АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР И ЗОДЧЕСТВО ХОРЕЗМА В ЭПОХУ
МОНГОЛЬСКИХ ХАНСТВ
Уталиев Сакен Айладырович
д-р философии, истории, доцент АУ им. С. Баишева, г. Актобе (Казахстан)
E-mail: sa utaliev@mail. ru
ARCHITECTURAL DECARATION AND ARCHITECTURE OF KHORESM
IN ERA OF THE MONGOLIAN KANS
Utaliev Saken
D.Ph, docent of Aktobe University named after S.Baishev, Aktobe citi, (Kazakhstan)
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы о роли хорезмийской школы зодчества и его влияния на архитектурный декор сопредельных территории в эпоху Монгольской империи.
ABSTRAKT
The article deals with the problems of the role of Khorezm architectural school and its influence to architectural decoration of neighbor territories in Mongolian empire epoch.
Ключевые слова: Хорезм; Золотая Орда; декор; майолика; мозаика; терракота; мавзолей; памятник; археология.
Keywords: Khorezm; Golden-Horde; decoration; majolica; mosaic; terracotta; mausoleum; monument; archaeology.
В XII веке на территории Южного Приаралья возникло государство Великих Хорезмшахов. Здесь возникает целый ряд городов и поселений, где были воздвигнуты прекрасные архитектурные сооружения.
После нашествия монголов в 1219—1221 годах Хорезм был включен в состав Улуса Джучи старшего сына Чингисхана. Улус Джучи ещё известен в литературе как Золотая Орда. Пережив разгром Хорезм, тем не менее, в скором времени быстро оправился благодаря созидательному труду местного населения. Начались возводиться дворцы, мечети, мавзолеи, караван — сараи.
В числе таких памятников до наших времен сохранились мавзолеи Тюрабек-ханым, Мазлумхан-сулу, Наринджан-Баба, Сейд-Аллауаддин, минарет Кутлуг -Тимура, Портал «Караван-Сарая», караван-сарай Белеули, относительно недавно открытый археологами Джума — мечеть в Миздахкане. Они построены из жженого кирпича, сырца, облицованы декоративными материалами. Именно в эпоху Золотой орды появляются новые виды декоративных изразцов. Они сложены в основном из кашина с глазурью, что было новым, важным и прогрессивным достижением этого времени. Среди них встречаются шедевры не только Хорезма, но и всей среднеазиатской архитектуры. Гармоничное сочетание декоративных различных отделок делают памятники изящными и привлекательными. Декоративной отделкой хорезмских памятников в основном оформлены фасадная и боковая стороны. Внутри здания также местами или сплошь осуществлены декорировка. В целом, внутренняя отделка соответствовала внешней. Здесь шлифованная поверхность создает блестящий глянцевитый вид [5, с. 116].
В отличие от золотоордынского времени в эпоху Хорезмшахов основным материалом отделки являлись строительный кирпич, резная терракота без поливы и с поливой. Орнаментация этого времени проста и, вместе с тем, чрезвычайно разнообразна. Здесь сложная растительная и эпиграфическая фигурная декорировка и простые вырезанные фигуры с глубоким рельефом. Поливная глазурь имеет ярко -голубой, бирюзовый оттенок [5, с. 116].
Архитектурный декор Хорезма хорезмшахского и монгольского времен не был конкретно изучен до последнего времени. Это породило различные толкования, несмотря на плодотворные исследования А.Ю. Якубовского, начатые ещё в 30-х годах и продолженные в 50-х годах XX века. В 70-е XX века в одном из российских специзданий писали: «вообще принимали ли участие в сооружении и украшении дворцов, мечетей, мавзолеев золотоордынских городов на Волге зодчие и керамисты из областей Средней Азии, в частности из Хорезма» [3, с. 10]. Таким образом, само собой возникает вопрос о важности изучения проблемы развития золотоордынского архитектурного декора
Хорезма. Надо особо отметить, что исследователи архитектурной керамики волжских золотоордынских городов, в основном, опирались на литературные данные без привлечения археологических. В ходе археологических на средневековых памятниках Хорезма накоплен богатейший материал, позволяющий изучить декор архитектурных сооружении XIII—XIV веков.
Как говорили выше, в хорезмшахское время, в основном применялась резная терракота с поливой и без поливы. В это же время появляется переходный вид декора - терракота с частичным глазурированным покрытием. А в XIII—XIV вв. в декорировке памятников Хорезма используется большое количество облицовочной керамики. К ней относятся майоликовые и мозаичные плитки, составляющие единую композицию декорации. Из них чаще всего использовалась майолика. Майоликой декорированы фасады и внутренняя поверхность, а также надгробия мавзолеев. Майоликовые композиции состояли из плит, орнаментированных арабским шрифтом с растительными геометрическими узорами. Майолика выполнялась на лессовой и кашиной основе. При этом преобладал кашин. Изразцы покрывались глазурью, имели орнаменты над и под поливой. Последние элементы также использовались и в кашиной керамике золотоордынского Хорезма. Новшеством майолики Хорезма является применение новых цветовых гамм. Известно, что в Хорезме в архитектурной керамике получили распространение красный цвет, а именно с XIII—XIV вв. При этом в майоликовых изразцах по-прежнему часто использовались сине-голубой, белый и бирюзовые тона [5, с. 118].
В эпоху Золотой Орды в Хорезме впервые отмечается мозаичный способ облицовки. Мозаикой выстелен пол центрального зала мавзолея Мазлумхан -сулу в Миздахкане, внутренняя поверхность портала «Караван-Сарая», массивный купол мавзолея Тюрабек-ханым в Куня-Ургенче.
Мозаика Хорезма XIII—XIV вв. по оригинальности и изящности не уступает известным памятникам Золотой Орды на Волге и Средней Азии. Влияние хорезмийской архитектурной керамики на памятники Шахрисябза и Самарканда признано исследователями [2, с. 11—19; 6, с. 26—37].
Строительная деятельность зодчих Хорезма порождается с одной стороны благоприятной для него политической обстановкой 20—40-х и 60—80-х годов XIV века, когда отуреченный эмир Кутлуг-Тимур, потом представители местной династии Кунградские Суфи — Хусейн и Юсуф, обеспечили экономическое и культурное благосостояние области. С другой стороны, географическое положение Ургенча на ключевом пункте Евроазиатской торговой трассы подкрепляло экономические успехи Хорезма, что в результате торговых сношений подпитывала новыми идеями местных зодчих. Обобщая вышесказанные соображения, следует отметить, что следствием монгольского ига был не только упадок культурной жизни, но и консервирование (сохранение) старых традиционных приемов, декоративной насыщенности и монументальности хорезмских архитектурных сооружений. Золотоордынский период в истории керамического производства Хорезма характеризуется как эпоха сложения и массового распространения поливной керамики, так называемого, «Ургенчского образца». Орнаментальный мотив и колор этой керамики находят близкую аналогию в архитектурном декоре Хорезма.
Изучение истории архитектурных памятников и их декоративных элементов Хорезма XII—XIV вв., позволяет констатировать, что хорезмское строительное дело практически очень долго было связано с Мавераннахром. Эта связь усилилась до конца XV—XVI вв. Приход к власти в 1370 году Эмира Тимура внесло определенную, твердую стабильность не только внутри Мавераннахра, но и в другие регионы Средней Азии. Эмир -Тимур (1336—1405) создал единое централизованное государство и обеспечивал строительную деятельность зодчих финансовыми средствами, рабочими ресурсами. Эмир — Тимур, сосредоточив в своих руках огромные материальные и духовные ценности, был поистине вдохновителем новых строительных идей в постройках монументальных сооружений конца XIV — начала XV вв. Постройки тимуровского времени уникальны по объему и содержанию. Из разных стран в Мавераннахр вывозились художники, зодчие, мастера-ремесленники, которые вносили свою лепту в разработку форм строительного дела. Среди них особое и
почетное место заняли мастера Хорезма. На таких архитектурных памятниках как дворец Ак-Сарай, мавзолей Джахангира (Доруссиадат), мечеть Кок-Кумбез, мавзолей Чашма-Аюб чувствуется влияние Хорезма. Причем орнаментальный характер композиции этих построек очень близок к облицовочной керамике Хорезма XIV века. Характерная деталь, указывающая связь Хорезма с Мавераннахром — декоративные купола, «ячеистые» сталактиты-мукарны, многограненные барабаны почти копируют декоративные приемы зодчих Хорезма.
В XIV веке в отличие от самаркандских майолик, мозаик хорезмская керамика характеризовалась применением поливы красного цвета и обильной высококачественной позолоты.
Анализ архитектурной декорации Хорезма XIII—XIV вв. свидетельствует о связях Хорезма с областями Центральной Азии, Закавказья, Византии, Золотой Орды. Эти связи особенно проявляются в архитектурной многоцветной керамической декорации. Единство архитектурной декорации Хорезма и Золотой Орды с Мавераннахром наблюдается в орнаментальных сюжетах. В этих регионах, наряду с Хорезмом, в архитектурных изразцах растительные мотивы (одно-, два-, трилистники), звезды, плетения, пальметты, арабская вязь. По форме и способам нанесения эти орнаментальные мотивы дополняют друг друга. Однако растительный мотив наряду с архитектурной керамикой получает большое применение и в бытовой керамике Хорезма.
Архитектурный декор Хорезма в отличие от синкретической культуры золотоордынских построек не был заимствованием от строительно -орнаментальных традиций и каких-либо приемов других областей. В Хорезме не наблюдаются принесенные монголами новые художественные традиции (монгольское влияние не нашло свое отражение не только в убранстве здании, но и в орнаментальных мотивах). Однако присутствие монгольского элемента частично отражено в некоторых растительных изображениях (лотос).
В целом можно сделать вывод, что на золотоордынских памятниках Хорезма, в основном применялись архитектурные облицовки местной школы,
пополнявшиеся в ходе развития культурной связи с другими областями Центральной Азии и государствами мусульманского Востока. К ним, прежде всего, относятся шести- и девятиугольные изразцы с антропоморфными изображениями. Однако хорезмские зодчие и керамисты опирались на собственные достижения. Это, прежде всего, подтверждаются орнаментальными мотивами и технологией производства керамической облицовки.
В архитектурной керамике Хорезма наблюдается высокий процент кремнезема. Кремнезем в хорезмской кашиной майолике составляет 80—93 %, персидской керамике 80—84 %, азербайджанских изразцах 70—86 %, Мавераннахра (Самарканд) 82—85 %. В целом, в хорезмийской архитектурной керамике XIV века кремнезем содержится до 94 % [1, с. 72, 80, 85]. Высокий процент кремнезема в составе керамики наблюдается в городах Волжской Булгарии. На основании этих данных можно сделать вывод, что на сложение архитектурной керамики этого региона повлиял Хорезм. Обобщая наши выводы, отметим, что типичная хорезмийская роспись по синей прозрачной глазури распространилась в Шахрисябзе (Ак-Сарай), Туркестане (мавзолей Ходжа Ахмед Яссави), Шадмульк-ага, Кусама ибн Аббас и Туглу-Тегин (Самарканд).
Таким образом, по результатам археолого -исторического исследования можно сделать следующие выводы:
• в Хорезме в хорезмшахское и монгольское время высоко развивалось строительство архитектурных сооружений с богатыми декоративными элементами.
• высшим достижением декоративного искусства является майолика на кашиной основе с подглазурной и надглазурной росписью. Декоративные элементы майолик разнообразны (растительный, геометрический, эпиграфический, антропоморфный).
• в XIII—XIV вв. керамисты Хорезма впервые применили многоцветную мозаику, в которой изобилуют красный цвет и позолота. Следует отметить, что
эти цвета не характерны домонгольским памятникам Средней Азии. В Мавераннахре они встречаются в постройках конца XIV века.
• в XII—XIV вв. в Хорезме выделывался обычный для Средней Азии архитектурный декор: резная терракота с поливой и без неё. Однако голубая глазурь Хорезма по сочности цвета ярко выделялась от глазурей памятников сопредельных областей.
• ареал влияния Хорезма на формирование облицовочной керамики на другие области очень велик. Влияние архитектурной керамики Хорезма наблюдается по материалам Маджар (Северный Кавказ), Булгар, Туркестан (Ахмед Яссави), Чашма-Аюб (Бухара), Мазари Шариф (Афганистан), Ак-Сарай и Доруссиадат (Шахрисябз).
• намечается связь с архитектурными строительными традициями с некоторыми памятниками Ирана и Азербайджана.
• наблюдается преемственность традиций архитектурно -строительных приёмов в до и после монгольский период. Продолжение новаторства хорезмских зодчих и керамистов находим на территории современного Узбекистана (Хива, частично Ташкент). В последних облицовочная керамика подражает средневековому Хорезму в орнаментике и сохраняет память о школе замечательных мастеров-керамистов Хорезма [4, с. 206].
Список литературы:
1. Гражданкина Н.С. Архитектурно -строительный материал Средней Азии. Ташкент, 1989. — с. 72, 80, 85.
2. Маньковская Л. Архитектурные памятники Кашкадарьинской области. Ташкент, 1979. — с. 11—19.
3. Носкова Л.М. Архитектурный декор золотоордынских городов Нижнего и Среднего Поволжья. АКД, М., 1973. — с. 10.
4. Уталиев С.А. Орнаментальные мотивы городища Миздахкан — Улуса Джучи. Вестник № 5(66). Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 2008. — с. 206.
5. Уталиев С.А. Архитектурный декор памятников средневекового Хорезма (XII—XIV вв.). Монография. Актобе, 2008. — с. 144.
6. Якубовский А.Ю. Самарканд при Тимуре и тимуридах . Ленинград, 1939. — с. 26—37.