О.А. Теуш
Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина
(г. Екатеринбург)
Архив В. И. Пономарева: этнографические и социально-антропологические материалы по истории г. Лальска
Статья посвящена архиву В.И. Пономарева, краеведа, историка, фольклориста, этнографа. Освещаются этапы биографии В.И. Пономарева, включающей на всем протяжении собирательскую деятельность. Описывается состав архивных материалов, оценивается их значимость для этнографических и социально-антропологических исследований. Представлена и квалифицирована исследовательская деятельность провинциального
ученого.
Ключевые слова: собирательская деятельность, архив, В.И. Пономарев, биография,
г. Лальск.
O.A. Teush Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg)
Archive оf V. I. Ponomarev: ethnographic and socio-anthropological materials on the history of the city of Lal'sk
Abstract. The article is devoted to the archive of V.I. Ponomarev - local historian, historian, folklorist, ethnographer. The stages of the biography of V. I. Ponomarev, including throughout collecting activity, are covered. The composition of archival materials is described, their significance for ethnographic and socio-anthropological studies is assessed. Presented and qualified research activities in provincial scientist. Key words: Collecting activity, archive, V. I. Pono-marev, biography
Архив В.И. Пономарева, филолога, выпускника
Варшавского университета, сына городского головы г. Лальска (теперь — поселок городского типа в Кировской области), содержит этнографические, исторические, фольклорные и лингвистические материалы, собранные в конце XIX - начале XX в. как им самим, так и его отцом И.С. Пономаревым. Материалы по географическому критерию подразделяются на два комплекса текстов (лальские и тотемские), но связаны с единой историко-культурной зоной, которую условно можно назвать великоустюжской.
Помимо этого, архив содержит фотографии г. Лальска и его окрестностей, тексты газетных статей (и выписки из них), посвященных г. Лальску, конспекты статей и книг по
истории народного истории Севера.
В.И. Пономарев,
те
ватель
русского
жа
и не были изданы, несмотря на свою уникальность и содержательность.
В.И. Пономарев родился 12 ноября (по старому стилю) 1889 г. в заштатном городе Лальске Велико-Устюжского уезда Вологодской губернии [1] (ныне поселке городского типа ировской области) в семье из одиннадцати человек. Его отец, Пономарев Иван Степанович, происходивший из купцов Лальска, был местным общественным деятелем и краеведом. По окончании уездного училища в Великом Устюге он с 13 лет и до конца дней состоял на службе Лальском городском самоуправлении, в том числе, в
атра и
препода-
и
фольклорист,
литературы, этнограф, почти всю свою жизнь посвятил педагогической
деятельности и собиранию фольклорных и этнографических сведений на территории современной Кировской (а также Вологодской) области1. Разнообразные материалы довольно
Настоящая статья написана по
материалам личного архива В.И. Пономарева (документы, личные записи, статьи, заметки), который в настоящий момент принадлежит его правнуку А.В. Теушу.
должности городского головы в последние 26 лет. Иван Пономарев печатался в местной прессе, «Вологодских губернских ■ведомостях» и «Вологодских епархиальных ведомостях», а также является автором труда «Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии» [8], предполагавшегося в двух томах, однако второй том не был написан по причине смерти. Мать Валериана Ивановича занималась домашним хозяйст-вом2. По свидетельству справки об избирательном праве [13], известно, что имущественное
альске
состояло из двухэтажного дома с 16-ю комнатами, двумя кухнями, тремя прихожими, часть кото-
Сведения о родителях приводятся по [5].
рых сдавалась. Это обстоятельство стало причиной разбирательств между властями и семьей Пономаревых, закончившихся присвоением дома в пользу Комчасти Лальского райисполкома, в частности, потому что суд счел, что использование части дома под «склады книг», «противоречит правилам
использования жилой площади» [10].
Начальное образование
В.И. Пономарев получил дома, затем учился в Вологодской и Великоустюжской школах,
однако так и не получил среднего образования, так как в 1907 г. был уволен из средней школы за участие в революционных социал-демократических ученических кружках. В том же году он сдал экзамен на звание народного учителя и преподавал в земской школе, а в 1910 г. экстерном сдал экзамен на получение среднего образования [5] и поступил в Варшавский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1914 г. [12].
В 1911 г. В.И. Пономарев был признан совершенно не способным к военной службе и был бессрочно освобожден от нее [11]. Тем не менее, по свидетельству «Протокола
Заседания Велико-Устюжского Уездного по воинской повинности Присутствия
1914 года», В.И. Пономарев, будучи студентом Императорского Варшавского Университета, подавал прошение на принятие его на службу в 30-й пехотный Полтавский полк на правах вольноопределяющегося, в чем ему также отказали, сославшись на «неимение законных оснований» [9].
Пройдя путь от должности простого преподавателя до директора Тотемского училища Вологодской губернии, ставшего объединенной школой [7], в 1919 г. В.И. Пономарев был вынужден
оставить педагогическую деятельность. По официальной версии, прописанной в медицинской справке, причиной была сердечная болезнь [2]. Однако, по словам внука В.И. Пономарева3, он оставил преподавание не по причине болезни, а потому, что его предупредили о проведении проверки по социальному происхождению в среде преподавателей школ, в результате которой люди с нежелательным социальным происхождением могли быть арестованы и принудительно уволены. Купеческое происхождение отца после Октябрьской революции стало сказываться на всей семье и надолго вызвало боязнь репрессий. Справку о болезни В.И. Пономареву помог сделать знакомый врач, и поэтому увольнение выглядело как увольнение по собственному желанию.
Долгий период В.И. Пономарев работал в советских и кооперативных учреждениях, в основном, в качестве экономиста по промышленности: в Совнархозе, Легпроме и Местпроме [5]. Затем вновь возобновились гонения: брат Сергей был заключен в тюрьму, откуда его освободили только через год. Сам же Валериан Иванович был вызван на допрос, но заключения удалось избежать благодаря следователю, который рекомендовал председателю Совнархоза В.И. Пономарева как выдающегося работника, после чего последний был отпущен. В своих записях Валериан Иванович упоминал о том, что в будущем еще «вспыхивали очаги недоверия по отношению к его семье, но только в Лальске, а в Кирове же было совсем другое отношение»4. В течение 1928-
3 Валериан Николаевич Теуш, проживает в г. Екатеринбург.
4
Из личных записей В.И. Пономарева.
Теуш Ольга Анатольевна,
к. филол.н., доцент
Кафедра русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации Уральского федерального университет а им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)
1929 учебного года, относительно спокойного, он успел оказаться в очаге желанной деятельности, проработав это время, хотя и по совместительству, преподавателем в Великоустюжской средней школе им. А.В. Луначарского. В 1930 г. ему пришлось уехать в Свердловск, где он работал экономистом по промышленности [5]. Вся семья в это же время предусмотрительно разъехалась по тем местам, где о них ничего не знали5.
Окончательная остановка в вынужденной перемене мест жизни и профессиональной деятельности была сделана в 1936 г., когда В.И. Пономарев возвратился к преподаванию уже с двадцатипятилетним стажем, в том числе восьмилетним стажем педагогической работы. Он устроился преподавателем литературы в школу № 94 Октябрьского района города Свердловска, где проработал до 1945 г., когда был переведен в Свердловский городской институт усовершенствования учителей, а в 1949 г. также был назначен по совместительству преподавателем русского языка и литературы в семилетнюю школу № 3 Ленинского района города Свердловска [7].
В течение всей жизни В.И. Пономарев писал статьи, в основном, посвященные г. Лаль-ску. Он очень ценил прошлое своей родины и старался осветить его как можно шире, что выразилось и в пристрастии к собиранию фольклора, архивных, исторических и этнографических материалов.
Интерес В.И. Пономарева к истории Лальска объясняется богатым прошлым города. Лаль-ские купцы в числе первых попали в конце XVIII в. в Китай: лальский купчина гостиной сотни И.П. Саватеев три раза ездил в Китай, два раза из которых
5 По личным записям В.И. Пономарева.
были с государевой казной — пушниной — при Петре I. Причиной расцвета Лальска стал тот факт, что город оказался на перекрестке двух важнейших путей из центра России: в Архангельск и в Сибирь. Из-за непогоды торговые люди иногда по месяцу задерживались в Лальске. В результате местные жители постепенно втягивались в торговлю сначала в качестве приказчиков, агентов крупных фирм, а потом стали разворачивать собственные торговые операции. Затем, после того как был проложен новый путь в Китай через Казань, Лальск оказался в стороне от большой дороги, и торговля была значительно ослаблена. Из недавно преобразованного в уездный город Лальск снова в конце XVIII в. превратился в посад, и только во второй половине XIX в. стал оживать [6]. Как сообщает В.И. Пономарев, в этом расцвете города и, в частности, народного образования, большую роль сыграл его отец6. Дед Валериана Ивановича, Степан Григорьевич Пономарев, был в то время купцом, вел торговые дела и одновременно был представителем Лальской бумажной фабрики. Эти занятия стали причиной его многочисленных разъездов по России, что сыграло большую роль в его взгляде на обучение: он, вопреки сложившемуся тогда мнению о первостепенной значимости торгового дела, отправил своего сына Ивана Степановича Пономарева в Устюжское училище, после окончания которого он уже слыл «ученым человеком». Как пишет В.И. Пономарев, именно от отца «увлечение краеведением передалось и нам, его детям, особенно мне».
Собирательская деятельность, интерес к которой пошел от отца, привлекла В.И. Пономарева в двадцатилетнем возрасте.
6 Из рукописного наследия В.И. Пономарева.
Все началось с того, что в 1909 г. его отец Иван Степанович попросил переложить на ноты мелодию духовных стихов, которые распевались в Лальске на святках при «хождении с вертепом» — старинном местном обычае. При знании особенностей обряда и исполнения стихов вместе с представлением об элементарной теории музыки и фортепианной клавиатуре В.И. Пономареву не стоило большого труда положить на ноты несложную мелодию. После выполнения этого «отеческого задания» он принял решение записывать тексты произведений местного устного народного творчества, описания обрядов и праздников. В тот момент этому особенно способствовало преподавание в деревне недалеко от Лальска. Записью текстов, особенностей обрядовой культуры заинтересовались и братья и сестры, проживавшие в разных районах центральной части бывшей Вологодской губернии.
В университетские годы вынужденный разрыв с деревней восполнялся активным собирательским периодом во время летних каникул. Начав работать преподавателем в городской среде — в Тотьме — Валериан Иванович, не желая терять связи с собирательской деятельностью в крестьянской среде, стал членом Тотемского отдела Вологодского общества изучения Северного края, а впоследствии оказался членом комитета Тотемского отдела. Это значительно облегчило работу с собранными материалами. Осенью 1915 г. он организовал при реальном училище, в котором преподавал, ученический кружок изучения родного края. В уставе кружка были прописаны основные положения его работы, которые не могли не предвосхитить значительное расширение будущего архива: «Кружок имеет целью изучать Вологодскую, а отчасти и смежные с нею губернии, в отноше-
нии историко-археологическом, географическом, этнографическом, естественнонаучном, экономическом и культурном»7. На работу кружка требовалось разрешение попечителя учебного Петроградского округа, которое ожидалось в течение всего учебного года, которое, однако, не было получено. Собранный в течение 1916-1917 учебного года материал (более трех тысяч частушек, 85 песен, 6 сказок, одна историческая песня про царя Ивана Грозного, описание двух крестьянских свадеб) не удалось издать в сборнике, а кружок, призванный открывать новые перспективы в собирательской деятельности, прекратил существование на фоне политических событий 1917 г.
Работая в Тотьме, В.И. Пономарев, однако, не прерывал связь с Лальском, бывая там во время летних каникул и активно собирая частушки с братьями и сестрами. Когда три брата ушли на фронт в связи с началом Первой мировой войны, запись частушек прекратилась. Тогда Валериан Иванович обратился к записи пьес, разыгрываемых на святках и являющих общую русскую традицию (народная драма «Царь Максимильян» и народная комедия «Лодка»), а также к описанию обряда «хождения с вертепом».
После 1919 г., когда была оставлена на долгое время педагогическая деятельность, В.И. Пономарев почти не возвращался к сбору этнографических и фольклорных материалов, однако ранее было собрано огромное количество материала, который
владелец частично отправлял в архив Пушкинского дома, так и не позаботившегося об издании, хотя в одном из ответных писем говорилось: «Очень хотелось бы думать, что коллекция Ваших материалов будет стоять в недалеком будущем рядом с коллекциями М.В. Красноженовой, Е.Э. Линевой, М.К. Азадовского и других» [3].
Обобщением собирательской и исследовательской деятельности В. И. Пономарева стали рукописи двух книг: «История Лальска в конце XIX - начале XX вв.» (содержит разделы «Золотой век в истории Лальска», «Торговые операции Лальска», «Научная деятельность в Лаль-ске», «Театр в Лальске», «Клубы в Лальске» и др.) и «Дореволюционное устное народное творчество на севере России». Книги не были изданы в связи со смертью автора.
Имея такой богатый и ценный архив, В.И. Пономарев так и не смог добиться его издания. Многие рукописные тексты он вручную перепечатывал, что теперь позволяет исследователям сократить трудоемкость обработки архива. Собранное наследие представляет большой интерес для истории региона. Личность В.И. Пономарева значима как для истории культуры г. Лальска, так и всего Вятского края. Материалы, содержащиеся в архиве, достойны того, чтобы послужить основой богатой тематической экспозиции этнографического музея..
Литература:
1. Выпись из метрической книги. Часть первая. О родившихся за 1889 год. Выдана причтом Лаль-ского Воскресенского Собора Вологодской епархии 24 октября 1907 г.
2. Медицинское свидетельство, выд. 3 июля 1919 г., г. Тотьма, врач Ф. Андропов.
3. Переписка с сотрудниками Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, 1953-1969 гг. (Архив В. И. Пономарева).
4. Пономарев В. И. Иван Степанович Пономарев. Биография (18491916 гг.). Свердловск, 1969. Рукопись.
5. Пономарев В. И. Автобиография. Свердловск, 1936. Рукопись.
6. Пономарев В. И. К 400-летию Лальска // Кировская правда. № 210. 08. 09. 1970.
7. Пономарев В. И. Трудовой список.
8. Пономарев И. Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии. Т. 1. С 1570 по 1800 год. В.-Устюг, 1897.
9. Протокол Заседания Велико-Устюжского Уездного по воинской повинности Присутствия от 2 мая 1914 г.
10. Решение Народного суда 1 участка Лальского района от 21 января 1931 г.
11. Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности № 1532, выд. Велико-Устюгским Уездным по воинской повинности Присутствием 18 июня 1914 г.
12. Свидетельство Совета Императорского Варшавского Университета № 9372 о присвоении звания Действительного студента, выд. 27 января 1917 г.
13. Справка № 04/67 от 22 июля 1935 г., выд. Лальским фабричным поселковым советом.
7 Из рукописного наследия В.И. Пономарева.