Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СПАСО- ГЕННАДЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ - НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА'

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СПАСО- ГЕННАДЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ - НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕП. ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ / МОНАСТЫРИ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ / СПАСО-ГЕННАДИЕВ МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мостовой Михаил

Основан Спасо-Геннадиев мужской монастырь во второй четверти XVI в. (после 1529 года). Монастырь расположен в месте слияния р. Обноры с р. Костромой около Сурского озера. В настоящей статье повествование пойдет о странице истории, которой мы становимся свидетелями, а именно о современном состоянии построек, сохранившихся на территории монастыря, немного затронув исторический аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF THE SPASO-GENNADIEVSKY MONASTERY IS THE LEGACY OF ST. GENNADY OF KOSTROMA AND LYUBIMOGRAD MIRACLE WORKER

The Spaso-Gennadiev Monastery was founded in the second quarter of the XVI century. (after 1529). The monastery is located at the confluence of the Obnora River with the Kostroma River near Sursky Lake. In this article, the narrative will focus on the page of history that we are witnessing, namely, the current state of the buildings that have been preserved on the territory of the monastery, slightly touching on the historical aspect.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СПАСО- ГЕННАДЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ - НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА»

Священник Михаил Мостовой

древлехранитель Костромской епархии. Окончил архитектурный факультет Костромской государственной сельскохозяйственной академии.

Выпускник Костромской духовной семинарии

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СПАСО-ГЕННАДЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ - НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Много светильников веры христианской и подвижнической жизни горело в Костромских пределах в прежние века. Один из преподобных отцов нашей Костромской земли Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец, ученик преподобного Корнилия Комельского, названный так по месту, где подвизался в молитвенном делании.

По этому поводу читаем в старинной книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса»: «По случаю некоторых неприятностей преподобный Корнилий удалился из Комельской обители в Костромские леса, на Сурское озеро. Геннадий не захотел расстаться со своим наставником и ушел вместе с ним. Здесь они построили себе келью и предались отшелническим подвигам. Выпросив себе земли у соседних жителей, они сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преподобный

Корнилий возвратился в Комельскую обитель, но Геннадий с шестью сподвижниками остался на Сурском озере. Место, на котором поселились пустынники, было болотистое; для осушения его преподобный Геннадий и его сподвижники копали большие пруды».30

Место, избранное им, располагается примерно в пятнадцати километрах от города Любима, некогда принадлежащего Костромскому уезду. Основанный им монастырь изначально был пустынью, потом облекся в деревянное обличие храмами и кельями, а потом преобразовался и оформился в каменные Спасо-Преображенский собор, колокольню, Алексеевскую церковь, братские кельи и монастырскую крепостную каменную стену с четырьмя башнями.

Основан Спасо-Геннадиев мужской монастырь во второй четверти XVI в. (после 1529 года). Монастырь расположен в месте слияния р. Обноры с р. Костромой около Сурского озера.

Наше повествование пойдет о странице истории, которой мы становимся свидетелями, а именно о современном состоянии построек, сохранившихся на территории монастыря, немного затронув исторический аспект.

После многих лет запустения и разорения в предыдущий исторический период Русская Земля встает из руин. Этот процесс повсеместен. Каждый город, село или деревня на территории которой имеется разрушенный храм, пытаются восстановить свою святыню. Люди используют те средства, которыми располагают. В некоторых случаях могут быть выделены и федеральные средства на восстановление, так как существует программа, разработанная Московской Патриархией РПЦ совместно с министерством культуры РФ. Называется она ФЦП «Культура России до 2018 года». Вот в эту программу и попал этот монастырь. Сначала выполнили проектно -изыскательские работы, а потом провели ремонтно-реставрационные работы на объектах - памятниках культуры и архитектуры.

30 Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома: Губернская Типография, 1879. - С.8,9.

В 450-й год по преставлении преподобного монастырь переживает время восстановления. Сохранившиеся постройки (главный собор, надвратная церковь) уже спасены от разрушения, колокольня сохранилась, но пока её не коснулась рука реставратора, а прежних каменных келейного корпуса и стен с башнями вообще не сохранилось.

Итак, перейдем к более конкретному описанию храмовых построек.

1. Спасо-Преображенский собор был построен в

1644-47 гг. На основании проведенных историко-архивных и библиографических исследований, изучении иконографии и натуральных исследований было установлено следующее. На первом этапе своего существования собор представлял из себя двустолпный пятиглавый храм, без подклета, с появившимися вскоре (в конце XVII века),

северным и

южным

приделами и западным притвором.31

Конструктивная схема собора - «истинное двустолпие» -характерная для северных регионов и Костромской области, а мы знаем, что до 1787 года эта местность относилась к Костромской губернии.32

Храм представляет собой кубический объем четверика (15,7 х 14,5) с тремя полукруглыми апсидами, завершенный мощным плотно поставленным пятиглавием (общая высота до

31 Проект реставрации. ООО "АК Проект". ГАП В.И. Сафронов, архитектор И.В. Смолин: Пояснительная записка. - Ярославль, 2008. -С.2.

32 То же

План Спасо-Преображенского собора

верха центрального барабана - более 16 метров). Все барабаны -световые. Позакомарное покрытие, предположительно в конце XVII в., было заменено четырехскатным, четверик со всех сторон окружен пристройками.

На столбы опирается шесть основных конструктивных арок, на арки опираются своды, центральный барабан расположен строго над столбами. Восточная стена, прорезанная тремя проемами, практически превратилась во вторую пару столбов, а собственно стена начинается лишь над сводами (конхами) апсид.

Спасо-Преображенски й собор в 1980-е гг. (слева) и его современное состояние (справа)

Как мы видим, состояние изменилось. Восстановлены стены храма, перекрыты кровли, восстановлены барабаны и главы, а также блестят новые кресты. Но все же о полном восстановлении еще не приходится говорить. Еще необходимо устроить полы в храме, на стены нанести штукатурку, расписать, провести коммуникации и обзавестись всей необходимой для Богослужения утварью. И только тогда мы сможем сказать, что памятник архитектуры - яркий образец храма Костромской архитектурной школы середины XVII в. - восстановлен полностью, как место удобное для отправления Божественных служб. Но ведь еще необходимо наполнить храм молящимися. Верю, что этот этап идет параллельно с восстановлением камней.

2. Алексеевская церковь

Дата устройства в обители первой церкви во имя Алексия, человека Божия, неизвестна. Есть предположение, что устроена она была через несколько лет после рождения царевича Алексия Михайловича. Каких-либо подробностей о том храме тоже нет. Но есть патриаршая грамота на возобновление храма: «Алексия, человека Божия, что на святых воротах, разобрать, а на новую церковь лесу готовить и с того лесу вместо ветхой церкви построить вновь церковь во имя Алексия человека Божия, а верх на той церкви бысть не шатровый, и олтарь зделать круглой тройной, а в церкви во олтарных стенах царские двери были посреди, а по правую сторону южные, а по левую руку северные... а старые церкви бревна, которые годятся, имать к новой церкви в поделку кроме мостов, а которые не годятся, и те бревна в чисто место... И как та церковь совершится и по освящению изготовлена... бить челом нам, святейшему патриарху, и для антиминса велеть прислать священника нам лета 7196 года декабря 15 дня».

Итак, к декабрю 1687 г. Алексеевская церковь на святых воротах в приозерной стене обители уже обветшала и вскоре была построена вновь. В описи первой четверти XVIII века она значится: «Надвратных воротах церковь деревянная во имя Алексия, человека Божия, на ней крест опаян белым железом. В церкви царские двери и столбцы и сень писаны на красках».

Второй деревянный Алексеевский храм простоял около шестидесяти лет - по-видимому, на долговечности деревянного строения вновь сказалась близость воды.

В 1748 году игумен монастыря Николай подал прошение о выдаче разрешения на сбор пожертвований на строительство новых каменных Алексеевской церкви и монастырской ограды.1

Алексеевская церковь

ограды.1 На это прошение дал свое благословение архиепископ Костромской и Галичский Сильвестр (Кулябка, 1745 - 1750 гг.).

В 1763 году в описи «Обер-офицерской» новый храм уже учтен: «Церковь каменная во имя Алексия, человека Божия, об одном престоле в самой оградной каменной стене, при ней паперть деревянная, которая из той стены вышла в монастырь, в длину 10 1/2 и поперек 5 сажен. Под нею теплый погреб для клажи хлеба».

План второго этажа Алексеевской церкви по обмерам 1946 года. ГНИМА

Двухэтажная церковь была выстроена «кораблем». Под храмом располагался подклет, в котором, по примеру деревянной Алексеевской церкви, устроили было проезд, но уже вскоре его перенесли в новые святые врата. Церковь представляла собой высокий каменный четверик с лопатками по углам и карнизом, протянутым по верху стены (без кокошников), покрыт четырехскатной крышей и увенчан луковичной главкой на круглом барабане с восьмиконечным крестом над ней. К церкви с западной стороны примыкает деревянная паперть.

Когда подъезжаешь к монастырю, первой встречает паломника Алексеевская церковь. Теперь в ней два храма -верхний и нижний. Где прежде были въездные ворота, теперь храм, в интерьере которого видны арки, в восточной части устроен алтарь.

1 Любимский Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. -Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2010. - С.150.

40

По всему видно, что в храме часто проходят Богослужения. Этот храм восстановлен тоже неполностью. На главке сияет новый крест, сама главка и барабан тоже восстановлены, устроена новая кровля, на фасадах выполнена вычинка, после которой их побелили. Верхний храм еще холодный. Стены оштукатурены, есть деревянный пол. Отсутствует церковная утварь, нет престола и жертвенника, нет иконостаса.

Слева направо: Верхний храм в честь св. Алексия, человека Божия; нижний храм; северный фасад Алексиевской церкви

Зато нижний - обжитой и дышит церковной жизнью. Там пахнет ладаном и восковыми свечами, много мощевиков с частицами святых, а также ростовая икона преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца, которая являлась крышкой гроба преподобного.

3. Колокольня

ф •

вам щтшШ

9 ПФ

• .я.

• Ш

®

План колокольни монастыря

Первое документальное

упоминание о колокольне обители, построенной еще при преподобном Геннадии, находим уже в «Отписном списке» 1565 года. При нем она, само собой разумеется, деревянная, получила и свой колокольный ансамбль: «семь колоколов, один очапной». (Заметим, что и в

Корнилиево-Комельском монастыре использовались и язычный, и очапной способы звона, последний, когда звонари раскачивали не язык, а сам колокол - для благовестника).

Колокольня, выстроенная менее чем через столетие к юго-западу от соборной церкви, стала вторым каменным строением монастыря. Она значиться в первой известной нам в XVIII в. описи Спасо-Геннадиева монастыря и его угодий: «Колокольня каменная, на ней крест железный золоченый, в средине церковь Корнилия Комельского чудотворца не освящена. В церкви царские двери и столбцы и сень резные. На той же колокольне семь колоколов, в том числе один большой другой повседневный, пять маленьких с часами, с исподи под церковью две палатки, у них затвор и двери железные. Под палатками внизу погреб теплый».1 Часы на колокольне уже стали к этому времени явлением очень распространенным - в корнилиевом монастыре они появились еще в середине XVII в. Механика отмеряла время, и звон разносился над полями, пахали которые все еще по старинке.

В литературе о монастыре указывается, что колокольня возведена в 1715 г. при игумене Мелетии2. А вот благоустроили и освятили Корнилиевский храм уже при игумене Стефане.

Из «Обер офицерской описи» 1763 года следует, что для входа в церковь Корнилия Комельского служила деревянная паперть, которая с самого начала примыкала к зданию колокольни. Палатки и погреб размещались в четверике нижнего яруса колокольни. На ярус звона, который находится над церковью, в верхней половине восьмерика, можно было подняться по внутренней лестнице. Шатровое завершение над ярусом звона, к этому времени обветшавшее, было деревянным.3

Около 1807 года церковь «под колоколами№ упразднили -Корнилиевский престол перемещен в придел собора, в новую теплую трапезную, а в бывшем храме разместился монастырский архив с библиотекой.

1 Там же. - С.160.

2 Там же. - С.162.

3 Там же. - С.168.

До 1835 года колокольню еще раз перестроили. Деревянный шпиль заменили каменным: «... игумен Палладий (II) снял... деревянный шпиль, наложил еще два яруса каменной кладки и все вместе старые ярусы и новые украсили заложенными снизу на новом фундаменте колоннами,

фронтонами и пилястрами, верх колокольни увенчал главою из листового железа и

водруженным на нее крестом».

В архитектуре колокольни Спасо-Геннадива монастыря, пожалуй, в первый и последний раз, произошло явное и подчеркнутое смешение стилей барокко и классицизма, которое было обусловлено желанием стилистически объединить новую колокольню со старым собором4.

В настоящее время колокольня расположена в угловой юго- западной части Спасо-Геннадиева монастыря, в 35 метрах к юго - западу от соборного храма. Прием постановки колокольни отдельно от соборного храма был широко распространен, подобным образом, в частности, решалась звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также колокольни Ипатьевского, Авраамиево-Городецкого монастырей Костромской епархии и других.

В настоящее время каменные стены первоначальной части здания сохранились, но дошли в искаженном позднейшими перестройками и утратами виде. Они сложены из большемерного кирпича размером 31-32 х 13,5-14 х 7,8 см. В плане нижний четверик колокольни представляет собой квадрат размером по фасадам 8,8 х 8,8 метра. Толщина стен его составляет около 1,6 метра. Высота колокольни в настоящее время достигает 37 метров. Как нам стало известно из архивных

Современное состояние монастырской колокольни

4 Там же. - С.171.

источников, внутри колокольня разделялась первоначально сводчатыми перекрытиями на три этажа. В среднем помещении первоначально располагалась церковь Корнилия Комельского, а позднее монастырский архив. Подняться в него можно было по деревянной лестнице, устроенной в примыкавшей к фасаду колокольни деревянной паперти. Помещение перекрывалось, сохранившимся до настоящего времени восьмилотковым сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлялся с помощью тромпов.

Помещение освещалось окнами, арочные проемы некоторых из них сохранили свои первоначальные очертания. Под церковью располагались две кладовые палатки, под которыми был устроен теплый погреб. Первоначальные перекрытия этой части здания не сохранились, восстановить их возможно лишь по остаткам в натуре. Над церковью, в верхней половине восьмерика, находился ярус звона, куда можно было подняться по внутристенной лестнице. Стены его были первоначально прорезаны восемью большими арочными проемами. В первой половине XIX века четыре проема, располагавшиеся над углами четверика, были заложены.

Каждый из простенков декорирован тремя примыкающими вплотную к стене колоннами с гладкими стволами и коринфскими капителями. Таким образом, общее количество колонн в нижнем и во втором ярусе совпадало. Двенадцать колонн поддерживали венчавший стены второго яруса и проходящий по периметру здания антаблемент. Над восьмериком по проекту архитектора Панькова были поставлены два четверика, пропорции которых приближены к кубическим. Переход от восьмерика к нижнему четверику был очень плавным, длина диагонали его совпадала по размерам с протяженностью между двумя противоположными стенами восьмерика. В совершенно оригинальном, не находящем аналогий в других постройках, декоративном убранстве нижнего четверика намеренно подчеркнута связь с архитектурой барокко.

Фасады его прорезаны расположенными над арками звона огромными овальными проемами, обрамленными с двух сторон короткими плоскими пилястрами, опирающимися на гигантские овальные кронштейны. Поначалу постройка кажется очень

дисгармоничной. Спокойный, приближенный к кубическому, объем, декорированный плоскими графическими деталями, сочетается в ней с мощными барочными элементами.

Однако при взгляде издали начинаешь постепенно ощущать, что никак не акцентированные ребра куба исчезают, и силуэт в целом приобретает пучинистую форму, отдаленно напоминающую очертания глав собора. Очевидно, по мысли архитектора подобное решение должно было подчеркнуть связь новой колокольни со старым собором. Над нижним четвериком ставился второй, меньший по размерам, который должен был остановить движение вверх и сделать мягким переход к завершению. Стены его прорезаны, подобно восьмерику, большими арочными проемами, обрамленными с двух сторон лопатками.

Плоский графический декор верхнего четверика дополняют лишь, обрамляющие полукружия арок, профилированные тяги. Концы их соединены и единой линией охватывают четверик по периметру. Четверик завершался четырехгранным со срезанными углами металлическим покрытием в форме колокола и небольшой главкой напоминающей вазон, бывший излюбленной деталью в архитектуре барокко. Над главкой устанавливался железный позолоченный восьмиконечный крест5.

Как уже было сказано, старые крепостные стены с башнями и келейный корпус не сохранились. На территории монастыря теперь выстроен новый деревянный келейный корпус и деревянная же церковь, освященная в честь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца.

Находясь в монастыре и общаясь с монахами, видишь, что было и как стало, и, представив, как будет, понимаешь, что в этой обители преподобного Геннадия, как и прежде, нет места унынию и отчаянию, которые преодолеваются молитвой и трудом. На прощание батюшка - насельник Геннадьевской обители, показывает монастырскую пасеку в пятьдесят ульев и

5 Фадеева Г.И. Колокольня 1715, 1831-1835 гг. / Спасо-Геннадиев мужской монастырь (Ярославская область, Любимский район, село Слобода). Историко-архивные и библиографические исследования. Историческая записка. - Москва, 2008. - С.18.

45

дарит баночку душистого монастырского меда. Говорит, что приобрели для пасеки новую пчелиную матку. Пчелиная царица оказалась доброй, пчелы перестали жалить людей и мирно совершают свой полезный труд. Видимо, также некогда духовный отец обители - преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец - смог объединить вокруг себя монахов в духовном мире и христианской любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.