Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ'

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
углеводороды / добыча / инфраструктура / безопасность / Арктика. / hydrocarbons / production / infrastructure / security / Arctic
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ»

Митько А.В.1

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Ключевые слова: углеводороды, добыча, инфраструктура, безопасность, Арктика.

Keywords: hydrocarbons, production, infrastructure, security, Arctic.

На развитие Арктической зоны Российской Федерации приходится около 20% ВВП России, при том, что на территории Российской части Арктического региона проживает 2% населения. Геологической службой США подсчитано, что на Арктику приходится около 22% мировых неразведанных ресурсов: 90 млрд. баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов); 1699 трлн. кубических футов, что эквивалентно 48,13 трлн. кубических метров, природного газа (30% мировых неразведанных запасов); 44 млрд. баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов).

При освоении ресурсов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) Россия сталкивается с различными проблемами:

- удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость от поставок из других регионов;

- критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и отрицательные демографические процессы;

- отсутствие российских современных технических средств и техники для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов;

- неразвитость и износ инфраструктуры;

- отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга, зависимость от иностранных средств;

- недостаточная развитость навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания.

Для осуществления поставленных задач следует учитывать мировые тренды, которые напрямую влияют на Арктическую стратегию России.

Главным трендом является борьба за рынок сжиженного природного газа (СПГ) между США и Россией.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в 2017 году представило очередной прогноз развития мировой энергетики до 2040 г.

В базовом сценарии New Policies Scenario, предусматривающем реализацию всех существующих и анонсированных экономико-политических мер по трансформации энергетического сектора, отмечается, что потребление газа вырастет на 45% к 2040 году. Россия является одним из крупнейших игроков на рынке СПГ. По материалам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК экспорт СПГ из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона за период с января по август 2018 года вырос на 48,2% в годовом сопоставлении, до 15 млрд. куб. м. При этом в августе экспорт СПГ сократился по сравнению с августом 2017 г. на 22%, до 0,9 млрд. куб. м.

По заявлению Министра энергетики РФ Александра Новака, Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4% до 15-20% мирового рынка в период до 2035 года. По оценкам Министерства, с 2024 по 2035 год на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн. тонн СПГ в год, благодаря наличию конкурентоспособных проектов Россия может занять до половины этого пространства.

Одним из главных конкурентов в поставках СПГ для России остаются США. На сегодняшний день Администрация США реализует стратегию энергетического превосходства Дональда Трампа. США вышли на 1 место в мире по добыче нефти - почти 11 млн. баррелей в день. - 15 участков шельфа в Арктике, предусматривается разработка в 2019-2024 гг., в том числе на шельфе пограничного с Россией Чукотского моря. Сейчас действует ограничение предыдущей Администрации Барака Обамы на разработку природных ресурсов в Арктике. Указ Дональда Трампа о снятии запрета на добычу нефти на шельфе в марте 2019 года Федеральный окружной суд Аляски признал незаконным.

Россия планирует увеличить территорию Арктического континентального шельфа. Подкомиссия ООН в 2019 году подтвердила принадлежность территорий по заявке России на континентальный шельф в Арктическом регионе. В планах России присоединение хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной

1 Митько Арсений Валерьевич - к.т.н., доцент, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, вице-президент, председатель Совета молодых учёных Севера Арктической общественной академии наук, член Арктического Совета Ассамблеи народов Евразии. Профессиональные интересы: геополитика, информационная безопасность, информационно-управляющие технологии, геоинформационные системы, морские информационные системы, экология, подводный мониторинг, стратегическое и морское пространственное планирование, арктические исследования (морская деятельность, социально-экономические, наука и образование, информационные технологии, геополитика и безопасность, экология и др.). E-mail: amitko@arcticas.ru, arseny73@yandex.ru

оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Потенциально присоединение этих территорий даст 5 млрд. тонн условного топлива. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из претендующих на него стран. Помимо Российской заявки на рассмотрении находится заявка Дании. В Арктике существуют территориальные споры между США и Канадой, Канадой и Данией, что поднимает градус напряженности в этом регионе.

Самыми богатыми в Арктическом регионе считаются запасы Баренцева и Карского морей. С момента подписания договора о морской границе между Россией и Норвегией в 2011 году в Баренцевом море не осталось неурегулированных территориальных споров. В юго-западной части Карского моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них - Ленинградское (предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа - более 1 трлн. м3 и Русановское (780 млрд. м3). Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года.

В феврале 2009 года на Сахалине состоялся запуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа. Однако международные проекты СПГ в Российской Арктике были подписаны с середины 1990-х гг.

Разработан проект завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн. тонн, ресурсной базой которого станет Южно-Тамбейское месторождение полуострова Ямал с запасами 927 млрд. куб. м по классификации PRMS (по состоянию на 31.12.2013 г.). Оператор проекта - компания «Ямал СПГ», ее акционерами являются «Новатэк» (с долей 50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и китайский Фонд шелкового пути (9,9%). Стоимость -26,9 млрд. долл. США. Также в планах расширение морского порта Сабетта и строительство международного аэропорта Сабетта. «Сахалин-2» - завод по производству СПГ проектной мощностью 9,6 млн. тонн на ресурсной базе Лунского месторождения острова Сахалин. Оператор проекта - компания Sakhalin Energy, совладельцами которой являются «Газпром» (50% плюс одна акция), Shell (27,5% минус одна акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на Северо-восточном шельфе острова Сахалин. Объем производства СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» в 2015 году составил 10,8 млн. тонн.

Япония - крупнейший в мире импортер сжиженного природного газа, и на нее приходится основная доля продукции завода СПГ компании Sakhalin Energy. По итогам прошлого года японским потребителям было поставлено более 7,4 млн. тонн СПГ (или 64,31%) проекта «Сахалин-2». Tokyo Gas - партнер Sakhalin Energy, именно в адрес этой компании была отправлена первая партия российского СПГ в марте 2009 г. Среди других покупателей сжиженного природного газа в основном потребители в Азиатско-Тихоокеанском регионе: компании из Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Индии, Таиланда, а также ближневосточного Кувейта. Поставки в АТР и расположение проекта в непосредственной близости к крупнейшим рынкам сбыта СПГ стали мощными конкурентными преимуществами первого российского проекта по сжижению природного газа. На поставки Sakhalin Energy приходится доля в более чем 9% объемов СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе и около 4% на мировом рынке сжиженного природного газа.

В 2019 году партнеры по проекту рассчитывают принять окончательное инвестиционное решение для проекта по строительству третьей технологической линии сжижения природного газа проекта «Сахалин-2», мощность которой составит порядка 5,4 млн. тонн СПГ. Напомним, что в рамках этого дальневосточного проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. куб. м газа.

По данным Федеральной таможенной службы, в первые четыре месяца 2018 г. доходы от экспорта сжиженного природного газа выросли в два раза по сравнению с январем-апрелем 2017 г. до 1,476 млрд. долларов, из которых на Sakhalin Energy пришлось 750,8 млн. долларов. Вторую половину доходов обеспечил «Ямал СПГ», на Арктическом заводе которого пока запущена в строй только первая линия мощностью в 5,5 млн. тонн СПГ. «Сахалин-2» реализуется на основе так называемого Соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым зарубежным инвесторам предоставляются беспрецедентные налоговые преференции. Соглашение по этому проекту было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали Правительство страны и Администрация Сахалинской области.

Помимо существующих проектов Россия планирует внедрить новые проекты СПГ:

- «Арктик СПГ-2» - срок ввода 2023 год, проект завода по производству СПГ на Гыданском полуострове, который реализует «Новатэк». Проект завода состоит из трех очередей общей мощностью до 18 млн. тонн. Ресурсной базой должно будет стать Утреннее месторождение с доказанными запасами 388,5 млрд. куб. м (согласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «дочка» «Новатэка» «Арктик СПГ-2». Предполагается освоение совместно с Китайской Народной Республикой.

- «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга Ленинградской области, для поставки в Атлантику, в Южную Азию -срок 2023 год совместно с Shell. Мощность завода составляет 10 млн. тонн. Договор подписан в 2017 году между «Газпром» и «Shell». Роль ресурсной базы будут выполнять не конкретные месторождения, а поставки из единой системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома».

- «Дальневосточный СПГ - «Сахалин - 1» (307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб. м. газа) расчет 6,2 млн. тонн. Предполагается строительство порта отгрузки СПГ для «Сахалин - 1». Акционеры - «Эксон Мобил» США - 30%, «Роснефть» - 20%, «ONGC Videsh» Индия - 20%, «Содеко» Япония - 30%. «Эксон Мобил» с 1995 года - оператор «Сахалин-1» с долей - 30%. В 2018 году «Эксон Мобил» вышел из проектов по геологоразведке совместных с компанией «Роснефть» из-за санкций.

- проект «Сахалин-3» - 255 млн. тонн и ввод нефтеналивного терминала Ворота Арктики (Обская губа). Проект завода по производству СПГ мощностью 5 млн. т в год с возможностью расширения до 10 млн. тонн. Его ресурсной

базой должны будут стать месторождения проекта «Сахалин-1» - Чайво (введен 2005 году), Одопту (введен в 2010 году) и Аркутун-Даги (введено в 2015 году) с запасами 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб. м газа, которые разрабатываются консорциумом «Эксон Нефтегаз Лимитед» (по 30% - у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% - у «Роснефти» и индийской ONGC).

Среди других проектов СПГ в Российской Арктике упоминаются:

— «Штокмановский СПГ» - проект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн. тонн на ресурсной базе Штокмановского месторождения шельфа Баренцева моря с запасами 38 трлн. куб. м газа. Оператором проекта должна была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51% принадлежал «Газпрому», 25% - французской Total и 24% - норвежской Statoil Hydro.

— «Печора СПГ» - Проект завода по производству СПГ мощностью 4 млн. т на ресурсной базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа с общими запасами 165 млрд. куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта - совместное предприятие «Роснефти» и группы «Аллтек», созданное в 2015 году.

Россия опередила США по поставкам СПГ в Европу и Азию в 2018 году Например, в Азию поставила 12,86 млн. тонн, тогда как США 10,73 млн. тонн. Первое место по поставкам СПГ в Азию занимает Австралия, затем Катар и Малайзия. Всего импорт СПГ в мире составил 313 млн. тонн и по оценкам экспертов эта цифра будет расти.

Идет борьба за рынок СПГ Европы - 26 марта 2019 г. палата представителей Конгресса США приняла законопроект о противодействии энергопоставкам России в Европу. Документ носит название «О приоритете усилий по укреплению сотрудничества учреждений США с целью убедить страны Центральной и Восточной Европы диверсифицировать источники энергии и маршруты поставок, укрепить энергобезопасность Европы и помочь США достичь своих целей в области глобальной энергетической безопасности». За него проголосовал 391 депутат, против были 24.

Законопроект призван:

— сокращать зависимость стран региона от российских поставок газа;

— увеличивать конкуренцию на рынке;

— поощрять инвестиции американских фирм в энергетическую инфраструктуру в Европе;

— увеличивать экспорт энергии и технологий из США.

Следует ожидать усиления санкций США и против российского СПГ в Азию - вполне вероятен подобный законопроект о противодействии поставкам российского газа в Азию.

На этом фоне следует ожидать укрепления российско-китайского сотрудничества в Арктике. Китай уже считает проект Ямал СПГ (на 1/3 принадлежит КНР) китайским, как и порт Сабетта, которые входят в глобальный интеграционный и логистически-коммуникационный проект Китая «Один пояс - один путь» (в Ямал СПГ: 30% у КНР, 19% - у Тоталь). Следует помнить о том, что Китай будет участвовать в проекте «Арктик СПГ-2».

Китай диверсифицирует свои проекты и проявляет интерес также к американскому проекту «Аляска-СПГ».

Среди других проектов, которые могут быть реализованы с КНР - ж/д «Белкомур» и порт Архангельск. Однако целесообразность этих проектов еще требует определённых расчетов Российского Правительства и Министерства экономического развития. России необходимо привлекать в арктические энергетические проекты иностранных инвесторов, соблюдая при этом национальные интересы.

Следующий тренд, который имеет значительное влияние на развитие проектов в Арктике, - таяние ледников и развитие технологий для упрощения прохождения судов по СМП.

В 2018 году наблюдался третий результат по уровню таяния льдов начиная с конца 1970 годов. Предоставляется уникальный шанс для освоения арктической зоны и ранее недоступных залежей нефти и газа, которые насчитывают не менее 22% от всех мировых запасов углеводородов. В 2018 году президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет, которым предусмотрено строительство шести новых тяжёлых ледоколов.

В настоящий момент Россия не только обладает самым крупным ледокольным флотом, но и является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, без которых не обходится практически ни одна сложная экспедиция в Центральной Арктике. В то время как у США в наличии есть лишь два ледокола. Это тяжёлый ледокол «Полярная звезда», второй более низкого ледового класса — «Хили». К тому же оба этих корабля работают в данное время на Антарктическом направлении.

Неарктические страны также заинтересованы в использовании кратчайшего транспортного коридора из Европы в Азию - Севморпути.

В январе 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР обнародовала первую Белую книгу об Арктической политике Китая, в которой говорится, что Пекин является важной заинтересованной стороной в делах Арктики. Китай не имеет территорий в Арктике, но Госсовет отмечает его «географическую близость» к полярным областям. КНР в своей стратегии определил, что «Полярный Шелковый путь» является частью более широкой китайской программы «Один пояс -один путь». Китай является одним из 13 государств-наблюдателей при Арктическом совете. КНР рассматривает возможность участия в строительстве ж/д магистрали «Белкомур» в Архангельской области «Белое море-Коми-Урал» -ОАО «Белкомур» через сотрудничество китайской корпорацией «Poly Technology» и ОАО «РЖД», а также в строительстве порта Архангельск через китайскую компанию COSCO. Среди китайских грузовых судов первым Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в 2013 году освоил «Yong Sheng». Летом 2017 года этим маршрутом прошли еще шесть китайских судов. В сентябре 2017 года китайское исследовательское судно «Xue Long» впервые осуществило рейс Северо-Западным проходом вдоль северного побережья Канады, сократив время в пути из Нью-Йорка в Шанхай на семь суток по сравнению с маршрутом через Панамский канал.

Для обеспечения национальной безопасности Россия может закрепить Севморпуть как внутренний территориальный коридор. Это возможно, так как Севморпуть проходит через территориальные воды России, что даёт ей право устанавливать правила судоходства.

Из стратегии России, относительно развития АЗРФ до 2020 года следует, что главными задачами для развития Арктического региона являются:

- создание ИТ-инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности;

- развитие международного сотрудничества в Арктике;

- обеспечение военной безопасности и защита границы.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 г.» ставит задачи, среди которых развитие Севморпути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн. тонн. Важным реализуемым транспортно-инфраструктурным проектом в Арктике является «Северный широтный ход» -строящаяся ж/д магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская-Салехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево - с 2018 по 2022 гг. для развития промышленности в ЯНАО и УрФО -Урал промышленный - Урал полярный, пропускная способность — около 24 млн. тонн грузов в год.

Чешское отделение испанской компании «OHL ZS» инвестировало 2 млрд. евро в строительство проекта «Северный широтный ход» - железную дорогу Бованенково-Сабетта, которая обеспечит транспортировку углеводородов с Бованенковского месторождения «Газпрома». Проект имеет государственное значение: его реализация будет способствовать ускорению экономического и социального развития АЗРФ. В ЯНАО расположены ключевые проекты «Газпрома», которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать основной объем российской добычи природного газа. Северный широтный ход позволит связать единой транспортной артерией месторождения «Газпрома» на полуострове Ямал в Надым-Пур-Тазовском регионе, крупнейшие города ЯНАО - Надым, Салехард, Новый Уренгой, а также строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс. СШХ снимет инфраструктурные ограничения в транспортном сообщении ЯНАО с промышленными предприятиями и портами в европейской части России. Все это позволит существенно оптимизировать логистическое обеспечение объектов «Газпрома» и сократить расстояния доставки грузов.

«Восток ойл» будет не первым проектом, реализованным при помощи налоговых льгот. Успешным примером такого сотрудничества государства и бизнеса является завод по производству сжиженного газа «Ямал СПГ», построенный «Новатэком» в партнерстве с Total, CNPC и Silk Road Fund. В результате уже в 2020 году Россия будет поставлять на мировой рынок свыше 27 млн. т сжиженного газа - это больше, чем сегодня экспортирует Малайзия, третий по величине после Катара и Австралии производитель СПГ.

Помимо налоговых льгот, проект получил и прямые государственные субсидии: в 2015 году правительство одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния. Кроме того, за счет государства было на три четверти (71 млрд. из 96 млрд. рублей) профинансировано строительство грузового порта Сабетта.

Еще одни пример эффективного взаимодействия компании и государства - инвестиционные стимулы, предоставленные «Роснефти» на развитие Самотлорского проекта. В результате предоставленных инвестиционных стимулов спад добычи на месторождении замедлился с 5% в 2008-2017 году до 0,9% в 2018 году. Прямой налоговый эффект составил порядка 60 млрд. рублей.

Подобная практика стимулирования проектов в области добычи углеводородов применяется и в других странах мира. Так, в США расширенный комплекс льгот как на федеральном, так и на региональном уровне, позволил американским компаниям совершить сланцевую революцию. «За 2013 год суммы субсидий американского правительства в сланцевую нефть сопоставимы со всей экспортной выручкой России от экспорта нефти. Власти Саудовской Аравии, в свою очередь, сократили налоговую нагрузку на Saudi Aramco, снизив для компании налог на прибыль с 83 до 50%. Благодаря этому компания начала генерировать свободный денежный поток и получила возможность увеличивать дивиденды - за 2017-2018 гг. они составили $91 млрд.

В конце апреля 2019 года в США прошла встреча Си Цзиньпина и Дональда Трампа. Новые правила торговли будут иметь влияние на арктические проекты в России. Не стоит рассчитывать, что санкции в скором времени будут сняты, поэтому главная задача России - приобретение современных технических средств и техники для:

1) освоения месторождений;

2) развития инфраструктуры;

3) внедрения спутниковой системы мониторинга;

4) проведение оптико-волоконной связи;

5) развития навигационного обеспечения мореплавания.

Главным драйвером развития АЗРФ будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры. Следующим этапом развития Российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы. Для обеспечения безопасности Севморпути Россия может утвердить необходимость сопровождения всех иностранных судов в акватории Арктических морей. Необходимо создание системы комплексной безопасности АЗРФ.

Несмотря на санкции между Арктическими странами не было охлаждения отношений. Возможно, что можно будет договориться о соглашении о ключевых принципах обеспечения безопасности связи и подписать соответствующий Договор об общих правилах.

Сотрудничество стран Арктического Совета будет способствовать снижению напряженности в международных отношениях.

Список источников

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, с изм. от 08.08.2009 г. №1121-р).

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (Указ Президента РФ № 232 от 08.02.2013 г.).

3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу (Указ Президента РФ № 1969 от 18.09. 2008 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.