УДК 271.2 ББК Э. 372
Е. В. Дроботушенко
г. Чита, Россия
Православие в малоизвестных трудах богослова и историка церкви протопресвитера Г. И. Шавельского
В статье даётся краткая биография и характеристика трудов протоиерея Г. И. Шавельского по истории православной церкви и по различным аспектам богословского исследования. Упор сделан на работы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, которые не были опубликованы и являются малоизвестными. Автор приводит наименование рукописных или отпечатанных на машинке текстов первой половины XX в. с кратким их анализом. Делается попытка оценить степень освещённости работ Г. И. Шавельского в отечественной науке.
Ключевые слова: православие, церковь, богословие, Шавельский, архив, история.
Ye. V. Drobotushenko
Chita, Russia
Orthodoxy in Theologian and Church Historian Archpriest G. Shavelsky's Obscure Writings
The article characterizes the works of archpriest G. Shavelsky about the history of the Orthodox Church and various aspects of theological studies that are stored in the State Archives of the Russian Federation. The author gives names of the handwritten or typed texts at the beginning of 20th century with a brief analysis.
Keywords: Orthodox Christianity, church, theology, Shavelsky, archive, history.
Различные аспекты истории Русской православной церкви становятся предметом изучения историков в 1990 - начале 2000 гг. В силу того, что на протяжении всего советского периода история православия, как и иных религий, практически не изучалась, многие страницы этой истории не были написаны и во время активного научного поиска последних лет. Одна из таких страниц -научное наследие протопресвитера Георгия Ивановича Шавельского.
Имя Г. И. Шавельского не слишком известно исследователям, занимающимся историей православия, по крайней мере оно не находит в работах частого упоминания. Многие егоработы в своё время не были опубликованы и сохранились в виде рукописных или машинописных текстов в документах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Бахметевского архива российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке. Ряд дел, содержащих сведения о самом Г. И. Ша-вельском, хранятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА), в архиве Синода [6].
О самом Г. И. Шавельском, его биографии, деятельности как протопресвитера и трудах имеется несколько публикаций. Одна из наиболее известных - это исследование А. А. Кострюкова «Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий синод». Автором отмечается, что имя Г. И. Ша-
вельского перед революцией очень хорошо было известно в России. Но в эмиграции он оказался мало востребованным и постепенно о нём стали забывать. В этой же публикации даётся косвенная характеристика работ Г. И. Шавельского, хранящихся в ГАРФе. А. А. Кострюков характеризует Г. И. Шавельского как человека постоянных крайностей, причём эти крайности можно проследить и в его работах, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации. Статья А. А. Кострюкова среди относительно большого количества публикаций, посвященных жизни и деятельности Г. И. Шавельского, пожалуй, единственная, в которой содержится характеристика данных статей [5].
Достаточно большая статья принадлежит В. М. Коткову и Ю. В. Котковой. В ней приводятся данные из биографии Г. И. Шавельского. Данная публикация содержит характеристику «Воспоминаний товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова», в которой о Г. И. Шавельском автор отзывается крайне негативно. В этой же публикации говорится о том, что биография Г. И. Шавельского была опубликована в Париже в 1930 г. в газете «Возрождение». Неполная биография в журнале «Вестник военного и морского духовенства» за 1911 г. в связи с назначением Ша-вельского на должность военного протопресвитера [6].
© Дроботушенко Е. В., 2011
79
Гуманитарный вектор. 2011. № 3 (27)
Воспоминания о Г. И. Шавельском протоиерея Федора Бокача характеризуются А. Поповым. По воспоминаниям, Г. И. Шавельский предстает человеком простым, при этом в его поведении чувствовался аристократизм. Иначе как патриотом своего отечества он не называется [7]. Как глава флотского духовенства Г. И. Шавель-ский рассматривался наряду с протопресвитером Е. П. Аквилоновым в объёмном исследовании А. Белякова «Роль флотского духовенства в воспитании военных моряков дореволюционной России». Упоминания о Г. И. Шавельском встречаются и в некоторых других публикациях. Так, его письма анализируются Л. С. Георгиевой [1; 2].
Родился Г. И. Шавельский 6 января 1871 г. в с. Дубокрай Витебской губернии. Окончил духовное училище, а затем Витебскую духовную семинарию. С 1895 г. настоятель храма в с. Бе-дрица Витебской губернии. Тогда же поступает в Петербургскую духовную академию. Являлся настоятелем Суворовской церкви при Академии Генерального штаба. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. был полковым священником, дивизионным благочинным, главным священником Маньчжурской армии.
В 1911 г. назначен протопресвитером военного и морского духовенства России. С 1913 г. он почетный член Санкт-Петербургской духовной академии и Московского археологического института. Исследователями отмечается, что во время руководства Г. И. Шавельским флот перестал испытывать нужду в духовенстве. Им был подготовлен проект реорганизации управления военного и морского духовенства. Его реализация планировалась к концу 1914 г. Реорганизация духовной жизни на флоте поддерживалась его командованием и, в частности, командующего Балтийским флотом знаменитого адмирала Н. О. Эссена. «Он придавал огромное значение работе судового священника, - писал отец Георгий, - и в моих реформах оказывал мне самую энергичную поддержку». Но воплотить в жизнь эту реформу ему было не суждено, причиной стала начавшаяся война.
Были и иные значимые проекты. Так, в планах существовала идея создания семинарии для подготовки военных священников. Отмечается так же, что Г. И. Шавельский имел большой авторитет в среде духовенства, причём не только военного и морского, но и среди высшего епархиального руководства. На Петроградском съезде в мае 1917 г. он был одним из кандидатов на Петроградскую митрополичью кафедру [1].
В 1918-1920 гг. Г. И. Шавельский протопресвитер Добровольческой армии. Пожалуй, на данном поприще он получил наибольшую известность. Он являлся инициатором и организатором создания Временного Высшего церковного управ-
ления на юго-востоке России, которое было сформировано на Юго-Восточном Русском церковном соборе 19-24 мая 1919 г. в Ставрополе. Участие в нём приняли иерархи, управляющие южными российскими епархиями, которые оказались отрезанными от высшего руководства РПЦ [10, с. 507]. В последующем Шавельский в эмиграции в Болгарии. Здесь он являлся профессором богословского факультета Софийского университета и одновременно директором русской гимназии. Умер в 1951 г. [6].
Работы Г. И. Шавельского можно условно разделить на две группы. Это опубликованные труды и малоизвестные исследования, сохранившиеся в архивах. Наиболее известная его работа -«Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота», изданная в Нью-Йорке в 1954 г. и переизданная в современной России. Это мемуары, во многом характеризующие социально-политическую действительность начала XX в. [12; 13]. Известность получила книга «Русская церковь перед революцией», вышедшая из печати в 1935 г. В ней дается характеристика духовенства России в предреволюционные годы, отчасти характеризуются юго-западные и северозападные епархии. В середине 1990-х гг. в России выходит из печати его работа «Православное пастырство» [8].
Основная же масса трудов Г. И. Шавельского не нашла широкого распространения. В основном о них мы узнаем по ссылкам, встречающимся в различных работах. Среди них книги на болгарском языке, изданные в Софии в 1920-30-е гг. -«Свети Атанасий Великий», «Толстовское учение о непротивлении злу», «О Боге и Его правде», «Молитва Господня» и др. [Более подробно библиографию изданных работ Г. И. Шавельского см.: 11].
Следует упомянуть также речи Г. И. Ша-вельского, посвященные памяти лидеров Добровольческой армии - генералов М. В. Алексеева, Л. Г. Корнилова, С. Л. Маркова, М. Г. Дроздов-ского, донского атамана генерала А. Л. Каледина, произнесённые им в разных местах в 1919 г. и нашедшие отражение в публикациях [9].
Мы не ставим целью данной работы характеристику изданных трудов Г. И. Шавельского. Для историка особый интерес представляют исследования, не нашедшие отражения в печати. Они во многом представлены в фонде 1486 «Шавельский Георгий Иванович (1869-1951)» Государственного архива Российской Федерации. В двух делах -№ 13 и № 15 даётся представление об основных неизданных работах незаслуженно забытого историка и богослова. Дело № 13 «Работы протопресвитера Шавельского Г. И. по религиозным вопросам и истории православной церкви». Оно начато
10 сентября 1940 г., и окончено в июне 1947 г. и содержит 67 листов машинописного текста. На титульном листе читаем «б/д», что может быт быть понято как «без даты». В самом же деле, после каждого текста от руки написано «1947». Это скорее год составления дела, «собирание в кучу» имеющихся машинописных работ Г. И. Шавель-ского.
Труды Г. И. Шавельского, хранящиеся в ГАРФе, в основном небольшие, в пределах нескольких страниц. Исключением, пожалуй, являются работы «Смерть и безсмертие» (написание автора) и «Служение священника на войне». Все работы можно разделить на две большие части. Это заметки богословские и по истории православной церкви.
Работ чисто богословского плана в названных делах немного. Можно назвать заметки «Идея братства в христианском учении». Данный труд является чисто богословским. Он содержит в себе рассуждения о подвигах во имя братства под воздействием Христовых и апостольских наставлений. Братство представляется одной из значимых идей христианства. «...В последнюю великую войну высокий подъем братских чувств помог русским воинам.» [3, .л. 25-29].
Следующая работа, которую мы отметим, «Поспешное богословие очень опасно». В ней даётся оценка взглядов Т. Икономова на реформы церкви. Оценка эта крайне негативна. Как отмечает Г. И. Шавельский, по Т. Икономову, догматы не от Христа; Евангелие ап. Иоанна написано под влиянием эллинизма и др. [3, л. 29-31].
Еще один труд, как уже отмечалось выше, достаточно объемный - «Смерть и безсмертие». Здесь мысли автора о вере в бессмертие как защиту от страха смерти. Это не что иное, как двигатель жизни. Г. И. Шавельский в этой работе предстает как человек энциклопедических знаний. Помимо разносторонней оценки трудов богословов, это исследования зоологов и антропологов, физиков и медиков. Автор ссылается на работы К. Э. фон Бэра, Г. Дэви и др. [3, л. 36-61].
На стыке богословия, истории и социально-политической характеристики действительности стоит работа «Наша партия». В ней автор кратко анализирует деятельность политических партий современности, лозунги, которые они используют. По аналогии Г. И. Шавельский называет церковь Христову Христовой партией. Делает вывод, что многие идеи, используемые современными на тот момент политическими партиями, взяты ими на вооружение именно из христианства. Примером является всё то же учение коммунизма. Это не что иное, как учение ранней христианской церкви о равенстве, которое ею и было реализовано. Анализируя партийные лозунги и призывы, автор
делает вывод, что многие из них есть основа христианского учения. Так, лозунг «Обязательности труда» находим у Иисуса Христа в его осуждении ленивого [3, л. 34-36].
Исторические аспекты и богословские рассуждения содержат в себе заметки «Канонические вопросы Русской православной церкви о расколе», в которой содержится характеристика старообрядческих течений после 1667 г.: беспоповцев, беглопоповцев и австрийского согласия или Белокрыницкой епархии. Это своеобразная краткая история старообрядчества. Г. И. Ша-вельский оценивает ситуацию с приобщением старообрядцев к официальному православию. Он отмечает, что во многих случаях православные миссионеры более увлекаются своей славой, чем славой Божьей. Отсюда и неудачи миссионерской деятельности среди старообрядцев. Оценивается и ситуация начала XX в., когда 13 апреля 1906 г. Предсоборным Присутствием оговаривалось заявление главных представителей белокрыницкого толка о том, что их толк готов присоединиться к Православной церкви. В отрыве от выявления негативной и позитивной составляющих в истории взаимоотношения официального православия и старообрядчества у Г. И. Шавельского встречаем рассуждения о том, что окончательное присоединение старообрядцев к Православной церкви «.было бы величайшей радостью.». Первый же шаг к объединению легче сделать официальной православной церкви. Однако чёткого ответа на вопрос, как признать старообрядчество, у Г. И. Шавельского не было [3, л. л. 15-24].
Ко второму, более историческому блоку относится работа «Отношение Ватикана к православию за последние 30 лет». Канва исследования в анализе проблемы воссоединения католической и православной церкви. Автор в своих рассуждениях ссылается на работу протоиерея Иоанна Яхонтова «Письмо к отступникам» (СПб., 1864). Помимо этого поднимается вопрос о главенстве Папы Римского над православной церковью [3, л. 1-3].
Интересен труд «Православная церковь и экуменическое движение». В нем Г. И. Шавель-ский, со ссылкой на труд «Православие по существу» почитаемого им профессора Н. Н. Глубо-ковского и статью Л. Занцера «И согласно славим Всесвятского духа» (изданной в сборнике статей «Живые предания»), рассуждает о необходимости для православия экуменизма. Также в основе появившихся мыслей лежит доклад протопресвитера С. Цанкова, сделанный им в июне 1946 г., который также содержит рассуждения об экуменизме. В итоге Г. И. Шавельский приходит к выводу о полезности участия православия в экуменистском движении [3, л. 5-8].
Следующая работа - «Возможность принятия англиканского рукоположения православной церковью». Данный труд построен на анализе диссертации профессора Московской духовной академии В. Соколова «Иерархия англиканской церкви» и труде П. И. Малицкого «История на хр. Церкве» в переводе М. Попова. Автор в работе отмечает, что православная церковь долгое время воздерживалась от признания англиканского рукоположения. При этом в некоторых случаях, в Иерусалиме или Царьграде, разрешалось иногда совершать богослужения в православных храмах представителям англиканской церкви. Известны случаи, когда православные священники причащали англикан. На англиканском богослужении в 1925 г. в г. Лондоне присутствовали православные архиереи. В 1945 г. Лондон посетил митрополит Крутицкий. На протяжении достаточно долгого времени англиканская церковь оказывала финансовую поддержку русским эмигрантам. Получал постоянную финансовую поддержку от англи-кан и Русский богословский институт в Париже. Г. И. Шавельский приходит к выводу, что история и литургическая наука на стороне признания православной церковью англиканского богослужения. По его мнению, также следует учитывать и то, что англиканская церковь выступает своеобразным противовесом католичеству [3, л. 9-10].
Интересны мысли Г. И. Шавельского, изложенные им в работе «Армяно-Григорианская церковь, Сиро-Оковитская церковь, Абиссинская церковь, Сиро-Халдейская церковь и их отношение к православной церкви». Автор дает краткую характеристику перечисленным церквям. У них, по данным Г. И. Шавельского с дореволюционной Россией отношений не было. Были ли подобные отношения с Восточными православными патриархами, автор сказать затруднялся. Как вывод работы следует замечание о желательности сближения с Армянской церковью, поскольку она догматически не отличается от Русской православной церкви. В отношении же иных церквей со стороны русского православия может быть миссионерская деятельность [3, л. 11-12].
Истории православной церкви посвящены все документы дела № 15 - «Священник на войне», «Церковь и революция» и др.». Данное дело не содержит богословских рассуждений. Все заметки написаны от руки. Дело датируется 1913 г., хотя, судя по тексту документов, составлено несколько позднее. Всего 22 листа [4, л. 1-22]. В данном деле хранится текст одной из достаточно известных работ Г. И. Шавельского «Служение священника на войне» и письменные записки по ней. Эта работа была написана в 1913 г. и представляет собой сорокастраничное рассуждение о том, что можно и нужно делать священнику во
_ Гуманитарный вектор. 2011. № 3 (27)
время военных действий. «...Священник, таким образом обязан поддерживать и воспитывать в воинах веру и праведность, долг и честь.» [4, л. 5-20].
Достаточно интересные рассуждения содержатся в заметках «Последний дореволюционный обер-прокурор Св. синода». Речь идёт об обер-прокуроре А. Н. Волжине. Отмечается, что «.он не ко двору, прямой, благородный, не пошел по пути компромисса, настроил против себя «царские», отказался от знакомства со «Старцем», уклонился от визита всесильной тогда А. А. Вырубовой» [4, л. 3, 4].
Заключительным документом данного дела является работа «Церковь и революция». В основной массе материал заметок посвящен не анализу роли РПЦ в революции 1917 г. и не определению места церкви в новых социально-политических обстоятельствах. Данный труд - попытка определить, почему революция вообще была возможна, кто виновен в том, что страна дошла до подобного. В своих рассуждениях автор называет события того времени катастрофой или «несчастнейшей катастрофой». Автор считает виновниками произошедшего целую группу политиков и государственных деятелей того времени. «... виновники катастрофы Родзянко, Гучков, Милюков, Керенский и др.» Насколько кто из них виноват в случившемся, покажет время. Ещё один важный момент - осознание Г. И. Шавельским того, что к революции страна подходила долго, и случившееся стало закономерным итогом. «.Для меня, несомненно, к несчастнейшей катастрофе мы подходили медленно и долго, упорно не замечая опасности» [4, л. 21-23].
Пожалуй, отдельно можно выделить работу Г. И. Шавельского «О календаре». Она не является в чистом виде не исторической (хотя исторический экскурс в ней присутствует) и не богословской. В ней приводятся рассуждения о введении нового календаря. Данный вопрос рассматривался еще на Соборе 1898 г. в Санкт-Петербурге. Тогда была создана Особая комиссия, состоявшая, в основном из ученых - астрономов, математиков, историков. Протоколы заседания комиссии хранились некоторое время у Н. Н. Глубоковского. После его смерти они были приобретены Болгарским Св. синодом, однако в 1944 г. во время одной из бомбежек они сгорели. В дальнейшем данный вопрос обсуждался на Соборе 16-17 марта 1930 г., однако итогового решения так принято и не было. Г. И. Шавельский отмечает, что одни православные церкви живут по Юлианскому календарю, а другие - по Григорианскому. По мнению автора, недалеко то время, когда все православные церкви перейдут на Григорианский календарь [3, л. 29-31].
Работа «Наша церковная современность и уроки прошлого», исходя из названия, может представлять в себе исторический материал, однако такового там практически нет. Заметки посвящены рассуждениям о необходимости реформы церкви. Г. И. Шавельский характеризует РПЦ как организацию, нуждающуюся в переменах [3, л. 32-34].
Еще один труд, который стоит некоторым особняком - «Религия та е совместима с наукой» (авторское написание). В ней Г. И. Шавельский рассуждает о том, есть ли что-то общее у религии и науки. Насколько они могут сочетаться? «... Если бы религия и наука действительно были несовместимы, не стал бы возможен факт, что были и есть величайшие ученые - верующие в Бога.» [3, л. 66-68].
Таково научное и публицистическое наследие богослова и историка православия Георгия Ивановича Шавельского, хранящееся в фондах Государственного архива Российской Федерации. Его имя, к сожалению, не стало широко известно научной общественности, хотя некоторые его рассуждения представляют несомненный интерес.
Его труды не получили распространения в силу того, что многие из заметок не были изданы. При этом Г. И. Шавельский имел самые разносторонние интересы, его заметки имеют самую разную направленность.
Выше упоминалось, что значительная часть документов хранится в Бахметевском архиве российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке. Среди имеющихся публикаций нами не встречено исследование, которое бы более или менее полно характеризовало данные документы. Представляется, что тщательное изучение архивных дел может дополнить как биографию Г. И. Шавельско-го, так и список его неопубликованных работ.
Следует еще раз отметить, что личность Г. И. Шавельского далеко не однозначна. Он являлся лидером, своеобразным знаменем для ярых «монархистов». Во многом в связи с этим, а также в связи с его эмиграцией в Болгарию он не стал широко известен потомкам. Не признавала его и часть современников. Однако независимо от оценок Г. И. Шавельского как личности, его научное и публицистическое наследие достойно внимания.
Источники и литература
1. Беляков А. Роль флотского духовенства в воспитании военных моряков дореволюционной России // Русская линия: Библиотека переиодической (дата обращения. 21.03.2011).
2. Георгиева Л. С. Письма священника Г. И. Шавельского // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры в собраниях и архивах ГПБ. История России XIX-XX веков. Л.: Гос. публ. б-ка им. М. Салтыкова-Щедрина, 1991. С. 115-154.
3. ГАРФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 13.
4. ГАРФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 15.
5. Кострюков А. А. Протопресвитер Георгий Шавельский и Карловацкий Синод // Церковь и время. 2006. № 1 (34). С.134-151.
6. Котков В. М., Коткова Ю. В. Г. И. Шавельский: «Деятельность моя как протопресвитера военного и морского духовенства связана с именем русского народа...» // Военно-исторический журнал. № 4. 2004. С. 57-60.
7. Попов А. Зарубежная Россия: последний протопресвитер императорской армии и флота -Г. И. Шавельский // Русская газета. 2005. № 20 (дата обращения. 21.03.2011)
8. Православное пастырство. СПб.: РХГУ, 1996. 688 с.
9. Протопресвитер Георгий Шавельский. Великой, светлой памяти почивших вождей Добровольческой армии генералов Алексеева, Корнилова, Маркова, Дроздовского, полковника Миончинско-го, донского атамана генерала Каледина. URL: //http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2009/02/05/ (дата обращения. 21.03.2011)
10. Римский С. В., Багдасарова Ж. Р. Временное Высшее церковное управление на Юго-востоке России // Православная энциклопедия. Т. 9. М: Изд-во ТТНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С.507-510.
11. Шавельский Георгий Иванович // Marki Samochodow.URL: http://www.audi.samochodziki.info/ га/Шавельский,_Георгий_Иванович.Ит1 (дата обращения. 21.03.2011)
12. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота: в 2 т. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Т. 1. 414 с.; Т. 2. 412 с.
13. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота: в 2 т. 2-е изд. М.: Крутицкое патриаршее подворье, ОЛЦИ, 2010, 703 с.
Рукопись поступила в редакцию 14 апреля 2011 г.