Научная статья на тему 'Архитектурный декор как отражение времени'

Архитектурный декор как отражение времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1278
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР / ARCHITECTURAL SETTING / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ЭКЛЕКТИКА / ECLECTIC / МОДЕРН / MODERN / КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / MODERN ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нифонтов С.В.

В классической архитектуре декор являлся одним из стилеобразующих элементов, и ему уделялось не последнее место при проектировании зданий. В настоящее же время его почти не употребляют при строительстве домов. В материале статьи рассматривается постепенное исчезновение декора, начиная с XIX века до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTUAL SETTING AS THE TIME REFLECTION

In the classical architecture setting is one of the elements which create style, and a very important role is paid to it during building design. Nowadays it is almost not taken into account during the building development. In the material of the article we consider the gradual disappearance of setting beginning from the 19 th century up to the present moment.

Текст научной работы на тему «Архитектурный декор как отражение времени»

УДК 72.04.03

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР КАК ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ

С.В. Нифонтов

В классической архитектуре декор являлся одним из стилеобразующих элементов, и ему уделялось не последнее место при проектировании зданий. В настоящее же время его почти не употребляют при строительстве домов. В материале статьи рассматривается постепенное исчезновение декора, начиная с XIX века до настоящего времени.

Ключевые слова: архитектурный декор; архитектура; эклектика; модерн; конструктивизм; современная архитектура.

ARCHITECTUAL SETTING AS THE TIME REFLECTION

S.V. Nifontov

In the classical architecture setting is one of the elements which create style, and a very important role is paid to it during building design. Nowadays it is almost not taken into account during the building development. In the material of the article we consider the gradual disappearance of setting beginning from the 19 th century up to the present moment.

Key words: architectural setting; architecture; eclectic; modern; constructivism; modern architecture.

Введение

Когда говорят об историческом архитектурном наследии, сразу представляются классические дворцы, храмы Древней Греции, Рима, средневековой Европы, России. Все эти разнообразные творения древних зодчих объединяет материал - все они построены из камня. Стремясь удовлетворить эстетические потребностинаряду с практическими, архитекторы старались сделать свои творения наиболее выразительными. Здесь, как и пропорциональные отношения пространства, массы, играл не менее важную роль декор здания. В настоящее время он уже не настолько востребован и почти не используется. Цель данной работы - проследить постепенное угасание архитектурного декора, как средства художественной выразительности архитектуры.

1. Каменная архитектура во времени

Камень издревле использовался людьми для строительства, как наиболее крепкий и долговечный материал. Кроме того, он обладает несомненными декоративными достоинствами. Являясь в своём природном виде бесформенной глыбой твёрдой породы, после обработки он способен принимать благородный и богатый вид. Такие породы, как мрамор и гранит, известны всем и используются с древних времён. Однако добывать и обрабатывать его достаточно сложно и трудоёмко. Как следствие, во-первых, для возведения стен домов (если он не имеет важного, например, культового значения) начали использовать различные техники кладки из искусственных или мелких строительных материалов, при производстве и укладки которых требуются меньшие трудозатраты, чем из цельных больших блоков. Так можно назвать кирпичную кладку либо бутовку, которые часто затем оштукатуривались, как бы заменяя использование больших блоков природного камня, внося идею единства массы. А во-вторых, из камня,как правило, возводили наиболее важные для общества сооружения, которые должны существовать вечно - укрепления, храмы, дворцы. И если первое - это необходимость для сохранения государства, защита от внешних угроз, и здесь, естественно, необходима твёрдость материала, то два оставшихся пункта являют собой само общество - его мировоззрение, ценности. Греческая стоечно-

балочная система-это своего рода представление о мире: «В каменной архитектуре основополагающую роль играет конструкция, ей подчинено и образное начало.<...> Что же касается декора, то он сосредоточен в верхней части архитектурного сооружения, главным образом на уровне капители, в которой колонна реализует свою основную мировоззренческую предназначенность, символизируя связь Неба и земли» [1]. Для Европейской же архитектуры, начиная с эпохи Возрождения и вплоть до ХХ века, античность была примером для подражания. При этом декор, как и в Греции, играл немаловажную роль. Посмотрев на симметричные дворцы классицизма с его правильными пропорциями, скромным декоративным убранством, сразу становится ясно, что породила его абсолютная власть, которая управляет всем и требует идеального порядка, как в государственном устройстве, так и в архитектуре. Пышная лепнина стиля барокко стремится показать всю роскошь, на которую способен заказчик и исполняющий архитектор.

2. Место декора в архитектуре Однако, посмотрев на современные здания, мы увидим, что декор из архитектуры практически исчез. Чем это вызвано? Как произошло? Какую роль играет декор в архитектуре вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала определить, что такое архитектура, из чего она состоит. Согласно Витрувию: «Архитектура состоит из строя, расположения, евритмии, соразмерности, благообразия и расчета»[2]. Рассматривая декор, нас интересуют здесь евритмия, которая «состоит в красивой внешности и подобающем виде сочетаемых воедино членов»; и благообразие, то есть «безупречный вид сооружения, построенного по испытанным и признанным образцам». Первое необходимо, так как декор, являясь частью здания, так же должен подчиняться системе построения здания, чтобы быть единым целым с ним. Второй же пункт понятен без объяснений.

Для более полного представления об архитектуре приведём определение, данное советским историком искусства А.И. Некрасовым в 20-е годы ХХ века: архитектура является «во-первых, вместилищем жизни и деятельности человека, во-вторых, разрешением во имя этой жизни пространства в качестве отрезка окружающего пространства и, в-третьих, организацией массы (материальной), ограничивающей этот отрезок»[5]. Здесь нас интересует, прежде всего, последняя составляющая, которая является носителем декоративного убранства. Декор несёт в себе образную нагрузку и, являясь частью массы, помогает визуально «возвысить» либо «приземлить» архитектурный объект. Наиболее ярким примером этогоявляется готический собор и классическое здание, соответственно. Во втором же пункте мы можем причислить к декору входные и оконные проёмы, являющиеся связью между внутренним и внешним пространством, а так же различные ниши, используемые, например, для статуй. Таким образом, мы частично ответили на вопрос о роли декора в архитектуре.

3. Архитектурный декор с XIX века до современности Для того чтобы ответить на первые два вопроса, необходимо обратиться к XIX столетию. Именно в этот период началось становление современной архитектуры. Вызвано это было многими факторами: начиная с развития науки и промышлености (что повлекло за собой создание новых строительных технологий и применения более прочных строительных материалов, нежели камень) и заканчивая новыми настроениями в обществе. Значительное влияние на теорию архитектуры России оказали представители романтизма. «Сторонники новых взглядов оспаривают истинность понимания сущности искусства как подражания (природе, античности), выступают против ориентации на античность, всезна-чимости её как непревзойдённого образца. В противовес им выдвигаются мнения об искусстве как творчестве, созидательном акте, о народности истинного искусства, оневоз-можности существования универсальных норм красоты, меняющихся от века к веку и от народа к народу, о разнообразии как мериле прекрасного, об органичности как принципе формообразования» [4].Всё вышесказанное является основными принципами эклектики -направление в архитектуре того времени, которое уравняла по значимости все стили, включая средневековье. В результате появляются здания в народных стилях. В Европе -

это готика, в России так называемый «русский стиль». Однако наряду с этим не забывается и классическое наследие (ренессанс, барокко, классицизм).

Рис. 1. Эклектика. Русский стиль. Дом Игумнова. Москва

Рис. 2. Эклектика. Национальная академия музыки. Парижская опера

Во второй половине XIX столетия получает развитие рационалистическое течение. В результате сформировалось мнение о том, что строительство здания удовлетворяет двум

категориям: «первая заключает в себе потребности утилитарные (польза); вторая - потребности эстетические (красота)», высказанная А. К. Кросовским. И если до этого стиле-образующим фактором был декор, определяющий образ здания, то здесь это место занимает «полезное», а главным источником художественных форм является строительный материал, строительная техника, конструкция. Таким образом, мы видим зачатки постепенного отказа от декора, который произойдёт в будущем. В начале ХХ века появляется стиль модерн. Его представители, в отличие от своих предшественников, создали декор, не опираясь на античную ордерную систему.

Рис. 3. Модерн. Доходный дом Шарля Клейна. Париж. 1903 г.

Принято считать, что главной мировоззренческой идеей стиля модерн является возникший на рубеже Х1Х-ХХ вв. кризис европейской культуры, проявившийся как на материальном, так и на духовном уровне, когда происходит бурное развитие научно-технического прогресса, начавшегося промышленным переворотом в Англии и охватившего всю Европу. Созданная человеком техника выходит из-под контроля создателя и начинает диктовать ему собственные условия не только производства, но и самой жизни. Человек как бы не успевает «очеловечивать» результаты собственной деятельности. В стиле модерн чётко прослеживается попытка придать зданию «органичный природный» характер.

Рис. 4. Модерн. Каса-Мила. Барселона

С развитием промышленности архитектура, огромная часть предметного мира, стала резко чуждой культурной традиции, так как была создана по совершенно иным, не человеческим индустриальным законам. В результате этого впоследствии развивается конструктивизм, где декор отсутствует, как ненужный элемент. Нельзя не дополнить к выше сказанному утверждение А. И. Некрасова, что «расчленение архитектуры на конструктивную и декоративную, то есть смешение природы двух вещей, в то время как классификация требует единства основных направлений, привело к тому, что нарушенное правило логически стало восстанавливаться, хотя и дорогой ценой новых заблуждений; явилась мысль о нужности лишь конструктивных форм и уничтожении, отрицании всех остальных как лишних, ненужных для постройки. Возник афоризм «форма должна выполнять функцию», при этом имелась в виду функция пользы, техники, конструкции, но не функция образа» [5].

Рис. 5. Конструктивизм. Дом культуры им. Зуева

Однако стоит сказать, что это было написано в 20-е годы ХХ века. Современную же архитектуру нельзя обвинить в отсутствии образности, хотя она и не имеет такого декора, который был на зданиях прошедших эпох. С развитием строительных технологий архитекторы способны придавать своим творениям самый разнообразный вид, в отличие от своих коллег предыдущих эпох, которые были очень скованы ограничением прочности материала. Освободившись от ордера как основного способа проектирования зданий, архитектурная наука разработала свои методы, опирающиеся, прежде всего, на так называемые «беспредметные формы» - точку, линию, поверхность, объём. Они являются своеобразным «алфавитом для написания здания» тем, чем за век до этого являлся декор. Сейчас само здание являет собой образ. Вся идея, закладываемая в него архитектором, и функция, необходимая заказчику, выражается в форме. Камень же значительно уступил свои позиции металлу и стеклу.

Рис. 6. Оперный театр. Сидней

Заключение

Архитектура, пройдя в ХХ веке через абсолютное отрицание декоративности, довольствуясь лишь функцией, вышла на новую ступень выразительности. Каменный декор, обеспечивающий во многом раньше композиционное, ритмическое, образное построение здания, стал не востребованным, так как в настоящее время эти функции выполняет сама его форма.

Статья поступила 12.02.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буткевич Л. М. История орнамента: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство».М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Витрувий. 10 книг об архитектуре.

3. Гетманченко О. В., Макогон Л. Н. Архитектурная комбинаторика и формообразование // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Изд-во ИРНИТУ.2014. №1 (6). С. 86-97.

4. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М. : Искусство,

1986.

5. Некрасов А. И. Теория архитектуры. М. :Стройиздат, 1994.

Информация об авторе

Нифонтов Сергей Валентинович, магистрант, тел.: 89149393769, e-mail: ser-nif@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Nifontov S.V., candidate for a master's degree, tel.: 89149393769, e-mail: ser-nif@yandex.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 72.012.27:72.03

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР В 1920-30-х гг.

С.А. Смоленская, Е.В. Бижко

В статье рассмотрен первый опыт высотного строительства в СССР в 1920-30-х гг. в период советского авангарда. Представлен историко-аналитический обзор проектов и воплощенных объектов многоэтажных зданий. Отмечена их роль в формировании современной архитектурной вертикали.

Ключевые слова: архитектура небоскрёбов; высотные здания; высотное строительство; советский авангард.

ESTABLISHMENT OF HIGH-RISE CONSTRUCTION IN USSR IN 1920-30S

S.A. Smolenskaia, E.V. Bizhko

In the article we considered the first experience of high-rise construction in USSR in 2030 -es during the soviet avant-garde. We presented historical and analytical survey of projects and embodied objects of block of flats. We defined their role in creating modern architectural vertical.

Key words: architecture of sky-scrapers; high-rise buildings; high-rise constructions; soviet avant-garde.

Начиная с конца XIX в., во всем мире прослеживается устойчивая тенденция возведения многоэтажных зданий с постоянным нарастанием высоты. История развития архитектуры небоскрёбов изучена во многих странах. Эту тему исследуют известные ученые: В.П. Генералов, П.П. Зуева, Л.Н. Ковальский, Дж.Д. Кором, А.А. Магай, Т.Г. Макла-кова, А.Л. Хакстейбл и др. Однако редко можно встретить работы, в которых рассматривался бы опыт проектирования и возведения высоток в странах, входивших в состав СССР. Остаётся множество малоизученных аспектов, связанных с советским высотным строительством. Их анализ по-прежнему не теряет актуальности, наоборот мог бы дополнить и расширить общую картину истории эволюции небоскребов.

Цель данного исследования проследить этап становления и развития высотного строительства 1920-30-х гг. периода советского авангарда.

После октябрьской революции началось активное переустройство быта на социалистический лад. Коммунизм невозможно было строить в старых архитектурных пространствах. Социальные концепции того времени отражались в нетрадиционных художественных образах различных течений авангарда, отвергающих опыт предыдущих поколений. Молодому Советскому государству потребовался новый тип административно-деловых, конторских учреждений, где могли бы разместиться партийные и государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.