализации // Азия и Африка сегодня. — 1988. — № 2.
17. Parlar Suat. Osmanli’dan Gunumuze Gizli Devlet. — Istanbul, 2005.
18. Киреев Н.Г. История Турции. XX век. — М.: ИВ РАН, 2007.
19. Le Monde diplomatique. Decembre 1983.
20. Турецкая республика. — М.: ИВ РАН, 2000.
21. qelik Seydi. Osmanli’dan Gunumuze Devlet ve Asker. Askeri Burokrasinin Sistem ifindeki Yeri. — Istanbul, 2008.
22. http://www.radikal.com.tr/haber.php? haberno=213510.
23. http://www.centrasia.ru/news.phpCsta1217707980.
24. http://www.taraf.com.tr/haber/17115.htm.
25. http://www.rossia3.ru/politics/foreign/ergenikon.
Ключевые слова: модернизация армии, вестернизация страны, военная бюрократия, политические партии и движения, политическая борьба, сопротивление, многопартийная система, промышленная и аграрная буржуазия, национальная армия, национальный суверенитет.
Key words: modernization of an army, westernization of the country, military bureaucracy, political parties and movements, political struggle, resistance, multi-party system, industrial and agricultural bourgeoisie, national army, national sovereignety.
. Alexander D. Vasilyev
ARMY IN THE SOCIOPOLITICAL LIFE OF TURKEY
The author points out some main features and functions peculiar to some extent to military men at various stages of relationships between political parties and the army. The activity of the military in Turkey was conditioned by a relative weakness of political institutions, political unsteadiness, etc.