Научная статья на тему 'Аристеи, которые были упомянуты Птолемеем'

Аристеи, которые были упомянуты Птолемеем Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКИ / АРИСТЕИ / АРАВАНСАЙСКИЙ ОАЗИС / СЕМИРЕЧИНСКАЯ / ПРИАРАЛЬСКАЯ И ПАМИРОФЕРГАНСКАЯ ГРУППА / ЭРШИ / "ЮЖНОСИБИРСКИЙ" ТИП / САКЛАР / АРИСТЕЙЛАР / АРАВОНСОЙ ВОҳАСИ / ЕТТИСУВ / ОРОЛБўЙИ ВА ПОМИР-ФАРғОНА ГУРУҳИ / "ЖАНУБИЙ СИБИР" ТИПИ / SAKI / ARISTEAS / THE ARAWANSAY OASIS / THE SEMERECHINSKAYA / ARAL AND PAMIR-FERGANA GROUPS / ERSHI / THE "SOUTH SIBERIAN" TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хомиджонова М.А.

В статье анализируя научные литиратуры дается информация о племени аристеев, который является частью саков.Мақолада илмий адабиётлар таҳлили орқали саклар таркибига кирувчи аристей қабиласи тўғрисида маълумот берилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzing scientific literatures provides information about the Aristeans tribe, which is part of the Sakas.

Текст научной работы на тему «Аристеи, которые были упомянуты Птолемеем»

_АРИСТЕИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УПОМЯНУТЫ ПТОЛЕМЕЕМ._

Хомиджонова М.А.

студенка исторического факультета ФерГУ

РЕЗЮМЕ

В статье анализируя научные литиратуры дается информация о племени аристеев, который является частью саков.

Ключевые слова: саки, аристеи, аравансайский оазис, семиречинская, приаральская и памиро-ферганская группа, Эрши, «южносибирский» тип.

РЕЗЮМЕ

Маколада илмий адабиётлар тахдили оркали саклар таркибига кирувчи аристей кабиласи тугрисида маълумот берилган.

Калит сузлар: саклар, аристейлар, аравонсой вохаси, еттисув, оролбуйи ва помир-фаргона гурухи, Эрши, "жанубий сибир" типи.

RESUME

The article analyzing scientific literatures provides information about the Aristeans tribe, which is part of the Sakas.

Key words: saki, aristeas, the arawansay oasis, the semerechinskaya, aral and pamir-fergana groups, Ershi, the «South Siberian» type.

Одной из важнейших проблем древней истории Востока, в первую очередь Средней Азии, является сакская проблема.

В археологической и исторической науке этому вопросу посвящено немало общих и частных исследований, среди которых первым наиболее обстоятельным трудом был труд В.Григорьева «О скифском народе саках»[6].

Оставляя в стороне полную историю вопроса изучения саков, следуюшим этапом в интерпретации текстов письменных источников являются работы В.В.Струве в области политической истории саков, С.П.Толстова - по истории их расселения и этногенеза, работы К.В.Тревер по истории культуры, а также многие другие исследования [6; 8; 9; 11; 12; 14].

Прежде чем перейти к проблеме аристеев мы кратко остановимся о саках.

Саки - под этим названием античные и древне-персидские источники объединяли как европейских, так и азиатских кочевников, часто отождествляя их со скифами (по Геродоту, «Саки... они же скифы... персы всех скифов зовут саками» [10, с. 85]. Китайские источники подразумевали под саками население восточной части Средней Азии. Авторы 80-х годов ХХ века считают, что в пределах Средней Азии и Семиречья в середине первого тысячелетия до н. э. существовали три крупные группы кочевых сакских племен: семиречинская, приаральская и памиро-ферганская, образовавшие крупную сакскую этническую общность. Как отмечает известный историограф «...Сакский эпос лежит в истоках эпоса народов Средней Азии и Ирана. Значительна роль сакского пласта в их этнической истории. Вопрос о степени этногенетиче-ского и языкового родства и близости культур саков и скифов и в значительно более широком диапазоне всего «скифского мира» требует дальнейшего изучения»[10, с. 86] и в этой сфере, как нам уже известно, продолжаются работы до сегодняшнего времени [11; 13].

50-е годы ХХ столетия обширные работы по археологическому изучению Семиречья и Центрального Тянь-шаня дали ученым возможность выявить археологические комплексы, которые они и предложили именовать сакскими [5]. А.Н.Бернштам в свое время останавливался на некоторых вопросах саков, а именно: 1) на генезис и племенной состав восточной группы саков, саков заяксартских; 2) на локальные особенности трех основных групп: а) тяньшано-памирских, б) фергано-алайских, в) яксарто-каратауских, т. е. сырдарьинских [5, с. 208].

Много не задерживаясь на этой проблеме, мы хотели бы рассмотреть краткую историю племен аристеев, каторые, по нашему мнению тоже как и другие племена входили в состав саков, как нам кажется обитавшие в юго-восточной части Ферганской долины, а точнее в аравансайском оазисе.

Но в источниках и во многих научных публикациях авторы или исследователи мало упоминают о племени аристеи [1, с. 216; 2, с. 528; 4, с. 7,12; 5, с. 190, 207, 211, 214, 216; 10, с. 198; 15, с. 56]. Б.В.Лунин в книге «История Узбекистана в источниках» приводит только очень краткое сведение Клавдия Птолемея: «В этой местности близ Оксий-ских гор живут пазики, в северном отрезке Яксарта - ятии и тохары, под ними - авгалы, далее за Согдийскими горами - оксидранки, дрибакты и кан-дары, под горами - мардиены, у Окса - оксиане и хоразмии, к востоку от них - дрепсианы, до обеих рек; еще восточнее - аристеи у Яксарта и кирродеи у Окса; ...» [10, с. 198]. Из этого можем считать, что позднееэллинистические авторы уже были уведомлены о населении Ферганской долины. В частности и про аристеев тоже. Хотя эти данные не дают полную политическую и социальную историю этих племен, методом сопоставления и анализируя исторические источники мы можем, восстановит исторический процесс того времени.

Исходя из данных более поздних античных авторов, можно выяснить с большей или меньшей

определенностью местоположение и других племен. По Сырдарье, ближе к западной части Ферганы, так же как и в соседнем Ташкентском оазисе, жили племена скифы-абии «водные», позднее получившие по имени реки, по берегам которой они жили, наименование яксарты. Они проживали вдоль Сырдарьи и к северу от нее и входили, вероятно, в конфедерацию заяксартских саков, которые именовались саки хаомоварга, или амюргии. К югу от париканиев, у склонов Туркестанского хребта и в межгорных долинах малого Алая жили племена аристеи, по имени которых в средние века эта горная страна называлась Рашт. Долину Чон-алая и далее на запад, Каратегин, заселяли тоже скифские племена - кумеды [4, с. 7]. Как пишет А.Н. Берн-штам, по Фергане были расселены племена парика-нии, от имени которых происходит современное название долины Паргона - Фергана; на юге Ферганы были племена аристеи [3, с. 85]. Таковы были основные племенные группы древней Ферганы накануне выхода ее на политическую арену.

Во II в. до н. э. ее завоевали усуни, племена Тянь-шаня, образовавшие на ее территории кушан-ское государство, впоследствии распространившееся далеко за пределы Ферганы. В династийном названии кушан А.Н.Бернштам устанавливает закономерное изменение племенного имени усунь, тяньшаньских завоевателей Ферганы [4, с. 9-10]. Мы думаем, что эти племена жили в очень тесно связанном контакте, т.е. взаимосвязи друг с другом с эпохи бронзы до раннего средневековья и во все времена своего существования.

Наряду с земледелием существенное место в экономике Ферганы, точнее даваньского периода, занимало скотоводство пастушеского типа. Это засвидетельствовано указанием на разведение высокоценной породы лошадей с различными наименованиями (шаньма, тяньма и др.). Скот содержался не только на естественных выпасах, было известно и стойловое содержание, о чем говорят посевы люцерны. Разведение лошадей играло большую роль в жизни ферганцев. О существовавшем в Давани культе лошади можно судить по наскальным изображениям у г. Ош на скалах Айрымач-тау и у села Араван. Как считают некоторые ученые, лошадей разводили именно племена аристеи. Это отразилось в наскальных изображениях у древней столицы Ферганы, города Эрши (развалины в городе Марха-мат, Мархаматского района, Андижанской области). Имя города Эрши есть не что иное, как китайское произношение племенного названия Арист. В статье о Фергане В.Бартольд отмечал, что «название племени аристеев, по видимому, соответствует названию реки и округа Урест около Оша» [1, с. 528]. Город Арист - Эрши как раз и славился своими лошадьми.

Аристеи, как и другие племена Ферганы, были скифского происхождения, и эта связь с кочевничеством не была утрачена ферганцами в 11-1 вв. до н. э. Еще Чжан Цянь упоминал, что они «искусны в конной стрельбе» [4, с. 11-12].

Как мы уже выше упоминали имя скифов-ари-стеев запечатлено топонимикой средних веков

Урест, Урешт, Рашт [1, с. 216; 2, с. 528] и выразительной иконографией на Араванской скале с изображением лошадей, которых разводили скифы и их преемники.

Для нас представляет интерес, что вблизи Оша В.Бартольд отмечает город и реку Урест. Ссылаясь на Птолемея он писал: «Река Урест один из притоков Сырдарьи, по видимому тождественна с Ош-ской рекой (Ак-Бура), которая по рукописи Туман-ского протекала между Ошем и Урестом» [1, с. 216]. Видимо все авторы включая В.Бартольда когда писали про аристеев они ссылались Птолемею, единственному автору которые дает информацию об этих племенах.

Вскрытие курганов Тулейкенской группы подтвердил принадлежность этой группы курганов к скифской эпохе У1-1У вв. до н. э. и, тем самым, к группе племен аристеев. Раскопка кургана в урочище Чакмак (бассейн р. Гульча), в дополнение к раскопкам А.Бернштама в 1946 г., обнаружила два костяка - мужчины и женщины под небольшой курганной насыпью, диаметром 5 м, перекрывающей квадратную выкладку 2x2м. Учитывая конструкцию погребения и находку в 1946 г. в аналогичной могиле бронзового, круглого в сечении шила типа булавки с головой (Чакмакский могильник) и сопоставляя это с находкой 1947 г., погребение А.Бернштам относит ко времени ранних саков, к У1-У вв. до н.э. Весьма важно подчеркнуть, что здесь ученый наблюдают «южносибирский» тип захоронения в тяньшанском варианте (квадратная выкладка с плоской полусферической насыпью) и сако-усунский вид посуды с типичной для Ферганы монохромной красной раскраской. Эти явления инфильтрации тяньшанских культурных элементов были прослежены и при раскопках курганов в Тулейкенской группе. Судя по исторической топографии этого района, исследованного в 1946 г., курганы Тулейкенской группы должны были относиться к скифскому времени, и принадлежать скифам-аристеям.

Из этого можно полагать, что аристеи принадлежали скифскому кругу племен саков, которые в период Ф 11/2 заселяли юго-восточную Фергану. Как видно из некоторых исследований про аристеев сведения малочисленны и очень скудны. Если посмотреть информации о аристеев источники оповещают про них в основном 50-е годы ХХ века, и следующие сведение были известны только после 80-х годов ХХ столетия, а самые последние только в 2000 и 2017 годах [16, с. 62].

В заключении можно сказать что: 1) в источниках и во многих научных публикациях авторы или исследователи мало упоминают о племени аристеев, и как мы считаем, что новые исследования аристеевской культуры это проблема будущего; 2) Аристеи, как и другие племена Ферганы, были скифского (сакского - Х. М.) происхождения, и эта связь с кочевничеством не была утрачена во 11-1 вв. до н. э. ферганцами; 3) Если для тяньшянской группы ведущими племенами являлись исседоны, то на ферганоалайской почве мы та-

кими ведущими племенами склонны считать ари-стеев. Имя аристеев запечатлено древней и средневековой топонимикой в китайской форме Эрши, арабо-персидской Урест, Рашт и т.д.

Литература:

1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. Том 1. Из-дат. Восточной литературы, 1963.

2. Бартольд В.В. Работы по исторической географии. Сочинения. Том 3. Из-дат. Восточной литературы, 1965.

3. Бернштам. А.Н. Очерк истории гуннов / А.Н..Бернштам. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. - 262 с.

4. Бернштам А.Н. Древняя Фергана (научно-популярный очерк) - Т.: Из-дат АН УзССР, 1951.

5. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-шаня и Памиро-Алая. МИА, №26. Из-дат. АН СССР, - М,-Л., 1952.

6. Воронец М., Тревер К.В., Якубовский А.Ю. История Узбекистана. т. 1. - Ташкент, 1950.

7. Григорев В. О скифском народе саках. Типография Императорской Академии Наук, 1871. - 211 с.

8. Кочевники Евразийских степей и античный мир (проблемы контактов) // Материалы 2-го археологического семинара. - Новочеркасск., Музей истории донского казачества, 1989. - 156 с.

9. Литвинский Б.А. Кангюско-сарматский фарн (к историко-культурным связям племен южной России и Средней Азии). - Душанбе. Дониш, 1968.

10. Лунин Б.В. История Узбекистана в источниках. - Т.: Фан, 1984. - С. 85.

11. Степная полоса Азиатской части СССР в скифско-сарматское время. - М., Наука, 1982. - 493 с.

12. Струве В.В. Восстание в Маргиане при Дарии I. МЮТАКЭ, вып. 1, Ашхабад, 1949.

13. «Саки и савроматы Казахских степей: контакт культур» // Сборник научных статей, посвяшенный памяти Бекена Нурмуханбетова. Алматы, 2016. - 252 с.

14. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.

15. Хужаев А. Фаргона тарихига оид маълумотлар. - Фаргона. Фаргона, 2013.

16. Аюбов А.Р. Население древней Ферганы: Саки или Парикане? // Номаи донишго^. Учёные записки. Scientific notes. №3 (52). 2017. - С. 61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.