Научная статья на тему 'ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЕГО ВРЕМЯ'

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЕГО ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ / МОНАШЕСТВО / КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гоголев Геннадий

Всякий, кто проследит за движением преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, с запада на северо-восток, получит наглядное представление о географическом направлении развития русского мира, об освоении тех пространств, которые со временем составят ядро русской цивилизации. Литовско-Белорусские земли, Московская Русь, Великий Новгород, Вологодский, Ярославский и Костромской край - все это единая и неделимая православная Святая Русь, исхоженная стопами подвижников, политая их потом, а зачастую, и кровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. GENNADY OF KOSTROMA AND HIS TIME

Russian russians who follow the movement of St. Gennady, the Kostroma and Lyubimograd Wonderworker, from the west to the northeast, will get a visual idea of the geographical direction of the development of the Russian world, about the development of those spaces that will eventually form the core of Russian civilization. The Lithuanian-Belarusian lands, Moscow Rus, Veliky Novgorod, Vologda, Yaroslavl and Kostroma Regions are all one and indivisible Orthodox Holy Rus, trodden by the feet of ascetics, watered with their sweat, and often with blood.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЕГО ВРЕМЯ»

присоединив к Московии как свои земли, так и своих подданных. Другие с такой политикой были не согласны и обратили свой взор на Запад, к Польше, ища у нее и папских прелатов заступничества в противостоянии московитам. Их усилия приведут к заключению в 1569 году Государственного союза, Люблинской унии, между Польской короной и Литвой, созданию Речи Посполитой.

В конце XV столетия наступил длительный период русско-литовских воин, которых насчитывается пять. Вторая из них, продолжавшаяся с 1500 по 1503 год, завершилась отторжением от Литвы одной трети всех земель. Главную роль тогда сыграли литовские князья: Симеон Бельский, Симеон Стародубский и Василий Новгород-Северский, перешедшие на сторону Москвы.

Наступательную политику отца продолжил Московский князь Василий III Иоаннович (+ 1533). Он опирался на поддержку литовского князя Михаила Львовича Глинского, которому удалось поднять в Литве мятеж. Новая русско-литовская война не была для московитов такой же удачной, однако, 1 августа 1514 года произошло знаменательное событие: русскими был взят Смоленск, причем, в ходе осады Михаил Львович проявил себя с самой лучшей стороны. Племянница князя Михаила, Елена Глинская, станет супругой Василия III и матерью Иоанна IV, Грозного.

Понятно, что родившийся в семье знатных и постоянно проживающих на территории литовской крепости бояр, отрок Григорий был обречен поступить на военную службу и со временем принять участие в бесконечных кровопролитных войнах. Кроме того, ему надлежало сделать выбор: на чьей стороне служить, за кого пролить свою кровь: остаться в Литве, испытывающей давление со стороны католических стран, или перейти на службу православному русскому князю. Но Григорий сделал радикальный выбор - он поступил на службу не земному, а Небесному Царю, предварительно, как праотец Авраам, оставив земное отечество.

Суровые времена требуют суровых характеров. Войны требуют растить воинов. В свете вышесказанного становится понятной раздраженная реакция родителей, которые высказывали недовольство по поводу, на их взгляд, излишней

религиозности Григория, указывая ему на то, что в церкви надлежит бывать в свои дни, вместе со всей семьей, а остальное время следует проводить со своими «единовозрастными».

Понятно, чем занимались «единовозрастные» юноши. Сверстников его сословия с раннего детства готовили к военной службе. В великокняжеской грамоте Василия I, писанной ок. 1400 года, сказано: «А про войну, коли Аз сам Великий князь сяду на конь, тогда и... боярам и слугам... » 23. То есть любой боярин по первому призыву Великого князя должен был явиться на войну в сопровождении своих вооруженных слуг.

Григорию надлежало вместе с единовозрастными ему юношами посвятить себя, в первую очередь, физическим тренировкам и изучению боевых искусств. Но сердце его к этому не было расположено. Оно стремилось к подвигам духовным.

В силу сложившихся обстоятельств, Григорий мог уйти из родного дома и Отечества только тайным образом. Житие, написанное игуменом Спасо-Геннадиевского монастыря Алексием, сообщает: «... улучшив время, он покинул родителей в обличии нищего, отдав свои светлые одежды убогим, приняв же от них рубища... ». 24 Первоначально путь его лежал в Москву. Да и куда мог еще направить свои стопы ничего не знающий и никому неизвестный боярский отпрыск из Литвы? Политически и духовно усиливающаяся Москва в то время постепенно становилась символом надежд всех православных.

В столице Руси он провел некоторое время, обходя храмы, молясь у святых чудотворцев. Здесь Григорий обрел и некоего богобоязненного молодого друга по имени Феодор. По всей видимости, в родном Могилеве Григорий не встретил ни одного родственного ему по духу сверстника. Иначе, они бы непременно отправились путешествовать вместе. В столице такой человек нашелся. Православная жизнь в Москве была достаточно оживленной. Один из самых популярных тогда

23 Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. Шр:/^а-book.com/istoriya-gosudarstva/obschestvennoe-znachenie-duhovenstva-79684.html. - 01.06.2015.

24 Рутман М.Д. Любимский Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. - Ярославль, 2010.- С. 10.

24

москвичей - уроженец села Елохова, святой Василий Блаженный (+ 1557), с 16 лет бродивший по столичным улицам, безумием мнимым обличая «безумие мира».

В 1515 году окончился земной путь преподобного Иосифа Волоцкого (по происхождению, кстати, тоже литвина), создавшего целое монашеское направление подвижников, сочетавших духовные подвиги с активным социальным служением. Во многих обителях руководствовались заветами преп. Иосифа: «Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие немятежно, потребне зри, потребне глаголи, будь в ответах сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие беседующим тебе»25 Внешнее благолепие обители, по мысли св. Иосифа, должно стать дисциплинирующим началом, средством приобретения иноческих добродетелей, а также воспитывать окружающих и власть имущих. Активная общественная позиция, занимаемая св. Иосифом, стяжала ему авторитет и поддержку в лице великокняжеской светской власти. Попытка новгородского архиепископа Серапиона наложить в 1509 году каноническое прещение на преподобного Иосифа, стремящегося выйти из его подчинения, вызвало гнев Василия III. Дело закончилось заключением владыки Серапиона в темницу. Остаток жизни этот новгородский святитель доживал на покое в Троице-Сергиевой Лавре, приняв великую схиму.

В Москве молодые люди, Григорий и Феодор, искавшие аскетического жительства, оставаться не пожелали. Им претила столичная суета. Их взоры обратились к северным, новгородским пределам. Очевидно, что влияние на юношей оказал другой идеал монашеской жизни того времени, ярко выраженной в подвиге, идеал оппонента преподобного Иосифа, святого Нила Сорского (+ 1508 г.), лидера движения «нестяжателей». Школа преподобного Нила во главу угла ставила внутреннее делание - они являлись продолжателями традиции афонских исихастов и всеми силами стремились сохранить свою духовную независимость от мира, удалялись от всяческих монастырских стяжаний. «А когда пребывали в мире

25 Федотов Г.П. Святые Древней Руси.

http://lib.eparhiaaratov.ru/books/20f/fedotov/saints/16.html. - 01.06.2015.

25

сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков м1ра сего. И хотя все это они получили, но будущим и нескончаемым блаженством пренебрегли. Что можно сказать о людях сих? "В целом свете нет безумнее их"»26 наставляет преподобный Нил учеников, стремясь отвратить их от всяких мирских привязанностей. Сам преподобный Нил прошел школу монашеского воспитания в Кирилло-Белозерской обители, причем жил там, по всей видимости, в одно время с преподобным Корнилием Комельским (+1537) - святым подвижником, которому через некоторое время Бог вручит послушника Григория.

Поначалу путь двух друзей лежал на берег Ладожского озера, где в расцвете своих духовных дарований доживал земной век выдающийся подвижник севера, преподобный Александр Свирский (+ 1833).

Разбирая жизнеописания русских святых, преподобных, духовно осваивавших бескрайние лесные просторы Северной Фиваиды, поражаешься, как подчас тесно и замысловато переплетаются их судьбы. Поистине, русское монашество тех лет являло собой некую единую армию, выступало единым фронтом в борьбе с «мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Подобно ручейкам, растеклись по северо-восточной Руси монашеские тропы, но все они берут начало в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского (+ 1392).

Вторым после Троицы по значению монастырем -рассадником иночествующих, стала обитель одного из непосредственных учеников и сотаинников преподобного Сергия, святого Кирилла Белозерского (+ 1427), в Вологодских пределах.

Воспитанником преподобного Кирилла был святой Савватий Соловецкий, в начале XV столетия (до 1429 г.) подвизавшийся на Валааме. Здесь он «превзошел всех своей подвижнической жизнью» и получил благословение перебраться еще дальше — на Соловки.

26 Первое послание преподобного Нила Сорского. http://old-ru.ru/07-6.html. - 01.06.2015.

Через полвека после Савватия на Валааме воссияет духовный светильник преподобного Александра Свирского. После семи лет пребывания в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в желании большего уединения Александр уйдет на материк, в леса на побережье реки Свирь. Но здесь ему будет суждено стать игуменом Свято-Троицкой обители и общепризнанным духовным старцем для всей Руси. Примечательно, что посвящение в сан пресвитера Александр примет от уже упоминавшегося архиепископа Новгородского Серапиона.

Григорий и Феодор застанут святого Александра на склоне лет его земной жизни. Господь уже прославил подвижника выдающимися духовными дарами. Прозорливость его была очевидной для всех. Его слушались.

Удивительно, но в свою обитель преподобный двух друзей не принял. Он не брал молодых иноков. Но судьбу их определил: Григория отправил в монастырь преподобного Корнилия Комельского. А к Феодору обратился со словами: «Ты, чадо, будешь водить зверя белоголового». В чем смысл этих слов? Представляется, что искать ответ нужно в поэтических народных представлениях и поверьях. Разгадку могут подсказать древнерусские сонники. В них можно прочитать: «Видеть во сне белого зверя - означает встречу с друзьями, дружественную или любовную связь». Понятно, что преподобный Александр прозрел устроение души Феодора, его склонность к семейной жизни и образно выразился об этом, что через некоторое время и сбылось. Благодаря житию преподобного Геннадия мы получаем представление о живой, образной речи старца Александра Свирского.

Друзья отправились в Вологодские пределы к старцу Корнилию. Святой Корнилий был одним из подвижников знаменитого Комельского леса. Глухая лесная чаща распространялась на пространства к северо-востоку от Ярославля. В 1497 году недалеко от Вологды он построил скромную хижину, положившую начало новой обители. В 1501 году подвижник воздвигает деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а сам становится иеромонахом.

Нам неизвестно документально, встречались ли при жизни Корнилий и Александр. Но такая встреча, по всей видимости, была. Ведь свирский старец мог направить молодых людей только к такому человеку, которого очень хорошо знал. Местом знакомства Александра и Корнилия мог стать Великий Новгород - где неоднократно и подолгу бывали оба святых угодника.

Григорий и Феодор приходят в Корнилиеву пустынь вместе, но Феодор вскоре возвращается в столицу, где создает семью. Его друг принимает постриг с именем Геннадий.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в юности, в период своего жительства в Кирилло-Белозерской обители, Корнилий имел своим духовным наставником и старцем подвижника по имени Геннадий. Круг жизни и подвижничества словно бы замкнулся. Самого близкого и способного к духовной жизни ученика подвижник Комельского леса тоже нарекает именем Геннадий, в память о своем старце. Этот постриг свидетельствует о преемственности передачи духовных дарований от старца к послушнику, наследующему его благодать.

Корнилий Комельский написал для братии своей обители Устав. Примечательно, что в нем мы найдем влияние двух ранее существовавших уставов: преп. Иосифа Волоцкого и преп. Нила Сорского. Литературовед Н.В. Понырко пишет: «Из устава Нила Сорского... он (Корнилий) взял все пространное вступление и вписал его в свое предисловие, продолжив его рассуждениями об ответственности настоятеля за судьбы иноков,. а конкретные предписания относительно общежительного уклада он заимствовал из устава Иосифа... »27

Наиболее мудрые современники прекрасно понимали, что обе монашеские школы отражают единое стремление служить Богу и Церкви и имеют равное право на существование. Протоиерей Георгий Фроловский в XX

27 Понырко Н.В. Словарь книжников и книжности Древней Руси. http://enc dic.com/rusbooks/Kornili-komelski-187.html. - 01.06.2015.

столетии лаконично назовет их «две правды». Заветы Корнилия позже воплотит в своей Спасо-Преображенской обители и святой Геннадий. И при всем желании невозможно будет охарактеризовать Геннадиеву пустынь как монастырь однозначно «иосифлянского направления». Это будет обитель, в которой равно чтились имена и подвиг преподобных Иосифа и Нила, а также: Сергия, Кирилла, Александра, Корнилия и многих других...

Спасо-Преображенский Геннадиевский монастырь или, как его называют в источниках, «Дом Преображения Спасова и чудотворца Сергия», ныне возрожденный для монашеской жизни, находится в 25 км. от городка Любим Ярославской области и в 3 км. от слияния рек Костромы и Обноры, на берегу Сурского озера. Примечательно, что первое столетие своего существования обитель часто именовали «Новой Корнилиевой пустынью».

Ее основание связано с весьма показательной историей. Некая «брань» произошла в Корнилиевской обители. Братия вознегодовала и возроптала на преподобного Геннадия, «за многочисленные его подвизания», а вслед за этим и на самого игумена Корнилия. В таких обстоятельствах, не желая вступать в затяжную борьбу с иноками, старец и послушник удалились вместе на Сурское озеро, «в шестидесяти поприщах». Такова версия жития преподобного Геннадия. Автор жития преподобного Корнилия, игумен Нафанаил, излагает иную версию: конфликта не было, игумен с послушником просто решили выйти из монастыря, чтобы «наедине безмолствовать». Думается, интерпретация Нафанаила неправдоподобна и продиктована исключительно намерением защитить доброе имя своей обители. Ведь для того, чтобы безмолствовать, не нужно уходить почти за сотню верст.

Между прочим, житийное упоминание о «шестидесяти поприщах» позволяет нам точно вычислить длину «одного поприща». В древнерусской литературе эта мера расстояния подразумевает различные значения. Иногда под «поприщем» понимают длину однодневного пешего перехода. По современной карте определяем, что расстояние между местечком Корнильево Грязовецкого района Вологодской

области и деревней Слобода Любимского района Ярославской области напрямую составляет ровно 80 км. Итак, «поприще» в житийной литературе XVI века составляет 1,3 километра.

Примечательный случай ухода двух, игумена с учеником, из основанной им обители свидетельствует и о крайней строгости общежительного устава Корнилиевого монастыря. Поистине, «молиться - кровь проливать», - как гласит старинная иноческая максима. Не все, далеко не все могли исполнить устав в полной мере. По сути, монашеское житие - это та же военная служба. Только если у воинов царя земного бывают дни отдохновения, инок призван подвизаться ежедневно и еженощно. А малейшее духовное расслабление инока приводит к печальным последствиям -падениям и грехам. Поэтому можно смело утверждать, что, происходя из сословия воинственных литовских бояр, святой Геннадий всю жизнь оставался «истинным воином Христа Бога».

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, какое живое участие принял в судьбе Введенского Корнилиевого монастыря Василий III. Паломничая вместе со своей молодой супругой Еленой Глинской к святыням северо-востока и молясь «о чадородии», Великий князь удивляется отсутствию игумена в обители и принимает меры к тому, чтобы немедленно возвратить его на место. Время паломничества точно зафиксировано, и благодаря этому обстоятельству мы можем утверждать, что Геннадиевская обитель была основана не позднее 1528 года.

Уже в 1531 году Корнилий вновь у себя в монастыре. Геннадий же остается по благословению своего старца и с соизволения Великого князя на Сурском озере. Он был еще достаточно молод. Вряд ли ему тогда исполнилось и 30 лет.

Однако современная исследовательница Мария Рутман полагает, что «После возвращения Корнилия в Комельский монастырь, вплоть до его кончины, она (Геннадиевская обитель) скорее всего, оставалась в запустении»28. Рутман,

28 Рутман М.Д. Цит. соч., С. 61

ссылаясь на Нафанаиловское житие Корнилия, упоминающее, что ученик был со своим старцем во время его последней болезни, утверждает, что Геннадий вернулся на озеро лишь в 1537 году.

Наш замечательный современный краевед, автор цикла статей в новой Православной энциклопедии, Н.А. Зонтиков, принимает версию жития св. Геннадия. Я соглашусь с ним. Невозможно представить, чтобы преп. Корнилий, положивший несколько лет на устроение новой пустыни, не позаботился о ней и оставил ее прозябать в запустении. Наверняка, он сам и исходатайствовал у Великого князя разрешение на устроение «Дома Спаса

Преображения». Но и Нафанаил не ошибается: святой Геннадий мог прибыть к любимому учителю по первому зову, едва узнав о постигшей его болезни, и стать свидетелем кончины преподобного Корнилия.

Испрашивая благословение на устроение новой обители, Корнилий наверняка рассказал, а может быть даже и представил семье Московского государя земляка Елены Глинской -ее строителя, своего постриженника и любимого ученика Геннадия. Кроме того, не будем забывать, по какому поводу Василий III предпринял паломничество: в августе 1830 года. Елена родила будущего Иоанна Грозного. Семья Великого князя должна была быть благодарна представителям всех обителей, в которых молилась во время того памятного паломничества. В период с 1533 года и до самой смерти в 1538 году она была полновластной правительницей Московской Руси, проведя, между прочим, знаменитую денежную реформу. Но нам ничего неизвестно о покровительстве Елены Глинской Преображенской обители.

Надгробная икона преподобного Геннадия

Напрягая все свои силы Московская Русь стремилась выйти из состояния вековой отсталости, в которое она была ввергнута нашествием варварских полчищ монголо-татар в XIII столетии, и завоевать себе место под солнцем среди европейских народов. Не будем забывать, что Великий князь Московский Василий III Иоаннович был сыном Софии Палеолог, принадлежащей к византийской императорской династии. Русь постепенно осознавала себя преемницей православной Ромейской империи. В 1523 году старец Псковского Елеазаровсккого монастыря Филофей формулирует свою знаменитую формулу: «Вся христианская царства ... снидошася во едино царство нашего государя... Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

А противостоять приходилось врагам, нападающим со всех сторон. О военных действиях на Западе Руси мы уже сказали. Глухой Комельский лес под Вологдой. Казалось бы, - глубокий безопасный тыл. Ничего подобного! Зимой 15361537 года страшное нашествие казанских татар вынудило преподобного Корнилия оставить обитель. Основное войско хана Сафа-Гирея тогда напало на Муром, другой отряд прошелся по вологодчине. Эти испытания окончательно подкосили старца, уже страдавшего предсмертной болезнью, и в мае 1537 года он умер.

Судьбы преподобных подвижников в то время тесно переплетались с судьбами князей, бояр - патриотов родины. Общие внутри- и внешнеполитические задачи сближали, объединяли различные сословия. Стараниями святого Иосифа и его последователей на государственную власть в лице Великого князя христианское общество возлагало ответственность не только за контроль за соблюдением в стране уголовного законодательства, но и за соблюдением подданными Заповедей Божиих. Правовая и духовно-нравственная сфера не разделяются. Иерархи и священнослужители благословляют все военные начинания государя, а государь печется о чистоте веры и устроении обителей и храмов.

Уже достигнув зрелого возраста, став признанным духовным вождем и старцем, преподобный Геннадий принимает активное участие в общественной жизни. В

соответствии с наставлениями преп. Иосифа, он сумел расположить к обители сердца потенциальных благотворителей - бояр Романа Юрьевича и Юлианы Феодоровны Захарьиных. «Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней», - обратился он однажды к их дочери, Анастасии. Пророчество сбылось. Иоанн IV Грозный взял в жены эту девицу, духовную дочь преподобного Геннадия. Никоновская летопись под 1549 годом содержит ценное свидетельство о крещении дочери царя, младенца Анны. Оно происходило в Московском Новодевичьем монастыре. «.а царевну Анну крестил в теплой церкви игумен Троецкои Сергиева монастыря Серапион. А кумове были старец Андреян Ондроновы пустыни да старец Генадеи Сараиские пустыни...» 29 Исследователи отождествляют упомянутого старца с преподобным Геннадием Костромским. Отметим, что преподобный Андриан, в миру Андрей Завалишин, это тот самый боярин, который, охотясь, случайно обнаружил уединенную келью преп. Александра Свирского и потом стал его учеником. Вот так спустя много лет сошлись пути двух иноков, которым свирский подвижник открыл пусть к святости.

Отныне сам Иоанн IV Васильевич Грозный становится главным благотворителем обители. Несколькими грамотами он ограждает монастырь от различных судебных притязаний, а в 1550 году навечно дарует Дому Спаса Преображения несколько деревень и само Сурское озеро.

Исполнив труд первоначального духовного и материального устроения монастыря, продиктовав ученикам исполненное твердой веры в будущее обители и трогательной заботы о братьях завещание, преподобный Геннадий окончил свой жизненный путь 23 января 1565 года.

«Говорю вам, духовные мои братья и спостники: для меня день уже при вечере и секира при корени, ибо отхожу уже к судилищу Христову. Ради святой Господней заповеди, не забывайте меня, когда будете молиться, но, видя мой гроб,

29 ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460

вспоминайте мою любовь и молитесь Христу, чтобы Он вселил дух мой с праведными».

Сегодня, отмечая 450-летие со дня преставления удивительного святого, преподобного Геннадия, Костромского и Ярославского чудотворца, воплотившего в себе лучшие черты духовных подвижников Русской Церкви, мы проверяем себя на верность его заветам и своими трудами стремимся возродить былое достоинство русского монашества.

Священник Михаил Мостовой

древлехранитель Костромской епархии. Окончил архитектурный факультет Костромской государственной сельскохозяйственной академии.

Выпускник Костромской духовной семинарии

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СПАСО-ГЕННАДЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ - НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Много светильников веры христианской и подвижнической жизни горело в Костромских пределах в прежние века. Один из преподобных отцов нашей Костромской земли Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец, ученик преподобного Корнилия Комельского, названный так по месту, где подвизался в молитвенном делании.

По этому поводу читаем в старинной книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса»: «По случаю некоторых неприятностей преподобный Корнилий удалился из Комельской обители в Костромские леса, на Сурское озеро. Геннадий не захотел расстаться со своим наставником и ушел вместе с ним. Здесь они построили себе келью и предались отшелническим подвигам. Выпросив себе земли у соседних жителей, они сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преподобный

Корнилий возвратился в Комельскую обитель, но Геннадий с шестью сподвижниками остался на Сурском озере. Место, на котором поселились пустынники, было болотистое; для осушения его преподобный Геннадий и его сподвижники копали большие пруды».30

Место, избранное им, располагается примерно в пятнадцати километрах от города Любима, некогда принадлежащего Костромскому уезду. Основанный им монастырь изначально был пустынью, потом облекся в деревянное обличие храмами и кельями, а потом преобразовался и оформился в каменные Спасо-Преображенский собор, колокольню, Алексеевскую церковь, братские кельи и монастырскую крепостную каменную стену с четырьмя башнями.

Основан Спасо-Геннадиев мужской монастырь во второй четверти XVI в. (после 1529 года). Монастырь расположен в месте слияния р. Обноры с р. Костромой около Сурского озера.

Наше повествование пойдет о странице истории, которой мы становимся свидетелями, а именно о современном состоянии построек, сохранившихся на территории монастыря, немного затронув исторический аспект.

После многих лет запустения и разорения в предыдущий исторический период Русская Земля встает из руин. Этот процесс повсеместен. Каждый город, село или деревня на территории которой имеется разрушенный храм, пытаются восстановить свою святыню. Люди используют те средства, которыми располагают. В некоторых случаях могут быть выделены и федеральные средства на восстановление, так как существует программа, разработанная Московской Патриархией РПЦ совместно с министерством культуры РФ. Называется она ФЦП «Культура России до 2018 года». Вот в эту программу и попал этот монастырь. Сначала выполнили проектно -изыскательские работы, а потом провели ремонтно-реставрационные работы на объектах - памятниках культуры и архитектуры.

30 Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома: Губернская Типография, 1879. - С.8,9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.