Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ – ДРАЙВЕРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ'

АРКТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ – ДРАЙВЕРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / импортозамещение / санкционные условия / отечественные технологии / научнообразовательные центры (НОЦ) / Arctic / import substitution / sanctions conditions / domestic technologies / scientific and educational centers (SEC)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ – ДРАЙВЕРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ»

Подопросветова Н.И.

студент РАНХиГС при Президенте РФ podoprosvetova2013@yandex.ru Воротников А.М.

к.х.м., доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики vdep14@yandex.ru

АРКТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ - ДРАЙВЕРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: Арктика, импортозамещение, санкционные условия, отечественные технологии, научно-образовательные центры (НОЦ).

Keywords: Arctic, import substitution, sanctions conditions, domestic technologies, scientific and educational centers

(SEC).

Арктика является одной из важнейших территорий для России, так как здесь сконцентрированы направления национальной безопасности нашей страны: экологическое, ресурсное, военно-политическое, технологическое. В российской части Заполярья, занимающей порядка 60% от всей территории региона, проживает более половины коренного населения Арктики, осуществляется более 70% всей экономической активности высоких широт.

Несмотря на санкции, введенные рядом зарубежных стран против России с целью дестабилизации российской экономики, следует, по нашему мнению, не откладывать на потом реализацию планов в Арктике, которые важны для развития региона, а также государства в целом1. Для России является приоритетом решение социальных, экономических, инфраструктурных задач в АЗРФ, реализация масштабных инвестиционных проектов и разработка отечественных инноваций, поэтому, с учётом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, необходимо уделять особое внимание2. Комплексное и сбалансированное развитие Арктики предполагает, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры и Северного морского пути, включая его ледокольное, навигационное, портовое и коммуникационное обеспечение. Помимо добычи, хранения и транспортировки сжиженного природного газа, необходимо думать о производстве таких перспективных энергоносителей, как аммиак, метанол и водород. Конечно, это потребует довольно больших затрат, поэтому необходима комплексная экономическая оценка таких возможностей.

В настоящее время ряд транспортных, логистических цепочек нарушен, так как некоторые иностранные компании не в полной мере или вовсе не исполняют свои контрактные обязательства. Но несмотря на определенные трудности, это создает возможности для нахождения альтернативных решений, которые в долгосрочной перспективе смогут укрепить независимость страны от внешних факторов.

Санкции нацелены на лишение российских компаний возможности использовать современные технологии, связанные с разведкой, добычей и переработкой углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера. По этой причине базисным обстоятельством продолжения формирования российской индустрии является возможность в краткие сроки избавиться от научно-технической зависимости от западных поставщиков, а также осуществить планы согласно им-портозамещению. При этом нужно предварительно изучить возможности локализации в АЗРФ некоторой доли импортозамещающих производств. Важно, чтобы при разработке российских аналогов подсанкционных технологий первоначально закладывался учет природно-климатических характерных особенностей АЗРФ, а также экологичность производственного цикла в целом.

Для решения подобных проблем в Арктике необходимо наладить работу по выполнению социальных задач: бесперебойно обеспечивать жителей арктических территорий, вахтовиков, предприятия и социальные объекты региона продовольствием и медикаментами, топливом, стройматериалами, оборудованием, а также грамотно строить и обновлять такие социальные объекты, как детские сады, школы и больницы. Кроме этого, необходима реализация приоритетных инвестиционных проектов. От них во многом зависит дальнейшее развитие арктических регионов и благополучие их жителей, сохранение и создание здесь рабочих мест, выполнение обязательств России перед ответственными деловыми партнёрами.

Немаловажно создание оборудования для арктических портов и терминалов, судов и навигации, для промышленных предприятий региона в рамках импортозамещения и локализации производства такого оборудования на тер-

1 Перечень антикризисных мер в 2022 г. // Консультант Плюс. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 4Ш98^Ьб39300с6аЬсс9еба739£414431Ъ30аа21а©сЛ^Ш0004

2 Совещание по вопросам развития Арктической зоны // Президент России. - http://kremlin.ru/events/president/news/68188

ритории России. Кроме того, следует инициировать и развивать природоохранные мероприятия в Арктике в рамках долговременной деятельности.

Начало года было отмечено крупными контрактами на поставки «арктического» природного газа в Китай. Так, в январе НОВАТЭК заключил с компаниями ENN Natural Gas и Zhejiang Energy долгосрочные контракты на поставку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» на северо-западном побережье полуострова Гыданский в Тазовском районе Ямала (0,6 млн тонн СПГ в год в течение 11 лет и до 1 млн тонн СПГ ежегодно в течение 15 лет соответственно). Первый контракт НОВАТЭКа по продаже газа с «Арктик СПГ-2» сроком на 15 лет с поставками совокупным объемом 3 млн тонн был подписан с китайской Synergy Group в феврале 2021 года. В декабре НОВАТЭК подписал с японской Saibu Gas соглашение о намерениях по перевалке СПГ на приемном терминале Hibiki. Доступ к этому терминалу, где СПГ будет перегружаться на менее крупные танкеры, позволил российской компании заключить контракт с Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co на поставку 140 тыс. тонн СПГ с 2024 года. Однако череда санкций поставила арктическую стратегию перед серьёзными вызовами. В той или иной степени, под западные санкции подпало оборудование по сжижению природного газа и соответствующие технологии. Пока единственным примером полностью российской линии по производству СПГ остаётся четвертая линия «Ямал СПГ» НОВАТЭКа производительностью 0,9 млн тонн в год, функционирование которой, по-видимому, осложнено рядом проблем.

В настоящее время системным условием реализации проектов Арктической зоны является развитие Северного морского пути. Северный морской путь позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов, транспортировать сырьё и готовую продукцию. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора. Основной объём перевозки по Северному морскому пути до 2024 года должны обеспечить четыре компании: «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда». Увеличение грузопотока требует значительной работы по всей трассе СМП в целях обеспечения надёжной, безопасной транспортировки грузов. На российских верфях строится четыре атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года необходимо построить ещё шесть ледоколов, четыре из них планируется построить за внебюджетные средства. С 2025 года компания «Росатом» запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объём международного транзита к 2030 году до 30 миллионов тонн. В части развития портовой инфраструктуры ведётся строительство четырёх терминалов в акватории Северного морского пути.

Важнейшим вопросом также является развитие внутренних перевозок. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с «Росатомом» запускает в августе текущего года регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Рейсы будет выполнять атомный лихтеровоз «Севморпуть». Это позволит снизить стоимость перевозки грузов, необходимых для инвестиционных проектов, а также поможет в обеспечении северного завоза.

Кроме этого, одно из важнейших направлений работы в Арктике - развитие науки и технологий. С этой целью в Арктической зоне: завершается строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», на базе которой будут проводиться океанологические, биологические, экологические исследования. Вряд ли другие страны построят нечто подобное в обозримом будущем. Прочность корпуса такая, что судно сможет на два года вмёрзнуть в лед и дрейфовать. Это позволит попасть в те уголки Арктики, куда чрезвычайно сложно добраться, и туда, где вообще никто никогда не бывал. Соответственно, можно будет получать уникальные данные о состоянии льда, атмосферы природы высокоширотной Арктики, которые сегодня недоступны. В сентябре этого года из Мурманска эта платформа отправится в первый рейс.

Также на Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения.

Начата работа по экологическому мониторингу и ликвидации накопленного экологического ущерба. Россия -страна северная: почти две трети земли - это мерзлота, которая перестаёт быть вечной. Поэтому сейчас разработан и внесен на рассмотрение в Правительство РФ закон о создании государственного мониторинга мерзлоты. Также на опытных полигонах на мысе Баранова и архипелаге Шпицберген отрабатываются технологии получения данных о вечной мерзлоте с применением станций-скважин. К 2025 году должно появиться 140 таких станций-скважин для мониторинга мерзлоты во всей Арктике.

Кроме этого, стартовало обновление системы «Север», с помощью которой даются ледовые метеопрогнозы для акватории Северного Ледовитого океана. К 2024 году будет расширена линейка наблюдений и повышена оперативность передачи этих данных.

Твёрдые полезные ископаемые могут составить существенную часть загрузки Севморпути. Сейчас разработана новая методика единовременных платежей, прежде всего для разработки месторождений стратегического сырья. Коэффициент ренты планируется снизить с 3,5 до 1. Это коснётся арктических месторождений лития, молибдена, бериллия, тантала, ниобия и редкоземельных металлов. При снижении коэффициента конечная инвестиционная привлекательность добычи кратно вырастет. В этом году уже началась геологоразведка на таких крупных площадях, как Ку-рантаевская в Мурманской области - титан, Деленкирская - золото и Депутатская - серебро, в Якутии.

Не менее важной представляется и модернизация инфраструктуры Мурманской области (основного района базирования Северного флота) и по линии Севморпути на всём его протяжении в ускоренные сроки - соответствующие указания даны главой российского государства. Кроме того, в 2023 году на архипелаге Новая Земля появился первый специализированный полигон для тестирования беспилотной горной техники. Роботизированные устройства будут обкатывать на площадке нового месторождения свинцово-цинковых руд. Речь идет о самосвалах грузоподъемностью до 90 тонн. Проект будет рассчитан на три года, очевидно, только по истечении этого срока и относительно успешных

результатах можно будет говорить о налаживании серийного выпуска беспилотников, в том числе - специальной «арктической» их модификации.

По мнению авторов, решающую роль в научном и технологическом обеспечении реализации арктических проектов принадлежит НОЦ (научно-образовательным центрам). В настоящее время в АЗРФ уже созданы и действуют несколько НОЦ. Это научно-образовательные центры: в Архангельской области - «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» и Республике Саха (Якутия), Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ мирового уровня и климатический НОЦ «Енисейская Сибирь», которые в полной мере могут стать инструментами по решению проблем импортозамещения технологий, товаров и услуг в современных санкционных условиях. Данные центры являются инструментами взаимодействия промышленных, энергетических предприятий и органов государственной власти, представителями регионов и региональной промышленности, а также являются площадкой для подготовки квалифицированных кадров, и научных и образовательных организаций, которые также важны для разработки отечественных технологий. В современных санкционных условиях НОЦ выступят в качестве координаторов работы по выстраиванию системы импортозамещения, внедрению отечественных научных разработок в реальный сектор экономики, так как они объединяют индустриальные компании и промышленных партнеров.

Сейчас в Архангельской области разрабатывают программу импортозамещения в агропромышленном секторе. На базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР) проводятся исследования генетических ресурсов культурных растений, разрабатываются инновационные и перспективные методы изучения и сохранения этих ресурсов. Кроме того, прорабатываются вопросы разработки агробиотехнологий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности региона, ведутся исследования особенностей ведения хозяйства в условиях Севера. Информация, полученная в ходе исследований, будет использована для сбора генотипов растений, адаптированных к арктическим условиям, и применения их в целенаправленной селекции для расширения сортимента сельскохозяйственных культур Крайнего Севера. Повышению результативности работ будет способствовать активное участие научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», так как здесь возможно осуществление применения всех открытий и разработок непосредственно на практике. Северный (Арктический) федеральный университет открыт для подготовки специалистов для работы в научной сфере, связанной с генетикой растений1.

Кроме этого, в Россию в условиях санкций приостановлена отгрузка компонентов, использующихся для производства бумаги и картона. Речь идёт и о химикатах, без которых невозможен выпуск белёной целлюлозы. Поэтому в рамках импортозамещения учёные САФУ помогли Архангельскому ЦБК и разработали новую схему отбеливания целлюлозы. Работоспособность данной схемы уже подтверждена и лабораторно, и в промышленных условиях. Сейчас на Архангельском ЦБК завершают работы по переводу технологии на доступный и более экологически безопасный реагент. Альтернативные методы получения диоксида хлора разработаны в мире давно, но в России ранее они практически не применялись.

Западно-Сибирский НОЦ также готов к задачам по технологическому импортозамещению. В рамках НОЦ создано 66 новых высокотехнологичных рабочих мест, успешно реализовал целый ряд научно-технологичных разработок мирового уровня. Например, создана система биологического контроля вредоносных организмов с использованием членистоногих. В сегодняшней международной обстановке Западно-Сибирскому НОЦ предстоит достойно ответить на целый ряд серьезных вызовов .

НОЦ «Енисейская Сибирь» также может стать инструментом для разработки отечественных технологий в рамках импортозамещения. Так, например, партнеры НОЦ - ООО «Хенкон Сибирь» и АО «Спецтехномаш» планируют строительство машиностроительных комплексов, которые будут производить специальную мобильную технику и специализированное оборудование для предприятий горнодобывающей отрасли и фабрик по первичному обогащению полезных ископаемых и других отраслей. Компания «Сибирские алюминиевые диски» намерена создать новое производство литых колесных дисков. Развитие данных производств будет способствовать импортозамещению и развитию

3

кооперации .

НОЦ «Север» также может успешно участвовать в политике импортозамещения в Арктике, так как изначально центр призван заниматься разработкой новых технологий мирового уровня в сфере рационального недропользования, экологии, энергетики, строительства, подготовки кадров, создания территорий комфортного проживания населения на северных территориях. Так, на базе НОЦ существует проект «Клеточные и молекулярные биотехнологии на основе арктических и северных растений Якутии» для исследования и внедрения в высокотехнологичные разработки уникального потенциала арктических и северных растений на основе возможностей генно-инженерных, молекулярно-генетических, клеточных технологий и геномных технологий; разработка БАД на основе растительного сырья. Кроме того, идет разработка новых материалов с прогнозируемыми свойствами: морозостойкие, устойчивые к трению и другие. Важно и еще одно направление - производство нанокомпозитов с прогнозируемыми свойствами.

Осуществление энергетических, а также транзитных планов в Арктике в новейших обстоятельствах потребует принятия решений, нацеленных, по крайней мере, на минимизацию ведомственно-корпоративной конкурентной борь-

1 САФУ примет участие в программах импортозамещения в агропромышленном секторе // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. - https://narfu.ru/university/structure/direction/rector/conferences/366782/

2

Александр Моор отметил важную роль Западно-Сибирского научно-образовательного центра в технологическом импорто-замещении // Тюменская линия. - https://t-l.ru/320881.html

3 Первый климатический НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь» // Сибирский Федеральный университет. -https://www.sfu-kras.ru/projects/arctic

бы, а кроме того, на содействие реальному импортозамещению. Взаимодействие науки, бизнеса и государства, по мнению авторов, играет важную роль в развитии экономики импортозамещения арктических регионов, потому что именно оно формирует базу для инноваций, деятельность НОЦ является необходимым условием для успешной и эффективной реализации поставленных задач и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.