Научная статья на тему 'Арктика: территория культуры устойчивого развития. Журнал «Культура и искусство Арктики / Arctic art&culture»'

Арктика: территория культуры устойчивого развития. Журнал «Культура и искусство Арктики / Arctic art&culture» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика: территория культуры устойчивого развития. Журнал «Культура и искусство Арктики / Arctic art&culture»»

1. Считать, что за последние 40 лет в России сложилась уникальная, Российская научная школа системогенетики, существенный вклад в становление которой внесли А.И. Су-бетто, Н.Н. Александров, А.М. Пищик, Ю.Е. Суслов, В.А. Золотухин, Г.Г. Длясин, В.В. Че-кмарев, Ю.В. Яковец и другие, итоги и предпосылки которой были заложены трудами А.А. Богданова, П.К. Анохина, Ю.Д. Амирова, А.И. Ракитова, Н.П. Дубинина, И.В. Крутя, Ю.И. Кулакова, Е.З. Майминаса, Э.М. Сороко, М.И. Сетрова и других. К настоящему времени обозначились такие направления специализации системогенетики как социогенетика, системогенетика техники, системогенетика образования, системогенетика познания (или гносеогенетика), системогенетика экономики, системогенетика культуры, системогене-тика почвы, системогенетика ноосферы (или ноогенетика) Системогенетический подход несет в себе большой потенциал в решении проблем глобального развития человечества, в том числе проблем в становлении геополитики и геоэкономики в XXI веке, а также в становлении новой парадигмы науки об управлении, адекватной вызовам XXI века.

2. Рекомендовать оргкомитету Конференции и руководству Северо-Западного института управления придать регулярный характер проведению научных конференций «Системогенетика и проблемы глобального развития» со стратегической целью дальнейшего развития «системогенетической научной школы России» и перевода идей и концептуального аппарата системогенетики в систему фундаментальной подготовки выпускников высшей школы России.

3. Отметить высокую организацию в проведении конференции.

Участники Конференции выражают свою признательность и благодарность членам Организационного и Программного комитетов, и также всем работникам, в том числе работникам библиотеки Северо-Западного института управления, на территории которой состоялись заседания конференции, за созданную благоприятную и дружественную атмосферу, в которой проходила научная дискуссия.

Резолюция принята на Заключительном заседании 10 декабря 2015 года единогласно.

АРКТИКА: ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. ЖУРНАЛ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО АРКТИКИ / ARCTIC ART&CULTURE»

о

3 ю О

Первый номер научно-публицистического журнала «Культура и искусство Арктики / Arctic Art&Culture» подготовлен по инициативе главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова при финансовой поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Журнал состоит из двух блоков - традиционная академическая составляющая (научные теоретические и критические статьи, обзоры, комментарии и рецензии) и практически значимые публицистические разделы, показывающие доказательную базу актуальных вопросов развития социокультурного пространства в Арктике в виде аналитических зарисовок, репортажей и информационных материалов.

Электронный формат журнала предоставляет возможность публикации не только традиционного статического материала - текстов и изображений, но и мультимедийного контента - видео, аудио и анимации. Современная Арктика будет представлена материалами о культуре, искусстве, архитектуре и дизайне. Лучшие произведения традиционной культуры, сохранившиеся в хранилищах знаменитых музеев, библиотек и в личных архивах, а также интервью с интересными людьми помогут читателям понять истоки современной культурной жизни народов Арктики.

В первом номере журнала представлены извлечения из нормативно-правовых документов о международном сотрудничестве в сфере культуры и образования.

Для обсуждения в журнале предлагаются:

- Декларация прав культуры (окончательный вариант проекта);

- Итоговый документ пленарного заседания Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам», принятый Генеральной Ассамблеей 22 сентября 2014 года;

- извлечение из Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (от 20 февраля 2013), утвержденной Президентом Российской Федерации.

Концептуальное видение обустройства социокультурного пространства Арктики представлено в статье Ф.В. Габышевой, В.И. Тихонова, С.С. Игнатьевой из Международного Арктического центра культуры и искусства (Якутск).

В номере опубликованы работы И. Чон-ка, П. Швейцера (Дания/США) «Общества и культуры: изменения и устойчивость», Г. Гут-торма (Норвегия) «Смена парадигмы с точки зрения duodji в XXI веке: высшее образование в duodji», М. Хилтунен, И.В. Земцовой

(Финляндия/Россия) «Северные территории: финно-угорские следы в местах традиционной культуры», у жителей Чукотки и Сахалина студентами магистерской программы совместной кафедры Государственной Полярной академии и ААНИИ собраны мнения о пространстве культуры и искусства Арктики. Ученые Якутии поделились мнением об арктической культуре.

Философское осмысление цивилизаци-онных ценностей дается Д.Н. Замятиным в статье «Метагеография культуры: российская цивилизация и северо-евразийский вектор развития» и УА. Винокуровой в статье «Российская научная школа арктической циркумполярной цивилизации».

Особенности учёта климата в архитектуре арктических поселений рассмотрены в статье Ф.В. Габышевой «Новая архитектура арктического образования». Основы прикладного изобразительного искусства представлены в статьях Т. Йокела (Финляндия) «Прикладное изобразительное искусство Севера и Арктики», З.А. Ивановой-Унаровой «Николай Ку-рилов - певец юкагирской земли». Основам музыкального фольклора посвящена статья О.Э. Добжанской «Оппозиция музыкальных стилей обрядового и необрядового фольклора нгнасан как отражение представлений об организации пространства».

О лучших произведениях, сохраненных в музеях, можно узнать в работах И.А. Скато-вой «Творчество Б.Н. Молчанова в коллекции Таймырского краеведческого музея», И.И. Романовой «Косторезное искусство Чукотки». С научным наследием северянина и североведа Чунера Михайловича Таксами знакомит статья Л.Л. Будая, первым книгам коренных народов Арктики посвящена работа Ш.С. Жабко.

Научная обоснованность культурных ценностей подтверждается материалами

о Международном арктическом фестивале «Притяжение Таймыра», премьерой фильма в Центре СМИ коренных народов (Канада). Просветительское значение имеют описание начала творческого пути Екатерины Корякиной - лауреата второй премии Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки, письма студентов-участников международной образовательной Программы «Север-Северу» о работе мастера из Коми О.П. Махова, о начинающем дизайнере теплой одежды для Арктики из Финляндии Н. Невиа и др.

Творческий коллектив специалистов по подготовке издания состоит из московских искусствоведов (Е.В. Осадчая, Т.М. Минаева), историков и искусствоведов из Санкт-Петербурга (Н.К. Харлампьева, А.Е. Кузнецова, С.Д. Касьянов), из Якутска ( Ф.В. Габышева, Т.И. Пестрякова, А.Н. Божедонова, М.А. По-годаев, В.И. Шадрин, А.А. Николаева, В.С. Никифорова, С.В. Максимова, С.Р. Саввина, Л.Г. Басыгысова, О.А. Рахлеева, В.В. Черка-шин, Т.К. Павлова). Перевод выполнен в Ассоциации профессиональных переводчиков «Бюро переводов Санкт-Петербург».

Участие зарубежных ученых и специалистов в журнале произошло благодаря заинтересованности представителей многих государственных ведомств и учреждений, связям, установленным Арктическим государственным институтом культуры и искусства с зарубежными партнерами.

Сам процесс подготовки к изданию научно-публицистического журнала «Культура и искусство Арктики/Агсйс А^&Сикиге» позволил создать атмосферу международного взаимопонимания в деле сохранения культуры народов, проживающих в Арктике - основного критерия программы «Устойчивое развитие в благополучной Арктике».

М.Н. Дробышева

новый СЕЗОН в МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ (СЕНТЯБРЬ, октябрь, НОЯБРЬ, ЛЕКАБРЬ 2015)

© Дробышева Марина Николаевна - доцент, кандидат искусствоведения; Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.ru

Новый, 233-й сезон в Мариинском театре и 3-й в Мариинском-2 открылся прославленной оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама» постановке Алексея Степанюка. Партию Гер-манна исполнил Максим Аксёнов, а Лизу спела Ирина Чурилова. Соло на трубе за кулисами в сцене III акта, когда перед Германном возникает призрак старой графини (Елена Витман), поведавшей ему тайну трёх карт, звучало в исполнении Михаила Афонькина. Соло на виолончели сыграл Антон Гаккель.

17 октября состоялся вечер трубы - одного из самых выразительных духовых инструментов. Он был посвящён памяти Георгия Каминского (1939-2002), воспитавшего многих солистов-исполнителей Мариинского театра. Концерт вёл музыковед Александр Подме-шальский, который поведал слушателям об уникальном методе преподавания трубы прославленным педагогом. Ученики Каминского, последователи его стиля, такие как Тимур Мартынов, называли его ярким представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.