_АРИСТЕИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УПОМЯНУТЫ ПТОЛЕМЕЕМ._
Хомиджонова М.А.
студенка исторического факультета ФерГУ
РЕЗЮМЕ
В статье анализируя научные литиратуры дается информация о племени аристеев, который является частью саков.
Ключевые слова: саки, аристеи, аравансайский оазис, семиречинская, приаральская и памиро-ферганская группа, Эрши, «южносибирский» тип.
РЕЗЮМЕ
Маколада илмий адабиётлар тахдили оркали саклар таркибига кирувчи аристей кабиласи тугрисида маълумот берилган.
Калит сузлар: саклар, аристейлар, аравонсой вохаси, еттисув, оролбуйи ва помир-фаргона гурухи, Эрши, "жанубий сибир" типи.
RESUME
The article analyzing scientific literatures provides information about the Aristeans tribe, which is part of the Sakas.
Key words: saki, aristeas, the arawansay oasis, the semerechinskaya, aral and pamir-fergana groups, Ershi, the «South Siberian» type.
Одной из важнейших проблем древней истории Востока, в первую очередь Средней Азии, является сакская проблема.
В археологической и исторической науке этому вопросу посвящено немало общих и частных исследований, среди которых первым наиболее обстоятельным трудом был труд В.Григорьева «О скифском народе саках»[6].
Оставляя в стороне полную историю вопроса изучения саков, следуюшим этапом в интерпретации текстов письменных источников являются работы В.В.Струве в области политической истории саков, С.П.Толстова - по истории их расселения и этногенеза, работы К.В.Тревер по истории культуры, а также многие другие исследования [6; 8; 9; 11; 12; 14].
Прежде чем перейти к проблеме аристеев мы кратко остановимся о саках.
Саки - под этим названием античные и древне-персидские источники объединяли как европейских, так и азиатских кочевников, часто отождествляя их со скифами (по Геродоту, «Саки... они же скифы... персы всех скифов зовут саками» [10, с. 85]. Китайские источники подразумевали под саками население восточной части Средней Азии. Авторы 80-х годов ХХ века считают, что в пределах Средней Азии и Семиречья в середине первого тысячелетия до н. э. существовали три крупные группы кочевых сакских племен: семиречинская, приаральская и памиро-ферганская, образовавшие крупную сакскую этническую общность. Как отмечает известный историограф «...Сакский эпос лежит в истоках эпоса народов Средней Азии и Ирана. Значительна роль сакского пласта в их этнической истории. Вопрос о степени этногенетиче-ского и языкового родства и близости культур саков и скифов и в значительно более широком диапазоне всего «скифского мира» требует дальнейшего изучения»[10, с. 86] и в этой сфере, как нам уже известно, продолжаются работы до сегодняшнего времени [11; 13].
50-е годы ХХ столетия обширные работы по археологическому изучению Семиречья и Центрального Тянь-шаня дали ученым возможность выявить археологические комплексы, которые они и предложили именовать сакскими [5]. А.Н.Бернштам в свое время останавливался на некоторых вопросах саков, а именно: 1) на генезис и племенной состав восточной группы саков, саков заяксартских; 2) на локальные особенности трех основных групп: а) тяньшано-памирских, б) фергано-алайских, в) яксарто-каратауских, т. е. сырдарьинских [5, с. 208].
Много не задерживаясь на этой проблеме, мы хотели бы рассмотреть краткую историю племен аристеев, каторые, по нашему мнению тоже как и другие племена входили в состав саков, как нам кажется обитавшие в юго-восточной части Ферганской долины, а точнее в аравансайском оазисе.
Но в источниках и во многих научных публикациях авторы или исследователи мало упоминают о племени аристеи [1, с. 216; 2, с. 528; 4, с. 7,12; 5, с. 190, 207, 211, 214, 216; 10, с. 198; 15, с. 56]. Б.В.Лунин в книге «История Узбекистана в источниках» приводит только очень краткое сведение Клавдия Птолемея: «В этой местности близ Оксий-ских гор живут пазики, в северном отрезке Яксарта - ятии и тохары, под ними - авгалы, далее за Согдийскими горами - оксидранки, дрибакты и кан-дары, под горами - мардиены, у Окса - оксиане и хоразмии, к востоку от них - дрепсианы, до обеих рек; еще восточнее - аристеи у Яксарта и кирродеи у Окса; ...» [10, с. 198]. Из этого можем считать, что позднееэллинистические авторы уже были уведомлены о населении Ферганской долины. В частности и про аристеев тоже. Хотя эти данные не дают полную политическую и социальную историю этих племен, методом сопоставления и анализируя исторические источники мы можем, восстановит исторический процесс того времени.
Исходя из данных более поздних античных авторов, можно выяснить с большей или меньшей
определенностью местоположение и других племен. По Сырдарье, ближе к западной части Ферганы, так же как и в соседнем Ташкентском оазисе, жили племена скифы-абии «водные», позднее получившие по имени реки, по берегам которой они жили, наименование яксарты. Они проживали вдоль Сырдарьи и к северу от нее и входили, вероятно, в конфедерацию заяксартских саков, которые именовались саки хаомоварга, или амюргии. К югу от париканиев, у склонов Туркестанского хребта и в межгорных долинах малого Алая жили племена аристеи, по имени которых в средние века эта горная страна называлась Рашт. Долину Чон-алая и далее на запад, Каратегин, заселяли тоже скифские племена - кумеды [4, с. 7]. Как пишет А.Н. Берн-штам, по Фергане были расселены племена парика-нии, от имени которых происходит современное название долины Паргона - Фергана; на юге Ферганы были племена аристеи [3, с. 85]. Таковы были основные племенные группы древней Ферганы накануне выхода ее на политическую арену.
Во II в. до н. э. ее завоевали усуни, племена Тянь-шаня, образовавшие на ее территории кушан-ское государство, впоследствии распространившееся далеко за пределы Ферганы. В династийном названии кушан А.Н.Бернштам устанавливает закономерное изменение племенного имени усунь, тяньшаньских завоевателей Ферганы [4, с. 9-10]. Мы думаем, что эти племена жили в очень тесно связанном контакте, т.е. взаимосвязи друг с другом с эпохи бронзы до раннего средневековья и во все времена своего существования.
Наряду с земледелием существенное место в экономике Ферганы, точнее даваньского периода, занимало скотоводство пастушеского типа. Это засвидетельствовано указанием на разведение высокоценной породы лошадей с различными наименованиями (шаньма, тяньма и др.). Скот содержался не только на естественных выпасах, было известно и стойловое содержание, о чем говорят посевы люцерны. Разведение лошадей играло большую роль в жизни ферганцев. О существовавшем в Давани культе лошади можно судить по наскальным изображениям у г. Ош на скалах Айрымач-тау и у села Араван. Как считают некоторые ученые, лошадей разводили именно племена аристеи. Это отразилось в наскальных изображениях у древней столицы Ферганы, города Эрши (развалины в городе Марха-мат, Мархаматского района, Андижанской области). Имя города Эрши есть не что иное, как китайское произношение племенного названия Арист. В статье о Фергане В.Бартольд отмечал, что «название племени аристеев, по видимому, соответствует названию реки и округа Урест около Оша» [1, с. 528]. Город Арист - Эрши как раз и славился своими лошадьми.
Аристеи, как и другие племена Ферганы, были скифского происхождения, и эта связь с кочевничеством не была утрачена ферганцами в 11-1 вв. до н. э. Еще Чжан Цянь упоминал, что они «искусны в конной стрельбе» [4, с. 11-12].
Как мы уже выше упоминали имя скифов-ари-стеев запечатлено топонимикой средних веков
Урест, Урешт, Рашт [1, с. 216; 2, с. 528] и выразительной иконографией на Араванской скале с изображением лошадей, которых разводили скифы и их преемники.
Для нас представляет интерес, что вблизи Оша В.Бартольд отмечает город и реку Урест. Ссылаясь на Птолемея он писал: «Река Урест один из притоков Сырдарьи, по видимому тождественна с Ош-ской рекой (Ак-Бура), которая по рукописи Туман-ского протекала между Ошем и Урестом» [1, с. 216]. Видимо все авторы включая В.Бартольда когда писали про аристеев они ссылались Птолемею, единственному автору которые дает информацию об этих племенах.
Вскрытие курганов Тулейкенской группы подтвердил принадлежность этой группы курганов к скифской эпохе У1-1У вв. до н. э. и, тем самым, к группе племен аристеев. Раскопка кургана в урочище Чакмак (бассейн р. Гульча), в дополнение к раскопкам А.Бернштама в 1946 г., обнаружила два костяка - мужчины и женщины под небольшой курганной насыпью, диаметром 5 м, перекрывающей квадратную выкладку 2x2м. Учитывая конструкцию погребения и находку в 1946 г. в аналогичной могиле бронзового, круглого в сечении шила типа булавки с головой (Чакмакский могильник) и сопоставляя это с находкой 1947 г., погребение А.Бернштам относит ко времени ранних саков, к У1-У вв. до н.э. Весьма важно подчеркнуть, что здесь ученый наблюдают «южносибирский» тип захоронения в тяньшанском варианте (квадратная выкладка с плоской полусферической насыпью) и сако-усунский вид посуды с типичной для Ферганы монохромной красной раскраской. Эти явления инфильтрации тяньшанских культурных элементов были прослежены и при раскопках курганов в Тулейкенской группе. Судя по исторической топографии этого района, исследованного в 1946 г., курганы Тулейкенской группы должны были относиться к скифскому времени, и принадлежать скифам-аристеям.
Из этого можно полагать, что аристеи принадлежали скифскому кругу племен саков, которые в период Ф 11/2 заселяли юго-восточную Фергану. Как видно из некоторых исследований про аристеев сведения малочисленны и очень скудны. Если посмотреть информации о аристеев источники оповещают про них в основном 50-е годы ХХ века, и следующие сведение были известны только после 80-х годов ХХ столетия, а самые последние только в 2000 и 2017 годах [16, с. 62].
В заключении можно сказать что: 1) в источниках и во многих научных публикациях авторы или исследователи мало упоминают о племени аристеев, и как мы считаем, что новые исследования аристеевской культуры это проблема будущего; 2) Аристеи, как и другие племена Ферганы, были скифского (сакского - Х. М.) происхождения, и эта связь с кочевничеством не была утрачена во 11-1 вв. до н. э. ферганцами; 3) Если для тяньшянской группы ведущими племенами являлись исседоны, то на ферганоалайской почве мы та-
кими ведущими племенами склонны считать ари-стеев. Имя аристеев запечатлено древней и средневековой топонимикой в китайской форме Эрши, арабо-персидской Урест, Рашт и т.д.
Литература:
1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. Том 1. Из-дат. Восточной литературы, 1963.
2. Бартольд В.В. Работы по исторической географии. Сочинения. Том 3. Из-дат. Восточной литературы, 1965.
3. Бернштам. А.Н. Очерк истории гуннов / А.Н..Бернштам. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. - 262 с.
4. Бернштам А.Н. Древняя Фергана (научно-популярный очерк) - Т.: Из-дат АН УзССР, 1951.
5. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-шаня и Памиро-Алая. МИА, №26. Из-дат. АН СССР, - М,-Л., 1952.
6. Воронец М., Тревер К.В., Якубовский А.Ю. История Узбекистана. т. 1. - Ташкент, 1950.
7. Григорев В. О скифском народе саках. Типография Императорской Академии Наук, 1871. - 211 с.
8. Кочевники Евразийских степей и античный мир (проблемы контактов) // Материалы 2-го археологического семинара. - Новочеркасск., Музей истории донского казачества, 1989. - 156 с.
9. Литвинский Б.А. Кангюско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). - Душанбе. Дониш, 1968.
10. Лунин Б.В. История Узбекистана в источниках. - Т.: Фан, 1984. - С. 85.
11. Степная полоса Азиатской части СССР в скифско-сарматское время. - М., Наука, 1982. - 493 с.
12. Струве В.В. Восстание в Маргиане при Дарии I. МЮТАКЭ, вып. 1, Ашхабад, 1949.
13. «Саки и савроматы Казахских степей: контакт культур» // Сборник научных статей, посвяшенный памяти Бекена Нурмуханбетова. Алматы, 2016. - 252 с.
14. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.
15. Хужаев А. Фаргона тарихига оид маълумотлар. - Фаргона. Фаргона, 2013.
16. Аюбов А.Р. Население древней Ферганы: Саки или Парикане? // Номаи донишго^. Учёные записки. Scientific notes. №3 (52). 2017. - С. 61-66.