Научная статья на тему 'Архитектурные аспекты Москвы в ХХI в.'

Архитектурные аспекты Москвы в ХХI в. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
группы высотных зданий / объекты индустриального наследия / здания / построенные по проектам иностранных архитекторов / прогностические концепции / groups of high-rise buildings / industrial heritage sites / buildings designed by foreign architects / predictive concepts

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Черкасов Георгий Николаевич

В работе рассматриваются новые мотивы, явления, появившиеся в архитектуре Москвы за последние годы, а именно: появление групп высотных зданий, формирующих силуэт значительной части территории города; преобразование объектов индустриального наследия, рассматриваемых как памятники истории, культуры и архитектуры; появление в Москве аттр-анклавов (от фр. attrayant enclave), привлекательных для человека участков территории, насыщенных памятниками истории и культуры, в значительной степени изолированных от потоков автомобильного транспорта и ориентированных на пешеходное движение; появление зданий и комплексов, выполненных по проектам известных зарубежных архитекторов и вносящих новые краски и образы в архитектуру Москвы; появление прогностических концепций создания общественных пространств на базе объектов индустриального наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Черкасов Георгий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural aspects of Moscow in the XXI century

The paper examines new motives, phenomena that have appeared in Moscow architecture in recent years, namely: the appearance of groups of high-rise buildings forming the silhouette of a significant part of the city's territory; the transformation of industrial heritage sites considered as monuments of history, culture and architecture; the appearance of attr enclaves in Moscow (from the French attrayant enclave), attractive for a person, the areas of the territory are saturated with historical and cultural monuments, largely isolated from the flows of motor transport and oriented to pedestrian traffic; the appearance of buildings and complexes designed by famous foreign architects and bringing new colors and images to the architecture of Moscow; the appearance of predictive concepts for creating public spaces based on industrial heritage sites.

Текст научной работы на тему «Архитектурные аспекты Москвы в ХХI в.»

Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №2(63). С. 84-98

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Научная статья

УДК/UDC 72.036(470-25)"20"

DOI : 10.24412/1998-4839-2023-2-84-98

Архитектурные аспекты Москвы в ХХ! в.

Георгий Николаевич Черкасов1

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия istarh@markhi.ru

Аннотация. В работе рассматриваются новые мотивы, явления, появившиеся в архитектуре Москвы за последние годы, а именно: появление групп высотных зданий, формирующих силуэт значительной части территории города; преобразование объектов индустриального наследия, рассматриваемых как памятники истории, культуры и архитектуры; появление в Москве аттр-анклавов (от фр. attrayant enclave), привлекательных для человека участков территории, насыщенных памятниками истории и культуры, в значительной степени изолированных от потоков автомобильного транспорта и ориентированных на пешеходное движение; появление зданий и комплексов, выполненных по проектам известных зарубежных архитекторов и вносящих новые краски и образы в архитектуру Москвы; появление прогностических концепций создания общественных пространств на базе объектов индустриального наследия. Ключевые слова: группы высотных зданий, объекты индустриального наследия, здания, построенные по проектам иностранных архитекторов, прогностические концепции Для цитирования: Черкасов Г.Н. Архитектурные аспекты Москвы в XXI в. // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №2(63). С. 84-98. URL:

https://marhi.ru/AMIT/2023/2kvart23/PDF/05 cherkasov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-284-98

ARCHITECTURE OF BUILDINGS AND STRUCTURES

Original article

Architectural aspects of Moscow in the XXI century

Georgiy N. Cherkasov1

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia istarh@markhi.ru

Abstract. The paper examines new motives, phenomena that have appeared in Moscow architecture in recent years, namely: the appearance of groups of high-rise buildings forming the silhouette of a significant part of the city's territory; the transformation of industrial heritage sites considered as monuments of history, culture and architecture; the appearance of attr enclaves in Moscow (from the French attrayant enclave), attractive for a person, the areas of the territory are saturated with historical and cultural monuments, largely isolated from the flows of motor transport and oriented to pedestrian traffic; the appearance of buildings and complexes designed by famous foreign architects and bringing new colors and images to the architecture of Moscow; the appearance of predictive concepts for creating public spaces based on industrial heritage sites. All photographs by the author - G. Cherkasov.

Keywords: groups of high-rise buildings, industrial heritage sites, buildings designed by foreign architects, predictive concepts

For citation: Cherkasov G.N. Architectural aspects of Moscow in the XXI century. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no.2(63), pp. 84-98. Available at:

1 © Черкасов Г.Н., 2023

https://marhi.ru/AMIT/2023/2kvart23/PDF/05 cherkasov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-284-98

Москва меняется и под воздействием времени, и в силу новых социальных и экономических условий.

Под понятием «архитектурные мотивы» рассматриваются события, явления, концепции, формирующие архитектурный пейзаж Москвы. Среди них можно назвать следующие:

1. Появление групп высотных зданий, формирующих силуэт значительной части территории города.

2. Преобразование объектов индустриального наследия, рассматриваемых как памятники истории, культуры, архитектуры, науки и техники, включающихся в существующую городскую среду на качественно новом уровне взаимодействия зданий и сооружений.

3. Появление в Москве аттр-анклавов (от фр. attrayant enclave), привлекательных для горожанина участков территории, насыщенных памятниками истории и культуры, объектами современного искусства и интенсивной городской жизнедеятельности, и в значительной степени изолированной от потоков экстремального автомобильного транспорта и ориентированного на пешеходное движение; в частности, аттр-анклава «Красный Октябрь» - ГЭС-2 - Новая Третьяковка.

4. Появление зданий и комплексов, выполненных по проектам известных зарубежных архитекторов (прежде всего, лауреатов Притцкеровской премии), вносящих новые краски, приемы и образы в архитектуру Москвы.

5. Прогностические концепции создания общественных пространств на базе объектов индустриального наследия, в частности - концепции «ОСТФ «ЗТ», общедоступного социо-технического форума «Знамя Труда» на основе бывшего одноименного московского авиазавода.

1. Появление групп высотных зданий

Высотные группы зданий, в основном жилых, появились в нескольких районах Москвы: около метро ВДНХ, на проспекте Буденного (рис. 1), около метро Дмитровская (рис. 2) и других. Эти группы зданий активно влияют на структуру восприятия большого массива окружающей застройки, отчетливо выделяясь из нее по высоте и силуэту, оставляют впечатление современного подхода к процессу развития города как крупного мегаполиса, создают ощущение удачных поисков формы, эстетики, взаимодействия менее высотных объемов и степени их интеграции в окружающую застройку.

Комплекс зданий «Золотая Звезда» (ТПО «Резерв») на проспекте Буденного около шоссе Энтузиастов был впервые увиден автором из окна электрички Казанского направления. После многих лет поездок по этому маршруту с довольно унылым городским пейзажем, появление данного архитектурного объекта, в силу его необычности, было неожиданным и интригующим и приковывало к себе внимание, пока он был в поле зрения, в данном случае, с расстояния 2-4 км. Три здания объединены в единый выразительный организм четкими диагональными линиями, пересекающими плоскости их фасадов, как единого объема (рис. 1).

в) г)

Рис. 1. Жилой комплекс «Золотая Звезда» (фото 2023 г.): а) восточный фасад; б) фрагмент фасада; в) на переднем плане ограда шоссе Энтузиастов; г) фрагмент фасада

Рис. 2. Жилой комплекс около метро Дмитровская (фото 2023 г.)

На последней карте Москвы (2022 г.) западнее и южнее комплекса с диагоналями серым цветом выделены обширные территории как нежилые. Это бывшие, а частично и действующие промышленные предприятия. От метро и ж/д платформы «Авиамоторная» (ранее пл. «Новая») и вплоть до метро «Шоссе Энтузиастов», слева и справа от шоссе Энтузиастов тянется индустриальная застройка. Нужна была определенная смелость, чтобы разместить в этом районе дорогостоящий жилой комплекс.

Автор лично почувствовал, какую эволюцию прошел данный район и в отношении городской среды, ее образа и качества жизни, так как работал здесь в строительном отделе проектной организации по проектированию химических заводов сразу после окончания института (МАИ-МАРХИ) в конце 1958 г. и в 1959 г. Организация (п.я. № Х) находилась напротив ТЭЦ 11 по шоссе Энтузиастов. Примерно через месяц после прихода на работу автор заметил плакат - список избирательной комиссии по очередным выборам (кажется, в Верховный Совет) и там - Г.Н. Черкасов. Было удивительно удостоиться такой чести. В день выборов (в ноябре или декабре 1958 г.) это объяснилось. Автор должен был носить урну для бюллетеней и в сопровождении двух более солидных членов избирательной комиссии направляться на квартиру, если поступал сигнал от агитатора, что проживающий в ней человек отказывается голосовать. Придя к этому гражданину, члены комиссии увидели Маленькую комнату в коммунальной квартире, в которой сидели шесть человек. Они требовали улучшения жилищных условий. Коллеги уговаривали и обещали. Поддавшись уговорам, избиратели опускают бюллетени для голосования в ящик.

В этом районе находятся химические заводы, шинный завод (на территории, которая в настоящее время находится напротив ЖК «Золотая Звезда»), машиностроительные предприятия и сопутствующие объекты. Многие промышленные предприятия переехали в другие места, оставшиеся здания сдаются в аренду и используются по новому назначению. Строительная оболочка этих объектов осталась неизменной, в основном в архитектурно-строительном облике 1920-1950-х гг. Они нуждаются в архитектурной реновации. Комплекс «Золотая Звезда» служит хорошим началом для этого процесса.

2. Преобразование объектов индустриального наследия

Преобразование объектов индустриального наследия становится очевидным явлением в архитектуре и социальной жизни города, одним из направлений совершенствования городской среды [3, 4].

Это направление из стадии теоретического осмысления необходимости сохранения и реновации объектов индустриального наследия, как объектов истории, культуры, архитектуры, строительного искусства, науки и техники, перешло в практическую плоскость и стало по существу одним из жанров архитектуры.

О необходимости сохранения ценных индустриальных объектов Р.П. Подольский писал в 1936 г. в сборнике ВАА (Всесоюзной Академии архитектуры) «Проблемы архитектуры»: «Развернувшееся грандиозное строительство социалистической промышленности требует зачастую сноса этих интереснейших памятников, но часто они уничтожаются и без какой-либо нужды, <...> по неосведомленности <...> об их исторической ценности. <...> Изучение истории промышленной архитектуры должно быть налажено <...> для выяснения ценных памятников заводской архитектуры, которые должны сохраняться с не меньшей тщательностью, чем все другие памятники искусства и старины» [1, с. 210-211].

Первое совещание по теме «Памятники фабрично-заводской архитектуры в жизни и застройке городов (проблемы выявления, охраны, реставрации, использования)» прошло в Центральном доме архитектора в марте 1984 г. под эгидой Московского отделения Союза архитекторов.

Проблема стала особенно актуальной, когда промышленность, промышленные предприятия стали переходить в новую стадию развития и выходить из города на новые

места расположения. Процесс решения проблемы проходит эволюцию, как в промышленности, так и в архитектуре во всех индустриально развитых странах.

В авторитетном издании йЕБТ^АТЮМ АРСН1ТЕСТиРЕ (РА), в котором представлены 1000 наиболее значительных (по мнению составителей) современных архитектурных построек в основном за два десятилетия, вплоть до 2016 г. из всех стран мира, находятся и примеры реновации объектов индустриального наследия, их преобразования и включения в современную жизнь [8]. Это - филармония в Гамбурге на основании бывшего здания исторического склада (Герцог и де Мерон, 2016 г.), Газометр в Вене (Кооп Химмельб(л)ау и др., 2000 г.), здание администрации порта Антверпен (З. Хадид, 2016 г.), здание бывшего завода Фиат в Турине (1917 г.) (Р. Пиано Билдинг Воркшоп, 2002 г.).

Складываются определенные приемы взаимосвязей новых архитектурных элементов с мотивами преобразующихся исторических построек, их материалами и стилистикой, разрабатываются определенные концепции включения в архитектурные решения исторического и культурно-смыслового содержания, ощущения ностальгии и развития, а также ощущения места; градостроительный аспект, учитывающий жизнь нового постиндустриального объекта в окружающей среде.

Постиндустриальные постройки в Москве сделаны в лучших европейских традициях. Таковы бизнес-центр «Фабрика Станиславского» (МакАслан и Партнеры, 2012 г.); многофункциональный комплекс «Завод «Арма», бывший газовый завод (С. Киселев и Партнеры, 2014 г.); культурно-деловой комплекс «Большевик», бывшая кондитерская фабрика (МакАслан и Партнеры, 2018 г.) (рис. 3); ГЭС-2, бывшая государственная электростанция (Р. Пиано Билдинг Воркшоп, 2021 г.) и др. В период, когда эти промышленные предприятия работали и выпускали продукцию, они были полностью изолированы от города. Теперь они полностью проницаемы, жители спокойно проходят через эту территорию, чаще вся она превращается в пешеходную зону. Появляются новые строительные элементы, здания, надстройки, инженерные устройства и пр. Бывший завод заполняется офисами, студиями, кафе и магазинами. Оставлена мемориальная доска с именами погибших в войне 1941-1945 гг. Около исторических зданий установлены предметы технологического оборудования, старинные насосы, станки, на которых работали тысячи, десятки тысяч людей. Посетитель ощущает связь со временем и местом.

а)

б)

д) е)

Рис. 3. Офисно-культурный центр «Большевик» (фото 2019 г.): а) колонны в интерьере комплекса; б) фрагмент фасада исторического корпуса; в) внутренний пассаж -перекрытое внутреннее пространство между историческими корпусами; г) верхняя часть колонн внутри пассажа; д) благоустройство внутреннего двора; е) озеленение террасного типа

Разрабатывается все больше архитектурных инструментов для преобразования объектов индустриального наследия, способов сочетания исторических зданий с новыми строительными элементами, зданиями, надстройками, пристройками; для создания освещенных естественным светом крытых двориков с почти интерьерными пространствами; применения различных форм благоустройства, озеленения и средств визуальной информации.

В декабре 2021 г. был открыт ГЭС-2 (рис. 4), задуманный и реализованный инженером и главой крупной нефтяной корпорации Леонидом Михельсоном и архитектурным бюро Ренцо Пиано как новая социокультурная институция, в которой происходит выставочная и творческая деятельность, и, в которой каждый рядовой человек может принять личное участие2. Промышленные интерьеры бывшей электростанции с громадными пространствами, перекрытыми изящными металлическими конструкциями, с мостовыми кранами, с верхним естественным светом и фасадами в стиле московского «модерна» служат постоянными экспонатами всегда проходящих здесь выставок и обрамлением для кинетических действий.

2 Destination Architecture. The essential guide to 1000 contemporary buildings. Phaidon Press, 2017. 560 p.

а) б)

Рис. 4. ГЭС-2 (фото 2021 г.): а) фасад; б) интерьер

3. Появление аттр-анклавов

Появление в большом городе аттр-анклавов, то есть участков территории, привлекательных для человека, в какой-то мере свободных от интенсивного транспорта, возможно и закономерно для развития мегаполиса.

В 1961 г. автор стоял в Лондоне перед дорогой, чтобы перейти на другую сторону. Плотный поток автомашин в несколько полос движения, проносился мимо на большой скорости, и эта лавина не останавливалась, никакого просвета. Эту ситуацию увидел проходящий англичанин, он подошел, поднял вверх руку и машины сразу остановились, что позволило пересечь улицу. Впоследствии автор оказался в Лондоне в 2010-х годах. Въезд в центр города для личных автомобилей стоил 8 фунтов стерлингов, в центр проезжал в основном общественный транспорт, автобусы и такси. Городские власти разных стран принимают самые разные меры к регулированию потоков личного автотранспорта. К примеру, в Нью-Йорке для доставки граждан в город с острова Стейтон, откуда многие приезжают на работу, существует два способа: проезд автомобиля по дамбе и паром. Проезд на пароме бесплатный. Руководство города как бы говорит гражданам: ради Бога, не садитесь в автомобиль, мы доставим вас бесплатно на юг Манхеттена прямо к станции метро.

В Москве над напряженными автодорогами стоит «стена шума» и выхлопных газов. Укрыться можно в анклаве. Для многих москвичей это участок территории между Садовым кольцом (Крымским валом), Большой Якиманкой и Волхонкой, привлекательный анклав -аттр-анклав, насыщенный памятниками истории, культуры, архитектуры, в том числе ландшафтной архитектуры, и индустриального искусства3. Здесь находится два из четырех наиболее известных московских музеев - Новая Третьяковка и ГЭС-2 (которую многие относят также и к музеям); храм Христа Спасителя; парк Музеон; «Красный Октябрь», бывшая кондитерская фабрика Эйнем; «Красные текстильщики», здания бывшей Голутвинской ткацкой мануфактуры (рис. 5). Квартал зданий «Красный Октябрь», так называлась фабрика в советское время, на туристических картах Москвы определяется как арт-кластер или «квартал с выставками, барами и тусовками». Эта группа многоэтажных краснокирпичных зданий в стиле фабрично-заводской архитектуры второй половины XIX в. (так же как и здания бывшей фабрики «Красные текстильщики») с внутренними двориками и выступающими на фасадах металлическими инженерными устройствами выглядит для современного горожанина весьма экзотично и интригующе.

3 □еБИпаНоп АгсИКесШге. ТИе еээепйа! guide № 1000 соп1етрогагу ЬшМтдэ. РИа1^п Ргеээ, 2017. 560 р.

Рис. 5. Бывшие фабрики (фото 2021 г.): а) «Красный Октябрь»; б) «Красные текстильщики»

Пребывание в данном аттр-анклаве может занять целый день и больше. Рядом с ГЭС-2 находится кинотеатр «Ударник», отличный пример русского советского конструктивизма и, некогда, часть жилого комплекса «Дома правительства» (арх. Б. Иофан). Здание «Ударника» Л. Михельсон выкупил у города в начале 2023 г. и он, по всей вероятности, войдет в структуру ГЭС-2. С другой стороны ГЭС-2 и сравнительно близко находится храм Христа Спасителя, от него посетители по пешеходному мосту проходят над обводным каналом, комплекс «Красный Октябрь» остается с правой стороны, и по Якиманской набережной проходят к Новой Третьяковке мимо парка Музеон и некогда основного производственного здания бывшей Голутвинской мануфактуры.

О популярности данного аттр-анклава и, в частности, «Красного Октября» и ГЭС-2 у жителей и гостей города говорит и такой факт, как выбор их как фона для презентации молодых актеров и моделей, показывающих свое умение в балете или создании предметов моды (рис. 6). И это происходит с не меньшим энтузиазмом, чем аналогичные акции в Париже на Вандомской площади или в Лондоне на Тауэрском мосту. Д.Д. Попова исследовала общественное пространство на базе бывшего хлебозавода № 9 (цилиндрической формы) и дизайн-завода «Флакон» в районе метро Дмитровская [2]. Можно полагать, что здесь также формируется аттр-анклав. По всей вероятности, формирование подобных образований происходит или будет иметь место и в других местах города.

а)

б)

г) д)

Рис. 6. Презентации на фоне объектов, ставших популярными у населения: а) на «Красном Октябре» (фото 2021 г.); б) на фоне ГЭС-2 (фото 2021 г.); в) на дизайн-заводе «Флакон» - во внутреннем пространстве, предназначенном для демонстрации современного искусства (фото 2023 г.); г), д) на Вандомской площади в Париже (фото 2017 г.).

4. Появление зданий и комплексов, выполненных по проектам известных зарубежных архитекторов

Иностранные архитекторы стали работать в России и Москве после длительного перерыва. В середине 1970-х гг. финские архитекторы и строители возводят Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат, начиная с 1977 г. финские фирмы строят город Костомукша с жилыми домами, общественными зданиями и крупным горнообогатительным комбинатом [6]. В начале 1980-х гг. СССР строит два примерно идентичных по мощности миниметаллургических завода в Молдавии (ММЗ) своими силами (проект Укргипромез) и в Белоруссии (БМЗ) силами Фест-Альпине (1982-1984 гг.), австрийскими архитекторами и строителями [6]. Сравнение этих двух заводов показало, что ММЗ уступает Белорусскому металлургическому заводу по всем показателям, и прежде всего - по архитектурно-строительным.

Во второй половине 1970-х гг. А. Хаммер инициировал строительство в Москве Центра международной торговли (ЦМТ) или, как его стали, потом, часто называть, - Хаммер-Центра. В. Кубасов, который был включен в группу американских архитекторов фирмы Уолтон Беккет по проектированию ЦМТ, рассказывал в Центральном доме архитекторов об архитектурных решениях, методах и подходах к проектированию и строительству этого

объекта. В очередной раз стало понятно, что система взглядов «СССР впереди планеты всей» ничего кроме вреда стране не приносит.

В Российской Федерации Москва стала развиваться как любой город, претендующий на определенный экономический, политический и культурный статус. Иностранные архитекторы стали приглашаться для работы в Москве.

В уже упоминавшемся издании DA среди 1000 наиболее примечательных новых объектов за последние годы отмечено 6 российских построек [8], все они выполнены иностранными архитекторами и среди них четыре московских объекта. Это гольф-клуб в Сколково (Ш. Ван, 2014 г.), Московская школа бизнеса в Сколково (Аджайе Асс., 2010 г.), Музей современного искусства «Гараж» в парке Горького (ОМА, 2015 г.), небоскреб Москва-Сити (Э. ван Эгераат и НББДЖ, 2009 г.).

В Москве продолжают появляться постройки, выполненные иностранными архитекторами и вызывающими закономерный интерес у специалистов и рядовых граждан. Можно назвать институт науки и технологии в Сколково (Герцог и де Мерон, 2018 г.); Доминион Тауэр на Шарикоподшипниковой ул. (Заха Хадид, 2016 г.) (рис. 7); Технопарк Сбербанка в Сколково (З. Хадид); жилой комплекс Бадаевский (Герцог и де Мерон, 2024 г.) (рис. 8); уже упоминавшаяся реновация ГЭС-2 (Р. Пиано, 2021 г.); жилой комплекс RED 7 на Садовом кольце (MVRDV, Апекс, Гр. Основа, 2023 г.) (рис. 9).

От подобных признанных мастеров архитектуры ждешь открытий, новых подходов как к поискам формы, так и к использованию новых материалов и конструкций. Появление в Москве данных объектов стимулирует поиск новых направлений.

З. Хадид в Доминион Тауэр (рис. 7) использует прием активно выступающих объемов консольного типа в характерной для нее пластической манере. Она и ее группа применили для фасадов композитные алюминиевые панели с покрытием с меняющейся цветностью в зависимости от освещенности и направленности света.

а) б)

в)

Рис. 7. Доминион Тауэр, З. Хадид (фото 2016 г.): а-в) фрагменты фасада

Герцог и де Мерон в Бадаевском жилом комплексе на месте бывшего пивоваренного завода им. Бадаева, а до этого Трехгорного пивоваренного завода, поставили еще и социокультурную задачу - отчетливо выделить сохранившиеся (к сожалению, не все) постройки пивоваренного завода (рис. 8). С этой целью они жилую группу разместили над бывшими заводскими постройками и на возможно тонких опорах, чтобы они не мешали восприятию старых зданий пивоваренного завода (в его строительстве до 1917 г. участвовал Р.И. Клейн, автор многих известных московских объектов, в том числе и Музея изобразительных искусств им. Пушкина).

Рис. 8. Жилой комплекс Бадаевский, Герцог и де Мерон, 2024 г. (фото с макета, 2022 г.): а) вид сверху; б) на уровне земли - сохраняемые части Бадаевского пивоваренного завода

Группа Р. Пиано, помимо задач, связанных с реновацией внутреннего пространства ГЭС-2, преобразовала уличное пространство. За ГЭС-2 со стороны Дома правительства устроены амфитеатр со сценой и высажен небольшой зеленый массив, со стороны Обводного канала устроены ступени, ведущие к воде, и на них установлены устройства для сидения, сделана смотровая площадка и поставлена высокая скульптура У. Фишера, придающая законченность всей площади. Сравнительно молодая группа МУРРУ

(основана в 1993 г.) в своих работах подвергает сомнению, переосмысливает устоявшиеся классические композиционные приемы, видимо, полагая, что сложная социальная жизнь в сегодняшнем мире нуждается и в более сложных архитектурных построениях, как, к примеру, и в московской постройке (рис. 9). Каждая постройка этих архитекторов останется в истории города и в истории архитектуры.

а)

б)

Рис. 9. Жилой комплекс RED 7, MVRDV и Апекс: а) фото с выставки в Музее архитектуры, 2022 г.; б) в процессе строительства, 2022 г.

5. Прогностические концепции о создании общественных пространств на базе объектов индустриального наследия

Новые архитектурные и социоархитектурные предложения и проекты, гипотезы и концепции о совершенствовании городской среды и развитии Москвы разрабатываются постоянно в МАРХИ, архитектурных отделениях других ВУЗов, НИИ. Многие из них вполне могут быть реализованы.

Представляется, что в данной работе уместно затронуть проблему создания общедоступных социотехнических форумов (ОСТФ), то есть общественных пространств на базе существующей промышленной застройки бывших промышленных предприятий, переехавших за пределы Москвы (или прекративших свое существование). Под таким названием - ОСТФ - было сделано предложение в письме Мэру Москвы С.С. Собянину, подписанном ректором МАРХИ Д.О. Швидковским (а также профессорами института, Г.Н. Черкасовым и О.Ю. Сусловой) в июне 2018 г. о создании в Москве данного общественного пространства на базе бывшего авиазавода «Знамя Труда», находящегося около станции метро Динамо. Был получен ответ за подписью М.Ш. Хуснуллина, что «комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы поддерживает идею проведения архитектурного конкурса на проект общедоступного социо-технофорума «Знамя Труда» (письмо заместителя мэра 25-11-941/8-2 от 26.07.2018).

Конкурс был проведен в рамках концепции, включающей 4 позиции. 1 - на существующей в данный момент времени (2018 г.) застройке, 80-90 % зданий, сооружений и устройств (памятник погибшим в войне 1941-1945 гг., скульптуры и пр.) сохраняются как объекты, имеющие историческую, культурную и архитектурную ценность и подвергаются реновации в соответствии с предполагаемым новым назначением. На территории бывшего завода «Знамя Труда» площадью 60 га находятся постройки от конца XIX в. до середины ХХ в. в стиле краснокирпичной фабрично-заводской архитектуры, в стиле конструктивизма и постконструктивизма и постройки 1940-1960-х гг. Каждый из этих объектов обладает материальной и историко-архитектурной ценностью, и все вместе они представляют характерный тип промышленного предприятия (в данном случае -авиапредприятия) советского времени, который как архетип также заслуживает

сохранения. Степень сохранения каждого объекта (от полного сохранения до частичного, например, сохранения фрагмента здания, структуры здания и его каркаса и т.д.) определяется авторами проекта.

2 - Общедоступный форум - ОСТФ должен быть экономически рентабелен и коммерчески успешен. Экономические и социальные требования диктуют необходимость обеспечения многофункционального характера использования ОСТФ: торговля, культура, офисы, отели, выставки, конференции, студии, технолаборатории, шоу и пр.

3 - Возможно, появление новых строительных элементов с целью получения дополнительных площадей для обеспечения изложенных выше функций, а также для возможности создания определенного архитектурного решения как запоминающегося образа общественного пространства нового типа.

4 - в создании проекта общедоступного социо-технического форума (ОСТФ) желателен учет специфики, связанной с первоначальным назначением бывших индустриальных зданий: создание музея или музеев авиации, истории завода и пр., авиадизайн-студий, магазинов по продаже авиационной техники, вышек для прыжков с парашютом, технолабораторий и мастерских по конструированию авиационной техники, авиашоу с использованием различных естественных и светотехнических средств и пр.

Проведенный конкурс показал возможность, целесообразность и необходимость создания подобного образования (ОСТФ) в Москве по всем критериям: социальным, экономическим и архитектурным (рис. 10) [4, С. 66-69].

а) б)

Рис. 10. Проект общедоступного социо-технофорума (ОСТФ) «Знамя Труда», фото с макета, 2018 г.: а) проект А.А. Серегиной, научн. рук. Г.Н. Черкасов, 2022 г.; б) проект Д.Д. Поповой, научн. рук. Г.Н. Черкасов

Снос существующей индустриальной застройки и строительство на этом месте преимущественно жилых зданий выглядит совершенно архаичным решением без какого-то видения контуров дальнейшего развития города. Создание ОСТФ явилось бы существенным элементом стратегического планирования. А формирование подобных форумов, к сожалению, не состоявшихся, на базе ЗИЛа, заводов «Серп и молот», «Знамя Труда» означало бы стратегическое решение [5], сопоставимое с созданием Центрального парка в Нью-Йорке или района Дефанс в Париже.

Источники иллюстраций

Рис. 1-10. Фотографии автора.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подольский Р.П. Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий XVII-XVIII вв. // Проблемы архитектуры: сборник материалов / под редакцией

А.Я. Александрова. Том 1, книга 2. Москва: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. С. 171-211.

2. Попова Д.Д. Проектирование общественных пространств на базе объектов индустриального наследия в Москве // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 91-107. URL:

https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/05 popova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20221-91-107

3. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия: сборник материалов по проблеме сохранения и реновации объектов индустриального наследия / составители: Д.О. Швидковский, Г.В. Есаулов, Г.Н. Черкасов, О.Ю. Суслова. Москва: МАРХИ, 2018. 214 с.

4. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия: сборник материалов по проблеме сохранения и реновации объектов индустриального наследия / составители: Д.О. Швидковский, Г.В. Есаулов, Г.Н. Черкасов, О.Ю. Суслова. Москва: МАРХИ, 2021. 148 с.

5. Черкасов Г.Н. Застройка территорий бывших Московских заводов «ЗИЛ», «Серп и молот», «Знамя Труда» жилыми зданиями - снижение социокультурного показателя Gaudium // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т. 2. Москва: МАРХИ, 2023. С. 326-327.

6. Черкасов Г.Н. Костомукша, Белорусский металлургический завод. Комплексы, построенные на основе международного сотрудничества // Архитектура СССР. 1986. №1. С. 36-41.

7. Черкасов Г.Н. Формирующийся московский аттр-анклав - «Красный Октябрь» - ГЭС-2 - Новая Третьяковка - «Красные текстильщики» // Архитектура и строительство России. 2022. №3. С. 108-115.

References

1. Podolsky R.P. Materialy k istorii arhitektury staryh pmmyshlennyh zdanijXVII-XVIII vv. [Materials for the history of architecture of old industrial buildings of the 17th-18th centuries. Problems of architecture: collection of materials. Edited by A.Ya. Alexandrov. Vol. 1.

Book 2]. Moscow, 1936, pp. 171-211.

2. Popova D.D. Designing public spaces based on industrial heritage sites in Moscow. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 1(58), pp. 91-107. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/1 kvart22/PDF/05 popova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-1-91-107

3. Sohranenie i renovacija objektov industrial'nogo nasledija [Preservation and renovation of industrial heritage sites: collection of materials on the problem of conservation and renovation of industrial heritage sites. Moscow Institute of Architecture (State Academy); compilers: D.O. Shvidkovsky, G.V. Esaulov, G.N. Cherkasov, O.Yu. Suslova]. Moscow, 2018, 214 p.

4. Sohranenie i renovacija objektov industrial'nogo nasledija [Preservation and renovation of industrial heritage sites]: collection of materials on the problem of conservation and renovation of industrial heritage sites. Moscow Architectural Institute (State Academy); compilers: D.O. Shvidkovsky, G.V. Esaulov, G.N. Cherkasov, O.Yu. Suslova. Moscow, 2021, 148 p.

5. Cherkasov G.N. Zastrojka territorij byvshih Moskovskih zavodov «ZIL», «Serp i molot», «Znamya Truda» zhilymi zdaniyami - snizhenie sociokul'turnogo pokazatelya Gaudium [Development of territories of the former Moscow factories ZIL, Serp I Molot, Znamya Truda with residential buildings - a decrease of the socio-cultural indicator Gaudium. Science, education and experimental design: abstracts of reports of the international scientific-practical conference of faculty, young scientists and students. Vol. 2]. Moscow, 2023,

pp. 326-327 p.

6. Cherkasov G.N. Kostomuksha, Belorusskijmetallurgicheskijzavod. Kompleksy, postroennye na osnove mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Kostomuksha, Belarusian Metallurgical Plant. Complexes built on the basis of international cooperation]. Arhitektura SSSR, 1986, no. 1, pp. 36-41.

7. Cherkasov G.N. Formirujushhijsja moskovskij attr-anklav- «Krasnyj Oktjabr1» - GES-2 -Novaja Tretjakovka - «Krasnye tekstil'shhiki» [The Emerging Moscow Attr-Enclave - «Red October» - Ges-2 - New Tretyakov Gallery - «Krasnye Tekstilshchiki»]. Arhitektura i stroitel'stvo Rossii, 2022, no. 3, pp. 108-115.

ОБ АВТОРЕ

Черкасов Георгий Николаевич

Доктор архитектуры, профессор кафедры «История архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия istarh@markhi.ru

ABOUT THE AUTHOR Cherkasov Georgiy N.

Doctor of Science in Architecture, Professor of the Department «History of Architecture and Urban Planning», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia istarh@markhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.