Научная статья на тему 'Арктические проекты в стратегии энергетической интеграции России'

Арктические проекты в стратегии энергетической интеграции России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
272
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГЕОЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / НЕФТЬ / ГАЗ / ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Муравьева Е. К., Морозов В. В.

Освоение Арктики нацелено на решение ряда стратегических задач по обеспечению экономической безопасности и развитию народного хозяйства страны. Средствами достижения этих целей служат масштабные и перспективные арктические проекты. Инструментами комплексное планирование в области развития минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, целенаправленное инвестирование в сферу производства и инфраструктурного обеспечения арктических проектов. Анализируется экономические и геоэкономические аспекты осуществления арктических проектов, проблемы и перспективы освоения Арктической зоны России. Рассмотрены и проанализированы принципы и направления развития государственно-частного партнерства в освоении энергетического потенциала арктического региона, выявлены проблемы геоэкономического порядка, обоснована международных отношений в арктическом регионе. Обоснована роль и место иностранного капитала в развитии российской Арктики. Подчеркивается необходимость расширения взаимодействия с зарубежными партнерами и налаживания долгосрочных экономических связей по всем направлениям сотрудничества. Рассмотрено значение освоения Арктики для укрепления суверенитета России и успешного ее развития в условиях жесткой глобальной конкуренции и введенных экономических санкций. Отмечена высокая активность российских нефтегазовых компаний в реализации масштабных арктических проектов и создании арктических кластеров. Показана регулирующая роль государства в обеспечении эффективной реализации арктических проектов и формировании единого социально-экономического комплекса РФ в Артике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктические проекты в стратегии энергетической интеграции России»

Арктические проекты в стратегии энергетической интеграции России

о

см

см

О!

о ш т

X

<

т О X X

Муравьева Елена Константиновна ,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Российский государственный университет (НИУ) имени И.М. Губкина, murek49@mail.ru

Морозов Виталий Владимирович

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский государственный университет (НИУ) имени И.М. Губкина, morozoff.w@rambler.ru

Освоение Арктики нацелено на решение ряда стратегических задач по обеспечению экономической безопасности и развитию народного хозяйства страны. Средствами достижения этих целей служат масштабные и перспективные арктические проекты. Инструментами - комплексное планирование в области развития минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, целенаправленное инвестирование в сферу производства и инфраструктурного обеспечения арктических проектов. Анализируется экономические и геоэкономические аспекты осуществления арктических проектов, проблемы и перспективы освоения Арктической зоны России. Рассмотрены и проанализированы принципы и направления развития государственно-частного партнерства в освоении энергетического потенциала арктического региона, выявлены проблемы геоэкономического порядка, обоснована международных отношений в арктическом регионе. Обоснована роль и место иностранного капитала в развитии российской Арктики. Подчеркивается необходимость расширения взаимодействия с зарубежными партнерами и налаживания долгосрочных экономических связей по всем направлениям сотрудничества. Рассмотрено значение освоения Арктики для укрепления суверенитета России и успешного ее развития в условиях жесткой глобальной конкуренции и введенных экономических санкций. Отмечена высокая активность российских нефтегазовых компаний в реализации масштабных арктических проектов и создании арктических кластеров. Показана регулирующая роль государства в обеспечении эффективной реализации арктических проектов и формировании единого социально-экономического комплекса РФ в Артике.

Ключевые слова: Арктика, арктические проекты, мировая экономика, геоэкономика, глобальная конкуренция, экономические санкции, инвестиции, нефть, газ, энергетика.

Арктические проекты России в настоящее время нацелены на эффективное решение геоэкономических задач, диктуемых необходимостью преодоления текущей экономической стагнации, тормозящей интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Интеграция, как явление культурно-хозяйственной жизни общества базируется на кооперации, а та в свою очередь, на технологизации производственных процессов, усложнении производимого продукта и изменениях в культурной среде общества, влекущихся этими процессами. Технологизация и кооперация, как методы ее повышения, генерируют волны экономического роста, в процессе колебаний которых меняются средства производства и методы хозяйствования.

В результате происходит удлинение производственных цепочек и укрупнение хозяйствующих субъектов, процесс в свою очередь генерирующий интеграцию как явление общественной жизни.

В итоге затяжная стагнация может рассматриваться, как ситуация, препятствующая колебаниям экономической конъюнктуры и соответственно барьер технологизации общества, а значит и интеграции.

Развитие территорий российской Арктики может стать направлением оживления экономики страны.

Во-первых, Арктическая зона России (АЗР) занимает порядка 18% территории страны или 3,1 млн. км2. Здесь залегает значительная доля российских и мировых запасов углеводородов и минерального сырья: не мене 40% российских запасов золота, 25% нефти, запасы природного газа варьируются в пределах 60-90%, запасы хрома и марганца достигают 90%. Кроме того, здесь присутствуют немалые запасы меди, никеля, кобальта, свинца, олова, редкоземельных металлов и алмазов. Уже сегодня на ресурсах Арктики генерируется до 20% ВВП России.

Во-вторых, ввиду растущего интереса к ресурсам и геоэкономическому потенциалу региона Арктика становится ареной международного противостояния отдельных стран, крупнейших энергетических компаний и целых международных политических блоков. Права на арктическую акваторию являются предметом острых международных дискуссий, в которых Россия и российские компании пытаются отстоять собственные интересы. Ввиду растущей глобальной конкуренции острота таких конфликтов нарастает, повышая значимость международного сотрудничества и стратегического блокирования как на государственном, так и на корпоративном уровнях, в результате стратегическое развитие международного сотрудничества в арктическом регионе становится ключом к его хозяйственному освоению.

В арктическом регионе, кроме России, стратегические интересы имеют примыкающие к арктическому по-

бережью страны: США, Канада, Норвегия и Дания, Исландия. В качестве крупнейшего игрока, рассчитывающего использовать геоэкономический потенциал региона, сегодня выступает Китай. Однако, страновой подход дает лишь видимую картину глобальных процессов экономического развития Арктики, ведь основными игроками реально являются крупные транснациональные корпорации (ТНК) непосредственно разрабатывающие природные ресурсы региона, инвестирующие в технологии, организующие логистику и финансовые потоки. Именно ТНК инициируют диалог на межгосударственном уровне, поэтому отстаивание своего экономического суверенитета в АЗР для нашей страны в жестких условиях глобализации становится в первую очередь вопросом экономической эффективности.

Однако, именно в экономической плоскости находится основная проблематика освоения российской Арктики.

На первый план выходят вопросы дефицита необходимых инвестиционно-технологических ресурсов, преодоление которого как раз требует активной позиции в развитии международного сотрудничества в регионе, примерами которого является многолетнее взаимодействие с норвежскими, японскими, французскими и другими компаниями при освоении месторождений углеводородов в российской Арктике.

Вместе с тем, именно в направлении международного сотрудничества российские компании в последние пять лет стали испытывать обостряющиеся проблемы. Реализация арктических проектов значительно осложняется финансово-экономическими санкциями. В частности, они нанесли немалый ущерб разработкам арктического шельфа, отрицательно повлияли на уровень и содержание контрактов с целым рядом компаний. По причине секторальных санкций от сотрудничества с отечественным бизнесом отказались в свое время такие энергетические гиганты как ExxonMobil и Eni [4].

В этой связи системное значение приобретает поддержка российских компаний со стороны правительства страны, т.е. развитие всестороннего государственно-частного партнерства. Сегодня оно обеспечивает всеобъемлющую поддержку в их реализации.

Среди мер такой поддержки следует отметить комплексный план по реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, подготовленный Минприроды Российской Федерации.

План включает 118 проектов по освоению минерально-сырьевой базы (МСБ) арктической зоны, развитию производственно-социальной инфраструктуры [9]. Необходимо особо выделить обеспечение судоходства и судостроения в Арктике. Ведь одной из главных составляющих арктических проектов является развитие Северного морского пути (СМП). Новая версия проекта СМП рассчитана до 2024 г. [8]. Осуществление данного проекта позволит России контролировать международную логистику в регионе, а бизнесу значительно сократить время и издержки навигации, так как по СМП лежит кратчайший путь из Европы в Азию.

Приведенный план является лишь элементом более широкой стратегической программы государственно-частного партнерства в арктическом регионе, при осуществлении которой предполагается разрешить основной кластер проблем диалектики международного развития Арктики, в том числе вопросы юридического закрепления прав России в арктическом регионе.

Россия, начиная с 2001г. официально представляла в ООН свои претензии на расширение акватории Северного Ледовитого океана. После отклонения первых заявок России, Комиссия ООН по границам континентального шельфа, наконец, определилась с позицией относительно границ суверенитета нашей страны в акватории Арктики. Эксперты ООН согласились, что у России есть право на расширение зоны арктического шельфо-вого пояса. Решение по заявке РФ Комиссия ООН намечено на 2019г. [13].

Напомним, что суть официальной позиции России по данному вопросу всегда состояла и состоит в том, что, во-первых, согласно утвердившемуся де-факто принципу секторального деления Арктики, континентальный шельф нашей страны должен составлять порядка 6,19 млн. км2, а водная территория - 41%. Во-вторых, согласно указанному принципу и позиции ООН, начиная с 2019г., навигация по Северному морскому пути должна будет осуществляться только с разрешения российской стороны. Другими словами Россия становится единственным оператором движения по СМП [8]. Фактически это монополизм, что так неприемлемо в современном глобальном мире, но он продиктован географическим расположением России и ее историческим развитием.

В данном регионе экономика и геополитика неотделимы друг от друга, еще и потому, что со времен СССР Арктика играла роль военно-стратегического плацдарма, имеющего огромное значение с позиций обеспечения национальной безопасности страны. Этому во многом благоприятствует и географическое расположение региона. Ведь через Арктику проходят кратчайшие воздушные пути между Евразией и Северной Америкой, что немаловажно для сдерживания потенциальных конфликтов в ракетно-ядерную эпоху. Поэтому здесь, как известно, издавна была расположена значительная часть ракетно-ядерного потенциала страны.

Таким образом, арктический регион объединяет при-родно-ресурсные, геоэкономические, военно-политические вопросы. Но не только, помимо этого, Арктика богата рыбными и другими морскими ресурсами. В условиях начавшегося потепления климата и таяния ледников, развитие рыболовства и разведения морепродуктов также не должно оставаться без внимания, учитывая то, что в ходе реализации арктических проектов формируются все необходимые для этого предпосылки [2]. В целом все говорит о том, что России объективно необходимо осваивать этот пока еще безлюдный край [11]. Ведь в ряде субъектов зоны Арктики до сих пор еще сохраняется очаговый характер хозяйственной деятельности и низкая плотность населения, что сильно затрудняет решение задач по освоению АЗР.

Современная Россия, осознавая в полной мере значимость АЗР для страны, несмотря на все сложности, объединив усилия государства и бизнеса, приступила к новому этапу освоения и обустройства Арктики. В январе 2019г. принято решение об объединении управления Арктической зоны и Дальневосточного региона под эгидой Министерства по развитию Дальнего Востока. Предусмотрена трехуровневая система управления Арктической зоной Российской Федерации. Задачи по управлению и развитию региона возложены на Государственную комиссию по проблемам развития Арктики, на Министерство по развитию Дальнего Востока, а также

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 2

М О

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

на Управляющую компанию, которая должна определиться решением Правительством РФ [9].

По поручению Президента летом 2019г. в Госдуму был внесен законопроект «О специальных мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в АЗРФ» [14]. В нем подчеркивается необходимость стимулирования строительства инфраструктурных объектов и геологоразведочных работ. Особо оговаривался статус резидента как экономического агента, имеющего право на получение налоговых и иных льгот за осуществление в Арктике в течение трех лет нового инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млн. руб.

Поскольку государственная политика по освоению и обустройству Арктики носит стратегический характер, она нацелена на комплексное социально-экономическое, инфраструктурное и т.п. развитие региона. Правительство РФ, как уже отмечалось, ведет большую работу по разработке ряда проектов государственной политики в Арктике, как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочную стратегию, предусматривающую развитие Арктической зоны вплоть до 2035г. и далее. Инвестиционное обеспечение арктических проектов только на сегодняшний день предусмотрено в размере 10,5 трлн. рублей [9].

Инвестиции в арктические проекты, как предполагается, в силу действия мультипликативного эффекта, должны повлечь за собой всестороннее освоение территории Севера России. Ведь каждый рубль, инвестированный в Арктику, по мнению министра экологии и природных ресурсов РФ Д. Кобылкина, способен привлечь не менее 15 рублей дополнительных инвестиций [15]. А до 2050 г. в Арктику планируется привлечь не менее 13, 5 трлн. руб. Только геологоразведка в Арктике потребует до 47 млрд. руб. частных инвестиций. Причем, на каждый рубль, вложенный государством в Арктику, придется 10 рублей частных инвестиций [15]. Именно инвестиции послужат мощным локомотивом развития бизнеса, новых идей, технологической модернизации, снижения издержек, совершенствования производства [5].

Все проекты освоения арктического региона являются не только дорогостоящими, но и долговременными.

Для привлечения инвесторов необходимо создать эффективную модель налоговых и административных преференций с горизонтом планирования не менее десяти лет [6]. Предусмотрены четыре группы получателей таких преференций: при добыче углеводородов на шельфе; при добыче углеводородов на континентальной части арктической зоны, при производстве СПГ; в ряде других важных для реализации арктических проектов случаях.

Необходимы преференции и гарантии также и для иностранного капитала. Если до введения санкций бизнес России в целом активно взаимодействовал в арктической зоне со многими зарубежными партнерам и без особых преференций, то теперь ситуация осложнилась. Негативные последствия от санкций российской стороне следует научиться преодолевать, в том числе, и за счет предоставления преференций иностранным фирмам. На данном этапе это позволит привлечь необходимых технологий и инвестиций. Ведь без участия зарубежного капитала российский бизнес пока еще не в состоянии самостоятельно поднять эти дорогостоящие и высокотехнологичные проекты. Например, зависимость россий-

ского бизнеса в СПГ проектах от зарубежных инвестиций, технологий, поставок оборудования составляет не менее 80%.

Таким образом, сегодня для успешного осуществления арктических проектов России жизненно необходимы масштабные инвестиции (государственные и частные) не только с российской стороны, но и со стороны иностранных партнеров. Эти проблемы в ряде случаев успешно решаются. Следует заметить, что после ухода некоторых западных фирм из российских арктических проектов, к ним повысился интерес со стороны фирм стран АТР. Так, немалый интерес к Арктике проявляют компании КНР, Кореи, Сингапура, Японии. В настоящее время в российских арктических проектах, несмотря на санкции, наряду с отечественными компаниями принимают участие ряд зарубежных фирм, в частности, «Total», Shell, Mitsui и др.

Успешным примером освоения минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики совместно с зарубежными партнерами служит деятельность «НО-вАТэКа». Компания разрабатывает и внедряет ряд проектов по производству и реализации сжиженного природного газа (СПГ). Запуск только одного проекта («Ямал-СПГ») за короткое время превратил ранее пустынные, необжитые территории ЯНАО в передовой индустриальный кластер с развитой промышленной базой, производственной и транспортной инфраструктурой. Построены не только новые энергетические мощности, но и два аэропорта, новый грузовой порт. В условиях крайнего Севера возведены объекты социальной инфраструктуры и жилья. Кроме того, реализация проекта в перспективе сможет принести региональному бюджету Ямала до 2030 года в качестве налоговых поступлений порядка 425 млрд. рублей. В то же время, несмотря на лидерство в инвестировании и владение контрольным пакетом, «НОВАТЭК» не смог бы эффективно осуществить проект «Ямал-СПГ» без участия зарубежных партнеров. Их весомый вклад сопровождал данный проект на всех стадиях и в течение всего периода его реализации.

В то же время проект «Ямал-СПГ» - далеко не единственный крупный проект, осуществленный в нашей стране за 10 предыдущих лет. Ряд российских производителей уже ввели и/или намерены ввести новые мощности на северных и дальневосточных территориях. Так, ПАО «Газпром» намеревается запустить третью очередь проекта «Сахалин-2», а также Штокмановский, Балтийский и Владивостокский заводы СПГ, а группа «Аллтек» - завод «Печора СПГ».

Особо следует отметить компанию «Роснефть», которая помимо запуска проекта «Дальневосточный-СПГ», планирует в ближайшей перспективе приступить к созданию к 2030г. целого Арктического кластера в целях добычи энергоресурсов, создания производственной инфраструктуры в регионе и активизации грузопотока по Северному морскому пути. Формирование Арктического кластера предусмотрено на базе собственных северно-дальневосточных углеводородных проектов компании.

Его структура изначально будет включать ряд подразделений. Помимо Ванкорского» кластера (с месторождениями Ванкор, Судун, Тагул, Лодочное) он интегрирует некоторые проекты Южного Таймыра. Здесь у компании имеется (совместный с British Petrolium) проект «Ермак». В данный проект войдут и ресурсы За-падно-Иркинского участка, а на следующем этапе - еще

и активы Восточного Таймыра. Столь масштабное объединение активов «Роснефти», по мнению руководства компании, способно привлечь многих стратегических инвесторов к партнерству в осуществлении данного проекта. В частности, наметился интерес к проекту «Арктический кластер» со стороны ряда крупных западных инвесторов и инвесторов из Юго-Восточной Азии [10].

Аналогичная работа ведется и в других регионах арктической зоны. Межрегиональный проект «Енисейская Сибирь» также служит целям освоения Севера России. Он включает три проекта с инвестициями в 500 млрд. руб.: «Южный кластер» (проект «Норникеля»); «Нефтегазхолдинг» (на базе Пайяхинского нефтегазового месторождения); проект «Северная звезда» - [7].

В целом реализация общероссийского проекта типа «Арктический кластер» во всей АЗР может послужить ярким подспорьем для успешного старта федерального транспортного проекта «Северный морской путь». Ведь сегодня объем грузоперевозок по СМП составляет не более 20 млн. т/г. Осуществление данного проекта позволит увеличить грузопоток к 2024г. до 80 млн. т/г., а к 2030г. - до 100млн т/год [10]. Здесь России особенно надо идти в ногу со временем, ведь в связи с потеплением мирового океана и таянием вечных ледников сегодня перекраиваются все морские маршруты. Если ранее существовали два пути следования судов из Европы в страны Азии: либо, огибая мыс Доброй Надежды, либо - через Суэцкий канал, что в любом случае занимало не менее 40-45 дней. Теперь трафик по Северному морскому пути будет намного короче и быстрее. Например, путь из портов Кореи до Санкт-Петербурга занимает только 30 дней, что в 1,3-1,5 раза быстрее прежнего.

Другими словами, на наших глазах по мере потепления климата на планете и совершенствования средств морских коммуникаций происходит неизбежная революция в мировом морском трафике.

В итоге в зоне Арктики сегодня сконцентрированы все аспекты геополитических, геоэкономических, экономических интересов. Чтобы преодолеть сложившийся комплекс противоречий, России необходимо осуществить эффективную и разноплановую стратегию по освоению Арктики при непреложном сохранении своего суверенитета в АЗР, следовательно, в Арктической зоне вдоль всего СМП России жизненно необходимо создавать современную, высокотехнологичную систему объектов производственной, транспортной, социальной инфраструктуры, в которой разрозненные ранее элементы объединятся в единый эффективно функционирующий комплекс.

В результате к 2035г. должны быть решены задачи по созданию комплексной системы добычи и переработки углеводородного сырья и полезных ископаемых, осуществлено развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, предусмотрено навигационное и гидрометеорологическое обеспечение всех арктических проектов, должны быть решены вопросы развития социальной инфраструктуры.

Литература

1. Государственная программа Российской федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Утверждена постановлением Правительства РФ № 322 от 15.04. 2014 г. Портал государственных программ РФ PROGRAMS. GOV.RU .

2. Государственная программа Российской федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Утверждена постановлением Правительства РФ № 314 от 15.04. 2014 г. Портал государственных программ РФ PROGRAMS. GOV.RU.

3. Лыскин А. Природные ресурсы Арктики. Справка.

- Риа Новости. 15.04 2010. ria.ru].

4. Максимова Е.В. Микро- и макроэкономические аспекты влияния финансового рынка на экономическое развитие страны. - //«Инновации и инвестиции». - 2018, №11, с. 43.

5. Максимова Е.В. Нефтегазовый сектор России -интрига для инвесторов. - //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017. №6, с. 14.

6. Материалы Восточного экономического форума.

- Законопроект о преференциях в Арктике. www.forbes.ru

- 5.09.2019].

7. Материалы V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога». - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.forumarctica.ru -10.04.2019].

8. «О создании инфраструктурного оператора Севморпути» ФЗ -[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.kommersant.ru 28.12 2018].

9. Проект комплексного плана реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики, подготовленный Минприроды Российской Федерации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mnr.gov.ru 13.03.2019

10. Старинская Г., Червонная А. «Роснефть» может создать арктический кластер. [Электронный ресурс] -режим доступа: http:// www.vedomossti.ru - 01.04.2019].

11. Стрельникова Т.А. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// yandex.ru.Present5.com.

12. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mnr.gov.ru 13.03.2019.

13. [Электронный ресурс] - РИА НОВОСТИ. 09.04.2019.

14. [Электронный ресурс] - IA REGNUM 15.08.2019. -режим доступа: http://www. regnum.ru].

15. [Электронный ресурс] - life-admin-speaker.ru 15.08.2019- режим доступа: http:// www.znak.com

Arctic projects in Russia's energy integration strategy Muravyova E.K., Morozov V.V.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

The development of the Arctic is aimed at solving a number of strategic tasks to ensure economic security and the development of the national economy. The means of achieving these goals are large-scale and promising Arctic projects. The tools are integrated planning in the field of developing the mineral resources and logistics potential of the Arctic, targeted investment in the production and infrastructure support of Arctic projects. It analyzes the economic and geo-economic aspects of the implementation of Arctic projects, problems and prospects for the development of the Arctic zone of Russia. The principles and directions of development of public-private partnerships in the development of the energy potential of the Arctic region are examined and analyzed, problems of the geoeconomic order are identified, international relations in the Arctic region are substantiated. The role and place of foreign capital in the development of the Russian Arctic is substantiated. The necessity of expanding cooperation with

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

M О

foreign partners and establishing long-term economic ties in all areas of cooperation is emphasized. The importance of the development of the Arctic for strengthening the sovereignty of Russia and its successful development in the face of fierce global competition and the introduced economic sanctions is considered. High activity of Russian oil and gas companies in the implementation of large-scale Arctic projects and the creation of Arctic clusters was noted. The regulatory role of the state in ensuring the effective implementation of Arctic projects and the formation of a single socio-economic complex of the Russian Federation in the Arctic is shown. Keywords: Arctic, Arctic projects, world economy, geoeconomics, global competition, economic sanctions, investments, oil, gas, energy. References

1. The state program of the Russian Federation "Reproduction and

use of natural resources." Approved by rF Government Resolution No. 322 of April 15. 2014. Portal of state programs of the Russian Federation PROGRAMS. GOV.RU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The state program of the Russian Federation "Development of

the fishery complex". Approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 314 dated April 15. 2014. Portal of state programs of the Russian Federation PROGRAMS. GOV.RU.

3. Lyskin A. Natural resources of the Arctic. Reference. - RIA News.

April 15, 2010. ria.ru].

4. Maksimova E.V. Micro and macroeconomic aspects of the impact

of the financial market on the country's economic development. - // "Innovation and investment." - 2018, No. 11, p. 43.

5. Maksimova E.V. Russia's oil and gas sector is an intrigue for

investors. - // Problems of economics and management of the oil and gas complex. - 2017. No. 6, p. 14.

6. Materials of the Eastern Economic Forum. - The bill on preferences in the Arctic. www.forbes.ru - 09/05/2019].

7. Materials of the V International Arctic Forum "The Arctic - Territory

of Dialogue". - [Electronic resource] - access mode: http://www.forumarctica.ru -10.04.2019].

8. "On the creation of the infrastructure operator of the Northern Sea

Route" Federal Law - [Electronic resource] - access mode: http://www.kommersant.ru 12.28 2018].

9. The draft comprehensive plan for the implementation of the

mineral resources and logistics potential of the Arctic, prepared by the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation. [Electronic resource] - access mode: http://www.mnr.gov.ru 03/13/2019

10. Starinskaya G., Chervonnaya A. Rosneft may create an Arctic cluster. [Electronic resource] - access mode: http: // www.vedomossti.ru - 04/01/2019].

11. Strelnikova T.A. Social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation. [Electronic resource] - access mode: http: // yandex.ru.Present5.com.

12. [Electronic resource] - access mode: http://www.mnr.gov.ru 03/13/2019.

13. [Electronic resource] - RIA NEWS. 04/09/2019.

14. [Electronic resource] - IA REGNUM 08/15/2019. - access mode: http: // www.regnum.ru].

15. [Electronic resource] - life-admin-speaker.ru 08/15/2019-access mode: http: // www.znak.com

o

CS

CS Ol

O HI

m

X

<

m

o

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.