Научная статья на тему 'АРКТИКА - НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ'

АРКТИКА - НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРКТИКА - НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Пространственная Экономика 2020. Том 16. № 1. С. 187-190

Арктика - новые горизонты

Б.Х. Краснопольский

Краснопольский Борис Хананович доктор экономических наук, профессор главный научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, 680042, Российская Федерация E-mail: boriskrasno@gmail.com ORCID: 0000-0002-1549-036X

Для цитирования: Краснопольский Б.Х. Арктика - новые горизонты // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 1. С. 187-190. https://dx.doi.Org/10.14530/se.2020.1.187-190

Arctic - New Horizons

B.H. Krasnopolski

Boris Hananovich Krasnopolski Doctor of Science (Economics), Professor Chief Scientist

Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, 680042, Russian Federation

E-mail: boriskrasno@gmail.com ORCID: 0000-0002-1549-036X

For citation: Krasnopolski B.H. Arctic - New Horizons. ProstranstvennayaEkonomika = Spatial Economics, 2020, vol. 16, no. 1, pp. 187-190. https://dx.doi.org/10.14530/se.2020.L187-190 (In Russian).

В период с 5 по 7 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге состоялся IX международный форум «Арктика: настоящее и будущее» Ассоциации полярников (АСПОЛ). За два дня на полях этого форума состоялось 2 пленарных заседания, 35 деловых мероприятий в различных форматах. В деловой программе приняли участие делегаты 38 регионов России и 22 иностранных государств. В общей сложности в мероприятиях форума приняли участие 2500 чел., выступило на пленарных и секционных заседаниях более 300 докладчиков.

Новая законодательная основа госполитики в Арктической зоне России была поставлена в первый день работы форума в центр пленарного заседания «Новые горизонты государственной политики в Арктике». В своем докладе заместитель министра Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков сообщил, что особый экономический режим может быть установлен в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) уже в 2020 г., инвестиции в модернизацию региона составят 15 трлн руб., в Арктической зоне в течение 15 лет ожидается создание

ПЭ Б.Х. Краснопольский

№ 1 2020

200 тыс. новых рабочих мест, в Архангельске планируют открыть федеральный центр развития здравоохранения - все это будет обеспечено благодаря льготам, предусмотренным стратегией развития АЗРФ до 2035 г.

Первый зампредседателя комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко подчеркнула в своем докладе, что Государственная Дума заинтересована в оперативном продвижении инициатив, которые предусмотрены новым пакетом документов по развитию Арктической зоны России.

В докладе зампредседателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимира Пушкарева было отмечено, что сегодня на территории Арктической зоны России выявлено 102 объекта, представляющих экологическую опасность. По его мнению, решение экологических проблем Арктики возможно только при объединении усилий госкорпораций, регионов и крупных промышленных компаний.

Весьма важные проблемы в развитии АЗРФ были освещены в докладах и других выступающих на пленарном заседании в первый день заседания форума. Эти проблемы были затем рассмотрены на специализированных сессиях.

Второй день был посвящен теме: «Регионы как ключевые участники развития Арктической зоны РФ». На пленарном заседании выступили представители арктических регионов страны с докладами, в которых они дали характеристику многих вопросов и проблем, решаемых на региональном уровне, а также отметили те направления развития, которые требуют большего внимания и помощи федеральных правительственных структур. Также в этот день были проведены заседания Совета АСПОЛ и Совета Ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум». На заседании Совета АСПОЛ была выдвинута инициатива объявить 2021 год (год начала председательства России в Арктическом совете) годом Арктики в нашей стране.

Более подробно остановимся на сессии «Перспективы российско-американского сотрудничества в Беринговом регионе», так как она имеет прямое отношение к инициативам ИЭИ ДВО РАН и была организована на форуме в значительной степени благодаря этим инициативам. Модератор сессии - М.А. Погодаев, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). Участники дискуссии - Н.В. Корчунов, посол по особым поручениям МИД России; старшее должностное лицо России в международном Арктическом совете; Б.Х. Краснопольский, главный научный сотрудник ИЭИ ДВО РАН; А.К. Криворотов, член Экспертного совета Российско-норвежского научно-образовательного консорциума в области международного энергетического бизнеса, член некоммерческой организации Российского совета по международным делам; А.И. Отке, член комитета СФ по социальной политике, президент Ассоциации коренных народов Чукотки; П. Фус, президент совета директоров Морской биржи Аляски (США).

Участники поддержали утверждения и привели свои доказательства необходимости усиления международной кооперации и сотрудничества между Россией и США в этой Тихоокеанской зоне мировой Арктики, несмотря на существующую политику американских санкций против нашей страны.

Успешное сотрудничество России и США в Беринговом регионе - залог развития всей Арктики. Об этом заявил в своем основном на сессии докладе Н.В. Корчунов. Он отметил, что глобальный характер проблем в Беринговом регионе требует совместного поиска решений и подразумевает открытый диалог между двумя государствами в самых разных областях.

Б.Х. Краснопольский в своем докладе дал характеристику тем инициативам ИЭИ ДВО РАН, которые в значительной мере послужили вынесению данной проблемы на заседание сессии. Дело в том, что предложения ИЭИ по изучению проблемы оживле-

АРКТИКА - НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЦЭ

№ 1 2020

ния российско-американского сотрудничества в Беринговом регионе и Тихоокеанской Арктике и по созданию для этих целей Совета Берингова / Тихоокеанско-арктического региона (СБТР) было внесено в Итоговую общественную резолюцию Межрегиональной общественной организации АСПОЛ по вопросам социально-экономического развития АЗРФ еще в 2018 г. Именно в качестве реализации этого предложения, включенного в резолюцию АСПОЛ за 2018 г., и была организована нынешняя сессия форума «Перспективы российско-американского сотрудничества в Беринговом регионе». В докладе Б. Краснопольского также был представлен проект Инициативной рабочей группы российско-американского тихоокеанского партнерства (РАТОП) по оценке целесообразности и возможности создания упомянутого выше двустороннего Совета. Группа была учреждена на 24-м заседании РАТОП в г. Хабаровске 26-27 июня 2019 г., и в качестве ее координаторов были назначены с российской стороны - Борис Красно-польский, а с американской стороны - Пол Фуз.

Инициатива создания российско-американского Совета в Беринговом регионе и Тихоокеанской Арктике - СБТР на стыках Тихого и Северного Ледовитого океанов и Евразийского и Североамериканского континентов возникла по аналогии с существующим уже почти 27 лет многосторонним Советом Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР). В случае создания этого нового Совета организационная и предметная работа Арктического совета и других международных арктических организаций в региональном плане будет в равной степени опираться на два его форпоста в Атлантической и Тихоокеанской зонах - СБЕР и СБТР.

Главная функция создаваемого СБТР будет заключаться в обеспечении независимого общественного мониторинга состояния различных объектов континентальной и акваториальной природы, рачительного хозяйственного освоения и использования природных ресурсов и развития человека как индивида и основы человеческой популяции с учетом специфики арктической зоны мира. Данный мониторинг направлен на контроль за использованием лучших политик и практик в социально-экономическом развитии данного региона на основе изучения опыта России и Америки в этом арктическом секторе и в целом в Арктике.

Реализация согласованной схемы функционирования СБЕР и СБТР позволит международному сообществу более продуманно и эффективно осуществлять межнациональные и национальные наилучшие политики и практики в освоении природных ресурсов в Арктике и более разумно подходить к сохранению экологической устойчивости Арктического региона в целом.

Участники заседания сессии определили приоритетные направления реализации названной проблемы в ближайшее время, на которых необходима концентрация внимания заинтересованных федеральных и региональных исполнительных органов, научных учреждений и ряда общественных организаций.

К этим направлениям относятся:

1. Поддержка в организации и разработке национальной и российско-американской программ научно-прикладных исследований по данной проблеме.

2. Оказание содействия в деятельности Инициативной рабочей группы РАТОП.

Участники сессии выявили большие возможности получения при решении этой

проблемы некой «добавленной стоимости», существенной и экономической, и социальной выгоды для обеих стран от развития международного регионального сотрудничества на базе создания СБТР и высказались за продолжение российско-американского диалога и контактов в этом плане.

По результатам обсуждения данного проекта на сессии участники заседания внесли ряд предложений в Итоговую общественную резолюцию «Форума-2019».

Со стороны России есть несколько целевых групп, которые могут быть заинтересованы в реализации представленного предложения:

ПЭ Б.Х. Краснопольский

№ 1 2020

• Уполномоченные правительственные ведомства и общественные организации страны, заинтересованные в развитии АЗРФ.

• Субъекты РФ, входящие в зону региона Берингова пролива и Тихоокеанского сектора мировой Арктики.

• Научные организации Российской академии наук, ее территориальных отделений и различные ведомственные и региональные научные организации, исследующие вопросы развития АЗРФ.

• Коллективы научных сотрудников и специалистов, изучающих проблемы развития Арктики и имеющих существенные заделы исследовательских и научно-практических наработок в этой области.

• Ассоциации малочисленных коренных народов Севера и др.

Со стороны США также может быть несколько целевых групп, заинтересованных в реализации представленного предложения: в администрации штата Аляска, в университетах, федеральных, региональных и общественных организациях, ассоциациях народов Севера и в целом в ряде ведомств Госдепартамента США, имеющих отношение к развитию арктических территорий Штатов и мировой Арктики.

В результате проработки данной проблемы может быть достигнут ряд целей.

На основе целевых международных междисциплинарных научно-прикладных исследований будут согласованы государственные стратегии России и США по долгосрочному комплексному развитию региона Берингова пролива и Тихоокеанского сектора мировой Арктики на стыке Евразийского и Северо-Американского континентов.

Разработаны и использованы новые механизмы и инструменты укрепления и развития трансграничных партнерских связей в регионе Берингова пролива и Тихоокеанской Арктики между Россией и США на базе создания СБТР.

Повышена природно-экологическая устойчивость и снижены риски всего региона Берингова пролива и Тихоокеанской Арктики на российской и американской сторонах от внедрения и использования новых механизмов контроля и мониторинга.

Получены дополнительные выгоды в социально-экономическом развитии региона для обеих стран от развития международного регионального сотрудничества и регулярного обмена лучшими политиками и практиками ведения бизнеса на базе создания СБТР в таких областях, как безопасность судоходства, нефтегазовое, энергетическое, природоохранное сотрудничество, транспортное сообщение, поддержка коренных народов, культурные обмены, туризм, связи между городами-побратимами и др.

Внедрены новые приемы и методы осуществления межстрановых контактов как коренного, так и пришлого населения обеих стран в данной региональной зоне по принципу «people to people» для установления прямых человеческих и семейных связей в целях укрепления социальной стабильности всего регионального пространственного образования.

Значимость полученных результатов весьма высока как в части решения природ-но-экологических и социально-экономических проблем развития Берингова региона и Тихоокеанской Арктики, так и в части значительного повышения устойчивости и стабильности в политических взаимоотношениях двух крупнейших арктических стран мира - России и США - в этой их приграничной зоне.

Возможности реализации данного проекта существенно возрастают в связи с тем, что в 2021-2023 гг. Российская Федерация займет место председателя в международном Арктическом совете.

Поступила в редакцию / Submitted: 11.01.2020 Принята к публикации / Revised: 28.02.2020 Опубликована online / Published online: 30.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.