Научная статья на тему 'Арктика - территория диалога и океан возможностей'

Арктика - территория диалога и океан возможностей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Краснопольский Борис Хананович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика - территория диалога и океан возможностей»

А

А М F, В I С Л 'а. ^: ■■ ■ ' * 'i-j-i-'*

^ ri.^ri.' Л.-.'.: , г'..?

" -1 ■ -i .r J- J-

шч

лк-. •*:. «Г.-

ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИИ

КРАСНОПОЛЬСКИИ

Борис

Хананович

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

KRASNOPOLSKI Boris

Khananovich

Doctor in economics, professor, chief researcher Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

boriskrasno@gmail.com

© Краснопольский Б.Х., 2019

АРКТИКА - ТЕРРИТОРИЯ ДИАЛОГА

И ОКЕАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ ■ ■ ■

THE ARCTIC - TERRITORY OF DIALOGUE AND AN OCEAN OF POSSIBILITIES

Первая половина нынешнего 2019 года явилась весьма «урожайной» на экономические конференции, посвя-щённые исследованиям как национальных проблем развития Арктической зоны Российской федерации (АЗРФ), так и международных проблем развития арктической зоны мира.

Только краткий перечень этих конференций выглядит весьма внушительно:

- Международная конференция «Ушаковский форум», посвящённая проблемам развития Арктики (21 февраля 2019 г., Финуниверситет, Москва);

- XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (912 апреля 2019 г., ВШЭ, Москва), включавшая специальную секцию « Арктические исследования»;

- V Санкт-Петербургский международный экономический Конгресс (СПЭК-2019) «Форсайт «Россия»: Будущее технологий, экономики и человека» (3 апреля 2019 г., ИНИР им. С.Ю. Витте, Санкт-Петербург), который включал круглый стол, посвящённый арктическим проблемам;

- Всероссийская конференция с международным участием II Юдахинские чтения «Проблемы обеспечения экологической безопасности и устойчивое развитие арктических территорий» (24-28 июня 2019 г., Архангельск).

Венчал этот список конференций по Арктике первой половины текущего года крупнейший V Международный арктический форум «Арктика - территория диалога», который состоялся 8-10 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге.

Последнее мероприятие требует особого комментария в связи с его масштабностью, широчайшим охватом арктической тематики и научной и прикладной значимостью рассматриваемых на этом форуме проблем.

Нынешний форум собрал на своей площадке более 3 600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации. Это в полтора раза

больше, чем во время прошлого форума, состоявшегося в 2017 г. Выросло количество стран, принимающих участие в мероприятии: в 2017 г. - 31 страна, в 2019 г. - 52 государства. Самыми многочисленными стали делегации из Китая, Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Дании, Исландии, Канады и Японии.

Архитектура деловой программы была разделена на три основных трека: «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие». За три дня работы в формате сессий, обсуждений, питч-сессий, лекций было проведено 49 мероприятий. В форуме приняли участие 129 глав российских и 12 глав иностранных компаний.

Также в форуме приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Финляндии Саули Ниинистё, Президент Исландии Гудни Торлациус Йоханнессон, Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, Премьер-министр Швеции Стефан Левен, Министры иностранных дел Дании и Норвегии Андерс Самуэльсен и Ине Мари Эриксен-Сёрэйде. На форум прибыли представители по вопросам Арктики министерств иностранных дел 8 иностранных государств, а также Европейского союза. Россию представляли семь федеральных министров, 10 руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов Российской Федерации.

Ключевым событием деловой программы форума стало пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей». В своём выступлении Владимир Путин подчеркнул, что уже в этом году в России намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 г. Она должна объединить мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. Президент РФ особо отметил, что по ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского.

Несколько секций форума было посвящего текущим проблемам и перспективам развития Северного морского пути (Севморпути). Специалисты и эксперты обсудили предложения по повышению эффективности организации плавания судов, совершенствованию мониторинга ледовой обстановки и навигационно-гидрографического обеспечения в акватории Севморпу-ти, развитию инфраструктуры морских портов, а также по формированию грузовой базы и созданию ледокольного флота.

Несколько секций форума было посвящено и такой весьма важной проблеме, как наличие и экологически контролируемые возможности использования богатейших запасов природных ресурсов Арктики. Прежде всего речь шла о перспективах и проблемах освоения нефтегазовых месторождений. В силу исчерпаемости ресурсов нефти и газа в традиционных районах добычи в будущем Арктику стоит рассматривать как один из главных объектов пополнения запасов углеводородов. В связи с чем интерес арктических стран к освоению данного региона будет только расти. Россия имеет огромный потенциал в части пополнения запасов и ресурсов углеводородов за счёт ввода в эксплуатацию шельфовых месторождений Арктики. Однако для реализации данного потенциала необходима грамотная и продуманная государственная политика, нацеленная на создание условий, стимулирующих инвестиции со стороны ресурсодобывающих компаний.

Не обошли вниманием участники форума и такую проблему, как инфраструктурное развитие в условиях Крайнего Севера. Хорошо известно, что одной из целей государственной политики по развитию транспортной инфраструктуры в Арктике должно быть полноценное и опережающее обеспечение портов и Севморпути подъездными путями. В настоящее время в полярных регионах идёт формирование сети железнодорожных и автомобильных дорог. Важ-

нейшие из проектов: Белкомур, железная дорога Бованенково - Сабетта, Северный широтный ход, строительство пускового комплекса Томмот - Якутск. Обеспечение судоходства по внутренним водным путям для арктических регионов является важнейшим условием «северного завоза», хозяйственной и продовольственной безопасности удалённых районов.

Несколько секций Форума было связано обсуждением проблем создания рациональной социальной модели проживания и обеспечения жизнедеятельности в регионе коренного и пришлого населения. Представляется разумным на нынешнем цикле освоения Арктики сделать ставку на осмысленное и мотивационно прозрачное сочетание долговременной осёдлости и «длинной вахтовки» как принципа кадровой политики.

С Арктическим регионом, который уже в ближайшие десятилетия может стать крупной кладовой энергоресурсов и ключевой транспортной артерией планеты, связаны интересы многих стран - как собственно арктических, так и более отдалённых. Важную роль играет и фактор безопасности - военными приготовлениями в той или иной степени занимаются все арктические государства, а также державы, заинтересованные в экспансии на север. Поэтому в рамках нескольких сессий форума обсуждались подходы стран, входящих в Арктический совет, к расширению возможностей сотрудничества по снижению латентной напряжённости, конфронтационной риторики и концентрации внимания на позитивной повестке дня. Особое внимание было уделено трансграничному межрегиональному сотрудничеству в экономической и гуманитарной сферах.

В контексте развития единой транспортной инфраструктуры в Арктике, её внешних и внутренних элементов большое значение приобретает транспортная взаимосвязь (transport connectivity) как инструмент региональной интеграции и удовлетворения потребностей местного населения, бизнеса, поисково-спасательных служб, исследовательских экспедиций, туризма и др. Развитие внутренних, периферийных транспортных коммуникаций повысит транспортную доступность населённых пунктов и обеспечит возможности для транспортировки промышленной продукции, в том числе иностранных грузоотправителей. Развитие внешних транспортных связей между Арктической зоной, Сибирью, Уралом и Дальним Востоком становится важной задачей в рамках формирования новой модели стимулирования экономического роста России и обеспечения качества жизни и коренного, и пришлого населения.

Внимание участников форума было также сосредоточено на самом процессе и механизмах проведения исследовательских работ как фундаментального, так и прикладного характера. Для достижения эффективных результатов процесс освоения Арктики должен проводиться на принципиально новой научной основе. Одним из эффективных механизмов этого процесса является международное «Соглашение о научном сотрудничестве в Арктике», которое было обновлено на заседании Арктического совета в 2017 г.

Также хотелось бы остановиться на Совещании комитета региональных координаторов Северного форума и II Встрече губернаторов Северного форума, с которыми связаны предложения ИЭИ ДВО РАН, переданные в эту международную организацию накануне Арктического форума. Указанные предложения предполагают усиление внимания научных организаций и деловых кругов к Дальневосточной Арктике.

Хорошо известно, что взаимодействие в западной части арктической зоны России - Ба-ренцевом/Евроарктическом регионе отличается уникальной степенью кооперации как на межправительственном, так и на региональном уровнях. С момента своего учреждения Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) утвердился в качестве эффективной структуры межгосударственного взаимодействия. Здесь естественно возникает вопрос: а почему в тихоокеанском арктическом сегменте, в котором расположен крупнейший перекрёсток морских

дорог Арктики - Берингов пролив на развилке Севморпути и Северо-Западного прохода в Европу вдоль побережья Аляски и Канады - не существует международных структур, близких по миссии к СБЕР, которые осуществляли бы координацию международной деятельности в этом секторе Арктики. А ведь здесь накопилисть далеко не только геополитические и геоэкономические, но и острейшие экологические проблемы, которые требуют немедленного решения. Конечно, здесь играет определённую роль конфронтация США и Канады, двух крупнейших членов Арктического совета, с Россией, их неоправданные санкции против нашей страны.

И в данном случае возникает предложение, предполагающее организацию структуры, схожей по миссии со СБЕР, в тихоокеанском арктическом сегменте, которую можно условно назвать «Совет Тихоокеанского арктического региона и Берингова пролива». В состав последнего, кстати, могли бы войти не только арктические страны - Россия, США и Канада, но и другие государства, имеющих интерес к этому арктическому сектору, например, Китай, Япония, Южная Корея и др.

■ ■ ■

Для цитирования:

Краснопольский Б.Х. Арктика - территория диалога и океан возможностей // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 3. С. 100-103. DOI: 10.14530/ге&2019.3.100

For citing:

Krasnopolski B.K. The Arctic - Territory of Dialogue and an Ocean of Possibilities. Regionalistica

[Regionalistics]. 2019. Vol. 6. No. 3. Pp. 100-103. DOI: 10.14530/reg.2019.3.100 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.