Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО И ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ КАНАДЫ В 1993-2011 ГГ.'

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО И ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ КАНАДЫ В 1993-2011 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / КАНАДА / Ж. КРЕТЬЕН / С. ХАРПЕР / КОНСЕРВАТОРЫ / ЛИБЕРАЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касенков В.И.

В данной статье рассматривается арктическая повестка либеральных и консервативных кабинетов Ж. Кретьена и С. Харпера. Также уделяется внимание небольшому периоду премьерства П. Мартина. Автор последовательно рассматривает позицию либералов, основанную на стремлении к международному сотрудничеству и решению общих проблем региона. Глава либеральной партии Ж. Кретьен искал сотрудничества со всеми арктическими государствами, в частности, он неоднократно посещал Россию с официальными визитами. Премьер-министр консервативной партии С. Харпер не посещал РФ, однако сделал традиционными визиты в Арктику, где он выступал с программными заявлениями. В отличие от позиции либералов, консерваторы опирались на наращивание военной мощи, стремясь таким образом упрочить свои позиции в Арктике и на мировой арене. В дальнейшем события как внутри страны, так и за ее пределами привели к тому, что консервативная позиция относительно Арктического региона претерпела некоторые изменения. В преддверии парламентских выборов 2011 г. консерваторы отступили от однобокой позиции расширения военных сил и начали уделять внимание в том числе и другим проблемам в регионе. Целью данной статьи является сравнение политических действий Консервативной и Либеральной партий Канады в Арктике. Несмотря на то что существуют отдельные исследования политических действий как представителей либералов, так и консерваторов, новизна данной статьи заключается в сравнении этих различных подходов на определенном промежутке времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC POLICY OF THE CONSERVATIVE AND LIBERAL GOVERNMENT OF CANADA IN 1993-2011

This article discusses the Arctic agenda of the liberal and conservative cabinets of J. Chretien and S. Harper. Attention is also paid to the short period of P. Martin’s premiership. The author consistently considers the position of liberals based on the desire for international cooperation and the solution of common problems of the region. The head of the liberal Party, J. Chretien, sought cooperation with all the Arctic states; in particular, he repeatedly visited Russia on official visits. Prime Minister of the Conservative party S. Harper did not visit the Russian Federation, but made traditional visits to the Arctic, where he made policy statements. In contrast to the position of the liberals, the conservatives relied on the buildup of military power, thus seeking to strengthen their positions in the Arctic and on the world stage. In the future, events both inside and outside the country have led to the fact that the conservative position regarding the Arctic region has undergone some changes. On the eve of the 2011 parliamentary elections, the Conservatives retreated from the one-sided position of expanding military forces and began to pay attention to other problems in the region, among other things. The purpose of this article is to compare the political actions of the Conservative and Liberal parties of Canada in the Arctic. Despite the fact that there are separate studies of the political actions of both representatives of liberals and conservatives, the novelty of this article lies in comparing these different approaches over a certain period of time.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО И ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ КАНАДЫ В 1993-2011 ГГ.»

Общественно-политические процессы в прошлом и настоящем

УДК 339.9(71)

Б01: 10.28995/2073-6339-2022-4-74-83

Арктическая политика консервативного и либерального правительств Канады в 1993-2011 гг.

Василий И. Касенков

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, kasenkov_basil@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается арктическая повестка либеральных и консервативных кабинетов Ж. Кретьена и С. Харпера. Также уделяется внимание небольшому периоду премьерства П. Мартина. Автор последовательно рассматривает позицию либералов, основанную на стремлении к международному сотрудничеству и решению общих проблем региона. Глава либеральной партии Ж. Кретьен искал сотрудничества со всеми арктическими государствами, в частности, он неоднократно посещал Россию с официальными визитами. Премьер-министр консервативной партии С. Хар-пер не посещал РФ, однако сделал традиционными визиты в Арктику, где он выступал с программными заявлениями. В отличие от позиции либералов, консерваторы опирались на наращивание военной мощи, стремясь таким образом упрочить свои позиции в Арктике и на мировой арене. В дальнейшем события как внутри страны, так и за ее пределами привели к тому, что консервативная позиция относительно Арктического региона претерпела некоторые изменения. В преддверии парламентских выборов 2011 г. консерваторы отступили от однобокой позиции расширения военных сил и начали уделять внимание в том числе и другим проблемам в регионе. Целью данной статьи является сравнение политических действий Консервативной и Либеральной партий Канады в Арктике. Несмотря на то что существуют отдельные исследования политических действий как представителей либералов, так и консерваторов, новизна данной статьи заключается в сравнении этих различных подходов на определенном промежутке времени.

Ключевые слова: Арктика, Канада, Ж. Кретьен, С. Харпер, консерваторы, либералы

Для цитирования: Касенков В.И. Арктическая политика консервативного и либерального правительств Канады в 1993-2011 гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 4. С. 74-83. БОТ: 10.28995/2073-6339-2022-4-74-83

© KaceHKOB B.H., 2022 "Political Science. History. International Relations" Series, 2022, no. 4 • ISSN 2073-6339

Arctic policy of the conservative and liberal government of Canada in 1993-2011

Vasilii I. Kasenkov

Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, kasenkov_basil@mail.ru

Abstract. This article discusses the Arctic agenda of the liberal and conservative cabinets of J. Chretien and S. Harper. Attention is also paid to the short period of P. Martin's premiership. The author consistently considers the position of liberals based on the desire for international cooperation and the solution of common problems of the region. The head of the liberal Party, J. Chretien, sought cooperation with all the Arctic states; in particular, he repeatedly visited Russia on official visits. Prime Minister of the Conservative party S. Harper did not visit the Russian Federation, but made traditional visits to the Arctic, where he made policy statements. In contrast to the position of the liberals, the conservatives relied on the buildup of military power, thus seeking to strengthen their positions in the Arctic and on the world stage. In the future, events both inside and outside the country have led to the fact that the conservative position regarding the Arctic region has undergone some changes. On the eve of the 2011 parliamentary elections, the Conservatives retreated from the one-sided position of expanding military forces and began to pay attention to other problems in the region, among other things. The purpose of this article is to compare the political actions of the Conservative and Liberal parties of Canada in the Arctic. Despite the fact that there are separate studies of the political actions of both representatives of liberals and conservatives, the novelty of this article lies in comparing these different approaches over a certain period of time.

Keywords: Arctic, Canada, J. Chrétien, S. Harper, conservatives, liberals

For citation: Kasenkov, V.I. (2022), "Arctic policy of the conservative and liberal government of Canada in 1993-2011", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 4, pp. 74-83, DOI: 10.28995/2073-6339-2022-4-74-83

Введение

Арктика является важнейшим регионом не только для Канады и других стран, входящих в Арктический совет, но и для всего мира в целом. Глобальные изменения климата могут привести к тому, что ранее недоступные территории могут оказаться пригодными к судоходству. Огромные залежи полезных ископаемых привлекают многие страны, в том числе и те, которые не имеют непосредственных границ с Арктикой. В связи с этим изучение арктической политики крупнейших стран региона является весьма актуальным в нынешнее время.

Чтобы достичь основной цели исследования, а именно: сравнение политических действий Консервативной и Либеральной партий Канады в Арктике, необходимо выполнить следующие задачи: а) анализ арктической политики лидеров Либеральной партии - Ж. Кретьена, б) анализ арктической политики главы консерваторов - С. Харпера.

В качестве источников и литературы были задействованы как российские, так и канадские материалы. Помимо книг и статей, также были использованы политические речи и официальные программы правительства. Особую роль в изучении арктической проблематики занимают отечественные авторы: Д.А. Володин [Володин 2021], Т.Р. Кузьмина [Кузьмина 2019], Е.В. Исраелян [Исраелян 2015]. Для формирования представления о том, насколько важен Арктический регион для Канады, были использованы труды канадских ученых: Г. Смита [Smith 1966] и Дж. Кавелла [Cavell 2011].

В период холодной войны Арктика не рассматривалась северными странами как отдельное геополитическое пространство. Все взаимоотношения укладывались в рамки мирового противостояния между Востоком и Западом. Несмотря на определенные попытки наладить международные связи с целью решения проблем региона, в ходе таких конференций, как Инуитский приполярный совет 1977 г.1, основные взаимоотношения между арктическими странами стали развиваться после распада Советского Союза.

Изменение геополитической обстановки в мире позволило по-новому взглянуть на Арктический регион. В 1989 г. в Финляндии состоялась первая встреча представителей арктических государств для обсуждения проблем климата. В дальнейшем по инициативе Канады будет создан Арктический совет. На новый уровень вышло обсуждение изменений климата и проблем коренных народов Севера. Данный тренд был взят за основу при формировании арктической политики кабинета Ж. Кретьена.

Анализ арктической политики лидера Либеральной партии - Ж. Кретьена

Жан Кретьен, глава Либеральной партии Канады, стал премьер-министром государства в то время, когда холодная война, длившаяся более 40 лет, была завершена. С развалом Советского

1 Conference report. Inuit Circumpolar conference, 1977. URL: http:// www.ebenhopson.com/icc/ICCBooklet.html (дата обращения 15.11.2021).

Союза потребность в том, чтобы иметь внушительные силы на своих северных рубежах, перестала быть актуальной. Либеральное правительство усматривало в складывающейся ситуации возможность направить усилия на формирование позитивных взаимоотношений с другими странами не только в рамках сотрудничества по вопросам обеспечения безопасности.

Несмотря на смещение акцентов от глобального военного противостояния к проблемам устойчивого развития Арктического региона, угроза военного конфликта не ушла полностью. Присутствие в водах Арктики подводных лодок как Соединенных Штатов Америки, так и Российской Федерации заставляло канадское правительство принимать определенные меры. В 1994 г. была выпущена Белая книга обороны Канады2. В ее основе лежали принципы проведения эффективной оборонной политики, способной отвечать на современные вызовы в стремительно меняющейся международной обстановке. Таким образом правительство Канады стремилось демонстрировать постоянное военное присутствие в регионе как на море, так и в воздухе. Кроме того, в Белой книге была подчеркнута важность наличия поисково-спасательных сил в Арктике и способность немедленно реагировать на техногенные и террористические угрозы. Особая роль в патрулировании и охране границ отводилась Канадским рейнджерам.

В 1997 г. постоянный Комитет по иностранным делам и международной торговле Палаты общин Канады выпустил доклад, в котором критиковались разрозненные шаги правительства в отношении Арктики. Членами Комитета было предложено выработать целостную стратегию, которая отвечала бы интересам всех канадцев, в особенности коренных жителей северных территорий. В связи с этим правительству было рекомендовано усилить взаимодействие с другими арктическими государствами. В докладе особенно подчеркивались возможности, возникшие перед Канадой после холодной войны. Отходя от традиционно милитаристских взаимоотношений, предлагалось выстраивать отношения, направленные на выработку совместных решений в сфере экологии и демилитаризации региона. Особую роль авторы проекта отводили взаимодействию с Россией.

В ответ на доклад Комитета либеральное правительство выпустило заявление, в котором соглашалось с большей частью

2 White paper on defence. Government of Canada, 1994. URL: https:// publications.gc.ca/site/archivee-archived.html?url=https://publications. gc.ca/collections/collection_2012/dn-nd/D3-6- 1994-eng.pdf (дата обращения 15.11.2021).

предложенного, в частности с растущей важностью Арктического региона для Канады. Также были озвучены заверения в том, что правительство намерено обеспечить ответственное развитие территорий и защиту местного населения. В международном отношении либеральное правительство выступало за всеобъемлющее взаимодействие с другими странами, в том числе и с Россией, приводя в пример совместную работу над утилизацией ядерных отходов.

Программа «Северное измерение внешней политики Канады»3 вышла в свет в 2000 г. Она была разработана Министерством международных дел Канады, под руководством кабинета Ж. Кретьена. В данном документе подчеркивается необходимость взаимодействия со всеми арктическими государствами. Вместо прежнего блокового противостояния предлагается совместно бороться с экологическими вызовами и проблемами коренных народов, проживающих на этой территории. Отмечается важная роль Российской Федерации как одного из ключевых партнеров Арктического совета. Отдельная глава посвящена важности северных территорий для России, их этническому и природному разнообразию. Упоминаются российско-канадские соглашения, охватывающие как экономические, так и научные вопросы развития Арктики.

Одним из ключевых аспектов в защите экологии Арктического региона является помощь Канады в утилизации советских ядерных объектов, таких как корабли, подводные лодки и места их хранения. Угроза заражения радиоактивными отходами является актуальной для всей Арктики, поэтому канадское правительство готово предоставлять различную помощь для решения этих проблем, в том числе и с привлечением международного сообщества.

Говоря об арктической политике в целом, следует отметить усилия Ж. Кретьена в сфере выстраивания взаимоотношений с северными государствами. Именно во времена премьерства Кретьена был учрежден Арктический совет. Особенное внимание уделялось работе с Россией. Канадский премьер-министр не раз посещал Москву с официальными визитами. Во время подобных визитов его сопровождали представители политических и бизнес-структур, способствующих выстраиванию взаимовыгодных контактов. Арктическая политика Канады в период

3 Northern dimension of Canada's foreign policy. Government of Canada, 2000. URL: https://gac.canadiana.ca/view/ooe.b3651149E/11?r=0&s=1 (дата обращения 15.11.2021).

премьерства Ж. Кретьена отмечается стремлением к ответственному развитию региона и активному международному взаимодействию.

Новый премьер-министр от Либеральной партии, Пол Мартин, пробыл на своем посту менее трех лет и вынужден был уйти в связи с коррупционным скандалом. В целом его политика в отношении Арктики продолжала тенденцию, намеченную Ж. Кретьеном. Наиболее важным документом относительно арктической политики, принятым за время его премьерства, является «Заявление о внешней политике - 2005: роль гордости и влияния в мире»4. В данном заявлении упоминается, что хоть, и период холодной войны позади и Арктике не угрожает глобальный конфликт, определенная напряженность все же остается. Нарастанию этой напряженности способствуют растущие цены на энергоносители и изменения климата. Поэтому Канаде необходимо быть готовой к отстаиванию своего суверенитета. Для этого следует внести определенные коррективы в военный бюджет и использовать последние научные разработки этой сферы. Несмотря на некоторые шаги в рамках превентивной защиты своей территории от потенциальных противников, либеральное правительство стремилось в первую очередь к международному сотрудничеству, нежели противостоянию.

Анализ арктической политики главы консерваторов С. Харпера

Существенные изменения в арктической политике Канады произошли со сменой правящей партии. В 2006 г. Стивен Харпер становится премьер-министром. Еще до своей победы на выборах консерваторы заявляли о необходимости усиления военного потенциала в Арктике и готовности к защите своего суверенитета. В связи с этим в 2007 г. С. Харпер выступает с заявлением: «Новое правительство Канады осознает, что первым принципом суверенитета в Арктике является либо ее использование, либо утрата. И мы не собираемся терять ее»5. Для этого премьер-министр

4 International policy statement. A role of pride and influence in the world. Government of Canada, 2005. URL: https://publications.gc.ca/site/archivee-archived.html?url=https://publications.gc.ca/collections/Collection/D2-168-2005E.pdf (дата обращения 20.11.2021).

5 The call of the North. Address by prime minister Stephen Harper, 2006. URL: https://www.canada.ca/en/news/archive/2006/08/call-north-address-prime-minister-stephen-harper.html (дата обращения 05.12.2021).

анонсировал приобретение новых кораблей для патрулирования арктических вод и создание глубоководных портов. Также для мониторинга обширных северных территорий планировалось запустить специальный спутник и сформировать центры подготовки арктических войск. Все это укладывается в рамки предыдущих заявлений С. Харпера о том, что «суверенитет защищается не флагами, дешевой предвыборной риторикой или рекламными кампаниями. Для этого необходимы войска на земле, корабли на море и надлежащее наблюдение»6.

В октябре 2007 г. состоялась Тронная речь в Парламенте Канады. В ходе этой речи С. Харпером были озвучены основные положения относительно суверенитета в Арктике. В отличие от Ж. Кретьена, который рассматривал канадцев как одну из нескольких северных наций, что предполагало взаимодействие со своими арктическими соседями, Харпер настаивал, что суверенитет Канады является исключительным, требующим особого внимания со стороны общества. Таким образом, новый премьер-министр поднимал арктическую повестку на более высокий уровень, стремясь тем самым упрочить влияние Канады на международной арене посредством демонстрации готовности страны к отстаиванию своих интересов в Арктике.

Премьер-министр С. Харпер и министр обороны П. Маккей продемонстрировали новую стратегию «Канада превыше всего»7 в 2008 г. Тремя основными направлениями данной стратегии являлись: защита Канады, защита Северной Америки и участие канадских вооруженных сил в обеспечении международной безопасности. Вопросы по обеспечению суверенитета в Арктике также входили в эту программу. Для этого перед военными ставятся задачи по мониторингу региона, а также содействию в проведении спасательных мероприятий. Также предполагается, что Канада будет поддерживать своих союзников по НОРАД и НАТО.

Смещение акцентов с развития канадского севера и заботы об экологии в сторону подкрепления суверенитета, с помощью расширения военного присутствия, не могло пройти незамеченным со стороны коренного населения страны. Уполномоченных представителей инуитов не устраивало использование их родных земель лишь в качестве ресурсной базы и мест дислоцирования

6 Harper stands up for Arctic sovereignty. Address by prime minister Stephen Harper, 2005. URL: https://pubs.aina.ucalgary.ca//dcass/82783.pdf (1ата обращения 05.12.2021).

7 Canada first defense strategy. Government of Canada, 2008. URL: http:// www.forces.gc.ca/assets/Forces_Internet/docs/en/about/CFDS-SDCD-eng. pdf (дата обращения 05.12.2021).

военных объектов. Они обвиняли консерваторов в игнорировании их проблем и требовали внести повестку коренных народов в арктическую политику. Данные выступления были поддержаны канадским обществом. Отдельные политики настаивали на том, что именно благодаря коренным народам, в частности эскимосам, Канада имеет право претендовать на Северо-Западный морской проход на основании того, что данный коренной народ проживал на этой земле многие сотни лет.

В связи с этими выступлениями, а также рядом других факторов в 2009 г. был принят новый документ, посвященный арктической политике Канады. В данном документе, помимо необходимости военного обеспечения суверенитета, также в некоторой степени затрагивались проблемы коренных народов, экологии и экономического развития региона. «Северная стратегия Канады: наш Север, наше Наследие, наше Будущее»8 подтверждает стремление консервативного правительства обеспечить дополнительные средства на приобретение кораблей, строительство военных баз и усиление Канадских рейнджеров.

Помимо этого, в документе упоминается роль взаимодействия с другими странами. В частности, подчеркивается роль США как основного партнера в данном регионе. Однако в новой стратегии упоминаются не только традиционные союзники, но также уделяется внимание возможному взаимодействию с Россией. С помощью «Северной стратегии» произошли сдвиги в сторону взаимодействия между Канадой и другими арктическими странами, а также между федеральным правительством и коренными народами. Таким образом, можно отметить, что, невзирая на продолжение риторики относительно необходимости обеспечения суверенитета военным образом, само по себе включение иных аспектов, помимо военных, говорит о том, что политический курс правительства претерпел изменения.

В первые годы премьерства С. Харпер выделял арктическую политику как одно из основных направлений своей деятельности. Суверенитет в Арктике позиционировался как ключевой элемент канадской нации. Для его защиты было продекларировано выделение существенных средств9. И хотя со временем ста-

8 Canada's Northern strategy. Our North, our heritage. Government of Canada, 2009. URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf (дата обращения 05.12.2021).

9 Prime minister Harper announces new Arctic offshore patrol ships. Speech by prime minister Stephen Harper, 2007. URL: https://www.canada. ca/en/news/archive/2007/07/prime-minister-stephen-harper-announces-new-arctic-offshore-patrol-ships.html (дата обращения 10.12.2021).

ло очевидно, что далеко не все заявления относительно расширения военного присутствия будут выполнены, консервативное правительство нашло поддержку среди канадцев, ощущающих себя северной нацией. С. Харпер осуществлял частые официальные визиты на Север, стремясь использовать арктическую повестку как для достижения внутриполитических целей, так и для позиционирования страны на международной арене. При нем отношения с Российской Федерацией стали ухудшаться, обострились разногласия относительно принадлежности континентального шельфа [Исраелян 2015]. Водружение российского флага на дне океана в районе Северного полюса не способствовало снижению градуса противостояния.

Консерваторы, в отличие от либералов, считали свою арктическую идентичность отдельной от других, предполагая готовность к неукоснительному соблюдению своего суверенитета в регионе, вплоть до применения вооруженных сил. Однако в 2009 г. стали заметны перемены в риторике кабинета премьер-министра. Наметился переход от односторонней военной инициативы к комплексной программе, затрагивающей также проблемы коренных народов и необходимость устойчивого развития региона. Таким образом, подходя к парламентским выборам 2011 г., консерваторы обозначили определенные изменения в своей прежней арктической повестке [Кузьмина 2019].

Заключение

В ходе изучения правительственных программ, публичных речей политиков, а также различной литературы удалось определить основные направления деятельности: а) Либеральной партии во главе с Ж. Кретьеном и б) Консервативной партии во главе с С. Хар-пером. Сравнивая арктическую повестку консерваторов и либералов, можно заметить серьезные отличия в подходе к международным взаимоотношениям кабинетов Ж. Кретьена и С. Харпера.

Либералы на фоне международной разрядки стремились к сотрудничеству с другими странами региона. Среди их приоритетов были: безопасность, защита окружающей среды и ответственное развитие региона. В отличие от них, консерваторы опирались на концепцию жесткого противодействия с другими арктическими странами, в частности с Россией. С помощью арктического вопроса С. Харпер стремился упрочить единство канадцев и укрепить позиции консерваторов. Однако со временем стало очевидно, что канадское общество интересуют не только военные аспекты раз-

вития Арктического региона. В связи с этим, подходя к очередным выборам, Консервативная партия внесла коррективы в свою программу. Произошел отход от прежней односторонней политики противостояния, и наметилось снижение актуальности арктической проблематики в политической жизни Канады.

Литература

Исраелян 2015 - Исраелян Е.В. Участие Канады в антироссийских санкциях //

США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 4. С. 54-75. Кузьмина 2019 - Кузьмина Т.Р. Эволюция взглядов канадских политических элит на арктический вопрос // Россия и Канада: арктические гиганты. СПб.: СКИФИЯ-принт, 2019. С. 120-135. Володин 2021 - Володин Д.А. Военное присутствие США на Канадском Севере в 1940-1950-е гг.: От оккупационной армии к единой системе ПВО // Россия и Америка в XXI в. URL: https://rusus.jes.su/index.php?dispatch=products. print_publication&product_id=87586&format=pdf&version_id=86090 (дата обращения 10.12.2021). Cavell 2011 - CavellJ. "A little more latitude". Explorers, politicians, and Canadian

Arctic policy during Laurier era // Polar Record. 2011. No. 4. P. 289-309. Smith 1966 - Smith G. Sovereignty in the North. The Canadian aspect of an international problem. The Arctic frontier // Toronto: University of Toronto Press. 1966. P. 194-255.

References

Cavell, J. (2011), " 'A little more latitude'. Explorers, politicians, and Canadian Arctic

policy during Laurier era", Polar Record, no. 4, pp. 289-309. Israelyan, E.V (2015), "Canada's participation in anti-Russian sanctions", USA and

Canada. Economics,politics, culture, no. 4, pp. 64-75. Kuzmina, T.R. (2019), "Evolution of Canadian political elites' position toward the Arctic issue", in Rossiya i Kanada: arkticheskiegiganty [Russia and Canada. The Arctic giants], SKIFIA-Print, Saint Petersburg, Russia, pp. 120-135. Smith, G. (1966), Sovereignty in the North. The Canadian aspect of an international

problem. The Arctic frontier, University of Toronto Press, Toronto, Canada. Volodin, D.A. (2021), "The US military presence in the Canadian North in the 1940s -1950s. From an 'Occupation army' to united air defense system", Russia and America in the 21st century, no. 2, available at: https://rusus.jes.su/index.php?dis-patch=products.print_publication&product_id=87586&format=pdf&version_ id=86090 (Accessed 10 Dec. 2021).

Информация об авторе

Василий И. Касенков, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, 125047, Москва, Миусская пл., 6; kasenkov_basil@mail.ru

Information about the author

Vasilii I. Kasenkov, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; kasenkov_basil@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.