Геополитические амбиции Китая в Арктике China's geopolitical ambitions in the Arctic
Лебедева Екатерина Александровна
Студентка 3 курса, Направление подготовки: Зарубежное регионоведение, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова,
Россия, Архангельск e-mail: l.katherina. 45 [email protected]
Lebedeva Ekaterina Alexandrovna
3d year student
Direction of training: Foreign regional studies Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная статья посвящена современной ситуации в Арктическом регионе. С научной точки зрения обоснованы интересы Китая на крайнем Севере. Рассмотрены конкретные направления реализации этого государства в сопряжении с геополитическими интересами России и других арктических стран. Выделены сильные стороны политики Китая в Арктике и проанализирована история проникновения страны в регион.
Annotation.
This article speaks about current situation in the Arctic region. From a scientific point of view the interests of China in the Far North were justified. Specific areas of the implementation of this state were considered in conjunction with the geopolitical interests of Russia and other Arctic countries. The strengths of Chinese policy in the Arctic were highlighted and the history of the country's penetration into the region was analyzed.
Ключевые слова: геополитика, Китай, Арктический регион, геополитический интерес.
Key words: geopolitics, China, Arctic region, geopolitical interest.
Уже на протяжении долгого времени правительство Китая прокладывает себе дорогу в Арктику. В связи с постоянным дефицитом сырья и ресурсов заинтересованность Поднебесной в крайнем Севере объяснима. Согласно Геологической службе США (2008), там находятся 30% неразведанных запасов газа и 13% нефти. Более того, данный регион привлекает внимание потенциальным использованием Северо-Западного прохода (СЗП) и Северного морского пути (СМП). Глобальное потепление делает перспективу получения арктической нефти и газа вполне реальной. Новые технологии позволяют добывать полезные ископаемые в Арктике уже сейчас [7].
Проанализировав события прошедших лет, были выявлены основные важные этапы вовлечения КНР в арктические дела.
географическом и историческом плане Китай рассматривает себя как крупно заинтересованную почти арктическую нацию. Китайские эксперты показывают карты экспансионистской империи XV века, которая почти затрагивает Арктику, и используют ее как доказательство законного места Китая в качестве причастной стороны.
Говоря о более поздних временах, Китай представляет 1925 год как официальную дату начала своей арктической деятельности, когда он подписал Договор о Шпицбергене 1920 года. Как подписавшая сторона, Китай может легально проводить научные исследования в Арктике, разместив в 2004 году свою первую арктическую исследовательскую станцию на Шпицбергене [18].
Интерес к Арктике Китай начал проявлять в середине 1980-х гг. преимущественно в сфере экологии и научно-исследовательских работ. Первые попытки формирования арктической стратегии относятся к 2008 г. и связаны с переходом к систематическому изучению проблематики региона. В 2009 году Китай создал свой
Полярный научно-исследовательский институт. В качестве страны средней широты, на которую влияют глобальные климатические тенденции, китайское правительство организовало восемь научных экспедиций в Арктику и в настоящее время имеет две исследовательские станции в Арктике - на Шпицбергене и в Северной Исландии - с амбициями основать исследовательскую станцию в Северной Канаде.
В 2010 году Китай был участником исследовательской сети Международного полярного года (МПГ). В 2013 году Китай был приглашен стать постоянным наблюдателем в Арктическом совете, что обеспечило растущую роль Китая в Арктике. Эксперты и ученые других стран обсудили Арктику с Китаем, и вслед за этим последовали такие инициативы, как Китайско-Североевропейский центр арктических исследований, созданный декабре 2013 года.
качестве наблюдателя в Арктическом совете Поднебесная в соответствии с Оттавской декларацией Арктического Совета 1996 г. признает:
а) суверенитет арктических государств, их суверенные права и юрисдикцию в Арктике;
б) регулирование отношений в Северном Ледовитом океане на основе более широкой правовой базы, включая международное морское право;
в) ценности, интересы, культуру и традиции коренных народов и иного населения Арктики [17, с. 46].
2015 году состоялось первое заседание американо-китайского арктического форума. За последние
три года основными повестками собраний стали: будущее арктического управления, геополитика и динамика безопасности, экономическое развитие, экологические проблемы и научное сотрудничество.
Wall Street Journal (WSJ) считает, что новую холодную войну начали не США, а КНР и что начата она не в Европе и не на Ближнем, а в Арктике. Речь идет о Белой книге, опубликованной 26 января 2018 года Пресс-канцелярией Госсовета КНР опубликовала, которая описывает новую политику страны в отношении развития, исследования и защиты Арктики, а также участия в ее управлении [7]. Она состоит из четырех частей, которые посвящены вопросам обстановки и изменений в Арктике, связи Китая и этого региона земного шара, а также политическим целям и основным принципам арктической политики КНР [10; 12]. В ней также заявлено о намерении расширить Шелковый путь на север и превратить его в Полярный Шелковый путь.
Для реализации своей политики Китай планирует повысить уровень научных исследований данного региона, наращивать потенциал применения арктических технологий, развивать судоходные пути в Арктике, отслеживать и активно реагировать на изменения в климате, защищать природную среду, повышать экологическую устойчивость и уважать социальную культуру и исторические традиции коренных народов. Подобные действия со стороны КНР северные страны рассматривают как элемент мягкой силы. Также некоторые опасаются, что Поднебесная пытается использовать инвестиции для проникновения в Арктику.
«Полярные регионы, морское дно и космическое пространство - это новые стратегические территории, которые Китай привлекает ресурсы, для того, чтобы стать великой глобальной державой» - заявила Анна-Мария Брэди (Anne-Marie Brady), профессор Университета Кентербери [20].
КНР в качестве постоянного члена СБ ООН, будет действовать в рамках международного права, включая Устав ООН, Конвенцию ООН по морскому праву, договоры об изменении климата и окружающей среде и соответствующие правила Международной морской организации. Отношения с другими же государствами будут строиться на основе принципа уважения, сотрудничества, стремления к взаимной выгоде и обеспечения продолжительного развития.
Китай решил выстраивать свою работу в четырех основных направлениях.
Во-первых, это участие в развитии маршрутов в Арктике, таких как Северо-западный проход (Рисунок и Северный морской путь (СМП) (Рисунок 2). До 90% мировой торговли приходится на торговлю между Азией, Северной Америкой и Европой. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив и Суэцкий канал занимает примерно 35 дней, а СМП укорачивает его на 6,5 тыс км и целых две недели [7].
0 500 ] ,000 kilometers
Рисунок 1. Северо-западный проход
КИТАЙ ШАНХАЙ^
Рисунок 2. Северный морской путь
Быстрое таяние льдов расширяет время пользования северным маршрутом без ледоколов. Грузооборот Северного морского пути быстро растет. Эксперты считают, что доля северного маршрута к 2030 году может вырасти до 25%.
Важную роль для Китая также играет проект «Один пояс, один путь». Он расставляет новые акценты в развитии международных отношений [5]. Китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры "Один пояс, один путь" объединяет два проекта - "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века" (Рисунок 3). Как ожидается, она будет способствовать
дальнейшему смещению центра тяжести мирового хозяйства и расширению межконтинентальных торговых потоков.
Рисунок 3. Проект "Один пояс, один путь", объединяющий "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской
Шелковый путь XXI века"
В ходе общения с представителями КНР на церемонии погрузки сжиженного газа на заводе «Ямал СПГ» президент России Владимир Путин заявил, что новый Шелковый путь усилиями России и Китая дотянулся до Севера: «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым» [14].
вот в 2018 Китай официально объявил о намерении развивать инициативу Полярного Шелкового пути Арктике, создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. Полярный Шелковый путь будет частью более широкой китайской программы "Пояс и путь" [11].
Во-вторых, участие в эксплуатации природных ресурсов - нефти, газа, минеральных ископаемых и других. При этом Китай выступает за развитие альтернативных источников энергии.
В-третьих, добыча рыбы и морепродуктов. Как заметил замглавы "Китай - одна из самых сильных держав экспедиционным промыслом. Они-то как раз, наверное, наиболее возможный участник любого промысла где бы то ни было", - заметили в Росрыболовстве.
В-четвертых, развитие арктического туризма. Заместитель главы Ростуризма Николай Королев отметил, что российская Арктика привлекает жителей Китая природой и уникальной экосистемой. "... с Китаем были достигнуты договоренности ... по поводу развития этого направления, - рассказал он. - У Китая нет арктических территорий, и, естественно, такой вид туризма для КНР представляет повышенный интерес... Востребованность
настоящее время есть: китайские туроператоры уже приезжали в Архангельскую область, изучали туристический рынок с точки зрения организации поездок китайских туристов" [2].
Арктические геополитические амбиции Китая основываются на тезисе «Арктика - глобальный регион XXI века», что означает объективную открытость арктических пространств для всех заинтересованных акторов современной мировой политики и экономики [13, с. 172].
2 Сотрудничество Китая с арктическими странами
Правительство КНР выстроило свою позицию относительно Арктических государств, однако, сами страны, несмотря на их сотрудничество с Китаем, не хотят его прямого вмешательства и участия. На настоящий момент продвигаются различные экономические проекты и дипломатические инициативы, которые проходят на высшем уровне между Китаем и Россией, Северной Европой и Северной Америкой, на совместных собраниях формируется согласованная стратегия Арктики [4].
Россия
«Россия — крупнейшая арктическая страна в мире, — сказал профессор Шанхайского института международных исследований Чэн Баочжи. — Обойти ее в развитии Арктики невозможно. Обе страны видят огромный потенциал в сотрудничестве и, естественно, хотят им воспользоваться» [7].
Россия была и остается ближайшим идеальным партнером для роста Китая в Арктике. В период 20072008 гг. Россия переориентировалась на Арктику как на стратегический императив. В связи с введением западных санкций в отношении России в 2014 году страна стала полагаться на китайское финансирование и технологии из-за ограниченных бюджетных ресурсов.
Россия уделяет первостепенное внимание использованию энергии и полезных ископаемых в Арктике, а также развитию Северного морского пути. Главной жемчужиной российских инвестиций является проект Ямалского СПГ и порт Сабетта, расположенного вдоль восточного побережья полуострова Ямал. Два китайских банка и китайский фонд шелкового пути подписали кредитные линии для данного проекта. Взамен Китайская национальная нефтяная корпорация владеет 20% долевым участием, а Фонду Шелкового пути принадлежит 9,9% [18].
сентябре в интересах разработки новых морских торговых путей через Северный Ледовитый океан Китайская океанская судоходная компания встретилась с губернатором Архангельска, чтобы обсудить трансарктические перевозки в северный регион. Представители компании продвигают ключевые инфраструктурные проекты, в том числе проект железной дороги Белкомур, а также развитие глубоководного порта на реке Северная Двина, что позволит получить доступ крупнотоннажным судам. Если все удастся реализовать, впоследствии увеличится объем перевозок и торговли в Китай и обратно. Серьезность в подходе Китая к поиску экономических возможностей в российской Арктике была очевидна в апреле, когда вице-премьер Ван Ян возглавил делегацию из 70 человек на ежегодном форуме «Арктика - территория диалога», состоявшемся Архангельске [18].
Финляндия
Экономический след Китая также распространился на Северную Европу, в первую очередь, на Финляндию. В феврале 2016 года Sunshine Kaidi New Energy Group, ведущая компания в области возобновляемых источников энергии в Китае, согласилась инвестировать 1,13 млрд. Долл. США в деревообрабатывающий завод по производству биодизеля в Финляндии. Председатель Kaidi разъяснил это, заявив: «Финляндия - самая интересная инвестиционная цель в северном полушарии, когда речь идет о биотопливе». Новые инвестиции Kaidi подчеркивают тенденцию улучшения экономических отношений между Китаем и Финляндией.
последнее время поступали сообщения о том, что Китай находится в переговорах с Финляндией о высокоскоростном телекоммуникационном кабеле протяженностью 10500 км, соединяющим Европу и Азию через Северный Ледовитый океан [18].
Также интенсифицируются дипломатические отношения. Во время официального государственного визита китайского президента Си Цзиньпина в апреле 2017 года обе страны подписали совместную декларацию о создании и содействии будущему сотрудничеству в области арктической морской промышленности, геологии, морских и полярных исследований, технологий охраны окружающей среды, судоходства [18].
Гренландия (Дания)
До последнего времени арктические страны не обращали должного внимания на повышенную активность Китая в регионе. Их подход изменился в 2016 году после того, как китайские бизнесмены попытались купить бывшую датскую военную базу. В 2014 году ее закрыли и продали в частные руки. Правительство Дании вернуло ее в государственную собственность, чтобы она не досталась Китаю [7].
Гренландия - еще одна территория, испытывающая приток китайских экономических инвестиций. В 2015 году китайская горнодобывающая компания General Nice объявила о планах по разработке железной руды на 2 миллиарда долларов, хотя попытки были, в конечном счете, приостановлены из-за низких цен на сырьевые товары. В сентябре 2016 года китайская компания Shenghe Resources приобрела долю в компании Гренландии, занимающейся минералами и энергетикой, с планами дальнейшего развития редкоземельных элементов, а также урана и цинка [18].
Исландия
О внимании, уделяемом в Пекине Северу, говорит и высокая численность посольства КНР в Исландии, которая представляет собой небольшой, но стратегически важный остров в Северной Атлантике и является еще одной целью растущего китайского экономического влияния. Поскольку в 2008 году произошло обрушение исландской экономики, Китай вложил значительные инвестиции в страну, предвидя, что Исландия станет ключевым центром логистики будущей деятельности в Арктике.
Правительство КНР видит развитие отношений следующим образом: для развития Арктики требуются значительные объемы капитала, и поскольку Китай занимает лидирующее положение для содействия этим инвестициям, затем диктует темпы и характер развития региона.
Примером такой политики является вызвавшее бурное обсуждение решение китайского миллионера Хуанга Нубо в 2011 году купить 300 км2 в северо-восточном углу острова, в местечке Гремсстадир Фьеллум, что составляет 0,3% территории. По его словам, он хотел построить самый северный на планете комплекс полей для гольфа и развивать экотуризм. Однако это можно расценивать как намерение Поднебесной распространять свое влияние на север Атлантики, от которого рукой подать до Северного полюса [19].
2013 году Исландия стала первой европейской страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с Китаем. Хотя различия между исландской и китайской экономиками значительны, Исландия -стратегический партнер с влиянием в арктическом регионе. Эта сделка также означала усиление сотрудничества в области науки в регионе, включая культуру, образование и туризм [18].
Канада
Китайские инвестиции в Канаду также были направлены на развитие ресурсов, включая нефть и газ, а также открытие новых арктических морских путей, в частности, Северо-западного прохода. Китай инвестировал также в шахты в северной Канаде. Китайский ледокол «Сюэлонг» недавно вернулся в Шанхай после завершения своего первого кругосветного плавания в Арктике, где он пересек северо-западный проход через Канадский
Арктический архипелаг. В то время как маршрут предлагает возможности для исследования азиатские ресурсов, он также дает возможность быстрого способа доставки ресурсов на растущие рынки [18].
Одной из потенциальных инвестиций является Порт Черчилл, первый глубоководный арктический порт Канады, расположенный в северной части Манитобы. Порт был закрыт из-за отсутствия экономической жизнеспособности, что вызвало большую озабоченность у местных жителей, которые полагаются на него и сопровождающую его железную дорогу для импорта и экспорта товаров. Стремясь к расширению экономических отношений и стратегическому глубоководному порту в Арктике, Порт Черчилль станет идеальной инвестицией для Китая [18].
США / Аляска
После неожиданного визита в Аляску в апреле 2017 года, где президент Си встретился с губернатором Биллом Уолкером, в ноябре этого же года Соединенные Штаты подписали пятистороннее соглашение о совместном развитии, по оценкам, на 43 млрд. долл. США. В сделке были представлены значительные китайские инвестиции в развитие и инфраструктуру СПГ на Аляске. Детали, связанные с соглашением, по-прежнему в значительной степени неизвестны, но сделка предоставит Китаю более разнообразную группу импортеров энергии, а также увеличит торговые отношения, которые исторически были сосредоточены на еще одном ценном ресурсе для китайских потребителей - белка из экспорта рыбы [18].
Швеция
2016 году Китай сделал вложения в Швецию для постройки китайской полярной наземной станции управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS) [3].
26 июня 2017 года Председатель КНР Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Швеции Стефаном Левеном в Пекине, где китайский лидер напомнил, что Швеция была одной из первых стран Запада, которые установили дипотношения с Поднебесной. Он призвал стороны укрепить взаимодействие в области экологически чистой энергетики, строительства "умных" городов, высокоскоростных железных дорог, авиации, туризма и зимних видов спорта. На что С. Левен ответил, что Швеция будет прилагать повышенные усилия для сотрудничества с Китаем в торгово-экономической, инновационной, культурной, спортивной и туристической сферах, а также в арктических делах [8].
Норвегия
Между Китаем и Норвегией после инцидента присуждения Нобелевской премии в 2010 году китайскому правозащитнику и диссиденту Лю Сяобо, приговоренного в 2009 властями Китая к заключению за «призывы к подрыву государственной власти» инцидент двусторонние отношения были прекращены. Однако 19 декабря 2016 года Норвегия и Китай полностью возобновили дипломатические и политические отношения. Это стало важной гарантией восстановления и развития китайско-норвежских отношений.
10 апреля 2017 года глава КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Норвегии Эрну Сульберг встретились Пекине, где сошлись на том, что необходимо расширять сотрудничество по вопросам Арктики, а также укрепления связей и координации по глобальным проблемам. Эрна Сульберг также поддержала китайскую инициативу «Нового шелкового пути» [9].
Экономическое и научное присутствие Китая в Арктике будет со временем расти, что все больше оправдывает требования Пекина о справедливом обращении во всех вопросах управления Арктикой. Самым последним примером такого справедливого обращения является Соглашение о предотвращении нерегулируемого рыбного промысла в открытом море в Северном Ледовитом океане (известное как соглашение по Арктике 5 + 5) ноября 2017 года, а также соглашение о моратории на нерегулируемый рыбный промысел на
следующие 16 лет для международных вод Центрального Ледовитого океана. Еще одной областью, представляющей интерес для справедливого управления Арктикой, могут стать переговоры о более полных соглашениях по защите морского разнообразия Арктики для районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции, таких как открытые моря Центрального Ледовитого океана. Это может включать справедливое распределение ресурсов и передачу морских технологий, создание охраняемых районов и более крупных регулирующих процессов для судоходства [18].
Важное преимущество Поднебесной заключается в том, что Китай имеет долгосрочное видение для Арктики, основанное на экономическом развитии и научном понимании, которое соответствует его более широкому глобальному видению. Это значит, что через 20-30 лет, когда Арктика выйдет на первое место в повестке мирового сообщества, Китай к этому будет готов.
Очевидно, что КНР использует свою экономическую мощь для улучшения дипломатических отношений арктическими странами. Крайне важно, чтобы они понимали целостность видения Пекина, чтобы оценить, как это влияет на интересы других государств в Арктике, а также на будущее развитие арктического управления и институтов.
Список используемой литературы:
Белая книга: Китай стремится к содействию устойчивому развитию Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.news.cn/2018-01/26/c_136926782.htm, свободный (дата обращения: 10.11.2018). -Загл. с экрана.
В Ростуризме заявили, что КНР заинтересована в росте потока китайских туристов в Арктику [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://tass.ru/obschestvo/5403961, свободный (дата обращения: 11.11.2018). - Загл. с экрана.
Военные новости: зачем Китаю атомные ледоколы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://inosmi.ru/military/20180629/242609069.html, свободный (дата обращения: 11.11.2018). - Загл. с экрана.
Гриняев, С.Н. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности [Текст]/ С.Н. Гриняев, A.B. Шевченко, Д.А. Медведев, А.Г. Волков, Е.В. Анынина, С.М. Онищук / Проблемы безопасности в Арктике, 1. - М. : АНО ЦСОиП, 2014. — 102 с.
Инициатива «Один пояс и один путь». Какие цели в действительности преследует Китай? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://svom.info/entry/765-iniciativa-odin-poyas-i-odin-put-kakie-celi-v-dejs/, свободный (дата обращения: 09.11.2018). - Загл. с экрана.
Карлусов, В.В. Арктика в системе глобальных приоритетов Пекина: взгляд из России [Текст] / В.В. Карлусов// Вестник МГИМО-Университета. - М. : МГИМО, 2012. - С. 24-32.
Китай в Арктике: новая холодная война? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://eadaily.com/ru/news/2018/02/03/kitay-v-arktike-novaya-holodnaya-voyna, свободный (дата обращения: 12.11.2018). - Загл. с экрана.
Китай готов усилить сотрудничество со Швецией в рамках Арктического совета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.news.cn/2017-06/26/c_136396296.htm, свободный (дата обращения: 13.11.2018). - Загл. с экрана.
Китай и Норвегия договорились о расширении двустороннего сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://regnum.ru/news/2261346.html, свободный (дата обращения: 13.11.2018). - Загл. экрана.
Китай опубликовал Белую книгу о своей политике в Арктике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.trud.ru/article/26-01-
2018/1358666_kitaj_opublikoval_beluju_knigu_o_svoej_politike_v_arktike.html, свободный (дата обращения: 10.11.2018). - Загл. с экрана.
Китай официально заявил о намерении создать Полярный Шелковый путь в Арктике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.interfax.ru/russia/597217, свободный (дата обращения: 11.11.2018). - Загл. экрана.
Ларченко, Л.В. Современная Арктика: проблемы освоения и социально-экономического развития [Электронный ресурс] / Л.В. Ларченко // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №11. - С.2-8. -Режимдоступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-arktika-problemy-osvoeniya-i-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya, свободный (дата обращения: 09.11.2018). - Загл. с экрана.
Лукин, Ю.Ф. Арктическая энциклопедия [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. Арктическая энциклопедия / Ю.Ф. Лукин. - М. : Издательство «Паулсен», 2017. - 664 с.
Путин пообещал сделать Шелковым Северный морской путь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://riafan.ru/1005193-putin-poobeshal-sdelat-shelkovym-severnyi-morskoi-put, свободный (дата обращения: 13.11.2018). - Загл. с экрана.
Путин примет участие в форуме "Один пояс - один путь" в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.vestifinance.ru/articles/106841, свободный (дата обращения: 10.11.2018). - Загл. с экрана.
Развитие Северного морского пути: от слов к делу [Электронный ресурс]. Экономика Режим доступа : https://www.vestifinance.ru/articles/90963, свободный (дата обращения: 13.11.2018). - Загл. с экрана.
Ягья, В.С. Арктика - новый регион внешней политики Китая [Текст]/ В.С. Ягья, Н.К. Харлампиева, М.Л. Лагутина // Вестник РУДН. - 2015. - № 1. - С. 43-52.
Heather, A. Conley China's Arctic Dream [Electronic resource] / A. Heather // A Report of the CSIS EUR0PEPR0GRAM.-2018.-Modeofaccess:https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-
public/publication/180220 Conley ChinasArcticDream Web.pdf?3tqVgNHyjBBkt.p sNnwuOxHDXs.ip36, free access (09.11.2018). - Title from screen.
Ping, S. China's Developing Arctic Policies: Myths and Misconceptions [Electronic resource] / Su Ping, Marc Lanteigne // Journal of China and International Relation. - 2015. - Vol. 3 - No. 1 - p. 1-25.
The Polar Silk Road: China's Arctic Ambitions [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.wilsoncenter.org/event/the-polar-silk-road-chinas-arctic-ambitions, free access (13.11.2018). - Title from screen.
What is the Northwest Passage? [Electronic resource]. - Mode of access : https://sites.google.com/site/euh2001thenorthwestpassage/, free access (09.11.2018) - Title from screen.