Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ И 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ "СЕВЕРНОГО ФОРУМА"'

К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ И 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ "СЕВЕРНОГО ФОРУМА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АЗРФ) / АРКТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / СОВЕТ БАРЕНЦЕВА / ЕВРОАРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА (СБЕР) / СОВЕТ БЕРИНГОВА / ТИХООКЕАНСКО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА (СБТР) / NORTHERN FORUM / ARCTIC COUNCIL / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION (AZRF) / ARCTIC REGIONS / COUNCIL OF THE BARENTS / EURO-ARCTIC REGION (BEAC) / COUNCIL OF THE BERING / PACIFIC-ARCTIC REGION (SBTR)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснопольский Борис Хананович

Статья посвящена историческому экскурсу в сравнительно недавние времена становления и развития международных связей и кооперации арктических регионов нашей страны и мира. Потепление в отношениях Советского Союза в 80-х гг. прошлого века со странами мирового сообщества отразилось и на развитии территорий тех стран, которые входят в хорошо известный международный Арктический совет, а также на территории ряда стран, имеющих свои политические и экономические интересы в Арктике. Это потепление послужило основой для создания в 1991 г. международной неполитической организации региональных губернаторов «Северный Форум» («Northern Forum»), объединившей стремление стран зоны Севера и Арктики к развитию международной кооперации. В 2021 г. у этой организации будет 30-летний юбилей. Ее возникновение прямо связано с весьма активной деятельностью Уолтера Дж. Хикла (Wally J. Hickel), бывшего в те годы губернатором штата Аляска (США). Он дважды избирался на этот пост и приложил огромные и деловые, и личные усилия в создание «Северного Форума». К сожалению, в последнее время роль Форума заметно снизилась в решении вопросов поддержки и усиления международной кооперации арктических регионов в целях их устойчивого социально-экономического развития. Несмотря на большие усилия секретариата Форума, который теперь находится в г. Якутске, процессы снижения его роли продолжаются, и они связаны, по-видимому, с ростом политико-экономических противостояний между ведущими арктическими странами. Автор высказывает свои соображения относительно повышения роли «Северного Форума» в международной кооперации стран Арктики на базе новых инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF INTERNATIONAL SOCIO-ECONOMIC RELATIONS OF THE ARCTIC REGIONS AND THIRTY-YEAR ANNIVERSARY OF THE "NORTHERN FORUM"

The research is a journey into a history of relatively recent establishment and development of international relations and cooperation of the Arctic regions of our country and the world. Thaw in relations between the Soviet Union taken place in the 80s of the last century and other countries affected the development of the territories of the state’s members of the well-known international Arctic Council, as well as a number of other countries with political and economic interests in the Arctic. This thaw created the basis for the creation of the Northern Forum in 1991, an international non-political organization of regional governors, which expressed the ambitions of the countries of the North and Arctic regions to develop international cooperation. In 2021, this organization will celebrate its 30th anniversary. Its creation is directly related to an active role of Walter J. Hickel (Wally J. Hickel), who in those years was the governor of Alaska (USA). He got elected twice to the office of governor and put enormous business and personal efforts into the creation of the Northern Forum. Unfortunately, in recent years the ability of the Forum to support and strengthen international sustainable socio-economic development in the Arctic region has substantially decreased. Despite the great efforts of the Forum secretariat, which is now located in Yakutsk, its role is declining, which is apparently caused by the growth of political and economic confrontations between the leading Arctic countries. The author puts forward his perspectives on the increasing role of the Northern Forum in the international cooperation of the Arctic countries in the light of new initiatives.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ И 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ "СЕВЕРНОГО ФОРУМА"»

JEL classification: N90; F53; H70 55'

2 С

УДК 339.97; 339.92 - ;

DOI 10.17150/2308-2588.2020.21(1).7-28 g j

8

Б.Х. Краснопольский S

Институт экономических исследований ДВО РАН :

г. Хабаровск, Российская Федерация •

К ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО- ! ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

И 30-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ «СЕВЕРНОГО ФОРУМА» {

Аннотация. Статья посвящена историческому экскурсу в сравнительно недавние времена становления и развития международных связей и кооперации арктических регионов нашей страны и мира. Потепление в отношениях Советского Союза в 80-х гг. прошлого века со странами мирового сообщества отразилось 3 и на развитии территорий тех стран, которые входят в § хорошо известный международный Арктический со- | вет, а также на территории ряда стран, имеющих свои | политические и экономические интересы в Арктике. Это потепление послужило основой для создания в ^ 1991 г. международной неполитической организа- « ции региональных губернаторов «Северный Форум» § («Northern Forum»), объединившей стремление стран | зоны Севера и Арктики к развитию международной | кооперации. В 2021 г. у этой организации будет 30-летний юбилей. Ее возникновение прямо связано с весь- Ц ма активной деятельностью ролью Уолтера Дж. Хик- § ла (Wally J. Hickel), бывшего в те годы губернатором § штата Аляска (США). Он дважды избирался на этот £ пост и вложил огромные и деловые, и личные усилия в | создание «Северного Форума». К сожалению, в послед- | нее время роль Форума заметно снизилась в решении § вопросов поддержки и усиления международной ко- §

о

операции арктических регионов в целях их устойчи- §

вого социально-экономического развития. Несмотря I

на большие усилия секретариата Форума, который §

теперь находится в г. Якутске, процесс снижения его §

роли продолжаются, и они связаны, по-видимому, с ^ ростом политико-экономических противостояний

© Краснопольский Б.Х., 2020

со ав

между ведущими арктическими странами. Автор высказывает свои соображения относительно повышения роли «Северного Форума» в международной кооперации стран Арктики на базе новых инициатив.

Ключевые слова. Северный Форум, Арктический совет, Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), арктические регионы, Совет Баренцева / Ев! роарктического региона (СБЕР), Совет Берингова / : Тихоокеанско-арктического региона (СБТР). ; Финансирование. Материал подготовлен во ис-: полнение раздела плана НИР ИЭИ ДВО РАН на ! 2020 г. «Выявление механизмов влияния транспор-\ тно-логистической магистральной инфраструктуры Северного морского пути на повышение социаль-! но-экономической эффективности формирования очаговых зон освоения в северо-арктическом секторе Дальнего Востока и Тихого Океана».

Информация о статье. Дата поступления 21 фев-§ раля 2020 г.; дата принятия к печати 2 марта 2020 г.;

§ дата онлайн-размещения 16 марта 2020 г.

1 B.H. Krasnopolski

§ Economic Research Institute, Far Eastern Branch,

■f Russian Academy of Science, Khabarovsk,

s Russian Federation

a

1 ON THE HISTORY OF INTERNATIONAL SOCIO-ECONOMIC

1 RELATIONS OF THE ARCTIC REGIONS AND THIRTY-YEAR

» ANNIVERSARY OF THE «NORTHERN FORUM»

i?

Abstract. The research is a journey into a history of

§ relatively recent establishment and development of inter-

^ national relations and cooperation of the Arctic regions of

S our country and the world. Thaw in relations between the

§ Soviet Union taken place in the 80s of the last century and

S other countries affected the development of the territories

S of the state's members of the well-known international

a Arctic Council, as well as a number of other countries with political and economic interests in the Arctic. This thaw

§ created the basis for the creation of the Northern Forum in

^ 1991, an international non-political organization of regional

governors, which expressed the ambitions of the countries 2 ; of the North and Arctic regions to develop international co- - J operation. In 2021, this organization will celebrate its 30th 88 j anniversary. Its creation is directly related to an active role °° j of Walter J. Hickel (Wally J. Hickel), who in those years was | the governor of Alaska (USA). He got elected twice to the ! office of governor and put enormous business and personal i efforts into the creation of the Northern Forum. Unfortunately, in recent years the ability of the Forum to support and strengthen international sustainable socio-economic development in the Arctic region has substantially decreased. Despite the great efforts of the Forum secretariat, which is now located in Yakutsk, its role is declining, which is apparently caused by the growth of political and economic confrontations between the leading Arctic countries. The author puts forward his perspectives on the increasing role of the Northern Forum in the international cooperation of the Arctic countries in the light of new initiatives. 3

Keywords. Northern Forum, Arctic Council, Arctic 3 Zone of the Russian Federation (AZRF), Arctic regions, | Council of the Barents / Euro-Arctic Region (BEAC), | Council of the Bering / Pacific-Arctic Region (SBTR).

Funding. The material was prepared in compliance ^ with the section of the research plan of the Russian Acad- « emy of Sciences for 2020 «Identification of the mech- 3 anisms of influence of the transport and logistics trunk | infrastracture of the Northeast Passage on improving so- | cio-economic efficiency of the formation of development zones in the North Arctic sector of the far East and the H Pacific Ocean». 3

Article info. Received February 21, 2020; accepted § March 2, 2020; available online March 16, 2020. ^

Вопросы развития и укрепления международных § связей северных и арктических стран и регионов мира § в целях устойчивого роста их социально-экономиче- § ского потенциала и поддержания экологического ба- | ланса в этой зоне всегда стояли в повестке дня чело- | веческого сообщества. Автор данной статьи — эконо- | мист. Он не является специалистом в области исторической науки. Поэтому он ни в коей мере не претенду- |

со ав

ет на профессиональное исторического исследование в этой области. Научно-историческое изучение весьма длительного периода по развитию этих отношений, что представляется важной научной проблемой, еще ждет своего специалиста-историка. Автор сосредоточивается только на небольшом отрезке времени с i 1980-х гг. прошлого века по настоящее время, причем : делает он это просто на базе анализа ряда документов I тех лет, которые отражают этот исторический период. » Как известно, развитие отношений между ар! ктическими странами на рассматриваемом отрезке времени тесно связано с обсуждением и принятием > решений о создании так называемого «Северного Форума» — международной неполитической организации северных и арктических регионов мира. В 2021 г. w у этой организации будет 30-летний юбилей. Это се-| рьезная веха, чтобы оценить текущие проблемы Фо-I рума, т.к. именно на нем в значительноя степени дер-u жатся международные связи арктических регионов Ü мира, о которых идет речь в данной статье. 8 Несмотря на то, что сама идея о создании такой о организации зародилась в региональном правитель-Л стве провинции Хоккайдо (Япония) в 1974 г. в г. Сап-| поро, в реальности ее «отцом-основателем» может s считаться губернатор штата Аляска Уолтер Дж. Хикл § (Wally J. Hickel)1. По его инициативе и при его под-^ держке в 80-х гг. ХХ в. были проведены две предвари-^ тельные конференции лидеров северных территорий § в Альберте (Канада) и на Аляске (США). Но реально s он смог выполнить свои планы только во второй срок S своего губернаторства в 1990-1994 гг. Ü _

щ 1 Уолтер Дж. Хикл (Wally J. Hickel) — американский бизнес-

мен, государственный и общественный деятель, губернатор штата Аляска в 1966-1969 и 1990-1994 гг., министр внутренних дел в администрации президента США Р. Никсона в 1969-1970 гг., основатель «Института Севера» (Institute of the North) в штате Аляска и создатель благотворительного фонда, обеспечивающего его финансирование до настоящего времени.

¿2 10

Автор данной статьи был хорошо с ним знаком, 2! так как являлся одним из членов оргкомитета по соз- р! данию Форума как представитель со стороны России, 88' а также принимал весьма активное участие в его рабо- : те в первые годы его функционирования. |

В 1990 г. при активном содействии у. Хикла в г. Анкоридж (штат Аляска) была проведена крупная | международная Третья конференция северных регионов, на которой было принято решение о необходимости и возможности создания «Северного Форума». ! На этой конференции были разработаны докумен- ] ты для создания организации. В письме автору этой статьи губернатор еще раз подчеркнул важность создания постоянной организации, которая представляла бы интересы северных территорий и которую он называл «коллективным голосом Севера» (см. рис. 1). § Кстати, эти события пришлись на время весьма дра- | матического политического кризиса в жизни нашей | страны — коллапса Советского Союза и формирова- ^ ния Российской Федерации. Н

В итоге, на прошедшей в г. Анкоридж с 6 по к 8 ноября 1991 г. международной конференции «Со- § трудничество в меняющемся мире» была офици- | ально учреждена международная неполитическая | организация «Северный Форум». На конференции ^ присутствовали представители более трех десятков регионов не только северных и арктических стран, ^ но и стран-наблюдателей из различных частей мира, к имеющие интересы в зоне Арктики. Общее число участников составляло несколько сот человек. Офи- § циальной датой создания Форума является 8 ноября = 1991 г. Инициаторами создания Форума выступили | региональные правительства провинции Хоккайдо | (Япония), штата Аляска (США), Магаданской и Кам- к чатской областей (СССР). |

«Северный Форум» стал весьма представительной международной площадкой, объединяющей глав ре-

WALTER Ü. HICKEL

State or- Alaska

GO ев

September 30, 1991

Mr. Boris Krasnopolski

Union of Scientific and Engineering Societies

Magadan Region Headquarters

25 Prolitarskaya Street

Suite 1 Apartment 304

Magadan, 6S5u0u

USSR

Dear Mr. Krasnopolski:

One year ago, we gathered at the Third Northern Regions Conference and called for the establishment of a permanent organization to represent the North. We are now ready to take that step.

Over the past year, leaders from nearly a dozen northern regions have met to draft plans for The Northern Forum, a collective voice of the North. On November 6, 7 and 8, leaders from the North will gather in Anchorage to review those efforts and formally establish The Northern Forum. I hope you will be able to join us for this important and historic event.

Our efforts are well-timed. With the dramatic events in the Soviet Union, there is unprecedented necessity for an organization such as The Northern Forum. I trust you share my enthusiasm.

Attached is a detailed agenda for the meetings planned in Anchorage. Please contact the interim Secretariat at 907-561-5585, fax 907-561-4577 to confirm your attendance as soon as possible. I look forward to seeing you in November.

With best regards.

С/

Sincerely,

/

Waiter J. Hickel Governor

Рис. 1. Копия письма губернатора Аляски у. Хикла от 30 сентября 1991 г. о Третьей конференции северных регионов мира и планах по созданию «Северного Форума»

гионов северных стран. Основными целями Форума объявлялись: 1) улучшение качества жизни населения Севера путем предоставления лидерам регионов северных стран средств и возможностей для обмена знаниями и опытом при решении практических вопросов; 2) поддержка устойчивого развития и реализация

2020, уо1. 21, по. 1, рр. 7-28

совместных социально-экономических инициатив в 2 •

_ Г. 3 ■

северных регионах и на международной арене2. 2 •

Первым Исполнительным директором Форума, 88 < секретариат которого располагался в г. Анкоридж стал : бывший губернатор штата Аляска (с 1986 по 1990 гг.) j Стив Купер (Steve Cowper), которого и заменил на этой должности Уолтер Хикл. Стив Купер много сде- j лал для развития американо-российских связей в период своего губернаторства, и его деятельность в этом j плане помогла ускорить создание «Северного Фору- ! ма». Он поддерживал Университет Аляски в разработ- j ке международной программы обучения российских студентов, создал у себя в администрации Международный торговый центр, в сферу деятельности которого включались и американо-российсие отношения, проявил активность во внедрении преподавания кур- § сов русского языка и культуры в школах штата и т.п. | В 1993 г. в работу Северного Форума включился Го- | скомитет РФ по социально-экономическому развитию ^ Севера (Госкомсевер России), председателем которого Н был В.П. Курамин. При Госкомитете был создан Рос- к сийский национальный комитет (РНК) «Северного § Форума» и его представительство при секретариате | Форума на Аляске. Автор данной статьи был назначен | представителем Госкомсевера при этом секретариате ^ и исполнял эти обязанности в течение 10 лет, будучи -§ профессором Университета штата Аляска. ^

В сентябре 1993 г. в состав Форума вступила Респу- к блика Саха (Якутия) в лице ее Президента М.Е. Николаева, который был избран вице-председателем | организации. При его непосредственном участии Ре- ? спублика Саха активно включилась в работу Форума, | в декабре того же года был создан Ассоциированный | секретариат Северного Форума в г. Якутске и учре- К

1 Официальные документы СФ // The Northern Forum. URL: https://www.northernforam.org/ru/the-nf-ra/official-docu-ments-of-nf.

ждена должность представителя Республики Саха (Якутия) в секретариате Форума в г. Анкоридж.

INORTHERN FORUM

OFFICE OF THE SECRETARIAT

4101 University Drive, APU Carr-Gottstein Center, Suite 221 Anchorage, Alaska 99508 Phone: 907 561 -3280 FAX: 907 561 -6645

Thursday, May 23, 1995

CQ

X

14

To Whom It May Concern:

The Northern Forum is an international organization of northern and arctic regions of the world. The Board of Directors is uniquely distinguished by its membership of governors and top-ranking political officials representing northern regions.

Through affiliation with the United Nations and other international organizations, the Northern Forum provides its members a more effective international voice on the issues which affect the quality of life in their regions.

Boris H. Krasnopolski, Ph.D., Tenured Professor of Economics has been working with the Northern Forum as a Russian consultant since its foundation in 1991. He was a member of the Preparatory Committee of the Third International Conference on the northern countries entitled, "Cooperation in a Changing World." Based on Dr. Krasnopoliski's scientific and business recommendations, a membership structure for northern Russian regions was created for the Northern Forum. This system is used today.

Dr. Krasnopolski also took part in the preparation and realization of several of the international priority projects, in particular theHuman Ecology and Education in the North, projects. Professor Krasnopolski has also participated in various international conferences and meetings of the Northern Forum in Russia, Canada and the United States. As a scientist, researcher and expert on the social and economic problems of development in northern and arctic regions, Professor Krasnopolski has international authority and recognition among specialists of Northern countries.

We hope that the planned work of Professor Boris Krasnopolski with the University of Alaska, Anchorage will create new opportunities for cooperative work in the preparation and realization of projects.

Membership Level I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Board of Directors Chairman Governor Sigbjorn Eriksen Representing the Regional Authority of Northern Norway

Vice Chairman President Mikhail Ye. Nikolayev Sakha Republic (Yakutia), Russia

Vice Chairman Governor Tatsuya Hori Hokkaido Prefecture, Japan

Secretary General Walter J. Hickel State of Alaska, U.S.A.

Governor Yuri V. Komarovsky Nenets Autonomous Okrug, Russia

Steven H. Shropshire Executive Director

Governor Nikolai M. Volkov Jewish Autonomous Oblast. Russia

Рис. 2. Копия письма Исполнительного директора «Северного Форума» Стива Шропшайера

от 23 мая 1995 г.

В эти годы должность Исполнительного директора 2 I Форума занял Стивен Шропшайер (Steven Shropshire), 2 i молодой бизнесмен и активный участник меропри- 88' ятий Форума. Ниже представлено его письмо (см. рис. 2). Обращает на себя внимание то, что число чле- j нов «Северного Форума» в то время было равно 24. В те годы эта организация была наиболее массовой.

Затем должность Исполнительного директора Форума заняла Присцилла Уолл (Priscilla Wohl), про- j работавшая на этом посту в течении многих лет. По- ! следним Исполнительным директором корпоративного оффиса Форума во время размещения его секретариата в Анкоридже (до 2013 г.) была Наталья Новик j (Nataly Novick), француженка, окончившая Сорбон-ский университет в Париже, прекрасно владеющая английским, русским и несколькими эскимосскими § языками, специалист в области организации жизнеде- | ятельности коренных народов Севера и Арктики. |

В 2013 г. секретариат «Северного Форума» и его ^ офис были перенесены в г. Якутск. Республика Саха Н (Якутия) взяла на себя почетную, но тяжелую работу к по поддержанию международного сотрудничества § территорий Севера и Арктики в рамках Форума. |

К настоящему времени в состав «Северного Фору- | ма» входит 14 регионов, из них 10 — это северные и ар- ^ ктические субъекты РФ и четыре — зарубежные тер- -§ ритории (Акюрейри (Исландия), Кангвон (Республи- ^ ка Корея), Лапландия (Финляндия) и Аляска (США)). к Как видно, число участников Форума по сравнению с 1995 г. сократилось на 10 территорий. Покинувшие | Форум участники (регионы Канады, Норвегии, Шве- ? ции, Японии, Китая, Монголии, а также четыре рос- | сийских территории, т.е. представители стран, входя- | щих в международный Арктический совет, государств к Северо-Восточной Азии, заинтересованных в грузо- | перевозках по Северному морскому пути) являлись в свое время активными инициаторами создания этой

со ав

организации, и их отсуствие существенно сокращает ее возможности как международной структуры.

Разбираться в том, что повлияло на процессы снижения интереса ряда северных и арктических регионов к деятельности «Северного Форума» — это сложное дело, и ему должно быть посвящено специальное исследование. Автор не ставит перед собой I такую задачу. И Совет губернаторов, и Совет регио-I нальных координаторов, и секретариат этой органи-» зации ведут весьма активную и эффективную работу ! по организации участия членов Форума в различных национальных и международных мероприятиях. Под | эгидой этой организации создано более двух десятков рабочих групп по весьма важным для северных и арктических территорий экологическим и социально-э-^ кономическим проблемам. Эти группы были созданы | еще в начальный период работы Форума. Что каса-| ется оттока зарубежных членов этой организации, то и на это, видимо, влияет беспрецедентное санкционное I давление на Россию в последние годы таких крупных 8 арктических стран, как США и Канада. К ним подклю-о чился и ряд скандинавских стран. На эту ситуацию на £ региональном уровне очень трудно повлиять. | Однако есть область, в которой Форум может стать

« более привлекательным для его возможных участни-§ ков. Это — новые инициативы Форума. Именно в ча-^ сти активизации новых направлений в его работе воз-^ можны практические и эффективные в будущем шаги. § Одной из таких инициатив является весьма пер-

^ спективном проекте по формированию трансгранич-5 ного Совета Берингова / Тихоокеанско-арктического региона (СБТР), что вызывает большой интерес мно-^ гих стран и их регионов не только северной части Ти-3 хоокеанского бассейна, но и европейской части зоны Севера и Арктики. Проблемам Дальневосточной и Ти-| хоокеанской Арктики, а также проекту по созданию ¿2 СБТР посвящен ряд публикаций Института экономи-

ческих исследований ДВО РАН, который выступил в 2 I качестве инициатора обсуждения проекта в 2019 г. на - j двух весьма крупных международных симпозиумах 88 ' ученых и специалистов в области изучения мирового арктического бассейна [1-6]. i

Первый симпозиум, на который был вынесен проект создания СБТР — это 24-е заседание Российско- j Американского Тихоокеанского партнерства (РАТОП), j прошедшее в конце июня 2019 г. в г. Хабаровск3. На этом j заседании была создана Инициативная рабочая группа ! [7], которой было поручено проработать данный во- j прос, попытаться собрать воедино все имеющиеся на сегодняшний день научно-прикладные обоснования по возможности и целесообразности создания СБТР и разработать проекты первичных документов (см. рис. 3).

Второй симпозиум — это международный форум § «Арктика: настоящее и будущее» Ассоциации по- | лярников (АСПОЛ), который состоялся 5-7 декабря 2019 г. в г. Санкт-Петербург4. Вопросам создания СБТР была посвящена целая сессия форума — «Перспекти- H вы российско-американского сотрудничества в Берин- к говом регионе». §

Модератором этой сессии выступил М.А. Пого- g даев, заместитель министра по развитию Арктики | и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). ^ Участниками дискуссии, выступившими со своими -§ докладами, были Н.В. Корчунов, посол по особым ^ поручениям МИД России, старшее должностное к лицо России в международном Арктическом Совете, Б.Х. Краснопольский, главный научный сотрудник | ИЭИ ДВО РАН, А.К. Криворотов, член Экспертного ? совета Российско-Норвежского научно-образователь- | ного консорциума в области международного энер- |

1

--к

3 Совет по отношениям США-Россия = Council for U.S. — | Russia Relations. URL: http://www.usrussia.org/home-russian. К

4 Арктика: настоящее и будущее : IX Международный Форум. URL: http://www.forumarctic.com/conf2019/.

SS ев

Council for

U.S.-Russia Relations

Совет по отношениям "США-Россия"

9 августа 2019г.

О рабочей группе по созданию Совета Берингова Тихоокеанско-Арктического региона:

На 24-м ежегодном заседании Российско-Американского Тихоокеанского партнерства (РАТОП) в Хабаровске, Россия, 26-27 июня 2019 года на панели "Сотрудничество в Северо-Тихоокеане и Арктике" было выдвинуто предложение о создании российско-американского «Совета Берингова и Тихоокеанско-Арктического региона» (ВРАС) по образцу аналогичных институтов Баренцева Евро-Арктического Совета (ВЕАС) и Баренцева Регионального совета (ВРС), которые были созданы в 1993 году.

РАТОП поддержало предложение, предложив создать вне РАТОП самостоятельную рабочую группу для продвижения инициативы ВРАС, которая, вместе с тем, периодически будет отчитываться перед форумом РАТОП. РАТОП согласилось оказать рабочей группе разумную помощь в пределах своих возможностей. Для руководства инициативной рабочей группой были определены два сопредседателя: почетный президент морской биржи Аляски Пол Фуз и главный научных сотрудник Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук профессор Борис Краснопольский.Некоторые участники заседания РАТОП согласились участвовать в рабочей группе, однако рабочая группа дополнительно приглашает заинтересованных лиц принять участие в своей работе и внести свой вклад в инициативу ВРАС.

Целью рабочей группы является формирование структуры Совета, разработка проекта Декларации, определяющей цель и компетенцию Совета с учетом круга интересов федеральных, региональных и местных органов власти, организаций и предприятий в рамках определенной географии ВРАС на российском Дальнем Востоке и Аляске. После завершения работы над проектами документов будут определены дата и место проведения учредительного заседания Совета.

Федеральные правительства обладают важными правовыми и регулирующими полномочиями в отношении земель и океанов, находящихся в географическом охвате деятельности Совета, однако, как ВЕАС и ВРС, ВРАС также стремится к активному участию региональных и местных общин и деловых кругов в деятельности рабочей группы, в определении структуры, целей и стратегии Совета, а повестки предстоящего учредительного совещания. РАТОП поддерживает такой коллективный и широко инклюзивный подход и сопредседателей рабочей группы.

Я прошу Вас оказать содействие рабочей группе по осуществлению данной важной инициативы. Если вы хотите принять участие в деятельности рабочей группы «Совета Берингова Тихоокеанско-Арктического региона» (ВРАС), пожалуйста, свяжитесь с Полом Фузом: Paulfuhs@earthlink.net и / или Борисом Краснопольским: boriskrasno@qmail.com

Искренне,

Дерек Норберг Исполнительный директор РАТОП Президент Совета по отношениям «США-Россия»

Council for U.S.-Russia Relations

[ 98199 ■ TEL 206-770-4015

Рис. 3. Письмо Исполнительного директора РАТОП, Президента Совета по отношениям «США-Россия» Дерека Норберга о создании Инициативной рабочей группы по изучению возможности и целесообразности создания Совета Берингова/Тихоокеанско-арктического региона (СБТР)

гетического бизнеса, член некоммерческой органи- 2 ! зации Российского совета по международным делам, -! А.И. Отке, член комитета Совета Федерации по соци- 88 < альной политике, президент Ассоциации коренных народов Чукотки и П. Фус, президент совета директоров Морской биржи штата Аляска (США). !

Развитие Арктики должно опираться на два «опорных» сектора — на стыках Северного Ледовитого океана с океанами Атлантическим и Тихим. Процессы, происходящие в этих секторах, оказывают четко установленное влияние на природные реалии всей Арктики. Но оказывают они и весьма существенное влияние на социально-экономическое развитие прибрежных арктических территорий, обеспечение жизнедеятельности как коренного, так и пришлого населения, развитие морских грузопреревозок по трассе § Северного морского пути и др. Мировое сообщество | не учитывает в равной мере эту корреляцию и уде- | ляет этим секторам далеко не одинаковое внимание. ^ Что касается Атлантического сектора, то мониторин- Н гом его развития занимаются различные евроатланти- к ческие структуры. Одной из весьма перспективных и § эффективно работающих из них является Совет Ба- | ренцева / Евроарктического региона (СБЕР), который | был учрежден как форум регионального пригранич- ^ ного сотрудничества в 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в ^ городе Киркенес (Норвегия) [8]. Что же до Тихоокеан- к ского сектора, то подобных международных структур | здесь не создано вообще, хотя проблемный уровень | этого весьма перспективного «перекрестка» Тихого и ? Северного Ледовитого океанов на стыке Евразийско- | го и Северо-Американского континентов нисколько | не ниже, чем «перекрестка» Атлантического океана и К Арктического бассейна [8]. |

Решение вопроса о создании нового Совета Берин- | гова / Тихоокеанско-Арктического региона (СБТР) |

со ав

по аналогии с существующим уже почти 27 лет СБЕР устранит этот перекос, даст возможность установить постоянно действующие рабочие контакты и наладить обмен информацией между СБЕР и СБТР, а также синхронизировать их взаимодействие с международным Арктическим советом и другими уже созданными международными организациями, объединяющими I арктические государства.

I Но доказательство необходимости и целесообраз-

» ности существования СБТР еще далеко от окончатель-! ных решений на уровне правительств России и США.

Еще предстоит долгая работа по доказательству и ре» ализации этого проекта в практике. Сейчас в дискуссиях по этой проблеме установился количественный паритет сторонников «за» и «против». Но подавляю-^ щее большинство из тех, кто придерживается пози-| ции «против», возражают не столько против необхо-| димости и целесообразности создания СБТР, сколько и говорят о несвоевременности решения данной про-I блемы в связи с кризисом в российско-американских 8 отношениях (прежде всего — в части введения США о ряда политико-экономических санкций против наЛ шей страны). Автор данной статьи считает, что про-| блему нужно вывести на более высокий уровень — в с международное пространство сообщества ученых и § специалистов. Ведь правительства приходят и уходят, ^ а народы и их насущные проблемы остаются, и их ^ нужно решать, в т.ч. и в таком важном «уголке» мира, § как регион Берингова пролива.

^ Есть три типа территорий, которые заинтересова-

5 ны в создании и функционировании Совета Берингова / Тихоокеанско-арктического региона (СБТР) и ^ организации его взаимосвязи с Советом Баренцова / 3 Евроарктического региона (СБЕР):

1. Территории, являющиеся непосредственными | объектами приложения усилий СБЕР и СБТР. В соста-¿2 ве уже существующего СБЕР — это регионы России,

Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и 2 I представительство Евросоюза5. Потенциальные участ- р! ники СБТР с российской стороны — Чукотский авто- 88' номный округ, Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, с американской стороны — штат Аляска. ¡ В зону действия Советов включаются и эксклюзивные экономические зоны акваторий тех регионов, которые будут находится в их составе.

2. Территории, которые можно назвать «компли- | ментарными» СБТР, которые могли бы поддерживать | дружеские трансграничные связи в зонах обоих Советов. Их перечень для СБЕР представлен в основном европейскими странами и регионами. Он довольно большой, и с ним можно ознакомиться на сайте этой организации. Что касается СБТР — то в эту категорию могут быть включены прибрежные регионы Дальнего § Востока России — Сахалинская область, Хабаровский §| и Приморский края, а также штаты северо-западного побережья США — Вашингтон и Орегон.

3. Страны-наблюдатели. Для СБЕР уже имеют офи- Н циальный статус наблюдателей девять государств — Ве- |к ликобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерлан- § ды, Польша, Франция, США, Япония. Для СБТР могут || иметь такой статус Канада, страны Северо-Восточной и | Юго-Восточной Азии. В общем, в эту категорию входят ^ страны и регионы, которые имеют свои политико-эко- 1 номические интересы в зоне Баренцева и Берингова ^ морей, заинтересованы в использовании Севморпути к и в решении других вопросов развития стабильных | трансграничных отношений с нашей страной. §

Именно в части организации работы СБТР и его вза- ?

имодействия с СБЕР остро необходимо участие «Север- |

ного Форума» как масштабной международной неполи- |

5 Совет Баренцева/Евроарктического региона // Развитие Арктики и Северного морского пути. URL: https://xn— 8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/sovet-barencevaevroarkticheskogo-regiona/.

со ав

тической организации северных и арктических стран. Участие «Северного Форума» в исполнении этой инициативы привлечет к нему гораздо большее внимание и евроатлантических, и азиатско-тихоокеанских стран и регионов, что может существенно расширить его состав. К чему конкретно в этом плане сводятся задачи ! «Северного Форума»?

: Как было показано выше, вопросы по обеспече-

I нию более четкого организационного взаимодействия » двух «опорных» арктических трансграничных форпо-! стов — атлантического и тихоокеанского — посредством создания нового Совета Берингова / Тихооке-> анско-арктического региона (СБТР) обсуждались на двух достаточно масштабных симпозиумах в нашей стране. Эта инициатива в принципе поддержана по-^ давляющим большинством участников этих обсужде-| ний. Но встает вопрос о том, как будет дальше продви-| гаться ее проработка? Кто именно, какая структура и будет работать в направлении обоснования необхо-I димости и целесообразности ее реализации, составле-8 ния необходимых первичных документов, внедрения о в практическую деятельность заинтересованных реги-Л ональных и федеральных ведомств и общественных | организаций и т.п.? Инициативной рабочей группе « Российско-Американского Тихоокеанского партнер-§ ства (РАТОП) с этим просто не справиться. Она ведь ^ ориентирована только на конкретный трансгранич-^ ный Берингов / Тихоокеанский регион, а не на всю § зону международного сотрудничества арктических ^ регионов мира.

5 Здесь напрашивается следующее предложение:

необходимо создать Совместную рабочую группу ^ по данному вопросу, которая включала бы предста-3 вителей РАТОП, Ассоциации полярников (АСПОЛ) и «Северного Форума» как международной органи-| зации глав арктических регионов, которая и должай на взять на себя руководство этой Группой. В этом

случае принципиальная схема взаимосвязей создаваемой совместной Рабочей группы с различными международными организациями Севера и Арктики в целях постоянного согласования разрабатываемых предложений по реализации данной инициативы в период ее работы может выглядеть следующим образом (см. рис. 4).

Новая инициатива «Северного Форума», если она будет выдвинута этой организацией, наверняка получит реальную поддержку подавляющего большинства и национальных, и международных организаций, действующих в зоне Севера и Арктики. Эта инициатива будет весьма своевременной и получит

Совместная Рабочая группа

Международные организации

Двусторонние и многосторонние трансграничные Советы

Совместная Рабочая группа «Северного Форума», Российско-американского тихоокеанского партнерства (РАТОП) и Ассоциации полярников (АСПОЛ)

X

Арктический Совет и другие международные организации северных и арктических стран

Региональные структуры Советов

Проблемные структуры и рабочие группы Советов

Ассоциации коренного населения

Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР) Многосторонний межнациональный Совет Совет Берингова / Тихоокеанско-арктического региона (СБТР) Двусторонний межнациональный Совет

1 I

Региональный Совет СБЕР Региональный Совет СБТР

1 1

Комитет старших должностных лиц и отраслевые рабочие группы по приоритетным проблемам СБЕР Комитет старших должностных лиц и отраслевые рабочие группы по приоритетным проблемам СБТР

1 I

Ассоциации коренного населения СБЕР Ассоциации коренного населения СБТР

Рис. 4. Принципиальная схема контактов совместной

Рабочей группы «Северного Форума», Российско-Американского Тихоокеанского партнерства (РАТОП) и Ассоциации полярников (АСПОЛ) с основными международными и трансграничными Советами северных и арктических стран и регионов мира

ел

со ав

реальные шансы на практическую реализацию также в связи с тем, что в 2021-2023 гг. Российская Федерация будет председательствовать в международном Арктическом Совете.

Что касается международной поддержки данной инициативы, то несмотря на ряд проблем в области » межгосударственной кооперации арктических стран : и регионов, большинство ученых и специалистов I весьма положительно оценивают возможности рас» ширения связей и на межнациональном, и на регио-' нальном уровнях. Примером может служить деятель-I ность Арктического совета, других международных | арктических организаций, Совета Баренцева / Евро-арктического региона (СБЕР), РАТОП и других организаций. Даже в условиях антироссийских санкций к многие американские ученые и специалисты (в част-| ности — из штата Аляска), высказываются за активи-| зацию совместных научных и прикладных исследовали ний, в особенности — на региональном уровне6 [10]. I Что касается России, то данный проект может быть | увязан с реализацией национальных проектов7 и рас-.о поряжения Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. о £ развитии инфраструктуры Севморпути в прибреж-§ ных арктических районах8.

¿2

24

6 Alaska and the New Maritime Arctic Executive Summary Executive Summary of a Project Report to the State of Alaska Department of Commerce, Community and Economic Development. Fairbanks, Alaska, 2015. URL: https://www.commerce.alaska.gov/web/Por-tals/6/pub/Alaska%20and%20the%20New%20Maritime%20Arctic. pdf; Understanding the Arctic as a System (IARC Review, November 2019). International Arctic Research Center — IARC, University of Alaska, Fairbanks. URL: https://uaf-iarc.org/wp-content/up-loads/2019/11/2019-annual-report_IARC.pdf.

7 Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2C S0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf.

8 План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г. URL: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy 9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf.

^п I

В целом, от успешного решения затронутых в 2

г- ~ 3 1

статье проблем в существенной степени зависит -;

международная политика нашей страны в Аркти- 88' ке и безопасная эксплуатации ее северных морских коммуникаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Вороненко А.Л. Совет Берингова / Северо-Арктическо- \ го тихоокеанского региона: Инициативная рабочая группа / ; А.Л. Вороненко, Б.Х. Краснопольский, П. Фуз // Простран- ! ственная экономика. — 2019. — № 3. — С. 186-190. ]

2. Заостровских Е.А. Морские порты Восточной Арктики | и опорные зоны Северного морского пути / Е.А. Заостровских // Регионалистика. — 2018. — Т. 5, № 6. — С. 92-106.

3. Краснопольский Б.Х. Дальневосточная Арктика: роль ^ инфраструктуры в экономическом развитии и системообразо- "§ вании опорных зон / Б.Х. Краснопольский // Пространствен- § ная экономика. — 2018. — № 3. — С. 165-181. §|

4. Краснопольский Б.Х. Регион Тихоокеанской Аркти- § ки и Берингова пролива: трансграничная кооперация в хо- | , зяйственном освоении и решении природно-экологических ^ проблем / Б.Х. Краснопольский // Проблемы обеспечения ^ экологической безопасности и устойчивое развитие аркти- к ческих территорий : материалы науч.-практ. конф. с меж- § дунар. участием / отв. ред. И.Н. Болотов. — Архангельск, | 2019. — С. 547-552. *

5. Минакир П.А. Экономические механизмы внедрения Ц новых технологий рационального использования арктиче- ^ ских ресурсов / П.А. Минакир, Б.Х. Краснопольский // Реги- § оналистика. — 2018. — Т. 5, № 5. — С. 12-24. §

6. Минакир П.А. Исследования по проблемам разви- К тия Дальневосточной Арктики: экономические аспекты / „§ П.А. Минакир, Б.Х. Краснопольский, С.Н. Леонов // Региона- | листика. — 2016. — Т. 3, № 4. — С. 6-19. §

о

7. Краснопольский Б.Х. Совет Берингова/Тихоокеан- § ско-Арктического региона и Инициативная Рабочая группа § Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РА- | ТОП) / Б.Х. Краснопольский // Вестник Северо-Восточного * федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эко- | номика. Социология. Культурология. — 2019. — № 2 (14). — £ С. 16-23. |

GO

ce

8. Berkman R.A. Governing the Barents Sea Region: Current Status, Emerging Issues, and Future Options / R.A. Berkman, A.N. Vylegzhanin, O.R. Young // Ocean Development & International Law. - 2017. - No. 49 (1). - P. 1-27.

9. Berkman R.A. Governing the Bering Strait Region: Current Status, Emerging Issues and Future Options / R.A. Berkman, A.N. Vylegzhanin, O.R.Young // Ocean Development & Internal tional Law. - 2016. - No. 47 (2). - P. 186-217.

| 10. Woodgate R. The Pacific Gateway to the Arctic: Recent

| Change in the Bering Strait - Observations, Driving and Implica-| tions / R. Woodgate, C. Peralta-Ferriz. - Seattle: Univ. of Wash-» ington, 2018. - URL: https://psc.apl.washington.edu/HLD/ S Bstrait/Woodgate_BeringStrait_ASOF_Apr2018Final.pdf.

| References

1. Voronenko A.L., Krasnopol'skii B.Kh., Fuz P. Council of Bering / North-Arctic Pacific Region: Initiative Working Group. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2019, no. 3, | pp. 186-190. (In Russian).

■§ 2. Zaostrovskikh E.A. Eastern Arctic Seaports and Support

Zones of Northern Sea Route. Regionalistika = Regionalistics, 2018, £ vol. 5, no. 6, pp. 92-106. (In Russian).

I 3. Krasnopolski B.H. The Far Eastern Arctic: the Role of In-

¡3 frastructure in the Economic Development and System Formation ^ of Support Zones. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, | 2018, no. 3, pp. 165-181. (In Russian).

4. Krasnopolski B.H. Region of the Pacific Arctic and the Ber-§ ing Strait: cross-border cooperation in economic development and "§ solving natural and environmental problems.In Bolotov I.N. (ed.). § Problemy obespecheniya ekologicheskoi bezopasnosti i ustoichivoe razvi-

tie arkticheskikh territorii. Materialy nauchnoprakticheskoi konferentsii s V mezhdunarodnym uchastiem [Issues of ensuring environmental safely ty and sustainable development of the Arctic territories. Materials ■2 of Research Conference with International Participation]. Arkhan-^ gelsk, 2019, pp. 547-552. (In Russian).

5. Minakir P.A., Krasnopolski B.H. Economic Mechanisms of Implementation of New Technologies for Rational Use of Arctic

^ Resources. Regionalistika = Regionalistics, 2018, vol. 5, no. 5, pp. 1224. (In Russian).

6. Minakir P.A., Krasnopolski B.H., Leonov S.N. Studies on ^ the Problems of Development of the Far Eastern Arctic: Economic § Aspects. Regionalistika = Regionalistics, 2016, vol. 3, no. 4, pp. 6-19. ^ (In Russian).

7. Krasnopolski B.H. Bering Pacific Arctic Council and Ini- 2 ■ tiative Working Group of the Russian-American Pacific Partner- 8 ; ship (RAPP). Vestnik Severo-Vostochnogo federaVnogo universiteta 8 j im. M.K. Ammosova. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. KuVturologiya = 8 , Vestnik of North-Eastern Federal University. Economics. Sociology. Cul- j turogy, 2019, no. 2 (14), pp. 16-23. (In Russian). j

8. Berkman R.A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. Governing the j Barents Sea Region: Current Status, Emerging Issues, and Future Options. Ocean Development & International Law, 2017, no. 49 (1), pp. 1-27.

9. Berkman R.A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. Governing the Bering Strait Region: Current Status, Emerging Issues

and Future Options. Ocean Development & International Law, 2016, | no. 47 (2), pp. 186-217.

10. Woodgate R, Peralta-Ferriz C. The Pacific Gateway to the Arctic: Recent Change in the Bering Strait - Observations, Driving and Implications. Seattle, University of Washington, 2018. Available at: https://psc.apl.washington.edu/HLD/Bstrait/Woodgate_Ber- ; ingStrait_AS0F_Apr2018Final.pdf. *

Для цитирования

Краснопольский Б.Х. К истории международных социально-экономических связей арктических регионов и 30-летнему юбилею «Северного Форума» / Б.Х. Краснопольский. - DOI: 10.17150/2308-2588.2020.21(1)7-28 // Историко-э-кономические исследования. — 2020. — Т. 21, № 1. — С. 7-28.

Информация об авторе §

а

Краснопольский Борис Хананович — доктор экономиче- |

ских наук, профессор, главный научный сотрудник Инсти- g

тута экономических исследований Дальневосточного отде- »

ления Российской Материал подготовлен во исполнение раздела j

плана НИР ИЭИ ДВО РАН на 2020 г. «Выявление механизмов вли- ^

яния транспортно-логистической магистральной инфраструкту- |

ры Северного морского пути на повышение социально-экономи- §

ческой эффективности формирования очаговых зон освоения в g

северо-арктическом секторе Дальнего Востока и Тихого Океана». i

академии наук, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 153, ^

e-mail: boriskrasno@gmail.com. ORCID: 0000-0002-1549-036X. |

а

Author |

Boris H. Krasnopolski — Doctor of Economics, Professor, й

Economic Research Institute, Far Eastern Branch, Russian J

Academy of Science, 680042, Khabarovsk, Tikhookeanskaya Str., |

153, e-mail: boriskrasno@gmail.com. ORCID: 0000-0002-1549- §

036X. I

£2 ao

¿2 28

For Citation

Krasnopolski B.H. On the History of International Socioeconomic Relations of the Arctic Regions and Thirty-Year Anniversary of the «Northern Forum». Istoriko-ekonomiches-kie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2020, vol. 21, no. 1, pp. 7-28. DOI: 10.17150/2308-2488.2020.21(1).7-28. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.