Научная статья на тему 'Реализация принципа научности в курсе аналитической химии'

Реализация принципа научности в курсе аналитической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа научности в курсе аналитической химии»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ляпунова Н.И Применение анодной вольтамиерометрии в анализе серосодержащих а -аминокислот. В сб.: Научная конф. Вологдинские чтения. Естественные науки, Машиностроение, Кораблестроение и океанотехника. Матер, конф. - Владивосток, изд-во ДВГТУ, 2007, с. 25 - 27.

Ляпунова Н.И., Вертинская Т.Э.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В КУРСЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Образовательный процесс в ВУЗе традиционно строится как дисциплинарный, не считая отдельных попыток проектирования его по модульному принципу. В рамках отдельных дисциплин студенты знакомятся не только с их содержанием и методами исследования, но и учатся структурировать учебный материал, систематизировать его в соответствии с внутренней логикой изучаемой науки, что создает условия для формирования научного мышления и обеспечения высокого уровня образованности.

Декларируемый при таком подходе принцип научности обучения представляет исключительную важность как для определении содержания обучения так и для организации учебно-воспитательного процесса. На основании этого принципа выработаны конкретные требования к обучению [1], главные из них:

■ системное представление учебного материала;

■ соответствие системы учебной дисциплины системе изучаемой науки;

■ отражение в содержании обучения специфики науки и ее современных достижений;

■ ознакомление учащихся с методами научного познания и динамикой научной деятельности;

■ акцентирование внимания студентов на мировоззренческих и экологических аспектах;

■ осуществление учебного процесса с учетом уровня подготовки обучаемых.

В данной работе проанализирована роль дисциплины "Аналитическая химия" (АХ) в подготовке химиков-технологов, сформулированы дидактические цели обучения в соответствии с принципом научности.

АХ относится к циклу естественнонаучных дисциплин и обеспечивает формирование не только фундаментальных, но и профессиональных знаний и умений. Так, например, умения осуществлять оперативный контроль за ходом технологического процесса, проводить анализы "in situ", обработка и представление результатов анализов составляют основу профессиональной деятельности технологов, но вырабатываются в процессе изучения АХ. Таким образом, вооружая выпускника интегральной (междисциплинарной) методологией решения реальных или моделируемых профессиональных проблем, АХ обеспечивает себе тем самым широкий круг возможностей самоактуализации и самореализации.

Эта область знаний характеризуется, прежде всего, практической направленностью, Фундамент АХ составляет бесчисленное множество методик анализа. По этой причине долгое время оспаривался ее научный статус. В настоящее время АХ определяют как науку о принципах, методах и средствах определения химического состава и строения химических соединений, веществ и материалов. В условиях "информационного бума" и "технологического взрыва" АХ претерпела существенные изменения, благодаря чему число аналитических методов, степень их сложности и масштаб их использования неимоверно возрос. Аккумулированные АХ знания во много раз превышают возможности рецептивного восприятия знаний отдельной личностью.

Очевидно, что вузовский курс АХ необходимо максимально освободить от излишнего фактологического материала, что позволит студентам осознать роль этой науки в структуре химического и естественнонаучного знания, ее функции, понять, что изучаемая ими дисциплина не просто "Химия", а специфическая со своими задачами междисциплинарная наука и уж совсем не сборник "кулинарных рецептов".

Осуществление этой задачи возможно на основе системного подхода к изучаемой дисциплине. Как всякое научное знание АХ необходимо представлять в виде системы взаимосвязанных между собой компонентов (блоков учебной информации), определенным образом структурированных. Все внесистемные знания малоценны, недолговечны и теряют значение в профессиональной деятельности. Использование системного анализа химико-аналитических знаний с учетом как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных связей будет способствовать прочному усвоению материала, создаст условия для решения наиважнейшей дидактической задачи - формирования творческих способностей. А именно на их основе специалистами будут решаться проблемы "завтрашнего дня".

Неоспоримую дидактическую ценность представляют рассматриваемые в курсе АХ методологические знания и умения. Наряду с предметными умениями и навыками студенты овладевают одним из важнейших общенаучных методов - аналитическим. Умения детализировать, точно сформулировать проблему, привлечь для ее решения множество методов, собрать всю информацию в единое целое и доказать, что полученное решение правильно, составляют основу любой профессиональной деятельности. Таким образом, чем шире аналитический образовательный уровень студента, тем эффективнее он сможет решать реальные производственные или экологические проблемы. Это тем более актуально в эпоху интеграции и глобализации.

В рамках АХ обеспечивается решение многих воспитательных задач. В частности, благодаря ее информационному статусу (придаваемому ей за обширную и достоверную информацию об окружающем нас мире) осуществляется мировоззренческая подготовка студентов, а сама дисциплина может рассматриваться как фундаментальная. Учитывая, что новые методы исследования постоянно увеличивают возможности АХ, ее по праву можно считать наукой будущего и отвести ей одно из центральных мест среди наук мировоззренческой направленности. Через предметные умения по АХ осуществляется также экологическое воспитание студентов.

На учебном материале АХ может быть организовано обучение посильного уровня трудности. Комбинируя теоретические и практические занятия, сочетая их с экспериментальными работами, преподаватель может спланировать учебный процесс с учетом уровня подготовки каждого студента. При этом сильные и слабые студенты будут в равной мере заняты и получат полноценное развитие.

На основании проведенного анализа и обсуждения можно сделать вывод, что АХ представляет благодатный материал для воспитания у студентов потребностей и умений использовать научное содержание дисциплины на основе рассмотренного нами дидактического принципа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 384 с.

Лаврушин Г.А., Гнедюк, Д.С., Лаврушина Е.Г., Попов A.A.

АРМИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ ГЕОСЕТКОЙ

Для усиления асфальтобетонных покрытий используют гибкие рулонные синтетические материалы, называемые геосетками. Они обладают высокими прочностными и низкими деформативными показателями, химической, биологической устойчивостью и хорошей совместимостью (адгезией) с битумом и термостойкостью в диапазоне рабочих температур укладки асфальтобетонной смеси, т.е. в интервале 140-160° С.

Для сопоставительного анализа геосетки из полиэстера (Нотех) проверялись на прочность и модуль упругости после укладки на них асфальтобетона толщиной 60-80 мм и 3-5 проходов катка. Результаты испытаний показали, что снижение прочности геосетки при разрыве не превышает 1,2 ,а значение модуля упругости на 15-20 %. Геосетки имели следующие расчетные характеристики:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.