Научная статья на тему 'АРХИВ ПРОФЕССОРА БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА СВЕТЛОВА КАК УНИКАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА'

АРХИВ ПРОФЕССОРА БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА СВЕТЛОВА КАК УНИКАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОИЕРЕЙ П. Я. СВЕТЛОВ / АРХИВ / ПРАВОСЛАВИЕ / БОГОСЛОВИЕ / АПОЛОГЕТИКА / ARCHPRIEST P. YA. SVETLOV / ARCHIVE / ORTHODOXY / THEOLOGY / APOLOGETICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боков Герман Евгеньевич

Цель исследования - определить особенности архивного наследия профессора богословия, протоиерея П. Я. Светлова. В статье его архив рассмотрен как уникальный письменный памятник русской православной мысли первых десятилетий XX века. Выяснено, что главным содержанием этого архива является машинописно-рукописное Собрание сочинений, на структуре которого в статье акцентируется внимание. Научная новизна заключается в том, что исследование проливает новый свет на биографию и архив о. П. Светлова, а вместе с тем и на проблемы российского православного богословия и интеллектуальной истории России. В результате впервые вводятся в научный оборот новые источники, никогда еще не публиковавшиеся и неизвестные даже специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIVE OF PROFESSOR IN THEOLOGY ARCHPRIEST PAVEL SVETLOV AS UNIQUE WRITTEN MONUMENT OF THE RUSSIAN ORTHODOXY OF THE FIRST DECADES OF THE XX CENTURY

The purpose of the study is to determine peculiarities of archival heritage of Professor in Theology Archpriest P. Ya. Svetlov. The article considers his archive as a unique written monument of the Russian Orthodox thought of the first decades of the XX century. It is found that the main content of this archive is typewritten and handwritten Collection of Works, the structure of which is the focus of the article. Scien-tific novelty of the study lies in the fact that it sheds fresh light on biography and archive of Father P. Svetlov and at the same time on the issues of the Russian Orthodox theology and intellectual history of Russia. As a result, new sources, never published before and unknown even to specialists, are for the first time introduced into scientific use.

Текст научной работы на тему «АРХИВ ПРОФЕССОРА БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА СВЕТЛОВА КАК УНИКАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА»

rparnoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 2. С. 353-357 | 2021. Volume 14. Issue 2. P. 353-357

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Архив профессора богословия протоиерея Павла Светлова как уникальный письменный памятник русского православия первых десятилетий XX века

Боков Г. Е.

Аннотация. Цель исследования - определить особенности архивного наследия профессора богословия протоиерея П. Я. Светлова. В статье его архив рассмотрен как уникальный письменный памятник русской православной мысли первых десятилетий XX века. Выяснено, что главным содержанием этого архива является машинописно-рукописное Собрание сочинений, на структуре которого в статье акцентируется внимание. Научная новизна заключается в том, что исследование проливает новый свет на биографию и архив о. П. Светлова, а вместе с тем и на проблемы российского православного богословия и интеллектуальной истории России. В результате впервые вводятся в научный оборот новые источники, никогда еще не публиковавшиеся и неизвестные даже специалистам.

EN

Archive of Professor in Theology Archpriest Pavel Svetlov as Unique Written Monument of the Russian Orthodoxy of the First Decades of the XX Century

Bokov G. E.

Abstract. The purpose of the study is to determine peculiarities of archival heritage of Professor in Theology Archpriest P. Ya. Svetlov. The article considers his archive as a unique written monument of the Russian Orthodox thought of the first decades of the XX century. It is found that the main content of this archive is typewritten and handwritten Collection of Works, the structure of which is the focus of the article. Scientific novelty of the study lies in the fact that it sheds fresh light on biography and archive of Father P. Svetlov and at the same time on the issues of the Russian Orthodox theology and intellectual history of Russia. As a result, new sources, never published before and unknown even to specialists, are for the first time introduced into scientific use.

Введение

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена необходимостью восполнить один из пробелов в историографии истории русского богословия конца XIX - первых десятилетий XX века, что крайне необходимо и для лучшего понимания духовного развития России, истории интеллектуальной и религиозной мысли, и для современного развития богословия (теологии) как отрасли научного знания. В настоящей работе речь идет об архиве ярчайшего православного апологета, профессора Киевского императорского университета Святого Владимира протоиерея Павла Яковлевича Светлова (1861-1941), с которым до сих пор не знакомы даже специалисты.

В настоящей работе архив рассматривается как уникальный письменный памятник русской православной мысли первых десятилетий XX века. Помимо рукописей богословских сочинений, опубликованных о. П. Светловым до октября 1917 г., туда вошли никогда не публиковавшиеся произведения, написанные им на территории советской России уже после революционных событий.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи. Во-первых, следует изучить биографию о. П. Я. Светлова; во-вторых, выяснить, при каких обстоятельствах формировался и каким образом в советский период сохранился его архив; в-третьих, отразить структуру машинописно-рукописного Собрания сочинений этого богослова, которое составляет основу его архива.

Методологически исследование строится на классических принципах строгого историзма и научной объективности. Основной упор делается на источниковедческий анализ, методы историографического описания,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210034

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

герменевтический метод, контент-анализ. Используются нарративный и проблемно-хронологический подходы, благодаря которым рассматривается взаимосвязь между религиозными идеями, политикой, обществом и общественными настроениями в конкретный исторический период.

Теоретической базой исследования, наряду с трудами самого о. П. Светлова, послужили публикации по истории отечественного богословия таких авторов, как Н. Н. Глубоковский [2], протоиерей Георгий Фло-ровский [9], Л. Е. Шапошников [10].

Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и в педагогической практике в области религиоведения, культурологии, истории русской философии и православного богословия.

Краткая биография о. П. Светлова

Протоиерей П. Светлов - один из ярчайших русских православных богословов, публицистов и церковных деятелей начала XX в. Он был среди лидеров достаточно влиятельного течения за реформирование российского православия и «социализацию христианства» [Там же, с. 175-181] и вместе с тем критиком религиозного модернизма. В 1906 г. он принимал активное участие в заседаниях Предсоборного Присутствия Православной российской церкви, созванного для подготовки Поместного Собора. Выступая там с речью, о. П. Светлов настаивал на проведении немедленных реформ высшего образования. Он требовал введения богословских факультетов во всех императорских университетах и полагал, что это - важнейшая задача не только для Церкви, но также для общества и государства [3, с. 45-61]. В ряде своих публикаций о. П. Светлов критиковал сословную замкнутость и разобщенность русского духовенства с общественной жизнью, отсутствие широкого кругозора среди тех священников, которые отрицали значение светской науки. Наряду с этим он написал много полемических сочинений, направленных против богоискательства и атеизма, связывая «духовное оздоровление» русского общества со сближением Церкви и интеллигенции [1].

Во втором томе «Полного православного богословского энциклопедического словаря» за 1913 г. о. П. Светлов был назван «выдающимся русским богословом» [4, т. 2, стб. 2013], а в 1937 г. о его учении положительно отзывался протоиерей Георгий Флоровский в своей хрестоматийной работе «Пути русского богословия» [9, с. 437-438]. Среди большого количества богословских сочинений о. П. Светлова профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковский особенно выделял четыре его фундаментальных труда: «Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления» (Киев, 1893; 2-е изд-е 1907); «Курс апологетического богословия» (Киев, 1900; 2-е изд-е 1905); «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения» в двух томах (Киев, 1896; 2-е изд-е 1898) и «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (богословско-апологетическое исследование)» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904; 2-е изд-е 1906) [2, с. 153]. Однако важно подчеркнуть, поскольку об этом практически никому не известно, что в 1920-е гг. о. П. Светлов редактировал многие свои труды, к некоторым составлял отдельные приложения или дополнения.

Протоиерей П. Светлов прожил долгую жизнь. Он родился в декабре 1861 г. в Рязанской губернии в семье сельского священника Иакова Гавриловича Светлова и скончался в 1941 г., незадолго до своего восьмидесятилетия, в поселке Ирпень под Киевом в период ожесточенных боев с наступавшими немецко-фашистскими войсками. Его жизненный путь в трагический период с 1935 г. по 1941 г. подробно описал в своих рукописных воспоминаниях единственный мемуарист Иоасаф Николаевич Улович в 1994 г. [5, ед. хр. 17]. Будучи в те годы еще совсем молодым человеком, он оказывал помощь престарелым священнику П. Светлову и его жене, матушке Софье Ивановне. В конце 1935 г. они были выселены советской властью из собственной, уже давно уплотненной, профессорской квартиры в Киеве и оказались на улице в декабрьский мороз без средств к существованию. После нескольких лет тесного общения Светловых с И. Н. Уловичем о. Павел доверил ему самое ценное, что у него осталось - свой рукописно-машинописный архив.

Архивное наследие о. П. Светлова

Архивное наследие богослова поистине уникально. Не имея возможности публиковаться после 1917 г., о. П. Светлов продолжал писать, выступая с защитой православной веры и Русской Церкви от нападок новой власти. Пережив Гражданскую войну в Киеве, в 1925 г. он начал готовить к печати Собрание своих сочинений в восьми томах и завершил этот машинописный проект 25 мая 1926 г., считая его своим «завещанием» [Там же, ед. хр. 12, л. 3-5]. Однако и после этого он не перестал писать и вносить рукописную правку в написанные ранее сочинения. В 1930-е гг. им был собран девятый, дополнительный том.

Согласно авторскому замыслу, в Собрание должны были войти как публиковавшиеся ранее богословские и полемические труды в новой редакции, так и неопубликованные сочинения. При этом, как нам удалось выяснить, задуманное богословом Собрание являлось неполным. В частности, туда не были включены некоторые очерки и статьи, рукописи которых были утрачены в Гражданскую войну. И. Н. Улович, в частности, сообщает, что Собрание сочинений должно было открываться большой автобиографией о. П. Светлова, о чем известно также благодаря сохранившемуся содержанию первого тома. Однако эта автобиография пропала в 1922 г., а вместе с ней и рукописи отдельных работ, личные документы, ценная переписка. Сам богослов писал

об этом так: «...у меня не осталось от провалившегося в бездну прошлого никакого документа, кроме одного пенсионного аттестата (недействительного), которым удостоверялась бы моя личность: ни послужных списков, ни ставленой грамоты, ни аттестатов и дипломов. Остался "гражданин" без всякого обличья в прошлом и без положения и прав в настоящем» [Там же, л. 5 - 5 об.].

Согласно воспоминаниям И. Н. Уловича, о. П. Светлов готовил два или три экземпляра своего Собрания сочинений, один из которых был отправлен в Москву Местоблюстителю Патриаршего престола, но, вероятно, так и не дошел до адресата и затерялся в пути. Второй, неполный экземпляр (в нем, в частности, не оказалось библиографии за 1885-1929 гг., которая значится в содержании первого тома) во второй половине 1930-х гг. автор передал И. Н. Уловичу [Там же, ед. хр. 17, л. 7-9], к которому, судя по переписке, престарелые и бездетные батюшка и матушка относились как к сыну. Именно этот экземпляр сохранился. И. Н. Улович приложил к нему фотографии о. П. Светлова и его жены [Там же, ед. хр. 22-23], письма, написанные ему С. И. Светловой с 1940 г. по 1946 г. [Там же, ед. хр. 19], рукопись собственных воспоминаний [Там же, ед. хр. 17] и план Покровского монастыря в Киеве с указанием места захоронения Светловых [Там же, ед. хр. 21].

Структура Собрания сочинений о. П. Светлова

Обратимся к структуре машинописно-рукописного Собрания сочинений. Главными богословскими работами, которые о. П. Светлов планировал включить в том I, являются «Курс апологетического богословия» (в рукописи представлено пятое, исправленное издание) и «Система православной эсхатологии в апологетическом изложении (в двух частях)» (сохранились только план и главы с 6 по 10 из второй части). Том был подготовлен в 1925 г., но затем, в 1929 г., вносилась рукописная правка (точные даты, с указанием дня и месяца, поставлены самим автором) [Там же, ед. хр. 1]. Том II должен был продолжать тему апологетики сочинениями «Введение в апологетику, или Теория апологетики как науки», «Одигетика (путеводитель), или Руководитель в занятиях апологетикой.» (впервые изданным в 1991 г. незначительным тиражом в Киеве [7]) и учебной программой для Киевской духовной академии «Краткая апологетика по сочинениям профессора-протоиерея П. Я. Светлова». Также в этот том могли войти различные очерки и статьи 1916-1926 гг. [5, ед. хр. 2-3].

В том III планировалось включить тематически близкие сочинения, написанные с 1894 г. по 1920-е гг. В 1925-1926 гг. и в 1929 г. многие из них снова были исправлены или дополнены, среди них: «Бог в царстве растений», «Буду ли я жить по смерти?», «Ценность жизни и вера в бессмертие.», «Вера в бессмертие как один из благодатных даров христианства миру» и другие [Там же, ед. хр. 4-5]. Том IV могли составить примечания к «Христианскому вероучению в апологетическом изложении» и такие полемические труды, как «Почему нужно быть православным христианином, а не католиком и не протестантом?» и другие, написанные с 1914 г. по 1925 г. [Там же, ед. хр. 6].

Стоит особенно остановиться на томе V, в который должно было войти большое количество никогда не публиковавшихся сочинений. В предисловии к нему, датированном 1925 г., о. П. Светлов называет также и этот том «по преимуществу апологетическим», но при этом замечает, что он включает в себя и статьи по философии религии [Там же, ед. хр. 7, л. 2]. Первой из них, написанной и опубликованной еще в 1885 г. [8], была академическая работа «Учение Фейербаха о сущности и происхождении религии», которую можно назвать подлинным прологом к сочинениям этого тома. В ней была представлена критика атеистической мысли этого немецкого философа XIX в., который, однако же, не отказывался от религии полностью [5, ед. хр. 7, л. 3-26]. В этой работе о. П. Светлов начинает разговор о «религии человекобожества», который продолжает в цикле рукописных очерков 1917 г. В них осуждается «атеистический гуманизм» и богоискательство русской интеллигенции («Культ человека, или Человекобожество как религия неверующих людей нашего времени», «Атеистический гуманизм, или Вера в человека без веры в Бога перед судом разума», «Религия человекобожества, или Атеистический гуманизм под маскою так наз<ываемого> "нового религиозного сознания в России"» и другие) [Там же, ед. хр. 8]. К этому блоку примыкают рукописи, в которых критикуются коммунистическая идеология и антирелигиозная риторика большевиков («Социализм и христианство», «Социализм и безбожие», «Социализм в плодах своих» и т.д.). Также сюда должны были войти такие работы о. П. Светлова, как «Христианство и прогресс», «Христианство как культурная сила» [Там же, ед. хр. 9], и цикл очерков, в которых критиковались масонство, теософия и восточная мистика, популярная в Европе во второй половине XIX - начале XX века («Теософия и религия», «Теософия и христианство», «Теософия и современное безбожие») [Там же, ед. хр. 8], а кроме того, статьи по истории западного христианства, например, «Аугсбургское исповедание». Всего сохранилась 31 рукопись тома V, они датируются преимущественно 1917-1927 гг. [Там же, ед. хр. 7-9].

Том VI должен был включать в себя такие богословские сочинения, как «Крест Христов. Значение Креста в деле христовом (опыт изъяснения догмата искупления)» (диссертация на степень магистра богословия; в рукописи представлено третье, исправленное издание), «Страница из истории догмата искупления в русском богословии», «Крест Христов и человеческий разум, или О Премудрости Божией в тайне искупления (догматико-апологетический этюд)», «Христианство как религия Креста и современное неверие», «Тайна Креста Христова в свете православного учения об искуплении» (с дополнением), «Страница из истории догмата искупления в русском богословии» и другие. Как и в других томах, здесь есть уже публиковавшиеся, но отредактированные произведения, и неопубликованные, написанные после 1917 г. В предисловии от 1925 г. сказано, что в этом томе представлено 18 работ по сотериологии [Там же, ед. хр. 10].

В том VII должно было войти третье, исправленное издание одного из самых значительных богословских сочинений начала XX века «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (бого-словско-апологетическое исследование)» и еще 13 сочинений, меньших по размеру, «примыкающих» к нему [Там же, ед. хр. 11]. В этой фундаментальной работе о. П. Светлов писал о том, что церковь не должна отгораживаться от мира. Напротив, ей следует принимать самое активное, деятельное участие в его социальном, политическом и культурном преобразовании, являясь «внешним проявлением» Царствия Божия на земле.

В том VIII планировалось включить такое богословское произведение, как «Система религиозной гносеологии», а также отдельные очерки, как, например, эсхатологическое сочинение 1917 г. (с рукописной правкой 1925 г.) «Великий грех русского народа» [Там же, ед. хр. 12]. В предисловии к этому тому о. П. Светлов писал, что он должен был «вместить» 4 отдела: «Проповедничество», «Публицистика», «Критика, библиография, полемика», «Смесь» [Там же, л. 3 - 5 об.]. Здесь же можно найти некоторые автобиографические сведения. В частности, о. П. Светлов сообщает, что за 40 лет священства настоятелем был только около 24 лет: в г. Нежин восемь лет (1889-1897) и в Киеве настоятелем церкви при Университете Св. Владимира 15 лет (1897-1912). Протоиерей сетует, что в 1912 г. эту церковь «отняли» у него «преждевременно», после чего он «скитался» по «другим киевским церквам», в которых служил и выступал с проповедями. Он пишет, что «мог бы благо-вествовать чаще и больше, но не делал этого; между прочим потому, что недостаток благовестия с церковной кафедры восполнял благовестием на всю Россию печатным и литературным словом и словом с профессорской кафедры» и в этом видел свое «призвание» [Там же].

Наконец, в том IX могли бы войти рукописи, собранные автором под заголовком «Афоризмы, или Мысли верующего обо всем и для всех». Они представляют заметки 1920-1930-х гг. на самые различные темы и носят нравственно-назидательный и поучительный характер [Там же, ед. хр. 13-15]. Незначительная часть из них была опубликована И. Н. Уловичем в 1992-1993 гг. в «Журнале Московской Патриархии» [6]. Он же составил список неопубликованных работ о. П. Светлова [5, ед. хр. 20], который, после нашей проверки, оказался далеко не полным. Таким образом, следует констатировать, что полная библиография трудов богослова до сих пор не составлена, и это касается как печатных, так и, тем более, практически никому не известных рукописных произведений.

Заключение

В качестве вывода можно отметить, что существование архива широко известного в начале XX века церковного деятеля, профессора богословия о. П. Светлова опровергает расхожее представление о полном отсутствии богословского творчества в России после большевистских репрессий, обрушившихся на русскую церковь и духовенство в 1920-1930-е гг. Безусловно, такое суждение в значительной степени справедливо. Однако тот факт, что о. П. Светлов продолжал писать христианско-апологетические сочинения и после 1917 г., находясь на территории советской России и не имея при этом возможности публиковаться, свидетельствует о таком исключении, которое позволяет назвать его архив уникальным письменным памятником русской православной мысли первых десятилетий XX века. Перспективы исследования проблемы обусловлены необходимостью комплексного анализа и более детального изучения всех его трудов.

Список источников

1. Боков Г. Е., Стецкевич М. С., Стецкевич Е. С. Профессор-протоиерей П. Я. Светлов о проблемах развития высшего богословского образования в Российской империи в конце XIX - начале XX в. // Былые годы. 2019. № 1 (51). С. 306-313. DOI: 10.13187/Ь^2019.1.306.

2. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 2002. 189 с.

3. Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия: в 4-х т. СПб.: Синодальная тип., 1907. Т. IV. 793 с.

4. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913. Т. 1. 1-1120 стб.; Т. 2. 1121-2464 стб.

5. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 3131. Оп. 1.

6. Светлов П. Я., проф., прот. Афоризмы и мысли верующего // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 10. С. 61-64; 1993. № 7. С. 113-118.

7. Светлов П. Я., проф., прот. Одигетика (путеводитель), или Руководитель в занятиях апологетикою в связи с общим руководством по богословской пропедевтике. К.: ООО «Задруга», 1997. 76 с.

8. Светлов П. Я., проф., прот. Учение Фейербаха о сущности и происхождении религии // Вера и разум. 1885. Июнь. Кн. 2. № 12. С. 559-577; Июль. Кн. 2. № 14. С. 78-96; Август. Кн. 1. № 15. С. 143-153.

9. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: Тип. «Вильтис», 1991. 602 с.

10. Шапошников Л. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков. Изд-е 2-е, доп. и перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 327 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Боков Герман Евгеньевич1, к. филос. н., доц. 1 Санкт-Петербургский государственный университет

EN

Bokov German Evgenievich1, PhD 1 Saint Petersburg State University

1 bokovg@gmail.com

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 30.12.2020; опубликовано (published): 15.03.2021.

Ключевые слова (keywords): протоиерей П. Я. Светлов; архив; православие; богословие; апологетика; Archpriest P. Ya. Svetlov; archive; Orthodoxy; theology; apologetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.