Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в развитии Арктической зоны России'

Инвестиционная политика в развитии Арктической зоны России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVESTMENT / NORTHERN SEA ROUTE / SHIPBUILDING / ICE BREAKER / TRANSPORT VESSEL / ICE CLASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загородников М.А.

Рассмотрена роль северной морской транспортной магистрали в развитии Арктической зоны России. Отмечается, что проект развития АЗР должен быть не набором разрозненных проектов, не связанных между собой сроковыми и финансовыми показателями, а единым мегапроектом, включающим в себя и проект развития транспортно-логистической схемы обеспечения эффективного функционирования АЗР, в том числе, проект развития СМП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY IN DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

The role of the northern sea thoroughfare in development of the Arctic zone of Russia is considered. It is noted that the project of development of AZR has to be not a set of the separate projects which aren't connected among themselves by srokovy and financial performance, and the uniform megaproject including and the project of development of the transport and logistic scheme of ensuring effective functioning of AZR, including, the project of development of SMP.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в развитии Арктической зоны России»

capital, as the gross coefficient of coverage of higher education, Ukraine ranks 12th position.

Among the weaknesses of the Ukrainian innovation system are the following indicators: political stability and lack of terrorism (124), political environment (122), rule of law (110), and state development of clusters (114). By GDP growth per capita, Ukraine ranks 97th, GDP per unit of energy use is 112th position.

Thus, it can be concluded that during 2011-2017 Ukraine has improved its position in the international ranking of The Global Innovation Index and in 2017 it is ranked 50th among 127 countries, which is the best indicator for the specified period.

Ukraine has a high educational and scientific potential. Knowledge, as a public good, becomes the main intangible asset, affects the growth of production volumes, which in turn affects the competitiveness of the country in the world.

Thus, among the strengths of the Ukrainian innovation system, indicators that characterize human capital and research can be noted; knowledge and technology development.

The weaknesses include, in particular, the institutional indicator and infrastructure. This indicates a lack of effective state innovation policy, which complicates the receipt of economic returns in the form of completed innovations and their implementation in various spheres of the economy. Therefore, the policy of the state should be directed, in particular, to the institutional provision of innovation activity.

REFERENCES:

1. Resnik O. Practices of perfection of professional knowledge and skills as a potential of modernization of a country // Ukrainian society 1992-2012. Status and change dynamics. Sociological monitoring / ed. dean of economic sciences V. Vorony, dean of the sociological sciences M. Shulga. - K.: Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Ukraine, 2012 - 660 p.

2. Innovative Ukraine 2020: national report / per total ed.V.M. Geitsa and others.; National Academy of Sciences of Ukraine. - K., 2015. - 336 p.

3. Pisarenko T.V. Innovative activity and its impact on economic development in Ukraine: Monograph / T.V. Pisarenko, T.K. Kvasha, G.V.Karliuk, L.V. Lyah.-K.: Ukrainian ISTEI, 2015.-116 p.

4. Amosha O.I. National Innovation System of Ukraine in the Context of International Comparisons / O. I. Amosha, A. I. Nikolaenko .- Economic herald of Donbas, 2015.- No. 1 (39) .- p.115-121.

5. Kramarenko A.V. Mechanism of interaction of innovation systems of Ukraine and the EU / A.V. Kramarenko. - Actual problems of international relations, 2014. - Issue. 119.- Ch. II- p.143-152.

6. Palamarchuk O.S. Estimation of the level of innovative development of Ukraine / O.S. Palamarchuk.

- Herald of the National University of Water Management and Nature Management, Series "Economics", 2014.-Issue 1 (65).- p.304-310.

7. The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www. globalinnovationindex. org/

8. The Global Innovation Index 2016: Winning with Global Innovation. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.wipo.int/publications/en/de-tails.jsp?id=4064&plang

9. The Global Innovation Index 2015: Effective Innovation Policies for Development - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.wipo.int/publica-tions/en/details.j sp?id=3 978

10. The Global Innovation Index 2014: The Human Factor in Innovation - [Electronic resource]. - Access mode: https://www. globalinnovationin-dex.org/userfiles/file/reportpdf/GII-2014-v5.pdf

11. The Global Innovation Index 2013: The Local Dynamics of Innovation. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.wipo.int/edocs/pub-docs/en/economics/gii/gii 2013.pdf

12. The Global Innovation Index 2012: Stonger Innovation Linkages for Global Growth. - [Electronic resource]. - Access mode: https ://www. globalinnova-tionindex.org/userfiles/file/GII-2012-Report.pdf

13. The Global Innovation Index 2011: Accelerating Growth and Development. - [Electronic resource].

- Access mode: https://www. globalinnovationin-dex.org/userfiles/file/GII-2011 Report.pdf

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Загородников М.А.

кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по развитию Крыловского государственного научного центра, Санкт-Петербург

INVESTMENT POLICY IN DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

Zagorodnikov M.

Candidate of Economic Sciences, deputy CEO for development of Krylovsky state scientific center, St. Petersburg

Abstract

The role of the northern sea thoroughfare in development of the Arctic zone of Russia is considered. It is noted that the project of development of AZR has to be not a set of the separate projects which aren't connected among themselves by srokovy and financial performance, and the uniform megaproject including and the project

of development of the transport and logistic scheme of ensuring effective functioning of AZR, including, the project of development of SMP. Аннотация

Рассмотрена роль северной морской транспортной магистрали в развитии Арктической зоны России. Отмечается, что проект развития АЗР должен быть не набором разрозненных проектов, не связанных между собой сроковыми и финансовыми показателями, а единым мегапроектом, включающим в себя и проект развития транспортно-логистической схемы обеспечения эффективного функционирования АЗР, в том числе, проект развития СМП.

Keywords: investment, Northern Sea Route, shipbuilding, ice breaker, transport vessel, ice class. Ключевые слова: инвестиция, Северный морской путь, судостроение, ледокол, транспортное судно, ледовый класс.

Со второй половины 2014 года в результате экономических санкций со стороны ЕС и США, Россия оказалась в условиях, при которых внешнее заимствование на крупнейших мировых финансовых рынках стали ей практически недоступны. Это дало толчок поискам новой модели развития, при которой рост валового внутреннего продукта достигается лишь в условиях жесткой ограниченности капиталовложений.

Дефицит бюджетных средств и ограниченность Фонда национального благосостояния диктуют необходимость четкого определения перечня направлений инвестиционных вложений, развитие которых особенно важно для России.

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является освоение природных ресурсов Арктики, её дальнейшее вовлечение в хозяйственную деятельность, которая напрямую зависит от того, насколько хорошо функционирует Северный Морской Путь (СМП). В настоящее время грузоперевозки по трассам СМП осуществляются ограниченный период времени и, в основном, на Западном плече арктической магистрали. Однако следует учитывать активное развитие экономики стран Восточно-Тихоокеанского региона, которые могут стать основными потребителями продукции Арктической Зоны России (АЗР). СМП как бесперебойно функционирующая северная транспортная артерия на всем протяжении трасс будет способствовать комплексному развитию арктических территорий, позволит реализовать масштабные проекты по добыче и переработке минерального сырья, осуществлять международные транзитные перевозки.

Превратив СМП в постоянно действующую международную транспортную артерию, Россия сможет значительно укрепить свои позиции в системе международной морской торговли и судоходства. Кроме транзитных грузоперевозок, объем которых в настоящее время невелик, СМП обеспечивает важную народнохозяйственную задачу по жизнеобеспечению прилегающих Арктических территорий РФ и вывозу сырья и готовой продукции из АЗР. Следует отметить, что функционирование СМП возможно лишь на базе развития ледокольного флота и судов ледового плавания, обеспечивающих работоспособность находящейся в тяжелых климатических условиях трассы.

Морской транспорт является важнейшим сред-

ством жизнеобеспечения многих северных территорий Российской федерации. Благодаря морскому транспорту, обеспечивающему доставку потребной продукции и вывоз вновь созданных результатов производственной деятельности, в этих регионах осуществляется круглогодичная добыча, производство и вывоз нефти, никеля, меди, олова и многих других природных ресурсов.

Северный морской путь - дорога, транспортная магистраль, реализующая достижение целей ее функционирования: обеспечение безопасности страны, жизнеобеспечение населения Арктических регионов и обеспечение эффективной экономической деятельности хозяйственных объектов Арктической зоны России.

Как любая магистраль, СМП должна обладать необходимым объемом перевозимых грузов и необходимым количеством потребного транспорта для осуществления грузовых операций. Для повышения объемов транспортных операций требуется развивать производство потребных для российской и мировой экономики товаров и повышать производительность и количество обслуживаемой магистраль техники и инфраструктуры магистрали.

Поставленная выше задача может быть решена лишь при активной инвестиционной политике государства и заинтересованных частных предприятий. При этом ограниченные финансовые ресурсы должны расходоваться с наибольшей эффективностью.

Решение задачи инновационного развития Арктической зоны России и, соответственно, северной морской транспортной магистрали, находится в сфере интересов как государства в целом, так и многих соучастников работ по развитию арктического региона. Среди них: администрации арктических территорий, предприятия нефте- и газодобычи, добычи и переработки иных месторождений минеральных источников, судостроители, портовики и многие другие производители и потребители природных богатств Арктики. И вся многогранная деятельность по развитию Арктической зоны требует осуществления инвестиций.

Существует множество планов реализации инвестиционных проектов, которые, по нашему мнению, должны быть объединены в согласованный Мегапроект осуществления инвестиций в развитие Арктической зоны России. В ином случае возможна ситуация, когда будет произведен большой объем потребной продукции, но будет отсутствовать

транспорт, позволяющий осуществить необходимый объем транспортных операций, или наоборот, будет избыток дорогостоящего, приспособленного к условиям Арктики транспорта.

Следовательно, требуется согласовать по различным характеристикам инновационные проекты и произвести их отбор с точки зрения оптимизации инвестиционных затрат государства и частных компаний.

При этом надо иметь в виду, что СМП - специфичная морская транспортная магистраль, находящаяся в тяжелейших климатических условиях. Это обуславливает использование неподготовленных транспортных судов на акватории СМП лишь короткое время (лето) на весьма ограниченных участках трасс (незначительный участок Западной части). Для обеспечения круглогодичной эксплуатации магистрали требуются специализированные транспортные суда ледового класса и, не имеющие практического применения в незамерзающих морях, ледоколы. Создание современного ледового флота, обеспечивающего круглогодичную эксплуатацию арктической морской транспортной магистрали, также требует значительных инвестиционных вложений, которые могут быть снижены благодаря оптимальному набору состава ледового флота и экономически обоснованному принципу распределения ледоколов по участкам трасс СМП.

Согласованность и своевременность решения поставленных задач по развитию Арктической зоны России предусматривает разработку стратегических планов и проверку теоретической выполнимости намеченных показателей развития экономики.

Развитие транспортной магистрали необходимо осуществлять в совокупности с развитием обслуживаемой территории и с учетом ее географически-климатических условий.

Итак, эффективное функционирование магистрали возможно лишь при наличии потребных объемов перевозимых грузов в условиях ее круглогодичной эксплуатации, что достигается посредством использования соответствующих судов ледового флота. При этом следует учитывать повышенную стоимость транспортировки грузов транспортными судами ледового класса с оказанием услуг ледоколами. Для повышения эффективности функционирования магистрали требуется:

- увеличение объема перевозимых грузов;

- уменьшение удельных транспортных расходов;

-наличие инвестиционных ресурсов для проектирования, строительства и эксплуатации потребного количества судов ледового флота с определенными функциональными характеристиками.

Ледоколы - основной элемент, способный обеспечить круглогодичное функционирование арктической транспортной системы. Для обеспечения эффективного инвестирования круглогодичного функционирования северной транспортной магистрали необходимо:

• установить вид, характеристики и количе-

ство ледоколов, для круглогодичного обслуживания трасс СМП.

• оценить функциональные возможности, экономически обоснованную максимальную себестоимость проектирования и строительства ледоколов, экономически обоснованную долю производственной деятельности ледокола в тарифе на ледокольную проводку.

Как ледокольный флот, так и отечественный транспортный флот ледового плавания за годы освоения и развития арктических перевозок постоянно совершенствовался.

Технический прогресс в создании судов ледового плавания осуществлялся в направлении увеличения грузоподъемности, скорости, надежности и автоматизации систем управления - т.е. увеличения функциональности.

Востребованное повышение функциональности при контроле величины издержек на ее достижение приводит к повышению экономической эффективности, как системы транспорта, так и народного хозяйства в целом.

Возникают методологические основания для определения методов оценки и управления развитием функциональности технических систем (в нашем случае морских) для целей повышения эффективности системы в целом (в нашем случае, транспортной). При развитии транспортной системы, в ее устройство должны включаться лишь те элементы, которые обладают функциями, способствующими при их реализации основной функции системы и, тем самым, цели системы.

На наш взгляд, эта задача должна рассматриваться только в составе комплексной задачи развития АЗР и СМП, как инновационного кластера. То есть из общей задачи необходимо выделить частную, и оценить ее вклад в общую эффективность.

Для решения этой частной сугубо экономической задачи, имеющей важное народнохозяйственное значение, необходимо первоначально рассмотреть ряд технических проблем, оказывающих определяющее влияние на потребные характеристики проектируемых ледоколов и транспортных судов ледового класса.

Потребности в ледокольном флоте и в транспортных судах ледового класса будут различными в зависимости от сценариев вероятного транспортного потока (с учетом возможного объема перевозок по СМП), зависящих от целого ряда внешних причин развития экономики России и в целом, мировой экономики.

Для каждого сценария в зависимости объемов и вида перевозимого груза требуется определить необходимый набор ледокольных и транспортных судов, с учетом ледовой обстановки на трассах СМП: зимне - летний период, толщина льда, замерзание прокладываемого ледоколом канала с учетом дрейфа и температуры, тормозной путь судов каравана и т.п.

Для эффективного функционирования СМП требуется развитая инфраструктура (обслуживание, ремонт судов, обеспечение грузовых опера-

ций, навигационное и аварийно-спасательное обеспечение и т.п.).

Выводы.

Проект развития АЗР должен быть не набором разрозненных проектов, не связанных между собой сроковыми и финансовыми показателями, а единым мегапроектом, включающим в себя и проект развития транспортно-логистической схемы обеспечения эффективного функционирования АЗР, в том числе, проект развития СМП.

Инвестирование в повышение эффективности функционирования Арктической транспортной системы должно базироваться на комплексном исследовании взаимосвязанных проблем:

- прогнозирование объемов грузоперевозок (по видам грузов);

-прогнозирование гидрометеорологических условий на трассах Арктической транспортной системы;

- планирование потребности в ледокольном флоте (типы ледоколов и их количество);

- определение типов транспортных судов, предназначенных для использования при ледокольной проводке;

- планирование величины тарифов ледокольной проводки и условий их формирования;

- планирование инвестиционных ресурсов и мероприятий по снижению их потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 354).

2. Абрамов А.В., Загородников М.А. Перспективы инновационного развития Арктической зоны России. Транспортные магистрали: монография / А.В. Абрамов, М.А. Загородников. - СПб.: Изд-во СПбГМТУ. 2017. - 162 с.

3. Загородников М.А., Калинин И.М. Новые перспективы развития СМП // Экономические науки. 2016. № 2.

LIFE CYCLES OF MONOTOWNS

Bekhterev D.

Senior inspector, Ministry of Internal Affairs Republics of Khakassia, Abakan Belyakova G.

Dr.Econ.Sci., professor, professor of department "Economy and management of business processes", Institute of management of business processes and FGAOOU WAUGH'S economies Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Dulesov A.

PhD Econ., associate professor, associate professor "Economy and management", The Khakass technical institute - Siberian Federal University VO FGAOU branch, Abakan

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ МОНОГОРОДОВ

Бехтерев Д.В.

Старший инспектор, Министерство внутренних дел Республики Хакасия, г. Абакан Белякова Г.Я. Д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами», Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Дулесов А.Н.

К.э.н., доцент, доцент кафедры "Экономика и менеджмент", Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет,

г. Абакан

Abstract

Questions of monoprofile municipal units are rather relevant in modern conditions of development of territorial subjects of the Russian Federation. Monotowns are the center of priority influence as represent a potential object of the social and economic tension connected with feature of their functioning. The social and economic condition of the monotown depends on a stage of his life cycle. Life cycles of monotowns predetermine character and potential of development of a monoposeleniye.

The characteristic of stages of life cycles allows to choose the competent strategy of development for monoprofile municipal unit, relying on its current state, resources and strategic potential. Аннотация

Вопросы монопрофильных муниципальных образований достаточно актуальны в современных условиях развития субъектов Российской Федерации. Моногорода являются центром приоритетного влияния, так как представляют собой потенциальный объект социально-экономической напряжённости, связанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.