Научная статья на тему 'Армирование асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог геосеткой'

Армирование асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог геосеткой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
296
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армирование асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог геосеткой»

Осуществление этой задачи возможно на основе системного подхода к изучаемой дисциплине. Как всякое научное знание АХ необходимо представлять в виде системы взаимосвязанных между собой компонентов (блоков учебной информации), определенным образом структурированных. Все внесистемные знания малоценны, недолговечны и теряют значение в профессиональной деятельности. Использование системного анализа химико-аналитических знаний с учетом как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных связей будет способствовать прочному усвоению материала, создаст условия для решения наиважнейшей дидактической задачи - формирования творческих способностей. А именно на их основе специалистами будут решаться проблемы "завтрашнего дня".

Неоспоримую дидактическую ценность представляют рассматриваемые в курсе АХ методологические знания и умения. Наряду с предметными умениями и навыками студенты овладевают одним из важнейших общенаучных методов - аналитическим. Умения детализировать, точно сформулировать проблему, привлечь для ее решения множество методов, собрать всю информацию в единое целое и доказать, что полученное решение правильно, составляют основу любой профессиональной деятельности. Таким образом, чем шире аналитический образовательный уровень студента, тем эффективнее он сможет решать реальные производственные или экологические проблемы. Это тем более актуально в эпоху интеграции и глобализации.

В рамках АХ обеспечивается решение многих воспитательных задач. В частности, благодаря ее информационному статусу (придаваемому ей за обширную и достоверную информацию об окружающем нас мире) осуществляется мировоззренческая подготовка студентов, а сама дисциплина может рассматриваться как фундаментальная. Учитывая, что новые методы исследования постоянно увеличивают возможности АХ, ее по праву можно считать наукой будущего и отвести ей одно из центральных мест среди наук мировоззренческой направленности. Через предметные умения по АХ осуществляется также экологическое воспитание студентов.

На учебном материале АХ может быть организовано обучение посильного уровня трудности. Комбинируя теоретические и практические занятия, сочетая их с экспериментальными работами, преподаватель может спланировать учебный процесс с учетом уровня подготовки каждого студента. При этом сильные и слабые студенты будут в равной мере заняты и получат полноценное развитие.

На основании проведенного анализа и обсуждения можно сделать вывод, что АХ представляет благодатный материал для воспитания у студентов потребностей и умений использовать научное содержание дисциплины на основе рассмотренного нами дидактического принципа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

Лаврушин Г.А., Гнедюк, Д.С., Лаврушина Е.Г., Попов A.A.

АРМИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ ГЕОСЕТКОЙ

Для усиления асфальтобетонных покрытий используют гибкие рулонные синтетические материалы, называемые геосетками. Они обладают высокими прочностными и низкими деформативными показателями, химической, биологической устойчивостью и хорошей совместимостью (адгезией) с битумом и термостойкостью в диапазоне рабочих температур укладки асфальтобетонной смеси, т.е. в интервале 140-160° С.

Для сопоставительного анализа геосетки из полиэстера (Нотех) проверялись на прочность и модуль упругости после укладки на них асфальтобетона толщиной 60-80 мм и 3-5 проходов катка. Результаты испытаний показали, что снижение прочности геосетки при разрыве не превышает 1,2 ,а значение модуля упругости на 15-20 %. Геосетки имели следующие расчетные характеристики:

прочность на разрыв Р = 47,3 кН/м, относительное удлинение при разрыве £ = 6 %, начальный

модуль упругости 1650 МПа.

При применении горячих асфальтобетонных смесей размеры ячеек должны изменятся в пределах 20-40 мм, что обеспечивает необходимую адгезию между асфальтобетонным покрытием и применяемым геосинтетическим материалом. Армирование асфальтобетонного покрытия геосеткой значительно увеличивает срок службы дорожных одежд, что приводит к экономии эксплутационных затрат.

Однако следует отметить, что срок службы асфальтобетона зависит от качества основания, на которое он уложен, и от свойств асфальтобетонного покрытия. Поэтому для комплексной оценки качества асфальтобетонного покрытия предлагается проводить по результатам испытаний на изгибную усталость и трещиностойкость, которые имеют место в процессе эксплуатации дорожного полотна.

Установлено, что геосетки в асфальтобетонных покрытиях работают в условиях многократного приложения нагрузок, и нет ясной картины процесса накопления повреждений. Традиционно изучение данного процесса начинается с анализа кривых деформирования материала. На рис. 1. показано, что при быстром приложении осевой растягивающей силы к плоскому образцу из вязкоупругопластического материала - немедленно появляется мгновенно-упругая (¿' ц>) и

мгновенно-пластическая деформация {£„„)■ Этот мгновенный процесс нагружения представлен на рис. 1. линией ОА.

<7 А

Рис. 1. Схематическая диаграмма деформирования.

В течение некоторого времени / = напряжение остается постоянным. За это время возникает ползучесть материала, что изображается горизонтальной линией АВ. Деформация ползучести состоит из двух составляющих вязкоупругой (б^ ) и вязкопластической (ь\<п). Таким образом, полная деформация включает четыре составляющие:

£ = £т+£ип+£т+ет (1)

При быстрой разгрузке (линия ВС) составляющая £ т исчезает сразу, составляющая £ ку исчезает со временем (линия СП) и лишь с момента времени ? = /0 +сохраняется остаточная деформация £ост — £ 1Ш + £вп, изображаемая отрезком ВО. В условиях однородного напряженного

состояния образца и заданного режима изменения напряжения деформация может быть найдена опытным путем.

В зависимости от природы материала и характера деформационного процесса соотношения между четырьмя составляющими могут быть различными. При этом развитая мгновеннопластическая деформация сопровождается, как правило, появлением относительно небольшой вязкопластической составляющей. При описании процессов мгновеннопластического деформирования

вязкопластическую составляющую полной деформации обычно учитывают лишь в сумме с мновеннопластической деформацией. Составляющие полной деформации могут быть установлены расчетным путем при наличии заранее построенного уравнения механических состояний данного материала.

Семенов В.И.

ЖКХ - МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЧИСТКИ ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТ

ГОЛОЛЕДА

Существует проблема и не только в г. Владивостоке по уборке уплотненного снега и льда с улиц, тротуаров, очистке придомовых территорий. Имеющиеся методы очистки в полной мере не решают задачу, что приводит к резкому увеличению обращений граждан в травм пункты.

Наиболее эффективный и наименее производительный способ удаления льда есть скалывание его «в ручную». Инструмент проникает в лед на 20-30 мм. И за счет заточки его рабочей части под углом 40-60 градусов обеспечивается откалывание фрагментов ледяного покрытия.

Предлагается механизировать данный процесс.

Очиститель гололеда работает следующим образом.

Механизм состоит из ротора и корпуса 5, с помощью подъемного/опускного устройства 3 опускаются до касания рабочей части долото 12 поверхности льда. Исполнение подъемного/опускного устройства 3 может быть различным. В данном случае необходимо разблокировать с помощью собачки храповой механизм 7, колесом повернуть вал 8, чтобы ослабить трос 9 до нужной величины снижения ротора по направляющим втулкам 10 относительно рамы 4. Подъемно/опускное устройство обеспечивает сохранность асфальта, плитки и др. покрытия.

Запускается силовая установка (электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания) 2. Передачам (применима зубчатая, цепная, ременная) приводит во вращение ротор при этом коромысла 13 (или катки со свободным вращением) придают ударный импульс в определенной последовательности долото 12, которые совершают работу по скалыванию льда. Долото 12 возвращаются в исходное положение пружинами 11. За счет вращения ротора 1 и так как долото 12 расположены в роторе в шахматном порядке, разрушенный ледяной покров смещается в сторону бордюра тротуара, давая свободный проход пешеходам.

Перемещение и изменение направления движения очистителя гололеда происходит от воздействия человека на раму 4 при помощи колес 6.

Объединяя рабочие агрегаты в секцию, появляется возможность аналогичным образом очищать от гололеда улицы и дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.