Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 31-40. Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 1, pp. 31-40.
II. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ/HISTORY
Научная статья
УДК 378.4(470.55):930.25
doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-1-31-40
Архивные источники как культурный ландшафт истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова
Владимир Викторович Филатов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия, [email protected], https://orcid. org/0000-0003-3076-2324
Аннотация. В публикации исследуются архивные источники, послужившие основой для подготовки многотомного издания по истории одного из ведущих вузов страны МГТУ им. Г. И. Носова. Актуальность исследования вызвана необходимостью усилить патриотическое воспитание молодежи, уважение к традициям предшествующих поколений. История высшего учебного заведения дает благодатный материал для работы со студентами. Только используя весь арсенал воспитательного воздействия в учебной, научной и внеучебной работе можно добиться положительных результатов в формировании личности. Анализ архивных источников по истории МГТУ позволяет увидеть смыслы деятельности администрации и всего коллектива в повышении престижа университета, не только среди других вузов, но через выпускников - среди предприятий и организаций. Источниковедческий анализ источников помогает определить многообразие материалов для исследований, позволя-ющих наиболее полно отразить как качество документов, так и достоверность, и новизну содержания. Научная новизна обеспечивается тем, что архивные документы впервые вводятся в научный оборот, а также отсутствуют подобные работы источниковедческого анализа по истории МГТУ. Цель исследования - раскрыть значимость архивного документа в культурном ландшафте при изучении истории МГТУ. Объектом изучения являются архивные источники по истории МГТУ, а предметом - качественные характеристики, особенности документов, их содержательная часть. Итоги изучения архивных источников по истории университета свидетельствуют, что в основном документы соответствуют критериям для проведения аналитико-синтетической работы, применения как общенаучных, так и специальных методов исследования. Эти источники в основном обладают полнотой, достоверностью, новизной. Практические результаты проведенного исследования открывают возможности для междисциплинарного изучения отдельных аспектов деятельности вуза.
Ключевые слова: архивный источник, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, «Магнитогорский горно-металлургический институт», культурный ландшафт, история
Для цитирования: Филатов В. В. Архивные источники как культурный ландшафт истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 31-40. doi:10.18503/2658-3186-2024-8-1-31-40.
Original article
Archived sources as a cultural landscape - History of Nosov Magnitogorsk State
Technical University
Vladimir V. Filatov
Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia, [email protected], https://orcid. org/ 0000-0003-3076-2324
Abstract. The article examines archival sources that served as the basis for preparation of a multivolume publication on the history of Nosov Magnitogorsk State Technical University. The relevance of the study is caused by the need to strengthen the patriotic education of youth and respect to traditions of the past generations. The history of a higher educational institution provides quite fertile material for students' assessment. It is quite important to search and achieve positive results in the formation of personality using the entire arsenal of educational influence in educational, scientific and extracurricular work. Analysis of archival sources on the history of NMSTU allow to see the meaning of
© Филатов В. В., 2024.
the activities of the administration and the entire staff increasing the university prestige, not only among other universities, but through its graduates - among enterprises and organizations. The source analysis of the origins helps to determine the variety of materials for research, allowing to display most fully both the quality of documents and the reliability and novelty of the content. Scientific novelty is ensured by the fact that archival documents are being introduced into scientific circulation for the first time, and there are also no similar works of the source analysis on the history of NMSTU. The purpose of the study is to reveal the significance of an archival document in the cultural landscape when studying the NmStU history. The object of study is archival sources on the history of NMSTU, and the subject is qualitative characteristics, features of documents, and their content. The results of the study of archival sources on the university history indicate that basically the documents meet the criteria for conducting analytical and synthetic work, applying both general scientific and special research methods. These sources are generally complete, reliable, and quite new. The practical results of the study open up opportunities for interdisciplinary study on certain aspects of the university's activities.
Keywords: archival source, Magnitogorsk State Technical University named after. G. I. Nosova, Magnitogorsk Mining and Metallurgical Institute, cultural landscape, history
For citation: Filatov V. V., Archived sources as a cultural landscape - History of Nosov Magnitogorsk State Technical University, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 1, pp. 31-40. (In Russ.). doi:10.18503/2658-3186-2024-8-1-31-40.
Введение
90-летний юбилей одного из крупнейших вузов России представляет научный интерес для исследователей. Актуальность изучения истории ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» продиктована не столько юбилейными торжествами, сколько на примере одного вуза раскрыть динамику развития высшего образования на протяжении нескольких десятилетий. История высшего образования важна для воспитания у студентов любви к своему учебному заведению. Традиции университета, его достижения в решении сложных проблем подготовки квалифицированных специалистов для производства, школьного образования и других сфер трудовой деятельности не должны остаться забытыми. Каждое новое поколение сотрудников МГТУ привносило в сферу высшего образования свое видение более качественного обучения студентов, эффективные практики профессиональной подготовки. Этот опыт бесценен для будущего развития вуза, чтобы добиваться большего, не повторяя ошибок прошлого.
На протяжении девяти десятилетий в институте, академии, университете работали, учились замечательные люди, отдавая частицу своей души любимому делу. Немало выпускников стало знаменитыми руководителями, востребованными инженерами и учителями. Знания, полученные в вузе, становились важным элементом в карьерном росте. Но даже и без продвижения по службе бывшие студенты высоко держали марку университета на любой работе. Для нынешнего поколения студентов и преподавателей история МГТУ остается связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Это наша малая родина, alma mater. Как верно подметила профессор В. А. Жилина, сегодня важны скрепы, обеспечивающие безопасность и статусность нашего государства: патриотизм, этнический дух и уникальность народа [1, с. 34]. Поэтому актуально сохранить и приумножить достижения прошлого университета, укрепить патриотические скрепы поколений.
Публикация, не имеющая аналогов в отечественной и зарубежной историографии, многотомного издания по истории технического университета позволит осуществить эту задачу. Мнение, что эти публикации носят лишь информационно-справочный характер в корне неверно. Исследование велось с использованием общенаучных, исторических методов и выводами по важным проблемам. Каждый из изданных 13 томов (с общим объемом 264,7 печатных листа) по истории университета опирается на 10,3 тыс. документов, значительную часть из которых составляют архивные источники, впервые вводимые в научный оборот [2-14]. Исследование истории Магнитогорского горнометаллургического института (МГМИ) охватывает период 1930-1970-х гг. Профессор Уральского федерального университета, доктор исторических наук, главный редактор журнала «История и современное мировоззрение» В. В. Запарий [15], доцент МГТУ С. Л. Андреева в своих статьях положительно оценивают опыт научных исследований подобного рода [16; 17; 18].
Архивные источники также использовались автором при подготовке публикаций около 40 научных статей по истории университета. Изучение исторических источников, публикация монографий и научных статей по истории МГТУ будет продолжена.
Документальный исторический источник в широком смысле - это часть культуры, культурного ландшафта. Историю творят люди. Люди создают исторические документы, описывая исходя из своих взглядов, или по чьему-либо заданию происходившие события. Созданный документ изучает исследователь и, анализируя его, доносит свои выводы и размышления до читателя. Таковы основы источниковедения.
Для ученого историка важно не только найти и проанализировать содержание того или иного
документа, но и использовать методы источниковедения, чтобы раскрыть источник как явление культуры, продукт интеллектуальной деятельности человека (группы людей), подготовивших документ. Важно выявить особенности источника, его полноту, достоверность, новизну и аргументированно оценить его значение [19, с. 119]. По мнению профессора О. М. Медушевской, источниковедение помогает актуализировать накопленный научный, педагогический и нравственный опыт [20, с. 874]. Поэтому необходимо не только «снять» информацию с документов по истории МГТУ, но и показать значимость, внутренние взаимосвязи содержания текста источника и внешние связи с другими документами для последующего исследования. В этом будет заключаться научная новизна публикации.
Большой вклад в изучение истории вуза внес историк-краевед, доцент МГМИ А. Г. Дегтярев. Его материалы в многотиражке «За кадры» под заголовком «Наша биография» общим объемом около 9 печатных листов не потеряли актуальности и в настоящее время. К сожалению, в публикациях А. Г. Дегтярева отсутствуют ссылки на архивные источники, поскольку в газетах это не допускается, но на его газетные материалы и труды других авторов в издании по истории университета обязательно делаются ссылки.
По истории высших учебных заведений явно недостаточно подготовлено монографий, диссертаций, научных статей. Источниковая база исследований высшего образования, за исключением небольших фрагментов, не стала объектом всестороннего специального изучения. В связи с этим попытка дать источниковедческий анализ ранее не изученных архивных документов по истории МГТУ позволит частично восполнить данный пробел.
Архивный материал, использованный при написании монографий по истории университета, в основном находится в Магнитогорском городском архиве. Фонд 60, опись 1 хранит документальные материалы МГТУ с 1930-х до конца 1990-х гг. [21]. Этот фонд насчитывает сотни дел по различным направлениям деятельности вуза. Фонд 60, опись 6 содержит личные дела доцентов, профессоров [22]. Помимо этого фонда, изучались дела Магнитогорского городского совета депутатов [23], в которых можно найти документы, связанные как с институтом, так и с городскими, прежде всего, с социально-бытовыми проблемами. Фонд 99, опись 4 (ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат») [24] важен для изучения научно-технических связей металлургического комбината с МГМИ, подготовки кадров для комбината. На этапе становления вуза до 1946 г. он находился в подчинении наркомата тяжелой промышленности (наркомата черной металлургии СССР) и частично ММК. В ряде случаев приходилось обращаться к документам райисполкомов [25].
Многие источники также хранятся в архиве МГТУ [26; 27]. Они содержат и дополняют те дела, что не были отправлены на хранение в городской архив. Кроме того, по профессорам и доцентам, работающим в настоящее время в университете, личные дела изучались в текущем архиве отдела кадров.
На основе архивных источников составлялись динамические таблицы, диаграммы с последующим их анализом. Архивные документы анализировались вместе с другими источниками, прежде всего, с периодической печатью, сборниками документов и т. п. Документы сформированы как за учебный год, так и за календарный год. В связи с этим сведения документов не совпадают. Однако исследовались и те и другие источники, расширяя знания о событиях прошлого. В данной статье анализ архивных документов будет дополняться выдержками из них.
Предваряет статью краткая историческая справка. В 1930-е гг. в Советском Союзе создавались высшие технические учебные заведения (втузы) на предприятиях тяжелой промышленности. Первый втуз в Магнитогорске начал работать с января 1931 г. Это был инженерно-строительный институт, филиал Свердловского строительного института [28, л. 5]. Затем в Магнитогорске появились и другие филиалы уральских втузов: горный, металлургический, энергетический. Постановление СНК СССР (22 марта 1934 г.), а также приказ главного управления учебных заведений наркомата тяжелой промышленности (ГУУЗа НКТ П) СССР (9 апреля 1934 г.) ликвидировали филиалы свердловских втузов. Вместо них создавался Магнитогорский горно-металлургический институт [29, л. 84]. Первым директором института в августе 1934 г. был назначен Антон Михайлович Упенек [30, л. 12 об. 13].
МГМИ в 1934-1935 учебном году получил право вести подготовку не только студентов-вечерников, но и прокатчиков на дневном отделении. Первоначально приходилось заниматься в неприспособленных для занятий помещениях. Аудиторий и лабораторий не хватало [31, л. 11]. В 1935 г. у горы Атач МГМИ получил здание бывшего городского промышленного училища [31, л. 1, 1 об.]. Для материально-технических целей института ассигнования наркоматом выделялись минимальные [32, л. 6 об.]. В годы Большого террора первый директор МГМИ и три преподавателя были репрессированы и расстреляны [33, л. 48]. Репрессиям подверглись и студенты. Как и многих пострадавших в те годы, их позднее реабилитировали.
В 1937 г. были выпущены из института первые 25 инженеров, начинавших учебу еще в филиа-
лах в 1932 г. [34, л. 1, 2]. До 1980 г. эта дата считалась годом открытия института, поскольку с осени 1932 г. филиалы назывались горно-металлургическим институтом. По постановлению Совета Министров СССР 1951 г. МГМИ присвоили имя бывшего директора ММК Г. И. Носова, который много сделал для развития института [35, л. 61]. В 1984 г. институт наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 г. МГМИ получил статус академии, а в 1998 г. - университета.
1. Официальные документы
Документы МГТУ, хранящиеся в архивах, можно условно разделить на официальные и внут-риинситутские. К официальным источникам относились: приказы и распоряжения Министерства и министра высшего и среднего специального образования (МВиССО) РСФСР, СССР (с 1959 г.). Первоначально МГМИ подчинялся Всесоюзному комитету по делам высшей школы при СНК СССР (до 1946 г.) и Наркомату тяжелой промышленности СССР, Министерству высшего образования СССР (1946-1953, 1954-1959 гг., Министерству культуры СССР (1953-1954 гг.). К официальным документам также относились: постановления коллегии министерства; инструктивные письма; переписка ректората с министерством и др.
В архивах имеются материалы структурных подразделений наркоматов и министерств. Прежде всего, руководство вуза поддерживало связи с главным управлением, которое постоянно реорганизовывались, меняя свои функции и наименование: главное управление учебных заведений НКТП СССР, главное управление горно-металлургических вузов, главное управление химико-технологических, горно-металлургических и строительных вузов, главное управление инженерно-технических высших учебных заведений и др. В министерство институт отправлял финансовые и бухгалтерские отчеты, отчеты по научно-исследовательской работе, подготовке кадров через аспирантуру за календарный год, справки по запросу и другие документы. При этом следует учитывать, что документы имеют высокую степень достоверности, поскольку неоднократно проверялись вышестоящими органами на соответствие действительности.
Наиболее важными для ректората были приказы министра или министерства. Как правило, они публиковались на основе постановлений ЦК коммунистической партии, Совмина СССР, а также по результатам проверок деятельности высших учебных заведений. Иногда в приказах имелась информация об МГМИ, чаще всего, после ежегодных ревизий финансово-хозяйственной деятельности. В делах с документами министерства можно найти реакцию ректората на приказы, письма, инструкции и другую информацию, поступающую из вышестоящих органов, проследить стиль и методы управления высшими учебными заведениями. Ни один приказ не оставался без принятия мер по устранению недостатков, отмеченных в других вузах, некоторые из них были характерны и для МГМИ. Ректор (директор до 1961 г.) поручал соответствующим лицам проверить состояние работы в данной сфере и разработать мероприятия с указанием сроков и ответственных лиц. Порой и сам приказ вышестоящих инстанций требовал этого. Так, в 1965 г. МВиССО РСФСР рассмотрело акт проверки финансовых документов МГМИ. Приказ министерства отмечал, что ректорат и главный бухгалтер не полностью устранили ранее указанные недостатки и допустили новые нарушения. Среди них назывались: высокий отсев студентов; задолженность за проживание в общежитии; неудовлетворительное состояние складского хозяйства и др. [36, л. 184]. На основании этого ректор в своем приказе потребовал от проректора по административно-хозяйственной части навести порядок в складском хозяйстве; ликвидировать задолженность квартиросъемщиков и студентов, проживавших в общежитиях института; привести количество и стоимость материалов на складах до установленных нормативов и т. д. Главному бухгалтеру МГМИ поручалось внедрить сальдовый метод учета материалов; провести годовую инвентаризацию основных средств; постоянно контролировать ход выполнения сметных ассигнований и соблюдать установленные нормативы и т. д. [37, л. 84].
Финансовые, бухгалтерские отчеты также были важны для МГМИ, поскольку от соблюдения определенных требований зависело развитие института в будущем году, выделение ассигнований в зависимости от выполнения сметы за текущий год. Эти документы позволяют проанализировать плановые показатели и их выполнение по контингенту студентов, штатному составу III 1С, научно-исследовательской работе, материально-технической базе и др. В справках по итогам ревизий имеются объяснения мер ректората по поводу высказанных замечаний в ходе проверок. Например, по итогам ревизии института за 1950 г. главное управление министерства выявило сверхнормативный запас материалов, дебиторскую задолженность. Главное управление требовало устранения недостатков [38, лл. 296-299]. В объяснительной записке в министерство ректор раскрыл причины создавшегося положения и пути ликвидации упущений [38, л. 303, 305, 308, 342-347].
От количества отчисленных студентов зависели ассигнования институту в будущем году. Отсев в 1970 календарном году на дневных факультетах предполагался 352 человека, а фактически был 314,
из них 135 - за академическую неуспеваемость [39, л. 17, 29]. Подобный факт оценивался министерством как положительное явление, поскольку институт добился сокращения количества отчисленных студентов. Это было выгодно для министерства в экономии бюджетных средств. Документально подтверждалась истинность архивного источника.
Научный интерес представляют ежегодные отчеты института по научно-исследовательской работе. В них можно выявить количество и объем научных тем, научные направления деятельности факультетов и кафедр. Много места в отчете отводится результатам хоздоговорных (внебюджетных) работ и расходованию средств, полученных от их заказчиков. Значимы для исследователя истории МГТУ итоги внедрения научных разработок, их эффективность. Особо привлекают внимание достижения как отдельных ученых, так и групп научных работников, внесших значительный вклад в рационализацию производства, имевших патенты на изобретения. В текстах можно найти и проанализировать связь института с промышленными предприятиями, строительными организациями, другими организациями и учреждениями. Архивные документы раскрывают динамику подготовки и переподготовки научных кадров, повышения остепененности преподавательского состава. Другие источники подтверждали истинность и новизну документов.
Так, в отчете по научно-исследовательской работе института сообщалось, что в 1955 г. прошла XVIII ежегодная научно-техническая конференция. Интересный доклад подготовили ученые кафедры металлургии чугуна профессор М. А. Стефанович, аспиранты Н. Н. Бабарыкин, А. Г. Неясов. Актуальными для мартеновского производства оказались сообщения преподавателей А. И. Дьяконова, К. А. Зуца, П. Н. Перчаткина и инженера ММК Б. И. Заякина. Для технологов были важными доклады профессоров Г. М. Заморуева и М. И. Бояршинова. Так, Г. М. Заморуев разработал теорию форм изнашивания металлов. М. И. Бояршинов определил ряд проблем технологии производства биметаллической проволоки. Выступления на конференции для многих ученых стали частью докторских и кандидатских диссертаций [40, л. 26-30]. В отчете за 1963 г. институт сообщал в министерство, что с 1958 по 1963 гг. в МГМИ опубликовали 19 сборников научных трудов с 493 статьями. При этом 184 статьи приходились на 1963 г. За это время преподаватели института опубликовали 279 статей в различных научных журналах. За шесть лет было издано 6 монографий, 8 учебников, 3 брошюры, 11 учебных и 9 методических пособий [41, л. 126]. По тем временам это были высокие показатели. В отчете по науке за 1978 г. указывалось, что за 1976-1978 гг. институт внедрил 250 научно-исследовательских работ с общим экономическим эффектом 23,6 млн руб. Работа ученых позволила на предприятиях страны сэкономить 15 тыс. т металла, 22,4 тыс. т условного топлива, 7,4 млн кВт-час электроэнергии [42, л. 74].
Значительный объем информации о деятельности вуза содержится в отчетах за учебный год. В них можно узнать о количестве кафедр, лабораторий, кабинетов, аудиторий. Отчет показывает численность профессорско-преподавательского состава как в целом по институту, так по факультетам. Большое внимание отводится организации учебного процесса: количеству студентов; успеваемости; отчислению; приемной кампании; выпуску специалистов. Отдельно раздел посвящается подготовительному отделению. В отчетах можно найти повестки заседаний ученого совета. Специальные разделы затрагивали вопросы политико-воспитательной работы, общественной деятельности, культурно-массовой и спортивной работы. Здесь можно узнать, что студенты МГМИ оказывали посильную помощь ММК в годы Отечественной войны. Так, ночью студенты участвовали в разгрузке руды для доменщиков [43, л. 190]. Такого рода помощь института комбинату и городу проводилась регулярно.
Или сообщалось о том, что в 1967-1968 учебном году 13,8 тыс. студентов принимали участие в 105 спортивных различных соревнованиях институтского, городского, областного и республиканского масштабов. Сборные команды МГМИ в городских соревнованиях стали победителями по баскетболу, волейболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике, велосипеду, а по лыжному и конькобежному спорту заняли вторые места. За высокие достижения в развитии физкультуры и спорта МГМИ был удостоен Почетных грамот областного совета ДСО «Буревестник» [44, л. 38].
В повышении остепененности преподавателей большую роль сыграло открытие советов по защите кандидатских (1956 г.) и докторских диссертаций (1962 г.) [45, л. 2; 46, л. 394]. В 1963 г. на заседании объединенного Совета по присуждению ученых степеней МГМИ прошло обсуждение докторской диссертации А. М. Бигеева. Как сказал заведующий кафедрой теории металлургических процессов Н. Л. Гольдштейн, «...основное достоинство рассматриваемой работы заключается в том, что в ней сделан дальнейший шаг в разработке количественных соотношений мартеновского процесса, учитывающих физико-химические превращения. Особенно ценным является метод расчета шихты и баланса мартеновского процесса. Разумеется, работа т. Бигеева не дает исчерпывающего решения вопроса в связи со сложностью процессов и отсутствием в ряде случаев достаточно надежных данных. Важно, что в работе указаны пути решения задачи, и результаты работы в виде первого приближения могут быть использованы в производственных условиях при комплексной
механизации мартеновского процесса» [47, л. 71].
Профессор, ректор МГМИ Н. Е. Скороходов выразился, что «в целом ряде пунктов этой работы открыты двери для кандидатских диссертаций <...> Громадным достоинством диссертации т. Бигеева является смелая постановка вопроса об автоматизации управления мартеновским производством» [47, л. 122-123]. Все члены совета единодушно проголосовали за присуждение А. М. Бигееву ученой степени доктора технических наук. Действительно, вклад А. М. Бигеева в науку был значительным. Это признавало и руководство ММК.
В то же время проверки ВАК деятельности совета МГМИ в 1974, 1976 гг. выявили грубые нарушения при защитах диссертаций [48, л. 32-35; 49, л. 109 об.-110 об.]. Это послужило основанием для принятия серьезных мер по наведению должного порядка в работе совета. Материалы заседаний совета свидетельствуют, насколько требовательно относилась ВАК к защите диссертационных исследований. Уроки из этого были извлечены. В дальнейшем претензий к работе совета не наблюдалось. Обсуждение диссертаций носило требовательный, критический и конструктивный характер с предложениями обязательного использования полученных результатов на производстве.
Итак, как особенность официальных документов отмечается их высокая степень достоверности, поскольку они готовились в министерствах и их структурных подразделениях. Информация, посылаемая в вышестоящие организации, тщательно проверялась руководством вуза и подтверждалась регулярными проверками, ревизиями министерства.
2. Внутриинститутские источники
Внутриинститутская документация включала: приказы и распоряжения ректора; протоколы заседания ученого совета; протоколы заседаний деканских совещаний; личные дела профессоров и доцентов; протоколы заседаний кафедр и другие архивные источники. Перечислены далеко не все документы, хранящиеся в архивах, но в первую очередь те, что позволяют проанализировать состояние различных сфер деятельности ректората и всего коллектива института. Следует иметь в виду, что и эта документация могла быть подвергнута проверке вышестоящими организациями, включая местные советские и партийные органы, органы народного контроля и другими структурами.
Среди внутриинститутской документации наиболее значимыми архивными источниками являются приказы ректора. Они отражают позицию ректората на злободневные вопросы жизнедеятельности коллектива. В зависимости от ситуации в институте ректор определял главные направления по улучшению деятельности сотрудников и студентов, контроля принятых решений, используя при этом как меры поощрения, так и наказания. Так, в 1966 г. в приказе ректора МГМИ предлагалось привлекать хорошо успевавших студентов к исследовательской работе кафедр, помогая им углублять и расширять свои знания. Многие студенты участвовали в выполнении научно-исследовательских работ. На большинстве кафедр лабораторные работы велись на уровне самостоятельных научных исследований, темы курсовых и дипломных работ носили исследовательский характер. В институте при кафедрах работали 22 научных кружка. На каждом факультете имелся план работы кружков, были определены тематика, исполнители и научные руководители работ [50, л. 130; 51, л. 22-23].
Большой научный интерес представляют протоколы заседаний Совета по учебным, методическим и хозяйственным вопросам (ученого совета) института. При обсуждении актуальных проблем шла свободная дискуссия членов совета, в состав которого входили представители ректората, деканы, заведующие кафедрами, руководители других подразделений, профессора. Аполитичные выступления не допускались, но в остальном члены ученого совета и приглашенные высказывали критические и вместе с тем конструктивные предложения по улучшению работы в том или ином направлении.
В первые годы работы института возникало немало проблем, которые решались на заседаниях учебного совета (такое наименование ученый совет имел в 1930-е гг.). Так, в 1938 г. во время дискуссии по поводу успеваемости заведующий кафедрой физики П. Д. Корж слабую подготовку студентов связал с недостатками учебного плана. Он предложил физику на вечернем отделении сдавать по частям. Некоторых студентов направляли с производства по разрешению наркомата без сдачи экзаменов. Заведующий кафедрой химии Н. Н. Лапин в этом увидел причины низкой успеваемости и плохой посещаемости. По мнению директора МГМИ А. А. Безденежных, в первую очередь необходимо было избавиться от студентов-задолжников, и тех, кто не посещал занятия [52, л. 1, 1 об.].
Совет по рассмотрению представлений к присвоению ученых званий, учебных, методических, конкурсных, хозяйственных и других вопросов (ученый совет) принимал решения о замещении должностей. В июне 1960 г. на заседании совета проводилось голосование на замещение по конкурсу штатных и вакантных должностей по кафедрам института. Причем количество кандидатов было значительным - 51 человек. По ряду кандидатур, в основном ассистентов, большинство членов совета высказывалось «против». В то же время было и редкое одобрительное единодушие при голосова-
нии за хороших преподавателей [53, л. 82-84].
Личные дела профессорско-преподавательского состава находятся в трех архивах - городском, университетском и отдела кадров. В настоящее время на основе архивных данных опубликовано 638 персоналий. В монографиях, начиная с материалов по истории 1960-х гг., стали размещаться персоналии только на профессоров и доцентов. Биографии научной элиты института несут большую смысловую нагрузку. Важно не ограничиваться изучением общей информации о коллективе, но увидеть за каждым этапом деятельности вуза конкретного человека. Персоналии по каждому десятилетию истории МГТУ не зря начинаются с первой книги. В личном листке сотрудник заполнял о себе данные, писал автобиографию, правда, иногда неточно. Но эти неточности вполне устранимы, поскольку в деле находятся документы об образовании, ученой степени и звании. В деле имеется перечень научных трудов. Хотя характеристики порой носят слишком унифицированный, однотипный характер, но встречаются прекрасные оценки труда работника, особенно, когда отправляются в министерство на награждение. Интерес представляют материалы личного дела с информацией обсуждения кандидатур при выдвижении на должность, посещения занятий, повышения квалификации и т. д. Все это помогает раскрыть важные личностные качества и достижения преподавателя в учебной и научной деятельности. Например, из личного дела доцента Алексея Михайловича Осколкова можно узнать, что он получил высшее образование в государственном университете в г. Льеже (Бельгия) по квалификации «инженер-строитель». Затем работал в Китае. Получив советское гражданство, трудился в «Магнито-горскпроекте». В начале 1960-х гг. перешел на работу в МГМИ, где возглавил кафедру строительных конструкций. Характеристика отмечает его высокие профессиональные знания, педагогические достижения и успехи научно-исследовательской деятельности [54, л. 2, 7, 9-11, 31].
Приведено лишь небольшое количество материалов архивных источников. Внутриинститут-ские архивные документы представляют большую ценность для исследователя, поскольку позволяют понять суть важных процессов, происходивших в институте. По сравнению с официальными документами, в них больше сведений о человеке, коллективе, методах принятия решения руководителями различного ранга вуза. Эти архивные источники также обладают большой степенью достоверности, новизной, полнотой и структурой, установленной для каждого вида документов.
Заключение
Проведенный источниковедческий анализ архивных документов выявил значимость каждого источника: от протокола заседания какого-либо структурного подразделения института до приказа министра. В документах проявились результаты культурного ландшафта истории университета, позволяющие оценить не только качество источника по отношению к однородным источникам, но в связи с информационной насыщенностью материалов получить достоверные, новые сведения о тех людях, что творили историю вуза.
Архивные источники важны для дальнейшего изучения, применения контент-анализа, междисциплинарного подхода и других методов. Необходимо подготовить персоналии и на старших преподавателей, жизнь и работа которых заслуживает изучения. Следует провести крупное исследование и по истории Магнитогорского государственного университета до объединения двух вузов. Будущие исследователи, не только историки, могут найти в архивах новые источники или с помощью новых методов раскрыть историю МГТУ.
За каждодневными буднями с достижениями и неудачами, победами и поражениями прослеживаются Культура, Дух, Интеллект наших предшественников, которые общими усилиями проявляли инициативу, активность в трудные годы становления университета, во время Отечественной войны и послевоенного развития. Архивные источники позволяют глубже осознать пройденный исторический путь МГТУ, духовные скрепы того времени. С помощью источников опыт прошлого сохраняется и транслируется для нынешней и будущей студенческой молодежи.
Список источников
1. Жилина В. А. Цивилизационные сломы «месторазвития» культуры // Многообразие культур в условиях глобализованного мира и проблемы сохранения культурно-исторического наследия : материалы Междунар. науч. конф. Екатеринбург : Уральск. гос. пед. ун-т, 2022. С. 33-39.
2. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1930-е годы: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 261 с.
3. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1940-е годы: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 394 с.
4. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1950-е годы: монография. В 3 кн. Кн. 1. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 285 с.
5. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1950-е годы: монография. В 3 кн. Кн. 2. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 279 с.
6. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1950-е годы: монография. В 3 кн. Кн. 3. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2017. 272 с.
7. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 1. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. 352 с.
8. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 2. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 268 с.
9. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 3. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 383 с.
10. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 4. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 251 с.
11. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1970-е годы : монография. В 4 кн. Кн. 1. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2022. 339 с.
12. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1970-е годы : монография. В 4 кн. Кн. 2. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2023. 384 с.
13. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1970-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 3. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И.Носова, 2023. 397 с.
14. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1970-е годы: монография. В 4 кн. Кн. 4. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2024. 350 с.
15. Запарий В. В. Вузовское образование через призму десятилетий: опыт изучения истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова // История и современное мировоззрение. 2022. Т. 4. № 1. С. 51-57.
16. Андреева С. Л. Практическая значимость гуманитарных исследований 2021 г. // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 65-75.
17. Андреева С. Л. «Фронтир» гуманитарной экспертизы в исследованиях человеческих практик: обзор публикаций 2020 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 3. С. 62-73.
18. Андреева С. Л. Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 72-82.
19. Русина Ю. А. Методология источниковедения. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 204 с.
20. Медушевская О. М. Собрание сочинений в 4 тт. Т. 2. Источниковедение: теория, история, метод. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 880 с.
21. Муниципальное казенное учреждение «Городской архив» г. Магнитогорска (МКУ ГАМ). Ф. 60.
Оп. 1.
22. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 6.
23. МКУ ГАМ. Ф. 10. Оп. 1.
24. МКУ ГАМ. Ф. 99. Оп. 4.
25. МКУ ГАМ. Ф. 250. Оп. 1.
26. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2.
27. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 6.
28. МКУ ГАМ. Ф. 99. Оп. 4. Д. 5.
29. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 1.
30. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 8.
31. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 11.
32. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 18.
33. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 22.
34. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 25.
35. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 109.
36 Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 323.
37. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 325.
38. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 149.
39. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 1182.
40. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 149.
41. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 585.
42. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 2083.
43. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 51.
44. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 892.
45. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 167.
46. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 256.
47. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 288.
48. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 529.
49. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 1801.
50. Архив ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова». Ф. 60. Оп. 2. Д. 339.
51. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 824.
52. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 39.
53. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 482.
54. МКУ ГАМ. Ф. 60. Оп. 6. Д. 226.
References
1. Zhilina V. A. Tsivilizatsionnye slomy «mestorazvitiya» kul'tury, Mnogoobrazie kul'tur v usloviyakh global-izovannogo mira i problemy sokhraneniya kul'turno-istoricheskogo naslediya, Materialy Mezhdunar. nauch. konf., Ekaterinburg, Ural'sk. gos. ped. universitet, 2022, pp. 33-39.
2. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1930-e gody: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2015, 261 p.
3. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1940-e gody: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2015, 394 p.
4. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1950-e gody: monografiya, V 3 kn., kn. 1, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2016, 285 p.
5. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1950-e gody: monografiya. V 3 kn., kn. 2, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2016, 279 p.
6. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1950-e gody: monografiya, V 3 kn., kn. 3. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2017, 272 p.
7. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1960-e gody: monografiya. V 4 kn., kn. 1, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2019. 352 p.
8. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1960-e gody: monografiya. V 4 kn. kn. 2, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2020. 268 p.
9. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1960-e gody: monografiya, V 4 kn., kn. 3, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2020, 383 p.
10. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1960-e gody: monografiya, v 4 kn., kn. 4, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2021, 251 p.
11. Filatov V. V., Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1970-e gody: monografiya, v 4 kn., kn. 1, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2022, 339 p.
12. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1970-e gody. monografiya, v 4 kn., kn. 2, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2023, 384 p.
13. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1970-e gody, monografiya, v 4 kn., kn. 3, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2023, 397 p.
14. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1970-e gody: monografiya, V 4 kn. Kn. 4, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova,
2024, 350 p.
15/Zaparii V. V. Vuzovskoe obrazovanie cherez prizmu desyatiletii: opyt izucheniya istorii Magnito-gorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova, Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie = History and Modern Perspectives, 2022, vol. 4, no. 1, pp. 51-57. (In Russ.).
16. Andreeva S. L. Prakticheskaya znachimost' gumanitarnykh issledovanii 2021 g., Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Humanitarian and Pedagogical Research, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 65-75. (In Russ.).
17. Andreeva S. L. «Frontir» gumanitarnoi ekspertizy v issledovaniyakh chelovecheskikh praktik: obzor pub-likatsii 2020 goda, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 62-73. (In Russ.).
18. Andreeva S. L. Chelovecheskie tsennosti kak tsennosti nauki i obrazovaniya: obzor monografii 2019 goda, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Humanitarian and Pedagogical Research. 2020, vol. 4, no.1, pp. 72-82. (In Russ.).
19. Rusina Yu. A. Metodologiya istochnikovedeniya, Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta, 2015, 204 p.
20. Medushevskaya O. M. Sobranie sochinenii v 4 tt., T. 2, Istochnikovedenie: teoriya, istoriya, metod, Moscow; Berlin, Direkt-Media, 2017, 880 p.
21. Munitsipal'noe kazennoe uchrezhdenie «Gorodskoi arkhiv» g. Magnitogorska (MKU GAM), coll. 60, aids 1.
22. MKU GAM, coll. 60, aids. 6.
23. MKU GAM, coll. 10, aids 1.
24. MKU GAM, coll. 99. aids 4.
25. MKU GAM, coll. 250, aids1.
26. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2.
27. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 6.
28. MKU GAM, coll. 99, aids 4, fol. 5.
29. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 1.
30. MKU GAM, coll. 60, aids 1, fol. 8.
31. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 11.
32. MKU GAM, coll. 60, aids 1, fol. 18.
33. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 22.
34. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 25.
35. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 109. 36 Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 323.
37. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 325.
38. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 149.
39. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 1182.
40. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 149.
41. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 585.
42. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 2083.
43. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 51.
44. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 892.
45. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 167.
46. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G.I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 256.
47. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 288.
48. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 529.
49. MKU GAM, coll. 60, aids. 1, fol. 1801.
50. Arkhiv FGBOU VO «MGTU im. G. I. Nosova», coll. 60, aids 2, fol. 339.
51. MKU GAM, coll. 60, aids 1, fol. 824.
52. MKU GAM, coll. 60, aids 1, fol. 39.
53. MKU GAM, coll. 60, aids 1, fol. 482.
54. MKU GAM, coll. 60, aids 6, fol. 226.
Информация об авторе
Филатов В. В. - доцент, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно -инновационного сектора, Научно-исследовательского института исторической антропологии и филологии, лаборатории филологических интернет-стратегий ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия
Information about the author:
V. V. Filatov, Associate Professor, Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher of the Research and Innovation Sector, Research Institute of Histori-cal Anthropology and Philology, Laboratory of Philological Internet Stratgies, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk
Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 29. 01.2024;
принята к публикации 02.03.2024.
The article was submitted 19.01.2024; approved after reviewing 29. 01.2024;
accepted for publication 02.03.2024.